Как сделать Новосибирск городом комфортным для жизни
132146
637
in_the_nick
Дворники не могут выехать с родины
нужен тот, кто сможет объединить функционалы вот этих двух устройств в одном механизме
Илон Маск, ты где!?
in_the_nick
Нужно формировать постоянно работающую систему. Чиновники живут своей жизнью, реагируют только на уколы в филейную часть
и я о том же!
нужна система - набор алгоритмов, с помощью которых можно будет формировать резонанс по жизненно важным вопросам городского благоустройства
резонанс достаточно сильный, чтобы чиновники мэрии и обладминистрации не могли его игнорировать
adambereg1
прошелся по ссылке анонса и снова попал на самарский нгс - статья про фото города с высоты
Слава Степанов снял в своей манере с крыш и дрона ночные и дневные виды Самары
красиво снял
но интересное не это, а комментарии местных .)
https://63.ru/text/gorod/2020/11/17/69552913/comments/

я думаю, в любом городе, если зайти на страницу комментариев к статье про городскую жизнь, комменты будут почти одинаковые - жизнь дерьмо, город помойка, застройщики обнаглели, власти воруют, статистику по короновирусу врут, сегодня жарко оооо, завтра мороз ууу, снег не убирают!!! .)
я специально посмотрел несколько сайтов из проекта Шкулёва - Екатеринбург, Краснодар, Ростов на дону
даже в Питере (кстати, Шкулёв там купил Фонтанку.ру) никаких отличий, ну разве что ботов нет - модераторы работают хорошо

и смысл уезжать в другой город, чтобы там получить такой же набор стандартных российских проблем?
adambereg1
На мой взгляд , только здоровая самокритика двигает вперёд и если ехать , то туда где лучше.
Самара ... да шило на мыло.
Но вот Москва, Петербург, Казань, Екатеринбург, явно уж вперёд ушли. Сочи и Краснодар я уверен лет через 10 уйдут , то количество людей, которое туда уезжает приведёт к качественному скачку.
Я сегодня, когда ехал по улице Челюскинцев , у меня было полное ощущение, что я еду по просёлочной дороге в деревне, такое количество грязи со снегом. И вы поймите - это третий город в стране ! Просто в голове не укладывается. И вы вот часто призываете выработать какие-то механизмы : я вот что-то не очень верю, что несколько человек на форуме могут что-то сделать.
Это ж комплекс проблем: и безразличие общее, и отсутствие денег в бюджете, и «провинциальный взгляд» на многие вопросы. И это какой - то замкнутый круг получается : для того, что были деньги в городе - нужна среда во всех смыслах, а чтоб была среда - нужны деньги
Алексий
Родственники есть именно в Новосибирске. А чем Вам Таганрог приглянулся? Кроме Чеховских мест есть там интересное?
ИнтерДиалог
а не знаю, какой он сейчас, может, это просто воспоминания меня 25-летнего
хотя там и сейчас хорошо, у нас тут на форуме в Мусорке товарищ из Еката, уроженец Таганрога, на историческую родину минимум раз в год выезжает :biggrin:
просто, есть города которые воспринимаешь как "свои", а есть, которые как "чужие", есть "нейтрально"
от Таганрога ощущение "свой" остаётся
как треть Томска, которую перенесли под Ростов, хотя они совершенно разные по стилю :biggrin:
тепло, солнечно, лиман на месте :biggrin: граница правда рядом, где сейчас неспокойно, это да
если в Нске родственники то на выбор понятно, что это может влиять :agree:
Екатеринбург ближе Нижнего
Nsk11111
если ехать , то туда где лучше.
ну, спорно

вот бежите вы, например, от плохой архитектуры и плохого градоустройства в Новосибирске в другой город РФ
приезжаете в какой-нибудь город, например, в Краснодар, а этот город - малоэтажная деревня, растянутая на десятки километров, и устаревшая разваливающаяся инженерная инфраструктура, и пробки, каких в Нске и не снилось, а город растёт высокими темпами и скоро все эти проблемы станут градообразующими и градоразрушающими
едете в другой город, например, в Казань - а там нерешаемые межнациональные проблемы
едете в Сочи, а это город-курорт, со всеми вытекающими из этого
едете в Москву, а темпы столичной жизни не для провинциала или человека слабой нервной организации и вы получаете невроз с психозом и букет соматических болезней
сбегаете в Питер, а это "притихший северный город, низкое небо над головой" и специфические коренные жители - и вот вас уже не радуют архитектурные красоты культурной столицы, а слова "поребрик" и "парадное" вызывают идиосинкразию
и вы в очередной раз планируете побег от неустраивающей вас реальности

и ваша жизнь, жизнь человека с сибирским менталитетом, укоренившемся в вас гораздо глубже, чем вы ожидали, превращается в вечную погоню за идеальным местом для жизни
потому что
комплекс проблем: и безразличие общее, и отсутствие денег в бюджете, и «провинциальный взгляд» на многие вопросы. И это какой - то замкнутый круг получается
это не специфический недостаток именно Новосибирска, а общероссийская беда

и тогда вы уезжаете в Азию, Европу или Северную Америку, рассчитывая именно там найти ваш персональный рай
но... мне продолжать?

.)
Nsk11111
если ехать , то туда где лучше
то есть, жизнь ставит перед нами такой выбор - поступить малодушно, пытаясь сбежать от трудностей Новосибирска
или остаться и постараться решить локальные проблемы сибирской столицы
тем более, что город потенциал города побольше многих других городов России

я вот что-то не очень верю, что несколько человек на форуме могут что-то сделать
ну вот да - синдром выученной беспомощности, культивируемый в нас руководством страны, дал свои всходы, согласен
согласен, что теперь очень непросто расшевелить сложившийся в Новосибирске "этнос", от уровня "охлос" до уровня "демос" .)
adambereg1
а теперь о грустном

в национальном рейтинге мэров (участвуют 88 городов), подготовленном Центром информационных коммуникаций «Рейтинг» совместно с Финансовым университетом при Правительстве РФ, мэр третьего города России Новосибирска Локоть Анатолий Евгеньевич занимает непочётное 55 место (по итогам июня-июля 2020 года)

вот текст:

Анатолий Локоть (Новосибирск), остаётся на прежнем месте в «Национальном рейтинге».

Показать спойлер
Эксперты сочли логичным решение мэра Новосибирска из-за COVID-19 перенести День города, который обычно празднуется в последнее воскресенье июня. Резонанс имело заявление новосибирского градоначальника о том, что полномочия в сфере здравоохранения необходимо возвратить на муниципальный уровень. (С 2013 года здравоохранение – под контролем правительства региона). У города есть муниципальная сеть аптек, в которой, к слову, сначала наблюдался дефицит средств индивидуальной защиты, а потом их подорожание.

К частным ухудшающим имидж мэра обстоятельствам наблюдатели отнесли суд по делу о защите деловой репутации, где он является ответчиком. Градоначальник обвинил ГК «Стрижи» в срыве сроков строительства детского сада. В компании посчитали эти обвинения ложными и обратились в суд.

Положительную реакцию вызывало начало четвёртой очереди реконструкции Михайловской набережной – работы проводятся совместно с частным инвестором без привлечения средств городского бюджета.

На осенних выборах в региональное заксобрание противостояния партии мэра, КПРФ, с «Единой Россией» эксперты не ожидают, не исключая, впрочем, борьбы в некоторых округах, где партиям-конкурентам договориться не удалось. Первую тройку партсписка коммунистов снова возглавит Анатолий Локоть, что, по мнению наблюдателей, должно подчеркнуть стабильность позиций местных коммунистов.

Однако, полагают некоторые эксперты, все достижения местной власти меркнут на фоне финансовых проблем, с которыми столкнулись руководители города. Преодолеть их без участия федерального центра практически невозможно. Анатолий Локоть заявил, что в Новосибирске — крупном логистическом центре Зауралья – в результате эпидемии наиболее пострадали транспорт, авиа-, авто‑ и железнодорожные перевозки, туризм, гостиничный бизнес, сфера развлечений, непродовольственный ритейл. Несколько сотен предприятий полностью или частично прекратили работу. В кризисной ситуации оказалось малое и среднее предпринимательство. Их поддержка обойдется бюджету города в 860 млн рублей выпадающих доходов. А всего объём выпадающих доходов в текущем году составит в Новосибирске весомые 2,5 млрд рублей. Это может фатально сказаться на экономике города, заявил мэр на недавнем пленуме ЦК КПРФ.



