Реформа образования
13179
55
Ещё недавно все бурно обсуждали грядущую реформу образования, а теперь что-то ничего не слышно. Может, её уже приняли, а я не знаю?
И вообще, хотелось бы услышать ваше мнение: я, например, против...
arudakov
А что ты подрузомеваешь под реформой образования? Введение единого экзамена, или что то еще?
arudakov
Придумывают неизвестно что! Зачем учиться в школе 12 лет? Чтобы взрослые дяди пили "Клинское" рядом с первоклашками? Раньше (когда я училась в школе) была вполне нормальная сбалансированная программа (я после обычной провинциальной школы спокойно поступила в НГУ, мой брат тоже). Хватило знаний. А сейчас прихожу к знакомым (у кого дети школьники). По вечерам родители вместе с детьми делают домашние задания: родители злые, дети в слезах. Куча разных учебников, которые надо еще найти самим.

А единый экзамен! Он развивает стереотипное мышление. На этом погорели американцы. Они собирают специалистов с нестандартным мышлением по всему миру, потому как своих нет. Зачем нам на них равняться?
И я знаю, что многие думают так как я, но почему-то у народа не спрашивают, а решают все наверху.
Одно из объяснений 12-летнего образования: рождаемость упала, а учителей надо загрузить (т.к. девать их некуда). Но это же не выход!
Галинка
-=Одно из объяснений 12-летнего образования: рождаемость упала, а учителей надо загрузить (т.к. девать их некуда). Но это же не выход! =-

Кстати, да, так и есть, как не дико это звучит))))))
Девочка
Странно, то и дело слышишь, что учителей не хватает, а оказывается - наоборот?
Крыска
не хватает учителей с минимумом запросов,
которые готовы работать на государственные дотации...

если серьёзно, проблема тут шире... видать государство
так заинтересовано в школах, что они находятся в таком
(никаком) состоянии...
Галинка
Факт, не выход... Аж зло берет...
Галинка
...::: Они собирают специалистов с нестандартным мышлением по всему миру, потому как своих нет. :::...

они это делают не потому, что своих нет, а потому, что своих не хватает. в отличие от нашей страны, где они вообще не нужны.

приведите мне примеры, когда единый экзамен блокировал людей с нестандартным мышлением? люди с нестандартным мышлением выигрывают на любых задачах, засчет обнаружения более эффективного нестандартного подхода. в таком случае тест - это их конек - они могут придумать любой способ чтобы выбрать ответ, и им не надо решать задачу каким-то заранее определенным способом, оформлять так как положено и выполнять целый набор других дурацких требований обычного письменного экзамена.

другими словами: единый государственный экзамен ни коим образом не способствует развитию стереотипного мышления. если вы не согласны - обоснуйте. я своё мнение, например, обосновал.
Галинка
тут когда-то была тема, где я подробно и с обоснованиями высказывал, какую систему образования было бы неплохо иметь. ЕГЭ - один из шагов в ту сторону. но далеко не самый важный.

гораздо важнее, имхо, индивидуальный подход к обучению. наличе ЕГО для этого - необходимое условие.
выход в создании альтернативных методов обучения. тогда нужны критерии совместной оценки - это ЕГЭ.

тогда возникнут школы и учителя с хорошими навыками и подходами к образованию смогут получть хорошие зарплаты, а люди будут платить хорошие бабки, чтобы это образование было хорошим.

только вот незадача - резко снизится уровень бесплатного, государственного образования.

один из важных моментов - надо предусмотреть возможность бесплатного обучения детей в соотвествии с их возможностями. ныне существующая система - поступление на конкурсной основе на бюджетные места - вполне успешно решает эту проблему. правда, только в тех вузах, где эти места не распределены заранее за альтернативную мзду.
Абсолютно согласен со всем сказанным. Редкостное совпадение взглядов.
Да, ЕГС - это, безусловно, нужная вещь, согласен. Но хотелось бы узнать Ваше мнение и по другим вопросам: например, самое интересное,- об "отмене" правил русского языка.
На задачи на школьных олимпиадах отводится 5 часов на пять задач. (Однажды в мой город приехала экз. комиссия из одного московского ВУЗа и провела письм. экзамен по математике. Они так составили задачу по планиметрии (посчитать что-то в треугольнике по данным), что такой треугольник не существовал. Я решила эту задачу тремя способами и, получив один и тот же ответ, написала, что такой треугольник не существует. Из всей группы заметили это только двое, и нас сразу зачислили в этот ВУЗ(другое дело, что я приехала учиться в Новосибирск)) А при ЕГЭ надо будет за какое-то короткое время ответить на большое количество вопросов, причем выбрать из предложенных ответов. И тот, кто учиться по зубрежке, его хорошо сдаст, и его зачислят в ВУЗ. Но нестандартного мышления у него нет!!!
Галинка
Браво, Галинка!

Еще раз за ЕГЭ - при необходимости дать ответ на 70 - 80 вопросов за 4 - 5 часов, на каждый вопрос отводится в среднем... Опс, 4 минуты. Нифига себе. О каком мышлении может идти речь. Выиграет тот, кто знает стандартный подход. Это приемлимо для решения типовых задач, где не надо думать, а надо знать алгоритм. ЕГЭ собственно и проверяет - знание простейших алгоритмов.

Есть в США GRE - чем то аналогичен. Так вот GRE - ориентирован не на размышление, на наличие знания. Если ты не знаешь факта - ты можешь думать сколь угодно долго - возможно придешь к правильному ответу, но не за 4 минуты. Знаешь - ответишь за 10 сек (проверяя, где поставить галочку).
Насчет задачки про треугольники - есть такая байка про тесты американские. Байка принадлежит российскому математику.
Найти площадь прямоугольного треугольника гипотенуза которого равна 10 дюймов, а высота к гипотенузе - 6? Ответ: 30 кв. дюймов.
Говорят - реальный ответ из этих самых тестов. И правильный, говорят. )))
kosta
Чё-то я про байку не понял - в чём прикол-то? :безум:
К вечеру, наверное, совсем ничего не соображаю...?
kosta
...::: Так вот GRE - ориентирован не на размышление, на наличие знания. :::...
такой экзамен и должен проверять знания и умения. те, кому нужны люди с креативным мышлением, будут набирать их самостоятельно, со своими заданиями. ЕГЭ же даст основу для единообразной оценки выпускников любых учебных заведений, государственных, частных, специализированных, лицеев, гимназий и т.д. и т.п. Сравните по оценкам аттестат ФМШ и средней школы N1 города Задрюпинска. Вы думаете Вы из них заметите, кого надо вперед взять к себе на работу? ничего не заметите. будете свое собственное расследование знаний проводить.
arudakov
\\\Чё-то я про байку не понял - в чём прикол-то?\\\

Все - прошел тест GRE.
Еще желающие ПОДУМАТЬ над байкой насчет треугольника.
\\\такой экзамен и должен проверять знания и умения\\\
Вот еще бы понять, что такое умение.
Когда был разговор за ЕГЭ - я уже писал ИМХО различные категории задач. И ЕГЭ, GRE - все это ориентировано на решение задач первого-второго уровня. Где требуется знание одной формулы из одной области знания.

\\\Сравните по оценкам аттестат ФМШ и средней школы N1 города Задрюпинска.\\\
Есть такое нехорошее подозрение, что и по итогам ЕГЭ они не сильно будут различаться. Потому что навыки, полученные в ФМШ - способность думать, не требуются для сдачи ЕГЭ. По крайней мере тех пробных тестов, которые я видел.
И обязав ВУЗ принимать студентов по итогам ЕГЭ, мы придем к ситуации, когда НГУ будет вынужден принимать детей из ср. школы № 1 Задрюпинска и отчислять их после первого семестра. Возможный выход - включение в ЕГЭ задач, требующих думать, пусть и в небольшом количестве.
kosta
Еще желающие ПОДУМАТЬ над байкой насчет треугольника.
А чё тут думать-то? Всё правильно!
arudakov
Ты как в универ поступил, а?
Такого треугольника не может быть в принципе, умник :)))
Крыска
Умничка, Крыска. С математикой, похоже, проблем не было.

Только вот в том тесте не было вопроса - существует ли такой треугольник. А был вопрос насчет площади. Так что тест ты не прошла. ((((
Это к вопросу о правильных ответах.
Хотите еще тест из области биологии - есть синтетическая альфа-аминокислота. Вопрос звучит так - почему ее физиологическое действие может отличаться от природной того же состава.
Ответы? Биологи есть?
kosta
Не математикой единой ограничивается эксперимент. А теперь представьте себе такой же единый экзамен по литературе... по истории... а по русскому я возможные вопроы даже видела, не скажу, что они легкие, вовсе нет, но зато совершенно НЕ НУЖНЫЕ в дальнейшей жизни (это я вам говорю как человек с гумфаком НГУ и 20 годами редактирования чужих текстов).
Тьма
\\\Не математикой единой ограничивается эксперимент\\\\
А я не ограничиваю математикой, есть еще химия, физика, биология - предметы в которых можно знать, а можно размышлять. Да и история - там тоже можно попробовать отловить полет мысли.
Кстати - те тесты ЕГЭ, которые я видел (физика) в конце содержат ряд задачек (очень немного), где нужно привести свои рассуждения, а не выбрать из четырех правильных ответов. Эти рассуждения можно оценить в физике, математике и иже с ними. Но как быть с подобными рассуждениями в литературе и истории?
Может вы подскажете идею? Как специалист. В моих технических мозгах не откладывается единственная возможность оценки Чичикова (к примеру). Или оценивать все разумные идеи, комиссионно определяя разумность идеи?
kosta
Я в свое время на уроке литературы назвала г-на Базарова не нигилистом, а дураком, и даже доказала свою точку зрения обалдевшему классу, за что получила жирную двойку в журнал...
Помнится, Белинский и Гончаров по-разному оценили "Горе от ума" - диаметрально противоположное мнение... Следующая двойка у меня была за то, что я процитировала того критика, который ругал, а не хвалил сие творение...
Мндя.
Крыска
Я тоже имел неосторожность спорить с "умницей Писаревым", как его именовала наша литераторша (кажется как раз по поводу Базарова). Но она это восприняла как нормаль. И речь как раз о возможной оценке этих споров.
kosta
...::: Только вот в том тесте не было вопроса - существует ли такой треугольник. А был вопрос насчет площади. Так что тест ты не прошла. (((( :::...

вопросы, которые оказываются неправильно сформулированными исключаются из рассмотрения. достаточно будет одной заявки с обоснованием в комитет по проведению экзамена, чтобы не учитывать такой задачи.

кроме того, так как на таких экзаменах выичилсяется приведенная оценка, то она не зависит от абсолютной сложности задач, достаточное условие - чтобы в среднем была решена половина задач, тогда выборка будет достаточно объективной. потому и дается много задач, и потому они и легкие, потому они только знания и проверяют - знаешь как - сразу сделаешь - не знаешь - не успеешь. ну дак повторяй и сдавай в следующий раз.

совершенно не обязательно оценивать все сферы знаний, но вполне возможно ввести единую оценку там, где это возможно.
\\\вопросы, которые оказываются неправильно сформулированными\\\

Да не был тот вопрос неправильно сформулированным - он просто был ориентирован на проверку одного единственного знания - формула для площади треугольника.
S = a*ha/2.
А идея простая - для сдачи теста должно быть необходимо только знание учебника. Школьной программы. Зачастую избыточное знание будет только вредить.
Отсюда, кстати, к вопросу о аминокислотах - правильный ответ был "синтетическая кислота может быть любым оптическим изомером, а в человеческом организме присутствуют только левовращающие изомеры". Это в рамках школьной программы. Человек, знающий немного далее - знающий о том, что в природе (в грибах) существуют еще и правовращающие изомеры, просто застопорился на этом. И все.
Можно - можно переформулировать вопрос так, чтобы не было подобных эксцессов. Но тогда придется задавать вопросы типа "а не в амперах ли измеряется сила тока". И четыре варианта ответа - "да, нет, не знаю, дайте подумать".
Насчет приведенной оценки - что ты имеешь ввиду под этим понятием. Нормированную на какой-то уровень по итогам экзамена?
Я к чему все это - для большинства ВУЗов введение подобного экзамена возможно. Но есть очень малая часть - МИФИ, МФТИ, МГУ, НГУ и др., которая не может удовлетвориться знаниями формул. Им еще необходимо, чтобы абитуриент думать умел. Есть предположение, что эта часть ВУЗов может пострадать при введении ЕГЭ. Получив большое количество абитуриентов, которые не смогут там учиться.
Поскольку при этом подходе - абитуриент из 1 школы Задрючинска не сильно отстанет от ФМШонка. Последнему негде будет себя проявить.
kosta
естественно, если вузу нужны специфические способности - в данном случае одаренность в совершенно определенных областях - этот вуз должен проводить собственные экзамены.

вообще говоря, лично мне кажется бессмысленным использование выпускных оценок в качестве вступительных. зато можно будет публиковать распределение по оценке ЕГЭ студентов, зачисленных в вуз, что даст серьезные основания надеяться на поступление выпускникам сразу после выпуска, что может им помочь в выборе наиболее соответствующего ВУЗа. Наличие ЕГЭ будет так же серьезным развивающим стимулом для частных школ - они не смогут допустить, чтобы результат их выпускников был в среднем ниже, чем результаты выпускников государственных учреждений; у них так же появится повод брать на бесплатное обучение одаренных детей - чтобы повысить свой рейтинг среди учебных заведений.

Я рассматриваю полезность ЕГЭ исключительно с точки зрения объективной оценки знаний выпускников. Если какие-то вузы решатся набирать студентов по этим результатам - дак это их право. В общем-то вполне возможен набор высших N человек по результатам каких-нибудь трех экзаменов, почему бы нет, если ВУЗу и не из чего особо выбирать. В каком-нибудь там том же многострадальном Задрюпинске.

ИМХО ВУЗы, соглашающиеся на приём студентов по результатам ЕГЭ заявляют свою незаинтересованность в талантах. В НГУ во многом так и есть на самом деле, поэтому такое решение НГУ лишь подтверждает худшие ожидания. Это, скажем так, неприятно, но не неожиданно.
От 15.03.2002
Публикация в "Новой Сибири". Копию видел в НГУ.
Автора не помню точно. Суть:
"НГУ и СибГУТИ вообще не участвуют в эксперименте" (ЕГЭ)
"Диканский (ректор) категорически против"
"Дулепова (проректор по уч. части) высказалась осторожнее - в университете уже сложилась хорошая система отбора студентов, позволяющая оценивать не только объем знаний абитуриента, но что самое главное - умение ими пользоваться"
Так что не все так плохо в Датском королевстве.
Крыска
Да, согласен. Подловили.:хммм:Но, честно говоря, попадись мне такой вопрос на экзамене, я бы всё равно ответил "30", ведь то, что треугольник прямоугольный, ничего не меняет - это могла бы быть и опечатка. Просто можно было уточнить (если бы, конечно я заметил :p) что этот треугольник не прямоугольный!
Крыска
Ты как в универ поступил, а? Такого треугольника не может быть в принципе, умник :)))
Да, согласен. Подловили.:хммм:Но, честно говоря, попадись мне такой вопрос на экзамене, я бы всё равно ответил "30", ведь то, что треугольник прямоугольный, ничего не меняет - это могла бы быть и опечатка. Просто можно было уточнить (если бы, конечно я заметил :p) что этот треугольник не прямоугольный!
arudakov
Был бы этот треугольник не прямоугольный, ты вообще с таким условием его площадь бы не высчитал... Данных не хватает.
К тому же речь идет о гипотенузе, так что треугольник всяко прямоугольный.

Иди-ка братец, в школу... В 6-й класс, или в каком там теорему Пифагора проходят.
Крыска
о прямоугольности треугольника в этой задаче говорит только термин "гипотенуза". если заменить это на "сторона" и опущенная к ней высота - то получится те же 6*10/2, как и говорит Рудаков.

в прямоугольном треугольнике с гипотенузой 10, максимальная высота, опущенная на гипотенузу - 5, и реализуется в равнобедренном прямоугольном треугольнике. а вообще треугольник со стороной 10 и опущеной на него высотой 6 может существовать вполне.
Конечно, это я и имел в виду!:бебе:
arudakov
А еще что ты имел ввиду, когда читаешь условие задачи в ОБЩЕАМЕРИКАНСКОМ тесте, и видишь там слово "гипотенуза"? Что это ошибка?
Далеко пойдете оба...
Крыска
уже далеко ушли. самим страшно.
Для wdraco и Рудакова - повторяю оригинальный вопрос, который был задан в моем посте.

Найти площадь ПРЯМОУГОЛЬНОГО треугольника гипотенуза которого равна 10 дюймов, а высота к гипотенузе - 6?
kosta
Правильный ответ должен быть следующий - если бы он существовал, то его площадь была бы равна 30 кв. дюймов :)))
Крыска
Крыска, я не сомневался в твоих математических способностях. )))
kosta
Это не принципиально. Если человек это сразу замечает, он, тем не менее, в состоянии выбрать самый правильный ответ из имеющихся. Так что наши юные дарования всё равно бы ответили на него правильно. Хоть и ругались бы после теста на его составителей. Дак такие проволочки везде бывают.

На мой взгляд куда хуже, когда сам преподаватель настолько не шарит в предмете, что учит детей чему попало, и родители не чешутся, потому что думают, что всё в порядке, а потом оказывается, что ребенок не в состоянии никуда сам поступить - скандалы, истерики, нервы к черты, деньги на ветер - подросток поступает хоть бы куда. и это есть следствие того, что нет единой системы оценки знаний. как в задрюпинске будет 5 медалистов так и в 130ке - тех же 5. И оба будут с одним экзаменом поступать? А ведь факт что в академгородке больше одареных детей чем в каком-то там задрюпинске - по двум причинам - социум не тот, и отбор в школу - тоже не тот.
В ВУЗе в принципе нужны "специфические" способности, а именно минимум заучивания и максимум сообразительности, на мой взгляд. Я например из тригонометрии знал всего пару формул. Имея инструмент остальное можно получить самостоятельно. В случае с ЕГЭ возникает проблема выбора, что развивать, мозги или задницу.
\\\следствие того, что нет единой системы оценки знаний.\\\

Леша, да кто бы спорил с этим. Ведь говорим только о том, что необходимо оценивать не только набор знаний (формул, дат, теорем), но и умение их использовать.
arudakov
Мне кажется, что при таком жутком уровне взяточничества, этот единый экзамен абсолютно бессмысленен. Сразу же появится армия дебилов с "блестящими" аттестатами. И как тогда приемные комиссии будут отличать кто своими знаниями заработал, а кто купил аттестат? Опять надо будет вводить встуительные экзамены....
kosta
...::: необходимо оценивать не только набор знаний (формул, дат, теорем), но и умение их использовать. :::...

без умения их использовать, невозможно даже приведенную выше задачу.

всё-таки, вам бы не помешало по-преподавать в самой обычной школе в самом обычном классе в самом обычном задрюпинске:улыб:
а мне приходилось преподавать именно примерно там, еще и почти у самого слабого класса. так вот - я вам просто скажу - 70% того класса (11-го, между прочим), точно бы не выбрали правильный ответ. разве что угадали бы. они элементарных вещей не знают, и эти незнания тянутся чуть ли ни с начальной школы. они дроби с трудом переворачивали - и они были не совсем тупыми. отнюдь. вполне обычные дети. но учили их до этого так, что без слез смотреть невозможно. и до фмш-ат им да-ле-ко. и до студентов нгу - точно так же далеко.

вы поймите, что это здесь может и может стоять вопрос о том, знание или применение "заученных" формул, а в целом по россии - там и не разберешь, чего требовать. все-таки тест - это не "физический диктант", где отбарабанил заученное определение закона гаусса - и свободен. там хотя бы простейшие задачи, да надо решать. а на это подавляющее число наших выпускников, пожалуй, и не способно.
...::: Мне кажется, что при таком жутком уровне взяточничества, этот единый экзамен абсолютно бессмысленен. :::...

с современными информационными технологиями, задания можно публиковать, например, в определенное время одновременно для нескольких часовых поясов. требовать отметку выездной комиссии о времени приема и упаковки собранных решений, сдаче под расписку работ в заранее обусловленные сроки, отслеживание комиссией условий проведения теста - тогда возможность мухляжа сводится к минимуму, и уж точно становится меньше, чем сейчас.
=с современными информационными технологиями=

В таком случае, на проведение выпускных экзаменов государству придется тратить больше денег, чем на выборы Президента. Хотя.. кто сказал, что образование - дешевая вещь?...
\\\всё-таки, вам бы не помешало по-преподавать в самой обычной школе в самом обычном классе в самом обычном задрюпинске :)\\\

Был подобный опыт - в достаточно специфических условиях. )))
Я скажу, что Вы сильно занижаете уровень Задрючинской школы и забываете о том, что помимо Задрючинска есть Новосибирск, где 160 и более школ, уровень подготовки в которых несколько выше обычно.

\\\там хотя бы простейшие задачи, да надо решать. а на это подавляющее число наших выпускников, пожалуй, и не способно.\\\
Леш, еще раз - ИМХО.
Тест выравнивает "верхние этажи" выпускников, их много - достаточно много таких, кто умеет решать простейшие задачи или чуть более сложные. Вот их всех тест выравняет. В школе их бы тоже выровняли по итоговым оценкам - все бы получили "5". Но раньше у ВУЗов была возможность разбираться с тем, какие это пятерки, а поголовное внедрение ЕГЭ в его нынешнем виде такую возможность убъет.
\\\Хотя.. кто сказал, что образование - дешевая вещь?...\\\
А кто говорил?
Есть такая недостоверная информация, что на КАЖДОГО выпускника по КАЖДОМУ предмету в ЕГЭ положен запаяный пластиковый пакет с книжкой-вопросником и 6-8 листов размеченной бумаги на ответы.
Слушал эту информацию краем уха - подробнее, наверное, может сказать Девочка.
kosta
угу. только учебные материалы те же самые, в среднем доля учеников, самостоятельно решающих эти задания примерно та же. а это значит - что и тесты им будут не шибко по силам.

а насчет уравнивания высшего эшелона Вы заблуждаетесь. тест можно составить так, что количество и качество заданий в нём будет таким, что даже самый одаренный, обученый и натасканый тестируемый не сделает всех заданий, а это означает - что максимальная оценка не будет достигнута никем и хвост гаусса не сомнется в ступеньку. что означает, что можно будет легко сказать - вот эти детишки, кто вон там справа от такого-то значения, не иначе как вундеркинды. и ни по каким пятеркам больше вы эти выводы сделать не сможете.
kosta
Идея проста: сочинение. Лучше на вольную тему. Проверять ведь нужно умение излагать свои мысли, грамотно писать, в том числе и избегая слова и предложения, в написании которых не уверен. При этом сочинение может быть и коротеньким, и длинным.
По литературе:
Кто написал "Горе от ума":
а) Пушкин
б) Грибоедов
в) Корецкий
г) Шекспир
А если серьезно, то тестирование очень удобно как ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ этап проверки, но не как итоговый