Зачем детям "Основы православной культуры"? - ч.1
144568
1484
идите и оценивайте сами. и масштабы, и методы.
или ваша религиозная упертость не позволит вам на такие ресурсы ходить?
Да, вот внезапно так вспомнил... Вы в школе букварь читали? Там еще было "мы не рабы - рабы не мы"? А как это сочетается с молитвами, где практически через строку - "раб твой"? Я - не раб. И ребенка воспитываю в таком же ключе.
или ваша религиозная упертость не позволит вам на такие ресурсы ходить?
Да, вот внезапно так вспомнил... Вы в школе букварь читали? Там еще было "мы не рабы - рабы не мы"? А как это сочетается с молитвами, где практически через строку - "раб твой"? Я - не раб. И ребенка воспитываю в таком же ключе.
Ну и где там ''вырезали процентов 30 населения''?
Вы в школе букварь читали? "мы не рабы - рабы не мы"Ну-ну... Дора Элькина, сочинившая в 1918 году эту фразу для букваря, конечно, непререкаемый авторитет.
Я - не раб. И ребенка воспитываю в таком же ключе.Я тоже - не потомок обезьян, но верующие вынуждены объяснять это детям дома. Так и безбожники будут в домашних условиях учить детей мудрости Доры Элькиной.
То есть если я процитирую мысль какого-нибудь водопроводчика Васи, что-нибудь типа "люди должны быть добрее друг к другу", то Вы мне ответите в том же ключе?Вы в школе букварь читали? "мы не рабы - рабы не мы"Ну-ну... Дора Элькина, сочинившая в 1918 году эту фразу для букваря, конечно, непререкаемый авторитет.
Если вы не в состоянии жить свободно - это ваши личные проблемы. Если вы боитесь принятия решений и надеетесь на доброго боженьку - это тоже только ваши проблемы. Если вы верите в загробную жизнь - это тоже только ваши проблемы. (Кстати, докажите существование этой самой загробной жизни). Если вы верите в создание мира за 6 дней - это тоже только ваши проблемы и окружающих они не трясут никаким образом.
Повторю еще раз - НЕ ТАЩИТЕ ВСЕХ ВОКРУГ В СВОЮ СЕКТУ! Хотите верить - да кто ж запретит-то! Не надо только с пеной изо всех отверстий утверждать абсолютную истинность и непогрешимость своей веры. Она ничуть не истиннее чем любая другая - хоть культ Ктулху, хоть культ Аццкой Сотоны.
Повторю еще раз - НЕ ТАЩИТЕ ВСЕХ ВОКРУГ В СВОЮ СЕКТУ! Хотите верить - да кто ж запретит-то! Не надо только с пеной изо всех отверстий утверждать абсолютную истинность и непогрешимость своей веры. Она ничуть не истиннее чем любая другая - хоть культ Ктулху, хоть культ Аццкой Сотоны.
Я тоже - не потомок обезьян...По-моему у верующих людей мания величия обостренная, которая не позволяет им считать себя потомком *какой-то грязной обезьяны*. Она же (мания) заставляет их верить в то, что человек - вершина мироздания, венец творения.
А по мне - так вполне логичнее считать себя потомком обезьяны, чем верить в то, что мой предок был куском глины
Да и вообще, вполне возможно, что человек - всего лишь промежуточная, а может и тупиковая ветвь в глобальной эволюции живых организмов.
А по мне - так вполне логичнее считать себя потомком обезьяны, чем верить в то, что мой предок был куском глиныДык и в вашей, гг. материалисты, версии родословной тоже присутствует неорганика в виде "первичного бульона", так что в этом плане ваша вера не слишком-то отличается от нашей.
Сейчас читают
ДИСКУС+ 50-е дома на Высоцкого
189410
999
БАРАХОЛКА (часть 35)
242189
999
Футбол: ЧР-2008
378335
1014
Только нас в отличие от вас, это не смущает. А вы - идите, молитесь. Глядишь на том свете пару лишних перышек вставят.
kosta
old hamster
Все эти "общечеловеческие" на поверку оказываются порождением европоцентризма.Вона как... Для меня самыми большими духовными ценностями являются "семья", "дети", родители" и все что связано с отношениями между детьми и родителями. А я, дурак, наивно полагал, что это общечеловеческие ценности...
Впрочем, вспоминая давешний разговор, соглашусь с тем, что к православным ценностям часть моих ценностей из них не относится.
kosta
old hamster
Считаете себя очень остроумным? А если понимать, что большинство метафор библии взято из жизни простых людей,Собственно это писалось не Вам, а другим, которые старательно прикидывались не понимающими, что такое метафора. Я понимаю.
kosta
old hamster
Зря вы так обрадовались. Опять вы не поняли, что в рамках курса ОПК невозможно рассмотреть КАЖДОЕ явление культуры, но *Зато возможно другое: дать целостное представление о целостном явлении русской православной культуры,А вот на это я отвечать совсем не буду. Идите и читайте еще раз пост N1871751232 от 14.12.06 15:28.