и действительно, никаких особых достижений не зафиксировано
ну хотя бы поднялся с 59 места, которое наш мэр занимал в октябре-ноябре 2019 года
Показать спойлер
на этом же ресурсе есть рейтинг губернаторов
за период сентябрь-октябрь 2020 года Травников А.А. находится на 21 месте

Показать спойлер
Положение Андрея Травникова (Новосибирская область) в «Национальном рейтинге» остаётся стабильным. Эксперты напрямую связывают сохранение «Единой Россией» внушительного большинства в Законодательном собрании (более 72% мандатов) с тем, что губернатор возглавлял список этой партии. Свою роль, безусловно, сыграли и активные поездки Андрея Травникова в предвыборный период по районам и городам области. В итоге глава и правительство региона получили на ближайшие пять лет дееспособный и договороспособный законодательный орган.

Эксперты отметили участие Андрея Травникова в заседаниях коллегии Министерства науки и высшего образования РФ и в работе президиума Госсовета РФ. Выступления Андрея Травникова по реализации национального проекта «Наука» закрепили его статус одного из наиболее активных и эффективных специалистов по данному направлению среди региональных и федеральных руководителей.

Во время посещения Новосибирской область вице-премьер Правительства РФ Марат Хуснуллин высоко оценил ход реализации масштабных региональных проектов, в том числе начавшуюся реконструкцию аэропорта «Толмачёво», строительство 4-го моста через Обь и новой ледовой арены, возводимой к молодежному Чемпионату мира по хоккею в 2023 году. Одним из итогов визита стало выделение федеральных средств на достройку проблемных объектов.

В начале октября в Новосибирске вступил в строй новый волейбольный центр. Решение о его строительстве было принято в 2017 году после встречи Андрея Травникова с председателем наблюдательного совета Всероссийской федерации волейбола Николаем Патрушевым. Вполне логично, что секретарь Совбеза оказался в числе высокопоставленных гостей, посетивших церемонию открытия. Эксперты, кроме того, обратили внимание на визит Николая Патрушева на авиазавод им. Чкалова, чем он фактически подтвердил наличие планов по госзаказу для новосибирского предприятия.

Также Андрей Травников, уже с министром спорта РФ Олегом Матыциным, посетили ряд спортивных школ и подписали соглашение между федеральным министерством и правительством Новосибирской области о сотрудничестве и взаимодействии в сфере физической культуры и спорта.

На встрече губернатора с главой Российских железных дорог Олегом Белозёровым были подтверждены планы РЖД по инвестированию в текущем году в Новосибирскую область 11,5 млрд рублей.

В плюс главе пошло открытие в наукограде Кольцово уникального по оснащению лицея «Технополис» – «самой умной», по словам губернатора, школы из построенных в последние годы.

Таким образом, и на федеральном, и на региональном уровнях Андрей Травников в рассматриваемый период действовал успешно. В результате он сохранил прежнюю позицию в группе лидеров «Национального рейтинга».
Показать спойлер
AndryA
Есть там прямой проход вдоль улицы Гоголя. Смотрите внимательней. Плюс немного изогнутый пожарный проезд ближе к Цирку.
Пешеходу не нужен проход вдоль. Ему нужна прямая траектория либо к цирку, либо к остановке на Нарымской, либо пройти прямо по Челюскинцев через переход на Нарымской
0ffshore
По Челюскинце в и на остановку никаких проблем нет, видно на схеме. К Цирку да, прямого прохода нет. Но как часто вы ходите в Цирк? Это же не поликлиника или бизнес-центр. Раз в год можно и через газоны пройти.
AndryA
Нет прямого короткого прохода от Гоголя в сторону 1905г по Нарымской. Надо обходить вдоль кромки улиц. Нет прохода от выхода из сквера от храма в сторону перехода в сторону Челюскинцев, 48/1
adambereg1
и вот вопрос - представители мэрии Новосибирска будут участвовать?
или город останемся безучастным к современным мировым урбанистическим тенденциям?
Вопрос даже не в этом. Допустим, наш мэр будет участвовать. Вопрос в том, кто и что будет преподавать (не будет ли это освоением бюджетных денег в разговорах ни о чем или лекциями эффективных менеджеров слабо представляющих механизмы развития города как системы), а также доступно ли понимание урбанистических тенденций кондовому чиновнику со стажем?
adambereg1
А какие у вас мысли на этот счёт : каким образом решить локальные проблемы ? И менять ситуацию в лучшую сторону ?
adambereg1
КАК БУДЕТ ВЫГЛЯДЕТЬ НОВОСИБИРСК К 2030 ГОДУ: ОКРАИНЫ РАЗОВЬЮТ, А В ЦЕНТРЕ ЕСТЬ ПРОБЛЕМЫ

Реконструкция и строительство школ и детских садов должны быть приоритетом в генплане развития города.

На заседании постоянной комиссии Совета депутатов города Новосибирска по муниципальной собственности депутаты обсудили изменения, которые будут внесены в генеральный план. Пристальное внимание – на объекты спорта, культуры и благоустройства, обозначенные в обновлённом проекте генплана.

Показать спойлер
Начальник департамента строительства и архитектуры мэрии города Новосибирска Алексей Кондратьев представил депутатам актуализированный проект генплана. И отметил, что в последние годы бурно развивались крупные жилмассивы на окраинах города. Это требует активного развития в этих микрорайонах не только улично-дорожной сети, но и социальной инфраструктуры.

Так, по уточнённому генплану в городе предусмотрено строительство 149 детских садов и 110 объектов образования до 2030 года. В основном это реконструируемые объекты, но будет и строительство новых.

При принятии актуализированного генплана депутаты попросили обратить внимание не только на бурно застраиваемые окраины города, но и на центр Новосибирска, где есть серьёзные проблемы с объектами социальной сферы.

«Вот, например, в центре Новосибирска за последнее время не построен ни один детский сад. Реконструкция – да, строительство – нет! Если в генплан это не внести, то мы ещё более усугубим тяжелейшую ситуацию с детскими садами в центральной части Новосибирска», – заметил председатель комиссии Совета депутатов города Новосибирска по муниципальной собственности Сергей Бондаренко.

Разработчики признали, что земельных участков, пригодных под строительство, в центре города крайне мало. Поэтому здесь предусмотрена только реконструкция: в центральном округе отремонтируют четыре дошкольных учреждения.

Депутат Бондаренко призвал внимательнее отнестись к выделению земельных участков в центральной части города, чтобы избежать появления новых жилых кварталов, где не будет ни школ, ни детских садов.

«Генеральный план Новосибирска мы обсуждаем как никогда тщательно, открыто, в диалоге. Заложен хороший фундамент для работы депутатов и департамента градостроительства и архитектуры», – подчеркнул Сергей Бондаренко.

Депутаты высказали пожелание провести рабочее совещание с уточнением правил землепользования и застройки и с конкретизированным перечнем объектов социальной сферы, рекреационных зон и территорий благоустройства.
Показать спойлер
Nsk11111
А какие у вас мысли на этот счёт : каким образом решить локальные проблемы ? И менять ситуацию в лучшую сторону ?
я отвечу вам немного позже
adambereg1
:biggrin:

На комиссии по местному самоуправлению рассматриваем отдельные параметры бюджета на 2021 год.

На ремонт трамвайных путей мэр собирается потратить 15 миллионов рублей. На рассказ горожанам о прекрасной работе мэрии и горсовета более 150 миллионов. В частности 35 миллионов наших денег на очень популярные СМИ - "городская волна" и "муниципальное телевидение" (смотрите?), около 30 миллионов на сайт мэрии и зарплаты департамента, и почти 100 миллионов на взятки коммерческим СМИ, чтобы писали хорошо, а плохо не писали.

Показать спойлер
Я на заседании предложил включить здравый смысл и перенести хотя бы миллионов 45 из пропаганды на трамвай. Заметьте, даже не поменять местами 15 и 150, что было бы, кстати, весьма логично, а просто распределить несколько более вменяемо.

В итоге три депутата от коалиции - Хельга Пирогова , Светлана Каверзина и я, проголосовали за непринятие статей в том виде, как предложено; а единоросы - Люмин, Атякшев, Чернышов, коммунисты - Тыртышный, Андреев, и Беспечная из ЛДПР поддержали проект мэрии без изменений.

