Классификация моторных масел
3173
25
Очень часто задают вопросы о том какое масло лить или не лить, спрашивают о том чем отличается 5W30 от 10W40 и подобные... В масле не самой основной характеристикой является температура застывания. Очень важны такие показатели как температура вспышки в открытом тигле ( чем она ниже тем выше угар), щелочные характеристики (наличие говорит о моющих свойствах масла). Для общего ознакомления предлагаю небольшой ликбез .
(Все из инета взято)

Классификация моторных масел
Самой распространённой системой классификации моторных масел стала SAE (Society of Automotive Engineers - американская Ассоциация Автомобильных Инженеров). Классификация SAE J-300 содержит 6 зимних и 5 летних классов моторных масел. Зимние классы имеют в обозначении букву "W", первую в слове Winter - зима. Чем больше число, входящее в обозначение класса, тем выше вязкость масел, относящихся к нему. Классы вязкости SAE OW, 5W, 10W, 15W, 20W, 25W относятся к зимним, SAE 20, 30, 40, 50, 60 - к летним. Масла, имеющие класс вязкости больше, чем SAE 60, относятся к трансмиссионным. Всесезонные масла, обладающие одновременно свойствами одного из зимних классов и одного из летних имеют двойное обозначение, например SAE 10W-30, SAE 15W-40 и т.п.
Использование моторных масел при очень высоких и очень низких температурах кроме загущающих присадок обеспечивает также применение полностью или полу синтетических композиций. В отличие от минеральных масел, полученных в результате перегонки сырой нефти, синтетические моторные масла являются результатом целенаправленного органического синтеза.
Развитие двигателей внутреннего сгорания, предъявляющих все более жесткие требования по выносливости масел, отличающихся друг от друга по тепловой напряженности, типом применяемого топлива , характером эксплуатации, требует применения пакета присадок для сохранения первоначальной структуры и свойств моторных масел. Пакеты присадок составляют 15-20% объема любого качественного масла, присадки изменяют свойства минеральной или синтетической основы моторных масел, а также добавляют им новые свойства.
Основополагающей характеристикой моторных масел является классификация по эксплуатационным свойствам API. Классификацию API называют классификацией по уровню качества потому, что с выходом все более совершенных, все более быстроходных и, одновременно, легких двигателей, потребовалось выпускать масла со все более совершенным пакетом присадок.
Американский Институт Нефтепродуктов (API - American Petroleum Institute) и его европейский аналог - CCMC, с недавнего времени замененный ACEA разработали систему классификации, позволяющую подобрать сорт масла, соответствующий возрасту вашего автомобиля и типу его двигателя. Классификация API различает масла для бензиновых и для дизельных двигателей. Первым соответствует буква S, например - SG, SH или SJ, при этом вторая буква говорит о более высоком уровне. Так, класс SJ был широко введен в широкую практику только в прошлом году, заменив господствовавший до этого SH.
Дизельные масла несут обозначения из двух букв, первая из которых всегда C: CC, CD, CF, CG. Последняя в этом ряду комбинация считается самой передовой, хотя многие все еще классифицированы как CF-2, CF-4 или CD. Большинство из мировых производителей выпускают универсальные масла, пригодные как для дизельных, так и для бензиновых двигателей. В этом случае в классификации по API у них стоит сочетание индексов, например SH/CD, SF/CC или SJ/CF. Классификация качества SJ присуждается только самым дорогим маслам на синтетической основе.
Европейская классификация масел АСЕА (по совокупности эксплуатационных свойств).
C 1996 года главной стала Ассоциация европейских производителей автомобилей АСЕА, а бензиновые и дизельные масла стали делиться на три категории - для самых напряженных двигателей, для средних и для тихоходных старичков. Индекс "96" соответствует году принятия стандарта A1-96 в классификации АСЕА предназначено для бензиновых двигателей и соответствует низшей части таблицы. Соответствует SF, SH по API. А2-96 предназначается также для бензиновых двигателей и располагается в середине таблицы. Обеспечивает высокие характеристики по температурной стойкости, моющие и диспергирующие функции и улучшенную защиту подшипников. Соответствует SH по API. А3-96 предназначено для самых современных двигателей с турбонаддувом и без него. Особое внимание противоокислительным и противоизносным свойствам. Соответствует и превышает SJ по API.
Для дизельных двигателей выделены категории В1-96, В2-96 и В3-96, принцип классификации которых аналогичен бензиновым.
Cамой последней группой символов, которые можно встретить на этикетке моторного масла являются ЕС1 и ЕС11. Они соответствуют терминам Energy Conservation (сохранение энергии). Первый обеспечивает экономию топлива до 1,5%, а второй - до 2,5%.
Классификация API трансмиссионных масел по области применения
GL-1
Цилиндрические, червячные и спирально-конические зубчатые передачи в условиях низких скоростей и нагрузок. Минеральные масла без присадок или с антиокислительными, противоизносными и противопенными присадками без противозадирных компонентов.
GL-2
Червячные передачи, работающие в условиях GL-1, но с более высокими требованиями к антифрикционным свойствам. Могут содержать антифрикционный компонент.
GL-3
Обычные трансмиссии со спирально-коническими шестернями, работающие в умеренно жестких условиях по скоростям и нагрузкам. Обладают лучшими противоизносными и противозадирными свойствами, чем GL-2.
GL-4
Автомобильные трансмиссии с гипоидной передачей, работающие в условиях больших скоростей при малых крутящих моментах и малых скоростей при высоких крутящих моментах. Обязательно наличие высокоэффективных противозадирных присадок.
GL-5
Автомобильные гипоидные передачи, работающие в условиях больших скоростей и малых крутящих моментов, при действии ударных нагрузок на зубья шестерен - при высоких скоростях скольжения. Должны содержать большое количество серофосфоросодержащей противозадирной присадки.
GL-6
Автомобильные гипоидные передачи с повышенным вертикальным смещением осей шестерен, т.е. работающие при повышенных скоростях, ударных нагрузках и высоких крутящих моментах. Содержат большее количество серофосфоросодержащей противозадирной присадки, чем масла GL-5.


