Период поездки – 1-16 октября.

Виза – до 90 дней не нужна.

Путеводители – LP редакции 2009 года (в этом году вышла новая). Кому надо, опять же могу скинуть – есть в эл. виде.

Брал еще наш путеводитель от «Вокруг света» – окончательно разочаровался в этой серии. Его можно использовать только как развлечение – картинки, тексты, но в качестве путеводителя он полная шляпа - куча ошибок и несоответствий, карты мелкие, с плохой детализацией и разнобоем в масштабе (то, что на карте показано, как «рядом», на деле оказывается километрах в 4).

И еще Frommer’s был у меня скачанный. Че-то мне сказали, что он якобы «второй после LP» (я всегда считал таковым Rough Guide). Почитал – такого количества «воды» я не встречал, пожалуй, даже у Томаса Кука. :безум:
Полезная инфа тоже есть. Но из-за нереального количества совершенно ненужного «бла-бла-бла», постоянных повторений одного и того же (ну вот написали один раз, что у путешествующих в одиночку женщин могут быть проблемы, а если они со спутником, то их будут считать мужем и женой и спрашивать про количество детей – но на хрена это в каждом разделе (!) по региону повторять слово в слово???), какого-то странного крена в сторону орг. туризма (перечень турфирм на 3 страницы в каждом разделе) и навязывания чаевых («а я вот даю всем по 10 Дх в этом, этом и этом случаях, и вы тоже давайте»), даже до конца не дочитал. Опплевался. :bad:
Карты малодетализированные, и обозначены там только отели с ресторанами, и лишь пара-тройка достопримечательностей.
Короче, крест я на Frommer’s поставил.

Авиабилеты – BMI по маршруту Москва-Лондон-Касабланка за 15 524 рубля. Когда я смотрел (начало августа) прямых рейсов не было. Сейчас появились у Royal Air Maroc за примерно ту же цену.
Был еще вариант совместить с лоу-костом easyJet – у них билет Мадрид-Танжер в одну сторону стоил от 10 (десять) евро. Оставалось найти дешевый билет Москва-Мадрид. Не нашел. То на то и выходило примерно, либо на пару тысяч дешевле, но с двумя пересадками (airBaltic кажется, через Ригу), т.е. всего их было бы 3.
Не стал заморачиваться, т.к., помимо пересадок, надо было еще подгонять по стыковкам.

Курс обмена – 1$ = 8 марокканских дирхамов (Дх), т.е. 1 ДХ = 4 рубля.
Поскольку отчет по маршруту предполагается кратким, в начале нетрадиционно некоторые общие заметки:

Еда.

В Марокко два самых популярных национальных блюда – тажин и кускус. Оба мне не понравились. :biggrin:

Тажин готовится в большом глиняном блюде, накрытом сверху остроконечной (типа перевернутой воронки) крышкой. Есть тажин с курицей, с мясом (под к-м подразумевается говядина), вегетарианский и другие виды.
Я брал, естественно, мясные тажины (с курицей и говядиной). Но чем не понравилось – открывают крышку, а там, крестом выложены 4 здоровенных ломтя тушеной морковки, в промежутках между ней – такие же здоровенные ломти тушеного огурца, и еще куча прочих овощей. И пока всё это не съешь, хрен найдешь мясо, к-го при этом буквально 3-4 кусочка. Короче, это для тех, кто любит тушеные/жареные овощи – я к таковым не отношусь.

Кускус вообще фигня какая-то. Куууча манной крупы, аналогично гора вареных/тушеных овощей, и в центре пара кусочков мяса. И если тажин хотя бы сочный, то кускус вдобавок еще и сухой. Т.к. овощи я сразу откидывал в сторону, а мясо съедалось за пару минут, оставалось давиться этой горой манки. :безум:
Первый раз взял кускус с курицей – не доел даже, думал, не повезло просто. Второй раз взял с говядиной и… зарекся больше брать.
По итогу питался в основном шашлыками/кебабами.

Есть еще марроканский суп – харира. Вот он ничего так. Слегка напоминает наш харчо – такой же густоватый и острый.

По ценам - еда в кафешках средней ценовой категории (не самых дешевых, где местные едят) – около 50-70 Дх. Без спиртного, понятно.
В дешевых забегаловках в этот раз не стал питаться. Хватило одного раза, когда меня там в первый же день конкретно нагрели. Я еще был не в курсе насчет местных цен (и к быстрому пересчету по курсу не успел привыкнуть), и за один тажин хозяин забегаловки взял с меня 170 Дх. Это до хрена! :шок: Реальная цена должна была быть в пределах 40 Дх.
Вообще, вопиющий случай – до этого нигде, ни в Сирии, ни в Йемене, ни в Иране, ни разу не было подобного. Совершенно безбоязненно везде заходил, садился, не спрашивая цен, и потом всегда цены назывались по-честному – копеечные.

Соответственно, в Марокко после этого ел только в ресторанах, где есть меню с ценами (оно, как правило, на французском).
Хотя и там, такое ощущение, что периодически нагревали на сумму порядка 10 Дх. Т.е. ты когда заказываешь, цены смотришь, и примерно сумму итоговую представляешь. Но когда просишь счет, тебе называют на эти 10-15 Дх больше.
В принципе, можно было бы тупо давать сумму по меню, и думаю возражений бы не последовало. Но я, как-то продолжал играть в эту «игру» - фактически зная сумму, всё равно просил «счет» (к-й периодически писали на бумажной скатерти здесь же на столе :biggrin: ) и платил больше, чем надо – такая форма чаевых.

Свежевыжатый апельсиновый сок на улице от 4 до 10 Дх. Другие соки 10-15 Дх. Разнообразия их, кстати, особо не было. В стационарных кафешках – да, есть несколько видов. А на улице только апельсиновый. Так что я на него конкретно налегал.

Из алкогольных напитков попробовал только пиво «Casablanca» уже в аэропорту перед вылетом из одноименного города – надо было местные деньги куда-то слить. :хехе:
Еле допил эти жалкие 0,33 л. Не сказать, чтоб прям совсем гадость, но не для меня – горькое очень (что-то типа «FAX»).
В DF местного вина (считающегося неплохим) не было, так бы может купил домой.
Landfahrer
Да ладно, я и так быстр, как никогда. :biggrin: Всего-то неделя прошла.
Язык.

Я, конечно, в курсе был, что основной иностранный язык в Марокко это французский (последствия французского протектората, к-й был снят только в 1956 году). Но как-то не ожидал, что английский окажется даже не на 2-м, а только лишь на 3-м месте – после испанского. :а\?:
Практически весь марокканский Север, средиземноморское побережье, говорит по-испански (в смысле, с туристами - между собой, понятно, по-арабски). И если в остальной части Марокко слышатся постоянные «Бонжур! Сава?», то на Севере все от мала до велика кричат тебе «Ола!».

Английский марокканцы знают плохо. Не все понимают даже банальное «How much?». И практически с 99%-ной точностью можно быть уверенным (и заранее готовым), что если марокканец хорошо говорит по-английски (особенно, если он сам первый заговаривает с тобой), значит он хочет содрать с тебя деньги. Это касается лже-гидов, попрошаек, и прочих разводил, о к-х ниже.

Но в целом (с учетом того, что по-французски я знаю лишь традиционный для любого советского жителя набор из «бонжур», «мерси» и «же не манж па сис жюр»), не могу сказать, что было очень уж трудно путешествовать с одним английским.
Да, периодически трудности возникали. Но как-то всегда выходил из них. И каких-то прям сильных препятствий или задержек по времени это не создавало.

Потом уже подумал, что надо было перед поездкой хоть несколько самых нужных слов на французском спросить у знающих людей, т.к. с их (французов и франкоговорящих людей) произношением самостоятельно фиг правильно произнесешь, даже если видишь написанное.

С одним таким нужным словом «автовокзал» у меня забавный эпизод случился.
Как я ни склонял это Gare routiere (красующееся на здании автовокзала любого марокканского города) в объяснениях с таксистами - сначала буквально «гаре рутьере», потом пришла мысль, что у французов же постоянно окончание проглатывается (мысль была верная) - «гаре рутье», менял ударение, и с прононсом, и с грассирующей «р» - один хрен меня никто не понимал.
По итогу через какое-то время я уже узнал, как будет автовокзал в марокканском варианте арабского («махатта») и стал пользоваться этим словом. Но очередной таксист вдруг меня не понял и я стал склонять уже эту махатту. И тут он говорит - ааа, гар рутье? :biggrin: Блин, мужик, где ты раньше был???
Приставалы.

Во всех описаниях приставалы (попрошайки, лже-гиды, помощники за деньги) называются главным бичом Марокко. Я перед поездкой до такой степени про них начитался, что первые несколько дней чурался каждого встречного, кто только успевал открыть рот в мой адрес.
Потом чувствую – перегибаю палку и таким макаром значительная часть впечатлений может пройти мимо, и расслабился. И… удивительное дело – никакого напряга и прям толп лже-гидов, атакующих меня при въезде в каждый город, я не почувствовал / не увидел. :улыб:

Апофеозом приставания считается Танжер, куда, помимо самолетов из Испании/Франции, прибывают также и паромы оттуда же. Все (включая обычно взвешенный в оценках LP) пугают, что в Танжере от приставал не протолкнуться и не отбиться, и лучший (а то и единственный) выход – взять одного из них, чтобы отстали все остальные.
За 1,5 дня в Танжере ко мне подошли только два мужика, попытавшихся невнятно предложить мне «показать город». Но одного решительного «ля!» (в смысле, «нет» по-арабски:миг:) хватило, чтобы оба без возражений пошли по своим делам. И всё!

Да, в каждом городе подобные один-два-три мужика, желавших: а) провести мне экскурсию, б) показать конкретную достопримечательность, в) довести до отеля, г) поймать такси, были.
Но как-то оно не напрягало, воспринималось легко и с улыбкой.

Главное пресечь это «безобразие» на корню. А то идешь себе по исторической части города, тут к тебе пристраивается какой-то чудик и начинает показывать - а вот это Большая мечеть. Ты пожимаешь плечами, - yeah, - поскольку и сам знаешь, что это Большая мечеть. :dnknow:
А вот это крепость! (Блин, мужик, я знаю, что это такое, у меня есть путеводитель, и я к этой крепости специально и шёл).
Но вслух ты опять говоришь только «yeah» и может быть еще «I know». А он воодушевляется и, следуя за тобой хвостом, начинает тыкать в каждую хрестоматийную достопримечательность, и говорить какие-нить банальности, описанные в любом справочнике по Марокко.
Но это уже «экскурсия»! За которую потом обязательно потребуют денег, причем не мало. И не важно, что ни о какой экскурсии ты не просил – он же тебе её провел!
Поэтому до конца я дело никогда не доводил, и если видел, что простой игнор не помогает и «представление затягивается», сразу говорил «I don’t need a guide!» - после пары повторений и хныкания чудик отправлялся искать новую жертву.

Хотя в каких-то случаях я даже пользовался их услугами. Только само собой, платил им не по их прейскуранту, а исходя из собственного представления о цене таких «услуг».
Например, в Фесе в Меллахе (еврейский квартал) сначала один мужик проехался мне по ушам, что седня суббота – шаббат, все еврейские объекты (синагоги и кладбище) закрыты, но он меня проведет и всё покажет. Я согласился. А он прошел со мной 100 метров по прямой до ближайшей синагоги (к к-й я собственно и шел), и типа всё – давай 50 Дх. Кладбище? Не, оно закрыто – ты на него сверху посмотришь.
Ну я и дал ему 5 Дх. Он давай возмущаться – это мало! Надо 30 Дх! 20 Дх! Я посмеялся и дал ему еще 2 Дх сверху. Он че-то еще вопил, но я зашел в синагогу, а ему туда нельзя. :biggrin:
Потом другой с тем же предложением подвалил – могу провести тебя на кладбище. В итоге тоже не на кладбище провел, а к зарешеченной галерее, откуда оно видно, ну и по пути пару слов про Меллах сказал. И трясти начинает со 100 Дх. Ага, щазз. Дал 10 Дх. Он резко сбросил цену до 30 Дх, поканючил, и отстал.

В общем, до Марракеша я наслаждался и уже предвкушал, как по возвращении напишу, что нет в Марокко никаких приставаний, сказки это всё. :1:
Однако Марракеш мне этот «бесприставальный» кайф начисто обломал. :безум: За полчаса пешего хода от ворот медины до моего риада ко мне с предложением проводить меня подошло без всякого преувеличения не менее 8 пацанов от 12 до 18 лет. И, помимо них – один мужик с тем же самым, и еще один пытался затащить меня в свои лавку, откуда, якобы, очень удачный вид на мечеть, у к-й я остановился (и ему пофиг было, что я иду с большим рюкзаком, и говорю, что хочу сначала попасть в отель и бросить вещи).

И они ведь не отстают, если им просто сказать «нет», они тащатся за тобой еще минут 5, канючат, советуют свернуть туда или сюда (куда мне надо, они при этом не знают) и говорят-говорят-говорят.
Сначала я еще с ними разговаривал (все эти малолетние проводники отлично говорят по-английски). Объяснял, что мне по-любому надо самому найти дорогу до места, где я буду жить 2 дня, чтобы потом туда возвращаться. Ведь они же меня щас меня проведут узкими извилистыми переулками, я хрен че запомню, и че мне делать завтра? Опять искать проводника? Некоторые даже понимали мою мысль, внутренне с ней соглашались, но продолжали приставать.
Потом я плюнул и просто тупо молчал, никак не реагируя на вопросы. Всё равно ведь идут следом и нудят. Задолбали! :зло:

И вечером, во время прогулки по медине, стоило мне буквально на 10 секунд остановиться, чтобы свериться с картой, моментально появляется очередной «сусанин» и начинает выносить мозг.
Еще дурацкая тема, когда ты идешь по карте, весь в своих мыслях, ищешь нужный переулок, и тут к тебе подлетает какой-то хрен и кричит прям в ухо – тебе сюда, сворачивай сюда! Естественно, лишь бы не идти с ним, и из чувства внутреннего неприятия (в Марокко отнюдь не редки случаи, когда даются ложные указания, специально, чтобы турист заблудился), ты поворачиваешь в другой переулок, и говоришь ему – мужик, отвали от меня, мне туда не надо. Но через 200 метров ты понимаешь, что тебе действительно надо было туда, куда показывал «проводник». Приходится возвращаться.

И че-то так меня вымотали 2 марракешских дня с этими бесконечными прилипалами, что потом накатило, как снежный ком…

От этого ведь реально очень сильно устаешь – психологически. Когда раз за разом – подходит человек или даже вы просто с ним параллельно в одном направлении идете, приветствует тебя, и между вами завязывается совершенно отвлеченный разговор «о погоде, о молодёжной моде». И вроде всё прекрасно, и он прям так натурально интересуется «а где ты был? а как тебе Марокко? а что у вас в России?». Но в конце обязательно (!) следует сакраментальное: «friend, I have one problem…» (проблема у них действительно одна… на всех – как бы с иностранцев деньги содрать).

Каких я только сказок не наслушался… Тут тебе и камерунский футболист, к-й с какого-то перепугу решил попытать счастья в местном чемпионате. А в Марокко, ты представляешь – расизм! (Это ж надо было до такого бреда додуматься :rofl: ). Ты не знал? Да! Они ввели лимит на легионеров – по 2 на команду – и это специально, чтобы негры не могли играть.
И некий антрепренёр, к-й буквально вчера организовывал рыбалку для… (откуда ты, из России?)… для русского посла. А сегодня у него внезапно закончились все деньги, и ему надо всего 2 евро, чтобы куда-то позвонить.
И если в первый, второй, пятый раз ты реагируешь спокойно. То в двадцать пятый раз хочется уже не просто «нет» сказать, а заорать – ДА КАКОГО ЧЕРТА?!

Резюмируя, нельзя не признать, что власти Марокко сделали многое для искоренения этой заразы, но проблема с приставаниями всё еще имеет место быть. И не факт, что она может быть решена полностью, т.к. «потребительское» (в плане денег) отношение к иностранцам (в отличие от искреннего и бескорыстного гостеприимства в Сирии, Ливане и даже очень бедном Йемене) глубоко засело в местный менталитет.
Змей Зелёный
В Марокко - ни ногой!
Фотки давай!
kenny2007
В Марокко - ни ногой!
Да ладно, может я просто излишне эмоционален. :biggrin: Или банально устал к концу поездки - маршрут был, как всегда, очень насыщенный.
Фотки давай!
Фотки будут. Только пока не понятно в каком объеме и виде. Т.к. с ними произошел определенный косяк...

Я ж любитель в этом деле, и фотографирую на лишь слегка "продвинутую" мыльницу, и на автоматических настройках. И вот в Марокко в какой-то момент авто-настройки ISO неким случайным образом сбились на Hi-ISO.
Соответственно, все фотки, где хоть чуть-чуть темно, сфотались с диким ISO - от 400 до 800! :шок:

На маленьком ЖК-дисплее это не заметно, ноута с собой у меня нет, и данную хрень я обнаружил уже по приезду домой.

Моего владения фотошопом не хватит, чтобы так заретушировать ISO 800. Поэтому щас в раздумьях - или размещать только нормальные фотки, или заранее извиниться, и размещать все подряд, включая те, что с ужасной зернистостью. :dnknow:
Безопасность.

Лично мне с реальными проблемами «повстречаться» не довелось. Тем не менее, ощущение полной и абсолютной безопасности (как, опять же, в Сирии) не присутствовало. (Здесь и далее постоянные сравнения с Сирией неизбежны:хехе:, т.к. для меня она что-то вроде «идеальной страны для самостоятельного путешествия»).

Сказались предупреждения, как в LP, так и на awd, что в темное время суток в мединах Касабланки, Танжера и Феса были случаи реального разбоя в отношении туристов, поэтому туда лучше не ходить (поздно вечером и ночью).

В медину Касабланки мне ночью не надо было. По Танжеру после 22 часов гулял – дискомфорта не испытал. Там такое количество народа тусуется, в т.ч. иностранцев, что вероятность того, что тебя кто-то «зажмет в темном углу», как-то не кажется реальной.

А вот в «средневековом» Фесе – да, ночью (тоже около 22:00) было слегка неуютно.
Я на позднем автобусе из Мекнеса приехал. Автовокзал в 100 метрах от ворот медины, там мне тоже буквально 5 минут пройти до отеля. Но узкие, темные, заваленные мусором улочки фесской медины, пустые от людей, за исключением каких-то копошащихся в мусоре личностей (кажущихся в таком антураже «подозрительными»), создавали несколько жутковатые впечатления. :а\?:

Да еще и мужик на автовокзале (продавец еды), злодей, масла в огонь подлил. :biggrin: Ты куда щас, в медину? Э! Будь осторожен, там опасно! Че, реально опасно? Да! Ты если че, сюда возвращайся, тут ночь переждешь. Ну блин, спасибо, подбодрил, что надо… :безум:
В общем, по медине Феса поздно вечером или ночью я бы не рискнул гулять. Тем более, что в такое время там и заблудиться, как не фиг делать – если днем еще можно ориентироваться по потокам людей, то в их отсутствие чуть свернул не туда и всё, пропал.

С другой стороны, помимо вышеуказанных, в Марокко есть куча других городов, где ночью можно ходить, совершенно не опасаясь чего-либо (в основном это относится, конечно, к небольшим городам и в провинции).
Змей Зелёный
Шум давят программой-шумодавом, типа Noise Ninja. Либо в программах типа Faststone, XnView (которыми надо ужимать фотки для размещения в интернете) включить то, что в них встроено.
А вообще мне пофиг на шум и качество, на работе такое выкладывают :безум: и в Марокко вряд ли попаду.
kenny2007
Шум давят программой-шумодавом, типа Noise Ninja. Либо в программах типа Faststone, XnView
Будем искать. :umnik:
Погода.

Выбирая время поездки, я специально сдвинул его подальше на осень, дабы избежать жары. И на случай «ночной прохлады» взял джинсовку.
По итогу джинсовка понадобилась всего один раз – в пустыне, где ночью действительно холодновато.

Средняя температура днем +30-34. В некоторых городах было проблематично в самый пик ходить по пеклу (в их числе, как ни странно, Рабат и Асила, хотя они находятся на побережье Атлантики). Так что лучше было бы, наверное, еще на неделю позже поехать.

Вечером странные марокканские термометры показывали +16-17. Но если мне было не холодно в одной майке (даже совсем ни капельки не прохладно), то это явно не +16-17, а где-то +22-23.

P.S. Уже которую поездку по арабским странам мучает один вопрос. Как… как при такой жаре многие местные мужики ходят в свитерах и (еще поверх свитера!) кожаных куртках??? :шок: Это ж до самых печенок пропариться можно.
Змей Зелёный
как при такой жаре многие местные мужики ходят в свитерах и (еще поверх свитера!) кожаных куртках??? Это ж до самых печенок пропариться можно.
Температуру тела сохраняют. Также как и узбеки в ватных халатах, да еще и горячий чай пьют.
zanuda
Халат то ладно, он же свободный, там можно сказать "ветер гуляет".
Температуру тела сохраняют.
Т.е. если много-много одежды надеть, то солнечное тепло не будет проходить через эти слои до тела? :а\?: (У меня с физикой плохо).
Змей Зелёный
Т.е. если много-много одежды надеть, то солнечное тепло не будет проходить через эти слои до тела?
Конечно! Зимой же не выходит. А тут в обратном направлении процесс:миг:Все "выживальщики", тот же Беар Гриллз, прямо говорят: в пустыне - не оголяйтесь, будете тратить много воды.
Змей Зелёный
Я тоже не физик :), но да, температура тела сохраняется. Это типа как в термосе, там колба, еще какие-то слои. Он может не только чай/кофе горячим сохранять, но и температуру мороженого держать, чтобы оно не растаяло.
Транспорт.

