Проект поворота сибирских рек снова актуален
2121
23
Кто-нибудь уже слышал про это?

Юрий Лужков предлагает реанимировать идиотский проект поворота сибирских рек в Среднюю Азию. Это можно было бы посчитать глупой шуткой, но дело в том, что Лужков уже обратился с соответствующим письмом к президенту России и в правительство. Суть проекта, предлагаемого им, сводится к прокладке канала от Ханты-Мансийска в Среднюю Азию. Параметры впечатляют: длина 2550 километров, ширина 200 метров и глубина 16 метров.

Подробности про поворот рек можно прочитать здесь.

Вот еще цитата:
Проблема Аральского моря - это проблема не только стран среднеазиатского региона, но и всего мирового сообщества. Об этом, заявил в воскресенье президент Таджикистана Эмомали Рахмонов в ходе заседания Фонда спасения Арала. Он является председателем Международного фонда спасения Арала. В этой встрече приняли также участие президенты Казахстана - Нурсултан Назарбаев, Киргизии - Аскар Акаев и Узбекистана- Ислам Каримов. Потепление климата в регионе, таяние памирских ледников Э. Рахмонов тоже назвал следствием проблемы Арала. Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев назвал высыхание Арала «планетарным кризисом». Ежегодный выброс в атмосферу 1 млн. тонн соли может стать причиной катастрофы глобального масштаба, подчеркнул он. По мнению участников форума, спасение Арала невозможно осуществить без осуществления проекта поворота сибирских рек Обь и Иртыш, разработанного еще во времена СССР.

Высказываясь подобным образом, среднеазиатские царьки одновременно гонят воду в Китай по каналу Иртыш - Карамай.
Понятно, что он Волгу с Москва-рекой не захочет поворачивать, а здесь (по их мнению) ублюдки живут с которыми можно делать всё что захочется. Впрочем идея такая же как у Чуба (хочет взять "кредит " на Западе в 200 млрд долл, якобы на восстановление инфраструктуры РАО ЕС, потом хапнуть, а всем бывшим совкам рассчитываться), суть "идеи" такая же -хапнуть из бюджета, "начать строить" а потом все будут рассчитываться.
Выгода от сырья практичеки вся идет в Москву и забугор и здесь мысль такая же (даже если представить что удастся) вся маржа опять будет в Москве. Нам это надо?
Первоисточник:

Президенту Российской Федерации
В.В.Путину


Глубокоуважаемый Владимир Владимирович!

По прогнозам ученых, в XXI веке проблема пресной воды станет главным источником глобальных конфликтов, перерастая в главный лимитирующий фактор развития человечества. Современные технологии водопользования и масштабы их применения серьезно увеличивают загрязнение воды и сокращают водные ресурсы, пригодные для питьевого, бытового, сельскохозяйственного и технического использования. Это усугубляется интенсивным ростом населения, причем, в основном, в регионах, характеризующихся именно нехваткой пресной воды. Поскольку масштабных системных мер по приостановке этой тенденции не предпринимается, проблема истощения мировых запасов пригодной к употреблению воды в течение ближайших лет может стать (и, для дальновидных деятелей, фактически уже стала) доминантной проблемой человечества.

Даже на территории стран СНГ, включая Россию, в последние десятилетия в отдельных регионах наблюдается крайне напряженное положение с обеспеченностью водными ресурсами, ставящее под угрозу экономическое развитие и веками сложившуюся систему расселения и жизненный уклад миллионов людей. Это, помимо колоссальных материальных затрат, вызывает опасный уровень социальной и даже международной напряженности.

В частности, в Узбекистане, на фоне резкого роста населения, насчитывающего сегодня почти 25 миллионов человек (по сравнению с 16 миллионами в 1980 году) на одного жителя приходится 0,21 га орошаемой земли. Всего в этой стране орошается 4,8 млн.га земель. Пригодно для орошения еще 9 млн. га. Но за последние 10 лет прироста орошаемых земель нет. Из 125 тыс.га, ежегодно засеваемых ранее рисом, в настоящее время засевается только 4 тыс.га. Потребление продуктов питания снизилось. Оно в два раза ниже нормы. Из-за отсутствия воды узбекским властям уже пришлось переселить из Кара-Калпакии 150 тыс. человек. При нормализации обстановки в Афганистане и переходе его на мирное развитие произойдет забор на законных основаниях (по нормам международного бассейнового права) 10 куб.км воды из Амударьи на сельскохозяйственные нужды. А это почти в два раза уменьшит обеспеченность Узбекистана пресной водой, хотя и сегодня эта обеспеченность составляет лишь 70–80% потребности. Аналогичные тенденции наблюдаются в Казахстане и Туркменистане.