Для сравнения несколько характеристик масла


SAE 5W40
API SJ/CF-4
ACEA A3-96, B3-96/E3-96

NN НАИМЕНОВАНИЕ НОРМЫ

1 Вязкость кинематическая при 100 С мм2/с 12.5 - 16.3
2 Вязкость динамическая мПа/с,не более 3500
3 Индекс вязкости, не менее 125
4 Зольность сульфатная, % не более 1.3
5 Щелочное число, мг КОН/г, не менее 9
6 Массовая доля механических примесей, % не более 0.015
7 Массовая доля воды, % не более отс
8 Температура вспышки в открытом тигле, С, не ниже 195
9 Температура застывания, С, не выше -35
10 Плотность при 15С, г/см3, не более 0.92

SAE 10W40
API SJ/CF-4
ACEA A3-96, B3-96/E3-96


NN НАИМЕНОВАНИЕ НОРМЫ

1 Вязкость кинематическая при 100 С мм2/с 12.5 - 16.3
2 Вязкость динамическая мПа/с,не более 3500
3 Индекс вязкости, не менее 120
4 Зольность сульфатная, % не более 1.3
5 Щелочное число, мг КОН/г, не менее 9
6 Массовая доля механических примесей, % не более 0.015
7 Массовая доля воды, % не более отс
8 Температура вспышки в открытом тигле, oС, не ниже 200
9 Температура застывания, oС не выше -30
10 Плотность при 15С, г/см3, не более 0.98

SAE 10W30
API SG/CD
ACEA A2-96, B2-96/E1-96

NN НАИМЕНОВАНИЕ НОРМЫ

1 Вязкость кинематическая при 100 С мм2/с 9.3 - 12.5
2 Вязкость динамическая мПа/с, не более 3500
3 Индекс вязкости, не менее 115
4 Зольность сульфатная, % не более 1.1
5 Щелочное число, мг КОН/г, не менее 7
6 Массовая доля механических примесей, % не более 0.015
7 Массовая доля воды, % не более отс
8 Температура вспышки в открытом тигле, oС, не ниже 200
9 Температура застывания, oС не выше -30
10 Плотность при 15С, г/см3, не более 0.92
Goshich
Про масла куча инфы. Но для потребителя как правило интересно какая вязкость и температура застывания. Так вот вкратце первая цифра вязкость, вторая температура застывания. Например 10W30 Вязкость 10 до минус 30 градусов.
Олег С.М.
Олег! :respect:
Расскажите, пожалуйста уже чётко и ясно. Рекомендуется ли использовать масло с повышенной вязкостью при рабочей Т (вторая цифра, после w) и почему. В гражданском режиме работы двигателя?:yes.gif:
Олег С.М.
Как же я пол-зимы на 5W20 SL отъездил? :eek: :eek: :eek:
Олег С.М.
Саентология масла
«Масляную» тему подсказал случай с доводкой на стенде тюнингового мотора. Собрали его из хороших деталей, с индивидуальной подгонкой по зазорам, обкатали (масло - «сороковка»), сняли характеристики, все - о'кей. А к приезду клиента залили «пятидесятку», на которой в дальнейшем планировалось гонять моторчик. Ожидали, естественно, прибавки момента и признательности заказчика...
Однако все пошло не так, как было до сих пор: мотор даже «на глазок» стал «тупым»! Измерения на стенде подтвердили потерю 12% мощности на высоких оборотах. Но ведь «пятидесятка», судя по аннотации, специально предназначена для тюнинговых и спортивных моторов. В чем же дело?


