Демид
Симулирование сдачи является актом
Гусары сдачу не берут! Да и вообще удобнее рассчитываться картой.
Диего
деньги не должно быть тратить удобно, это выгодно только продавцам)))
Alippa
ну почему сразу симулирование, имеет право человек передумать?
Про кого ты спрашиваешь? Разведчику уже поздно передумывать, что случилось, то случилось.
Демид
не пойду в разведчики, в шпиЁны тоже не пойду((((
Alippa
Эпизод с разведчиком я привел в качестве примера о том, насколько разной может быть мораль(общепринятые традиции, обычаи) у граждан одной страны. Причем, как мне кажется, речь идет о базовых установках, а не о мелочах, типа мусорить/не мусорить.
Демид
о базовых
и сейчас время когда нам насильственно пытаются втюхать искажённые установки
Алексий
Да ну) Последние 100 лет этим только и занимаются, а прогресса в согласии нет. В чем дело?
Демид
:biggrin: тогда уж не 100, а 2000

согласие недостижимо по определению
Алексий
По всем вопросам, наверное да, недостижимо. Но вопросе базовых ценностей достижимо. Например у нас таковой является - колебаться вместе с линией партии)))
Есть, конечно отщепенцы, типа тебя с Диегой, но это недоработки, а не ваша заслуга
Демид
На фоне происходящих событий и красивых картинок из ХХС мало кто вспоминает, что пять лет назад Пасхи практически не было. То есть де юре она была. Но храмы были закрыты, и встречать Воскресение Христово предлагалось он лайн. И всех уговаривали, что это страшно по-христиански. Но на самом деле для настоящих верующих это было просто страшно. Потому что под разговоры о необходимости спасения бабушек и дедушек Христа опять реально предали. Но не все

Епископы и священники, которые не подчинились и пасхальные службы в храмах провели, всё же были. И верующие, пришедшие на те службы , тоже были. И это было одно из первых проявлений начинавшейся борьбы за свободу.

Эта борьба стала совершенно уникальным явлением, потому что она шла по всему миру, и её никто не организовывал. Просто внезапно оказалось, что на планете живёт довольно много людей, которым важна свобода выбора, и они ради этой свободы готовы на многое.

Этих людей хейтили и ущемляли в правах, но они упрямо стояли на своем. У них не было ни организаций, ни бюджетов, ни методичек. Только внутреннее чувство и соцсети, которые не успевали их банить.

Большая часть человечества этой борьбы не заметила или не поняла и осудила. Но не организаторы ковидной истории. Для тех, кто им противостоял, её окончание стало победой. Не только над медицинским фашизмом, но и над экзистенциальным злом. Но песен и гимнов о ней слагать не будут. Не модный нарратив.
(с)
Демид
В Вашем примере дед интересовался мнением подростков, далее влиял на их мнение своим.
Формирование мнения подрастаюшего поколения на патриотическом примере.

Истрия вымышленная так понимаю?
Алексий
А где живём здесь и сейчас?
Утомляет вот это вот все.
Тряпкотаскательство.
Демид
Эпизод с разведчиком я привел в качестве примера о том, насколько разной может быть мораль(общепринятые традиции, обычаи) у граждан одной страны. Причем, как мне кажется, речь идет о базовых установках, а не о мелочах, типа мусорить/не мусорить.
а она (мораль) должна быть единой? мы все же мультикультурное обЧество. Не уверен, что у меня с мигрантом из Таджикистана много общего в плане морали (нравственных норм, ценностей, понимания что хорошо, а что плохо, что допустимо, а что нет). Это объективно и никто тут не виноват. Мы с разных планет во всем.
Alippa
Мусорить или не мусорить - как раз базовое.
Демид высказался о том, что это мелочь.

Это с чего начинается человек.