Считаю, в голодные годы неэффективно расшвыриваться деньгами на пропаганду неприемлемо и расточительно. Не мытьем так катанием будем добиваться перераспределения этих средств на что-нибудь более полезное для горожан.
Показать спойлер

(с) Сергей Бойко
adambereg1
Разработчики признали, что земельных участков, пригодных под строительство, в центре города крайне мало. Поэтому здесь предусмотрена только реконструкция: в центральном округе отремонтируют четыре дошкольных учреждения.
...поэтому оставшиеся пригодные участки мы отдадим под жилые дома)
AndryA
...поэтому оставшиеся пригодные участки мы отдадим под жилые дома)
причём не ниже 27 этажей .)
Алексий
да, тоже увидел этот его пост у него в фэйсбуке
хорошо, что появилась возможность такие решения мэрии и горсовета не замалчивать и выводить в публичную плоскость!
adambereg1
ну там на самом деле вопрос даже не к муниципальному тв / радио городская волна, содержанию сайта и департамента, понятно, затраты вроде как и лишние, но не столь и великие, ну и надо, хоть и не смотрит / не слушает никто :biggrin: там сильно урезать не получится, оно либо ноль, либо около того, как есть...
но вот соточку отслюнявливать за платный пиар... нафиг-нафиг :mafia:
adambereg1
Городу нужна открытость и взаимосвязь между горожанами и муниципалитетом. Конечно, в первую очередь, для этого нужна "добрая политическая воля" с той и другой стороны. Но надо отметить, что на точечные жалобы реакция бывает, но она такая узолокальная, просто, шприцевая. А нужна постоянно действующая, которая будет полезна всем. Все-таки на дворе 21 век и уже существуют системы london datastore, NYC Data Mine, портал "Наш город" в Москве, наконец! Новосибирск - интеллектуальная столица Сибири (ну, по крайней мере, хочется в это верить)), неужели мы не способны такую платформу создать? Я верю в наш город)
На самом деле, можно много уже известных и интересных путей развития города использовать, только кто это будет продвигать? Одно дело поругать начальство на лавочке, а другое дела организовать общественное движение или широкое обсуждение хотя бы. Если такое движение будет, я готова вступить добровольцем))
adambereg1
Активисты наконец родили петицию по защите сквера Сибирь-Хоккайдо.
https://civilpatrol.info/?q=petition/70546/o-blagoustroystve-i-zashchite-ot-zastroyki-skvera-pered-kulturnym-centrom-sibir

Статья на Тайге: https://tayga.info/161952

Кому не всё равно, сходите по ссылке и подпишитесь. Хуже точно не будет.
in_the_nick
для тех, кому интересно развитие активного городского сообщества

Конференция «Как вовлечь людей и власть в изменение городской среды?»
28-29 ноября, Новосибирск

• Стратегия защиты общественных интересов в сфере экологии и застройки
• Вовлечение жителей в принятие решений и соучаствующее проектирование
• Создание точек притяжения для районных сообществ
• Современные практики управления многоквартирными домами
• Успешный опыт независимых локальных медиа

Участников ждут 2 двухдневных семинара о соучаствующем проектировании и об общественных кампаниях, 7 тематических выступлений и обсуждений с экспертами, круглый стол для обмена успешными практиками, обучающая игра и разбор актуальных для Новосибирска примеров.

Ключевые спикеры:
• Елена Верещагина (Троицк), депутат горсовета, соавтор программы развития городского сообщества «Троицк.Среда»
• Виктор Воробьев (Москва), глава юридического отдела администрации муниципального округа Хамовники
• Андрей Шальнев (Пушкино), экс-депутат горсовета, директор по развитию группы управляющих компаний в сфере ЖКХ
• Маргарита Морева (Академгородок), архитектор проекта «Тиражпроджект», сооснователь сообщества Academbeach
• Владимир Корнев (Белгород), главный редактор сети локальных пабликов двенадцати городов России Five Public
• Ольга Мнишко (Петербург), организатор местного сообщества, координатор благоустройства набережной реки Карповка

Регистрация на конференцию
adambereg1
меня наиболее заинтересовали следующие темы:

- суббота, 13:00-16:00, воскресенье, 13:00-16:00: Стратегия взаимодействия с властью в ходе защиты общественных интересов. Как устроены публично-правовые и информационные кампании в сфере экологии, застройки, транспорта и социальной инфраструктуры
- воскресенье, 12:00-13:00: Семинар «Структура органов публичной власти Новосибирской области»
adambereg1
спасибо Стасу Соколову - разъяснил причины местного идиотизма
но это не отменяет постыдную позицию мэрии в проявлении ей равнодушия к Новосибирску

Заборчик на миллионы: кто застроил Новосибирск кладбищенскими оградками и сколько на этом заработал
Смотрите нашу подборку самых бессмысленных и беспощадных заборов города

Мэрия Новосибирска потратила на пешеходные ограждения почти 70 млн рублей

Новосибирск застраивают оградками — городские власти потратили на них уже десятки миллионов рублей. Местами эти сооружения выглядят полезными, где-то сомнительными, а где-то и вовсе нелепыми. Их обилие вызывает самые разные слухи и вопросы (самый распространенный: кто зарабатывает на этом тотальном огораживании?). Обозреватель НГС Стас Соколов, решив разобраться с проблемой, пришел к выводу, что у появления бессмысленных заборов нет какой-то одной, легко устранимой причины. Это традиционная российская смесь произвола «из лучших побуждений» на федеральном уровне и нежелания на местах принимать какие-то осознанные решения в интересах людей, которые живут в этом городе и ездят по его дорогам.

Показать спойлер
Откуда взялись оградки

Повсеместное огораживание в Новосибирске (как и в России в целом) началось сравнительно недавно. Сам по себе ГОСТ, одним из положений которого стало требование установки ограничивающих конструкций длиной 50 метров в зонах пешеходных переходов, был принят еще в 2004 году. Но долгое время эта норма была «спящей» — использование ее было, по сути, рекомендательным. Однако в конце 2017 года с подачи ГИБДД вышло постановление правительства, которое сделало наличие ограждений фактически обязательным.

Региональные подразделения ГИБДД повсеместно начали целенаправленный поиск неозаборенных участков, после чего местным властям выписывались предписания об устранении нарушений с последующим штрафом (если эти предписания не выполнялись). Поначалу региональные власти пытались судиться с автоинспекторами, но суды стабильно вставали на сторону ГИБДД.

В новосибирской мэрии прямым текстом говорят, что «установка ограждений по муниципальной программе осуществляется только в местах, по которым есть решения судов, вступивших в законную силу (куда обращаются с исками прокуратура по информации ГИБДД)». Единственная возможность отбрыкаться от оградок — это частные договоренности с руководством местной ГИБДД. В конце концов, выдавать или не выдавать предписание по каждому отдельному случаю — зависит от решения конкретных полицейских начальников.

Кто на этом зарабатывает

Вряд ли стоит видеть в происходящем какой-то коррупционный заговор (дескать, всё это делается для того, чтобы производители оградок могли на этом нажиться). После того как ГИБДД начала активно требовать заборы (а местные власти активно устанавливать) — производством оградок занялись самые разные компании. Даже поверхностный поиск дает с добрый десяток предприятий из разных регионов: ЯЗМК-ТРЕЙД (Ярославль), группа предприятий «Уникум» (Екатеринбург), «ЗНАКИ 154» (Новосибирск), «Продмаш» (Самара), «Центр металлоконструкций» (Санкт-Петербург) и т. д. Как правило, ограждения для них — только одно из направлений деятельности.

С установкой оградок в самом Новосибирске ситуация более интересная. С 2018 года до лета 2020 года их установкой занималась, по сути, одна-единственная компания — ООО ПК «НАРС». По данным системы «Контур.Фокус», за два с лишним года это предприятие получило подрядов в общей сложности почти на 53 млн рублей (речь только о Новосибирске, у компании были подряды в других городах области). У компании шесть учредителей, самая большая доля принадлежит Олегу Белову (еще 5% у его брата Максима). Еще 50% — у трех членов семьи Пешковых.

С самими конкурсами всё было довольно интересно. Первые два конкурса (в 2018 году) прошли с большим количеством участников и существенным снижением цены — почти до 40%. Потом в этом механизме что-то сломалось, и, несмотря на формальное наличие трех и более участников, стоимость подряда в результате торгов снижалась на символические 0,01–0,04%.

Пешеходные ограждения не единственный, но весьма существенный источник доходов «НАРС». По данным «Контур.Фокус», выручка компании в 2019 году составила всего около 82 млн рублей. В том же году только на контрактах по установке ограждений в Новосибирске предприятие должно было получить почти 50 млн рублей. Как можно понять из информации о других конкурсах, в которых участвовала «НАРС», предприятие специализируется на утвари и оборудовании для ритуальных нужд: стойки для колумбариев (место, где хранится прах кремированных), гробы трапециевидной формы и т. д.

Череда побед «НАРС» была прервана только в этом году, когда тендер на очередной контракт на 14,998 млн рублей выиграла компания из Екатеринбурга «АЛЬЯНС РИТЭЙЛ». Цену этого заказа удалось, кстати, сбить на 25%. Правда, участвовала ли новосибирская компания в тендере, неясно — среди названных претендентов ее нет (но есть две анонимные заявки). Таким образом, всего с 2018 года мэрия потратила на пешеходные ограждения порядка 68 млн рублей.
Показать спойлер
adambereg1
Заборчик на миллионы: кто застроил Новосибирск кладбищенскими оградками и сколько на этом заработал
Показать спойлер
Забор ради забора

Сами по себе ограждения могут быть где-то действительно полезными (или хотя бы безвредными). Проблема возникает, когда ГИБДД начинает требовать установки их вообще везде, невзирая на местные обстоятельства, — по принципу «есть переход, должна быть оградка».

В результате регулярно возникают нелепые ситуации, когда новая оградка добавляется к уже существующей. Один из таких случаев даже прославил Новосибирск на всю Россию. В районе перекрестка улиц 25 лет Октября и Народной пешеходную оградку поставили вплотную к уже имевшемуся там забору парка. Другой двойной забор «радует глаз» на улице Сибирской, рядом с жилым комплексом «Александровский сад». В мэрии такие случаи объясняют тем, что, дескать, имевшееся уже на этом месте ограждение не соответствует ГОСТу. А значит, прокуратура и ГИБДД будут воспринимать его как нарушение.

Сплошь и рядом оградки возникают вокруг парковочных карманов, которым не посчастливилось оказаться в зоне пешеходных переходов. В результате для того чтобы попасть в машину, автовладельцу приходится выходить на проезжую часть. Видимо, с точки зрения ГИБДД, это повышает безопасность на дорогах.

Бывает, что ограды формируют какие-то петли, как будто подрядчику нужно было куда-то воткнуть дополнительные секции, и не важно, есть ли в них хоть какой-то практический смысл.

Встречаются и вовсе анекдотические примеры, когда кусок ограждения появляется посреди «ничего», когда несколько секций забора стоят в окружении пустоты — то есть забор можно просто обойти, сделав несколько шагов влево или вправо.

Справедливости ради, нужно отметить, что новосибирцы готовы ставить заборы и безо всякой прокуратуры и ГИБДД. По всему городу можно встретить новые жилые комплексы с придомовой территорией за высоким забором. А Новосибирский техникум геодезии и картографии за свой счет соорудил перед своим зданием настоящий «скотопрогон». Геодезисты так увлеклись, что поставили забор и ворота перед уже стоявшими там воротами.

Как с этим бороться

Подобных ситуаций можно было бы избежать, если подходить к вопросу разумно, учитывая обстоятельства каждого места. В Москве и Санкт-Петербурге, например, городским властям вообще удалось договориться с ГИБДД, и в центре города оградок практически не встретишь.

Но местами ГИБДД, видимо, можно как-то убедить отойти от жестких норм и в Новосибирске. Например, перед VIP-офисом Альфа-Банка на Гоголя ограничились солидными тумбами перед парковочным карманом. Все-таки люди приезжают солидные — чего им бегать вокруг оградок. При этом на другой стороне улицы, где точно такой же парковочный карман сделан у офиса Сбербанка, оградка стоит. Обошлись без сплошного забора и рядом с торговым центром «Галерея Новосибирск». Здесь стоят низкие ограждения, которые препятствуют выезду на тротуар машин и просто обозначают границу.

Нужно отдать должное городским властям и местному начальству ГИБДД — в некоторых особенно вопиющих случаях им удается прийти к разумным решениям. Например, прогремевший на всю страну двойной забор у Павловского сквера, устыдившись позора, в итоге демонтировали.

Некоторую надежду дают и вступившие в силу в этом году изменения в ГОСТ, согласно которым ограждения можно не ставить, если тротуар отделяет от проезжей части газон шириной не менее метра или живая изгородь. То есть надежда есть.
Показать спойлер
adambereg1
Некоторую надежду дают и вступившие в силу в этом году изменения в ГОСТ, согласно которым ограждения можно не ставить, если тротуар отделяет от проезжей части газон шириной не менее метра или живая изгородь. То есть надежда есть.
Показать спойлер
Не очень понимаю журналиста, который пишет, что мэрия не вникая в проблемы ставить заборы. При этом все отлично знают, что автомобилисты запарковывают газоны только в путь, особенно рядом с проезжей частью.
Поэтому вот эта вот надежда, что забора между проезжей частью и газоном не будет - мне не понятна. Лучше пусть забор, чем разъезжанный грязный газон. В целом за прошлый год заборы улучшили ситуацию, но их по прежнему кое-где не хватает.
adambereg1
"Лучше пусть забор, чем разъезжанный грязный газон. В целом за прошлый год заборы улучшили ситуацию"

вопрос только в том, какой именно забор
в отсутствии дизайн-кода города главным параметром выступает цена, а надо бы - функциональность и эстетика
поэтому, конечно, требованием горожан к мэрии должно быть не "убрать все заборы", а "если заборы вынужденное зло, то сделать эти заборы не такими уродливыми, а в идеале - красивыми, современными и функциональными"
adambereg1
При чём тут газоны, если половина заборов стоит прямо на тротуаре? И ставят их вовсе не для защиты газонов, а для "безопасности пешеходов", чтобы они не выходили на проезжую часть.

От запарковывания газонов в первую очередь спасает работающее ГИБДД, во вторую - столбики. Заборы здесь вообще лишние.
AndryA
Во-первых возможно вы не заметили, но автомобилисты кроме газонов с большим удовольствием паркуются на тротуарах, поэтому заборы там зачастую необходимость.
Во-вторых гибдд работает в этом направлении не достаточно, столбики, наверное, эстетичней.
Но зато за это лето как мне кажется огородили больше газонов, тротуаров, чем за прошлый десяток.
А ждать еще 10 лет пока сделают эстетичные столбики или гибдд заработает, я не готов, так что фик с ними с заборами, в данном случае цели чиновников и горожанина сошлись.
Developer
Почему ждать именно 10 лет? Производство столбиков это же не выращивание слонов.
Дилемма "или стремные заборы или ничего" ложна. Нужно везде где можно требовать от властей делать по-человечески если что-то делают, а не поощрять вредительство. И лучше ничего не делать, чем тратить сотни млн руб на громождение скотопрогонников с перспективой их демонтажа и повторным, но уже человеческим благоустройством.
И лучше ничего не делать, чем тратить сотни млн руб на громождение скотопрогонников с перспективой их демонтажа и повторным, но уже человеческим благоустройством.
Как ничего не делать я видел последние кучу лет. И это совсем не лучше.
И вообще я вижу здесь ненужный хайп. Большинство заборов в центре было установлено по делу.
Летучая_Кошь
Дилемма "или стремные заборы или ничего" ложна
не для мэрии

Летучая_Кошь
Ну всё-таки не сотни млн. В 2020 году на них было заложено 40 млн. В 2021 заложено 15 млн.
AndryA
Если это только по Нск, то через годик-другой перемахнем сотню, а в масштабах страны сотни уже сейчас.
Очень печально смотреть как бездарно разбазариваются средства, необходимые на действительно нужные вещи.
adambereg1
ДОМ.РФ запланировало продажу части Военного городка в Новосибирске

На сайте федерального агентства ДОМ.РФ появилась информация о планах по продаже территорий в Новосибирске в 2021 году — среди участков территория в Военном городке.

