Списание дебиторской задолженности
7531
26
Вопрос может быть и глупый, но возможности глубоко в него закопаться у меня нет, м.б. кто подскажет?

Меня интересует порядок создания резерва по сомнительным долгам и списание безнадежной дебиторки? Со списанием я вроде более менее разобралась (как я поняла, списанию подлежит только дебиторка с истекшим сроком исковой давности или невозможная к взысканию по другим причинам). А вот что касается резерва по сомнительным долгам? А именно:

1. Когда, в каких случаях у нас возникает ОБЯЗАТЕЛЬСТВО начислять такой резерв? И возникает ли вообще?
2. В течение какого срока у нас на балансе может болтаться неподтвержденная дебиторка и что мы потом с ней делаем, когда срок истекает?

Спасибо!
Lassie
В бухгалтерском или налоговом учете?
Lassie
"... Со списанием /дебиторки/ я вроде более менее разобралась"

Вы НЕ РАЗОБРАЛИСЬ!!!

1. совет бухгалтера: не создавайте резерв. Его любят досконально проверять налоговики - раз.
два- сами наделаете ошибки.
три - резерв НЕЛЬЗЯ перенести на следующий финансовый год (т.е. нужно будет закрыть его по концу года и расчитать по нему прибыль). Смысл резерва тогда теряется. Нужно постоянно отслеживать дебиторку на предмет текущей, просроченной, истекшей и т.д.

п.2
КАЖДЫЙ год бухгалтер делает ИНВЕНТАРИЗЦИЮ, в том числе и расчетов с дебиторами и кредиторами по форме ИНВ-17: дебиторка и кредиторка подтвержденная, не подтвержденная, и с истекшим сроком давности.

Неподтвержденная дебиторка/кредиторка списывается в расходы/доходы, по истечению срока давности.

ИМЕННО!!!! опись ИНВ-17 + акт к ИНВ-17 - являются основанием для списания дебиторки и кредиторки.
FinKons
"В бухгалтерском или налоговом учете? "

- а есть сильное отличие в списании?
Sky
ок, задолженность к/а не подтвердили, форму составили...списывать ОБЯЗАНЫ или как?
Sky
Вообще-то есть, если вы понимаете разницу между этими видами учета и хоть раз создавали резерв:
Налоговый учет:
Порядок создания резерва по сомнительны долгам установлен ст. 269 гл. 25 НК РФ. Создание указанного резерва осуществляется на основе учетной политике и проведения инвентаризации и выявления суммы сомнительных долгов. Сомнительным долгом признается любая задолженность перед налогоплательщиком в случае, если эта задолженность не погашена в срок, установленный договором, и не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией. Сумма резерва по сомнительным долгам опреде ляется по результатам проведенной на последнюю дату отчетного периода инвентаризации дебиторской задолженности следующим образом:
• по сомнительным долгам со сроком возникновения свыше 90 дней — в сумму создаваемого резерва включается полная сумма выявленной задолженности;
• по сомнительным долгам со сроком возникновения от 45 до 90 дней (включительно) – в сумму резерва включается 50% от суммы выявленной задолженности;
• сомнительные долги со сроком возникновения до 45 дней не увеличивают сумму создаваемого резерва.
При этом сумма создаваемого резерва не может превышать 10% от выручки отчетного (налогового) периода. Резерв по сомнительным долгам может быть использован организацией лишь на покрытие убытков от безнадежных долгов. Безнадежными долгами (долгами, не реальными к взысканию) признаются те долги перед налогоплательщиком, по которым истек срок исковой давности, а также те долги, по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения, на основании акта государственного органа или ликвидации организации. Суммы резервов по сомнительным долгам включаются в состав внереализационных расходов на последний день отчетного (налогового) периода. Суммы резерва по сомнительным долгам, не полностью использованные налогоплательщиком в отчетном периоде на покрытие убытков по безнадежным долгам, могут быть перенесены на следующий отчетный (налоговый) период. При этом сумма вновь создаваемого резерва должна быть скорректирована на сумму остатка резерва предыдущего отчетного (налогового) периода. В случае если сумма вновь создаваемого резерва меньше, чем сумма остатка резерва предыдущего отчетного (налогового) периода, разница подлежит включению в состав внереализационных доходов налогоплательщика в текущем отчетном (налоговом) периоде. Если же сумма вновь создаваемого по результатам инвентаризации резерва больше, чем сумма остатка резерва предыдущего отчетного (налогового) периода, разница подлежит включению во внереализационные расходы в текущем отчетном налоговом периоде.
Бухгалтерский учет:
ПБУ 10/99, 8/01 дают ПРАВО а не обязанность формировать данный резерв. При разработке учетной политики для целей бухгалтерского учета каждая организация самостоятельно принимает решение об использовании этой возможности.
Следует учесть, что в бухгалтерском учете резервы создаются не по всем сомнительным долгам, а только по суммам сомнительных долгов организаций и граждан за продукцию, товары, работы и услуги. Задолженность, возникшая в результате выплаты аванса поставщику, не может участвовать в создании резерва.Можно создавать резервы в налоговом учете и при этом не создавать их в бухгалтерском учете. Требование о единовременном создании резервов в налоговом и бухгалтерском учете отсутствует.
В конце года необходимо сделать проводку:
Дебет 63 Кредит 91
— если до конца года, следующего за годом создания резерва, какие-либо суммы резерва оказались неиспользованными, то при составлении годовой отчетности организации необходимо присоединить эти суммы к финансовому результату.
При этом в конце года после присоединения неизрасходованных сумм резерва по сомнительным долгам к финансовому результату и проведения инвентаризации дебиторской задолженности организация вновь может создать резерв по сомнительным долгам, если это предусмотрено учетной политикой (письмо Минфина России от 12 июля 2004 г. № 03-03-05/3/55).
В бухгалтерском балансе остаток по счету 63 отдельной строкой не показывается. При заполнении актива баланса данные о величине дебиторской задолженности приводятся за вычетом суммы начисленного резерва.
это важно
В расчет суммы резерва включаются все суммы дебиторской задолженности, выявленные при проведении инвентаризации, независимо от того, подтверждены они дебиторами или нет.
Фактически в бухгалтерском учете резервы создаются по долгам, учтенным на счете 62 и частично на счете 76 (в части расчетов за товары, работы, услуги).
Пример расчета резерва по сомнительным долгам содержится в пункте 5.5.1 отмененных методических рекомендаций по применению главы 25 Налогового кодекса «Налог на прибыль организаций» (утвержденных приказом МНС России от 20 декабря 2002 г. № БГ-3-02/729). Рекомендации то отменены, а пример хороший - нужно использовать
Lassie
Порядок вроде доступно описала и на п.1 тоже ответила
п.2 как вы напишите в Учетной политики так и будет
Lassie
ФинКонс, я так понимаю, себя он продвигает как "финансовый консультант", примерно как "Самый лучший фильм года".