Однажды при мне в метре от себя со словами "ой, упало!“ бросил окурок умудренный сединами мужчина с высоким требованием отношения к чистоте у женщины.
Чисто физически ему в действительности трудно пройти несколько лишних шагов до той же урны.
Оправдать внутри себя данным обстоятельством первый поступок не смогла.
Мусорить/не мусорить — характеризует эгоизм и чувство уважения к окружающим, что останется после тебя.
Alippa
у нормального жителя новосибирска и у нормального мигранта из Таджикистана дофига общего. Это объективно, без этого не выжить. Другое дело, что мозги свихнуты пропагандой в разные стороны - это да. И нормальный мигрант из Таджикистана не будет сидеть, если в от есть пожилые люди, беременные женщины. а вот средне-статистический житель тихого центра не обязан уступать никому место. и это только самое доброе различие.
GuimpLena
Обобщать не нужно. Мигранты разные и аборигены тоже.
GuimpLena
Это потому, что средне-статистический житель тихого центра — не тварь дрожащая, а право имеет! Ну и у него/нее гораздо больше духовности, человечности и национального величия.
OLDMAN
именно. но у нормального что мигранта, что аборигена ценности одинаковые. и можно придумывать, что с разных планет, но даже наверное на других планетах как-то с моралью похоже
Absolut
Нет, это мои внуки, разговор был на прошлой неделе. Я не навязываю им свое мнение, мы спорим. У них всегда есть в запасе аргумент, которому я сам их и научил - дед, пей таблетки, а то получишь по жопе)
Alippa
Нет, конечно должно быть разнообразие. И чем больше, тем лучше. Но, думаю, что есть общее, объединяющее все человечество правило - "не делай другим того, чего не хотел бы, чтобы делали тебе" (является одной из самых древних формулировок моральных критериев)
Absolut
Здесь спорить не буду) Приоритеты каждый волен выбирать сам. В конце концов, гармония заключается в удовлетворении двух наборов противоположных потребностей(эгоизм/альтруизм)
Ушелец
ну вот, еще и ипподромка обвалилась.
terroristka
жесть конечно

вчера снег с крыши так грохнулся, что у кота чуть инфаркт не случился. спал себе котик тихо - мирно на подоконнике и бабац!)
terroristka
ну вот, еще и ипподромка обвалилась.
Денег нет, стена держалась-держалась и не удержалась.
OLDMAN
фигтам. думаю это из-за постройки очередного киоска в виде БЦ. там же и парковку подземную сделали, как раз напротив и обвалилось все )))
OLDMAN
*участок построили в 2001 году.
lexus
Тогда не считается, - это еще демократы-либералы строили.
lexus
Недолго продержался.
terroristka
кошмар какой-то.
OLDMAN
ну те, которые в 90х построили до сих пор как новенькие
terroristka
:biggrin: из локальных глюков со вчера утоп светофор Доватора/ГБШ
Ушелец
мой любимый баер уехала отдыхать на гаваи. шлет фоточки красот, пишет что дух захватывает от такой природы... патайя 3 звезды?
Алексий
утром посмеялась над комментом:
Эхх,снова строительство 4моста отложат((. Те двое работяг,что зимой по нему ходили будут теперь три года аварию на Ипподромской ликвидировать))).