На awd какая-то паранойя на тему, что путешествовать по Марокко можно исключительно на прокатном авто и никак иначе. Типа, на общественном транспорте всё очень сложно.
Бред. Полный.
До идеальной Сирии, конечно, не дотягивает, но в целом транспортная система в Марокко поставлена очень достойно.

Междугородние автобусы.

Автобусов куча от всяких разных компаний. Есть лидер рынка – компания CTM, у к-й жёсткое расписание, комфортабельные автобусы с кондиционером, билеты с местами, собственные офисы и вокзалы, и самые высокие цены. Чуть ли не половина пассажиров в автобусах СТМ – иностранные туристы. :хехе:
Аналог СТМ – компания Supratours, к-я является подразделением ж/д компании ONCF – всё то же самое, но на 10-20 Дх дешевле.

Если же не зацикливаться на кондиционерах, достаточно просто прийти на автовокзал, и либо самому у кого-нить спросить, где тут автобус до…, либо (что более вероятно), тебя атакуют мужики с билетными книжками и покажут/проведут до нужного автобуса, к-й отправляется в пределах получаса. (Самому сориентироваться по расписанию, как правило, не реально, по крайней мере, без больших затрат времени).
Да, автобусы будут старенькие, без кондиционеров, с протертыми сидениями, билеты без места (садишься на свободное), а публика попроще. Зато экономия по времени (если не попал в расписание CTM) и деньгам.

Еще один плюс – автобусы мелких компаний прибывают (и отправляются) на главный автовокзал, к-й расположен близко к медине – старому центру города. Соответственно, проще дальше ориентироваться.
В то время как СТМ и Supratours останавливаются не на главном автовокзале, а либо на своем отдельном (СТМ), либо вообще у своих офисов. А офисы эти мало того, что могут находиться хрен знает где, так еще и не поймешь ведь, что тебе здесь выходить надо – какой-то город, какая-то остановка, ни надписи, ни чего – остановки не объявляют же.

Ездить, как советовала dudalma в своём отчете («молча садиться в нужный автобус и ждать как другие кондуктора»), у меня не получилось. Во-первых, далеко не всегда маршрут на лобовом стекле автобуса был написан на французском (помимо арабского) и не всегда написанное соответствовало реальному. Т.е. проблема самостоятельно найти нужный автобус.
Во-вторых, меня всё равно фиг бы кто пустил в автобус без билета. Стоило мне, иностранцу, подойти к автобусу (если меня до этого никто в здании автовокзала не перехватил), как тут же подлетал мужик с билетной книжкой. И как я мимо него пройду и молча сяду в автобус? :dnknow:
Тем более, что часто и местные тоже покупали билеты у таких билетеров перед заходом в автобус.

А когда возвращался из Мекнеса в Фес, вообще был случай…
Билетов продали намного больше, чем сидячих мест, соответственно народ стоял в проходе (не единичный случай, хотя чаще те, кому не досталось места садятся куда-нить на ящики, на ступеньки у двери, рядом с водителем и т.п.). Билетер пошел проверять билеты. Все показывали уже купленные билеты, а один парень протянул деньги – типа, купить билет щас. В принципе, во многих других автобусах не редко было, что местные расплачивались уже в автобусе. Но тут, почему-то, начался скандал.
По-арабски я, конечно, не понимаю. Но общий смысл ругани был примерно ясен – уж больно жестикуляция была выразительной.:хехе: Билетер наезжал на парня, что мол «какого черта ты прошел в автобус без билета и сидишь тут, а вот мужик, у к-го есть билет, вынужден стоять?!» и типа «давай вставай, а мужик сядет». Парню бы по тихой встать и всё (ехать 1 час, не сломался бы). А он давай бузить, дерзить. И дело совсем чуть-чуть не дошло до драки. Билетер был раза в 2 крупнее парня, и он его буквально за шкварник вытащил из кресла, отвесил пару затрещин, и чуть ли не пинком вытурил из автобуса.

Думаю меня (иностранца) в подобном случае пинать бы не стали :biggrin: (тем более, что и я, в связи с незнанием арабского и французского, не стал бы дерзить), но ситуация впечатление произвела.

При этом, какого-то «нагрева» по деньгам от этих билетеров я не почувствовал. Цены соответствовали ожидаемым / указанным в LP. (В билете цену указывают только «люксовые» СТМ и Supratours, у мелких компаний билет представляет собой пустой бланк, где билетер ставит лишь какую-то закорючку, к-я, скорее всего, была его подписью). И когда была возможность «подсмотреть», сколько платят местные, я видел, что они платили ровно столько же.
Один раз только был случай, когда цена автобуса из Марракеша в Эс-Сувейру вызвала у меня сомнение – дорого! Я даже развернулся и пошёл искать другой автобус. Парень-билетер поплелся за мной, и по итогу действительно скинул с первоначальной цены 10 Дх (хотя и в таком варианте она показалась мне завышенной – 60 Дх). Т.е., видимо, тут действительно имел место обман.

С автобусными «прилипалами», к-ми пугает LP («толпами набрасываются на входе в автовокзал, тащат в автобус или кассу, а потом трясут чаевые – жёстко игнорируйте их»), столкнулся всего 2 раза. Забавно, что оба раза в одном и том же Тетуане. :улыб:
И в первом случае мужик действительно помог быстро купить нужный билет, т.к. сам я слегка растерялся, а время было дорого. Он прямо сказал про чаевые («tips»), я дал ему «на пробу» 2 Дх (= 8 рэ) – попросит больше, добавлю до 5 Дх. А он остался доволен и этим. :dnknow:
Второй раз я бы и без помощника разобрался, но думаю ладно, за 2 Дх пусть ведет. Он (другой) привел к автобусу, чаевые не попросил. Настойчиво говорил про «кафе». Ну я его понял так, что он предлагает кофе попить, пока есть время до отправления – отказался. Он ушел. Без чаевых. Хз, мож по-французски «кафе» это «чаевые»? :biggrin:

В общем, в отношении автобусных «прилипал» проблема точно раздута. А если у них у всех цена услуг 2 Дх, то они скорее полезны, чем вредны.
  • Автовокзал в Мекнесе

Гранд-такси.

Другой вид междугороднего сообщения (можно и по городу на них ездить, но зачем, если есть внутригородские пти-такси?).
Старенькие Мерседесы (исключительно – прям как будто обязательное требование это), в к-е помещаются 6 пассажиров – 2 на переднее сидение рядом с водителем, 4 сзади.

И хотя в Йемене я считай только на таком «общем» такси и перемещался между городами (там ваще по 10 человек в машину впихивалось), в Марокко меня как-то совсем не тянуло в сжато-скрюченном состоянии ехать. Впрочем, в Йемене, других вариантов особо и не было, а в Марокко всегда можно уехать на автобусе.

Да, если есть деньги, можно обеспечить себе более комфортные условия проезда и в гранд-такси – заплатить за 2 передних места и ехать там одному. Или если вас 2-3 человека – откупить все 4 места сзади. Или вообще одному в машине поехать, оплатив все 6 мест.
Но большого смысла я в этом не видел – в автобусе ты и без доплаты всегда в индивидуальном кресле сидишь.

Тем более, что при чуть более высокой стоимости проезда, выигрыша по времени у гранд-такси в сравнении с автобусом практически не было.
Плюс если автобус отправляется по расписанию, то гранд-такси только когда все места заняты/оплачены, и хрен его знает, сколько придется ждать.

Поэтому услугами гранд-такси (именно, как «общим») я пользовался считанное число раз – только в тех случаях, когда нельзя было уехать на автобусе (не ходят вообще или уже).

На awd, опять же, рассказывают байки, что при поездке на гранд-такси цену тебе объявляют некие «бойкие ребята», и она раза в 2-3 выше тарифа, поэтому, мол, надо как-то прорываться «к телу» водителя. :безум:
Тоже фигня. Действительно деньги за проезд собирает не сам водитель, а другой мужик (на «бойкого парня» он слабо похож). Но я так понял, что это просто некий координатор/администратор гранд-таксистов, к-й собирает деньги в общий котёл, а потом они как-то делятся.
У них там система в чем-то схожа с нашей – ездят строго по очереди. И даже если тебе надо «зафрахтовать» такси конкретно под твои нужды и маршрут, ты поедешь не с тем, кто тебе понравился (и с кем ты договорился по цене), а с первым в очереди – мы с этим в Бумальне столкнулись. Такой вот «кооператив».

Поэтому никаких «бойких» ребят и заламываний цен. Всё строго по тарифу. Я даже стоимость проезда не всегда спрашивал – или смотрел сколько дают местные, и платил столько же, или давал примерную сумму согласно моему представлению, и мне всегда честно давали сдачу.
Вот с гранд-такси вообще ни одного прокола не было! :live:
  • Гранд-такси

Ж/д транспорт.

Считается, что он в Марокко супернадежный и пунктуальный, и если есть выбор – на автобусе ехать или на поезде – однозначно следует выбирать поезд.
Видать карма у меня плохая. :biggrin: Первый же мой опыт с поездом (аэроэкспресс из аэропорта Касабланки не счет) по маршруту Касабланка-Рабат получился весьма не тривиальным.

Для начала он опоздал на полчаса. Потом когда я и стоящие рядом люди кинулись к ближайшей двери (там всё как у нас с электричками – никакой цивилизации, поезд пришел, все ломятся), она не открылась. Кинулись к другой – она открылась, но в какой-то момент стала закрываться, придавливая выходящих пассажиров. У народа паника, крики. Девочка маленькая вышла, а её маму дверь начала сдавливать – девочка плачет, народ каждые 10 секунд раздирает двери. В конце концов, прибежал кто-то типа кондуктора, опустил некий рычаг и дверь «образумилась».
Но это были еще «цветочки».

Я уже было расположился в кресле и достал LP, чтобы выбрать гостиницу в Рабате. Но тут в вагоне вырубился свет… включился… опять вырубился. Короче, раз так не знаю сколько он вырубался, кто-то его врубал обратно, поворачивая рубильник, и в таком режиме иллюминации мы провели еще полчаса.
И вдруг без какого-либо объявления все подскочили и повалили из вагона. Я сижу озираюсь – че делать? :а\?: Но тут кто-то постучал снаружи в окно (не думаю, что прям мне) – типа, выходите. Я вышел на перрон – все чешут по надземному туннелю к другой платформе. Там стоит следующий поезд в Рабат, к-й по расписанию отправляется через 1 час после нашего. Т.е. в итоге мы час потеряли.

Народу битком, даже тамбуры забиты. Понятно – если уже в нашем поезде почти все сидячие места были заняты, то теперь людей в 2 раза больше.
Ну, у меня всё детство прошло в битве за электрички. :миг: Поэтому я быстро сориентировался и, вместо того, чтобы как все марокканцы запрыгнуть в первый вагон, а потом идти через толпу, я пробежал по платформе подальше и как только увидел вагон с пустыми местами, сразу запрыгнул.

Этот поезд, к счастью, поехал. (Хорошо, что я никуда не спешил). Но по прибытию в Рабат и он начал ломаться – толпа, включая меня, пошла в одни двери, а они не открываются. Все лихорадочно ломанулись в другой конец вагона – а вдруг не успеем выйти! Успели...

Вторая поездка (Рабат-Танжер) прошла без приключений. Хотя и там, помнится, поезд опоздал с прибытием минут на 5.

Поезда хорошие, современные. Тот, что был Касабланка-Рабат, так вообще прям из лучших европейских образцов – двухуровневый, весь такой обтекаемый. Электронная бегущая строка даже есть, толку правда от неё никакого. :nea.gif: Вместо того чтобы писать там следующую станцию, без конца крутится название ж/д компании ONCF.

Поезд Рабат-Танжер попроще. Места в вагоне мягкие – часть по 4 места со столиком, часть по 2 без столика. Места в билетах не указываются

Так же, как у нас ездит тележка с напитками/снэками. И аналогично наценка на товары под 200%. :улыб: За баночку местной шипучки 0,25 л с меня взяли 12 Дх – на улице ей красная цена 3-4 Дх.

Здания ж/д вокзалов и платформы вполне на уровне. Есть общее расписание (чисто технически не очень удобное для просмотра, но это мелочь), обозначены номера путей, и поезд в каком направлении и во сколько с этого пути отправляется.

Но в целом, автобусами мне показалось как-то поинтереснее путешествовать – живее, что ли. Тем более что опять же, во многих городах ж/д вокзалы находятся в 3-5 км от центра.
  • Ж/д вокзал Рабата

  • Спуск на платформу и подъем в вокзал - по эскалато

  • Платформа

Змей Зелёный
я в Тунисе был в сентябре) очень похоже на Марокко во всем) буду планировать теперь туда
fresh
Ну да, страны в принципе похожие. :улыб:Только в Тунисе, вроде, не настолько всё плохо с приставалами.
Пти-такси.

Пти-такси (petit-taxi) предназначены для поездок внутри городской черты. За пределы города (в т.ч. в аэропорт) им выезжать запрещено.
Маленькие машинки – Fiat Uno, Peugeot 307, Dacia и им подобные, в к-х разрешено перевозить не более 3 пассажиров, выкрашенные в единый цвет – свой для каждого города. В Касабланке и Фесе – красные пти-такси, в Танжере – бирюзовые с желтой полосой, в Рабате и Мекнесе – синие, в Тетуане – жёлтые, в Эль-Джадиде - белые.

Не знаю, кто всё так отлично организовал – нынешний король Мохаммед VI или еще его отец Хасан II – но за пти-такси Марокко надо поставить твердую «пятёрку»! Тут они обскакали даже идеальную Сирию. :хехе:

Абсолютно все пти-такси в любом марокканском городе оборудованы счетчиками. Да, в Сирии тоже встречаются счетчики в такси. Но если там по счетчику согласится ехать 1 таксист из 10, то в Марокко без всякого принуждения, на автомате, счетчик включают наоборот – 9 из 10.
И не надо париться, торгуясь с таксистами и теряя время (притом, что как бы успешен ты не был в торге, всё равно заплатишь в 2-3 больше местных) – поймал, сел, едешь.

А по счетчику цена копеечная. Поездки по центру города – в пределах 10 Дх (=40 рублей). За посадку берется 1,40 Дх, в ночное время (с 20:00) тариф удваивается.
Самая большая сумма, к-ю я заплатил в пти-такси – 20 Дх от ж/д вокзала Танжера до центра медины. И то это по двойному (ночному) тарифу, и на счетчике было 15 Дх, но водитель самолично взял себе 5 Дх «на чай» (вместо сдачи с 20-ки, кивнул – ок), я спорить не стал.

Единственное – не надо ловить такси (вернее, соглашаться на предложения) рядом с какими-нить крупными достопримечательности. Там тупо разводят туристов без всяких счетчиков.
А то вот некоторые люди на awd гордо рассказывают, как они сторговались в такси от мечети Хасана II в Касабланке до отеля – со 150 Дх до 50 Дх. Вроде бы да – в 3 раза цену сбросили.
Но я, пройдя 20 метров и поймав такси на дороге, доехал до своего отеля по счетчику за 10 Дх.
А за 50 Дх можно, наверное, всю Касабланку из конца в конец проехать.

Долгое время я думал, что мне вообще ни разу не попадется таксист, к-й откажется включать счетчик. Один такой, правда, выявился уже на второй день, но там другая ситуация – он сказал, что ехать близко, поэтому я заплачу по минимальному тарифу (приклеены на лобовом стекле) – 7 Дх.
Но по итогу за всё путешествие, все-таки, набралось 3 случая (в силу их дешевизны, ездил я на пти-такси очень много).

В Мекнесе я долго ловил такси до автовокзала, и когда с таким трудом пойманный таксист не включил счетчик, я как-то побоялся ему на это указать – а если он откажется, че мне, выходить и еще полчаса ждать следующую машину? Однако, по итогу поездки водитель, хоть и без счетчика, назвал вполне честную цену.
Второй раз в Марракеше водитель не включил счетчик, я ему об этом сказал, он ответил, что счетчик не нужен, цена будет 20 Дх. И хотя различие со счетчиком было бы в смешные 10 Дх (я только что в обратном направлении приехал), я принципиально сказал ему «стоп», вышел из машины и тут же поймал следующую.
И в третий раз уже в последний день в Касабланке, когда я ехал к ж/д вокзалу на аэроэкспресс, водитель показал, что, мол, тут недалеко, счетчик не нужен. Однако, при расчете, вместо минимального тарифа в 7 Дх, выкатил мне 20 Дх (по счетчику было бы 11-12 Дх). Я дал ему 15 Дх, он стал возмущаться, на что я улыбнулся и сказал, что «нет счетчика, нет денег». Дальше он, естественно, спорить не стал, т.к. привлечение к делу полиции обошлось бы ему куда дороже – за не включение счетчика могут и лицензию отобрать.
Поэтому в случае отказа включать счетчик надо или сразу выходить из машины, или платить ту сумму, к-я «была бы по счетчику» (пары поездок достаточно, чтобы ориентироваться по цене) и слать лесом все возражения. Такси там полно, и поймать их (ну бывают часы пик, как везде) проблемы не составляет.

Кстати, тот самый минимальный тариф действовал, почему-то, не во всех городах. И некоторые поездки на небольшие расстояния (но допустим в гору) у меня были на 4 Дх… 5 Дх… :dnknow:
Бессмысленно вопрошать, кто из наших таксистов сдвинется с места за 20 рублей, даже в самой глубокой российской провинции.
При этом стоимость 1 л хорошего бензина (аналог АИ-95) в Марокко составляет 10 Дх (=40 рублей) – дороже, чем у нас!

Подводя итог – пти-такси это супер! :live:
  • Количество пти-такси на 1 км дороги :)

  • Самое стильное марокканское пти-такси - в Танжере

Городской общественный транспорт.

Есть такой. Городские автобусы. И даже вполне прилично выглядят. И, наверное, очень дешево стоят (LP пишет про 2-3 Дх). Но я ими не пользовался. Зачем, если есть пти-такси??? :dnknow:

В Касабланке перерыли весь центр – прокладывают трамвайные пути. А в Рабате трамваи уже ходят. И тоже все из себя «футуристические».

Вот насчет трамваев немного жаль, что не проехал – чисто ради эксперимента.
Из Сале когда возвращался долго наблюдал за трамваями – едут они в Рабат? Чтоб без необходимости изучать маршрут, только мост переехать и выйти на первой остановке. Вроде не едут.
Но когда сел в гранд-такси, параллельно с нами по мосту поехал трамвай…

В Фесе, Мекнесе и Марракеше есть еще такой чисто туристический вид транспорта, как конные экипажи.
Цены у них тоже туристические – 50-100 Дх за полчаса-час.

Я в Мекнесе к находящимся на расстоянии 2 км от центра медины конюшням Мулая Исмаила по привычке потопал пешком. И метров через 500 меня обгоняет конная коляска с туристами. Вот, блин, думаю, не догадался – и новые впечатления бы получил, и пешком по жаре не пришлось бы тащиться.
Назад, к месту стоянки экипажей возвращаться было в лом, решил на обратном пути экипаж взять. Но как-то мы с «кучером» в цене жёстко не сошлись. Мне прогулка (экскурсия) не нужна была, просто проехать из точки А в точку Б, что заняло бы максимум 20 минут. А он оценил это по тарифу «маленькой прогулки» и попросил 60 Дх. Я предложил 40 (в пти-такси такая поездка стоила бы 8-10 Дх), но он твердо стоял на своих 60. Я сказал нет и пошел, думая, что он щас меня остановит и сбросит цену. А он не остановил…
  • Модный рабатский трамвай

  • Конный экипаж в Марракеше

Змей Зелёный
Трамваи ходят Рабат - Сале. Карта с официального сайта.
Французские трамваи Alstom Citadis 302.
Landfahrer
Да я перед поездкой то и не знал, что в Марокко есть трамваи. :dnknow: Поэтому не искал инфу про них.
Википедия вон пишет, что в Рабате они появились в 2010 году, а LP у меня редакции 2009 года. И в других "интернетах" тоже не встречал упоминания про трамваи.

А так, судя по схеме движения, очень удобно на них ездить. По сути, лёгкое (наземное) метро.
Змей Зелёный
вообще нет приставал))) есть тоже кус кус )) много вариантов разных но самый правильный это с бараниной)) а в Марокко с долларами лучше ехать?
fresh
вообще нет приставал)))
Вооот! Это в корне меняет дело. :улыб:
а в Марокко с долларами лучше ехать?
Все пишут, что лучше с евро, т.к. Марокко ближе к Испании и Франции. И Марокко больше ориентирована на Европу (в прошлом пытались даже в ЕС вступить).
Но я никаких проблем с долларами не увидел - меняют везде. А рассчитываются всё равно везде в дирхамах.
Отели.

Номерной фонд (бюджетные отели) в основном старый, но в целом всё прилично и чисто. Две простыни и наволочки на подушках были всегда.
Тараканов видел только 2 раза (причем один был уже дохлый:хехе:).

Немного странным показалось, что комната «with bathroom» не подразумевает наличие там и туалета. :dnknow: Т.е. душ есть, раковина есть, а туалет общий в коридоре.

В некоторых марокканских отелях горячий душ (общий в коридоре) предоставляется за отдельную плату, порядка 10 Дх. Мне такие отели не попались. Был один, где надо было перед походом в душ просить менеджера отеля, чтобы он включил горячую воду (видимо, она подавалась через обогреватель), но эта опция была бесплатной.

Средняя цена бюджетных отелей в Марокко – 100-150 Дх за сингл с душем в номере.
Приятным сюрпризом стало то, что во многих отелях тарифы на номера вывешены на стойке (что исключает возможность мухлежа), и эти цены не отличаются от указанных в LP, хотя прошло уже 3 года. До этого как-то уже привык, что к цене LP (даже только что изданного) надо прибавлять 10-20%.

Недостатка в отелях нет (это не Оман:хехе:). Но я, как правило, останавливался в отелях из LP. Во-первых, это гарантия некоего качества и заранее известная цена, во-вторых, искать, смотреть и выбирать другие варианты не было времени.

Как всегда, забронировал заранее по эл. почте отель на первую ночь. Но сейчас, помимо этого, еще забронировал риады в Тетуане и Марракеше.

Риады – это бывшие частные дома богатых марокканцев, переделанные под небольшие (5-6 комнат) частные гостиницы уровня 4*. Отличительной особенностью риада является наличие внутреннего двора (куда выходят окна) с садом и, в некоторых случаях, бассейном.
Проживание в риаде недешево (от 500 до… 2000-3000 Дх), но я хотел получить весь спектр впечатлений от страны. :улыб:
На месте искать риад проблематично, а в популярных риадах места расходятся еще за месяц до заезда. Поэтому я предпочел перестраховаться и забронировать перед поездкой.
В Тетуане выбрал из LP, в Марракеше – по отзыву с awd.

Потом уже понял, что в Тетуане, где я останавливался только на 1 день, смысла селиться в риаде не было. Т.к. по факту получилось (да впрочем и заранее было понятно, что так будет), что я пришел туда, бросил вещи и тут же ушел, целый день шлялся, вернулся поздно вечером, упал на кровать, рано утром встал и уехал. Т.е. «почувствовать» риад у меня при таком режиме шансов не было.

А вот в Марракеше – да, впечатления получил! Марракешский риад, мягко говоря, удивил. Обычно как бывает – на картинке (в инете) всё красочно и прекрасно, а на месте всё оказывается чуть более прозаично. Тут же получилось ровно наоборот – судя по фотке, я представлял себе просто одну средних размеров комнату с большой кроватью. А когда зашел, охренел – комнат было целых две, а кроватей – 3! :eek:
И еще одна детская кроватка (зачем она мне? :biggrin: ).
Номер стилизован под Марокко 50-60-х годов – аутентично и красиво. Сад, бассейн, вид с крыши – всё отлично.

И удивительный контраст между беспрерывным городским шумом на улице, и тишиной внутри. Поднимаешься наверх, крыши нет, по идее, шум должен доноситься снизу – нет, ниче не слышно, как будто, город спит. Выходишь тут же на улицу – не фига он не спит, галдёж в самом разгаре.
Поэтому тем, кто, как и я, любит «попробовать всё», советую хотя бы один раз в риаде остановиться. :улыб:
  • Riad Dalia (Тетуан)

  • Терраса второго этажа

  • Riad Chouia Chouia (Марракеш)

  • Бассейн

Змей Зелёный
обычно беру евро и доллары)так удобнее
fresh
Я во все неевропейские страны с долларами езжу. Как-то они мне привычнее с давних времен.
А поскольку с какой-то европейской поездки завалялись несколько сотен евро, беру еще их в качестве "нз". Пока ни разу не пригодились. :улыб:
Банки/обмен денег.

Уже на второй день получил относительно жесткий урок по этой теме. Оказалось, что несмотря на то, что Марокко такая же мусульманская страна, как и Сирия с Йеменом, выходные дни здесь не пятница, а как и у нас – суббота, воскресенье.
И если в субботу с трудом, но можно найти работающий банк (до 12:00), то в воскресенье закрыты абсолютно все банки.

И в этот самый второй день, к-й был воскресеньем, я остался почти без местных денег. В конце концов, все-таки, нашёл Bureau de Change (обменный пункт), к-е работают и в воскресенье. Но лучше перед выходными иметь нормальную сумму денег на эти 2 дня. Т.к. Bureau de Change довольно редки и фиг знает, где их искать.
Впрочем, всегда остается запасной вариант – снять с карточки в банкомате, коих везде полно. Исключение – Мерзуга, там нет ни банков, ни банкоматов! Стоит иметь в виду перед поездкой туда.

Для обмена денег в большинстве случаев просят паспорт. Вранье написано в том же «Вокруг света», что курс единый для всех банков – ниче не единый. Отличается и по банкам, а в Bureau de Change, что логично – самый низкий.

Курс скачет, как и у нас. В первый день я поменял по 8,07, в понедельник увидел в каком-то банке курс 8,14 и в ажиотаже поменял сразу 200 баксов. А на следующий день курс скаканул до 8,30! Ну я поменял еще сотку, но не будешь же сразу всю наличность менять и ходить потом с чемоданом дирхамов. К тому же, мало ли, вдруг доллар и дальше будет расти. Но он упал. И в конце поездки я менял даже по 7,97.

Как уже выше было сказано, с т.з. удобства обмена доллар и евро совершенно равнозначны. Никакого предубеждения к долларам нет, меняют везде и без вопросов (как нам в Иране постоянно говорили: «нууу… доллар уже не тот, падает… евро лучше»).

С «черным валютным рынком» столкнулся только раз. Сказал очередному «помощнику», что отель мне не нужен, я банк ищу. И он притащил меня в палатку к какому-то деду, у к-го можно было деньги поменять. Но дед предложил курс 7,50 и я послал их обоих – и деда, и парня-помощника.
Люди.

Увы, но, за целых 16 дней путешествия пообщаться с местным населением толком так и не удалось. И тому есть две основные причины.

Первая – всё те же пресловутые приставалы. Ввиду их постоянного присутствия и преследования туристов, у обычных людей просто нет шансов подойти и поговорить с иностранцем – грубо говоря, «не пробиться». Тем более, что их попытка, опять же, будет вызывать подозрение, что это очередной развод.
Вторая причина – языковой барьер. Вот села в автобусе из Мерзуги в Бумальн рядом со мной девушка (в «люксовых» автобусах не заморачиваются на тему, что одинокой девушке не полагается сидеть рядом с посторонним мужчиной). И видно было, что она не прочь о чем-нить поговорить, но… Она не знает английский, я не знаю французский и всё ограничилось тем, что она купила мне местную жвачку :biggrin: и сказала, что моя остановка следующая.

Совсем без общения с местными я не остался, конечно. Но, по большому счету, свелось оно к разговорам с менеджерами/хозяевами гостиниц, таксистами и торговцами. Такого, чтобы кто-то подошел на улице или подсел в автобусе (не для того, чтобы денег попросить!) и начал простой нормальный разговор, не было.

Да и в целом показалось, что страна куда более туристическая, чем ранее мной посещенные, поэтому к иностранцам все уже привыкли и как-то по-особому они не воспринимаются.
Впрочем, если что-то спросить, попросить – помогут, покажут, отведут. В этом плане отличий с другими арабскими странами нет.

Если коснуться немного расовой темы, то очень много в Марокко негров. И не арабских мулатов, а именно таких африканских негров, по к-м видно, что они откуда-то из Черной Африки.
И как-то в Тетуане разговорившийся таксист прямо сказал мне, что люди в Марокко хорошие… кроме африканцев – африканцы плохие, не любит он их.:хехе:
Так что не только у нас в народе блуждают «антииммиграционные настроения»…

В отношении России реакция в рамках обычной вежливости. Да, откликаются «Русия – гуд!». Но при этом понятно, что будь ты из какой-нить Эстонии, тебе бы аналогично говорили «Эстония – гуд!». Такого пиетета и восторга, как в Иране и Сирии, нет.
Первая тройка по популярности тем и вопросов, связанных с Россией – погода («у вас там щас холодно?»), Путин и «Анжи».

Был, правда, один странный товарищ в Фесе, к-й пришел в восторг от одного лишь слова «Русия». Но лучше б его не было. :biggrin:
Т.к., во-первых, ассоциации с нашей страной у него, судя по всему, были из каких-то фильмов (голливудских или может местных) – мафия и большие мужики в длинных кожаных пальто. :злорадство:
Во-вторых, он потом до ночи таскался за мной по отелю и приговаривал «Русия». Я стою у раковины, пардон, сморкаюсь. А он смотрит на меня с каким-то дурацким умилением и повторяет «Русия, Русия!». :безум:

Единственное, чем встреча с ним оказалась примечательной, это тем, что он попросил у меня российские монеты в качестве сувенира (показал – сделаю дырку и повешу на шею).
Я в предыдущие поездки постоянно брал нашу мелочь, как раз, чтобы на сувениры раздать. Но во всех странах арабов наши монеты интересовали исключительно с т.з. их практического использования. А сколько это долларов? Меньше доллара?? Не, тогда не надо.
А этот вдруг сам попросил, чему я очень удивился. Самое интересное, что потом (уже не помню при каких обстоятельствах) еще один мужик тоже попросил у меня русских монет – детям на сувениры. :dnknow:
  • Юная артиллеристка

  • Разговор между соседками

  • Татуировщица хенной и водонос

  • Покупка винограда

  • Байкеры

Змей Зелёный
Немного странным показалось, что комната «with bathroom» не подразумевает наличие там и туалета. :dnknow: Т.е. душ есть, раковина есть, а туалет общий в коридоре.
Только покойник не ссыт в рукомойник :biggrin:
Landfahrer
Особенно фотка с маленьким байкером! :live: Ультразум себя оправдывает?:миг:
Lugaid
Вот, кстати, фотка с байкером единственная из тех, снятая без зума. :миг:

А так, конечно, без зума в арабских странах никуда. Если попробовать в упор кого-то фотать, в лучшем случае лицо ладонью закроют. Соответственно, все фотки людей сделаны откуда-то издалека, из укромного места, со стен крепости.:улыб:
kenny2007
Только покойник не ссыт в рукомойник :biggrin:
До такого я еще не зашел. :rofl: Пока только голову там мыл. :смущ:
Змей Зелёный
Я просто как-то не разделил на 2 части свое сообщение. С мотоциклистом понравилась моментом, а про зум был кивок в сторону снимков с людьми - стоят и не подозревают что их снимают. А от моей зеркалки с телевиком шарахаются как от гранатомета! :biggrin:
Lugaid
Так от моей мыльницы тоже шарахаются, если прямо против них встать. Поэтому либо большой зум, как на 1-й и 4-й фотках, либо из "засады", как на 2-й фотке.:хехе:На 3-й фотке был небольшой зум, поэтому мне чуть "не прилетело". :biggrin:

Вот типичный пример реакции при съемке "в упор". Притом, что я вовсе не их фотал, и все их жесты и возмущение увидел уже только на фотографии.
  • "Убери камеру, б...!" :)

Змей Зелёный
А кого ты фотал, если кроме них в кадре ничего особенного? :biggrin:
Lugaid
Так это я вырезал их щас из фотки. :миг:Они выходят из Мавзолея Мулая Идрисса, к-й я собственно и фотал.
Но шли они сбоку, поэтому я и не обратил на них никакого внимания в тот момент - в оригинале они меньше и на периферии кадра.
Девушки.

Это не в том смысле, что девушки не люди. :rofl: Просто здесь речь пойдет исключительно об их красоте.
А девушки в Марокко реально (а некоторые даже нереально:хехе:) красивые! Пожалуй, это первая арабская страна, про к-ю я могу сказать такое.

Собственно для того, чтобы понять, как выглядит примерно половина марокканок, достаточно посмотреть на современных француженок – такая же смесь южно-европейской и арабской крови. Черные волосы, большие глаза. Без длинных носов и грубых черт лица, свойственных прочим арабкам.
Впрочем, вторая половина женского населения остается традиционной арабской.

Одеваются тоже по-разному. Поголовной исламизации (в плане платков) нет. Причем не только у молодёжи. Полно и взрослых женщин одетых не в мусульманскую абайю.
Видно, что в этом плане имеется свобода определения – кто хочет, носит, кто не хочет, не носит. Многие ходят в обычной европейской одежде, с неярко выраженной сексуальностью. Понятно, что зависимость тут прямо пропорциональна размеру города, и его интегрированности с Европой.

P.S. Нижеприведенные фотки не следует рассматривать, как доказательство красоты марокканок. По понятным причинам девушек я там специально не фотал, тем более, с близкого расстояния.
Соответственно, это всего лишь «случайные» фотки, откуда девушки «вырезаны» скорее для предоставления общего спектра, т.к. «случайно» много красивых в кадр попасть не могло. :улыб:
  • Евроепизированный Рабат

  • Традиционный Фес

  • На такую девушку сложно не заглядеться :)

Коты.

Без них в арабских странах никуда. :хехе: Коты здесь другие, нежели на Ближнем Востоке. Они больше похоже на наших, как это ни странно звучит, сибирских кошек.
Помню в Ливане местные коты меня поразили тем, что все, как один, были худые, поджарые и с такими злобными («пиратскими») рожами, что прям опасаешься – того и гляди располосует ногу.

В Марокко же коты пушистые, толстые, ласковые и, в основном, спокойные. Если просят еду, то не как в Ливане – злобно сверкая глазами рядом с твоим стулом, а жалобно помявкивая.

Ну а самые замечательные коты, конечно же, в Эс-Сувейре. Вот там просто сплошная кошачья сиеста – упитанные, довольные жизнью коты, мирно дрыхнут на солнце. Бегать, просить еду? Зачем? Если рыбаки там бросают рыбу даже чайкам, котам всяко хватит на пропитание.
  • "Привет..."

  • Стеснительные мекнесские коты

  • "Ну и зачем вы меня так обкормили?"

  • "В глаза смотреть!"

  • Там наверху едят рыбу...

Это всё, что я хотел сказать о Вьетнаме Марокко в общем. Далее - описание маршрута.:улыб:
kenny2007
Еще котов? Легко! :хехе:
  • "Мама, кого это к нам принесло?"

  • "Вот если бы у нас была рыба, мы бы в вами поделил

  • "Мяу"

  • Если есть камышовые коты, почему не может быть как

  • "Хозяин, пора ехать за рыбой!"

1-й день. 1 октября. Москва – Лондон – Касабланка.

Лондон-Касабланка.

Самолет у BMI нормальный. Позабавило, что отсутствует 13-й ряд.:хехе:Не знаю, на всех это рейсах, или только на каких-то отдельных – я заметил на рейсе Лондон-Касабланка.

А вот с питанием какая-то дискриминация. :dnknow: На рейсе Москва-Лондон питание полноценное – салат, горячее, десерт, напитки, кофе/чай. А на рейсе в/из Касабланки только один горячий сэндвич и шоколадный батончик а-ля «Твикс» (напитки и кофе/чай тоже есть).
При этом лететь до Касабланки тоже немало – 3 часа.

При прохождении транзитной зоны в Хитроу (британской визы у меня не было, конечно) проблем не возникло.