"Бизнес-Идеи" (обсуждение) (часть 2)
233602
1001
седов
и что стоят?
Компетенции, сколько за них можно выручить в базарный день?
седов
знаю.
основная проблема найти инвестора на эту сумму.
т.к. человек который имеет подобный доход
расписывает свои ходы вперед.
остаются чиновники :dnknow:

а вам остается делать красивый проект, выбивать под него землю и условия,
а потом уже искать инвестора...
седов
и да кроме рисованной прибыли я вижу массу расходов.
например клининг на 40 000 кв м :безум: и тд тп
МоеБудущее
а вам остается делать красивый проект, выбивать под него землю и условия,
а потом уже искать инвестора...
А я не с того же начал обсуждение? От чего ушли,к тому и пришли,но вы все меня так долго пытались убедить в обратном.
МоеБудущее
и да кроме рисованной прибыли я вижу массу расходов.
например клининг на 40 000 кв м :безум: и тд тп
Знаешь в чем между нами разница? В том,что там,где ты видишь массу расходов,я вижу доходы. Я не то,что просто вижу,а на этом уже зарабатываю. Я покупаю клининг оптом и продаю в розницу в несколько раз дороже.
Р.S. Сколько стоит день уборщицы? А сколько стоит уборка стенда в Экспоцентре?:миг:
седов
ну когда я был начинающим предпринимателем, я тоже видел только доходы.
теперь чаша весов склонилась в другую сторону.
сперва скрупулезный анализ расходной составляющей - потом доходной.
МоеБудущее
Ты просто привёл неудачный пример с клинингом. Я это в бытность своего наемничества на сибярмарке прощупал от и до.
Автоинформатор
Мой новый знакомый прошедшей осенью давал большое интервью, на основе которого написана статья. Я считаю эту статью поучительной для всех, кто пишет на форуме про "межгалактический проект создания новой, ни на что непохожей социальной сети" и всё подобное. Ребятам нужно её обязательно прочитать на несколько раз, прежде чем что-то предлагать и вообще о чём-то думать. Статья под спойлером. Модераторов прошу подумать, куда и как её прикрепить, чтобы все новенькие с идеями под инвестиции обязательно её прочитали.

Показать спойлер
Взято отсюда.

ДЕСЯТЬ ПРОЕКТОВ, КОТОРЫЕ Я ПОХОРОНИЛ


Компания INTEC разрабатывает интеллектуальную электронику, аппаратное и программное обеспечение на заказ и под ключ. Она начиналась в 2009 году как стартап с целой пачкой различных проектов, но четыре года назад её основатель Никита Калиновский заморозил все собственные проекты и изменил бизнес-модель.

По дороге к своему во всех смыслах дорогому пивоту Калиновский похоронил десяток собственных продуктов, увидел поражения коллег, накопил серьёзный опыт неудач. Это заставило его переосмыслить подход к бизнесу. Три года назад он впервые вышел в плюс, и с тех пор компания стабильно растёт. В следующем году INTEC планирует выйти на оборот в 100 миллионов рублей.

На примере своих и не только своих неудавшихся проектов Калиновский описал типичные ошибки начинающих технологических предпринимателей и рассказал, как их можно избежать.





«Гуляй, пока молодой»

Есть у меня один знакомый, классный парень. Сразу после окончания института у него появилась идея делать экраны из воздуха: парогенератор, проектор и готово. Выглядело очень эффектно. За три года проект взлетел: о нём писали газеты, их показывали по ТВ, команда привлекла несколько миллионов долларов инвестиций и даже открыла офис в США. А потом проект умер.

С деньгами там всё было в порядке. Отсутствовала внятная бизнес-модель, был ряд технических и производственных проблем, раздутый штат и чрезмерные операционные расходы. Мы пытались спасти этот проект: проводили технологический аудит, пытались оптимизировать конструкцию и производственные цепочки. Но было поздно.

В 20 лет ты в 80% случаев обречен на провал. И в 25 тоже. Рынка не знаешь, опыта и связей толком нет, нет репутации, нет истории. Как следствие, крутая штука, которую ты разрабатываешь, вряд ли доживёт до стадии выхода на рынок.

2. «Я сделал крутую штуку, которая всем нужна»

Я окончил учебу, получил диплом инженера-радиотехника и пошёл работать в местную хайтек-компанию. Появился первый опыт и понимание того, как работает рынок высоких технологий. Тогда я решил: почему бы не сделать классный девайс, который перевернёт мир грузоперевозок? Идея была настолько изящна, что я бросился в бой. Через два месяца бессонных ночей устройство было готово и даже работало. Но дальше — ничего.

Оказалось, что это никому не нужно. Та же задача решалась дешевле и проще, только я об этом не знал. Я никогда не работал в этой отрасли или в смежных, никогда не общался с потенциальными заказчиками. Я не знал, чего им вообще не хватает.

Ценность разработки определяется не временем, которое ты на неё угрохал, а ценностью итогового продукта для целевого потребителя. Перед запуском проекта нужно провести предельно детальный анализ рынка, конкурентов, заменителей. Очень важно понять, что у тебя покупают, кто у тебя покупает, почему вообще покупают и почему именно у тебя. О разработке пока речь даже не идёт. Все, что разрабатывается до анализа рынка, — время и деньги на ветер.


3. «Я проанализировал рынок и сделал крутую штуку, которая правда всем нужна»

Однажды мой бывший сотрудник запустил стартап — социальную сеть подарков и желаний. Всё шло неплохо. Он привлёк инвестиции, набрал команду, снял офис, поставил туда ростовой плакат со Стивом Джобсом, повесил портреты Дурова и Цукерберга. Прототип социалки был готов через пару месяцев, шло тестирование. А потом встал вопрос о монетизации.

Ответа на этот вопрос не было. Он не знал, как собирается конкурировать с «Одноклассниками», «ВКонтакте» и Facebook. Твердил, что его социалка — это нечто совсем иное и для пользователя она ценна сама по себе. Тогда я предложил ему продать технологию подарков и желаний одной из крупных соцсетей — он отказался. А через полгода подобная функциональность появилась в «Одноклассниках» и «ВКонтакте». Проект моего товарища был ликвидирован за ненадобностью.

Даже если ты сделал анализ рынка и точно знаешь, кому нужна твоя разработка, тебе необходима бизнес-модель — понимание того, как клиент будет покупать технологию и сколько ты на этом будешь зарабатывать. Пока нет бизнес-модели, разработку начинать рано.

4. «Дядя Вася из "Газпрома" говорит, что им нужна моя крутая штука»

Пару лет назад мы познакомились с одной крупной российской компанией, производящей электронную компонентную базу. Начали общаться с их менеджментом довольно высокого уровня. Придумали пару совместных проектов, стали работать, мы за свой счёт сделали эскизное проектирование. Всё было хорошо и бодро, пока речь не зашла о деньгах.

Оказалось, что для запуска проекта и формирования бюджета нужна виза генерального директора. А он вообще не в курсе всей этой активности. Гендиректор отправил нас к экономистам — просчитать экономическое обоснование, экономисты отправили нас лесом (кризис на дворе!). На этом проект закончился.

Дядя Вася из «Газпрома» сказал, что им всё это очень нужно? А дядя Вася лично подписывает платёжное поручение на покупку твоей штуки? Если нет, считай, что его слова — свет с Венеры. Заручись согласием того, кто будет платить деньги, то есть конечного покупателя. Это называется проверка бизнес-модели. О разработке, опять же, речь пока вообще не идёт.

5. «Дядя Вася из "Газпрома" говорит, что им нужна моя крутая штука, и уже несёт мешок с деньгами. Но я не знаю, когда мы закончим её разрабатывать»

Однажды ко мне пришел товарищ, опытный хайтек-предприниматель. Говорит, никак не может закончить проект. Вроде и спрос есть, и клиенты уже деньги за продукт несут, но сотрудники —разгильдяи: ничего не могут доделать, сроки завалены, заказчики в гневе. Начал разбираться. Выяснилось, что управления процессами просто нет. Сначала ставится одна задача по разработке продукта, потом к ней навешивается вторая (очень срочная), потом третья (ещё срочнее), потом ещё и еще… А сроки всё те же. В итоге люди без конца занимаются срочными задачами и у них нет времени на проект.

Я предложил фиксировать все задачи, которые руководитель ставит каждому сотруднику, и проставлять расчётные и реальные затраченные часы. Оказалось, что только расчётных часов было около 180 в месяц (в месяце 160–180 рабочих часов) — реальных же было гораздо больше. Отсутствие планирования в компании компенсировалось только дикой исполнительностью сотрудников. Сказать, что товарищ был удивлён, — ничего не сказать. Теперь он внедряет системы и регламенты управления проектами. Надеюсь, что ему это поможет.

Разработка начинается только тут, когда все остальные этапы, описанные ранее, пройдены. При этом планирование здесь — критически важная задача. Процесс разработки должен быть чётко спланирован по отношению ко всем ресурсам.


6. «Я делаю крутую штуку для "Газпрома", они уже несут мешок с деньгами. Надо только прикрутить 100500 прикольных фич, и вперёд»

Был у нас один коммерческий проект. Заказчик — успешный стартап, основатели — взрослые, опытные в бизнесе люди. Делали биометрический гаджет для удалённого контроля самочувствия пожилых людей. Стартап привлёк серьёзные инвестиции. Рынок разогрет и готов, программная часть готова, есть макет-прототип изделия. Осталось сделать «железо» и интегрировать его в промдизайн, который разрабатывался параллельно другой командой. Всё было сделано относительно быстро.

И тут началось: а расширьте функциональность, добавьте фишек, плюшек. Каждая новая фишка откладывала запуск серийного производства на три-четыре месяца. Параллельно промышленные дизайнеры (художники!) уже после согласования размеров внутренней платы решили развлечься с геометрией корпуса. Всё это привело к полной переделке платы под новый форм-фактор и очередной отсрочке запуска производства. Пять версий электронной начинки, три версии промдизайна. Бюджет таял на глазах. В итоге инвесторы потеряли терпение и прекратили поддержку проекта — на этом всё и закончилось.

Перфекционизм — зло. Продукт должен появиться на рынке как можно раньше. Разработка — это процесс, у которого есть начало и конец, перфекционизм же бесконечен. Стремление сделать идеальный продукт в первой же итерации граничит с идиотизмом, а для стартапа — с самоубийством. Когда мой бывший коммерческий директор сказал: «Я не буду это продавать, это ещё недостаточно хорошо», — я уволил его за профнепригодность. И начал продавать сам.

7. «Я разработал крутую штуку и продал её в "Газпром". Всё, валим на Бали!»

Однажды к нам пришёл очень уважаемый человек с просьбой отремонтировать ему систему «умный дом». К интегратору, который ставил систему, он идти не хотел, технической документации не было. Мы полезли смотреть систему. Это был кошмар: нагромождение блоков, хаос проводов, управляющий софт работает каким-то чудом. Первую неделю мы убили на восстановление документации к системе, ещё две недели правили саму систему.

Оказалось, что у нас в городе была контора, которая за хорошие деньги внедряла людям «умные дома». Системы были кривые и часто сбоили, а когда клиенты приходили за техподдержкой, их просто игнорировали. Компания недолго продержалась на рынке. Они попробовали исправить ситуацию: сменили технических специалистов, сделали ребрендинг, сменили даже юрлицо, но было поздно. Репутация бежала впереди них.