после обеда написали, что на 1,5 года перекроют ипподромскую на ремонт. чот уже не смешно ))))
terroristka
:cray-1: ну это точно не смешно
Демид
Нет, конечно должно быть разнообразие. И чем больше, тем лучше. Но, думаю, что есть общее, объединяющее все человечество правило - "не делай другим того, чего не хотел бы, чтобы делали тебе" (является одной из самых древних формулировок моральных критериев)
ну допустим он конкретно мне ничего не делает, пока...но у него есть рабы, 4 жены, детей он воспитывает в агрессии к аборигенам и требует чтобы они носили с собой нож и нападали первыми, женщины для него люди второго сорта, причем любые, не только соплеменницы, он привык все решать через взятки, он встраивается в диаспора, которая в свою очередь растет как раковая опухоль в социуме и т.д. и т.п. и все это в условиях когда закону и власти не до этих проблем, а если и включаются, то в парадигме кампаний и облав. Системной политики в стиле "плавильного котла" или хотя бы "миски салата" нет от слова совсем
Alippa
Тема второсортности женщин, где и вторым-то сортом становятся только за счет какого надо мужа и рождения от него сыновей, а без этих условий сортность вовсе падает в пол, как-то ускользает от певцов восточного быта и нравов. Ну ладно певцы, но певицы-то могли бы задуматься.
Alippa
США по сути союз суверенных государств. В некоторых штатах есть резервации, в них действуют свои собственные государственные законы, которые распространяются только на коренных жителей. Живите вы как хотите, делайте все то, о чем ты пишешь, только соседей не трогайте) Есть нюансы, но примерно так. Я к тому, что в теории, каким-то образовм все можно организовать.
Есть и неудачные примеры в мире: страны ближнего востока, азии и африки были поделены искусственно, что называется на отвяжись. Отсюда множество военных конфликтов, геноцида и пр. ООН никак эти проблемы не решало и не решит.
Тем не менее я думаю все возможно, было бы желание. А может еще время не пришло)))
В любом случае, чтобы такое когда-нибудь возникло, должны появиться лидеры, программы, желание масс. Ну по типу движения за отмену рабства, деколонизации.
пысы. Из истории: варвары все равно со временем перенимали уклад жизни цивилизованных государств. Толко это не сразу делалось
Пепnи
Ну ладно певцы, но певицы-то могли бы задуматься.
тут видимо *тоска по сильному плечу* все затмевает
Демид
США по сути союз суверенных государств.
США не может служить примером государственного строительства ибо это "не государство - это бизнес"©
Alippa
Это их право) Вот не лезли бы они еще со своей "американской мечтой" к другим.
Но, я так думаю, не будет их, будет другой, тот, кого нельзя называть)))
Alippa
ну а какое может? хоть одним глазком-то взглянуть на эту чудесную страну
zyrbagan
надо бы президента выбрать, давно никого не выбирали
GuimpLena
У нас тут все самоназначенные))).
Ушелец
Я пою о сумасшедшем доме
Не могу петь ни о чём я кроме
Потому что я здесь живу
Без забот живут больные
Короли, городовые
Каждый день здесь маскарад - я рад
Хочешь стать премьер-министром
Главврачом, экономистом?
Постов здесь завались - кем хочешь становись!
Я пою о сумасшедшем доме
Не могу петь ни о чём я кроме
Потому что я здесь живу
Потому что я здесь живу
Потому что я здесь живу

- Больной Самойлов, пройдите в палату, получите лекарства :girl_doctor:
- Аэ... доктор!
GuimpLena
ну а какое может? хоть одним глазком-то взглянуть на эту чудесную страну
сейчас уже никакое, везде бардак
Алексий
Я пою о сумасшедшем доме
1762 год, Санкт_Петербург
Показать спойлер
43. Нѣмецкая прислуга. Чрезвычайная недостаточность тогдашней петербургской полиціи. Второй слуга дѣлаетъ впослѣдствіи большую карьеру. Слуга автора, крѣпостной. Замѣчаніе о должности слуги вообще. Сожалѣніе о крѣпостныхъ.

Нашъ домъ былъ наполненъ прислугою, большею частью русскою, крѣпостными уважаемыхъ отцовъ нашихъ учениковъ.
Они не спали на постеляхъ, но проводили ночь на голой землѣ, на цыновкахъ, или на шерстяныхъ одѣялахъ, а зимою на низкихъ продолговатыхъ печахъ, устроенныхъ въ нѣкоторыхъ комнатахъ.
Держали только двухъ свободныхъ нѣмцевъ: тогда это было въ модѣ во всѣхъ большихъ домахъ.
Хотя одинъ нѣмецъ — слуга стоилъ въ три раза дороже русскаго, но про нихъ распространилась слава, что они аккуратнѣе и чище и что вообще могутъ сдѣлать втрое болѣе, чѣмъ русскій крѣпостной.