ТОЛСТЫЙ СЛОЙ ШОКОЛАДА


Так пожиже или погуще? Масленщики немногословны: мол, чем больше вязкость масла, тем толще масляные пленки, образующиеся в парах трения двигателя - в подшипниках коленчатого вала, под поршневыми кольцами... А чем толще - тем лучше: ведь они защищают от износа. Двигателисты соглашаются, но напоминают: и мощность мотора, и расход масла на угар, и даже на температуры его деталей - а значит, и общая надежность двигателя, тоже зависят от вязкости масла. Поэтому применительно к вязкости «больше» не значит «лучше»: надо искать некий оптимум для каждого конкретного мотора. Вот этим и займемся.


САE - РАЗ, САЕ - ДВА! ОПТИМУМ?


Сначала замерим мощность двигателя и расход топлива на различных маслах: выявим зависимость поведения мотора от вязкости масла. Потом оценим влияние свойств масла на скорость износа. Перед испытанием каждого сорта мотор (в данном эксперименте - ВАЗ-21083) разбираем, взвешиваем поршневые кольца и вкладыши подшипников. Вновь собираем и заливаем испытуемое масло, обкатываем в течение часа. Затем испытываем в течение 20 моточасов на режимах ускоренного износного цикла. Дополнительно имитируем пусковые режимы. По окончании - повторная разборка, снова взвешиваем вкладыши и кольца. Вычитаем, делим на время - получаем скорость износа на цикле ускоренных испытаний.
Для трех масел - SAE 5W-40, 10W-40 и 15W-40, полученные результаты легли в пределы погрешности измерений. Стало быть, при прогретом моторе первая цифра в обозначении масла не влияет ни на мощность, ни на расход! Что до ресурса, то очевидно: чем быстрее масло начинает прокачиваться через систему смазывания, тем ниже интенсивность «пускового» износа. Для нас важно: чем меньше первая цифра, тем меньше мотор изнашивается при холодном пуске. Кстати, это будет заметно и по поведению автомобиля - на таком масле он быстрее начинает принимать нагрузку по мере прогрева.
Со второй цифрой все гораздо сложнее. На графиках зависимости крутящего момента двигателя от вязкости масла сразу прорисовались те самые оптимумы, о которых говорилось выше. Подтвердилось и то, что по мере увеличения скорости оптимум смещается в зону более высокой вязкости. Так, если мотор преимущественно работает на умеренных оборотах (2000...3000 об/мин), характерных для эксплуатации в городе, то ближе всех к оптимуму «сороковка». Зато выше 4000 об/мин оптимум сдвигается к «пятидесятке».
А что с ресурсом? Если пренебречь пусковым износом, на который влияют в основном присадки, включенные в состав базового пакета, то зависимость проста - чем больше вязкость, тем меньше износ.


УДАРИТ МОРОЗ...


Бытует мнение, что на зиму лучше заливать масло с меньшей вязкостью, пожиже. То есть в индексе SАЕ и первую, и вторую цифру надо иметь поменьше. С первой все понятно - ведь предельная отрицательная температура эксплуатации определяется именно ею. Но экстремально низкие температуры выпадают не всегда и не везде: в большинстве регионов России привычнее ездить при умеренном «минусе». И здесь снова приобретает важность вторая цифра индекса. А как влияет она, попробуем разобраться.
Итак, при изрядном морозце мы все-таки запустились. А в стадии прогрева чем больше вязкость масла, тем выше потери на трение. Значит, для достижения одних и тех же оборотов холостого хода топлива придется сжечь больше, чем в теплую погоду. Трение в целом пропорционально вязкости, а насколько возрастает она при низких температурах? Измерили: при температуре 20°С вязкость у «тридцатки» составила 666 сСт, «сороковки» - уже 917 сСт, а «пятидесятки» -1343! То есть в два раза больше, чем самого «жидкого» из взятых нами масел. А прогрев зимой идет долго, значит, топлива на вязких маслах израсходуем заметно больше. О токсичности и говорить не приходится - смесь-то надобно обогащать.
Впрочем, узлы трения двигателя на этикетку не смотрят - для них важна реальная, рабочая вязкость. Эта вязкость, как мы показали раньше, имеет четко выраженный оптимум. Но зимой масло в поддоне градусов на 20-40 холоднее, чем летом. Конечно, в подшипнике оно дополнительно прогревается, но его рабочая температура все-таки ниже. Поскольку дискретность классификации вязкости по SAE достаточно грубая, вывод прост - на морозе оптимальным для эффективной работы узлов трения двигателя будет масло с вязкостью, на «десятку» меньшей - например, 30 вместо 40,40 вместо 50.