В то же время Россия обладает значительными ресурсами пресной воды, но в отличие от Средней Азии не обладает значительными ресурсами земель, орошение которых даст такой же эффект, как в Узбекистане, Туркмении и даже в Казахстане. Это объективно делает чрезвычайно привлекательной для России политику взаимовыгодного добрососедского сотрудничества с соседними среднеазиатскими государствами на базе рационального использования паводковых и избыточных вод сибирских рек и пригодных для орошения высокопродуктивных сельхозземель.

Это актуально еще и потому, что для нынешнего столетия будет характерна продажа пресной воды на мировом рынке в объемах, сравнимых с объемами продажи нефти. При этом цена продаваемой воды, как показывает уже существующий небольшой опыт, будет неуклонно возрастать, а все затраты на обустройство инфраструктуры торговли водой будут более эффективными, чем на инфраструктуру торговли, например, нефтью, так как вода является возобновляемым ресурсом, а нефть – нет.

Вполне приемлемые научные и технические решения водообеспечения были найдены уже в последние десятилетия существования СССР. В 70-80 годах была начата проработка идеи так называемого «поворота рек» или «переброски» части вод некоторых западносибирских рек в южные республики СССР.

В организационно-техническом плане эта идея была проработана достаточно основательно. (К 1986 году было завершено ТЭО). Однако в 1986 году этот проект был закрыт решением Политбюро ЦК КПСС. Это объясняется, на наш взгляд, двумя причинами:

- Первая причина – слабость и нерешительность власти, которой противостояла сила недобросовестно сформированного общественного мнения, в первую очередь псевдопатриотами и псевдоэкологами. Это противостояние власть не смогла, или не решилась преодолеть.

- Вторая, основная причина – экономическая. Затраты на проект подсчитывались теми, кто должен был получить эти средства для реализации проекта, и потому были завышены, тогда как бесспорных количественных оценок положительных результатов проекта его сторонники привести не могли.

Справедливости ради следует признать, что в рамках действовавшей в то время системы практически бесплатного, безрасчетного использования воды и других природных ресурсов этот проект в принципе не мог иметь надежного количественного экономического обоснования. Все это Вам, конечно, известно, так как в вашей статье «Минерально-сырьевые ресурсы в стратегии развития российской экономики» (Записки Горного института, т.144, СПб, 1999) эти вопросы разобраны в высшей степени профессионально и в деталях. Точных расчетов у защитников проекта в прежних условиях и быть не могло, а эмоции всегда работают на пользу деструктивных сил.

Учитывая изложенное и отвергая порочные принципы прежнего подхода к реализации гигантского проекта «переброски» части вод сибирских рек в Среднюю Азию, предлагается на основе ревизии имеющихся наработок рассмотреть вопрос взаимовыгодного использования паводковых и избыточных вод сибирских рек в целях вовлечения в оборот неиспользуемых высокопродуктивных пригодных для орошения сельхозземель России и Средней Азии.

Техническая сторона предложения сводится к использованию 6–7% общего дебета реки Обь (весь сброс Оби 316 куб. километров в год, по проекту отбирается 27 куб.км) в качестве ресурса, продаваемого сельскохозяйственным и промышленным производителям России, Казахстана, Узбекистана и, возможно, Туркменистана, без ущерба для экологии всей гидросети Тобол – Иртыш – Обь.

Место водозабора в канал – створ «Белогорье» на реке Оби близ города Ханты-Мансийска. (Возможен иной, более современный технический вариант водовода.) Объем водозабора (брутто) – 27,2 куб.км в год, или 6–7% всего стока.