I. Одинъ изъ этихъ нѣмцевъ имѣлъ несчастіе — повода не знаю — сойти съ ума.
Его нужно было связать; прислуга сдѣлала это очень грубо, и тогда его помѣшательство перешло въ ярость.
Кромѣ меня, никто не могъ смирять его посредствомъ убѣжденія, а потому меня часто призывали къ бѣдному земляку.
Нѣсколько минуть ласковаго разговора по-нѣмецки успокоивали его и хотя оаъ не становился совершенно разсудительнымъ, по крайней мѣрѣ не шумѣлъ, и я каждый разъ рѣшался развязывать его съ помощью прислуги, на свой рискъ.
Но только что я удалялся, онъ снова начиналъ бѣситься и его снова связывали жестокимъ образомъ.
Отчего не посадили его въ домъ сумасшедшихъ и тѣмъ не облегчили его страданій?
Отвѣтъ: Тогда въ Петербургѣ еще не было такого заведенія.

Только спустя нѣсколько лѣтъ подумали объ этомъ, и то потому, что какой-то сумасшедшій бросилъ камень въ окно императорскаго дворца, увидѣвъ стоящую тамъ императрицу *).
Тогда сенатъ послалъ въ академію за свѣдѣніями объ устройствѣ такихъ домовъ и за планами; но ихъ не было; поэтому, когда въ 1755 г. маѣ дал первый отпускъ въ Германію, то въ числѣ многихъ порученій однімъ изъ важнѣйшихъ было собраніе такихъ свѣдѣній.
Я честно и съ не малымъ трудомъ, но только въ тихомолку, исполнилъ это важное порученіе, началъ осмотръ, разспросы и переписку въ Любекѣ и продолжалъ въ Целлѣ, Нюрнбергѣ и т. д. до Пфорцгейма.
Целле (нем. Celle) — город в Нижней Саксонии, Германия. Расположен примерно в 80 км юго-восточнее Гамбурга. Исторически известен своим старинным замком (Шлос Холленштайн), живописными деревянными домами и близостью к природному парку Лунненбургская гаттерландия.
Пфорцгейм (нем. Pforzheim) — город в земле Баден-Вюртемберг, Германия. Известен своей ювелирной промышленностью и производством часов. Город получил прозвище "Золотое сердце Германии" благодаря многочисленным мастерским и фабрикам по изготовлению украшений и золотых изделий.

Ни одного дома сумасшедшихъ въ городѣ, который тогда уже насчитывалъ болѣе 100.000 жителей!
О другомъ въ такой же степени важномъ недостаткѣ узналъ я на погребальномъ пиршествѣ, которое давалось въ честь умершаго домашняго учителя нѣмца».
Когда умиралъ иностранецъ, то ни правосудіе, ни полиція не обращали вниманія на его наслѣдство, но все, каково бы ни было его состояніе, переходило въ руки окружающихъ его знакомыхъ, т. е. primis occupantibus (латин. "первоначально занявшие").
Отъ честности послѣднихъ зависѣло, чего могли ожидать иногородные наслѣдники.
oТогда еще не было хорошо извѣстныхъ въ образованныхъ государствахъ особенныхъ хранительницъ наслѣдствъ, называемыхъ Formula и Sportula (сравн. съ Searches, осмотрщицами умершихъ въ Лондонѣ), методическая дѣятельность которыхъ спасала иногда изъ наслѣдства, за вычетомъ расходовъ, до двухъ процентовъ.
Formula: Термин, обозначающий формулу или юридический акт, устанавливавший порядок судебного разбирательства. Применительно к данной ситуации это может означать форму документа или юридического акта, регулирующего права наследования.
oSportula: Изначально означало небольшую сумму денег, раздаваемую патроном клиентам утром. Позже стало обозначать ритуальное жертвоприношение или подарок в виде еды. Здесь этот термин используется для сравнения с небольшими вознаграждениями, получаемыми официальными представителями власти за помощь в оформлении документов или защиту законных интересов наследников.
Searches — это неофициальное наименование сотрудников лондонского морга, известных также как "осмотрщицы умерших" (англ. Searchers)
Но во многихъ отношеніяхъ полиція въ столицѣ была образцовая. Она составляла особенную сильную государственную коллегію, имѣвшую во главѣ генерала.
Но какъ вездѣ, такъ и здѣсь не только не было конца жалобамъ на нее, но недоброжелательная публика искажала неоспоримо хорошія ея дѣйствія, приписывая эти дѣйствія грязнымъ источникамъ; но развѣ публикѣ нужно было ломать голову надъ мотивами хорошихъ дѣйствій?
Въ одну зиму мостъ черезъ Неву (который соединяетъ Васильевскій островъ въ Ингерманландіи съ противулежащею главною частію города въ Кареліи) былъ устроенъ въ неслыханно дотолѣ короткое время; злые языки объяснили такую поспѣшность не заботливостію объ общей пользѣ полицеймейстера, но его тоскою по madame von ***, которая жила по ту сторону рѣки.

