Кто научит думать?
3171
21
1 сентября, выступая на празднике в провинциальной школе, В.Путин сказал, что образование - это не набор знаний, образование - это мировоззрение, общее представление о жизни...

Таким образом В.Путин предложил перейти от педагогики фактологической к педагогике методологической.

Основой фактологической педагогики является запоминание; основа же педагогики методологической - понимание.

Фактологическая педагогика нацелена на запоминание фактов, и в этом - основная причина её кризиса, поскольку сейчас количество фактов растёт лавинообразно. Для того, чтобы "освоить" возросший объём информации, чиновники от образования предлагают увеличить продолжительность обучения, не понимая, что, на самом деле, эта мера - временная, поскольку лет через пять, когда количество информации, как минимум, удвоится, сегодняшняя система образования опять столкнётся с той же самой проблемой, и тогда что же, опять продлевать продолжительность обучения?..

Методологическая педагогика учит методологии освоения знаний, учит видеть не разрозненные факты, а их взаимосвязь, картину в целом; она помогает человеку сформировать целостное мировоззрение, научиться думать, думать самостоятельно...

Как только Россия перейдёт на методологическую педагогику, по темпам роста наша страна выйдет на первое место в мире. Ведь вы только представьте себе: миллионы самостоятельно мыслящих людей, умеющих находить оптимальные решения...
Korrektor
Вот, оказывается, чего нам не хватало! Интересно, кто ему подсказал? Наверное америкосы, а то наши советники все сплошь в советской школе учились. И сам бы не додумался, не научили в школе самостоятельно думать. Метода была ошибочной.
Интересно, а можно ли вообще научить человека думать?

И вообще фактологическое ли наше образование? У нас здесь есть учителя, они наверное разъяснят этот вопрос, но у меня, в свое время, сложилось ощущение, что система образования у нас хаотична, то есть, правильнее сказать, субъективна. То есть зависит от субъекта, бишь педагога.

Мне например 20 лет назад с ьрудом давались предметы суть которых есть запоминание, то есть история, обществоведение и иже с ними. Литература мне не давалась по другой причине, по прочтении произведения мои взгляды на мысли авторов сильно расходились с "линией партии", поэтому приходилось довольствоваться учебником литературы...:D

Предметы же, в основе которых лежит понимание мне давались легко. Но я заметил, что у других людей все происходит по другому. Не потому что они глупее, просто у них мозги устроены по другому. Я думаю Вы не раз читали о людях запоминающих что-либо с первого раза, или о ходячих энциклопедиях... Меня всегда поражала способность таких людей к хранению "лишней" информации
Черный кот
Запоминание прочтенного или услышанного ничего общего не имеет с устройством мозгов, как способностью думать. Это зависит от того, насколько развито центральное зрение по отношению к периферическому (физиология), и от того, аудиал человек, или визуал (психотип).
На самом деле, большинство проблем у детей с учебой - именно от зрения. Не от остроты оного, а от других его характеристик. И от слуха.
А Вы считаете, что "психотип" не есть "устройство мозгов"? Я вот, в свое время, с трудом запомнил дату ледового побоища, хотя зубрил и на слух и визуально, но поэму Есенина "26" "зазубрил" безо всякого труда.
А в математике, доказывал теоремы опираясь только на предыдущие знания и свои мозги. Есть люди которые этого не могут. Согласен, "гимнастика мозгов" в этом очень много значит, но это еще не все.
Korrektor
...::: Кто научит думать? :::...

никто не научит. это от рождения либо дано, либо не дано.

насколько мне известно, нет сейчас таких методик.

на мой взгляд, выход может быть только в отказе от общего образования в пользу специального: каждая профессия выставляет набор навыков, а претенденты должны эти навыки набрать в учебных заведениях ну или на производственной практике.

тогда запоминать придется только то, что понадобится.

ну и кроме того, я не уверен, что согласен и с логикой ваших утверждений и с предпосылками и выводами, но мне недосуг размышлять над этим. просто что-то там не так.
...::: Кто научит думать? :::...

Есть такая фигня, переход количества в качество. Это как с английским. Зубришь отдельные слова и вдруг начинаешь говорить. Мозги в этом смысле нисколько не отличаются от мускулатуры. Чтобы быстро думать, нужно много думать, тренировать мозги, как мышцы. Так же, как с мышцами, на конечный результат влияют также наследственность, питание и среда.
Черный кот
> А Вы считаете, что "психотип" не есть "устройство мозгов"?

Однозначного соответствия нет.
Черный кот
> То есть зависит от субъекта, бишь педагога.

согласен, учителя чувствуют эту ситуацию (см. выше) и стараются приспособиться, за что им огромная благодарность. Но не всегда и не у всех это получается. Проще работать по шаблону: определение, формула, дата. И что самое печальное: инициатива учителей, больше похожа на геройство, чем на общепринятую необходимость. Ведь в общем идут по пути увеличения нагрузки.
У знакомых девочка учится во четвёртом классе, так домашние задания приходится готовить всей семьёй КАЖДЫЙ день.
Зачем это?

> Предметы же, в основе которых лежит понимание мне давались легко.

Т.е. более способные оказываются впереди, с лёгкостью осваивают материал и в результате получают комплек полноценности, который потом предстоит изживать.
> никто не научит. это от рождения либо дано, либо не дано.

Т.е. есть люди, которые в НЕ СПОСОБНЫ ДУМАТЬ?
И наша цель в системе образования отобрать тех кому от природы эта способность дана?
Видимо так же думают чиновники, когда проводят реформы в школе.
Korrektor
Ну я не способен и что? Я как начинаю думать у меня голова болит.
:о) да нет как раз я утверждаю, что ты способен думать, и собрав из набора букв предложение, ты публично доказал это.

"Ну я не способен и что? Я как начинаю думать у меня голова болит"
Korrektor
Так это любой дурак может. А вот задуматься специально не получается.
Mihansk
...::: Чтобы быстро думать, нужно много думать, тренировать мозги, как мышцы. :::...

это-то да. но только у каждого человека свой "предел", до которого он развивается нормально, но превышение этого предела идет с очень-преочень низким КПД. Я достаточно серьезно занимался спортом, и могу сказать с полной уверенностью, что как раз в спорте главное - данные, тренировки - вторичны. По крайней мере в лыжных гонках и беге точно так.

И с интеллектом тоже так. Пока есть резерв - открыть его можно. Но перешагнуть через "предел" - сложно или даже невозможно. К тому же когда нет системы тренировок.

Насчет английского - там еще сложнее. Чтобы начать говорить на настоящем английском необходим опыт общения в англоговорящей среде. Просто уча слова никогда не начнешь говорить на английском. На настоящем, по крайней мере.
Korrektor
...::: Т.е. есть люди, которые в НЕ СПОСОБНЫ ДУМАТЬ? :::...

думать здесь подразумевается "делать выводы, находить причинно-следственные и другие взаимосвязи".

способны думать все. но с разной эффективностью.

простой пример: повращайте в уме шар, треугольник, куб, тетраэдр, октаэдр. Некоторые способны в уме вывернуть батарею в пуговицу с N дырками, а некоторые даже не поймут, что имеется в виду.

P.S. известная шутка: "кто такой тополог?" "это тот, который не может отличить кружку от бублика" (c)
>И с интеллектом тоже так. Пока есть резерв - открыть его можно
Только нынешняя школа его не открывает, а наоборот закрывает.
В школе №ххх г.Новосибирска 4параллельных класса (7-й кл) итого-120человек, из них 30!!! остаются на второй год (школа обычная, не для умственно отсталых). У нас что, каждый четвертый идиот? Нет, скорее всего либо учителя, либо существующая система обучения.
> способны думать все. но с разной эффективностью.

так система образования и должна помочь максимально реализовать тот потенциал, который заложен в человеке, все люди разные, но каждый имеет право на счастье.
Вместо этого идёт постоянный отсев достойных, остальных сваливаем рядом в кучу.
Значит девочке либо лень либо раньше с ней не занимались. У меня тоже у знакомого сын: "Па, помоги уроки сделать, не получается..." Когда "Па" начинает разбираться, выясняется что парень даже задачу до конца не дочитал.
Черный кот
Да нет действительно много задают, а ещё английским мучают
Korrektor
А что такое хорошее высшее образование? Далеко не всега система знаний как таковых. То, чему учат в вузе, в принципе далеко не всегда может пригодиться на практике. Зато там учат думать, работать с информацией.
Пример. Ну, зубрили мы когда-то латынь с древнегреческим, а кто помнит? Из всей группы наукой занимаются всего-ничего, кто-то в школе, кто-то переводчик, кто-то редактор. А ведь трем последним профессиям нас никак не обучали.
В наше время тоже кричали что много задают... Еще утверждали, что Демкович слишком сложно для детей, по Рымкевичу задачки решать надо...

Теперь периодически слышу "Насколько сложные задачки в Рымкевиче..." Что еще сказать.

Нам, помнится, тоже задавали много, помнится напишут столбик, этак примеров по 20, ничего за 10 минут справлялся.

Вообще тут философский вопрос... Для кого ребенок учится? Чтобы родители могли им гордиться, чтобы учитель не журил, или же все таки для себя?
>>>>>Я как начинаю думать у меня голова болит.

Так этож закон Ома - сопротивление большое. Процессор Дюран охлаждают вентилятором. То есть - купи вентилятор и думай. А ещё можно внутрь принять растворитель какой, чтобы заряжённых частиц в голове прибавилось...