Трасса канала от места водозабора проходит сначала по правому берегу реки Тобол, далее преодолевает водораздел по Тургайской седловине и выходит к реке Сырдарье в районе города Джусалы (есть вариант проложения трассы по более высоким отметкам с выходом к Кызылординскому гидроузлу на реке Сырдарье), затем пересекает междуречье Сырдарьи и Амударьи и включается в реку Амударью в створе между Тюямуюнским и Тахиаташским гидроузлами.

Протяженность трассы – 2550 км. Пропускная способность канала – 1150 кубометров воды в секунду (открытый канал, ширина – 200 м, глубина – 16 м).

На Тургайский водораздел воду должны поднимать последовательно пять насосных станций на общую высоту 110 метров. Далее по трассе канала предусматривается строительство еще трех насосных станций (одна – перед рекой Сырдарьей и две – перед рекой Амударьей). Установленная мощность насосных станций – 2,7 миллиона киловатт, годовое потребление электроэнергии – 10,2 миллиарда киловатт-часов.

По трассе канала предусмотрены системы гидротехнических сооружений, основные из которых (кроме водозаборного сооружения на реке Оби и уже названных насосных станций):

- Тобольский гидроузел на реке Иртыш;

- мостовые переходы через канал;

- дюкеры на пересечениях с временными водотоками;

- перегораживающие и водовыпускные сооружения на ответвлениях из канала;

- Тегизское и Кайрасорское водохранилища по трассе канала (на участке до реки Сырдарьи);

- водохранилище перед впуском канала в реку Амударью.

Распределение транспортируемой по каналу воды:

Областям России на начальном участке трассы канала – 4,9 куб.км

Северному Казахстану – 3,4 куб.км

На подпитку рек Сырдарьи и Амударьи – 16,3 куб.км

В т.ч. Узбекистан – 10 куб.км

Всего – 24,3 куб.км (нетто)

– (2,9 куб.км (12%) – потери)

Площадь орошаемых земель, которая может быть на этой воде дополнительно освоена:

В областях России – 1,5 млн.га

В Центральной Азии – 2,0 млн.га

С учетом перспективы отбора (на законных основаниях) воды Афганистаном, о чем говорилось ранее, целесообразно забирать из реки Обь не 27 куб.км, а, как минимум, 37 куб.км воды. Увеличение забора произойдет за счет более интенсивного использования паводковых вод и, по мнению специалистов, не нанесет экологического ущерба.

В России намеченный канал проходит по территории Ханты-Мансийского автономного округа, Тюменской и Курганской областей. Водопользователями становятся Челябинская и Курганская области.

Мы в инициативном порядке проработали вопросы реанимации отвергнутого проекта с учетом новых реалий.

Юридической формой реализации такого проекта может стать создание Международного Евразийского Консорциума с долевым участием сторон. Если какие-то страны не располагают возможностями для финансирования проекта, они будут расплачиваться с теми, кто формировал средства Консорциума, из будущих его доходов как за взаимный кредит.

Экономические основы функционирования Консорциума в новых условиях можно сделать более ясными и объяснимыми, чем это было в дореформенной системе. Страны – участники Консорциума будут компенсировать расходы на проект не только за счет продажи воды конечному потребителю, но и отчисляя часть опосредованной, косвенной выгоды от введенных в сельскохозяйственный оборот земель и запускаемых новых производственных мощностей. При всем этом, сам по себе Консорциум не будет получать прибыли. Прибыль будут получать участники Консорциума за счет экономического развития соответствующих территорий. В этих целях Консорциум замыкает на себя и энергетические вопросы (в первую очередь, связанные с использованием энергии ГЭС на среднеазиатских реках). Предварительные проработки показывают, что проект будет самоокупаемым и даже прибыльным только в рамках системного подхода. В этом случае открывается перспектива заинтересованности во вступлении в Консорциум для Киргизии и Таджикистана.

Финансовая сторона проекта в новых условиях требует специальной проработки. Дело в том, что, как уже указывалось, цены 1985 года были несколько завышенными. Кроме того, определялась общая сумма, которую нужно затратить на проект из союзного бюджета, и она получилась довольно большой. В новых условиях, важно рассчитать годовую нагрузку на российский бюджет. С учетом развития технических средств и технологий за последние 15 лет, с учетом паритетного финансирования проекта другими странами участниками Консорциума с учетом возможного привлечения международной финансовой помощи эта нагрузка может оказаться вполне приемлемой. Она может быть также снижена, если так составить бизнес-план, что часть расходов будет компенсироваться доходами от промежуточных этапов проекта.

Проведенные предварительные конфиденциальные обсуждения с первыми руководителями Узбекистана и Казахстана показали особую заинтересованность этих государств в реализации «водного проекта». Ими было подчеркнуто, что его успешная реализация целиком зависит от позиции Президента Российской Федерации.

Осуществление проекта использования на взаимовыгодной основе паводковых и избыточных вод сибирских рек в целях вовлечения в оборот неиспользуемых высокопродуктивных сельхозземель России и Средней Азии позволит России не только поднять экономический потенциал ряда своих регионов, вовлечь дополнительно в оборот 1,5 млн.га высокопродуктивных земель, создать тысячи рабочих мест, загрузить сотни промышленных предприятий и научных учреждений, но и решать политические вопросы взаимоотношений со среднеазиатскими государствами, делая этот огромный регион зоной конструктивной взаимовыгодней интеграции, что несомненно объективно заставит всех политических деятелей соизмерять свои политические амбиции с реальнымм социально-экономическими последствиями.

При выборе ответственных за осуществление проекта с российской стороны, нельзя допустить к нему, по крайней мере. на начальной стадии, лиц, видящих здесь, прежде всего, источник для личного обогащения. Это может погубить многообещающий проект и даже сделать его источником внутренней напряженности. Вы сами в уже упоминавшейся статье, рассматривали этот вопрос и подчеркнули опасность ухода в частные руки отдельных, так называемых «стратегических собственников» дифференциальной природной и горной ренты.

Представляется наиболее целесообразным для подготовки первоначальных предложений сформировать рабочую группу из представителей Министерства природных ресурсов Российской Федерации и представителей Правительства Москвы. Участие Министерства природных ресурсов естественно и по статусу, и по сосредоточенной в его учреждениях информации. Важно также, что это Министерство должно быть, прежде всего, озабочено стратегическими интересами государства в целом.

По нашим сведениям, эти проблемы в какой-то степени продолжают прорабатываться и в Министерстве природных ресурсов и некоторыми специалистами, работающими или работавшими а системе МПР. Обсуждения со специалистами убедили нас в важности и актуальности данной проблемы. Задачи эффективного трансграничного перемещения водных ресурсов обязательно должны оставаться в поле зрения воднохозяйственных институтов МПР России и проект не может быть успешным без активного участия МПР. Мы могли бы плодотворно сотрудничать с МПР, взяв на себя общесистемную проработку проекта, с учетом экономических и технологических аспектов, а также качественную оценку косвенных социально-экономических последствий реализации проекта на региональном, государственном и глобальном уровнях.

Воднохозяиственным институтам МПР можно было бы поручить оценку требуемых инвестиций в решение технических проблем перемещения водных ресурсов, оценку эксллуатационной составляющей себестоимости воды во всех точках отпуска ее конечному потребителю.

Непосредственное участие Москвы в предлагаемом проекте сулит большие выгоды для российской стороны Консорциума в целом. Это связано с московским уникальным практическим опытом использования межбассейновой переброски вод (в первую очередь снабжение волжской водой Москвы-реки и водозаборных систем Москвы через канал имени Москвы). В Москве сосредоточены практически лучшие научные силы и производства для осуществления проекта. Участие в Консорциуме позволит Москве получать свою долю прибыли от освоения новых сельскохозяйственных земель в виде дешевой (в известном смысле импортозамещающей – ведь это всего лишь ближнее зарубежье) сельхозпродукции (особенно в весенний и зимний период).

Глубокоуважаемый Владимир Владимирович, обращаюсь к Вам с просьбой:

– Поддержать вышеизложенный проект, взять его под свой личный патронаж.

– Создать из представителей Правительства Российской Федерации, Российской Академии Наук, Администрации Москвы, заинтересованных субъектов Российской Федерации, Узбекистана, Казахстана временную рабочую группу для обоснования научной концепции проекта и разработки учредительных документов Международного Евразийского Консорциума по осуществлению проекта использования паводковых и избыточных вод сибирских рек в России и Средней Азии.

– Поручить Министерству природных ресурсов во взаимодействии с Правительством Москвы продолжить начатую работу, и организовать временную рабочую группу, осуществить ее финансирование и проведение необходимых организационных и научных мероприятий.