Показать спойлер
Одним лотом на аукцион решили выставить шесть зданий площадью от 263 до 2289 квадратных метров и участок площадью 2,47 гектара. Начальная стоимость имущества еще не определена. Кадастровая стоимость земли — 25,5 миллиона рублей. По оценке управляющего партнера компании DSO Consulting Сергея Дьячкова, стоимость одного гектара земли здесь может составлять около 100 миллионов рублей, а весь лот обойдется почти в 250 миллионов. Торги, по предварительным данным, пройдут в IV квартале 2021 года.

ерритория находится рядом с жилым домом на Военной, 18. Как сообщили в Госинспекции по охране объектов культурного наследия Новосибирской области, часть зданий на самом участке — склад-ледник и 2 корпуса столовой — сегодня исследуют, чтобы решить, включать ли их в перечень выявленных объектов культурного наследия.

Кроме того, участок расположен между двумя памятниками архитектуры — батальонными казармами № 17 и 26, поэтому на него наложены ограничения по использованию. В частности, на территории запрещено любое строительство, если оно не направлено на сохранение и восстановление среды объекта культурного наследия. Также здесь запрещено изменение исторически сложившихся границ кварталов и размещение компаний с повышенным грузовым потоком и оказывающих негативное воздействие на здания-памятники.

Покупатель участка сможет только реконструировать существующие здания без изменения габаритов и заниматься благоустройством и озеленением, а также строить подземные сооружения, если они не повлияют на памятники.

По концепции развития Военного городка, которую в сентябре чиновники разных уровней обсуждали на совещании с губернатором Новосибирской области, участок будет соседствовать с музеем «На страже мира».

Глава департамента земельных и имущественных отношений Новосибирской области Роман Шилохвостов на совещании отмечал, что в Минобороны согласны рассмотреть возможность передачи земель, но безвозмездной она не будет. Корреспондент НГС направила запрос в департамент с просьбой прокомментировать возможность выкупа территории властями.

Вопрос передачи территории построенного в начале прошлого века Военного городка новосибирские власти обсуждают с представителями Минобороны уже несколько лет. Год назад именно у ДОМ.РФ мэр Новосибирска Анатолий Локоть попросил помощи в этом.
Показать спойлер




ну то есть Минобороны получило эту землю забесплатно, за тридцать лет запустило территорию до уровня "развалины и свалки", не вложила ни рубля в коммуникации и благоустройство и теперь хочет получить за свою бесхозяйственность 250 млн рублей?!

"федералам" следует передать эту землю городу бесплатно, а 250 млн город направит на благоустройство территории, разработку единого проекта развития территории для дальнейшей застройки
adambereg1
может, петицию какую-нибудь составить, чтобы земля была передана Новосибирску не на коммерческих условиях?
adambereg1
Мэр Новосибирска Анатолий Локоть 1 декабря отозвал из повестки сессии Совета депутатов вопрос о генплане Новосибирска.

В первый день декабря новосибирский градоначальник снял вопрос о Генеральном плане Новосибирска. Этому предшествовало обращение к мэру города депутатов Законодательного собрания Новосибирской области. Как ранее сообщал «Континент Сибирь», депутаты просили сохранить зону естественного озеленения и рекреационные зоны в Заельцовском бору и не допускать там возведения домов, а также учесть это пожелание при внесении изменений в генплан города.

Анатолий Локоть, комментируя отзыв генплана для доработки, отметил, что это решение было принято после совещания у губернатора Новосибирской области Андрея Травникова.

Показать спойлер
Одним из инициаторов обращения к мэру Новосибирска называют депутата Заксобрания Алексея Андреева. «В новом генплане города есть часть, связанная с городскими лесами. Видно, что выпадают целые гектары из городских лесов под застройку жилыми комплексами. Зоны, которые всегда относились к зонам застройки под дачи, санатории, малоэтажное строительство, перезонируются в генплане под строительство многоквартирных домов», – рассказывал «Континенту Сибирь» Алексей Андреев.

Принятия нового генплана Новосибирск ждал полтора года. За это время прошли многочисленные слушания и обсуждения. К сожалению, в итоговом генплане не оказалось описания городских лесов (с точки зрения ограничения застройки), на что ранее указывали общественники. В январе 2020 года они даже провели серию пикетов около здания мэрии с требованием назначить дополнительные слушания по городским лесам.

Мэрия обещала, что обновленный генплан более полно представит все городские озелененные территории общего пользования, от больших до самых малых. При этом вся зелень на карте Новосибирска была отнесена к зоне рекреации. Проблема заключалась в том, что городские леса не были поставлены на кадастровый учет, и требовалось дополнительное время для согласования лесных территорий с курирующими ведомствами. Мэрия Новосибирска торопилась принять основной документ, по которому должен будет развиваться город до 2030 года.

Принимая обращение к мэру города, депутаты Заксобрания не ожидали, что итогом станут не внесение поправок в генплан, а отказ от его утверждения, которое было намечено на сессии Совета депутатов 4 декабря.

Заксобрание попыталось повлиять на ситуацию. Как отмечал «Континент Сибирь», первый вице-спикер Законодательного собрания Новосибирской области Андрей Панфёров обратился к городским депутатам на сессии 4 декабря с предложением, принять Генплан уже на этом заседании с поправками, подразумевающими отмену застройки на территории Заельцовского бора. На это спикер городского парламента Дмитрий Асанцев заметил, что, откладывая решение о принятии генплана, депутаты выражают озабоченность зелёными зонами города. При этом он прервал доклад Панфёрова, обозначив ограничения в регламенте мероприятия.

Андрей Панфёров досрочно покинул сессию Совета депутатов Новосибирска, не добившись поддержки городских депутатов по вопросу генплана города.

Для целого ряда новосибирских строителей, особенно тех, кто занимается комплексной застройкой, неутверждение генплана стало, по их словам, «ударом ниже пояса». «Застройщики долго ждали принятия генплана, в котором заложены основные положения развития городского строительства, корректировки участков, перевод земель из промышленных зон в зоны жилой застройки. А теперь горсовет его не утверждает. В результате этих действий строительная отрасль в 2021 году вообще не начнет работать. Кроме «точечников», которые строят в центре. А все комплексные застройки, все компании до одной, встали в ступор. Строители остановились и не понимают, что делать. Все планы срываются. Получается, что возник еще один барьер для нормальной работы строительной отрасли», – считает заместитель председателя комитета по строительству ЖКК и тарифам Законодательного собрания Новосибирской области Евгений Покровский.

По словам заместителя директора по развитию СК ООО «Вира-строй» Александра Аксёненко, для освоения земельных участков, безусловно, нужен генплан города. «Это основной документ, на который мы ориентируемся. Замедление процесса его утверждения откладывает начало строительства. Чем быстрее генплан будет утвержден, тем быстрее часть земельных участков, которые находятся в работе у застройщиков, будут освоены. Поэтому, конечно же, это задержка – плохая новость для строителей. Но, вне всякого сомнения, принимать генплан надо с учетом сохранения городских лесов и Заельцовского бора в частности», – отметил Александр Аксёненко.

«Это крайне фатально для застройщиков, – уверен президент SKY Group Владимир Литвинов. – Как можно строить без генплана? Это вектор развития города. Да, он меняется раз в год, раз в пять лет в зависимости от того, как развивается город. Но не надо забывать, что генплан – это не только участки под застройку. Это инженерные сети, про которые никто не говорит. В генплане обозначаются коридоры прохождения инженерных сетей, а ни как сегодня все их рисуют, как бог на душу положит. Без генплана строить город нельзя. Что будет с сетями, с канализированием? Ведь только на генплане можно увидеть проблемные точки с канализацией, теплоснабжением и так далее. Поэтому принимать стратегический документ развития города нужно незамедлительно».

По словам председателя правления ГК «Химметалл», заместителя главы общественного совета по вопросам градостроительства Евгения Гаврилова, срыв принятия генплана отразится на большинстве крупных застройщиков. «А это значит не только срыв всех федеральных программ по вводу нового жилья, но и резкое снижение предложения на рынке, а, следовательно, резкое увеличение цены, а значит жилье не будет доступно для огромного количества людей, и никакая льготная ипотека ситуацию не спасет», – уверен застройщик.

Председатель правления ГК «Химметалл» считает, что депутатов Заксобрания (намеренно или нет) ввели в заблуждение: «Они думали, что можно из генплана убрать отдельные статьи и принять, А это так не работает. В этом случае надо запускать все процедуры согласования с самого начала. Значит, утверждение генплана может затянуться надолго».