Конец разработки — это начало техподдержки. Нельзя бросать клиента наедине с его проблемами. Брошенный без помощи клиент гарантированно уничтожит ваш бизнес. Особенно если это уважаемый человек.

8. «Я разработал крутую штуку и продал её в "Газпром". Моя штука совершенна! А ребята, которые с ней работают, говорят, что она неудобная, — тупые ламеры»

Компания, в которую я пришёл сразу после института, делала системы связи гражданского назначения. Ещё студентом я два года работал на установке таких же систем связи. Бригада монтажников ненавидела оборудование этой компании и регулярно материла разработчиков. Его покупали исключительно из-за цены: оно было в десять раз дешевле «буржуйских» аналогов.

Когда я устроился в эту компанию, то первым делом пошёл общаться с главным конструктором про эти штуковины. Он мне сообщил, что на оборудование ещё никто не жаловался. Когда я вывалил ему перечень претензий, он их просто выкинул. Он считал, что оборудование совершенно и улучшать его некуда. Через два года на рынке появились китайцы, и ценовое преимущество сошло на нет. Продажи упали. Попытки пристроить оборудование на нишевые и неспецифичные рынки провалились. Они ещё шевелятся, но, скорее всего, проект будет закрыт.

Продукт надо постоянно улучшать. Улучшения продукта заканчиваются тогда, когда проект закрывается. Важно иметь чёткий канал обратной связи с пользователем, иначе все модернизации продукта будут основаны на фантазиях разработчиков, а реальные потребности пользователя будут упущены. И важно соблюдать ритм: конец разработки одной версии продукта — это всегда начало техподдержки готовой версии и разработки новой.

9. «Я нашёл инвестора!»

Не все инвесторы одинаково полезны. Вот три хороших примера.

Начинающая хайтек-компания

Ребята не особо преуспели коммерчески, но нашли инвестора. Инвестор ругает своих подопечных на чём свет стоит: в бизнесе не разбираются, работать не умеют, всё бедняге надо делать самому. При этом инвестор ничего не понимает в целевом рынке, а его действия вносят в работу компании сумятицу и снижают и без того скромные показатели. У инвестора блок-пакет. Он принёс деньги и теперь убивает бизнес. Фаундеры воют в голос, но сделать уже ничего нельзя.

Состоявшаяся и уже довольно успешная ИТ-компания

Есть инвестор, который вложился в неё на ранней стадии. У него неоднозначная репутация и личный конфликт с ключевым игроком на рынке, а заодно с кем-то из нужных чиновников. Компания пыталась скрывать структуру собственности, но всё тайное однажды становится явным. Сначала были свёрнуты совместные проекты с лидером рынка, затем им отказали в господдержке. В итоге — распад и запустение.

Компания — высокотехнологичный стартап

Инвестор адекватен, ни с кем не ссорился, но неприятен основателям как человек, им психологически сложно с ним общаться. А общаться надо часто. Он вложил деньги и теперь хочет знать, что происходит в проекте. Основатели начали его избегать: пропускали встречи, не отвечали на звонки. Инвестор разыграл в голове простую сценку: «Меня пытаются кинуть» — и начал закручивать финансовые «гайки», выводить деньги и минимизировать убытки. После этого проект можно было хоронить.

Правильно говорят, что к выбору инвестора надо подходить так же тщательно, как к выбору жены. Если ты не готов каждый день встречаться с ним за обедом, решать сложные вопросы и находить компромиссы — подумай, нужен ли тебе такой инвестор.

10. «Проект умер, да здравствует проект»

Похоронив довольно много своих и чужих идей, я понял, что проекты на самом деле — штука временная и мимолётная. Они постоянно рождаются и умирают. Единицы доживают хотя бы до трёх-пяти лет и преодолевают так называемую «долину смерти».