Я НЕ ПОЛАГАЮ РУССКУЮ ПРАВОСЛАВНУЮ КУЛЬТУРУ ЦЕЛОСТНЫМ ЯВЛЕНИЕМ, Я ЕЕ РАССМАТРИВАЮ ЛИШЬ КАК ЧАСТЬ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ? (Большими буквами, чтобы прочитали наверняка). А вот Вы никак не можете решить - отождествлять русскую культуру как целостное поле с русской православной культурой или не отождествлять.
kosta
old hamster
Вы тут все пытаетесь говорить о русской культуре как о русской НАЦИОНАЛЬНОЙ культуре, и поэтому все пытаетесь задавать *каверзные* вопросы типа: представителями какой культуры являются представители не русской национальности (Пушкин, Айвазовский и т.п.) Сама простановка вопроса в корне неверна.Я просто вынужден назвать Вас поверностной и не читающей чужие посты. Если не сказать грубее. Впрочем, я готов здесь же принести извинения, если Вы подскажете, где В УТВЕРДИТЕЛЬНОЙ ФОРМЕ я заявлял, что русская культура является НАЦИОНАЛЬНОЙ культурой.
Что касается вопросов - они не каверзные, они просто вопросы. Поскольку мы никак не можем сойтись на определениях, я пытаюсь выяснить, какую общность представляет для каждого из нас русская культура.
Если Вы не в курсе - поясняю. Доцент как-то с трудом (возможно я недопонимаю) относит к русской культуре Мандельштама, Бродского и Айвазовского. Я по крайней мере так и не понял - относится ли с его точки зрения Айвазовский к русской культуре или нет. Попадают ли, с точки зрения Доцента, в поле русской культуры (по определению Лихачева) Мандельштам? Северянин? Гумилев?
kosta
old hamster
Энциклопедический словарь:Господи, да откуда же у Вас понятия такие черно-белые. Ну что мне нужно объяснять гуманитарию, что фраза "добро без Бога" может значить не только "добро отвергающее Бога", но и "добро без помощи Бога"????
*Гуманизм (от лат . humanus - человеческий, человечный), признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений. В более узком смысле - светское вольномыслие эпохи Возрождения, противостоявшее схоластике и духовному господству церкви, связано с изучением вновь открытых произведений классической древности.*
Если понимать гуманизм в широком смысле, так он вовсе не отвергает Бога и религию.
Я уже Вам твержу, твержу, твержу, твержу - я не против Бога. Я не воинствующий атеист. Я просто полагаю, что очень много можно сделать без помощи Божъей.
По-моему у верующих людей мания величия обостренная, ... Она же (мания) заставляет их верить в то, что человек - вершина мироздания, венец творения.Э, нет. Для верующих всегда превыше всего остается Бог.
А вот если рассмотреть вышеназванные идеи *гуманизма как добра без Бога*, то обнаружим, что там во главу угла ставится *признание ценности человека как личности, утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений* (с)
Т.е. главное - это Человек и его интересы. *Человек - царь природы*. Вроде бы все прекрасно на первый взгляд. Но в рамках концепций такого безбожного гуманизма человек - это потомок обезьяны, жизнь ему дана случайным образом один раз, проживет он свои 60-80 лет и умрет, причем с ним произойдет полное и безвозвратное исчезновение,- нет бессмертной души, нет повторных рождений. 60-80 лет и все - полное небытие. При таких исходных данных человек неизбежно чувствует и ведет себя в этой жизни и на этой Земле как временщик, чья задача - успеть ухватить в этой разъединственной короткой жизни побольше удовольствий, насладиться властью и деньгами. А что еще остается? Ведь впереди ничего - только мрак небытия. Как выражался один циничный персонаж в *Обыкновенном чуде*: - *А что тут такого? Весь мир устроен так, что стесняться нечего*.
Вот и ведет себя этот *царь природы* как захватчик - вырубает леса, загаживает моря и реки под лозунгами:
*Человек - Царь природы*
* Мы не можем ждать милостей от природы, взять их у нее - наша задача*,
*Бери от жизни всё*
*Жизнь дается один раз* и т.п.
Вот Вам товарищ, хотелось задать персональный вопрос...
Вас не смущает, что уважаемая Вами держава фактически устроила террор в отношении православной русской культуры. А сейчас Вы ратуете за введение ОПК дабы хоть как-то восстановить духовные ценности?
Вас не смущает, что уважаемая Вами держава фактически устроила террор в отношении православной русской культуры. А сейчас Вы ратуете за введение ОПК дабы хоть как-то восстановить духовные ценности?
Вы знаете, почему-то не смущает.
По моим представлениям, восстанавливать духовные ценности необходимо вопреки культу потребительства, который к уважаемой мной державе имеет достаточно отдаленное отношение.
По моим представлениям, восстанавливать духовные ценности необходимо вопреки культу потребительства, который к уважаемой мной державе имеет достаточно отдаленное отношение.