ФинКонс Вам ответил:
Дебет 63 Кредит 91
— если до конца года, следующего за годом создания резерва, какие-либо суммы резерва оказались неиспользованными, то при составлении годовой отчетности организации необходимо присоединить эти суммы к финансовому результату.

Я об этом и сказал ранее, что резерв ничего не дает предприятию, кроме дополнительной работы бухгалтерии . По концу года нужно будет неиспользованный резерв в доходы запихать.
И постоянно нужно отслеживать... а если контрагентов тысячи?

Поэтому делаем проще: НЕ СОЗДАЕМ РЕЗЕРВОВ
1. проводим инвентаризацию дебиторской и кредиторской задолженности.
2. составляем акт и опись по форме ИНВ-17.
3. и всю задолженность (с истекшим сроком давности) дебиторскую списываем на расходы, а кредиторскую - в доходы. Ну и не забываем про НДС (правда его уже не должно было остаться за прошлые годы).
4. списанную задолженность продолжаем учитывать ЗА БАЛАНСОМ еще 5 лет.
Если какой-нибудь крендель вернет деньги, с забаланса списываем и ставим себе в доходы.
// у меня так пару раз было (что деньги возращали через 4 года, раз работой долг закрыли).

тут момент:
- акт сверки подписали с контрагентом, срок иск.давности начинает течь заново.
- контрагент не подтвердил задолженность (чаще всего это фирма свалила, и ее не найти), ждем три года и списываем.

Списывать Вы ОБЯЗАНЫ.
Налоговики придут и тупо скажут: а почему Вы не списали в прошлом году дебиторку (когда у Вас истек срок давности и были убытки по году, т.е. для Вас списание не влияло на налог на прибыль), а списали щас, когда у Вас появилась прибыль (и Вы уменьшили этим налог на прибыль)? Ну ка быстро подайте уточненку за прошлый год, за этот год, и пени/штраф за этот год уплатите.

п.с. Вы же вроде юрист... и такие вопросы задаете....
переквалифицируетесь в бухгалтеры? :1:
FinKons
"...если вы понимаете разницу между этими видами учета ..."

Да откуда нам, бухгалтерам, понимать разницу, если бухгалтер только и делает, что пытается сблизить НУ и БУ, чтобы не вести их параллельно.

