Православный календарь. Новости приходов православных.
810346
656
Алексий
ВОСКРЕСЕНЬЕ (Старый стиль 16 декабря/Новый стиль 29 декабря)

Неделя 28-я по Пятидесятнице. Cвятых Праотец
Рождественский пост
Постный календарь. Глас 3-й

Прор. Агге́я (500 г. до Р. Х.).
Прп. Софи́и Суздальской (1542); мч. Мари́на Римского (III); Блж. царицы Феофа́нии Византийской (893–894).
Сщмчч. Влади́мира Алексеева, Павла Аношкина, пресвитеров и Григо́рия Смирнова, диакона (1918); сщмчч. Арка́дия (Остальского), епископа Бежецкого, Илии́ Чередеева, Павла Фаворитова, Феодо́сия Болдырева, Влади́мира Дамаскина, Алекса́ндра Колоколова, Петра Зиновьева, пресвитеров, прмч. Макария (Смирнова), иеромонаха (1937).

МЫСЛИ СВТ. ФЕОФАНА ЗАТВОРНИКА

(Кол.1:12–18; Лк.14:16–24)
«Много званных, но мало избранных» (Лк.14:24). Званные – это все христиане, избранные же – это те из христиан, которые и веруют, и живут по-христиански. В первое время христианства к вере призывала проповедь; мы же призваны самым рождением от христиан и воспитанием среди христиан. И слава Богу! Половину дороги, то есть вступление в христианство и вкоренение начал его в сердце, с самого детства проходим мы без всякого труда. Казалось бы, тем крепче должна быть вера и тем исправнее жизнь во все последующее время. Оно так и было; но с некоторого времени стало у нас не так быть. В школьное воспитание допущены нехристианские начала, которые портят юношество; в общество вошли нехристианские обычаи, которые развращают его по выходе из школы.

И не дивно, что, если по слову Божию и всегда мало избранных, то в наше время оказывается их еще меньше: таков уж дух века – противохристианский! Что дальше будет? Если не изменят у нас образа воспитания и обычаев общества, то будет все больше и больше слабеть истинное христианство, а наконец, и совсем кончится; останется только имя христианское, а духа христианского не будет. Всех преисполнит дух мира. Что же делать? Молиться...

ПРИТЧА ДНЯ

ЗНАКОМАЯ ИСТОРИЯ

Встал человек на вечернее правило.
Начал молитвы читать.
Да устали у него ноги. День-то нелегким был.
Сел он на стул, читает.
И вдруг – звонок в дверь.
Сосед с рыбалки вернулся.
Стояли они и часа два беседовали о том, на что тот ловил и как у него клевало.
Вернулся, наконец, человек домой.
И продолжил читать правило.
Сначала немного стоя, а потом – снова сидя.
Сил-то ведь стоять на молитве у него не было!


монах Варнава (Санин)
Алексий
С наступающим Новым годом и Рождеством поздравляет ведущий программы "Диалог" протоиерей Алексей Солодкин
Алексий
СУББОТА (Старый стиль 22 декабря/Новый стиль 4 января)

Седмица 29-я по Пятидесятнице. Суббота перед Рождеством Христовым
Рождественский пост
Постный календарь.
Глас 3-й

Вмц. Анастаси́и Узорешительницы (ок. 304).
Мч. Хрисого́на, мц. Феодо́тии, мчч. Ево́да, Евтихиа́на и иных (ок. 304); прп. Ники́фора Прокаженного, монаха (1964).
Сщмчч. Дими́трия Киранова и Фео́дора Поройкова, пресвитеров (1938).

МЫСЛИ СВТ. ФЕОФАНА ЗАТВОРНИКА

(Еф.2:11–13; Лк.13:18–29)
«Подвизайтесь войти сквозь тесныя врата» (Лк.13:24). Тесныя врата – жизнь не по своей воле, не по своим желаниям, не в угоду себе; широкие врата – жизнь по всем движениям и стремлениям страстного сердца, без малейшего себе отказа в чем-либо. Таким образом, врата в царствие – самостеснение. Стесняй себя во всем – и это будет то же, что напряжение или упор в дверь, чтоб отворить ее и протесниться сквозь нее.
Как и чем себя стеснять? Заповедями Божиими, противоположными страстным движениям сердца. Когда начинаешь сердиться на кого, вспомни заповедь Господа: «не гневайтеся... всуе» (Мф.5:22), и стесни тем сердце свое. Когда придут блудные движения, приведи на мысль запрещение даже и смотреть на жену с вожделением, и стесни тем свое похотение. Когда захочется осудить кого, вспомни слово Господа, что этим ты делаешь Судию небесного неумолимым в отношении к себе, и стесни тем свою заносчивость.
Так в отношении и ко всякому порочному движению. Собери против каждого из них изречения Божественного Писания и держи их в памяти. Как только выйдет из сердца какое-либо дурное желание, ты тотчас вяжи его направленным против него изречением; или наперед обвяжи все свои желания и помышления Божественными словами и ходи в них: будешь, будто в узах. Но в этих узах – свобода, или свободный путь в Царствие Божие.

ПРИТЧА ДНЯ

Однажды монахи разговаривали о смирении. Один из знатных граждан города Газы, слыша слова, что чем более кто приближается к Богу, тем более видит себя грешным, удивился и сказал:
— Как это может быть?
И, не понимая, хотел узнать, что значат эти слова.
Один монах сказал ему:
— Именитый господин, скажи мне, кем ты считаешь себя в своем городе?
Он отвечал:
— Считаю себя великим и первым в городе.
— Если же ты пойдешь в Кесарию, то кем будешь считать себя там?
— Последним из тамошних вельмож.
— Если же ты отправишься в Антиохию, кем ты будешь там себя считать?
— Там буду считать себя одним из простолюдинов.
— Если же пойдешь в Константинополь и приблизишься к царю, то там кем ты станешь считать себя?
— Почти нищим.
— Вот так и святые, — сказал монах, — чем больше приближаются к Богу, тем более видят себя грешными. Ибо Авраам, когда увидел Господа, назвал себя землею и пеплом.
Алексий
ВОСКРЕСЕНЬЕ (Старый стиль 23 декабря/Новый стиль 5 января)

Неделя 29-я по Пятидесятнице, перед Рождеством Христовым, святых отец.
Рождественский пост
Постный календарь.
Глас 4-й

Мучеников, иже в Крите: Феоду́ла, Саторни́на, Евпо́ра, Гела́сия, Евникиа́на, Зо́тика, По́мпия, Агафопу́са, Васили́да и Еваре́ста (III).
Свт. Феокти́ста, архиепископа Новгородского (1310); прп. Ни́фонта, епископа Кипрского (IV); прп. Павла, епископа Неокесарийского (IV).
Сщмч. Васи́лия Спасского, пресвитера, прмчч. Макария (Миронова) и Ио́ны (Смирнова), иеромонахов (1938).

ПРИТЧА ДНЯ

Закончив службу, священник объявил:

– В следующее воскресенье я буду беседовать с вами на тему лжи. Чтобы вам было легче понять, о чем пойдет речь, прочитайте перед этим дома семнадцатую главу Евангелия от Марка.

В следующее воскресение священник перед началом своей проповеди объявил:

– Прошу тех, кто прочитал семнадцатую главу, поднять руки.

Почти все присутствующие подняли руки.

– Вот именно с вами я и хотел поговорить о лжи, – сказал священник. – У Марка нет семнадцатой главы.
Алексий
С Рождеством Христовым!
Алексий
15 января приход во имя прп. Серафима Саровского отмечает престольный праздник.

15 января Русская Православная Церковь отмечает преставление (1833 г.) и второе обре́тение мощей (1991 г.) прп. Серафима, Саровского чудотворца, в память которого был освящен престол нашей церкви. В 8 утра в храме во имя прп. Серафима Саровского состоится праздничное богослужение.
Алексий
СУББОТА (Старый стиль 5 января /Новый стиль 18 января)

Седмица 31-я по Пятидесятнице. Суббота перед Богоявлением
Постный день. Глас 5-й

На́вечерие Богоявления (Крещенский сочельник). Сщмч. Феопе́мпта, епископа Никомидийского и мч. Фео́ны (в Крещении Сине́сия) волхва (303); прп. Синклитики́и Александрийской (ок. 350); прп. Симео́на Псково-Печерского (1960).
Прор. Михе́я (IX в. до Р. Х.); прп. Аполлина́рии (ок. 470); прп. Фости́рия; прп. Ми́ны Синайского (VI); прп. Григо́рия Акритского (ок. 820).
Сщмч. Андрея Зимина, протоиерея (1920); мч. Ио́сифа Беспалова и с ним 37-ми мучеников (1921); мц. Евгении Доможировой (1933); сщмч. Се́ргия Лаврова, пресвитера (1934); мч. Матфе́я Гусева (1938).

МЫСЛИ СВТ. ФЕОФАНА ЗАТВОРНИКА

Суббота пред Богоявлением
(1Тим.3:14–4:5; Мф.3:1–11)

«Дом Божий, который есть Церковь Бога живого, столп и утверждение истины» (1Тим.3:15). Следовательно, нам нечего вращать очи туда и сюда, чтоб высмотреть, нет ли где истины. Она – близ. Будь в Церкви, содержи все, что она содержит, – и будешь во истине, будешь обладать истиною и жить по ней и в ней и, вследствие того, истинною будешь преисполнен жизнью. Вне Православной Церкви нет истины. Она единая верная хранительница всего заповеданного Господом чрез св. Апостолов, и есть потому настоящая Апостольская Церковь. Иные потеряли Церковь Апостольскую, и как по христианскому сознанию носят убеждение, что только Апостольская Церковь может верно хранить и указывать истину, вздумали сами построить такую церковь и построили, и имя ей такое придали. Имя придали, а существа сообщить не могли, Ибо Апостольская Церковь создана по благоволению Отца Господом Спасителем благодатью Св. Духа чрез Апостолов. Людям такой уж не создать. Думающие создать такую подобятся детям, в куклы играющим. Если нет на земле истинной Апостольской Церкви, нечего и труды тратить над созданием ее. Но благодарение Господу, Он не попустил вратам адовым одолеть св. Апостольскую Церковь. Она есть и пребудет, по обетованию Его, до скончания века. И это есть наша Православная Церковь. Слава Богу!

ПРИТЧА ДНЯ

Однажды старец устыдил свое духовное чадо за то, что тот искупался в холодной воде и подвергал здоровье опасности.

– Но, ведь я молод и здоров, – возразил тот.

– Ты молод и здоров, – ответил старец. – Лампада твоей жизни имеет масла на много лет. Но если ты ее уронишь, масло разольется и лампада погаснет. Такова жизнь! Бог нам дает многоценный дар жизни; мы его принимаем и обязаны оберегать, а не подвергать бессмысленным опасностям. Будь осторожен со своей лампадой!
Алексий
ВОСКРЕСЕНЬЕ (Старый стиль 6 января/Новый стиль 19 января)

Неделя 31-я по Пятидесятнице. Святки
Поста нет. Глас 6-й

Святое Богоявление. Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.

Преставление свт. Феофа́на, Затворника Вышенского (1894).

МЫСЛИ СВТ. ФЕОФАНА ЗАТВОРНИКА

СВЯТОЕ БОГОЯВЛЕНИЕ.
КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДА БОГА И СПАСА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА
(Тит.2:11–14, 3:4–7; Мф.3:13–17)

Крещение Господа названо Богоявлением, потому что в нем явил Себя так осязательно единый истинный Бог, в Троице покланяемый: Бог Отец – гласом с неба, Бог Сын – воплотившийся Крещением, Бог Дух Святой – нисшествием на Крещаемого. Тут явлено и таинство отношения Лиц Пресвятой Троицы. Бог Дух Святой от Отца исходит и в Сыне почивает, а не исходит от Него. Явлено здесь и то, что воплощенное домостроительство спасения совершено Богом Сыном воплотившимся, соприсущу Ему Духу Святому и Богу Отцу. Явлено и то, что и спасение каждого может совершиться не иначе, как в Господе Иисусе Христе, благодатию Св. Духа, по благоволению Отца.

Все таинства христианские сияют здесь божественным светом своим и просвещают умы и сердца с верою совершающих это великое празднество. Приидите, востечем умно горе и погрузимся в созерцание этих таин спасения нашего, поя: во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Тройческое явися поклонение, – спасение тройчески нам устрояющее и нас тройчески спасающее.
Алексий
СУББОТА (Старый стиль 12 января /Новый стиль 25 января)

Седмица 32-я по Пятидесятнице. Суббота пo Богоявлении
Поста нет. Глас 6-й

Мц. Татиа́ны Римской, диаконисы, и с нею в Риме пострадавших (226–235); свт. Са́ввы I, архиепископа Сербского (1237); прп. Мартиниа́на Белоезерского, игумена (1483).
Мч. Ме́ртия (284–305); мч. Петра Авессаломита (Анийского) (309–310); прп. Евпра́ксии Тавенской (393); прп. Пахо́мия Кенского, игумена (XVI) (переходящее празднование в субботу по Богоявлении).
Икон Божией Матери: Акафистная; «Млекопитательница»; Попская (Иерейская)

МЫСЛИ СВТ. ФЕОФАНА ЗАТВОРНИКА
Суббота по Богоявлении.

(Еф.6:10–17; Мф.4:1–11)

Апостол облекает христиан во всеоружие Божие. Прилично подошло это вслед за предыдущим уроком. Ибо если кто, вняв призванию Божию, воспринял начало новой жизни, с помощью благодати Божией, привнесши с своей к тому стороны «все старание» (2Пет.1:5), то ему после этого предлежит не почивание на лаврах, а борьба. Он оставил мир – мир за это начнет теснить его; он спасся от власти диавола – диавол будет гнать вслед его и ставить ему козни, чтоб сбить его с доброго пути и опять возвратить в свою область; он отвергся себя, отверг самость со всем полчищем страстей, но этот живущий в нас грех не вдруг расстается с своим привольным житием в самоугодии и поминутно будет покушаться под разными предлогами опять водворить внутри те же порядки жизни, которые так богато насыщали и питали его прежде.

Три врага, – каждый с бесчисленным полчищем, – но главнокомандующий есть диавол, ближайшие же помощники его бесы. Они всем ворочают в греховной жизни, противнице жизни духовной. Почему Апостол против них и вооружает христианина, так, как бы прочих не было совсем. Говорит: «наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных» (Еф.6:12). Ибо не будь их, и брани, может быть, не было бы. Равно, коль скоро они отражены и поражены, то отражение и поражение других ничего уже не стоит.

Итак, смотри всякий, куда следует направлять стрелы или, по крайней мере, с какой особенно стороны надлежит себя ограждать. И ограждай! Апостол прописал несколько орудий, но все они сильны лишь Господом. Почему опытные борцы духовные и предали нам: именем Господа Иисуса бей ратников.

ПРИТЧА ДНЯ

У одного старика было три сына. И они никак не могли ужиться вместе. Старику очень хотелось, чтобы после его смерти сыновья жили в мире. Он решил научить их этому.
Однажды, отец позвал их к себе и попросил разломать пополам веник. Сначала попробовал старший сын, но, сколько он ни старался — ничего не получилось. Такие же неудачи постигли среднего и младшего. Тогда отец развязал веник и попросил каждого сына разломать по несколько соломинок. Это, конечно же, им с лёгкостью удалось.
Тогда отец сказал:
— Вот так же и в жизни. Если вы будете вместе, то вас никто не сломит, а по отдельности вас так же легко победить, как и сломать пару соломинок.
Алексий
ВОСКРЕСЕНЬЕ (Старый стиль 13 января/Новый стиль 26 января)

Неделя 32-я по Пятидесятнице, по Богоявлении
Поста нет. Глас 7-й

Мчч. Ерми́ла, диакона и Стратони́ка (ок. 315); прп. Ирина́рха, затворника Ростовского (1616); прп. Елеаза́ра Анзерского (Севрюкова) (1656).
Мч. Петра Авессаломита (Анийского) (309–310); прп. Иа́кова Низибийского (Нисивийского), епископа (350).

МЫСЛИ СВТ. ФЕОФАНА ЗАТВОРНИКА
(Флп.1:27–2:4; Лк.6:17–23)

Ублажает Господь нищих, алчущих, плачущих, поносимых, под тем условием, если все это Сына Человеческого ради; ублажается, значит, жизнь, окруженная всякого рода нуждами и лишениями. Утехи, довольство, почет, по слову сему, не представляют собою блага; да оно так и есть. Но пока в них почивает человек, он не сознает того. Только когда высвободится из обаяния их – видит, что они не представители блага, а только призраки его.

Душа не может обойтись без утешений, но они не в чувственном; не может обойтись без сокровищ, но они не в золоте и серебре, не в пышных домах и одеждах, не в этой полноте внешней; не может обойтись без чести, но она не в раболепных поклонах людских. Есть иные утехи, иное довольство, иной почет, – духовные, душе сродные. Кто их найдет, тот не захочет внешних; да не только не захочет, а презрит и возненавидит их ради того, что они заграждают духовные, не дают видеть их, держат душу в омрачении, опьянении, в призраках. Оттого такие вседушно предпочитают нищету, прискорбность и безвестность, чувствуя себя хорошо среди них, как в безопасной какой-нибудь ограде от обаяния прелестями мира. Как же быть тем, к кому все это идет само собою? Быть в отношении ко всему тому, по слову Св. апостола, как не имеющий ничего.