II. Второй слуга — нѣмецъ, Mr. Іоганнъ, былъ нѣмецъ изъ Венгріи; красивый молодой человѣкъ, со своею образованною, прекрасною женою, послѣ странныхъ приключеній, о которыхъ никто никогда не могъ узнать ничего опредѣленнаго, былъ занесенъ судьбою изъ своего отечества въ Россію.
Руновскій и я постоянно обращались съ ннмъ особенно внимательно, потому что во всемъ его поведеніи не было ничего лакейскаго.
По-русски онъ говорилъ бѣгло; по всему вѣроятію, онъ уже въ Венгріи познакомился съ языкомъ Словаковъ.
Случайно мы открыли, что онъ знаетъ и по- латыни: онъ былъ въ состоянія разсказать содержаніе латинской повѣстки изъ конференціи, которая не застала насъ дома.
Въ другой разъ мнѣ, также случайно, привелось увидѣть кое что имъ написанное: такого прекраснаго нѣмецкаго и латинскаго почерка не было во всемъ государствѣ, тѣмъ болѣе въ Академіи. —
Еще третье явленіе: воспитанники брали уроки рисованія, и рисовали пастилами: Mr. Іоганнъ долженъ былъ приносить и уносить вещи и при этомъ украдкою посматривалъ на работу.
Однакожъ этотъ человѣкъ, завѣрявшій насъ честью, что онъ во всю свою жизнь не бралъ въ руки пастильнаго карандаша, посадилъ свою жену и снялъ съ нея портретъ удивительно похоже.
Также удачно вышелъ и мой портретъ.
Такому генію не слѣдовало долѣе оставаться на запяткахъ нашей кареты!
Однажды я показалъ Тауберту образчикъ его письма; въ слѣдующій годъ онъ былъ опредѣленъ копіистомъ въ Академію съ жалованьемъ въ 200 рублей.
Его честное и привѣтливое поведете, соединенное съ универсальными способностями, съ теченіемъ времени поднимали его все выше и выше, тѣмъ болѣе, что онъ отошелъ отъ Академіи; въ 1797 г. онъ былъ уже коллежскимъ совѣтникомъ (полковникомъ).
Жаль только, что онъ потомъ, увлеченный знаніемъ многихъ языковъ, впалъ въ этимологическія причуды и хотѣлъ греческія и нѣмецкія техническія слова объяснить арабскимъ, турецкимъ и Богъ вѣсть какимъ языкомъ (Gdtt. Gel. Αnz. 1798).

III. Николай (уменьшительное Николашка) шестнадцатилѣтній расторопный малый, одинъ изъ крѣпостныхъ гетмана, былъ опредѣленъ спеціально ко мнѣ.
Это былъ первый мой слуга; слѣдовательно, мнѣ пришлось довольно поздно обладать такою мебелью; но я поздравлялъ себя съ тѣмъ, что мнѣ не пришлось имѣть ее раньше.
Человѣкъ, которому въ 16 или даже въ 6 лѣтъ даютъ особаго слугу съ правомъ повелѣвать имъ, а не только пользоваться его помощію, будетъ испорченнымъ человѣкомъ и впослѣдствіи долженъ будетъ размышлять десять лѣтъ дольше, чтобы впитать въ кровь и плоть идею о равенствѣ всѣхъ людей и признать въ слугѣ ami malheureux (выраженіе экономистовъ). (Словосочетание "ami malheureux" буквально переводится с французского как "несчастный друг", подразумевая уважение и сочувствие к людям, находящимся в менее привилегированном положении.)
Въ человѣческой жизни совершается множество спокойныхъ перемѣнъ, на которыя обращается очень мало вниманія, потому что онѣ сами по себѣ очень малы, и вслѣдствіе того ихъ рѣдко признаютъ причинами значительныхъ явленій; но по всей вѣроятности, въ самомъ человѣкѣ, который даже не можетъ датъ себѣ въ томъ яснаго отчета, онѣ производятъ существенный переворотъ.
Юноша получаетъ шпагу или становится офицеромъ (я не говорю о томъ случаѣ, когда патентъ дается при крещеніи); получаетъ первые карманные часы (пріобрѣтеніе заслуженное, не подарокъ: Землеръ отмѣтилъ эту эпоху въ своемъ жизнеописаніи); жена счастливца, до сихъ поръ легко ходившая пѣшкомъ, въ первый разъ катитъ по улицамъ въ собственномъ экипажѣ и т. д.; — но слуга производитъ въ образѣ мыслей своего господина большій переворотъ, чѣмъ шпага, часы и карета, при чемъ и самъ претерпѣваетъ тоже.
Господинъ приказываетъ и приказываетъ только для своей собственной пользы (такъ даже государь не можетъ приказывать своему подданному); онъ взваливаетъ на слугу тѣ дѣла, которыя предъ тѣмъ самъ исполнялъ съ трудомъ; онъ требуетъ этихъ услугъ повелительнымъ, слѣдовательно, оскорбительнымъ тономъ; онъ грубо обращется съ человѣкомъ, а тотъ долженъ оставаться спокойнымъ, даже вѣжливымъ, hilari vultu, non раtienter tantum, ferendae ipjuriae?
(с латинского языка звучит следующим образом:
oHilari vultu: Радостным лицом / Доброжелательным выражением лица.
oNon patienter tantum: Не только терпимо.
oFerendae injuriae: Способность переносить обиды.
Полный перевод:Доброжелательно воспринимайте события жизни, не только терпя невзгоды, но и достойно перенося наносимые обиды.)

Презрѣнный человѣкъ, ты обязанъ исполнять несчетныя услуги, ты унрженъ до степени только средства, слѣдовательно до мебели, и только то, что ты добровольво и притомъ на опредѣленное время согласился нести этотъ позоръ, отличаетъ тебя отъ раба!
Въ низшихъ сословіяхъ положеніе слуги не связано съ такимъ позоромъ и вредомъ:
крестьянинъ предъ своимъ работникомъ,
крестьянка предъ своею работницею
не забываютъ никогда, что эти люди имъ равны и со временемъ сдѣлаются тѣмъ же, чѣмъ они сами.
Но уже въ такъ называемыхъ среднихъ и высшихъ кастахъ начинается это ужасное зло и становится хотя мало замѣчаемою, но главною причиною испорченности этихъ сословій.
Господинъ и слуга взаимно унижаютъ другъ друга.
Господа... мнѣ нѣсколько разъ случалосьбыть свидѣтелемъ, какъ молодой, здоровый мужчина (мужчина!), занимаясь своимъ туалетомъ, или скорѣе, приказавъ слугѣ заняться имъ, стоялъ или сидѣлъ, какъ деревянная кукла, боясь каждаго свободнаго движенія, и даже дозволялъ Іоганну подвязывать ему подвязки... (Съ шестаго до шестьдесять-шестаго года моей жизни я тоже дозволялъ втеченіе нѣсколькихъ недѣль раздѣвать и одѣвать себя: разъ—послѣ паденія вмѣстѣ съ лошадью, въ другой разъ—послѣ паденія съ лѣстницы въ книжной кладовой); но что кромѣ того нѣкоторые господа вмѣняли слугѣ въ обязанность такія угожденія и даже женщины требовали отъ мужской прислуги такихъ грязныхъ и мерзкихъ услугъ, на которыя, къ сожалѣнію, соглашались не только довѣренные крѣпостные, но и свободные, подло-жадные до денегъ слуги,—это превосходитъ границы вѣроятія— да и кто станетъ сообщать публикѣ подобныя мерзости?
Понятно, что при моихъ правилахъ моему первому слугѣ со мною и около меня было очень мало дѣла.
Но вскорѣ этн правила, какъ ни были они основательны и человѣколюбивы, чуть было не причинили мнѣ и мальчику, Николашкѣ, бѣды.
Я не давалъ ему достаточно занятій, да и по дому у него не было никакой работы.
Для истиннаго человѣка эта скука была бы невыносима (Гельвецій говоритъ, что еслибы обезьяны могли узнать, что такое скука, то онѣ сдѣлались бы людьми): отъ скуки онъ началъ пьянствовать.
Къ счастію, я узналъ, что онъ можетъ читать и писать, и даже очень порядочно писать.
Тогда я взялъ его въ руки: заставилъ его списывать при себѣ, и вскорѣ могъ дать ему срочную работу, которую онъ долженъ былъ исполнить въ то время, когда меня не было въ комнатѣ.
Конечно, въ первые мѣсяцы его писаніе было для меня безполезно; но со временемъ онъ достигъ того, что могъ приготовлять цѣлые квартанты лѣтописей и другихъ русскихъ манускриптовъ, которые мнѣ оставалось только просматривать и которые мнѣ служатъ и до сихъ поръ. —
Вѣдь я сдѣлалъ доброе дѣло.
Но какъ впослѣдствіи его перетолковали, объ этомъ см. ниже плачевно-смѣшное доношеніе.
Однажды я нашелъ его полупьянымъ; но такъ какъ онъ на другой день, уже совершенно трезвый, исполнилъ свою работу, и исполнилъ ее особенно хорошо, то я прочиталъ ему наставленіе (на-сколько умѣлъ проповѣдывать по-русски), что онъ легко могъ бы составить себѣ счастіе въ свѣтѣ, если бы велъ порядочную жизнь и трудился, потому что онъ пишетъ уже такъ хорошо, какъ не многіе въ его лѣта.
Онъ выслушалъ меня и, когда я кончилъ свое наставленіе, отвѣчалъ: я крѣпостной человѣкъ.
Эти слова проняли меня до костей.
По прошествіи тридцати семи лѣтъ, все стоитъ предо мною семнадцатилѣтній человѣкъ въ своемъ голубомъ сюртукѣ; я все еще вижу равнодушную физіономію, слышу глухой голосъ, какимъ онъ, повидимому, безчувственно, безъ всякаго выраженія горести произнесъ эти слова.
Да будетъ проклято крѣпостное право (glebae-adscription)!
"glebae adscriptio" происходит от латинских слов:
oGleba — земля, почва.
oAdscriptio — прикрепление, приписывание

Съ этого времени я не могъ думать безъ горечи объ этомъ безчеловѣчномъ изобрѣтеніи, объ его имени и о немъ самомъ.
Эта адская выдумка, введенная въ законную силу христіанскимъ попомъ, епископомъ Констанцкимъ, къ стыду его религіи, германизма и человѣчества, притупляетъ и убиваетъ всякое даже инстинктивное движеніе человѣка къ личному счастію и къ пользѣ общей.