Дайте, пжта, хоть Вы определение налоговому и бухгалтерскому учету, и чем же они отличаются?
Sky
Списывать Вы ОБЯЗАНЫ.
Не согласна
FinKons
спасибо огромное! мне вот как раз эти сроки были нужны :agree:
Sky
Я уже почти год как не юрист :смущ:вернулась, так сказать, к истокам :спок:

правильно ли я понимаю, что ОБЯЗАННОСТЬ возникает только по отнощению к списанию безнадежной задолженности, создание резерва по сомнительным долгам есть право и все зависит от учетной политики?
Sky
хех...в теории не скажу, но точно знаю, что в бухгалтерском и налоговом учете по-разному идет амортизация ОС при консервации, это то что я знаю 100%ну и вообще по мелочам разницы много

кстати, в крупных предприятиях как правило все-таки стараются вести три параллельных учета (РСБУ, МСФО/ОПБУ США и НУ) или хотя отдельно выделяют налоговый учет для ОС и чего-нибудь еще

*естественно ведут они его параллельно не руками, а в системе*
Lassie
да, еще...никто не в курсе, по МСФО/ОПБУ отчетности резервы - это же вроде как обязанность идет? или тоже право?
Lassie
по безнадежной... списать ее не всегда можно.
Пример: фирма сдохла, подали в суд на банкротство..., и пока Вы не получите выписку из ОГРН что она признана дохлой официально, списать безнадегу нельзя.
У нас такие дебиторы (воинские части) сидят... годами... лет по 7...8.

В учетной политике прописывается все, чем есть двоякое толкование.
Sky
неее, ну насчет суда это понятно...имелся в виду вопрос: если ВСЕ ОСНОВАНИЯ есть, то возникает обязанность списать, так ведь?

про учетную политику - это гуд:улыб:чего-то до нее как-то руки не дошли, надо будет заглянуть на досуге :смущ:
Sky
ФинКонс, я так понимаю, себя он продвигает как "финансовый консультант", примерно как "Самый лучший фильм года".
Не думаю Уважаемое Голубое небо, что в рамках данного форума корректно обсуждать ч-л ники
Я об этом и сказал ранее, что резерв ничего не дает предприятию, кроме дополнительной работы бухгалтерии . По концу года нужно будет неиспользованный резерв в доходы запихать.
И постоянно нужно отслеживать... а если контрагентов тысячи?
У меня вопрос - Вы все НПА так "внимательно" читаете, или только мой опус вы прочитали меж 5 строк.
Где написано, что вы "неиспользованный резерв" в доходы запихивате? Вы должны СУММУ ПРИСОЕДИНИТЬ К ФИНАНСОВОМУ РЕЗУЛЬТАТУ В ОТЧЕТНОСТИ в учете же "Суммы резерва по сомнительным долгам, не полностью использованные налогоплательщиком в отчетном периоде на покрытие убытков по безнадежным долгам, могут быть перенесены на следующий отчетный (налоговый) период"
Поэтому делаем проще: НЕ СОЗДАЕМ РЕЗЕРВОВ
Каждый выбирает по себе - А в особенности те бухгалтеры которые делают 3 проводки в месяц и "сближают" бухгалтерский и налоговый учет:улыб:
Списывать Вы ОБЯЗАНЫ.
Ссылку на НПА слабо привести?
Налоговики придут и тупо скажут: а почему Вы не списали в прошлом году дебиторку (когда у Вас истек срок давности и были убытки по году, т.е. для Вас списание не влияло на налог на прибыль), а списали щас, когда у Вас появилась прибыль (и Вы уменьшили этим налог на прибыль)? Ну ка быстро подайте уточненку за прошлый год, за этот год, и пени/штраф за этот год уплатите.
Ссылку на НПА приведите....А то разговор получается ОБС прям...
Дайте, пжта, хоть Вы определение налоговому и бухгалтерскому учету, и чем же они отличаются?
НК РФ, Закон о бух учете и ПБУ - прочитайте на досуге - наверное много для себя удивительного узнаете
правильно ли я понимаю, что ОБЯЗАННОСТЬ возникает только по отнощению к списанию безнадежной задолженности, создание резерва по сомнительным долгам есть право и все зависит от учетной политики?
Нет, даже возможность и правила списания безнадежный долгов должны быть прописаны в учетной политике - если у вас в учетной политике вообще ничего не сказано - то и не списывайте
по МСФО/ОПБУ отчетности резервы - это же вроде как обязанность идет? или тоже право?
По МСФО это ОБЯЗАНОСТЬ причем с обязательным раскрытием развернутой информации в пояснительной записке к отчетности
В учетной политике прописывается все, чем есть двоякое толкование.
В учетной политике прописывается ВСЕ
FinKons
Да читали.... на досуге....
хотелось вот финансовых консультантов послушать.

Насчет "слабо", я давно уже вышел из того возраста, когда на слабо ведутся.

"Каждый выбирает по себе - А в особенности те бухгалтеры которые делают 3 проводки в месяц и "сближают" бухгалтерский и налоговый учет .."
- Вы за себя говорите, а не за бухгалтеров. Тем более Вы - не бухгалтер, а консультант.

Лично я против дурной работы. Работа ради работы - это дурная работа. Ведение паралллельно бухучету налоговый учет - это тоже дурная работа. Значительно проще вести "бухгатерские" регистры, а потом внести корректировки в данные при заполнении декларации по налогу на прибыль.
И если бы действительно у бухгалтера были в месяц 3 проводки, то можно было параллельно вести и БУ, и НУ, и УУ, и МСФО с ГААПом.

Не обижайтесь. ФинсКонс... но я советую Вам поработать бухгалтером, чтобы понять где нужно "оптимизировать" учеты.

И коль Вы так усердно предлагаете цитировать НПА, дайте ссылку на законодательный акт, который говорит, что если в учетной политике ничего не сказано, то и списывать не нужно.
".. если у вас в учетной политике вообще ничего не сказано - то и не списывайте".

Я так понимаю что не списание будет объяснять бухгалтер налоговой инспекции при выездной проверке, а не финансовый консультант (который пришел, ушел, а у бухгалтера почему-то бледный вид) .
Sky
Да читали.... на досуге....
хотелось вот финансовых консультантов послушать.
Это лучше, чем бухгалтеров, витающих в голубом небе:улыб:
- Вы за себя говорите, а не за бухгалтеров. Тем более Вы - не бухгалтер, а консультант.
Не зная броду, не суйся в воду. Вы не знате, кем я работаю, вот и не делайте скорополительных решений.
Лично я против дурной работы.
Вы видимо против любой работы, а точнее из той кагорты бухгалтеров, для которых НПА не писаны.
Ведение паралллельно бухучету налоговый учет - это тоже дурная работа.
НК РФ весь посвящен тому, что у компании ДОЛЖНЫ вестить регистры налогового учета
Значительно проще вести "бухгатерские" регистры, а потом внести корректировки в данные при заполнении декларации по налогу на прибыль.
Проще вообще ничего не делать. А внося корректировки в данные вы тем самым искажаете отчетность что приводит к: а) искаженной инофрмации у пользователей Вашей отчетности, б) не дает правдивой информации о реальном состоянии дел в компании в) приводит в лучшем случае к административной, а в худшем - к уголовной ответственности (если вы конечно гл. бух)...
.. но я советую Вам поработать бухгалтером, чтобы понять где нужно "оптимизировать" учеты.
Во-первых, думаю что стаж гл.буха у меня раза 2 больше вашего, во-вторых, учеты "оптимизируют" люди не знающие элементарных основ учета, в -третьих - пройдите повышение квалификации...мой вам добрый совет... а то выездную не переживете

И коль Вы так усердно предлагаете цитировать НПА, дайте ссылку на законодательный акт,.
ПБУ 1/98...прочтите на досуге, внимательно, не пропуская строк:улыб:
Я так понимаю что не списание будет объяснять бухгалтер налоговой инспекции при выездной проверке
Ссылочку на НПА в студию...:) А то может новое распоряжение Мин.Фина вышло для служебного пользования....а я и не знаю:улыб:
FinKons
правильно ли я понимаю, что ОБЯЗАННОСТЬ возникает только по отнощению к списанию безнадежной задолженности
Нет, даже возможность и правила списания безнадежный долгов должны быть прописаны в учетной политике - если у вас в учетной политике вообще ничего не сказано - то и не списывайте
п.77 Положения по ведению бухг.учета и бухг.отчетности в РФ
"Дебиторская задолженность, по которой срок исковой давности истек, другие долги, нереальные для взыскания, списываются по каждому обязательству на основании данных проведенной инвентаризации, письменного обоснования и приказа (распоряжения) руководителя организации и относятся соответственно на счет средств резерва сомнительных долгов либо на финансовые результаты у коммерческой организации, если в период, предшествующий отчетному, суммы этих долгов не резервировались в порядке, предусмотренном п.70 настоящего Положения"

Вы не подскажете, прямое указание в НПА второго уровня (после Закона "О бухгалтерском учете"), которое "определяет порядок организации и ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской отчетности юридическими лицами по законодательству РФ, независимо от их организационно-правовой формы" на списание такой дебиторки при отсутствии резервов - это чем считать - правом или обязанностью?
Уважаемое Голубое небо
хе-хе, меня как-то за аналогичный перевод этого же ника забанили по п.5,6. А щас в шары долбятся видимо))))
Соня
а чего банить-то? :dnknow:
Lassie
Посчитали оскорблением пользователя (мож разглашением его личных данных: цвета???) :rofl:
По этому вопросу лучше не ко мне, я сама в непонятках. :umnik:
Соня
списание такой дебиторки при отсутствии резервов - это чем считать - правом или обязанностью?
Это ПРАВО, потому что нигде ни в одном НПА прямо не сказано об ОБЯЗАННОСТИ списывать такую задолженность, а понятие безнадежной задолженности - такое размытое и субъективное, что нужно иметь ОЧЕНЬ веские основания что бы ее списать....и что потом делать, если деньги вернут...да вы отчетность замучаетесь верстать... мне нравиться подход МСФО к этому вопросу - они раскрывают информацию в пояснительной записке о том что есть данная задолженность, создают под нее резерв и я очень редко видела отчетность сформированному по МСФО, что бы где то она списывалась. Так у них данный резерв и болтается... зато всем пользователям данной отчетности сразу становиться понятно, что это за сумма.
FinKons
"... и что потом делать, если деньги вернут..."?
- когда вернут, тогда в доходы и поставите.

"... да вы отчетность замучаетесь верстать... мне нравиться подход МСФО ..."
- могу только процитировать из кинофильма Гайдая "Хулиган": Шурик, это не наши методы.
Наши методы - это ПБУ.
Я к тому, что Минфин приблежает постепенно ПБУ к МСФО, но не вводит МСФО на территории РФ, как это сделали узбеки у себя.
Sky
приблИжает.... опечатался
FinKons
Это ПРАВО
Это ваше ИМХО, видимо. Сказано однозначно: такие долги списываются на основании того-то и относятся туда-то (а не "вправе" "имеет право" "может" списывать).
Вот создавать резервы - право:
В БУ: Положение по ведению бух.учета п.70. Организация может создавать резервы сомнительных долгов
В НУ: Статья 266НК РФ п.3. Налогоплательщик вправе создавать резервы по сомнительным долгам.
нигде ни в одном НПА прямо не сказано об ОБЯЗАННОСТИ списывать такую задолженность
Ст. 8, 12 Закона "О бухгалтерском учете" предусматривают обязанность проводить инвентаризацию задолженности перед составлением годовой отчетности и своевременно отражать её результаты на счетах бухгалтерского учета без каких-либо пропусков или изъятий.
Как отражать - сказано в п.70 Положения о бухучете - списать на фин.результат и в п.11 ПБУ 10/99: суммы дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, других долгов, нереальных для взыскания являются прочими расходами.
Арбитражная практика разная только в части сроков списания - это всё споры по доначислениям налога на прибыль(НО! не в части обязанности): и такая, что до издания приказа о списании дебиторской/кредиторской задолженности с истекшим сроком давности нет оснований учитывать её при определении фин.результата, и такая, что непроведение инвентаризации в предусмотренный законом срок или неиздание соответствующего приказа – ваша личная половая трагедия - списать безнадежные долги в доход/расход будьте любезны своевременно.
понятие безнадежной задолженности - такое размытое и субъективное, что нужно иметь ОЧЕНЬ веские основания что бы ее списать
В налоговом учете всё более чем ясно.
п.2 ст.266НК устанавливает исчерпывающий/закрытый перечень оснований признания долга безнадежным.
п.2 ст.265НК – суммы безнадежных долгов являются внереализационными расходами
Определение ВАС РФ от 18.10.2007 N 13270/07:
"С учетом положений главы 25 НК РФ, п.1 ст.12 Федерального закона от 21.11.96 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", а также правовой позиции Конституционного Суда РФ сформулированной в постановлении от 28.10.1999 N 14-П, и ВАС РФ, сформулированной в Постановлении от 16.11.2004 № 6045/04 момент списания во внереализационные расходы безнадежных долгов возникает в том налоговом периоде, когда наступили обстоятельства, с которыми налоговое законодательство связывает право на уменьшение налогооблагаемой прибыли на сумму безнадежных долгов".
если у вас в учетной политике вообще ничего не сказано - то и не списывайте
А к «безнадежной» кредиторке у вас такой же подход – списывать на доходы не обязаны?
и что потом делать, если деньги вернут
даже стесняюсь ответить :flowers: