На информационном ресурсе применяются cookie-файлы. Оставаясь на сайте, вы подтверждаете свое согласие на их использование.
Аренда а/м у сотрудника. вопросы.
3303
32
Jess
смартовод
коллеги, добрый день.
мы арендуем а/м у сотрудника через договор аренды. по договору мы платим ему арендную плату, а так же обязаны компенсировать гсм (проводим через путевые листы и нормы расходов), ремонт, новые колеса и тп.
возник вопрос - а если мы в стоимость аренды все это усредненно включим и пропишем, что больше ничего ему компенсировать не должны - обязаны ли мы подтверждать его перемещения на нужды компании путевыми листами или еще чем то?
либо для принятия к учету будет достаточно договора аренды и ежемесячного акта?
если можно, со ссылкой на нормативные акты, пжст.
заранее огромное СПАСИБО!
мы арендуем а/м у сотрудника через договор аренды. по договору мы платим ему арендную плату, а так же обязаны компенсировать гсм (проводим через путевые листы и нормы расходов), ремонт, новые колеса и тп.
возник вопрос - а если мы в стоимость аренды все это усредненно включим и пропишем, что больше ничего ему компенсировать не должны - обязаны ли мы подтверждать его перемещения на нужды компании путевыми листами или еще чем то?
либо для принятия к учету будет достаточно договора аренды и ежемесячного акта?
если можно, со ссылкой на нормативные акты, пжст.
заранее огромное СПАСИБО!
Как то странно у вас.
Взяли имущество в аренду и ГСМ компенсируете, так не бывает - ГСМ это уже ваши расходы, арендодатель к этим расходам не имеет никакого отношения. Путевые листы естественно.
Что до ремонта, колес etc... это тоже ваши расходы, при условии, что в договоре прописано, что расходы на содержание автомобиля несет арендатор либо включите в арендную плату.
Взяли имущество в аренду и ГСМ компенсируете, так не бывает - ГСМ это уже ваши расходы, арендодатель к этим расходам не имеет никакого отношения. Путевые листы естественно.
Что до ремонта, колес etc... это тоже ваши расходы, при условии, что в договоре прописано, что расходы на содержание автомобиля несет арендатор либо включите в арендную плату.
ну вот у нас есть хитрая мыслишка, чтобы не заморачиваться с гсм и прочим.
платить только аренду и все.
если мы можем колеса, ремонт и прочее включить в арендную плату, то почему не можем включить ГСМ?
потратит арендодатель меньше на гсм - заработает денежку.
потратит больше - сам себе злобный буратино
я поискала, запретов на это не нашла -я не права?
платить только аренду и все.
если мы можем колеса, ремонт и прочее включить в арендную плату, то почему не можем включить ГСМ?
потратит арендодатель меньше на гсм - заработает денежку.
потратит больше - сам себе злобный буратино

я поискала, запретов на это не нашла -я не права?
Наши сотрудники (которые при работе используют свои авто) в конце месяца предоставляют путевые листы, на основании которых издается приказ о компенсации авто, Компенсацию облагаем НДФЛом, к учету принимаем по нормативам, остальное как неучитываемые при н/о-ии. Текущее содержание авто никому не оплачиваем
А зачем платить 13% с этих расходов, которые при вашей схеме являются доходами арендодателя?
Нафик-нафик такая оптимизация....
Ну так то правы, только не начинайте расписывать в договоре из чего состоит ваша арендная плата, просто сумму напишите.
Нафик-нафик такая оптимизация....
Ну так то правы, только не начинайте расписывать в договоре из чего состоит ваша арендная плата, просто сумму напишите.
Можно конечно включить ГСМ в ар пл, но путевые листы вам в любом случае составлять. Если не будете оформлять путевые листы, то налоговая может не принять в целях н/о-я прибыли з-ты по аренде. Чем вы подтвердите, что реально использовали авто? Что имеет право з-ты по аренде учесть в целях н/я приб: "обоснованные и документально подтвержденные затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода"?
А зачем платить 13% с этих расходов, которые при вашей схеме являются доходами арендодателя?так сложилось, что в данный момент нам так нужно сделать.
Нафик-нафик такая оптимизация....
нам проще заложить некую дельту сверх трат на ГСМ арендодателю, в том числе, чтобы он не проиграл по денежке.
тогда остался второй вопрос - мы же не обязаны тогда составлять путевые листы? ведь гсм нет.
