Соломоново решение?
1697
5
Для того чтобы вести моральный образ жизни, как, впрочем, и для
изготовления добротной вещи, нужно иметь немалое дарование и большое
искусство. Вполне было бы достаточно одной доброй воли, чтобы стать
моральным, если единственное условие для этого заключается в признании
суда морали. Моральность праведной воли = обязательство поступать согласно
каким-либо требованиям морали = может быть универсальной, и, воля как
всеобщая способность, возможно присуща в равной мере всем, кого знаем,
однако вряд ли эти атрибуты человеческого существования развиваются и
выполняются каждым из нас в равной степени.
Поверхностная мораль праведной и благонамеренной воли вменяет общую
обязанность поступать должным образом, исходя из должного основания.
Отличная от нее более глубокая мораль содержит также активную установку на
выработку морально значимых намерений и на осуществление их в подобающей
деятельности1. Вероятно, смысл моральной жизни выходит за границы воли,
преуспевшей в приговорах суда праведности, и подразумевает деятельность,
адекватную осуществлению принципов морали (или, к примеру, воли Аллаха)
даже в том случае, если морально значимое действие выполнимо только in
foro interno . В конце концов наиболее доступный и простой способ
выдержать суд праведности состоит в сведении намерений к минимуму.
Истинный смысл морали выше желания малого, т. е. стремления ничего не
жалеть. Человек с чистой волей и обостренным моральным чувством, но не
способный исполнить свои решения и планы может быть обаятельной, даже
трагической личностью, однако со временем его претензии на моральность
окажутся пустыми.
Между тем необходима известная проницательность, чтобы понять смысл
каждого долга и знать, чем руководствоваться в любой ситуации. Всеобщая
обязанность поступать правильно, т. е. поступать должным образом исходя из
должного основания, сама по себе ничего не говорит о способности индивида
выполнить данную обязанность. Исполнительная мораль = доведение доброй
воли до осуществления в конкретных намерениях и действиях = не может, как
представлял Кант, гарантироваться особыми моральными способностями, без
которых и раньше в общем обходились, действуя эффективно и правильно. Если
мораль как исполнительна, так и законодательна, если она действенна так
же, как и праведна, то различия в практической способности становятся
морально значимыми .
Серафимм
1. Когнитивные и интеллектуальные способности
= проницательность, предотвращающая вред, удовлетворяющая потребности и
приносящая благо;
= предвидение и °боковое° зрение, активная установка на сравнительное и
систематическое мышление, распределяющая приоритеты согласно решениям на
основе принципа рефлективного равновесия.
= воображение и сообразительность, изобретательность, остроумие;
= детализированное и контекстуализированное чувство меры и приоритетов;
= открытость по отношению к новации и коррекции, которая вместе с тем
надежна против искуса смятения перед отдаленными и просто воображаемыми
возможностями;
= способность избирать и идти на сотрудничество .
2. Черты характера и исполнительности
= развитая эмпатическая понятливость;
= лояльная объективность, сознание собственных границ;
= энергия, настойчивость и способность конструктивно относиться к
конфликту и поражению;
= деятельная способность поступать в согласии с суждением о наилучшем;
= чувство правомерности, способствующее видению и прояснению побудительных
причин;
= чувство времени (культурно и контекстуально изменчивого), такта и
экспрессивности
= нужно уметь видеть, когда надавить, а когда воздержаться, когда
сблизиться, а когда отойти, когда слушать, а когда советовать;
Серафимм
3. Навыки
= ряд навыков, дающих возможность соответствующего исполнения достойных
намерений. Многие из них приобретены и значительно варьируются в
зависимости от общественных потребностей и индивидуальной ситуации.
Конечно, здесь мы отвлекаемся от вопроса, в какой мере перечисленные
характеристики самодостаточны или взаимоисключают друг друга. Ни одна из
них, взятая в отдельности, не гарантирует, что индивид будет действовать
соответствующим образом, но и обладание всеми ими вовсе не обязательно,
для того чтобы подойти вплотную к деятельной морали. Они могут быть
использованы хорошо или плохо, на благо или во вред. Ряд способностей и
навыков вообще говоря не являются необходимыми. Их нормальное количество и
состав определяются потребностями реализации наилучших намерений.
Моральная компетенция не требует какой-то особой моральной теории, более
того, моральной теории вообще, нет нужды и в том, чтобы моральные агенты
принимали мораль как план для себя, с помощью которого обеспечивается
безупречность, отслеживание и оценка мотивов и действий. Действительно,
чрезмерно пристальное и постоянное внимание к собственным мотивам и
ориентациям может помешать, причем существенно, первостепенному =
сосредоточению на ближайших задачах. Конечно, надо уважать ближних и
отвечать на их вопросы, критику, однако активные и устойчивые отношения
привычки не требуют, более того, не предполагают эксплицитного оправдания.
Несмотря на то что мораль неразрывно связана с деятельностью в согласии с
наилучшими или наиболее оправданными ориентациями, все же компетентный
субъект морали не нуждается в артикуляции или защите принципов своей
деятельности.
Значимая мораль подпадает под сферу случайности . Но есть моральный случай
и моральный случай. Некоторые случайности являются, бесспорно,
порождениями каприза и, как отмечал еще Аристотель, нет основания для
построения теории применительно к просто случайному. Тем не менее многие
случайные факторы законообразны. Непредвиденные и неконтролируемые
обстоятельства могут, безусловно, расстроить лучшие из намерений, и в
таких случаях мы ценим намерения и прощаем неудачу. Но когда случайности в
целом предсказуемы и обстоятельства в общем контролируются, мы переносим
ожидания и оценки с намерений на их исполнение.
Серафимм
Но понимание смысла жизни
Соломона = как он задан сообществом и как влияет на соломоновы поступки =
не выступает случайным эпизодом в определении справедливости требований,
предъявляемых к Соломону. Оно центрально в этом определении. Поэтому-то
тщетно ожидать общего решения проблемы Соломона применительно ко всем
возможным соломонам во всех возможных социополитических контекстах.
Другими словами, мы вернулись к тому, с чего начали, а это для философов
отнюдь не дурной знак, если все подлежит пониманию .
Серафимм
Прочитал...и опух, на хрен...Да-а-а-а-а
"вштырило"...вот и думай после этого...про кофе и про более земные весчи...да уж...:-((((((
Необходима срочная психиатрическая помощь?