Я пришёл к мысли, что в бизнесе главное не проекты, а команда и опыт, который она получает в процессе. Причём негативный опыт часто важнее, чем позитивный. Проект умер — значит, можно браться за новый. Главное, чтобы было кому его делать.
Показать спойлер
AlexPav
"Я пришёл к мысли, что в бизнесе главное не проекты, а команда и опыт, который она получает в процессе. Причём негативный опыт часто важнее, чем позитивный. Проект умер — значит, можно браться за новый. Главное, чтобы было кому его делать."

Поумнел однако!) :respect:
AlexPav
есть зерна истины согласен :agree:
но там вся проблема в описании стартапов технической наклонности,
т.е. одного узкого сегмента возможного бизнеса и имеющего свою специфичность.
Ну ты посуди сам. Рано или поздно я все равно выйду на этот рынок и заработаю деньги. А ты нет.
Как давно ты продукт на рынок вывел? До сих пор до этого не дотямкал,а это еще на стадии идеи к тебе в голову должно было прийти. Так что...

А если ты аргументируешь, да сам его укажешь, то у тебя будет шанс самому поработать на нем.
Итого в первом случае ты в пролете, во втором у тебя есть шансы.
По-моему, как то очевиден выбор.
Нет,Рома,пока о чем то не договоримся,не принесу я тебе рынок на блюдечке с голубой каемочкой. Есть у меня ощущение,что я тебе его просто подарю.
P.S. тут у меня еще одна идейка в голову приснилась,но надо спешить иначе момент будет упущен. Пара-тройка недель и все,поезд ушел. Я бы её назвал: Операция "Чистые ноги". У тебя где то подглядел или мне это тоже приснилось?
Сам дойдешь или опять на подсказки рассчитываешь? :улыб: 2-3 недели,Рома,на принятие решения. Потом будет сложнее и дороже :appl:
седов
Седов, ты совершенно не договороспособный. Давай потеряем деньги вместе.
Зато никто никого не обманет :biggrin:
Седов, ты совершенно не договороспособный. Давай потеряем деньги вместе.
Зато никто никого не обманет :biggrin:
Правильней было бы написать: "Зато я тебя не обману":миг:
Я то тебя в чем могу обмануть? :безум: Авансом ты платить не хочешь,никакая другая дистрибуция,кроме эксклюзивной,меня не заинтересует,т.к. те,кто придут ко мне,придут один раз,а потом все равно уйдут к тебе. Процент с продаж? А как мы будем делить клиентов? Какие еще варианты?
Давай договоримся на процент с оборота например с какого то месяца. Сколько будет и тебе не в напряг, и меня бы по твоему мнению устроило? :смущ:
седов
Правильней было бы написать: "Зато я тебя не обману":миг:
Я такой, ну :biggrin:

Седов, вот лови от меня по доброте душевной бесплатный совет: никогда, ни при каких обстоятельствах не работай с людьми, с которыми тебе не комфортно. Которые могут тебя подставить, обмануть, с которыми у тебя разные взгляды на бизнес или поведение. Никогда!

А я такой! :biggrin:
вот лови от меня по доброте душевной бесплатный совет: никогда, ни при каких обстоятельствах не работай с людьми, с которыми тебе не комфортно.
Истина.
Ну вот умеешь же нормальные посты писать, не провоцировать Комрадов на многостраничные споры не о чем, не радикалить с либерализмом.

Я дальше пошел. Не помню кто сказал: "имейте вокруг себя только таких людей, которых при встречи вам хочется обнять". Стараюсь.
никогда, ни при каких обстоятельствах не работай с людьми, с которыми тебе не комфортно. Которые могут тебя подставить, обмануть, с которыми у тебя разные взгляды на бизнес или поведение. Никогда!
Опять ты какие то свои теории в массы двигаешь?
Что мне, теперь ни с кем что ли не работать? :безум: Я выхожу из таких ситуаций какими то договоренностями(устными или письменными). Если партнер их нарушает,вот тогда твоя теория срабатывает,а на первоначально этапе твои бесплатные советы приведут к тому,что все встанет,т.к. изначально никто никому не доверяет.
RUSLAND
Я дальше пошел. Не помню кто сказал: "имейте вокруг себя только таких людей, которых при встречи вам хочется обнять". Стараюсь.
Ага,а еще кто то сказал: "Чтобы узнать человека, надо с ним пуд соли съесть." Всех при первой встрече хочется обнять?
RUSLAND
Я дальше пошел. Не помню кто сказал: "имейте вокруг себя только таких людей, которых при встречи вам хочется обнять". Стараюсь.
:agree:
это сложно
таких идеальных комрадов, как ты и я не много:хммм:
седов
Седов, твоя позиция контрпродуктивна.
Ты взгляни на неё со стороны.

Я вложил в проект собственные деньги, не мало денег!
Тут приходишь ты и говоришь: "Давай мне эксклюзив, я тебе ничего не расскажу и не гарантирую, ты просто на слово мне поверь, все будет ништяк".
Звучит, как анекдот, не?

Я со своей стороны сказал же тебе - если хочется заниматься - занимайся, я тебе его полностью готов отдать, но и ты карты то раскрой. А то я готов доверить тебе проект в несколько миллионов рублей, а ты хочешь смышковать?
Ну так не бывает.
Седов, вот лови от меня по доброте душевной бесплатный совет: никогда, ни при каких обстоятельствах не работай с людьми, с которыми тебе не комфортно. Которые могут тебя подставить, обмануть, с которыми у тебя разные взгляды на бизнес или поведение. Никогда!
Подпесался, вот это внатуре правило.

Как-то было, второй раз начал с одним гадом сделку, думал деньги не пахнут, будут как с левым поставщиком с ним взаимодействовать, вот цена, вот сроки, все по договору. После шести не звонить. Ну в общем, как Седов говорит, четкие договоренности.

Все равно потом говна объелся. :хммм:
Седов, твоя позиция контрпродуктивна.
И тут я Рому поддержу.

Седов, ценится не идея, а внедрение. Внедри, заработай, получи.

Хочешь продать инфу? Оцени только инфу и продавай. Например, за бутылку коньяка Роме расскажи или за 10 тыс рублей.

А то и правда детсад, знаю но не скажу.
Ты других вариантов не предложил. Не пытаешься ли ты смышковать?
Вариант,что я тебе карты раскрываю и ты без меня это отрабатываешь, я не сбрасываю со счетов. Извини,но без каких то предварительных договоренностей не срастется.
седов
Привет!
Если даже 2 пуда соли скушаешь = это ничего не гарантирует кроме изжоги. Так же могут и кинуть и пристрелить и тупить и пр. даже если раньше человек был "золотой" Так что эта пословица мимо.

Поэтому единственный инструмент это Твоя чуйка.
Кафово Тебе когда звонит, приезжай этот товарищ или нет? Чувствуешь Ты себя рядом с ним естественно, комфортно? Можешь Ты его послать на.... (и он Тебя) так что бы не было обидок? Можешь Ты ему высказать совершенно бузумную идею так, чтобы не посеять в нем подозрение что Ты не адекват? Ставишь ли Ты дела с данным человеком высоко в списке задач или откладываешь постоянно?
Вот об этом я.
Чуйка конечно же Тебя тоже не защитит на 100% от подлости и офигенной неожиданности, но по крайне мере до того как это произойдет Тебе будет кайфово )))
kir_sf
Подпесался, вот это внатуре правило.

Как-то было, второй раз начал с одним гадом сделку, думал деньги не пахнут, будут как с левым поставщиком с ним взаимодействовать, вот цена, вот сроки, все по договору. После шести не звонить. Ну в общем, как Седов говорит, четкие договоренности.

Все равно потом говна объелся. :хммм:
Первого раза не достаточно было,что бы понять? Только со второго понял,что с гадом дело имеешь?