Сейчас читают
Занятия КЛАССИЧЕСКИМ ТАНЦЕМ (ХОРЕОГРАФИЕЙ)
206876
211
Заработок/занятость на пенсии
44611
131
Скорее бы уже на пенсию...
22248
10
. Если не будете оформлять путевые листы, то налоговая может не принять в целях н/о-я прибыли з-ты по аренде. Чем вы подтвердите, что реально использовали авто? Что имеет право з-ты по аренде учесть в целях н/я приб: "обоснованные и документально подтвержденные затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода"?вот этот вопрос и волнует...
как бы получается так- мы платим аренду арендодателю, можем использовать его 1 раз в мес, можем каждый день.
но хочется сделать так, чтобы налоговая не прикопалась к принятию затрат

вот такие мы хитрые

Ну дело ваше.... 
Если вы в расходы организации ГСМ не включаете, то не нужно.

Если вы в расходы организации ГСМ не включаете, то не нужно.
Ну может они авто как выставочный образец использовали?
Путевой лист - документ подтверждающий расход топлива, а не аренду, арендные расходы подтверждаются договором аренды.
Путевой лист - документ подтверждающий расход топлива, а не аренду, арендные расходы подтверждаются договором аренды.
Я так и не понял, в чём проблема. Если НДФЛ готовы платить. Хоть усреднённо пропишите, хоть каждый месяц договор перезаключайте с суммой по факту, там не та дельта, чтобы вопросы возникли.
Алексей, проблема в том, что не будет ли вопросов у налоговой о правомерности отнесения на затраты такой аренды.
Какой такой аренды? Нормальная аренда.
А расходы на ТС принимать или не принимать, это ваше личное дело, расходы ведь это право, а не обязанность налогоплательщика.
А расходы на ТС принимать или не принимать, это ваше личное дело, расходы ведь это право, а не обязанность налогоплательщика.
Ловкий парень
Томас
Какой такой аренды? Нормальная аренда.А если потерять чувство меры и сделать к примеру оплату за лохматый ВАЗ21-06 скажем по миллиону в месяц то кроме раздражения человека из налоговой что он может сделать? Вот хозяйствующие субъекты договорились так и пофик что там на рынке

Для информации
Показать спойлер
Организация заключила договор аренды транспортного средства с экипажем со своим сотрудником.
Следует ли ежемесячно составлять акт, подтверждающий оказание услуг по управлению автомобилем? Обязательно ли составление путевых листов? Какие расходы в данной ситуации могут быть учтены в целях налогообложения прибыли? Могут ли это быть расходы на оплату ГСМ, стоянки, мойки, ОСАГО, КАСКО, страхование жизни водителя и пассажиров, текущий ремонт автомобиля, его техническое обслуживание? Какие возможны налоговые риски у организации?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В данном случае следует ежемесячно составлять акт, подтверждающий оказание услуг по управлению автомобилем.
В расходы, уменьшающие прибыль, могут быть включены затраты по арендованному автомобилю на оплату ГСМ, стоянки, мойки, ОСАГО, КАСКО, если договором аренды обязанность нести эти расходы возложена на арендатора.
Если договор аренды транспортного средства с экипажем предусматривает, что текущий ремонт автомобиля осуществляет арендатор (что не соответствует нормам действующего гражданского законодательства), возникает налоговый риск непризнания затрат на ремонт при налогообложении прибыли у арендатора.
К расходам на оплату труда в целях налогообложения прибыли могут быть отнесены только расходы на добровольное личное страхование водителя (сотрудника организации), предусматривающее выплаты исключительно в случаях смерти и (или) причинения вреда здоровью застрахованного лица. Расходы на страхование жизни пассажиров при налогообложении прибыли не учитываются.
Обоснование вывода:
В силу положений ст. 431 ГК РФ при толковании условий договора принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом.
Данные нормы позволяют сделать вывод, согласно которому правовая природа договора подлежит определению не из его названия, а из фактического содержания и направленности воли сторон, его заключивших. Подобные вывод сделаны, в частности, в постановлении ФАС Поволжского округа от 27.03.2007 N А72-4855/06-26/270.
Учитывая сказанное, а также пояснения к вопросу, мы полагаем, что рассматриваемый договор следует квалифицировать как договор аренды транспортного средства с экипажем.
Акт приема-передачи услуг
Согласно ст. 632 ГК РФ по договору аренды (фрахтования на время) транспортного средства с экипажем арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование и оказывает своими силами услуги по управлению им и по его технической эксплуатации.
Таким образом, фактически плата по договору аренды транспортного средства с экипажем состоит из двух частей, а именно из платы за аренду транспортного средства и платы за услуги по управлению этим транспортным средством.
В общем случае акт, подтверждающий предоставление услуг аренды, составлять необязательно. Ежемесячного составления актов оказанных услуг по договору аренды (субаренды) для целей документального подтверждения расходов в виде арендных платежей, если иное не вытекает из условий договора, не требуется (письма Минфина России от 16.11.2011 N 03-03-06/1/763, от 06.10.2008 N 03-03-06/1/559, от 09.11.2006 N 03-03-04/1/742, от 30.04.2004 N 04-02-05/1/33, УФНС России по г. Москве от 30.06.2008 N 20-12/061162, от 26.03.2007 N 20-12/027737, ФНС России от 05.09.2005 N 02-1-07/81). При этом, если стороны все же пожелают подтвердить факт оказания услуг аренды, то они вправе составлять акт с той периодичностью, которую установят в договоре.
В то же время расходы в виде платы за услуги по управлению транспортным средством могут учитываться в составе расходов на оплату труда (ст. 255 НК РФ). Поэтому для подтверждения расходов в виде платы за услуги по управлению транспортным средством необходимо наличие документов, подтверждающих факт оказания таких услуг.
Как следует из разъяснений Минфина России (письма от 01.12.2009 N 03-03-06/1/780 и от 20.01.2009 N 07-02-06/08), для подтверждения расходов арендатора по договору аренды транспортного средства с экипажем необходимо наличие непосредственно договора аренды, платежных документов на перечисление ежемесячных арендных платежей, а также документов, подтверждающих факт оказания услуг по управлению транспортным средством, например акта приема-передачи услуг. То есть ежемесячное составление акта обязательно.
Расходы на ремонт и техническое обслуживание
Согласно ст. 634 ГК РФ арендодатель в течение всего срока договора аренды транспортного средства с экипажем обязан поддерживать надлежащее состояние сданного в аренду транспортного средства, включая осуществление текущего и капитального ремонта и предоставление необходимых принадлежностей.
Как указано в п. 1 ст. 252 НК РФ, налогоплательщик уменьшает полученные доходы на произведенные расходы. Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота.
Учитывая, что нормы гражданского законодательства не предусматривают несение арендатором расходов на текущий ремонт арендованного с экипажем транспортного средства, считаем, что в данной ситуации расходы на текущий ремонт и техническое обслуживание, осуществленные арендатором, не будут соответствовать критериям п. 1 ст. 252 НК РФ и, как следствие, учитываться при налогообложении прибыли.
Поэтому, если договор аренды транспортного средства с экипажем предусматривает, что текущий ремонт автомобиля осуществляет арендатор (что не соответствует нормам действующего гражданского законодательства), возникает налоговый риск непризнания затрат на ремонт при налогообложении прибыли у арендатора.
Расходы на содержание арендованного автомобиля и путевые листы
Согласно ст. 636 ГК РФ, если иное не предусмотрено договором аренды транспортного средства с экипажем, арендатор несет расходы, возникающие в связи с коммерческой эксплуатацией транспортного средства, в том числе расходы на оплату топлива и других расходуемых в процессе эксплуатации материалов и на оплату сборов.
В том случае, если по договору аренды транспортного средства с экипажем расходы, возникающие в связи с коммерческой эксплуатацией транспортного средства, несет арендатор, он вправе учесть эти расходы в целях налогообложения прибыли, подтвердив их соответствующими документами (письмо Минфина России от 01.12.2009 N 03-03-06/1/780).
Организация может учитывать расходы на приобретение ГСМ (топлива, масел и пр.) либо в соответствии с пп. 5 п. 1 ст. 254 НК РФ в составе материальных расходов, либо согласно пп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ в составе прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией, как расходы на содержание служебного транспорта в зависимости от назначения используемого транспорта (письмо Минфина России от 10.06.2011 N 03-03-06/4/67). Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте установлены Методическими рекомендациями "Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте", введенными в действие Распоряжением Министерства транспорта Российской Федерации от 14.03.2008 N АМ-23-р "О введении в действие Методических рекомендаций "Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте".
Основным документом для учета использования ГСМ являются путевые листы, которые не только обосновывают расходы на ГСМ, но и в целом подтверждают экономическую обоснованность и производственную направленность всех затрат, связанных с использованием автотранспорта.
В соответствии с п. 2 ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 129-ФЗ) первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать обязательные реквизиты.
Организации, не относящиеся к организациям автомобильного транспорта, могут разработать свою форму путевого листа, содержащего необходимые реквизиты первичного учетного документа в соответствии с п. 2 ст. 9 Закона N 129-ФЗ (письма Минфина России от 20.02.2006 N 03-03-04/1/129, от 01.08.2005 N 03-03-04/1/117).
Кроме того, при самостоятельной разработке организацией формы путевого листа можно воспользоваться и приказом Минтранса России от 18.09.2008 N 152 "Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов", далее - Приказ N 152 (письмо УФНС России по г. Москве от 30.12.2009 N 16-15/139308).
Расходы на ГСМ учитываются по кассовым чекам, талонам или другим документам на основании путевых листов, подтверждающих обоснованность пробега автомобиля (смотрите письма Минфина России от 25.08.2009 N 03-03-06/2/161, от 20.02.2006 N 03-03-04/1/129, от 16.03.2006 N 03-03-04/2/77, от 01.08.2005 N 03-03-04/1/117, УФНС РФ по г. Москве от 07.07.2008 N 20-12/064123.2). При этом путевые листы не только обосновывают расходы на ГСМ, но и в целом подтверждают экономическую обоснованность и производственную направленность всех затрат, связанных с использованием арендованного автотранспорта.
Что касается прочих расходов, возникающих в связи с коммерческой эксплуатацией транспортного средства (оплата за стоянку, мойку и т.д.), то в соответствии с пп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ, а также с учетом разъяснений Минфина России (письмо от 01.12.2009 N 03-03-06/1/780) полагаем, что они могут учитываться при налогообложении прибыли в случае соответствия их п. 1 ст. 252 НК РФ. То есть такие расходы должны быть экономически обоснованы, документально подтверждены, направлены на получение дохода.
Для документального подтверждения обоснованных расходов, связанных с эксплуатацией арендованного автомобиля, могут быть использованы акты выполненных работ (оказанных услуг), кассовые чеки и т. д.
Расходы на страхование
Если иное не предусмотрено договором аренды транспортного средства с экипажем, обязанность страховать транспортное средство и (или) страховать ответственность за ущерб, который может быть причинен им или в связи с его эксплуатацией, возлагается на арендодателя в тех случаях, когда такое страхование является обязательным в силу закона или договора (ст. 637 ГК РФ).
Иными словами, договором аренды обязанность страховать транспортное средство и (или) страховать ответственность за ущерб, который может быть причинен им или в связи с его эксплуатацией, может быть возложена на арендатора.
В соответствии с п. 1 ст. 263 НК РФ в целях налогообложения прибыли расходы на обязательное и добровольное имущественное страхование включают страховые взносы по всем видам обязательного страхования, а также, в частности, расходы на добровольное страхование средств транспорта, в том числе арендованного, расходы на содержание которого включаются в расходы, связанные с производством и реализацией.
Таким образом, расходы на ОСАГО и КАСКО могут быть учтены при налогообложении прибыли, если по договору аренды транспортного средства с экипажем расходы на страхование и расходы, возникающие в связи с коммерческой эксплуатацией транспортного средства, несет арендатор и данные расходы учитываются при налогообложении прибыли у арендатора.
Страхование жизни, водителя и (или) пассажиров транспортного средства
Согласно п. 6 ст. 270 НК РФ организации не вправе уменьшить расходы на добровольные виды страхования, кроме взносов, указанных в ст.ст. 255, 263 НК РФ. В статье 263 НК РФ страхование жизни, водителя и (или) пассажиров транспортного средства не упомянуто.
В свою очередь, на основании ст. 255 НК РФ в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.
В соответствии с п. 16 ст. 255 НК РФ к расходам на оплату труда в целях налогообложения прибыли относятся суммы платежей (взносов) работодателей по договорам добровольного личного страхования, заключаемым исключительно на случай наступления смерти застрахованного лица или утраты застрахованным лицом трудоспособности в связи с исполнением им трудовых обязанностей.
В данном случае как застрахованные лица названы водитель и пассажиры. При этом в качестве конкретного застрахованного работодателем лица можно считать только водителя, который, в силу своих прямых трудовых обязанностей, осуществляет вождение автотранспортного средства. Следовательно, включение в расходы на оплату труда суммы страховых платежей, уплаченных в связи со страхованием пассажиров автотранспортного средства, которыми могут быть любые физические лица, неправомерно. Поездки на данном автомобиле не являются непосредственным исполнением пассажирами своих трудовых обязанностей, что в силу п. 16 ст. 255 НК РФ является обязательным условием для включения страховых платежей в расходы на оплату труда. Поэтому положения п. 16 ст. 255 НК РФ в отношении пассажиров автотранспортного средства применению не подлежат (постановление ФАС Северо-Западного округа от 03.12.2004 N А05-6969/04-10).
Если же пассажиры также являются работниками организации, то расходы на их добровольное личное страхование, предусматривающее выплаты исключительно в случаях смерти и (или) причинения вреда здоровью застрахованного лица, могут быть учтены в составе расходов на оплату труда (п. 16 ст. 255 НК РФ).
Таким образом, к расходам на оплату труда в целях налогообложения прибыли могут быть отнесены только расходы на добровольное личное страхование водителя (сотрудника организации), предусматривающее выплаты исключительно в случаях смерти и (или) причинения вреда здоровью застрахованного лица.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Молчанов Валерий
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор Мельникова Елена
5 мая 2012 г.
Следует ли ежемесячно составлять акт, подтверждающий оказание услуг по управлению автомобилем? Обязательно ли составление путевых листов? Какие расходы в данной ситуации могут быть учтены в целях налогообложения прибыли? Могут ли это быть расходы на оплату ГСМ, стоянки, мойки, ОСАГО, КАСКО, страхование жизни водителя и пассажиров, текущий ремонт автомобиля, его техническое обслуживание? Какие возможны налоговые риски у организации?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В данном случае следует ежемесячно составлять акт, подтверждающий оказание услуг по управлению автомобилем.
В расходы, уменьшающие прибыль, могут быть включены затраты по арендованному автомобилю на оплату ГСМ, стоянки, мойки, ОСАГО, КАСКО, если договором аренды обязанность нести эти расходы возложена на арендатора.
Если договор аренды транспортного средства с экипажем предусматривает, что текущий ремонт автомобиля осуществляет арендатор (что не соответствует нормам действующего гражданского законодательства), возникает налоговый риск непризнания затрат на ремонт при налогообложении прибыли у арендатора.
К расходам на оплату труда в целях налогообложения прибыли могут быть отнесены только расходы на добровольное личное страхование водителя (сотрудника организации), предусматривающее выплаты исключительно в случаях смерти и (или) причинения вреда здоровью застрахованного лица. Расходы на страхование жизни пассажиров при налогообложении прибыли не учитываются.
Обоснование вывода:
В силу положений ст. 431 ГК РФ при толковании условий договора принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом.
Данные нормы позволяют сделать вывод, согласно которому правовая природа договора подлежит определению не из его названия, а из фактического содержания и направленности воли сторон, его заключивших. Подобные вывод сделаны, в частности, в постановлении ФАС Поволжского округа от 27.03.2007 N А72-4855/06-26/270.
Учитывая сказанное, а также пояснения к вопросу, мы полагаем, что рассматриваемый договор следует квалифицировать как договор аренды транспортного средства с экипажем.
Акт приема-передачи услуг
Согласно ст. 632 ГК РФ по договору аренды (фрахтования на время) транспортного средства с экипажем арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование и оказывает своими силами услуги по управлению им и по его технической эксплуатации.
Таким образом, фактически плата по договору аренды транспортного средства с экипажем состоит из двух частей, а именно из платы за аренду транспортного средства и платы за услуги по управлению этим транспортным средством.
В общем случае акт, подтверждающий предоставление услуг аренды, составлять необязательно. Ежемесячного составления актов оказанных услуг по договору аренды (субаренды) для целей документального подтверждения расходов в виде арендных платежей, если иное не вытекает из условий договора, не требуется (письма Минфина России от 16.11.2011 N 03-03-06/1/763, от 06.10.2008 N 03-03-06/1/559, от 09.11.2006 N 03-03-04/1/742, от 30.04.2004 N 04-02-05/1/33, УФНС России по г. Москве от 30.06.2008 N 20-12/061162, от 26.03.2007 N 20-12/027737, ФНС России от 05.09.2005 N 02-1-07/81). При этом, если стороны все же пожелают подтвердить факт оказания услуг аренды, то они вправе составлять акт с той периодичностью, которую установят в договоре.
В то же время расходы в виде платы за услуги по управлению транспортным средством могут учитываться в составе расходов на оплату труда (ст. 255 НК РФ). Поэтому для подтверждения расходов в виде платы за услуги по управлению транспортным средством необходимо наличие документов, подтверждающих факт оказания таких услуг.
Как следует из разъяснений Минфина России (письма от 01.12.2009 N 03-03-06/1/780 и от 20.01.2009 N 07-02-06/08), для подтверждения расходов арендатора по договору аренды транспортного средства с экипажем необходимо наличие непосредственно договора аренды, платежных документов на перечисление ежемесячных арендных платежей, а также документов, подтверждающих факт оказания услуг по управлению транспортным средством, например акта приема-передачи услуг. То есть ежемесячное составление акта обязательно.
Расходы на ремонт и техническое обслуживание
Согласно ст. 634 ГК РФ арендодатель в течение всего срока договора аренды транспортного средства с экипажем обязан поддерживать надлежащее состояние сданного в аренду транспортного средства, включая осуществление текущего и капитального ремонта и предоставление необходимых принадлежностей.
Как указано в п. 1 ст. 252 НК РФ, налогоплательщик уменьшает полученные доходы на произведенные расходы. Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота.
Учитывая, что нормы гражданского законодательства не предусматривают несение арендатором расходов на текущий ремонт арендованного с экипажем транспортного средства, считаем, что в данной ситуации расходы на текущий ремонт и техническое обслуживание, осуществленные арендатором, не будут соответствовать критериям п. 1 ст. 252 НК РФ и, как следствие, учитываться при налогообложении прибыли.
Поэтому, если договор аренды транспортного средства с экипажем предусматривает, что текущий ремонт автомобиля осуществляет арендатор (что не соответствует нормам действующего гражданского законодательства), возникает налоговый риск непризнания затрат на ремонт при налогообложении прибыли у арендатора.
Расходы на содержание арендованного автомобиля и путевые листы
Согласно ст. 636 ГК РФ, если иное не предусмотрено договором аренды транспортного средства с экипажем, арендатор несет расходы, возникающие в связи с коммерческой эксплуатацией транспортного средства, в том числе расходы на оплату топлива и других расходуемых в процессе эксплуатации материалов и на оплату сборов.
В том случае, если по договору аренды транспортного средства с экипажем расходы, возникающие в связи с коммерческой эксплуатацией транспортного средства, несет арендатор, он вправе учесть эти расходы в целях налогообложения прибыли, подтвердив их соответствующими документами (письмо Минфина России от 01.12.2009 N 03-03-06/1/780).
Организация может учитывать расходы на приобретение ГСМ (топлива, масел и пр.) либо в соответствии с пп. 5 п. 1 ст. 254 НК РФ в составе материальных расходов, либо согласно пп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ в составе прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией, как расходы на содержание служебного транспорта в зависимости от назначения используемого транспорта (письмо Минфина России от 10.06.2011 N 03-03-06/4/67). Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте установлены Методическими рекомендациями "Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте", введенными в действие Распоряжением Министерства транспорта Российской Федерации от 14.03.2008 N АМ-23-р "О введении в действие Методических рекомендаций "Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте".
Основным документом для учета использования ГСМ являются путевые листы, которые не только обосновывают расходы на ГСМ, но и в целом подтверждают экономическую обоснованность и производственную направленность всех затрат, связанных с использованием автотранспорта.
В соответствии с п. 2 ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 129-ФЗ) первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать обязательные реквизиты.
Организации, не относящиеся к организациям автомобильного транспорта, могут разработать свою форму путевого листа, содержащего необходимые реквизиты первичного учетного документа в соответствии с п. 2 ст. 9 Закона N 129-ФЗ (письма Минфина России от 20.02.2006 N 03-03-04/1/129, от 01.08.2005 N 03-03-04/1/117).
Кроме того, при самостоятельной разработке организацией формы путевого листа можно воспользоваться и приказом Минтранса России от 18.09.2008 N 152 "Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов", далее - Приказ N 152 (письмо УФНС России по г. Москве от 30.12.2009 N 16-15/139308).
Расходы на ГСМ учитываются по кассовым чекам, талонам или другим документам на основании путевых листов, подтверждающих обоснованность пробега автомобиля (смотрите письма Минфина России от 25.08.2009 N 03-03-06/2/161, от 20.02.2006 N 03-03-04/1/129, от 16.03.2006 N 03-03-04/2/77, от 01.08.2005 N 03-03-04/1/117, УФНС РФ по г. Москве от 07.07.2008 N 20-12/064123.2). При этом путевые листы не только обосновывают расходы на ГСМ, но и в целом подтверждают экономическую обоснованность и производственную направленность всех затрат, связанных с использованием арендованного автотранспорта.
Что касается прочих расходов, возникающих в связи с коммерческой эксплуатацией транспортного средства (оплата за стоянку, мойку и т.д.), то в соответствии с пп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ, а также с учетом разъяснений Минфина России (письмо от 01.12.2009 N 03-03-06/1/780) полагаем, что они могут учитываться при налогообложении прибыли в случае соответствия их п. 1 ст. 252 НК РФ. То есть такие расходы должны быть экономически обоснованы, документально подтверждены, направлены на получение дохода.
Для документального подтверждения обоснованных расходов, связанных с эксплуатацией арендованного автомобиля, могут быть использованы акты выполненных работ (оказанных услуг), кассовые чеки и т. д.
Расходы на страхование
Если иное не предусмотрено договором аренды транспортного средства с экипажем, обязанность страховать транспортное средство и (или) страховать ответственность за ущерб, который может быть причинен им или в связи с его эксплуатацией, возлагается на арендодателя в тех случаях, когда такое страхование является обязательным в силу закона или договора (ст. 637 ГК РФ).
Иными словами, договором аренды обязанность страховать транспортное средство и (или) страховать ответственность за ущерб, который может быть причинен им или в связи с его эксплуатацией, может быть возложена на арендатора.
В соответствии с п. 1 ст. 263 НК РФ в целях налогообложения прибыли расходы на обязательное и добровольное имущественное страхование включают страховые взносы по всем видам обязательного страхования, а также, в частности, расходы на добровольное страхование средств транспорта, в том числе арендованного, расходы на содержание которого включаются в расходы, связанные с производством и реализацией.
Таким образом, расходы на ОСАГО и КАСКО могут быть учтены при налогообложении прибыли, если по договору аренды транспортного средства с экипажем расходы на страхование и расходы, возникающие в связи с коммерческой эксплуатацией транспортного средства, несет арендатор и данные расходы учитываются при налогообложении прибыли у арендатора.
Страхование жизни, водителя и (или) пассажиров транспортного средства
Согласно п. 6 ст. 270 НК РФ организации не вправе уменьшить расходы на добровольные виды страхования, кроме взносов, указанных в ст.ст. 255, 263 НК РФ. В статье 263 НК РФ страхование жизни, водителя и (или) пассажиров транспортного средства не упомянуто.
В свою очередь, на основании ст. 255 НК РФ в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.
В соответствии с п. 16 ст. 255 НК РФ к расходам на оплату труда в целях налогообложения прибыли относятся суммы платежей (взносов) работодателей по договорам добровольного личного страхования, заключаемым исключительно на случай наступления смерти застрахованного лица или утраты застрахованным лицом трудоспособности в связи с исполнением им трудовых обязанностей.
В данном случае как застрахованные лица названы водитель и пассажиры. При этом в качестве конкретного застрахованного работодателем лица можно считать только водителя, который, в силу своих прямых трудовых обязанностей, осуществляет вождение автотранспортного средства. Следовательно, включение в расходы на оплату труда суммы страховых платежей, уплаченных в связи со страхованием пассажиров автотранспортного средства, которыми могут быть любые физические лица, неправомерно. Поездки на данном автомобиле не являются непосредственным исполнением пассажирами своих трудовых обязанностей, что в силу п. 16 ст. 255 НК РФ является обязательным условием для включения страховых платежей в расходы на оплату труда. Поэтому положения п. 16 ст. 255 НК РФ в отношении пассажиров автотранспортного средства применению не подлежат (постановление ФАС Северо-Западного округа от 03.12.2004 N А05-6969/04-10).
Если же пассажиры также являются работниками организации, то расходы на их добровольное личное страхование, предусматривающее выплаты исключительно в случаях смерти и (или) причинения вреда здоровью застрахованного лица, могут быть учтены в составе расходов на оплату труда (п. 16 ст. 255 НК РФ).
Таким образом, к расходам на оплату труда в целях налогообложения прибыли могут быть отнесены только расходы на добровольное личное страхование водителя (сотрудника организации), предусматривающее выплаты исключительно в случаях смерти и (или) причинения вреда здоровью застрахованного лица.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Молчанов Валерий
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор Мельникова Елена
5 мая 2012 г.
Показать спойлер
Naaatta
Рыжик.....
Есть много базовых понятий в любом предмете, если мы перед началом обсуждения будем их выкладывать, нам работать будет некогда.