ПРИТЧА ДНЯ

Один француз в сопровождении араба-христианина совершал путешествие по пустыне.
День за днем араб не забывал преклонять свои колена на горячем песке и взывать к Богу.
Однажды вечером неверующий француз спросил у араба:
— Откуда ты знаешь, что существует Бог?
Проводник на минуту задумался и ответил:
— Откуда я знаю, что существует Бог? А из чего ты заключаешь, что в прошлую ночь мимо нашей палатки прошел верблюд, а не человек?
— Ну, это же видно по следам, — удивился неверующий француз.
Тогда, показав рукой на заходящее солнце, залившее своими лучами весь горизонт, араб сказал:
— Это следы не человека.
Алексий
СУББОТА (Старый стиль 19 января/Новый стиль 1 февраля)

Седмица 33-я по Пятидесятнице
Поста нет. Глас 7-й
Прп. Макария Великого, Египетского (390–391); свт. Марка Евгеника, архиепископа Ефесского (1444); блж. Фео́дора Новгородского, Христа ради юродивого (1392); прп. Макария Римлянина, Новгородского (XVI).
Прп. Макария, постника Печерского, в Ближних пещерах (XII); прп. Макария, диакона Печерского, в Дальних пещерах (XIII–XIV); Обре́тение мощей прп. Са́ввы Сторожевского, Звенигородского (1652); мц. Евфра́сии девы (303); прп. Макария Александрийского, иеромонаха (394–395); свт. Арсе́ния Керкирского, архиепископа (ок. 953); прп. Анто́ния Марткопского, столпника (VI) (Груз.).
Сщмч. Петра Скипетрова, пресвитера (1918); сщмч. Николая Восторгова, пресвитера (1930); мч. Фео́дора Гусева (1940).

МЫСЛИ СВТ. ФЕОФАНА ЗАТВОРНИКА
(Рим.11:13–24; Мф.11:27–30)

«Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Мф.11:28). О, божественного, о любезного, о сладчайшего Твоего гласа! Пойдемте же все вслед зовущего нас Господа! Но наперед надо восчувствовать, что нам трудно и тяжело восчувствовать, то есть, что у нас грехов много, и грехи эти тяжки. От этого чувства родится потребность искать себе облегчения. Вера укажет тогда нам единственное прибежище в Господе Спасителе, и шаги наши сами собою направятся к Нему.

Душа, возжелавшая избавиться от грехов, знает, что сказать Господу: «возьми бремя от меня тяжкое, греховное, а я возьму иго Твое благое». И бывает так: Господь прощает грехи, а душа начинает ходить в заповедях Его. И заповеди – иго, и грехи – бремя. Но, сличив то и другое, душа находит, что иго заповедей легко, как перо, а бремя грехов тяжело, как гора.

Не убоимся же охотно принять иго Господне благое и бремя Его легкое! Так только, а не иначе, можем обрести покой душам нашим.

ПРИТЧА ДНЯ

Когда одного старца спросили, почему он ушёл из мира, тот ответил так:
– Пока слово не произнесено, оно – узник того, кто собирался его сказать. Когда же слово сказано, его пленником становится тот, кто произнёс его. Я часто раскаивался в том, что говорил, но ни разу не сожалел о том, что молчал.
Алексий
ВОСКРЕСЕНЬЕ (Старый стиль 20 января/Новый стиль 2 февраля)

Неделя о Закхее
Поста нет. Глас 8-й

Прп. Евфи́мия Великого, иеромонаха (473).
Прпп. Евфи́мия схимника (XIV) и Лавре́нтия затворника (XIII–XIV), Печерских, в Дальних пещерах; прп. Евфи́мия Сянжемского, Вологодского (ок. 1465); мчч. И́нны, Пи́нны и Ри́ммы (I–II); мчч. Ва́сса, Евсе́вия, Евти́хия и Васили́да (303); исп. Евфи́мия (Кереселидзе), игумена (1944) (Груз.).
Сщмч. Павла Добромыслова, пресвитера (1940).

