ЖКХ: Законодательные и нормативные правовые акты
433071
897
Varuna
Правительство пересмотрит нашумевшее 354-е постановление

Минрегиону РФ поручили подготовить проекты нормативных правовых актов, направленных на комплексное изменение законодательства в сфере управления жильем

2 февраля в правительстве РФ прошло совещание, посвященное обсуждению предложений, касающихся изменения постановления от 6 мая 2011 года № 354 «О предоставлении коммунальных услуг…». В ходе совещания были детально рассмотрены предложения, подготовленные рабочей группой по развитию жилищно-коммунального хозяйства.

Предложения рабочей группы основаны на подробном анализе правоприменения постановления № 354 и жалоб граждан.
Показать спойлер
_ Установлено, что при выставлении счетов за общедомовое потребление при отсутствии в доме коллективного прибора учета в расчет берутся все площади МКД, независимо от фактического оказания в них коммунальных услуг. Например, при расчете за теплоснабжение в него попадают чердачные и подвальные помещения, где не предусмотрено отопление в принципе.
_ Такая же о ш и б к а содержится и в правилах расчета общедомовых нормативов, согласно которым в учет принимается вся площадь дома, независимо от наличия в помещениях возможности расходования коммунальные ресурсы.

Эксперты рабочей группы предложили дать возможность региональным властям самостоятельно определять перечень общедомового имущества, используемого для расчета потребления на ОДН, в зависимости от конструктивных особенностей домов на соответствующей территории.

Эксперты считают необходимым мотивировать управляющие компании сокращать расходы коммунальных ресурсов в доме. Часть общедомового потребления, превышающего установленный норматив, предлагается включить в состав платы за содержание и ремонт, то есть источник дохода управляющих компаний. По мнению рабочей группы, это заставит управляющие организации заниматься энергосервисом в доме, бороться с потерями, воровством и безучетным потреблением, а не просто «раскидывать» весь объем неэффективно потребленных ресурсов на собственников.

За оказание некачественных услуг или ошибки в начислениях предполагается не только требовать перерасчета и исправления ошибки, а платить потребителю штрафные пени, сопоставимые со стоимостью услуги. Одновременно с этим предлагается радикально повысить и финансовую ответственность неплательщиков, взимая с них за просрочку проценты равные кредитной ставки, а задолженность злостных неплательщиков гасить, в том числе за счет продажи их собственного жилья, даже если оно единственное.

Предлагается упростить порядок отключения потребителей-должников, процедуру проверки показаний и работоспособности индивидуальных приборов учета и разрешить выставление счета фактически проживающим, но незарегистрированным гражданам, фиксируя документально их пребывание в жилых помещениях. Также эксперты считают необходимым штрафовать потребителя за незаконные манипуляции с приборами учета, так как «магнитное воздействие на прибор» стало распространенной практикой.

Еще один шаг на пути усовершенствования взаимоотношений между управляющими организациями и собственниками — упрощение порядка проведения общих собраний собственников. Предлагается снять необходимость 50%-ного кворума для принятия решений, не связанных с распоряжением имуществом, ввести обязательность размещения копии протокола в сети Интернет на сайте Госжилинспекции, а в последствии в специализированной государственной информационной системе ЖКХ, законопроект о которой рассматривается в Госдуме. При этом следует ввести уголовную ответственность за умышленную фальсификацию решений общего собрания.

Эксперты также отметили необходимость создания экономических стимулов для развития ответственного бизнеса в сфере управления жильем, среди которых — введение «сбытовой надбавки» для управляющих организаций для финансового обеспечения работы с конечным потребителями и покрытия убытков от задолженности, невозможной к взысканию. Такая надбавка должна предоставляться в виде скидки со стороны ресурсоснабжающей организации при работе именно с управляющей компанией, а не с сотнями конечных потребителей.

Рабочая группа считает необходимым ввести обязательные квалификационные требования для участников рынка управления жильем, контролировать соблюдение которых поручить саморегулируемым организациям через введение обязательного саморегулирования в этой сфере.

Предлагается ввести стандарты управления жильем и минимальный перечень работ по дому, обязательные к исполнению по всей стране, чтобы собственник не затруднялся в определении минимально необходимых для обеспечения безопасности и комфорта услуг.

По итогам совещания Минрегиону России даны поручения о подготовке совместно с рабочей группой по развитию ЖКХ проектов нормативных правовых актов, направленных на комплексное изменение законодательства в сфере управления жильем, включая постановление правительства № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».
Показать спойлер
Varuna
Все организационные мероприятия по созданию сети региональных центров общественного контроля в ЖКХ должны быть завершены к 15 марта 2013 года.
Об этом заявил генеральный директор ГК Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства Константин Цицин 4 февраля на всероссийском селекторном совещании с субъектами Российской Федерации.

— В ближайшее время появится Национальный центр общественного контроля в жилищно-коммунальном хозяйстве ЖКХ Контроль, — сообщил Константин Цицин. — Кстати, вчера на совещании прозвучала хорошая мысль: привлечь в соучредители Национального центра Союз пенсионеров России.

Председателю Комиссии по местному самоуправлению и жилищно-коммунальной политике Общественной палаты РФ Светлане Разворотневой предстоит возглавить Национальный центр общественного контроля в ЖКХ.

— Реализуя 600-й указ Президента РФ, мы уже с прошлого года совместно с Фондом ЖКХ, Счетной палатой РФ, Общественной палатой РФ и НП «ЖКХ Развитие» активизировали создание сети общественного контроля в ЖКХ, — сказала С. Разворотнева. — Сейчас идет создание Национального центра ЖКХ Контроль, такие центры будут созданы и в регионах. Мы разработали модельный план их работы. Первоочередная задача — прием обращений и жалоб граждан, предоставление консультаций. Обращения будут приниматься через специальный сайт, на котором у каждого регионального центра будет своя интернет-приемная. В регионах должны быть и физические приемные — с телефонами для горячей линии, с действующими консультантами. И в этом мы очень рассчитываем на помощь субъектов Российской Федерации.

Второе направление действий региональных центров — разработка программ жилищного просвещения в ЖКХ. Это и разъяснительная работа в СМИ, просветительские мероприятия для граждан, в том числе в школах, в высших и средних учебных заведениях. Не останутся без внимания и пенсионеры. Например, в Башкортостане действуют университеты третьего возраста, где пожилых людей учат многим полезным современным вещам. Есть предложение: кроме компьютерной грамотности ввести в образовательную программу для пенсионеров такой актуальный предмет как управление собственным домом.

Третье направление — изучение правоприменительной практики, выявление узких мест и активное взаимодействие с субъектами, федеральными органами государственной власти, направленное на улучшение ситуации.

25 декабря 2012 года заместитель председателя Правительства РФ Дмитрий Козак подписал поручение главам субъектов РФ оказать содействие НП «ЖКХ Развитие» по созданию сети общественного контроля в жилищно-коммунальной сфере.

Представители регионов рассказали о ходе реализации проекта по созданию сети общественного контроля в сфере ЖКХ. Например, в Татарстане сделали особый акцент на просвещении в жилищно-коммунальной сфере. В Ульяновской области уже 7 лет работает координационный совет собственников жилья. Представители Свердловской области подняли вопрос о важности принятия федерального закона об общественном контроле.

— Закон об общественном контроле будет принят Госдумой РФ в ближайшее время, — заверила первый заместитель председателя комитета Государственной думы РФ по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Елена Николаева.

По информации Управления по связям с общественностью ГК ФСР ЖКХ
Varuna
Госдума просит правительство РФ разобраться с огромными платежами за коммунальные услуги на общедомовые нужды

Государственная дума намерена 15 февраля принять обращение к правительству РФ с просьбой рассмотреть вопрос о возможности внесения изменений в Правила предоставления коммунальных услуг и Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг.

Отсутствие механизмов контроля за установлением и определением нормативов потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, а также процедуры урегулирования споров потребителей коммунальных услуг с органами исполнительной власти субъектов РФ в области государственного регулирования тарифов, связанных с установлением нормативов потребления коммунальных услуг, приводит к нарушениям.

Профильный комитет Госдумы проанализировал поступившие жалобы граждан.

_ Нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды установлены с нарушением Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, отмечается в проекте постановления.
_ Нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды рассчитываются на основании предоставляемых ресурсоснабжающими организациями сведений, в которых не учитываются фактические данные потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах.
_ При расчете нормативов потребления коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению на общедомовые нужды не учитывается необходимый и достаточный объем потребления коммунальных услуг для работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах.
_ В проекте постановления также говорится о результатах мониторинга размеров платежей за коммунальные услуги в многоквартирных домах, которые оборудованы общедомовыми приборами учета и в которых отмечено большое потребление коммунальных услуг на общедомовые нужды.
_ Объем потребления коммунальных услуг гражданами, не имеющими регистрации по месту пребывания или по месту жительства, и объем несанкционированного потребления отдельных коммунальных услуг сторонними потребителями, присоединенными к инженерной инфраструктуре многоквартирного дома, учитываются при определении объема потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, что существенно увеличивает платежи добросовестных потребителей коммунальных услуг.
_ У управляющих организаций, товариществ собственников жилья, жилищных и жилищно-строительных кооперативов отсутствуют полномочия по установлению фактов проживания граждан, не имеющих регистрации по месту пребывания или по месту жительства, в жилых помещениях в многоквартирных домах и фактов потребления ими коммунальных услуг.
_ Нет единообразия в снятии показаний индивидуальных приборов учета, установленных в помещениях в многоквартирных домах, а также технических возможностей одномоментного снятия показаний индивидуальных и общедомовых приборов учета, что приводит к неточности расчета объема потребления коммунальных услуг в жилых помещениях в многоквартирных домах и коммунальных услуг на общедомовые нужды.
Varuna
Приказ департамента по тарифам Новосибирской области от 6 февраля 2013 года № 11
«О внесении изменений в приказ департамента по тарифам Новосибирской области от 26.12.2012 № 834»

Текст привожу полностью.

По результатам рассмотрения протеста прокуратуры Новосибирской области на приказ департамента по тарифам Новосибирской области от 26.12.2012 № 834 «О внесении изменений в приказы департамента по тарифам Новосибирской области от 15.08.2012 № 168-ЭЭ и от 16.08.2012 № 170-В» от 24.01.2013 № 7/1-26/779-2012 департамент по тарифам Новосибирской области
_п р и к а з ы в а е т:
внести в приказ департамента по тарифам Новосибирской области от 26.12.2012 № 834 «О внесении изменений в приказы департамента по тарифам Новосибирской области от 15.08.2012 № 168-ЭЭ и от 16.08.2012 № 170-В» следующие изменения:
Показать спойлер
1) абзацы второй и третий пункта 1 изложить в следующей редакции:
новое> «Примечание.
При установлении нормативов, указанных в настоящем приложении, учтены площади помещений, являющихся общим имуществом в многоквартирном доме, определенные как разница между общей площадью всех помещений в многоквартирном доме, включая помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме, и общей площадью всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме, определенные с использованием данных, содержащихся в техническом паспорте многоквартирного дома.
К помещениям, входящим в состав общего имущества в многоквартирном доме, относятся помещения, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование)
»;

2) абзацы второй и третий пункта 2 изложить в следующей редакции:
новое> «Примечание.
При установлении нормативов, указанных в настоящем приложении, учтены площади следующих помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме (не являющихся частями квартир и предназначенных для обслуживания более одного помещения в данном доме), определенные на основе данных, содержащихся в техническом паспорте многоквартирного дома: межквартирные лестничные площадки, лестницы, коридоры
.».
Показать спойлер
"Непростой" путь < к общедомовой истине> этих приказов и изменений текстов в них таков.
Показать спойлер
В августе 2012 года были подписаны приказы департамента по тарифам Новосибирской области № 168-ЭЭ «Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению на территории Новосибирской области» и № 170-В «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и водоотведению на территории Новосибирской области» (тексты документов — на сайте департамента, в разделе "Нормативы") .

А 26 декабря 2012 года издается за подписью руководителя департамента приказ № 834, вносящий изменения в оба "нормативных" приказа — со ссылкой на письмо Минрегиона России от 22.11.2012 № 29433-ВК/19 «О разъяснении по вопросу учета в расчете размера платы за коммунальные услуги значений общей площади всех помещений в многоквартирном доме, общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, общей площади всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме, а также по вопросу учета значения общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, при определении нормативов потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды» и информационное письмо от 02.11.2012 № 733-10/05 самого департамента.
Цитирую из № 834:

«1. Внести в приказ департамента по тарифам Новосибирской области от 15.08.2012 № 168-ЭЭ «Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению на территории Новосибирской области» изменения, дополнив приложение № 4 к нему примечанием следующего содержания:
было> «Примечание.
При установлении нормативов, указанных в настоящем приложении, учтены площади следующих помещений, являющихся общим имуществом в многоквартирном доме: разница между общей площадью всего многоквартирного дома и суммарной площадью принадлежащих собственникам жилых и собственникам, либо арендаторам нежилых помещений многоквартирного дома
.».

2. Внести в приказ департамента по тарифам Новосибирской области от 16.08.2012 № 170-В «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и водоотведению на территории Новосибирской области» изменения, дополнив приложение № 2 к нему примечанием следующего содержания:
было> «Примечание.
При установлении нормативов, указанных в настоящем приложении, учтены площади следующих помещений, являющихся общим имуществом в многоквартирном доме: «уборочная площадь» (либо сумма «уборочной площади лестниц» и «уборочной площади общих коридоров и мест общего пользования»; при их отсутствии — «площадь помещений общего пользования»)
.».
Показать спойлер
Varuna
1. "Общая площадь всего многоквартирного дома" это законодательно не закреплённое определение. Является ли оно тем же, что и "площадь здания" по п. 5 прил. 2 (обяз.) к СНиП 2.08.01-89*, но с без учёта площадей балконов, лоджий, веранд и террас (по аналогии с разницей общей площади квартиры по п. 2 того же прил. и общей площади жилого помещения по п. 5 ст. 15 ЖК РФ) или это нечто иное?
2. Какие ещё площади, кроме уборочных, входят в общее имущество в многоквартирном доме? В чём отличие "разницы между общей площадью всего многоквартирного дома и суммарной площадью принадлежащих собственникам жилых и собственникам, либо арендаторам нежилых помещений многоквартирного дома" и «уборочная площадь»?
P.S. В НПА по НСО в сфере ЖКХ встречаются такие термины, что просто "диву даёшься" (например сегодня встретил термин "общежитие квартирного типа", при этом сразу вспомнился ответ нашей УК "квартирами в доме являются комнаты"). Складывается сильное впечатление что их писали люди весьма далёкие от строительства, юриспруденции и сферы ЖКХ...