Император Николай II - основатель города Новосибирска
10638
69
Император Николай II - основатель города Новосибирска.

Мало кому из новосибирцев известен тот факт, что основателем города Новосибирска является никто иной, как император Николай II.
28 декабря 1903 года рескриптом № 747-47 государя-императора Николая II Новосибирск (тогда ещё «поселение Ново-Николаевск при станции Обь») получил статус города и до 1926 года носил имя своего основателя (Ново-Николаевск).

Как же так получилось, что лавры основателей города достались совсем другим людям - Гарину-Михайловскому, Тихомирову, Будагову и пр.? Всё дело в том, что после революции 1917 года имя последнего русского царя было предано новой властью, так сказать, идеологическому проклятию и почти вычеркнуто из истории нашей страны. Любое упоминание о Николае II в положительном смысле (тем более в связи с основанием целого города) было невозможно. Но свято место, как говорится, пусто не бывает. Взамен истинного основателя города фальсификаторы истории нашли целый список фальшивых...

Прошло уже 20 с лишним лет с момента снятия идеологического запрета с имени Николая II, переменилась власть, страна стала другой. Однако историческая справедливость в отношении последнего русского царя в нашем городе так и не восстановлена. Нет не только памятников Николаю II, но даже упоминаний об этом человеке в связи с основанием Новосибирска в местных СМИ, на официальных мероприятиях, в школьной программе и т.д.

В связи с этим обращаемся ко всем новосибирцам (и прежде всего - к властям города и области) с просьбой исправить эту историческую несправедливость и воздать должное имени последнего русского императора. Необходимо разработать специальную программу по увековечиванию в нашем городе памяти Николая II как основателя Новосибирска, начиная с корректировки школьных учебников по истории и заканчивая созданием соответствующих памятников, переименованием улиц и т.д.. Пора, наконец, прекратить быть манкуртами - людьми без исторической памяти...
sov2007
что есть основатель?
жители прогнулись и попросили наименовать город в честь действующего правителя тот естессно не возражал
где основатель?
sov2007
Круто. Давайте будем отдавать честь каждой подписанной правителем бумажки.
По большому счету основополагающими для истории событиями для Новосибирска, которые и определили его облик, были
а) строительство моста через Обь
б) индустриализация, начавшаяся в первую очередь постройкой Сибкомбайна и других заводов
в) эвакуация заводов в великую отечественную войну
г) строительство Академгородка
д) точечная застройка последних лет.
А кто какую бумажку подмахнул, насрать по большому счету.

Если так уж сильно хочется позиговать на монархизм в упряжи с Новосибирском, то можно вспомнить не царя (который, несомненно, был проклятием для России), а хотя бы Унгерна Штернберга, которого в Новосибирке расстреляли (недавно, кстати, круглая дата исполнилась) и нет даже самого завалящего крестика, чтобы цветы возложить. Я бы сходил, поклонился.
Alippa
Читайте внимательнее текст. Николай II даровал статус города поселению Ново-Николаевск. Именно поэтому его и следует считать основателем нашего города...
Убик
Да, Гарин-Михайловский, Тихомиров, Будагов и пр. построили мост через Обь, вокруг которого возникли поселения, разросшиеся впоследствии в целый город. Но почему мы должны считать их основателями Новосибирска? Как известно, русский царь Петр I тоже построил свою новую столицу не на пустом месте, а на территории древних финских поселений. Но именно он по праву считается основателем Санкт-Петербурга.
sov2007
ну вы считайте основателем-дарителем Николая
а я Тихомирова со товарищи
голосовалку делать будем?
sov2007
Вы сравниваете теплое с мягким. Петру первому захотелось построить свою Венецию на северных болотах. Он даже в планировании участвовал.

Николашка же просто подмахнул бумажку о придании поселению нового статуса. Видите разницу?
Убик
Если Вам не нравится аналогия с Петром I, то можно найти в российской истории другие примеры, когда какое-либо поселение называлось в честь правителя (или его жены), даровавшему этому поселению стутус города.
Например, когда в 1856 году село Кийское было преобразовано в город Кийск, местные купцы подали прошение назвать его в честь царствующего императора Александра II, даровавшему этому селу статус города. Однако император не согласился, но высказался, что будет не против, если новый город назовут в честь его супруги императрицы Марии. Город стал называться Мариинск.
Убик
Небольшое дополнение к предыдущему посту. Пример с переименованием города Кийска в Мариинск показывает, кого жители этого города считали истинным его основателем (имеется в виду император Александр II, даровавший селу статус города)...
Alippa
Вообще, если проводить голосование, то справедливости ради оно должно касаться только двух имен: императора Александра III (отца Николая II), по чьему повелению был построен мост через Обь (и, кстати, весь транссиб), и Николая II, который даровал поселению Ново-Николаевск статус города.
sov2007
Забыли историю про колыванский вариант моста?? Вот тут уж точно, ни алексашка, ни николашка были ни при делах. Так что по справедливости голосование должно касаться только одного имени: инженера Гарина-Михайловского
yxx
Если вспоминать про мосты, то в любом случае приоритет - за Александром III и Николаем II. Кто такой Гарин-Михайловский? Человек, которого наняли для выполнения определенных функций. Не более того. Не было бы Гарина-Михайловского, наняли бы друго инженера (мало ли их было в Российской империи?). Без воли и желания обоих императоров строить транссиб никакого моста через Обь, никакой транссибирской железной дороги вообще и тем более никакого города Новосибирска не было бы. Это же ясно, ясно, ясно?. При Александре III строительство транссиба началось, при Николае II закончилось. К тому же Николай II не только достроил транссиб, но даровал поселению Ново-Николаевск статус города. Поэтому его и следует считать основанием нашего города...
sov2007
Не было бы Гарина-Михайловского, наняли бы друго инженера (мало ли их было в Российской империи?)

Ну тогда он бы был основателем Н-ска ,если бы предпочел тот же вариант, что и Г.-М. И при чем тут воля царя? Тут инженерные соображения вышли на первый план ,то есть инициатива того же Г.-М. А царь лишь подмахнул))) "Это же ясно,ясно, ясно?"

Или вы считаете ,что тогда страна была на гораздо большем "ручном управлении", нежели сейчас и царь собственноручно вникал в каждую деталь ,каждую мелочь и каждый нюанс? ИМХО, он в таком случае в первый же год своего царствования умер бы от нервного перенапряжения))



P.S Старков ,судя по такому зацикливанию на царях, это опять ты??? :biggrin:
sov2007
памятник основателям Одессы помните?, даже в ранешнее время не решались монарха делать единоличным основателем, но видимо лизоблюдство развилось до гомерических размерофф
если следовать вашей логике, то иных городофф кроме как в честь царей и князей быть не должно ибо все указами вводились
sov2007
воздать должное имени последнего русского императора. Необходимо разработать специальную программу по увековечиванию в нашем городе памяти Николая II как основателя Новосибирска, начиная с корректировки школьных учебников по истории и заканчивая созданием соответствующих памятников, переименованием улиц и т.д..
Вместо целого комплекса мелких мероприятий лучше организовать одно, но значимое - просто вернуть городу историческое название.
Alippa
Вы абсолютно правы. Большое количество городов в России (ди и не тлько в России) были основаны монархами (царями, императорами, князьями). Москва - Юрием (Георгием) Долгоруким, Петербург и Екатеринбург - Петром I, Ярославль - Ярославом Мудрым и т.д. Это, скорее, правило чем исключение. Не все города, основанные монархами, носили имена своих основателей, но это ровным счетом ничего не значит. Главное - чтобы помнили основателей...
Убик
а хотя бы Унгерна Штернберга, которого в Новосибирке расстреляли (недавно, кстати, круглая дата исполнилась) и нет даже самого завалящего крестика
С каких это пор память буддиста увековечивают крестами?
Docent
Вместо целого комплекса мелких мероприятий лучше организовать одно, но значимое - просто вернуть городу историческое название.
Кривощёково?
я - "за"!
yxx
Я никакой не Старков и на идее монархии не зациклен. Вы меня с кем-то путаете. Это, во-первых.
Что касается Гарина-Майловского, то никто не отнимает у него заслуг, касающихся проектирования и строительства моста через Обь.
Выполнил человек теническую работу на высоком уровне. И спасибо ему. Но кто являлся заказчиком этих работ? Разумеется, император.
Без императора никакого бы моста через Обь, может быть, до сих пор бы не было. Ведь когда Вы нанимаете, к примеру, для строительства загородного дома
проектировщика, гостарбайтеров и пр. рабочую силу, то никому же в голову не придет назвать этих людей хозяевами ("основателями") этого дома? Не так-ли? "Основателем" дома является тот, кто заплатил деньги. Это-вторых.
А в третьих, поселения на месте нынешнего Новосибирска были и до строительства моста через Обь. Никто же не называет строителей этих деревень основателями Новосибирска? В любом случае именно Николай II подписал рескрипт о присвоении поселению Ново-Николаевск статуса города, поэтому менно он и является его (города) основателем...
Docent
Лично я был бы не против возвращения нашему городу исторического названия, но вряд ли это воспримет большинство населения. Хотя бы памятник поставили на одной из центральных площадей - уже большое дело...
sov2007
Питерцы "восприняли", екатеринбуржцы "восприняли" (про жителей старинных городов Центра и Поволжья я уж не говорю), а наши земляки "не воспримут"?
sov2007
Предлагаю основателем городов (возьмём новосибирскую область) Бердск, Искитим, Купино, Тогучин, Черепаново и Чулым считать Сталина (по тому же признаку). В связи с этим "Необходимо разработать специальную программу по увековечиванию в этих городах памяти Сталина как основателя, начиная с корректировки школьных учебников по истории и заканчивая созданием соответствующих памятников, переименованием улиц и т.д.."
sov2007
Вот видите, к чему приводят неудачные формулировки вроде "увековечения памяти"? (См. предыдущий пост Михаила). А "возвращение исторического названия" - масшабно, коротко и ясно, поскольку подразумевает однобитовый ответ "да - нет".
Docent
В соседней области есть город с историческим (по крайней мере, достаточно историческим) названием "Сталинск". А сколько их по России поди...
sov2007
Без императора никакого бы моста через Обь, может быть, до сих пор бы не было

А без Гарина-Михайловского не было бы моста через Обь именно в районе Новосибирска.
Михаил_1
Да-да-да.
Вообще, так как большое количество городов и ПГТ возникли в эпоху индустриализации, то вполне будет справедливо (по этой логике переименовать их в Сталински). Правда, городов по России таки получится слишком много, и поэтому (для различия) можно присвоить им номера Сталинск-1, Сталинск-2, Сталинск-3, и так далее. Вот совколожцы довольны-то будут. Или Ленинск. План индустриализации при Ленине разрабатывался.

И еще. Есть исторический анекдот про то, что Екатерина II, отправляя неугодных в ссылку, на указе проставляла место назначение КЕМ. (сокращение от "к е...ной матери"). В России уже был поселок КЕМь, и поэтому ссылали туда. Ссыльных было так много, что поселку пришлось дать статус уездного города. Моджет быть ему тоже нужно вернуть название в честь правильного основателя? Только кто основатель? Екатерина или Е...ная матерь?
Михаил_1
Предлагаю основателем городов (возьмём новосибирскую область) Бердск, Искитим, Купино, Тогучин, Черепаново и Чулым считать Сталина (по тому же признаку). В связи с этим "Необходимо разработать специальную программу по увековечиванию в этих городах памяти Сталина как основателя, начиная с корректировки школьных учебников по истории и заканчивая созданием соответствующих памятников, переименованием улиц и т.д.."
Если придание населенным пунктам городского статуса было в компетенции Сталина (в чем лично я сомневаюсь), и существуют его специальные указы на этот счет, то основателем перечисленных Вами городов следует считать Сталина. В этом нет никаких сомнений. И, разумеется, жители этих городов, должны знать об этом. И соответствующие памятники должны быть. Нельзя в угоду времени фальсифицировать историю. Что касается Новосибирска, то городом его сделал именно Николай II, существует специальный рескрипт на этот счет. И этот факт никто не сможет опровергнуть...
Михаил_1
В соседней области есть город с историческим (по крайней мере, достаточно историческим) названием "Сталинск". А сколько их по России поди...
Совсем необязательно называть город в честь его основателя. Достаточно просто знать, кто был этим основателем...
yxx
Без императора никакого бы моста через Обь, может быть, до сих пор бы не было

А без Гарина-Михайловского не было бы моста через Обь именно в районе Новосибирска.
С чего Вы взяли, что не было бы? Это место являлось самым удачным в плане возведения моста через Обь, поэтому именно в районе с.Кривощеково, а не в каком-либо ином месте, мост и был возведен. Здесь свою роль сыграли обыкновенный здравый смысл, расчет и логика. Этими качествами должны обладать все инженеры (в том числе обладал ими и Гарин-Михайловский). Поэтому существует почти 100% вероятность того, что независимо от личности руководителя проекта по возведению моста через Обь он был бы построен именно там, где сейчас и находится. Точка.
sov2007
вы "мосты и тоннели" заканчивали, что так уверенно мосты привязываете на местности?
sov2007
Поэтому существует почти 100% вероятность того, что независимо от личности руководителя проекта по возведению моста через Обь он был бы построен именно там, где сейчас и находится. Точка.

В любом случае, как я писал тебе выше, это определяется инженерными соображениями специалиста, но никак не царя ,который в этом деле - увы и ах - профан. А потому опять же, царь, не при чем. А причем как раз специалист, вне зависимости от его личности. То есть не было бы Г.-М. был бы Иванов/Петров/Cидоров, но никак не святейший Романов,поскольку мостостроение - ну совершенно не его профиль)))))))))))
yxx
на фиг ему мостостроение было, он "хозяин земли русской" ёпрст
Alippa
Ты только две последних строчки последнего поста прочитал, что ли?)))
ЗЫ Я же как раз об этом, "ёпрст" :rofl:
yxx
это определяется инженерными соображениями специалиста, но никак не царя ,
Я тоже позволю себе повториться: кто дал деньги на строительство моста, тому (в первую очередь!!!) мы и обязаны его возведением. Кто девушку ужинает, тот ее и танцует. Неужели так трудно понять?
sov2007
У вас логика какая-то половинчатая весьма в таком случае. Почему вы останавливаетесь тогда именно на императоре? Он что ли, краеугольный камень всего и вся? Да как вам богохульство такое в голову могло прийти?! А известно ли вам ,что "источником власти императора является Божия воля, а сам император - помазанник Божий"? Поэтому тут только божий промысел, то есть основателем Н-ска является именно Бог ,поскольку алексашка с николашкой такие же проводники его воли, как Г.-М. проводник воли последних
yxx
У вас логика какая-то половинчатая весьма в таком случае. Почему вы останавливаетесь тогда именно на императоре? Он что ли, краеугольный камень всего и вся? Да как вам богохульство такое в голову могло прийти?! А известно ли вам ,что "источником власти императора является Божия воля, а сам император - помазанник Божий"? Поэтому тут только божий промысел, то есть основателем Н-ска является именно Бог ,поскольку алексашка с николашкой такие же проводники его воли, как Г.-М. проводник воли последних
Богу памятников в Новосибирске много (я имею в виду храмы и монастыри), а Николаю II и Александру III - ни одного. В честь Гарина-Михайловского назвали станцию метро и еще что-то, а в честь Николая II и Александра III - ничего. Непорядок получается...
sov2007
Напротив, полный порядок. Ну за что ставить Николаю II памятник?! За то ,что прос*ал Россию? Ну у вас и юмор, мил человек...
sov2007
кстати исследователи до сих пор спорят кто был прав Меженинов или Гарин-Михайловский

Показать спойлер
Было принято спорное предложение Н. Г. Гарина-Михайловского о сооружении железной дороги в стороне от Сибирского тракта и наиболее крупного города Сибири — Томска. Это, с одной стороны, удешевило стоимость строительства на 4 млн рублей и сократило протяженность дороги на 140 км (в рамках реализации «транзитного» варианта Транссиба, который отстаивал С. Ю. Витте), но с другой — оставило в стороне от магистрали Томск как исторически сложившийся центр этого региона, в котором располагались не только Томский округ путей сообщения, но и управление строительства Среднесибирской железной дороги. Против такого «спрямления» трассы выступала не только местная общественность, но и руководитель экспедиции по предварительным изысканиям Средне-Сибирской железной дороги инженер путей сообщения Николай Меженинов (1838–1901). Выпускник Московского университета, а позже и Петербургского института инженеров путей сообщения, он был одним из лучших путейцев страны и имел просчитанный вариант вхождения Томска в общий контур магистрали, как это явствует из «Отчета по постройке 1-го участка Среднесибирской железной дороги от Оби до Красноярска 1893–1896 годов». Жизнь доказала, что был прав именно Меженинов, так как при строительстве железной дороги пришлось прокладывать дополнительные коммуникации, что значительно увеличило стоимость и сроки строительства. http://expert.ru/expert/2011/30/zheleznyij-poyas-rossii/
Показать спойлер



Показать спойлер
Николай Георгиевич Гарин-Михайловский был назначен начальником изыскательских работ на Западно-Сибирской дороге в 1891 году. Первые изыскания здесь проводились раньше, от него требовалось лишь уточнить отдельные детали и дать окончательное заключение. Однако избранное направление трассы очень скоро удивило и насторожило инженера Гарина-Михайловского. От Барабинской степи ее отправляли к Колывани, богатому торговому селу на Оби, там ей предстояла переправа в месте самом неподходящем, где река имела обыкновение разливаться по обеим сторонам вволюшку, а сразу за Обью намечался крутой поворот на север к Томску болотистым труднопроходимым курсом. Неужели это самый короткий и удобный путь? Неужели изыскатели остановились на нем, не найдя ничего лучшего? Не может быть! Гарин-Михайловский принялся за разведку. Ниже по течению Обь становилась все шире и берега ее все болотистей. Надо было высматривать выше. Обследуя берега Оби, Томи и Яи — все три реки, державшиеся, как сестры, недалеко одна от другой, дороге было не миновать, — Гарин-Михайловский с помощью рыбаков и охотников отыскал переправы, лучше которых и желать было нельзя, а местом перехода через Обь выбрал село Кривощеково.

Позднее, проезжая тут пассажиром, он запишет в дневнике кругосветного путешествия:

“На 160-верстном протяжении это единственное место, где Обь, как говорят крестьяне, в “трубе”. Другими словами, оба берега реки и ложе скалисты здесь. И притом это самое узкое место разлива — у Колывани, где первопечатно предполагалось провести линию, разлив реки — двадцать верст, а здесь — четыреста сажен. Изменение первопечатного проекта — моя заслуга, и я с удовольствием теперь смотрю, что в постройке намеченная мной линия не изменилась!.. Я с удовольствием смотрю и на то, как разросся на той стороне поселок, называвшийся Новой деревней. Теперь это уже целый городок...”.

Этот “целый городок” в годы, как на опаре, вырос сначала в Новониколаевск, а затем и Новосибирск, самый большой в Сибири полуторамиллионный город, детище Транссиба.

А от Томска, самого звучного в то время города, где только что был открыт единственный в Сибири университет и заложен технологический институт, пришлось отвернуть к югу на девяносто километров и оставить его в стороне. Обиду эту Томск не может забыть до сих пор. К нему провели ветку от станции Тайга (и место для этой станции, и имя ей выбирал сам Гарин-Михайловский), но и вместе с веткой новая трасса, которую изыскал и отстоял Николай Георгиевич, оказалась короче прежнего, как он называл, “первопечатного” направления. И намного дешевле. А это именно то, что и требуется от изыскателя, кодекс которого, приведенный выше, и составил Владимир Чивилихин, выросший в семье железнодорожника на станции Тайга. “Вот и станция Тайга, откуда ветка идет на Томск”, — коротко запишет Николай Георгиевич в том же дневнике кругосветного путешествия, и в лаконичной этой записи невольно слышится вздох при воспоминании, сколько же ему пришлось претерпеть, чтобы отстоять тогда государственный интерес.

Судьба Томска, отставленного от столбовой дороги, так напугала градоначальников восточных городов, куда еще не дотянулся Сибирский путь, что в Иркутске на обеде в честь прибытия нового министра путей сообщения М. И. Хилкова, на обеде, где присутствовал и Н. П. Меженинов, руководитель изыскательских работ от Оби до Иркутска, местный генерал-губернатор Горемыкин выразился весьма откровенно, сказав, что “пусть изыскатели ослепнут, если они хотят пройти мимо Иркутска — авось слепые попадут в город”. Что ответил на это Меженинов, воспоминания не доносят, но едва ли он мог обидеться, зная прежде всего тот же государственный интерес, из которого исходил Гарин-Михайловский. Иркутск, к счастью, из этого интереса не выпал. http://www.nash-sovremennik.ru/p.php?y=2006&n=1&id=3
Показать спойлер


МИНИСТР, КОТОРЫЙ ЛУЧШЕ ВСЕХ ФИНАНСИРОВАЛ ГЛОБАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
Показать спойлер
О ЕСЛИ мы спросим: а какой министр вписал свое имя в историю Транссиба ярче всех? Кто был душой этого глобального проекта? Кто взял на себя ответственность о направлении громадных финансовых потоков в сооружение Великого Сибирского пути? Ответ один: Сергей Юльевич Витте. Хотя был он министром путей сообщения недолго - всего лишь несколько месяцев, сменив Гюббенета в феврале 1892 года. А затем стал министром финансов Российской империи и занимал эту должность 11 лет. http://www.rg.ru/anons/arc_2000/1128/2.shtm
Показать спойлер
sov2007
Николая II и Александра III - ничего. Непорядок получается...
давайте тогда хором уже. воздвигнем, и Ивану Грозному, и Владимиру Красно-Солнышко, да и например, почему бы не Хану Едигеру, который первым признал вассальную независимость Сибирского ханства от России, ась?
Григорию Распутину обязательно, все-таки из Тобольска, сосед по землячеству практически, Унгерну фон Штернбергу (его здесь расстреляли), Алле Пугачовой (потому что любимая народная певица), да хоть черту с рогами, если вам уж этого сильно так хочется.
Alippa
Да ,если б назвали станцию метро "Площадь Межанинова" ,существенно бы сэкономили на буквах. Они ж поди из цветного металла...
yxx
почитаешь, таки даже завидно, какие проекты люди реализовывали, а тут кругом один релакс и шоппинг
и инициативы ТС по увековечиванию сонователей, интересно именем нынешних что будут потом называть?
Alippa
Ага, это общеизвестные факты .

Равно как и то, что колыванские купцы финансово были заинтересованы в строительстве жд через именно их поселок. Давали взятки и Гарину-Михайловскому, и Витте, но начальники были непреклонны, - в таком случае строительство выходило бы и дороже и сложнее.

Гарин-Михайловский, кстати, взятку принял (что-то около мешка золотом) причем составил опись, от кого сколько пришло поименно, а потом всех мздодавцев сдал куда следует. Потому что он был фанатик своего дела. Думаю, что если бы Николашке привезли соболей да меда, да еще перед иконами покрестиись, и богом бы поумоляли, тот не выдержал. Такой уж правитель был.
Убик
есть еще более экзотическая версия, мне в Томске озвучили, что купцы от извоза по Сибтракту дали взятку Гарину-Михайловскому, чтобы дорогоа прошла где угодно, но только не через Томск и не порушила их транспортный бЮзнес
хорошее было время, как ни построй, а взятку дадут в любом случае
Alippa
интересно именем нынешних что будут потом называть?

Бордели, казино, тюрьмы, общественные туалеты - много на самом деле весьма достойннейших заведений
yxx
если новый мост не окажется "пляшущим", то можно каждому пролету по имени
ну типа мостов мало а великих архстратигофф много :смущ:
yxx
Напротив, полный порядок. Ну за что ставить Николаю II памятник?! За то ,что прос*ал Россию? Ну у вас и юмор, мил человек...
Что же Вы все время скачите с одной темы на другую, как блоха по я....?
Держитесь темы дискуссии. Мы говорим с Вами не про просира...е России, а про основание города Новосибирска. Надеюсь, Вы понимаете, что это далеко не одно и тоже?
sov2007
На полтона ниже, мил человек. С папой-мамой своими так будете разговаривать, а тут вам не отчий дом, так что охолоните. И коли выступаете императорским лизоблюдом ,извольте придерживаться изящной дворцовой лексики, а то как холоп, право слово.

И это - мы с вами говорим уже битый час не столько про основание Н-ска, сколько про роль Николая II в каких-то конкретных вещах. Поэтому я не вижу никаких поводов потакать вам и замалчивать деяния нашего последнего самодержца.

Надеюсь вы понимаете ,что основание города Новосибирска меркнет по сравнению с тем, что Николай II таки прос*ал Россию? И что по большому счету он не достоин ничего, кроме эпизодического упоминания в ироничном тоне в псевдоисторических пафосных сериалах?
sov2007
И самое главное - Новосибирск ведь не где-то в Монголии, а именно в России ,которую ваш Николаша так бездарно профукал. Или вы считаете ,что судьба Новосибирска совершенно никак не связана с судьбой России, т.е. что мы живем в каком-то автономном коконе?
Убик
давайте тогда хором уже. воздвигнем, и Ивану Грозному, и Владимиру Красно-Солнышко, да и например, почему бы не Хану Едигеру, который первым признал вассальную независимость Сибирского ханства от России, ась?
Григорию Распутину обязательно, все-таки из Тобольска, сосед по землячеству практически, Унгерну фон Штернбергу (его здесь расстреляли), Алле Пугачовой (потому что любимая народная певица), да хоть черту с рогами, если вам уж этого сильно так хочется.
Давайте все-таки говорить по теме. Иван Грозный и Алла Пугачева - это, конечно, интересные персоны, но никакого отношения к основанию нашего города и к строительству моста через Обь они не имеют.
А Николай II и Александр III имеют ко всему этому прямое отношение. И поэтому вполне заслуживают памятников...