МЫСЛИ СВТ. ФЕОФАНА ЗАТВОРНИКА
(Флп.1:27–2:4; Лк.6:17–23)

Ублажает Господь нищих, алчущих, плачущих, поносимых, под тем условием, если все это Сына Человеческого ради; ублажается, значит, жизнь, окруженная всякого рода нуждами и лишениями. Утехи, довольство, почет, по слову сему, не представляют собою блага; да оно так и есть. Но пока в них почивает человек, он не сознает того. Только когда высвободится из обаяния их – видит, что они не представители блага, а только призраки его.

Душа не может обойтись без утешений, но они не в чувственном; не может обойтись без сокровищ, но они не в золоте и серебре, не в пышных домах и одеждах, не в этой полноте внешней; не может обойтись без чести, но она не в раболепных поклонах людских. Есть иные утехи, иное довольство, иной почет, – духовные, душе сродные. Кто их найдет, тот не захочет внешних; да не только не захочет, а презрит и возненавидит их ради того, что они заграждают духовные, не дают видеть их, держат душу в омрачении, опьянении, в призраках. Оттого такие вседушно предпочитают нищету, прискорбность и безвестность, чувствуя себя хорошо среди них, как в безопасной какой-нибудь ограде от обаяния прелестями мира. Как же быть тем, к кому все это идет само собою? Быть в отношении ко всему тому, по слову Св. апостола, как не имеющий ничего.

ПРИТЧА ДНЯ

«Я не оставлял тебя»

Расскажу одно предание. Жил старец в безмолвной пустыне. Напали на него бесы видимо и начали тащить вон из келии, чтобы выгнать совсем и из пустыни. Старец начал сам отбиваться от них, но те пересилили его и уже к самой двери притащили. Еще бы немного - и они вышвырнули бы его вон. Видя крайнюю беду, старец воззвал; «Господи, Иисусе Христе! Почто мя оставил еси! Помоги мне, Господи!» Как только воззвал, тотчас явился Господь и разогнал бесов, а старцу сказал: «Я не оставлял тебя; но как ты не призывал Меня, а сам думал управиться с врагами, то не приступал помочь тебе. Сам ты виноват, понадеявшись на себя. Призывай Меня, и всегда встретишь готовую помощь». Сказав это. Господь стал невидим. Вразумив старца, этот случай и всем нам дает урок не барахтаться с страстными помыслами своим с ними мысленным препирательством, а тотчас обращаться к Господу с молитвою против них.

(Святитель Феофан Затворник. Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться. Гл. 58)
Алексий
Что такое Великий покаянный канон Андрея Критского?

Кто автор Великого покаянного канона, для кого он написан, как вошел в церковную жизнь, каков его состав, когда и как читается?
Об этом — в #фома_слайды
Алексий
Слушайте Великий покаянный Канон в исполнении Патриарха Пимена и исполняйтесь Благодати.
Алексий
28 мая 2020 года - престольный праздник Вознесенского кафедрального собора
Алексий
Успенский пост начнётся с 14 августа и продлиться по 27 августа.

Успенский пост – один из четырёх многодневных постов, посвящён подготовке к празднику Успения Пресвятой Богородицы.

Этим постом Церковь призывает нас к подражанию Божьей Матери, Которая перед переселением своим на небо непрестанно пребывала в посте и молитве.

На первый день Успенского поста приходится праздник «Изнесение Честных Древ Животворящего Креста Господня». Также на время поста приходится двунадесятый праздник – Преображение Господне (19 августа).

Заканчивается пост праздником Успения Пресвятой Богородицы. 27 августа за вечерним богослужением в храмах выносят для поклонения из алтаря Плащаницу с изображением Божией Матери. Плащаница находится посреди храма до чина погребения, когда ее крестным ходом пронесут вокруг церкви.
Anioto
28 августа - Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.

"Мария же избрала благую часть" (Лк. 10, 42). Успение Божией Матери представляет благий конец сего избрания. Сам Спаситель в успении Ее принял в руки Свои Ее душу. Того же сподоблялись и многие святые; то же встречают, в разных видах и степенях, и все избиратели благой части. В час избрания упованием только прозревается этот конец, а в некоторой степени даже предощущается; но потом труды, борения и себя принуждения следуют одни за другими и мрачат избранный путь. Путеводною звездою остается благий конец благой части. Это то же, что вдали светящийся огонек для путника, застигнутого темнотою. Упование - возбудитель энергии и поддержатель терпения и постоянства в начатом, а само оно крепко верою. По вере избирают, упованием бывают твердыми в избрании, а терпением достигают благого конца.
Свт. Феофан Затворник
Алексий
На телеканале «Союз» вышел сюжет о социальных гостиницах, действующих при Новосибирской епархии.
В гостиницах предоставляют временный кров, питание и вещи первой необходимости тем, кто оказался в трудной жизненной ситуации.