По моим представлениям, восстанавливать духовные ценности необходимо вопреки культу потребительства1. Так Вы одобряете террор в отношении православия, устроенный той самой державой или нет?
2. А культ потребительства - ничья культурная ценность. Ничья. Ни западная, ни буддистская, ни православная. Возьмите "Протестантскую этику" Вебера и посмотрите. Если найдете, откуда там вытекает культ потребительства, киньте мне в приват или сюда.
Для меня самыми большими духовными ценностями являются "семья", "дети", родители" и все что связано с отношениями между детьми и родителями.Сказано: *Бог - есть любовь*. Это величайшая ценность.
*Все что связано с отношениями детей и родителей* тоже одно из проявлений ЛЮБВИ. Но это чувство не ограничивается только родительско-детскими отношениями. Что я вам и пыталась сказать в прошлом топике. Имея в виду ступени духовного развития можно, слегка упрощая, сказать так: духовно неразвитый человек вообще не способен любить. Более развитые способны любить своих детей, именно так любить, что способны жертвовать своими интересами ради них. Еще большее развитие - любить не только своих детей, но и других родственников, и супруга/супругу. Далее - то, что написано в Библии *возлюби ближнего своего*, где под ближним понимается человек, вообще не состоящий ни в брачных ни в родственных с вами отношениях. И вершина этого развития - *любите врагов ваших*. До этого кроме Христа вряд ли кто дошел.
Идите и читайте еще раз пост N1871751232 от 14.12.06 15:28.Да и не полагайте. От этого она не перестанет быть целостным явлением.
Я НЕ ПОЛАГАЮ РУССКУЮ ПРАВОСЛАВНУЮ КУЛЬТУРУ ЦЕЛОСТНЫМ ЯВЛЕНИЕМ,
Пока не докажете обратного.
1. Террор в отношении провославной культуры (с отдельными представителями православной церкви вопрос более сложный) не одобряю. Я уважаю упомянутую Вами державу за другие достижения.
2. Мне не важно чья или ничья эта культурная ценность. Для меня очевидно, что культ потребительства наносит людям непоправимый вред. А православная культура - это один из вариантов что-либо противопоставить этому культу. Кроме того, в отличие от многих противников ОПК, я склонен уважать мудрость тех, кто стоял у истоков христианства.
2. Мне не важно чья или ничья эта культурная ценность. Для меня очевидно, что культ потребительства наносит людям непоправимый вред. А православная культура - это один из вариантов что-либо противопоставить этому культу. Кроме того, в отличие от многих противников ОПК, я склонен уважать мудрость тех, кто стоял у истоков христианства.
kosta
old hamster
Да и не полагайте. От этого она не перестанет быть целостным явлением.Грустно, но опять все сначала.
Ну решите Вы для себя три пункта (это не оскорбление, это просьба):
0. Сушествует ли для Вас понятие "русская культура" без добавки православная.
1. Является ли для Вас понятие "русская культура" (без добавки православная) целостным явлением.
2. Тождественны ли для Вас понятия "русская культура" и "русская православная культура".
Иначе мы разговариваем без определений - каждый о своем. Я готов разговаривать на Вашем дефиниционном поле - только сформулируйте его. Только не надо ссылок на Достоевского - вопросы простые. Просто сформулируйте свои ответы, чтобы можно было хоть на каких-то определениях разговаривать.
Если хотите мои ответы - "да", "да", "нет".
где В УТВЕРДИТЕЛЬНОЙ ФОРМЕ я заявлял, что русская культура является НАЦИОНАЛЬНОЙ культурой.Да? А чего же вы сомневаетесь по поводу *Пушкина и компании* только на основании их национальной принадлежности? Какое значение имеет национальность художника, если он сам считал Россию своей его Родиной? Да еще жил в России, пропускал через себя ее культурные традиции, говорил на русском языке как на родном?
По аналоги это все равно что реьенка усыновить. Если усыновление произошло не формально, то пусть мама хоть англичанка, а ребенок был китайских кровей, - все равно они уже семья, у них общий язык, они друг друга считают родными людими. И *кровь* уже не будет важна.
0. Сушествует ли для Вас понятие "русская культура" без добавки православная.Может, я чего-то не понимаю, но Ваш ответ ''да'' по первому (нулевому) пункту имхо, противоречит здравому смыслу.
1. Является ли для Вас понятие "русская культура" (без добавки православная) целостным явлением.
Или Вы все-таки под ''русской культурой'' понимаете что-то особенное.
Для меня очевидно, что культ потребительства наносит людям непоправимый вред. А православная культура - это один из вариантов что-либо противопоставить этому культу.Культ потребительства существует в Европе, США (где основные моральные идеи заложены католицизмом или протестантизмом), Японии (где все что угодно, кроме христианства и ислама), ОАЭ (где уж наверняка ислам). Я правильно страны перечислил?
Казалось бы действительно, единственная религиозная общность, которую этим культом не накрыло - православная. Значит ли это, что все морали, кроме православной, неустойчивы к культу потребительства? Или может быть поискать какой-нибудь другой общий фактор.
Ярко выраженного потребительства нет в мусульманском Судане, католической Колумбии, многоконфессиональной Индии. Значит ли это что все религии, включая православие, устойчивы к потребительству или опять поискать другой общий фактор?
я не против Бога. Я не воинствующий атеист. Я просто полагаю, что очень много можно сделать без помощи Божъей.А что значит *не против*?
Если Бога нет - то ВСЁ делаем без его помощи. А если есть - то *ни один волос не упадет с головы без воли его*.
Однако это не значит, что совсем не надо рассчитывать на себя. *На Бога надейся, да сам не плошай.*
kosta
old hamster
Да? А чего же вы сомневаетесь по поводу *Пушкина и компании* только на основании их национальной принадлежности? Какое значение имеет национальность художника, если он сам считал Россию своей его Родиной?Я еще раз вынужден констатировать, что гуманитариев плохо учат.
Вы совсем не понимаете, что вопрос - это не только выражение сомнительной интонации, но еще и попытка узнать мнение собеседника? Я все еще готов извиниться, если Вы покажете мне - где я СОМНЕВАЮСЬ по поводу принадлежности "Пушкина и компании" к русской культуре.
Культ потребительства существует в Европе, США (где основные моральные идеи заложены католицизмом или протестантизмом), Японии (где все что угодно, кроме христианства и ислама), ОАЭ (где уж наверняка ислам). Я правильно страны перечислил?Давайте более конкретно - Вы не согласны с тем, что, к примеру, православные ценности можно противопоставить культу потребительства?
Казалось бы действительно, единственная религиозная общность, которую этим культом не накрыло - православная. Значит ли это, что все морали, кроме православной, неустойчивы к культу потребительства? Или может быть поискать какой-нибудь другой общий фактор.
Ярко выраженного потребительства нет в мусульманском Судане, католической Колумбии, многоконфессиональной Индии. Значит ли это что все религии, включая православие, устойчивы к потребительству или опять поискать другой общий фактор?
Может нам с Вами следует договориться о терминах, а то, может быть, Вы под культом потребительства понимаете не то, что понимаю я?
Ваш ответ ''да'' по первому (нулевому) пункту имхо, противоречит здравому смыслу.Какому здравому смыслу? Опять Вы полагаете, что предлог "без" означает contra?
Какому здравому смыслу? Опять Вы полагаете, что предлог "без" означает contra?Может быть, я и погорячился. Хотя понять Ваши рассуждения мне трудновато. Вы рассматриваете какие-то явления русской культуры, изолированные от православия? Или имеете в виду что-либо другое?
Тождественны ли для Вас понятияТождественны ли для вас понятия поля и колосков, которые на том поле выросли?
ВСЯ культура, которую вы предпочитаете именовать *русской* выросла на поле православия и под его влиянием. То, что имелось до 9 века тоже прошло через ассимиляцию за 1000 лет. Православие - фундамент, на котором все русское строилось. Нет ни одного явления в *русской культуре* которое не несло бы на себе отпечаток православных ценностей. А вы хотите делить : это православное, а это - наоборот, русское.
Если у вас есть коробка конфет вы сможете разделить в одну кучку - шоколадные, а в другую - сладкие?
Я еще раз вынужден констатировать, что гуманитариев плохо учат.Я вас уже вежливо просила не примешивать к серьезному разговору элементов хамства.
Еще один подобный *наезд* и разговор с вами прекращаю.
Вы разделяете каким-то образом понятия *руская культура* и православная культура*. Принцип разделения вы не назвали. Стевер и кто-то еще полагают, что граница русской культуры проходит по национальному признаку. А вы по какому признаку будете делить: Пушкин - явление русской культуры, но не явление православной культуры? Или наоборот? Или одновременно? Или как?
Вам уже и другие не раз задавали тот же вопрос. Вы же только ответили, что для вас православная культура - это часть от русской культуры.
ЗЫ а ссылка, которую вы давали, не работает. http://likhachev.lfond.spb.ru/articl100/Russia/2_rusla.pdf)
SteveR
guru
Стевер и кто-то еще полагают, что граница русской культуры проходит по национальному признаку.Сударыня, побойтесь Бога, я вовсе даже наоборот полагаю!
Ну что же, сейчас пролистаю назад этот толстый топик. Где-то 100 страниц назад или раньше кто-то в связи с этим горячо спорил про Айвазовского. Поищу.
SteveR
guru
Гм, поищите, поищите...
Вы меня путаете с Доцентом, который полагает, что Б.Окуджава не является русским поэтом.
Вы меня путаете с Доцентом, который полагает, что Б.Окуджава не является русским поэтом.
Вы рассматриваете какие-то явления русской культуры, изолированные от православия? Или имеете в виду что-либо другое?Все определения культуры, которые прозвучали в данном топике, очень расплычаты и общи. По другому и невозможно определить культурное поле - нельзя дать четкие и единые географические границы, нельзя определить однозначные временные рамки, нельзя определить, сколько времени данный человек должен прожить на территории, чтобы его творчество можно было полагать относяшимся к данной культуре (отвечая Вам первый раз, я было, пытался дать подобные рамки, но представив, сколько будет споров, понял безнадежность подобного подхода...).
Каждый трактует по своему и по своему прав. И я например не могу дать определение, что для меня есть русская культура, отличное от общего Лихачевского, которое каждый, повторюсь, понимает по своему. Каждый относит к этому полю свое что-то.
Но вот я могу сказать четко - понятие "русская культура" для меня есть.
Могу сказать, что для мое понятие "русская культура" отличается от моего же понятия "русская православная культура". Для меня это разные поля, разные множества.
От Вас и от В поисках Истины я хочу услышать ответы на те же вопросы. Короткие только. Да или нет.
kosta
old hamster
Тождественны ли для вас понятия поля и колосков, которые на том поле выросли?Сударыня, ну если у Вас плохо с метафорами, лучше не используйте их. Тождественны ли для Вас сорняки и злаки, выросшие на одном и том же поле? Или мне начать искать сорняки, выросшие на поле православия?
ВСЯ культура, которую вы предпочитаете именовать *русской* выросла на поле православия и под его влиянием.
Если у вас есть коробка конфет вы сможете разделить в одну кучку - шоколадные, а в другую - сладкие?Для особенно продвинутых - шоколад бывает горьким.
Если Вы не можете дать простые ответы на вопросы - лучше не пытайтесь отвечать. ПОЖАЛУЙСТА.
kosta
old hamster
Я вас уже вежливо просила не примешивать к серьезному разговору элементов хамства.До тех пор, пока Вы сударыня не покажете мне, где я СОМНЕВАЛСЯ в принадлежности Пушкина к русской культуре, я оставляю свои сказанные слова. Более того, отмотав пару страниц назад Вы увидите, что Айтматова (пусть киргизы, Доцент спасибо за поправку, не обижаются) я явно полагаю относящимся к русской культуре. Надеюсь, Вы не считаете, что я по каким-то причинам дискриминирую Пушкина в своем сознании в пользу Айтматова. Вы кидаете мне голословные заявления по моему поводу. Я жду либо извинений, либо объяснений.
Еще один подобный *наезд* и разговор с вами прекращаю
PS. Произведения Пушкина - явление русской культуры на 100 %. А вот к православной культуре я лишь часть его произведений отнесу. Так уж вышло, но раннюю "Гаврилиаду" очень сложно отнести к православной культуре. Хотя - она тоже про Бога отчасти. (Я могу и другие примеры подобрать, более мягкие). Сам Пушкин - 100 % представитель русской культуры. А уж является ли он представителем "православной русской культуры" решайте сами. ИМХО - нет.
PPS. Попробуйте http://likhachev.lfond.spb.ru/articles.htm, там большой список трудов Лихачева. Статья называется "Два русла русской культуры".
PPPS. Чехова я бы тоже не стал относить к "православной русской культуре", но к "русской". Толстой ,ИМХО, безусловно попадает в оба списка, даже будучи отлученым. Рублев попадает в оба списка.
А слабО привести программку курса ''о культуре'', как Вы себе ее представляете?вы что, ожидаете что я сейчас вытащу из-за пазухи засаленные листочки с готовой программой? даже по своей специальности я не готов сходу придумать программу нового курса, курс обычно оттачивается даже не за один год, с практикой.
вы, видимо намекаете на необъятность заявленной темы? это так, но то же можно сказать и о таких курсах как "литература", "химия", "геометрия" и пр. если предмет для курса существует, то, при определённом мастерстве преподавателя, всегда можно составить конечный связный курс с нужным уровнем изложения (смотря по аудитории). это-то очевидно.
или вы намекаете на то что название курса неудачно? и это так, уж я бы предпочёл заменить слово "культура" на "искусство", чтобы избежать ненужных ассоциаций с "культурой поведения", то есть воспитанием и манерами.
и ещё раз о том "как я её себе представляю". культуру, в смысле. это та созидательная область деятельности человека, которая не поддаётся логическому анализу, однако характеризуется взаимопониманием со стороны незадействованных индивидов. не думаю, чтобы культура имела под собой какую-то национальную или религиозную основу, это довольно глупо предполагать. это уже, скорее, то что принято называть "субкультурой", т.е. сомнительные изыскания в рамках междусобойчика, совершенно непонятные для посторонних. так что введение такого предмета как опк едва ли можно приветствовать как попытку нести кульуру в массы. а вот вербовка в ряды рпц таким нехитрым методом весьма вероятна. именно поэтому я против опк.
лёд-9
guru
это значит что есть он или нет его - нет видимой разницы. это ничего не меняет. я не бью людей арматурой на улице не потому что боюсь нарушить заповеди из библии. просто не хочется. и, как это ни смешно, по долгу службы я перманентно веду наступление на своём персональном метре фронта познания мира, и в этих попытках узнать новое мне до лампочки кто создал мир, бог или чарльз дарвин, произошедший от грязной обезьяны, или пришелец с о-микрон персей 8, я хочу лишь узнать как он (мир) устроен (: потому что это интересно.я не против Бога. Я не воинствующий атеист.А что значит *не против*?
воинственность моего персонального "атеизма" (правильнее сказать пофигизма) обостряется лишь когда абсолютно невоинствующие православные господа неожиданно начинают подгребать к себе общественные деньги для внутренних клубных нужд, а также забривать в монахи детей, которые сами ещё не в состоянии определиться чего к чему.
Каждый трактует по своему и по своему прав. И я например не могу дать определение, что для меня есть русская культура, отличное от общего Лихачевского, которое каждый, повторюсь, понимает по своему. Каждый относит к этому полю свое что-то.Мне кажется, что я, хоть и с большим трудом, начал понимать Вашу точку зрения относительно ''русской культуры'' без добавки ''православная''.Попробую (для верности) задать несколько наводящих вопросов.
Но вот я могу сказать четко - понятие "русская культура" для меня есть.
Могу сказать, что для мое понятие "русская культура" отличается от моего же понятия "русская православная культура". Для меня это разные поля, разные множества.
От Вас и от В поисках Истины я хочу услышать ответы на те же вопросы. Короткие только. Да или нет.
Применительно к литературным произведеням - можно ли считать, что в советских школах по понятным причинам старались давать детям преимущественно те произведения, которые хоть как-то можно было представить относящимися к русской культуре без ''православной составляющей''?
На Ваши вопросы опять-таки можно ответить и ''да'' и ''нет'' - дело в том, что в моем представлении провославие - это основа, источник того, что Вы, видимо, называете ''русской культурой''. А ''выросли'' уже на этом ''поле'' самые разные ''растения''.
вы что, ожидаете что я сейчас вытащу из-за пазухи засаленные листочки с готовой программой? даже по своей специальности я не готов сходу придумать программу нового курса, курс обычно оттачивается даже не за один год, с практикой.Да не просил я Вас преподавать по этой программе. Просто хотелось узнать, говоря, что курс будет ''о культуре'' хорошо ли Вы представляли то, о чем гововорите.
или вы намекаете на то что название курса неудачно? и это так, уж я бы предпочёл заменить слово "культура" на "искусство", чтобы избежать ненужных ассоциаций с "культурой поведения", то есть воспитанием и манерами.Извиняюсь, а зачем еще нужен курс ''об искусстве''? По-моему, здесь речь идет совсем о другом.
и ещё раз о том "как я её себе представляю". культуру, в смысле. это та созидательная область деятельности человека, которая не поддаётся логическому анализу, однако характеризуется взаимопониманием со стороны незадействованных индивидов. не думаю, чтобы культура имела под собой какую-то национальную или религиозную основу, это довольно глупо предполагать. это уже, скорее, то что принято называть "субкультурой", т.е. сомнительные изыскания в рамках междусобойчика, совершенно непонятные для посторонних. так что введение такого предмета как опк едва ли можно приветствовать как попытку нести кульуру в массы. а вот вербовка в ряды рпц таким нехитрым методом весьма вероятна. именно поэтому я против опк.Спасибо и на этом.
Ваше определение для меня непонятно, но в то же время я с ним категорически не согласен :).
это значит что есть он или нет его - нет видимой разницы. это ничего не меняет. я не бью людей арматурой на улице не потому что боюсь нарушить заповеди из библии. просто не хочется.Замечательно! А если кому-нибудь другому захочется ударить Вас арматурой на улице, не захотелось бы Вам в этот момент, чтобы он не сделал этого хотя бы потому, что побоялся нарушить заповеди из Библии?
Если кто-то захотел бить людей на улице арматуриной - ему плевать и на заповеди и на общечеловеческие ценности. Однако если вас, уважаемый последователь библии, будут бить по левой щеке - вы таки подставите правую? Или все таки увернетесь / дадите сдачи? Если ''действия по варианту 2'' - то как же это соотносится с вашей верой???
Гм, поищите, поищите...Уф, с большим трудом выгрузился весь топик. Похоже, вы правы.
Вы меня путаете с Доцентом, который полагает, что Б.Окуджава не является русским поэтом.
По топику тут и там разбросаны обрывки споров о о том, к какой культуре относить авторов не русской национальности. Некоторые их *вычеркивают* из православвной культуры, зато относят к *русской*. Доцент с этим не согласен.
Вот Черный кот пришет: *Как мы уже убедились русская культура включает намного больше чем культура православная. (тот же Айвазавский, Рострелли и т.д.)* И Коста писал, что в отличие от православной культуры *Для меня РУССКАЯ культура включает например, Айвазовского, Герцена, Белинского, Ломоносова".
Это все последствия неопределенности понятий. Я уже несколько раз спрашивала ( в частности у Косты): если собираетесь разделять культуру на две части (или категории?) - то объясните, по какому принципу будете делить? Чем Айвазовский отличается от от Кустодиева? Национальностью? Я решительно против, чтобы делить по нац. признаку. Выше объясняла - почему.
Что дает вам право разговаривать со мной в подобном тоне? Правда, на этот раз вы хотя бы прикрыли грубое содержание формальной вежливостью. Будем считать, что это уже все-таки хоть какой-то прогресс.
Как видим, у других моя метафора не вызвала трудностей с пониманием. Так что не надо про сорняки и злаки, заметьте: я в метафоре ничего не писала про качество *колосков* они, естественно, могут быть разными - и сорными, и пшеницей высших твердых сортов. Но главное в том, что все они выросли на одной основе: на поле православия. Я еще 200 постов назад приводила свое мнение, что *Вернее будет утверждать, что русская культурная традиция развивалась на основе православных ценностей*.
Вы после этого писали: *А если я не полагаю русскую православную культуру целостным явлением, если я ее рассматриваю лишь как часть русской культуры*.
Я неоднократно в ответ на ваше деление культур обращалась к вам:
*Я же полагаю, что чтобы ясно представить что такое *Отличия РУССКОЙ культуры от православной* надо четко сформулировать что такое русское культура,что такое православная культура , каковы их характеристики, в чем их взаимовлияние и тогда уж можно будет заявить, что мы четко разграничиваем два эти понятия.
Хотя как вам удастся разграничить понятия русской и православной культур - это большой вопрос. В том, что православие - это основа русской культуры убеждены Достоевский, Тютчев, Солженицин, Лосский, Леонтьев, Розанов - ну и так далее, можно подряд перечислять философов и писателей. Сложнее назвать кого-нибудь из них, кто с этим бы спорил".
Вы на это так и не ответили, но продолжаете разделять на культуру православную и культуру русскую.
В начале топика вы ратовали за курс *Основы РОССИЙСКОЙ культуры* вместо православной, теперь же говорите о русской. Причем критериев разделения никаких не приводите. А когда я предположила, что в основе разделения будет национальный принцип - оскорбились. Ну так дайте же ваш критерий: культура православная, культура российская. культура русская. А то по вашему последнему посту понятно, что делите волюнтаристски, просто на основе *пролетарского чутья*: вот это отнесем к православной культуре, а - это к русской.
Сударыня, ну если у Вас плохо с метафорами, лучше не используйте их. Тождественны ли для Вас сорняки и злаки, выросшие на одном и том же поле? Или мне начать искать сорняки, выросшие на поле православия?Товарисч, если у вас трудности с пониманием метафор - это ваши проблемы . Вот вам Савчук ниже пояснил как раз в том же ключе, что и я: *в моем представлении провославие - это основа, источник того, что Вы, видимо, называете ''русской культурой''. А ''выросли'' уже на этом ''поле'' самые разные ''растения'' .
Как видим, у других моя метафора не вызвала трудностей с пониманием. Так что не надо про сорняки и злаки, заметьте: я в метафоре ничего не писала про качество *колосков* они, естественно, могут быть разными - и сорными, и пшеницей высших твердых сортов. Но главное в том, что все они выросли на одной основе: на поле православия. Я еще 200 постов назад приводила свое мнение, что *Вернее будет утверждать, что русская культурная традиция развивалась на основе православных ценностей*.
Вы после этого писали: *А если я не полагаю русскую православную культуру целостным явлением, если я ее рассматриваю лишь как часть русской культуры*.
Я неоднократно в ответ на ваше деление культур обращалась к вам:
*Я же полагаю, что чтобы ясно представить что такое *Отличия РУССКОЙ культуры от православной* надо четко сформулировать что такое русское культура,что такое православная культура , каковы их характеристики, в чем их взаимовлияние и тогда уж можно будет заявить, что мы четко разграничиваем два эти понятия.
Хотя как вам удастся разграничить понятия русской и православной культур - это большой вопрос. В том, что православие - это основа русской культуры убеждены Достоевский, Тютчев, Солженицин, Лосский, Леонтьев, Розанов - ну и так далее, можно подряд перечислять философов и писателей. Сложнее назвать кого-нибудь из них, кто с этим бы спорил".
Вы на это так и не ответили, но продолжаете разделять на культуру православную и культуру русскую.
В начале топика вы ратовали за курс *Основы РОССИЙСКОЙ культуры* вместо православной, теперь же говорите о русской. Причем критериев разделения никаких не приводите. А когда я предположила, что в основе разделения будет национальный принцип - оскорбились. Ну так дайте же ваш критерий: культура православная, культура российская. культура русская. А то по вашему последнему посту понятно, что делите волюнтаристски, просто на основе *пролетарского чутья*: вот это отнесем к православной культуре, а - это к русской.
ЕЛЛИН
activist
Ну и ну. Вы полагаете, что достаточно произнести *магическую* фразу:после *величайшими* и перед *писателями и философами* Вы, намеренно или по собственной наивности, забыли вставить забыли вставить фразу *с точки зрения православных христиан*.Однако, существуют и иные величайшие философы и писатели, утверждающие, что христианство есть ***.
В ответ на:
--------------------------------------------------------------------------------
Никогда православие НЕ БЫЛО ОСНОВОЙ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ.
--------------------------------------------------------------------------------
и от этого исчезнут и впрах рассыплются все труды величайших писателей и философов, где утверждается обратное? Ловко вы *постановляете истины*. А главное быстро.
Но я, все таки, больше доверяю не философам и писателям, а археологам, лингвистам, этнографам. Они то, как раз, и не уверены в основополагающей роли православия в русской культуре, а склонны считать, его результатом инородного воздействия
Причем, в отличии от навязанного христианами мнения, приведшему к резкому упадку и гражданской войне ;).
Если кто-то захотел бить людей на улице арматуриной - ему плевать и на заповеди и на общечеловеческие ценности.Не согласен. Живя в обществе, подавляющее большинство людей вынуждено ограничивать многие свои желания. Мотивы для ''самоограничения'', конечно, у каждого свои. Имхо, у современного молодого поколения нет внутренней потребности себя сдерживать. Поэтому я и говорю о необходимости выполнения школой воспитательных функций (хотя бы с помощью ОПК).
Однако если вас, уважаемый последователь библии, будут бить по левой щеке - вы таки подставите правую? Или все таки увернетесь / дадите сдачи? Если ''действия по варианту 2'' - то как же это соотносится с вашей верой???Тот, кто в в любой ситуации подставит правую щеку - скорее всего, безгрешен. Таких людей крайне мало. От обычного человека (имхо) достаточно, если он в конфликтной ситуации не будет давать воли эмоциям, не будет поддаваться на провокации.
На близкую тему есть поговорка, не имеющая отношения к Библии - "Лучший способ победить в драке - избежать её".
P.S. Кстати, я не верующий, а всего лишь ''сочувствующий''.
Valico
veteran
Начал вчера читать весьма интересную книгу: "Русская церковь в IX - XII в.в. Принятие христианства". Издана была к 1000-летию крещения Руси. Уже по первым прочитанным главам явно просматривается политическая подоплека крещения Киевской Руси.
Кстати ложка дегтя в сторону православия:
До крещения грамотность населения Киевской Руси была очень высокой, после принятия православия обучение грамоте постепенно стало привелегией высшего духовенства. Вот вам и влияние православия на культуру. Интересно об этом в курсе ОПК упомянтуто?
Продолжаю подковываться.
Кстати ложка дегтя в сторону православия:
До крещения грамотность населения Киевской Руси была очень высокой, после принятия православия обучение грамоте постепенно стало привелегией высшего духовенства. Вот вам и влияние православия на культуру. Интересно об этом в курсе ОПК упомянтуто?
Продолжаю подковываться.
Valico
veteran
Вы разделяете каким-то образом понятия *руская культура* и православная культура*.Они очень даже легко делятся. Былины Вы куда отнесете?
Или выкинете за ненадобностью, как появившиеся в "докультурный" период?
kosta
old hamster
*Я же полагаю, что чтобы ясно представить что такое *Отличия РУССКОЙ культуры от православной* надо четко сформулировать что такое русское культура,что такое православная культура , каковы их характеристики, в чем их взаимовлияние и тогда уж можно будет заявить, что мы четко разграничиваем два эти понятия.Есть два варианта определять множества:
1. Дать строгое описание ВСЕХ качественных и количественных характеристик, которые определяют принадлежность объекта к данному множеству. Потом мы просто смотрим - отвечает объект этому описанию или нет.
2. А если невозможно формализовать все характеристики и свести их к некоторой исчисляемой форме? Если характеристики в значительной степени субъективны? Ну тогда давайте просто предположим, что есть несколько множеств. И каждый объект будем СУБЪЕКТИВНО рассматривать как принадлежащий или не принадлежащий тому или иному множеству. Если окажется, что множества объектов "русская культура" и "русская православная культура" окажутся в значительной степени одинаковыми - будем считать, что это одно и тоже. Если нет - будем полагать их разными множествами.
Поскольку я не могу разделить множества "русская культура" и "русская православная культура" по первому способу, я это делаю вторым способом. Это МОЕ СУБЪЕКТИВНОЕ видение. Я попросил Вас сделать тоже самое. Для чего? ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ НЕ СПОРИТЬ О ПОНЯТИЯХ. О НИХ НАДО ДОГОВАРИВАТЬСЯ ИЛИ НЕ ДОГОВАРИВАТЬСЯ.
Так Вы в состоянии дать свой СУБЪЕКТИВНЫЙ ответ на вопрос: русская культура и русская православная культура - одно и тоже или разные вещи? Ну скажите Вы "да, одно и тоже" или "нет, разные вещи" - и я хотя бы буду представлять Ваше понимание этого вопроса.
А насчет метафор - если на одном поле растут виноградная и хмельная лоза, они неизбежно переплетутся. Переплетутся так, что разделить их без повреждений вряд ли получится. Но это не значит, что плоды винограда приобретут привкус хмеля. Если только Лысенко не вспоминать.
ТОП 5
1
2
3
4