К чему это я? Думаю, ТС в курсе элементарных вещей, я тем более.....
К чему это я? Думаю, ТС в курсе элементарных вещей, я тем более.....
Все это здорово....
Но никакие статьи не являются законами и руководством к действию, а уж фраза "ну и в целом подтверждают"..... вообще ни о чем..... именно что в целом, использование автомобиля подтверждает куда документов, их все теперь делать?
З.Ы. Вообще терпеть не могу, когда кидают такие огромные тексты, считаю это неуважением к собеседнику. Можно ведь и своими словами коротко и внятно пересказать.
Но никакие статьи не являются законами и руководством к действию, а уж фраза "ну и в целом подтверждают"..... вообще ни о чем..... именно что в целом, использование автомобиля подтверждает куда документов, их все теперь делать?
З.Ы. Вообще терпеть не могу, когда кидают такие огромные тексты, считаю это неуважением к собеседнику. Можно ведь и своими словами коротко и внятно пересказать.
А никто и не говорит, что именно так нужно поступать. Эта информация, в отличии от вашей, обоснована и подкреплена законодательными актами. Ваше право, соглашаться с ней или нет. Можете точно также обосновать и свою точку зрения.
"З.Ы. Вообще терпеть не могу, когда кидают такие огромные тексты, считаю это неуважением к собеседнику. Можно ведь и своими словами коротко и внятно пересказать." - цель - чтобы меньше флуда, а лучше сразу и по делу.
"З.Ы. Вообще терпеть не могу, когда кидают такие огромные тексты, считаю это неуважением к собеседнику. Можно ведь и своими словами коротко и внятно пересказать." - цель - чтобы меньше флуда, а лучше сразу и по делу.
Какими законодательными актами, позвольте спросить? С каких пор статья консультанта + стала законодательным актом, да еще и с формулировкой "в целом подтверждает"......
Я конечно понимаю, что каждый человек хочет, чтобы его оценили, в т.ч и его знания, но если вы собираетесь вести дискуссию по данной консультации, подготовленной:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Молчанов Валерий
то для начала не поленитесь прочитать весь текст внимательно от и до. Где вы прочитали, что в целом статья должна восприниматься, как единый Законодательный акт?
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Молчанов Валерий
то для начала не поленитесь прочитать весь текст внимательно от и до. Где вы прочитали, что в целом статья должна восприниматься, как единый Законодательный акт?
Здоровская у вас компания))) я вот работал на америкосов, так те просто компенсировали 75% от стоимости среднегодового владения корпоративным автомобилем и все, никаких бензинов (исключения - командировки на авто). Хотя сумма была приличной, порядка 25 тыров в месяц получалось...
Я конечно понимаюНет, вы не понимаете....
но если вы собираетесь вести дискуссию по данной консультацииЯ не собираюсь вести дискуссию по данной консультации по единственной причине - это частное мнение, имеющее такую же ценность как и мое.
что в целом статья должна восприниматься, как единый Законодательный актА я сказала, что в статье написано, что это законодательный акт? Нет, это вы изволили утверждать, что в своих комментариях вы опираетесь на законодательные акты, таким образом приравняв частное мнение к закону.
Понимаете, можно в свою защиту приводить чужие изыскания, но действовать в соответствии с ними можно, но не нужно. Так понятнее?
Вообщем, разговор ни о чем. Оставайтесь при своем мнении, я останусь при своем. Не будем засорять тему.
Естественно, возразить то вам нечего.....
Кому? Судя по вашим комментариям, вы кроме своего мнения, ничьего другого не воспринимаете, а только и делаете, что спорите.
Спорить она начинает, когда что-то не то видит.
Вы изначально зачем-то перешли на вопрос аренды авто с экипажем, в то время как у автора топика вопрос собственно по проведению всего этого мероприятия в рамках договора авто БЕЗ экипажа.
Ну и текст - познавательный, но практической ценности в описанной ситуации не имеющий. Имхо.


Точно, спорите тут пока что вы. Причем - без серьезных оснований, подтверждающих вашу позицию. А таковыми могут являться нормативно-правовые акты, а никак не субъективное мнение кого-то-там.
А по теме всё уже сказано выше. Какие могут быть проблемы с отнесением аренды на затраты? Только высосанные из пальца. Как и ваши доводы.
А что по теме то? Тема раскрыта, ответ получен. Или вы еще в каком то ключе хотите ее осветить? Мы само внимание.....
ТОП 5
1
2
4