Новосибирский епархиальный реабилитационный центр оказывает поддержку тем, кто оказался одинок.

Алексий
Рождественский пост – последний многодневный пост в году. Он начинается 28 ноября и продолжается до 7 января,
длится 40 дней и потому именуется в Церковном уставе Четыредесятницей, так же, как и Великий пост.

Рождественский пост установлен для того, чтобы мы ко дню Рождества Христова очистили себя покаянием, молитвою и постом, чтобы с чистым сердцем, душой и телом могли благоговейно встретить явившегося в мир Сына Божьего.

Гастрономическая составляющая поста не цель, а лишь средство для правильной духовной жизни, основанной на молитве и таинствах Покаяния и Причащения. Пост без молитвы – это просто диета.

Установление Рождественского поста, как и других многодневных постов, относится к древним временам христианства. Уже с четвертого века св. Амвросий Медиоланский, Филастрий, блаженный Августин упоминают в своих творениях Рождественский пост. В пятом веке о древности Рождественского поста писал Лев Великий: “Как Господь ущедрил нас плодами земли, так и мы во время этого поста должны быть щедры к бедным”.

Так как заговенье (канун поста) приходится в день памяти св. апостола Филиппа (27 ноября), то этот пост в простом народе называли Филипповым (что искажало цель поста, как подготовку к дню Рождества Христова).

Правила питания в пост, которые указаны в календарях, относятся к монастырскому Уставу – это идеальная норма. Миряне могут получить послабление у священника в зависимости от конкретных условий жизни и здоровья.
Anioto
Про пост от игумена Силуана (Туманова)

С каждым годом растет недоумение по поводу спешного доедания скоромного накануне поста. Молодежные забавы с религиозным окрасом давно перестали быть признаком «чистого православия», ведь наесться на ночь мясного и молочного — это весело только для молодых и здоровых организмов, еще не знающих о прелестях изжоги и бессонницы.
Что же делать?
Показать спойлер
Я вместо «чина великого доедания» пошел гулять вдоль озера, где и сделал этот снимок.
А вообще, кмк, надо либо соразмерять количество скоромных продуктов в холодильнике, либо спокойно есть, что осталось, понемногу, но нового скоромного уже не покупать.
Впрочем, тут все индивидуально. Кому-то нужны эти забавы с пищей, кому-то надо идти дальше и пытаться понять, зачем ему всё это нужно, и причем тут Христос. Главное — гнать дух ригоризма и ненависти, не переставать видеть в человеке образ Божий, даже если человек с тобой не согласен категорически и с нотками истерики.
Показать спойлер

Христос рождается — прославляйте Его!

_______________________________________

Одна из насущных проблем духовной жизни сегодня в том, что у нас не средства церковной аскезы стараются направить на пользу каждого конкретного православного человека, а любого человека вгоняют в прокрустово ложе Устава.
Показать спойлер
За последние века у нас в церкви утвердилась вполне себе коммунистическое сознание общего равенства перед Уставом: «Мало ли, что там писал апостол! А ну-ка, изволь делать то, что делают все! Жрать так жрать, переходить на овощную диету, так переходить. И какая разница, полезно тебе это или нет? Неважно. Не выделяйся. Иначе будешь осуждён и приходским священником, и общественным мнением. И никакого тебе причастия, если позавчера выпил кофу с молоком! Анафема!!!»
Как это преодолевать? Для начала просто осознать, что все мы — разные люди. И церковную аскезу — тоже очень разную в разные века — надо применять индивидуально, с осторожностью.
Показать спойлер

Но, видимо, это и есть самое сложное — увидеть, что в очах Божиих не существует массы и толпы, а есть только отдельные люди.

_______________________________________

БЕСЕДЫ
Часть третья
46
— Пошли, Потапий, в трапезную чай пить.
— Не пойду.
Показать спойлер
— Что так? Или не замёрз, на улице работая?
— Замёрз, но с тобой не пойду.
— Вот те раз! И чем же я перед тобой провинился?
— Ты — не настоящий священник!
— Как интересно… Погоди, погоди. Опять на эти ваши духовные беседы к брату Занозию ходил?
— Да, и ходил! И да, брат Занозий мне открыл истину: кто против святых постов и церковных уставов говорит что-либо — анафема, не настоящий священник. Потому что настоящий думает о том, как ещё строже сделать, а не ослабить!
— Да куда ж тебе строже-то, и так на ногах еле держишься… И когда это я против постов и уставов говорил?
— Не помнишь, что ли, Агапий? Вчера сам же сказал брату Лампадию, что строго поститься ему не надо, можно и елей вкушать. А как же подвиг?
— Ну да. Лампадий скоро уж и тени отбрасывать не будет, и желудок у него больной. И кончаются все эти ваши «подвиги» больницей да месяцами вне обители. А кто-то уже и вовсе не возвращается: остаётся жить в миру и рассказывает доверчивым крестьянам, как в миру плохо, и что спасение только в монастыре. Но против поста я не говорил, ты уж не преувеличивай.
— Что значит, не говорил? Положен пост? Значит всем соблюдать надо! А что это за Церковь такая, где каждый что хочет творит по своему хотению: хочу — не хочу? Пусть и пострадать надо, и жизни лишиться, а поста не нарушить вовек!
— Да… Узнаю Занозия… Он до сих пор сиропчик от кашля пьёт?
— Да, пьёт и лечится… Ты к чему это ведёшь? Да, брат наш Занозий здоровье в подвигах надорвал, ему теперь и питание особое нужно, и лекарство. Если не лечиться, так это же самоубийство будет, грех!
— Вы уж как-то разобрались бы в своей голове, что грех, а что — не грех. Довести себя до тяжкой болезни, а потом услаждать себя особой пищей и лекарства флаконами пить — это можно, а питаться разумно, чтобы не болеть потом — это грех и нельзя?
— Вот всё ты вывернешь так, как будто пост — это что-то плохое!
— Ох, голова твоя дырявая… Для чего ты постишься?
— Чтобы Христу угодить!
— А Он тебя об этом просил? Что в Евангелии об этом написано?
— Нет, не просил, но вот ученики не постились, и беса изгнать не смогли.
— А ты можешь изгнать беса?
— Я? Нет, конечно!
— А Занозий?
— Думаю, нет, но…
— Так получается, что вы уже до желудочных колик допостились, а цели никак не достигнете?
— А вот и нет, не в этом цель поста! Пост — оружие против страстей!
— Отлично, Потапий. И какие же страсти вы с Занозием победили? А? Что молчишь?
— Что ты меня смущаешь, авва? Рассуждать так — гордыня и грех. Положено отцами — надо исполнять.
— А что, нам разве только это отцы передали? Только посты и поклоны? А разве Евангелие не они нам передали, а заповедь о любви — не они? Разве не ради того, чтобы отвергнуть ненависть и осуждение приходим мы в монастырь? Ради того и постимся, и молимся, чтобы ближе ко Христу быть и тем самым душу свою спасти. А у вас с Занозием получается, что из-за снисхождения к ближнему делить надо, какой священник настоящий, а какой — нет? Церковь в казарму превратить хотите, где все из одних мисок едят и в ногу ходят? Но в казарму приходят на время, а в Церковь — навсегда. В казарме и притвориться можно, и только внешне быть одинаковым, а в Церкви перед кем притворяться, да и зачем? Церковь — это жизнь. Разве ты не понимаешь, что каждому возрасту — своя пища? Младенцу кашку дают протёртую, которую отрок и есть не захочет, а взрослому уже серьёзную еду подавай. И ты сам-то что попало же не ешь. Вон вчера брату Пуплию высказывал, что он не те бобы сварил, довёл человека до раздражения и уныния… Разве можно от всех требовать, чтобы они всю жизнь одинаково прожили, если люди всю жизнь меняются, да еще и не одновременно?.. Ладно, и так вижу, что ты что-то начал понимать. Пошли уже в трапезную, что на ветру мёрзнуть? Нам там Пуплий оставил немного мёда и плюшки.
— Постные?
— Постные, постные, не переживай, с корицей и сахаром. Пошли, а то совсем голову отморозишь, а тебе ещё столько всего узнать надо!
Показать спойлер
Алексий
Проповедь протоиерея Александра Новопашина в день успения святого благоверного великого князя Александра Невского