Немножко Хакассии (фото, ЖЖ)
4421
19
11-14 июня 2010
Н-ск - Мариинск - Ачинск - Ужур - Саяногорск - Черёмушки и обратно.
С заездом на Ширу, Тус, Белё, Сундуки и Туим.

ЖЖ

Научите выкладывать файлы по нескольку штук?
UPD научился)
Kitsen
Сундук. На машинах больше не проезжают наверх — перекрыли камнями
А как же это? Тоже 10-14 июня...
Volunteer
Это последний из жигулей, туда заехавших.


Kitsen, спасибо за симпатичный фотоотчет!
В процессе добавления фотографий сейчас можно и короткое текстовое описание сделать.
Третий
Это последний из жигулей, туда заехавших.
Ну ты и жук.:улыб:Мой "жигуленок" взлетел туда, как на крыльях. И местные духи почему-то ничего не имели против.:улыб:Если серьезно и к слову о том, стоит ли туда заезжать - я всегда очень осторожно отношусь к МЕСТНЫМ верованиям и святым местам. Я не то что не заеду, я не буду подходить к нему (кстати, не буду и повязывать веревочки на деревья, ибо это со стороны не местного - неуважение к Вере).
Сундук - "святое место" далеко не местных, а очень даже приезжих. Для хакасов он ровным счетом ничего не значит. Спасибо этим приезжим и на том, что хотя бы не свинячат.
Мы просто заехали и выехали, следов не оставили, унесли только впечатления.
А ночью имели честь слышать со стороны "верующих в сундук" попсу на всю катушку.......
Увы, это бизнес, а никакая не вера.
gruss
Во, подскажте, там везде и всюду камешки плоские друга на друга сложенные. Чего за поверие/обычай?
Kitsen
камрад, там на енисее лед чтоли возле сшгэс???
Gnusmas
эт не лёд, это пена.
водосброс там.
Filimon
Во, подскажте, там везде и всюду камешки плоские друга на друга сложенные. Чего за поверие/обычай?
это туры. тока их предназначение никто из туристов не знает и лепят просто потому, что другие тоже лепят.
равно как и ленты на ветках. наверное, для них это типа как монетка в фонтан.
Filimon
Во, подскажте, там везде и всюду камешки плоские друга на друга сложенные. Чего за поверие/обычай?
В шаманских обрядах тюркских племен это был дар духу вершины перевала. В тюркской же традиции это называется "обо", а не тур.
Ну и, как всегда, в русско-туристической традиции это означает обезьянное "здесь был вася".:улыб:
Kitsen
Что-то мне кажется, что не зная обычаев, и не понимая их, складывать курганчики и вязать ленточки - это обезъянничество.
12-14 июня
Пройдено (автоодометр): 2607 км
Бензин (литры): 149
Средний расход: 5.71 л/100км
Навигатор:
Путь: 2502 км
Время в пути: 32:57
Время остановок: 2:36
Ср. скорость: 75.9 км/ч
Макс. скорость: 120.5 км/ч
Макс. высота: 683 м
Хмм, чет у меня отказывается прикладывать более одного файла:хммм:А если редактировать, то вообще не дает добавить:хммм:Жестко
Kitsen
Сундуки приятно порадовали своим видом. Что-то после автора данной темы, и добавить-то особо нечего :). После редактирования не дает таки фотки добавлять:хммм:
Kitsen
Мы возвращались через Шушенское и Минусинск. По Шушенскому музею прогуляться толком не удалось. Приехали в 17:45, а музей до 18. Но сделать пару кадров пустили.
PS Кстати, гаишники там все таки есть. Привез от туда один штраф за превышение, сам виноват.
PS2 Кстати, есть кто из Кемерово? У них там принципиально желтый свет на светофорах не загорается?
Kitsen
Карьер возле Черемушек. На обратном пути, в Майне, заехали на форелевую ферму и прикупили по рыбке форели горячего и холодного копчения. Очень вкусно. Мы горячего, за один заход, на пару, на ужин съели. Холодного дома. Теперь вот жалеем, что так мало прикупили. Если туда едите, то рыбку брать обязательно!
Купили в Минусинске квас на разлив, вкус такой же, ценник в полтора раза ниже.
  • Если под рукой нет лопаты, то такой "боевик" может

gruss
В шаманских обрядах тюркских племен это был дар духу вершины перевала. В тюркской же традиции это называется "обо", а не тур.
Ну и, как всегда, в русско-туристической традиции это означает обезьянное "здесь был вася".:улыб:
На горных перевалах в честь духов-хозяев насыпались священные каменные груды - «обаа». Каждый проходящий человек обязан им поклониться и внести сюда свою лепту. Как правило, мужчины бросали камни, поднятые во время восхождения, а женщины втыкали со стороны востока ветви от берез. Если человек впервые проходил через перевал, то он обязательно должен был повязать священную ленту «чалама» на шесты, воткнутые в груды «обаа», иначе его жизненный век сократится. Около «обаа» нельзя смеяться или петь песни. При наличии вина присутствующие троек-ратно по солнцу обходили священную груду камней и окропляли «обаа>> спиртным. В ночное время запрещалось подниматься на перевалы.

Согласно хакасским легендам, священные груды «обаа» на перевалах были сооружены в кыргызское время, т.е. в средние века, и иносказательно называются «кыргызскими камнями» (хыргыстастары). Почитание «обаа» распространено у всех народов Саяно-Алтая. Кроме того, сооружение и поклонение «обаа» включились в систему буддийских культов монголов, бурят и тувинцев.
zaplatka
Спасибо за такое интересное сообщение!
Тоже приходилось "обо" или "обаа" встречать. И чаще всего как единственную груду-"пирамидку" на перевале или вершине.

Но был очень удивлен, когда на Саянах, на узеньком перевале за десятки километров от ближайшего жилья, встретил целый "комплекс" таких пирамидок. На фото они видны. Сколько их точно, трудно сейчас сказать, но где-то не меньше полутора десятков. Они разной высоты - от тридцати сантиметров до полутора метров. Расположены вдоль перевальной полки на разном расстоянии друг от друга, хаотично( как мне показалось). От крайней до крайней "кучки" около пятидесяти метров.

Сверху они малозаметны(первое фото), а близко подошел - даже жутковато стало. Никаких палок, веток, шестов ни рядом, ни в пирамидах нет. Ленточек или чего-то похожего на их остатки - тоже.
Из любопытства одну из самых мелких кучек потревожил, снял несколько камней. Почему-то подумалось, что здесь могут быть какие-нибудь записки. Но ничего не увидел и сложил всё обратно. Судя по разнице в цвете камней, "загоревших" с солнечной стороны, пирамиды сложены были очень давно.
Для чего такое множество пирамидок, так для меня и осталось загадкой.
Третий
Мы на Алтае в походах часто встречаем на перевалах эти обаа, наверное, все они имеют разную историю и цель. Вот, например, в районе реки Акчан в зимовье живет алтаец-пастух со стадом баранов, на территории его пастбища множество маленьких каменных туриков. Как рассказал нам пастух, это его сын складывал их "от нечего делать". А вот на Хазинихинском перевале, где тропа теряется среди камней, егеря и просто добрые путники выкладывают метки, обозначающие наличие этой самой тропы. Что же касается культовых сооружений, лично я бы не рискнула их разбирать:улыб:я побаиваюсь духов тех мест, точнее, уважаю:улыб: