свобода воли
6119
12
Здесь много раз упоминается свобода воли (свобода выбора) человека. Что оно означает?

Предупреждение: нередко приводятся примеры псевдовыбора - выбора между плохо и плохо. Однако такой выбор свободным не является, т.к. оба варианта неприемлемы.
zaruba
С точки зрения православия свобода означает освобождение от самовластия и прилепления к Богу, а Он наполняет нас силой, которой освобождает человека от грехов, страстей и дает нам свободу верно следовать Его святой воле.

Вот тут еще о свободе можно почитать: ссылка
zaruba
С точки зрения христианской морали вопрос свободной воли не предполагает широкого толкования.

Господь создал человека по своему Образу и Подобию и наделил человека свободой выбора (свободной волей, которой Сам обладает). Господь не делает выбор за человека между Добром и Злом, а предоставляет такую возможность своему Творению.
И выбор этот делается человеком постоянно. Выбрал Добро - приблизился к Господу Богу. Сделал выбор в пользу Зла - пустил в Душу нечистого и приоткрыл двери Ада.
Конечно, это просто пишется, но трудно осуществляется.
Для людей, обладающих христианской моралью, жизнь - "не сахар".
Осознание своей греховности - это уже шаг к Господу (Добру), т.к. оно приводит к покаянию. С другой стороны, осознание своей греховности тоже является выбором, который позволяет изжить в себе гордыню.
Но, бывает так, что Господь не даёт тебе прикончить себя (человека в себе), он даёт тебе возможность понять, осознать, раскаяться. Зачем Он это делает? Почему кому-то не даёт убить себя? Постичь это нет возможности, никому не дано постичь Провидение Господне.
Каждый сам делает выбор между Царствием Небесным и Адом.
zaruba
Человек самостоятельно принимает все решения в своей жизни - что сделать, куда пойти, что сказать. Каждое слово, поступок - полностью и целиком на его совести. Если бы не было свободы выбора - все бы поступали так, как хочет того Господь. Но Ему не нужно от нас слепое подчинение, Ему нужен осознанный выбор.
Сарра
Осознание своей греховности - это уже шаг к Господу
Греховность проявляется в том, что человек не может отличить добро ото зла?
Рыжинка
Если бы не было свободы выбора - все бы поступали так, как хочет того Господь. Но Ему не нужно от нас слепое подчинение, Ему нужен осознанный выбор.
Мне кажется, вы ошибочно расставляете акценты.
Свобода - это осознанная необходимость, в вашей терминологии - осознанная Божья воля. Человек, живущий по Божьей воле, и так не будет совершать зла (по крайней мере, идеал не подразумевает необходимости совершения зла). Однако, в отличие от слепого подчинения, человек со свободным сознанием может видеть более одного способа, как воплотить высшую волю. С точки зрения Бога, такое "делегировние" полномочий достаточно разумно, ибо освобождает Его от необходимости прописывать каждому пошаговые инструкции.

Очень прошу Вас в этом разделе проявлять уважение к Господу и писать Имя Его с большой буквы. Надеюсь на Ваше понимание.
zaruba
Греховность проявляется в том, что человек не может отличить добро ото зла?
Да, порой трудно отличить Добро и Зло. И гений зла желает получить свою добычу. Потому, порой выбор в пользу Добра превращается в подвиг.
И грех не в том, что человек не может отличить добро ото зла, а в гордыне, которая не позволяет ему обратиться к Создателю за помощью, чтобы сделать правильный выбор.
Господь Человеколюбив и терпение его безгранично. Потому любой грех прощён будет, если человек искренне в нём покается.
zaruba
вы ошибочно расставляете акценты.
А мне кажется, что это делаете Вы.

Свобода - это осознанная необходимость, в вашей терминологии - осознанная Божья воля.
Ничего подобного. Это Вы так переиначили мои слова. Господь дает нам знание - как должен поступать человек, чтобы избавиться от греха. Человек сам решает, что ему делать. И сам при этом осознает последствия своих поступков. И он свободен в своем выборе поступать как ему заблагорассудится. Он свободен лгать, воровать, убивать, подличать и совершать прочие грехи, и он свободен проявлять милосердие, заботу творить добро, созидать и прочее. И то, и другое он свободен делать. И в каждом его выборе проявляется свобода.
Человек, живущий по Божьей воле, и так не будет совершать зла.
Не так. Человек, живущий по Божьей воле, будет стремиться не совершать зла. Но это не означает, что он его не будет совершать. Вообще "не совершать зла" - не точный термин. Не грешить против Бога, против окружающих и против себя - так точнее будет.

Вера не подразумевает слепое подчинение, это просто распространенный миф такой. Вера как раз подразумевает осознанный выбор.

С точки зрения Бога, такое "делегировние" полномочий достаточно разумно, ибо освобождает Его от необходимости прописывать каждому пошаговые инструкции.
С точки зрения Бога? Вы настолько хорошо Его знаете, что можете поставить себя на Его место? Я бы поостереглась от подобных заявлений.
zaruba
С точки зрения бога, такое "делегировние" полномочий достаточно разумно, ибо освобождает его от необходимости прописывать каждому пошаговые инструкции.
Во-первых, ни одна тварь на земле (в смысле Божье Творение) не может о себе сказать, что ей известна точка зрения Бога. Человеку известно только знание о себе и Боге, которое Господь вложил в человеческий разум.
Но, в свой земной миг ни одна тварь не постигнет конечной цели Господа.