Евгений Гаврилов подчеркнул, что во всей этой истории просматривается «конфликт бизнес-интересов и даже политическая провокация».

Депутат Алексей Андреев не видит никакой катастрофы в том, что генплан города отправлен на доработку. «Генеральный план – это очень укрупненный документ. Это стратегический документ, в рамках которого должен развиваться город. Разрешение на строительство выдается на основании правил землепользования и застройки (ПЗЗ), в которых установлены зоны разрешенного строительства. На мой взгляд, вокруг отзыва из Совета депутатов нового генплана искусственно раздувается истерия», – отмечает Андреев.

Как рассказал депутат, когда готовился новый генплан, мэрии не раз указывали на проблему, но решения не было. «Ревизию городских лесов только сейчас делают, почему до этого 6 лет эта работа не проводилась – не понятно. Я убежден, если принимается стратегический документ, то его изначально надо принимать нормальным, с четким определением того, что в городских лесах строить нельзя. И по нему работать», – считает Алексей Андреев.

Депутат напомнил, что экология в Новосибирске год от года ухудшается. Горожане не хотят жить в каменных джунглях. «Приобские леса – это наше достояние. Заельцовский, Шлюзовские боры и в Академгородке требуют защиты. Это, без преувеличения, легкие города. Необходимо вести учет и охрану городских лесов, которые сегодня подвергаются ползучей застройке. Выкупаются бывшие пионерские лагеря, базы отдыха, санатории, а затем с использованием различных схем переводятся в зону для строительства многоквартирных домов. Правильнее, на мой взгляд, было бы, если бы инвесторы выкупали участки под ветхими санаториями, и на их месте строили новые. Но у нас этого не происходит», – отмечает Алексей Андреев.

В отсутствии нового генплана не видит ничего страшного и директор фонда прямых инвестиций «ВербаКапитал-Девелопмент» (застройщик комплекса «Инские Холмы») Вадим Ильченко: «Генплан постоянно корректируется. Раз в полгода проходят слушания и можно вносить изменения. Никакой катастрофы в этом не вижу».
Показать спойлер
adambereg1
Первый заместитель председателя Законодательного собрания Новосибирской области Андрей Панфёров предложил принять генплан уже на этом заседании.

«Вопрос стоял всего о 20 гектарах земли. Почему необходимо сейчас генеральный план фактически на год переносить и дорабатывать? Я приведу примеры, как в начале Великой Отечественной войны за два месяца заводы перевозили за Урал и запускали в работу. Стратегические операции по штурму Берлина отрабатывали в течение 10 дней! А тут какая-то вселенская трагедия. Внесите изменения в генплан — профессионалов у нас много. Зачем ставить под угрозу вопросы жилищного строительства и строительные сообщества Новосибирска и Новосибирской области? Люди взяли кредиты, подготовились к тому, чтобы организовывать застройку. А тут под корень начинают их инициативу и возможности уничтожать. Мы категорически с этим не согласны. Если дело так пойдет, то есть у депутатов Заксобрания мнение взять на себя эту ответственность», — эмоционально высказался Андрей Панфёров.

На это спикер городского парламента Дмитрий Асанцев заметил, что, откладывая решение о принятии генплана, депутаты выражают озабоченность зелёными зонами города. При этом он прервал доклад Панфёрова, обозначив ограничения в регламенте мероприятия.

Показать спойлер
После выступлений депутатов Александра Бурмистрова и Игоря Украинцева, которые поддержали проблему застройки зелёных зон в Новосибирске, Андрей Панфёров заявил, что покидает сессию.

«Мы на сессии Заксобрания никак не ограничиваем во времени ни Анатолия Евгеньевича Локтя, ни Дмитрия Владимировича Асанцева ни на минуту, ни на секунду. Всё, что хотел сказать, я сказал, представив позицию Заксобрания, поэтому считаю ненужным находиться на вашей сессии», — сказал Андрей Панфёров.

Стоит отметить, что во время заседания Дмитрий Асанцев и несколько депутатов подняли вопрос о возврате отчислений НДФЛ в бюджет города. От комментариев на эту тему Панфёров уклонился, сославшись на сложную экономическую ситуацию в районах Новосибирской области.

Депутаты также отметили, что генплан необходимо пересмотреть не только из-за необходимости сменить статус территории Заельцовского бора, но и по другим причинам. Как отметил депутат Игорь Украинцев, некоторые земельные участки в Новосибирске, отведённые, к примеру, под спортивные объекты, могут стать зонами многоэтажной застройки, и это становится распространённой практикой. Речь идёт в том числе и об одном из участков Заельцовского бора.

«Предложенные изменения в генплан касаются перезонирования территории напротив жилмассива «Флора и фауна». Но я нашел в Заельцовском бору еще участок в один гектар, с кадастровой стоимостью один миллиард рублей. Это участок бывшей военной части, который был передан муниципалитету и якобы там хотели построить спортивный объект. Сейчас эта тема вновь поднимается, но есть опасение, что на спортивный объект выделят 3% территории, а остальное используют под многоэтажную застройку. В отозванном плане зона должна перепланироваться из спортивной в общественно-деловую, которая предполагает застройку до 30 этажей. Поэтому не вызывает сомнения, что при принятии генплана в нынешнем виде, там будет осуществляться жилищное строительство», — сказал Игорь Украинцев.

Депутат привёл в пример жилой комплекс «Авиатор» по улице Аэропорт, где на территории бывшего школьного стадиона начали возводить высотные дома. Он отметил, что мэрия на днях дала разрешение на эту застройку.

Напомним, на этой же сессии Андрей Панфёров сообщил о планах создать рабочую группу по сохранению зелёной зоны Заельцовского бора.
Показать спойлер
adambereg1
«Новосибирск — недооцененный город»: прогулка по центру с московским архитектором Катей Поповой
Разговор о «лице» Новосибирска, бесконечных оградах и потенциале маленьких кафе

В середине ноября в Новосибирске прошла Неделя «Стрелки», во время которой архитекторы, девелоперы, предприниматели и журналисты обсудили потенциал города. Одним из мероприятий стал воркшоп по культурному программированию, чьим куратором являлась Катя Попова, контент-продюсер публичной программы Института «Стрелка», выпускница Московского архитектурного института и магистр Школы Архитектурной ассоциации в Лондоне. Мы прогулялись с ней по центру Новосибирска и выяснили, чем он напоминает Москву, чего ему не хватает и как сделать его похожим на Лондон.

Показать спойлер
Катя, вы когда-нибудь до этого были в Новосибирске? Сколько вы здесь находитесь?

В Новосибирске до этого никогда не была. Сейчас я нахожусь на самом большом удалении от дома, если говорить о России. В городе я уже четыре дня.

Каким вы представляли себе третий город страны и каким он в результате оказался?

Я почему-то думала, что это очень промышленный город и что здесь будет витать индустриальный дух. Не знаю почему, но у меня было именно такое впечатление. На данный момент у меня пока нет какой-то единой картины Новосибирска. Как я понимаю, это такой транзитный город, куда люди приезжают, а затем едут дальше. Вероятно, из-за этого у него нет своей сформировавшейся идентичности. А возможно, из-за очень разрозненной застройки, в которой хаотично соседствуют здания из совершенно разных эпох. В этом Новосибирск можно сравнить с Москвой: там тоже можно встретить такое явление. И когда я здесь оказалась, об этом впечатлении отсутствия идентичности мне сказали сразу несколько человек. Тогда стало интересно, как это все отражается на окружающей среде.

Новосибирск действительно очень индустриальный. Промышленные зоны есть прямо посреди города, даже вблизи от центра. Вообще, это беда многих российских поселений. Как вы считаете, это портит город? И можно ли с этим что-то сделать?

Я не могу сказать, что это портит город. Но если промзона существует в виде какого-то «серого» пространства, недоступного для людей, и «высекается» из общей городской среды, это определенный вызов. Я так понимаю, что в Новосибирске просто ничего не делается для того, чтобы понять, как можно поступить с такими зонами. А может, я просто не слышала об этом.

Говоря о «лице» Новосибирска, которого нет: может ли город его обрести? И что для этого нужно?

Не сказала бы, что у Новосибирска нет «лица». Лицо — это, все-таки, не только то, как выглядит городская среда для приезжего человека, который 20 минут гуляет по городу. Это еще и то, как город позиционирует себя на уровне России. Новосибирск до моего приезда сюда был для меня местом, где живет очень много молодых людей, студенческим городом. Как говорит Женя Леонтьева, один из местных кураторов «Недели „Стрелки“», запрос на идентичность здесь есть: люди хотят понять ее и отразить в своей среде. Это можно сделать с помощью каких-то фестивалей, например. Вопрос в том, какие инициативы подходят для того, чтобы понять, кто мы есть, чего мы хотим. Да, это не только «внешность», но и какие-то активности.

Площадь Ленина успели оценить? Это наша главная площадь, где проходят все основные городские праздники. И если она определяет «лицо» города, то оно у нас как минимум серое и неприметное.

Вообще, эта история про площади, которые были сформированы еще в Советском союзе, чтобы проводить на них праздники, уже не работает. Город сейчас не живет одними развлечениями, мы не ждем единственного дня в году, чтобы всем вместе выйти на эту площадь. Важно давать таким пространствам сценарии для повседневного использования. И понимать, чем живет эта площадь вне праздников. Исходя из привычных для этого места сценариев, в дальнейшем можно выстроить интересную среду, которая будет привлекать людей.

Когда здесь нет праздников, это просто широкая дорога.

Да, это одно из самых частых предназначений — либо парковка, либо дорога. Лишь бы не ТЦ «Европейский» (многолетний долгострой на пересечении улиц Танковой и Богдана Хмельницкого — Ред.).

Кроме широких дорог наш город еще «славится» бесконечными оградами вдоль улиц. Как вы к ним относитесь? Их можно чем-то заменить?

Их нужно просто убрать. Я не очень хорошо понимаю, зачем они здесь. Мы находимся на довольно комфортной улице (улица Ленина в районе перекрестка с Комсомольским проспектом — Ред.). Вот машина проехала, какая у нее скорость? Километров сорок в час. Тут нет повышенной опасности, поэтому в заборчиках нет необходимости. Это лишние преграды в жизни людей — как визуальные, так и моральные. Может быть, здесь у вас активно бегают через дорогу в тех местах, где это не положено? Но тогда это повод пересмотреть систему пешеходных переходов. В Санкт-Петербурге на Невском проспекте, например, вообще нет никаких ограждений. Хотя очевидно, что движение там гораздо интенсивнее.

За те дни, что вы гостите в Новосибирске, на что еще обратили внимание, какие плюсы и минусы увидели?

Меня очень цепляют конструктивистские здания, которые попадаются мне по пути. В этом есть что-то недооцененное, и это явление — классика для российских городов. Но меня в Новосибирске сильно утомляет повсеместный визуальный «мусор»: например, вот этот логотип «Сбербанка» (на крыше офисного центра на проспекте Димитрова — Ред.), который похож на огромную зеленую луну. Это какой-то невозможный масштаб.

На самом деле, очень не хватает хотя бы каких-то маленьких шагов, вроде разработки дизайн-кода и работы именно с пешеходными поверхностями. Понятно, что нельзя сразу подступиться к хаотичной застройке, но внешний вид витрин со всеми надписями — это то, что можно поменять в первую очередь.

Дизайн-код в Новосибирске уже приняли, но меньше года назад. Он устанавливает единый стиль вывесок, ограничивает количество наружной рекламы.

Да, действительно, хотя бы с этого начать. Насчет фасадов: было бы классно, если бы дизайн-коды городов учитывали и оформление окон домов. Их меняют кто как. А некоторые еще превращают свой балкон в лоджию. В северных странах Европы это очень жестко регламентируется, и просто так переделать что-то на фасаде дома там нельзя. У меня нет ответа, как убедить наших людей в том, что это правильно. Это очень сложный просветительский процесс. Но то, что люди делают со своими окнами и балконами все, что хотят, это плохо.
Показать спойлер
adambereg1
«Новосибирск — недооцененный город»: прогулка по центру с московским архитектором Катей Поповой
Разговор о «лице» Новосибирска, бесконечных оградах и потенциале маленьких кафе

Показать спойлер
Расскажите о «Неделе „Стрелки“». Что это за мероприятие?

У нас есть региональная программа, в рамках которой и существует «Неделя „Стрелки“». Раньше мы приезжали с лекциями и воркшопами в какой-то город, знакомили между собой самых активных и классных людей. Но сейчас у нас почти все проходит в онлайн-режиме. Кроме того, у нас есть публичная программа, которую курирую лично я. Это летняя просветительская программа, проходящая в Москве.

На воркшопе вы работали с двумя пространствами — ДК «Прогресс» и парк «У моря Обского». Почему выбрали именно их?

Мы начали с того, что с Женей Леонтьевой выбрали какой-то лонг-лист площадок. Дальше связались с Анной Васильевной Терешковой (начальником Департамента культуры Новосибирска — Ред.), чтобы с ней посоветоваться, найти площадку и спросить, кого из стейкхолдеров (заинтересованных лиц — Ред.) можно привлечь к воркшопу. Нам очень хотелось создать прецедент, когда люди, которые никогда не были связаны, вдруг оказались в одном помещении. В самом воркшопе принимали участие инициативные горожане, занимающиеся культурными проектами, интересующиеся этой темой, молодые архитекторы, которые понимают, что архитектура — это гораздо больше, чем просто здания.

То есть объекты для работы вам предложила мэрия?

ДК «Прогресс» уже был у нас в списке. Анна Терешкова посоветовала нам взять парк «У моря Обского». Мы добавили его и остановились на этих двух площадках, что было очень правильным решением. Так у нас получилось рассмотреть два объекта кардинально разных масштабов. Один проект — это здание, конкретная локация, а второй — парк, к работе над которым можно подходить по-разному. Например, есть парк культуры и отдыха, а есть парк как зеленый массив. Участникам в таких условиях оказалось интересно развернуться.

А на воркшопе вам дали какие-то гарантии, что ваши идеи реализуют?

Нет, мы не просили этих гарантий. Наша задача, в первую очередь, просветительская. Мы работаем с людьми и доносим до них какие-то идеи. И то, что реализуется в дальнейшем, уже не в наших руках, а в их. Мы передали эстафетную палочку участникам воркшопа.

Как молодым архитекторам не разбиться о стену из равнодушных чиновников и бюрократии? Это часто мешает развитию в провинциальных городах.

Мне кажется, что сейчас диалог между властью, авторами инициатив и просто горожанами постепенно налаживается. Мы, например, пригласили Владимира Ефимовича Державца (заместителя начальника департамента культуры — Ред.), и он на встрече говорил, что очень боялся идти к нам, потому что думал, что мы будем предлагать лишь банальные и неинтересные вещи. А в итоге он загорелся идеями, и ему все очень понравилось.

Что такое программирование общественных пространств, которым вы занимались на воркшопе в Новосибирске?

Это, в первую очередь, проработка возможных сценариев использования пространства. Мы постарались сформировать у участников понимание того, что программирование — это процесс, который разворачивается во времени, и нельзя просто предложить готовую концепцию событий. Необходимы последовательные шаги: работа с аудиторией, формирование круга заинтересованных людей, постепенное выстраивание гипотез о том, какие форматы событий могут наполнить среду. Далее следуют тестирование этих гипотез и формирование круга будущих стейкхолдеров — партнеров проекта.

А сама среда всегда готова принять выдвинутые идеи?

В Москве общественные пространства зачастую становятся зонами конфликта между местными жителями и посетителями из других районов. У последних нет ощущения сопричастности пространству, поэтому они не относятся к нему бережно. В прошлом году таким ярким примером стал кейс «Ямы» (Хохловской площади — Ред.). В какой-то момент доминирующей аудиторией здесь стали школьники, которые пили в «Яме» и слушали громкую музыку, чем вызывали негодование со стороны местных жителей.

Не в обиду будет сказано, но обычно подрастающее поколение портит те места, где «тусуется».