– Дать поручение всем министерствам и ведомствам России, субъектам Российской Федерации оказывать временной рабочей группе необходимую помощь и содействие в выполнении поставленной задачи.

С глубоким уважением

Мэр Москвы Ю.М. Лужков
Му-му
там есть та-ааакие!!! перлы:-)))

......для дальновидных деятелей.... ( это Лужков так по-скромному о себе)

......При выборе ответственных за осуществление проекта с российской стороны, нельзя допустить к нему, по крайней мере. на начальной стадии, лиц, видящих здесь, прежде всего, источник для личного обогащения..... ( тоже о себе, любимом, но вскольз)

....Участие в Консорциуме позволит Москве получать свою долю прибыли от освоения новых сельскохозяйственных земель в виде дешевой (в известном смысле импортозамещающей – ведь это всего лишь ближнее зарубежье) сельхозпродукции (особенно в весенний и зимний период)..... (ой, какие мы скромные - нам за этот титанический труд морковку дадут, да и ладно)
Semen Semenych
На самом деле это, конечно, бредятина...

И возникают вопросы - а зачем это, вообще Лужкову это было нужно, ведь он в этом понимает как свинья в апельсинах?
Зачем он подписался под этим письмом?
Ведь там интерес совсем не лужковский, а интерес крупных компаний, которые уже только на стадии реанимации самой проектной документации срубят неплохое бабло.
Которым нефтью торговать не дают, вот они и решили водой...
И впрямь, что ж такое произошло в Москве, что Лужков выступил с таким письмом? От чего отвлекающий маневр?

И вообще - чем копать-то этот канал будем?:-)
Какой лопатой? На каком станке ее сделаем?
Ведь совсем не секрет, что в 2003 году износ основных фондов России перешагнет критический уровень...
Му-му
----Которым нефтью торговать не дают----
А у нас никто нефтью не торгует, торгуют только "жидкостью из скважин".
Насчет Лужкова -похоже в связи с окончанием срока "московского царя" стремится обеспечить своё будущее.
---И вообще - чем копать-то этот канал будем----
В Сибири много безработных, готовых носом землю рыть, если не хватит своих "носов" пригласят из Китая. Главное Путину согласиться и стройка "закипит"
Му-му
Мда, московский князек наглеет все больше и больше. Теперь он за наш счет хочет нарастить население среднеазиатских республик. Вообще, это теперь зона американских интересов, у них там теперь базы стоят, так что экономические дивиденты известно в чьи руки потекут. Не понятно, зачем России надо развивать сельское хозяйство в среднеазиатских республиках? Даже из Казахстана русских упорно продолжают выдавливать, не говоря об остальных республиках. Зачем нам их дешевая сельхоз продукция? Лучше бы эти же деньги пустили на строительство дорог к наши же деревням. Да, кстати Новосибирскую область это затронет в первую очередь, так как область наша в общем то сельскохозяйственная.
Отбросив всю эту чешую заявление звучит по крайней мере странно: мэр(!) Москвы(!) обратился к президенту(!) страны с предложением по рациональному использованию сибирских(!) рек на территории Казахстана(!). Бред. Как вам такое: мэр Новосибирска Городецкий обратился с просьбой к президенту России по рациональному использованию рыбных ресурсов Дальнего востока для жителей Украины. Вот это точно посчитали бы чушью, а заявление Лужкова почему-то нет.
И ни одна местная дума или губер даже не тявкнул против, а наоборот - мол надо "рассмотреть со всех сторон" - ещё не знают, что ответит "высшая власть".
Абсолютно все мегапроекты связанные с мелиорацией в таких масштабах нанесли ущерб природе и гигантские убытеи - водлхранилища, каналы, целина и т.п.
Может, когда тундра подступит к Новосибирску а Обь можно будет переходить вброд по-колено, сбудется мечта патриётов - "народ проснётся"?
Spirit
что за околесицу вы несете, господа-товарищи.
От поворота рек Объ не обмелеет, поскольку водозабор гораздо ниже по течению. И даже Иртыш-Карамай на Нске никак не отразится, а вот на Омске - может.
Вы себе представляете хотя бы визуально разлив Оби в районе Ханты-Мансийска? Это то вода, то болото до горизонта.
О каком -"вброд по колено" речь?? Если отвести даже половину стока, хуже природе не станет, а может и лучше.

Совсем другой вопрос - что же станет с климатом, если вместо степей-пустынь Казахстана там буут поля, повысится влажность и понизится температура летом.
думаю, что в данном случае Лужков закинул идею, чтобы посмотреть на реакцию общества, наверняка администрацию президента азиаты задолбали - давай этот проект будем продвигать, вот и выступил Лужков с целью прозондировать реакцию общества; и вот еще что - а если воду поставлять по трубопроводу, как нефть? может быть это и имеет смысл
Санчес
думаю, что в данном случае Лужков закинул идею, чтобы посмотреть на реакцию общества, наверняка администрацию президента азиаты задолбали - давай этот проект будем продвигать, вот и выступил Лужков с целью прозондировать реакцию общества;
--------------------------------------------------------

Почему какой-то городничий решает проблемы планетарного масштаба?

-------------------------------------------------
а если воду поставлять по трубопроводу, как нефть? может быть это и имеет смысл
------------------------------------------------

Доставляем уже - одним газ, другим нефть. На хрена козе баян?
дык он типа политик федерального уровня (себя позиционирует), его скорее всего подставили таким образом, как нахрена - доходы нужны и способы влияния на Ср. Азию
Incognito
что за околесицу вы несете, господа-товарищи.
От поворота рек Объ не обмелеет, поскольку водозабор гораздо ниже по течению. И даже Иртыш-Карамай на Нске никак не отразится, а вот на Омске - может.
Да и вы тоже околесицу несете, господин. Что же это получается, интересами Омска можно пожертвовать ради набития карманов Лужкова?
В ответ на:Если отвести даже половину стока, хуже природе не станет, а может и лучше.
А это достаточно сильное утверждение. Станет, и еще как станет!
> Что же это получается, интересами Омска можно пожертвовать ради набития карманов Лужкова?
А что же мы тут, ради Омска собрались? Или ради Лужкова? Чего ради попусту бузотерствовать? Или может сходим на какой-нибудь китайский форум и там покричим, какие они однако гады, нашу, а также казахскую воду к себе загребли? Не смешите публику!

> А это достаточно сильное утверждение. Станет, и еще как станет!
А вот это пока слабое утверждение. Аргументируйте плз свой поток сознания.
Incognito
Ну бузотерствуете пока тут только Вы. В климате катастрофические последствия наступают совсем не от 50% изменений параметров, а от гораздо меньших. Что же это получается, половину воды из бассейна Оби перебросить в Среднюю Азию и ничего не изменится?
В Сырдарье и Амударье тоже также забрали сток на полив, все знают, что из этого получилось. Так что закройте пожалуйста рот и не засоряйте форум своей руганью.
Господа! А может, предложить такой проект?
В целях элиминирования влияния засушливых ветров с Северного Казахстана, а также для улчшения туристических и рекреационных показателей Новосибирской области предлагаю переместить пик Коммунизма и прилегающие к нему горные массивы на территорию Северного Казахстана (Семипалатинская, Павлодарская области).

Чем не грандиозный проект?
Кроме того, предлагаю переместить сокровище русского зодчества и национальный памятник России - Московский Кремль в г. Новосибирск, т.к. подобный объект наиболее соответствует духу Центра России...
И в том же духе...
Прошу при рассмотрении моего проекта мэром Городецким учесть авторские права и выделить мне 200.000.000 долларов США комиссионных...
Насчет разбора на полив Сырдарьи и Амударьи проблема в нерегулируемом стоке. Разбор идет в Узбекистане, а катастрофа в Казахстане. Так что не инженеры больше виноваты, а политики. Кстати, эта тема подробно изложена в начале топика "ПОВОРОТ РЕК. МНЕНИЕ ПРОТИВОПОЛОЖНОЕ ОБЩЕПРИНЯТОМУ". Именно поэтому Иртыш-Карамай - это более реальная проблема. Разбор воды идет на территории потребителя, и не контролируется странами ниже по течению.

В варианте поворота рек с территории России ситуация иная и регулирование стока остается в наших руках. Кроме того, ниже по течению предполагаемого разбора воды находятся земли несельскохозяйственного значения, попросту говоря болота и вечная мерзлота. Поэтому возможный урон экологии более вероятен от изменения климата в зонах предполагаемой ирригации. Но найти правду в этом вопросе на каком-либо интернетовском форуме не представляется возможным.

А над собственной вежливостью Вам бы поработать не мешало.
И над аргументацией - тоже.
Incognito
Правду найти, может, и сложно. Но одно ясно- пересидел тов. Лужков в своем кресле. Явно пересидел лишнего. Его московские "суперпроекты" накрылись медным тазом и приносят одни убытки. С этим стоило бы сперва разобраться. Немудрено быть "хорошим хозяйственником" в унавоженной деньгами столице. Мечтает о дотациях Узбекистана и кого там еще. Кто ему деньги даст? Сказал бы я кто он, да хозяев форума беспокоить не хочется. На месте президента он заработал бы от меня хорошего пинка. В России других проблем нет, чем тратить деньги на более чем сомнительные проекты с неясными последствиями? Впрочем, пусть он еще поотдувается по искам за "Норд-Ост".
Serga
Думаю, что реальное воплощение проекта и не планировалось, равно как и скоростная автомагистраль Москва-Сочи, и мост через Керченский пролив. Но время от времени заявлять о подобных масштабных проектах выгодно, ради привлечения к себе интереса крупнокалиберных инвесторов. А потом завернуть их интересы в свои проекты в Москве, вроде Москва-Сити или Экспо-20xx или Формулы-1. И потом, разве не может строитель на старости лет помечтать о чем-нибудь более великом, не умещающемся в границы МКАД?
Incognito
....Так что не инженеры больше виноваты, а политики.
А Лужков что, инженер? Политики в Средней Азии стали умнее? Они там будут вести сельское хозяйство более рационально и платить за эту воду? Украина нам за газ платит?
В ответ на:А над собственной вежливостью Вам бы поработать не мешало.
В отличие от Вас, я очень вежлив, я употребил слово "пожалуйста". Личные наезды здесь начали Вы.
Му-му
>От чего отвлекающий маневр?

от пролета с экспо-2010.
Да будет Вам известно, что Лужков - инженер по образованию с опытом работы по своей профильной специальности почти 30 лет.
Прочесть биографию невеликий труд, правда?

Средняя Азия не одна страна. От недостатка воды страдает Казахстан. Он и есть планируемый потребитель воды в этом проекте. Кроме того, канал пройдет по территории Омской и Оренбургской областей, где тоже преобладают степи и их ирригация поможет развить сельское хозяйство.

Пример с Украиной не подходящий, потому что Украина не является конечным потребителем газа, а лишь транспортным звеном и вообще значительное время скрывала забор газа из трубы. Она потребляет считанные проценты из того объема, который идет в Европу. Вот если бы канал через территорию Казахстана тянули куда-нибудь дальше на юг, то пример был бы более удачным.

> Личные наезды здесь начали Вы.
Да бог с Вами, Вы преувеличиваете собственную значимость.
Личных наездов здесь еще не было...
Incognito
Да будет Вам известно, что Лужков - инженер по образованию с опытом работы по своей профильной специальности
Читал я его биографию, там написано, что он инженер по химии нефти и пластмасс, а не мелиорации землеустройства. Про строительство там тоже ничего нет.
В ответ на:канал пройдет по территории Омской и Оренбургской областей, где тоже преобладают степи и их ирригация поможет развить сельское хозяйство.
Все это хорошо, только не понятно зачем? В России и так много брошеных с/х земель, для чего нужно осваивать новые? Не лучше было бы разобраться со старыми?
В ответ на:Пример с Украиной не подходящий, потому что Украина не является конечным потребителем газа, а лишь транспортным звеном и вообще значительное время скрывала забор газа из трубы. Она потребляет считанные проценты из того объема,
Вто первая попавшаяся в интернете цитата:
ОАО "Газпром" ежегодно отгружает на экспорт через территорию Украины около 120 млрд куб м газа, оплачивая эту услугу поставками примерно 30 млрд куб м, что составляет до 40 проц годовой потребности Украины в этом природном топливе. Долги республики перед "Газпромом" оцениваются примерно в 1 млрд долл.