Один знакомый батюшка сказал мне как-то в шутку, что у Господа на каждого из нас свои планы.
И да, воистину так! Кому-то Господь подставляет руки до самого конца, видимо, если у человека есть стремление к Богу. "Через тернии к звёздам".
А от иных Господь отступается. Страшнее ничего и придумать невозможно. Это происходит в том случае, видимо, когда человеческая суть начинает сопоставлять себя с Богом. Если гордыня доводит человека до той черты, когда уже точно понятно, что отдался он в руки лукавого. Когда уже нет возврата и Зло победило тварь (в смысле Творение).
Вот ведь и Иуде до самой последней минуты Господь давал возможность раскаяться. Господь ждал слов покаяния и не давал ему совершить самоубийство, и только когда Господь понял окончательно, для чего Иуда стремится в Ад, только тогда дозволил довести задуманное до конца.
А выбор всегда за человеком. И выбор этот каждому приходится делать в каждую единицу времени своего земного существования.
zaruba
Здесь много раз упоминается свобода воли (свобода выбора) человека. Что оно означает?
А Вы никогда не задавали себе вопрос : кто я есть для И.Христа - из обрезанных или из язычников ? Ибо в Римл 15:8 читаем " Разумею то. что Иисус Христос сделался служителем для обрезанных - ради истины Божией... а для язычников - из милости , чтобы славили Бога..." Но говоря о язычниках по милости. подразумеваем не ту милостыньку, которую просят с протянутой рукой на паперти церкви, ибо это уже не милостынька , а нищета... нищета духовная. Поверьте, и по милости Божией можно прожить в шоколаде долго и счастливо , пользуясь всеми благами этого мира, и лишь потому, что кто-то в Вашем родословии молился и служил Богу. Поэтому то Сам сказал: "Милости (т.е. миловать) хочу, а не жертвы" и еще "Не оставлю и не покину"... Иное дело с " обрезанными ради истины Божией": поскольку Бог ищет молитвенников и жертвенников, которые готовы ради Бога оставить всё и идти за Ним в "Духе и Истине" на служение, куда бы Он не позвал.. " И уже не я живу, но живет во мне Христос"... Так и кто же Вы в "свободе выбора": из язычников или из обрезанных, м?
Сарра
Вот ведь и Иуде до самой последней минуты Господь давал возможность раскаяться. Господь ждал слов покаяния и не давал ему совершить самоубийство, и только когда Господь понял окончательно, для чего Иуда стремится в Ад, только тогда дозволил довести задуманное до конца.
Рахиль, вот с этого места, где " Господь понял окончательно, для чего Иуда стремится в ад" поподробнее, пожалуйста, можно :смущ: И где можно прочесть о стремлении Иуды в ад или я что-то пропустила ? :ухмылка:
Зефир
Это одна из гипотез о том, почему Иуда стремился оказаться в Аду. Она подтверждает вывод о том, что никакого раскаянии с его стороны не было. Был подлый расчёт.

Эти версии основаны на том, что Иуда был апостолом, посвящённым: вариант №1, - ему было многое известно от Иисуса Христа; вариант №2, - он вошёл в сговор с дьяволом, получил знание о предстоящем от врага.
Первая версия оговорит о свободном выборе Иуды, а вторая о вражьем промысле, но опять же выбор был сделан самим Иудой, потому как он был учеником Христа, ему были переданы многие знания и умения, в том числе умение справляться с дьявольскими нападками.

Читала об этом у православных Отцов, но как всегда, когда надо срочно найти, быстро не получается.

Вот, на скорую руку получилось найти у евреев, но они это выдают, как славянский вариант трактования:
"...иуда удавился не от раскаяния, а из расчета: он стремился оказаться в аду со своими сребрениками до Христа, чтобы Спаситель вывел его вместе с другими грешниками. Однако он просчитался и оказался уже в опустевшей преисподней. Так что сейчас Иуда сидит в аду вместе с сатаной, держит кошель с деньгами, а из его тела на земле проросло проклятое растение – табак (мотив, важный для старообрядческой традиции)." (с)
web-страница
Буду ещё искать, если найду, выложу ссылку.
zaruba
Мне кажется, вы ошибочно расставляете акценты.
Свобода - это осознанная необходимость, в вашей терминологии - осознанная Божья воля. Человек, живущий по Божьей воле, и так не будет совершать зла (по крайней мере, идеал не подразумевает необходимости совершения зла). Однако, в отличие от слепого подчинения, человек со свободным сознанием может видеть более одного способа, как воплотить высшую волю. С точки зрения Бога, такое "делегировние" полномочий достаточно разумно, ибо освобождает Его от необходимости прописывать каждому пошаговые инструкции.
Необходимость - это уже не свобода....

Свобода воли, данная Адаму привела к злоупотреблению и грехопадению. Мог ли Господь обойти этот факт? мог.
стал ли? нет. Почему: Образ Божий неотъемлемо связан со свободой воли, в том числе и со свободой впасть в грех. Только Господь, будучи абсолютно совершенной личностью, всегда благ и Его свобода всегда правильная. Нам, как Его творениям дана свобода быть с Творцом или не быть с Творцом. во втором случае мы лишаемся и благоволения Божия, но не потому что Бог лишает, а потому что внутреннее состояние делает грешника невосприимчивым Божьей благодати, как камень в русле канала перекрывает поток воды и осушает. Но мы, в своей свободе положив камень, можем и убрать камень.

Свобода - это осознанный выбор либо быть с Богом либо без Бога. и Бог не будет вмешиваться. Лишение такой свободы, то есть выбора, принуждение к какому то выбору - против Бога. и неприемлемо для христианина.