*) Не отвергая возможности этого факта, считаемъ необходимымъ замѣтитъ, что первое распоряженіе о построікѣ домовъ для умалишенныхъ, заключавшихся, въ старину въ монастыряхъ, относится ко времени императора Петра ІІІ и поводомъ къ нему послужилъ совершенно иной случай. Въ Полномъ Собраніи Законовъ, томъ ХV, № 11,509, находимъ высочайше утвержденный докладъ Сената о постройкѣ для безумныхъ особенныхъ домовъ и объ отдачѣ имѣній, принадлежащихъ безумнымъ, подъ надзоръ наслѣдниковъ. Докладъ этотъ составился «по обстоятельству производимаго въ Сенатѣ дѣла о безумныхъ князѣ Андреѣ, князѣ Сергѣѣ князь Степановыхъ дѣтяхъ Козловскихъ», имѣніе которыхъ, по ихъ безумству, на основанія существовавшихъ законовъ, желали взять въ свое смотрѣніе ихъ ближайшіе родственники и наслѣдники. Постановивъ рѣшеніе касательно движимой и недвижимой собственности, Сенатъ присовокупилъ, «что какъ оныхъ безумныхъ князей Козловскихъ, такь и впредь таковыхъ же, дабы они, будучи у родственниковъ, по безумію своему въ непристойные поступки не впали, ежели они, родственники, имѣть ихъ безумныхъ у себя не пожелаютъ, надлежитъ отдать подъ началъ въ монастыри»... На этомъ докладѣ слѣдующая резолюціи императора: «Безумныхъ не въ монастыри опредѣлять, но построить на то нарочный домъ, какъ то обыкновенно и въ иностранныхъ государствахъ учреждены долгаузы». По восшествіи на престолъ Екатерины указъ .этотъ оставленъ во всей своей силѣ, «токмо пока упомянутый долгаузъ строится для такихъ безумныхъ, Сенатъ разсуждаетъ назначить монастырь къ тому способный; и при построеніи долгауза, на какомъ содержанія опредѣляемымъ въ оной быть в къ тому какіе чины потребны, слѣдуетъ по примѣру другихъ государствъ учинить установленіе. И объ ономъ поднесенный Ея Имп. Вѳляч., сего Августа 8 дня (1782) въ Высочайшемъ въ Сенатѣ присутствія докладъ, Ея Имп. Велич. Собственноручнымъ подписаніемъ Всемилостивѣйше апробовать соизволила»... Полн. С. Зак. т. XVI, №11,647.
(Долгaуз (от немецкого "Deutschhaus" или голландского "Dolghuis") — это специальный суд или учреждение, действовавшее в ряде государств Европы в Средневековье и Новое время. Долгаузы предназначались для рассмотрения дел, связанных с долговыми обязательствами, финансовыми спорами и вопросами взыскания долгов.
Такие учреждения существовали в Нидерландах, Дании, Швеции, Пруссии и других странах Северной Европы. Они обладали особыми полномочиями и компетенциями, отличаясь от обычных судов общего права. Судьи долгауза принимали решения по финансовым вопросам быстро и эффективно, обеспечивая быстрое разрешение споров и взыскание задолженностей.
Обычно долгаузы располагались отдельно от общих судов и функционировали в рамках особой правовой системы, обеспечивающей оперативное решение финансовых вопросов.)
Шлецер,Август Людвиг (Schlözer,August Ludwig)_Обществ.и частн.жизнь Августа Людвига Шлёцера, им самим описанная.Пребывание и служба в России от 1761 до 1765 гг._Сборн.Отд.рус.языка и словесности Импер.АН,т.XIII_Тип.Импер.АН_С.-Пб._1875_ 556с.pdf
Показать спойлер
Alippa
вот это и печалит. только непонятно это бардак везде или везде как всегда, а мы стареем.