КУДА СБЕЖАЛИ «ЛОШАДИ»


Вернемся к началу статьи: почему же «затупел» мотор на «спортивном» масле? Разобрав двигатель, увидели картину, характерную для начала температурного задира поршней во всех цилиндрах. Но ведь на масле 10W-40 все было нормально? Дело в том, что масляные пленки, формируемые поршневыми кольцами, создают серьезное тепловое сопротивление - ведь 60-80% тепла, воспринимаемого поршнем от газов в камере сгорания, отводится через кольца. А теплопроводность масла очень низкая. И чем толще пленки, тем меньше тепла отводится от поршня – его температура растет, а значит, увеличивается и диаметр детали. Кстати, допуски зазоров по размерным группам учитывают возможность работы двигателя на маслах четко определенных классов. А «пятидесятка» в число рекомендованных АВТОВАЗом не входит...
Так вот, простой переход с «сороковки» на «пятидесятку» для нашего мотора приводит к увеличению температуры поршня на 8-15 градусов в зависимости от режима его работы. Но кто это учитывает при выборе масла?
И еще. Очевидно, чем более толстые пленки остаются в цилиндре, тем больше масла израсходуется на угар. Поэтому, используя более вязкое масло, не удивляйтесь, если его расход возрастет.


ТАК КАКОЕ ЖЕ МАСЛО ЛИТЬ?


Ответ на главный вопрос прост: только тех групп вязкости, которые рекомендованы производителем. Причем МОТОРА, а не МАСЛА! Но и тут есть выбор - часто производитель рекомендует два соседних класса. Какой из них выбрать, приведенные результаты говорят достаточно четко. Если режим эксплуатации ближе к городскому, то масло с меньшим классом вязкости. Если же машина чаще гоняет по трассе, то лучше подойдет более вязкое - позволит немного сэкономить на топливе. Но все это применительно к мотору с невысокой степенью износа. А вот старым, недужным «железным коням» маловязкие масла противопоказаны явно. Это летом... Как поступить зимой - читай выше!

Источник: Журнал За рулем №3 (921) МАРТ 2008


Интересные факты:


На банках с маслом нанесено обозначение вязкости по классификации SAE. Наличие двух цифр, разделенных буквой W, говорит о всесезонности масла;
Первая указывает на минимальную отрицательную температуру, при которой двигатель можно «провернуть». Вторая цифра говорит о вязкости масла при 100°С, точнее - о допустимом диапазоне ее изменения;
Изношенная машина просит масло большей вязкости; эксплуатируемая зимой – меньшей;
Alex_B
Мое личное мнение полностью совпадает с тем , что написано выше: лить в мотор то масло, что рекомендует производитель мотора. При разработке двигателя в расчет принимались характеристики именно этого рекомендуемого им масла. Конечно прогресс в производстве новых сортов масла не стоит на месте, и возможно сегодня многие масла по ряду показателей превосходят прописанное ранее производителем мотора масло, но все же...Как говорится нужно пить то лекарство , что доктор прописал.
Stalker
Да легко. Я вот тоже езжу с ОЖ плотностью -10, и в морозы так ездил, и ночует машина на открытой стоянке. Мне лень поменять.
Но я всегда готов к замене помпы:хехе:
Олег С.М.
Я, кстати, соврал про SL. На самом деле SM - дома на пузырьке посмотрел. По API, естественно...

Всё-таки считаю, что такое соотношение ну очень условно. Даже в Ваших примерах видно:
5W40 - -35
10W40 - -30
10W30 - -30

Причём третье - хуже первых двух и по классификации API и по ACEA

Могу даже привести коротенькие спеки по моему случаю (5w20 SM)
Тыц
Тыц
Тыц

Итого - температура застывания от -43 до -48
Вот и пришёл я к тому некоторое время назад, что смотреть на вязкость SAE - мало. Надо ещё как минимум на API смотреть
Олег С.М.
Так вот вкратце первая цифра вязкость, вторая температура застывания. Например 10W30 Вязкость 10 до минус 30 градусов.
Ага, а трансмиссионка 75W90 должна застывать только при -90? :eek:

Олег, вы не совсем правы (точнее - в трактовке второй цифры - совсем неправы). Первая цифра характеризует вязкость на холодную, вторая - "на горячую". Чем каждая из цифр выше тем "гуще" масло в соответствующем состоянии.
Конкретные цифры температур применения надо смотреть в соответствующих табличках.
Tegraman
Олег, вы не совсем правы (точнее - в трактовке второй цифры - совсем неправы). Первая цифра характеризует вязкость на холодную, вторая - "на горячую". Чем каждая из цифр выше тем "гуще" масло в соответствующем состоянии.
Конкретные цифры температур применения надо смотреть в соответствующих табличках.
плюс адын
Tegraman
Трансмиссионные масла по-моему несколько другое... Возможно и не прав, вместе с автором статьи о маслах. Просто хотелось акцентировать внимание потребителя , что при выборе масла не следует руководствоваться лишь показателем вязкости, вот и все...
90% автолюбителей выбирая то или иное масло смотрят на индекс вязкозти , считая что (например) для двигателя 5W50 синтетика это гораздо лучше чем 5W30 полусинтетика. Хотя в мануале поэксплуатации авто будет прописано использовать для двигателя именно 5W 30. Продавцам масел выгодно "не разубеждать" клиента, т.к. разница в цене в пользу продавца.
Я не эксперт в области масел, и не могу (да и не хочу) спорить о преимуществах или недостатках того или иного брэнда или индекса...Не раз уже высказывал свою (субъективную) точку зрения : лить в мотор то, что прописал разработчик мотора.
Олег С.М.
лить в мотор то, что прописал разработчик мотора.
:agree: :live:
Олег С.М.
+1

особенно поражают индивидуумы, которые хотят залить 5в40 вместо 5в20, положенных по мануалу в определённых движках, даже надпись на крышке маслозаливной горловины не спасает.
creativer
Так-то оно так... Только вот 5w20 в нашем городе найти - нетривиальная задача. Я вот нашёл... Да ещё и ОЕМное, к счастью.

Мне вот интересно другое.... Надо ли с износом двигателя применять более "густое" масло? И на каком пробеге?
Stalker
имхо если масло жрать начала - можно и погуще залить.
creativer
А погуще - это какое?
Например, рекомендовано 10W30. Какое будет погуще?
DrAnimal
10W40

Погуще в данном случае - вязкость при рабочей температуре. То бишь вторая цифра. ИМХО
Stalker
А где мануал взять/глянуть? Вот у меня 1G-fe двигатель? какое масло?
Nikolay
В интернетах, вестимо... Больше, в общем-то негде на б/у. Ну ещё иногда на крышке маслозаливной горловины пишут.

Мне вот, с прошлой машиной достался японский мануал - повезло.
А ещё, говорят, с новыми машинами тож мануал дают.
Nikolay
Вот что пишут об Алтеззе на буржуйских сайтах:
1G-FE oil change with filter=4.1 L iters recommended grade 10W30/SH

А вообще рекомендованные масла зависят от конкретной модели машины, двигателя на ней и даже года выпуска.

Ещё можно посмотреть тут. Но это рекомендации не от производителя машины, а от производителя масел
Олег С.М.
Про масла куча инфы. Но для потребителя как правило интересно какая вязкость и температура застывания. Так вот вкратце первая цифра вязкость, вторая температура застывания. Например 10W30 Вязкость 10 до минус 30 градусов.
Это ж надо было привести такую умную статью и САМОМУ в ней нифига не понять!!!
Так вот ОБЕ цифры здесь - ВЯЗКОСТЬ. Одну называют условно в народе "зимней", а другую "летней" первая - кинематическая вязкость, она же текучесть, особо влияет на зимний (холодный) пуск двигателя, а вторая - динамическая вязкость или прокачиваемость - на горячую, при рабочей температуре эксплуатацию двигателя.
creativer
имхо если масло жрать начала - можно и погуще залить.
Если жрать начала надо ремонтировать и густое масло уже не поможет, наоборот более густое в трубу улетать быстрее будет.
Мастер
именно. чем гуще - тем бодрее будет вылетать
Stalker
для 4s-fe 93 года надо 10w-30 sj ,а из статьи выходит, что его только в прошлом году широко применять стали. Маслоторговец явно продвигает товар подороже?