Против подростков с их развязной манерой отдыха стали организовывать акции активисты организации «Лев против». Заметив напряжение, власти просто обнесли «Яму» забором и начали там срочный ремонт. А когда пространство открыли вновь, оно оказалось за стеклянной изгородью. И это говорит нам о том, что без программирования общественные пространства могут свернуть не туда. Если на первых этапах не проектировать какие-то сценарии будущей жизни места, не привлекать людей, которые создадут сообщество вокруг этих точек, то мы можем обнаружить самое классное общественное пространство Москвы за огромным стеклянным забором.
Показать спойлер
adambereg1
«Новосибирск — недооцененный город»: прогулка по центру с московским архитектором Катей Поповой
Разговор о «лице» Новосибирска, бесконечных оградах и потенциале маленьких кафе

Показать спойлер
Кстати, пару лет назад у нас тоже был эксперимент: улицу Ленина закрыли для машин и сделали пешеходной. И получилось так, что здесь была круглосуточная тусовка с барами и музыкой, а местным жителям это не понравилось, как и автомобилистам.

Автомобилисты, понятное дело, жалуются. Они считают, что город должен быть удобен только для них. И это мышление нужно менять.

А как найти компромисс между комфортом пешеходов и водителей?

В случае с автомобилистами хорошо работает история с платными парковками. Люди постепенно, но привыкают. В Москве безумно дорогие парковки в центре: цена может достигать и 500 рублей за час. Но, в первую очередь, когда мы говорим об ужесточении каких-то правил, мы должны понимать, что людям необходима альтернатива, транспорт, на который им можно пересесть. Конечно, люди не перестанут перемещаться по городу. Они же не просто прогуливаются на автомобиле, а ездят по делам. У них должна быть альтернатива. А у вас удобное метро?

На метро грех жаловаться. Разве что станций немного. А каким был город, в котором вы выросли?

Я выросла в Москве, училась в Московском архитектурном институте. В разное время работала в разных архитектурных компаниях. И в какой-то момент пришла в КБ «Стрелка» — это консалтинговое агентство, которое финансирует работу Института «Стрелка». Там я поняла, что наша жизнь очень меняется. Например, панельные дома сегодня уже не отвечают всем социальным и экономическим задачам. И несмотря на то, что в России людей, зачастую, волнует наличие хоть какого-то жилья, нежели его качество, процесс модернизации все-таки важно запустить. Но это сложно, потому что связано не только с архитектурными, но и экономическими решениями. Панели производятся на заводах, поэтому важно вначале говорить об очень больших изменениях в технологической цепочке.

В общем, это все очень встряхнуло мне голову, я поняла, что больше занимаюсь архитектурой не в классическом ее понимании. Я выиграла грант на обучение в Англии и уехала учиться на год на курсы по теории, истории архитектуры в Архитектурную Ассоциацию. После этого я вернулась уже совсем не архитектором, а человеком, который занимается тем, что «живет» внутри архитектуры.

Но по образованию вы все же архитектор. На что вы обращаете внимание, когда приезжаете в новый город? Как понимаете, нравится он или нет?

Сложный вопрос. Я могу сказать, что архитектурное образование дает какое-то понимание принципов устройства городской среды. Но нет такого, что город может не нравиться с архитектурной точки зрения и нравиться во всем остальном. Это какое-то комплексное ощущение. Для меня первое впечатление о новом городе создают его жители. Я и Новосибирск увидела глазами Жени Леонтьевой, которая его очень сильно любит и занимается его развитием. И когда ты видишь таких людей, смотришь на город немного по-другому.

Мы сейчас гуляли по району, который называется Тихий центр, он достаточно престижный и старый. Здесь живут респектабельные люди, для них это такая точка притяжения.

Если честно, здесь складывается ощущение совершенно иной среды. Потому что нет ничего дружелюбного в том, что здание начинается выше твоей головы (когда первый этаж здания исполняет роль цоколя — Ред.). Я понимаю все эти климатические нюансы, но та же Норвегия, например, немного по-другому решает эти вопросы. Первые этажи у вас вообще никак не задействованы, и я не знаю, что там творится. Вот улица, где кофейня Pitchii находится (улица Ленина — Ред.), там очень приятно, хотя ты тоже должен карабкаться по лесенке наверх, чтобы в эту кофейню зайти.

Катя, вы же учились в Лондоне. Какие идеи в плане городского обустройства можно было бы перенять у англичан?

Я не могу сказать, что Лондон — очень благоустроенный город. Конечно, там нет такого повсеместного благоустройства, как, например, в Москве. Но что важно, так это то, что в центре там почти не встретишь вот таких огромных дорог. Поэтому не бывает ощущения, что ты будто на магистрали стоишь. Зачем прямо в центре города необходима автомобильная магистраль? (показывает на проспект Димитрова — Ред.). Это сразу говорит о том, что город у нас для машин, а не для людей.

Вряд ли мы сможем перестроить дороги на лондонский манер. А что еще можно было бы перенять?

Например, там все кафе летом «выходят» на улицу и выставляют, кто где может столики, стульчики, даже если нет террасы. То есть никто не стремится сделать это масштабно, они просто выносят стулья и столы. Классно, когда кафе начинают оккупировать город и как-то больше с ним взаимодействуют. Мне кажется, что мы уже идем в эту сторону. А пока у нас очень большая разница между внутренним и внешним. То, что снаружи, нас не волнует. А ведь такие вещи позволяют «выводить» людей в город. Вот улица Ленина у вас выглядит довольно свободной. Может быть, идея с пешеходной зоной здесь бы и сработала, если бы город учел интересы автомобилистов, оставив им хоть какую-то возможность проехать.

Какой потенциал вы увидели здесь, в Новосибирске, после нашей прогулки?

Несмотря на то, что мы прошлись по многим местам, где можно ногу свернуть, меня очень впечатлила развитая история с маленькими локальными местами: кафешками с классным авторским кофе. Вот эти локальные точки говорят о том, что вокруг них есть жизнь. Это классно, и мне кажется, что в России это перспективная история. У нее есть потенциал, потому что люди делают какие-то свои места, не сетевые, со своим интерьером, брендом. Еще в Новосибирске очень много молодых людей, которые приезжают сюда учиться и затем уезжают. А ведь если заинтересовать их городом, то они составят огромный человеческий капитал, способный развивать Новосибирск.
Показать спойлер
adambereg1
Катя пропиарилась молодец. Ну хорошо межгалактический шахматный турнир нам не обещала, хотя может классика уже не в моде.
А вот то что очередной новосибирский вуз оптимизируют это не здорово, есть шанс ко всем потерям утратить локальный центр образования. Отмечу, что после егэ многие нские выпускники сразу поступают в московские/питерские вузы и там остаются.
Developer
Катя пропиарилась молодец. Ну хорошо межгалактический шахматный турнир нам не обещала
что характерно - люди родившиеся, выросшие и выучившиеся в Москве, пожившие в других странах, лишённые "комплекса провинциала", не так остро воспринимает градостроительные проблемы Новосибирска, как сибиряки .)
adambereg1
Безусловно, она же тут пропиарилась, а завтра обратно в уютную Европу или на худой конец в Москву. Ну а чтобы провинциалы не обиделись надо сказать, что ваш город не УГ, а имеет большой потенциал.
Developer
мне кажется, не стоит просветительскую программу воспринимать через призму личного пиара - даже если и есть такое, то любое мнение о городе дороже стоит

когда то лет -дцать назад в Москве при Лужкове процветали точечная застройка, хаотичная парковка, стихийные рыночки и ларьки, пренебрежение интересами горожан, а градостроительные решения принимались в пользу бизнес целей окололужковской гвардии
и тогда тоже были попытки осознать возможности развития города как современного европейского города с общественными пространствами и благоустроенными кварталами и дворами
тогда в Стрелку, которая тогда ещё не была институтом медиа, архитектуры и дизайна, и тем более не была известным градостроительным КБ тоже приезжали из международных архитектурных и дизайнерских бюро люди, чтобы как вы говорите "попиариться"
а на самом деле поделиться видением и опытом


я надеюсь, что лет через десять Новосибирск изменится в лучшую сторону, в том числе и благодаря "пиарящимся" архитекторам из других городов
adambereg1
Нет смысла сравнивать с Москвой, даже при Лужкове уже была программа расселения хрущевок, строилось метро и были введены лужковские надбавки. Здесь таких средств даже не снилось. Как говорится по одежке протягивай ножки и сравнивать надо сравниваемое.
Developer
сравнивать можно (конечно, с коэффициентом соответствующим), ибо законы развития общества едины
adambereg1
Детский центр превратился в автостоянку, а потом в магазин. Как Новосибирск теряет миллионы из-за хитрых схем. Несмотря на протесты местных жителей и депутата, во дворе на Котовского выросло здание-оборотень.
ТОП 5