Редукторы для моделей.
6878
20
Из детских игрушек с моторчиками накопал кучу шестеренок в основном на 8, 10, 18+8, 21+9 и 42+18 зубъев. Можно сделать неплохой планетарный редуктор.

Но, засада: для нормальной планетарки требуется большая шестерня с внутренним зацеплением.

Вопрос: как изготовить в домашних условиях?
tolstopuz
Пластмассовые шестерни от игрушек для планетарной передачи - это абсурд. Для чего служит планетарная передача? Для повышения мощности за счёт потери скорости вращения. Какая может быть скорость и мощность на этих шестернях... :dnknow: Если только из бумаги всё остальное сваять. :yes.gif:
autodealer
Мне нравится Ваш скептицизм, но хотелось бы совету... "как".

Проблема в том, что пробовал изготовить восковую модель "по образцу" - фигвам. Шаг зубьев по краю 0.95 или 1.25мм (есть 2 компекта) - воск мнется, застревает в зубьях и хорошей формы не получается. Опять же требуется чтобы результат был достаточно "круглым", чего держа всё в руках - опять же "проблематично"...

А насчет "что оно может": планетарка с внутренним зацеплением с неподвижной шестерней (ведушая 10, саттелиты 2х(18+8 и 21+9), неподвижная шестерня 42, имеет коэффициент передачи около 24. Для моторчика с моментом в 10 грамм*см (китайский уменьшенный аналог нашего ДИ-1-3) это даст момент около 200гр*см. с учетом потерь.

Мало? Простой расчет: для ж/д моделизма к-т трения можно принять около 0.2... т.е. это примерно движение состава общим весом около килограмма при радиусе ведущих колес в 1см (диаметр в H0 - 1.5метровых колес)... со скоростью около 21см/сек (около 60км/ч в H0).

Планетарка с внутренним зацеплением позволяет получить всего 24, а с внешним могу легко получить все 80...

П.С. Пока писал ответ, похоже нашел решение... простая тонкая проволока... буду пробовать.
tolstopuz
Совету можно :хехе:Находим подходящую пластмассовую ребристую деталь (типа края коробки СD). С подходящим шагом и глубиной. Рассчитываем длину, опускаем в кипяток, остываем в нужном диаметре, свариваем стык, доводим. Другого решения я не вижу.
autodealer
Пока придумал так:
делаем кольцо нужного диаметру (это не сложно). Обматываем его тонкой проволокой (надо диаметр посчитать) сразу парой на клей. Один ряд снимаем и получаем ребристую модель с нужным шагом и диаметром. добавляем внешнее кольцо и донышко - получаем форму для отливки из эпоксидки... после отливки - можно доработать "напильником", ежели вчё.

На выходных буду пробовать.
autodealer
Фиг. Я другой способ придумал. Буду его пробовать.:улыб:

Делаем форму в 2 приема:
1. сначала делаем линейную форму и отливаем из силиконового герметика ленту с зубьями.
2. Потом из ленты с зубьями и подходящего цилиндра - уже делаем основную форму.
Во как!
tolstopuz
А я вот чего подумал. Тот способ, который я предлагал ранее точно не пойдёт - замучаешься подбирать не столько шаг, сколько форму зубьев и расстояние между их основаниями, поскольку загибание будет происходить внутрь, зубья будут безжалостно кучковаться.
Может проще найти фрезеровщика + токаря по металлу и заказать у них? Главное чтобы они технически могли сделать, а цена за такую детальку будет невысокой. :dnknow:
autodealer
Чтобы заказать - надо знать хде, а не знаю. Да и порядок цены даже не представляю... и что значит "не дорого", по отношению к чему?

Китайские игрушки с пружинным моторчиком (это которые практически на день ребенку) - по цене от 25 до 70руб... есть наборы 6-8шт за 100руб... есть по 50-70руб вместе с моторчиком... просто, прежде чем выбросить это барахло, снимаю с него всё, что может пригодиться: шестеренки, уцелевшие колеса, оси, внешние мелкие детали, что не овалились сразу...:улыб:

Если сравнивать со стоимостью остальной части, то даже 100 руб - уже дорого, а если со стоимостью хорошего локомотива от Механо - то и 1000 будет дешево. Но ведь для этого и хочется сделать редуктор, чтобы не гонять купленный локомотив, а свой забабахать, собственный... вот какова цена такой ручной работы?:улыб:

На самом деле, редуктор нужен, чтобы таскать 0.4 кв.м. парусов на р/у яхте... это тяговый момент нужен в районе 600-800 гр*см... поэтому и не подходит простое решение с внутренним зацеплением в планетарке. Вполне допускаю, что придется ставить два моторчика с редукторами паралельно - каждый на свою сторону тяговой ленты...

Сегодня сумел только наковырять достаточное количество воска из меду в сотах, почистить и переплавить в однородную массу. Ну еще купить флакон нейтрального герметика. Процесс - затягивается.:хммм:
tolstopuz
Блин, тут без схемы не разберёшься... Я изначально подумал почему планетарку нельзя заменить простыми двумя шестернями. Планетарку внедряют в конструкции механизмов из-за компактности, в первую очередь, а не из-за практичности, ибо это более дорогой и сложный вариант, чем пару шестерёнок. Про паруса и ленты тоже не совсем ясно - нарисуй схему. :not_i:
autodealer
Ой... не ходожник. Там всё просто: на яхту ставится два шкива спереди и сзади по длине, на которые натягивается кольцевая веревка или лента (ну как в принтерах). К нужным точкам этой веревки крепятся шкоты, которые управляют парусами яхты. Шкот крепится к гику (от края до середины - где надо) и проводится через кольцо посередине (по ширине) к веревке/ленте. При вращении шкивов шкоты или натягиваются или ослабляются, а соответственно паруса или приводятся к середине, или уходят от неё. Вот и вся "механика". Один из шкивов садится на моторчик. Если силов у моторчика мало - то можно оба шкива посадить на моторчики...

Место крепления шкота к гику определяется из длины пути между шкивами... Мне, похоже придется крепить к середине гика, а это означает, что сила ветра давления на парус будет практически полностью прикладываться к шкиву. При определенных углах хода к ветру это момент в районе 600-800 гр*см на шкиве диаметром 2 см...

Так что планетарка мне нужна не просто так... Можно конечно червячную передачу забабахать... но с червяками под этот размер шестеренок - труба полная. Есть червяк (один!), но он на 1.5мм. К нему есть шестеренка, но тоже одна...:хммм:

П.С. нифига не получилось пока. Воск все равно забивается в зубья. Уж и маслом мазал, и под водой проточной пробовал и даже "вертелку шестеренки" забабахал... нифига не пойму, что я делаю "не так"...:хммм:
tolstopuz
Я недавно разобрал старый СД привод от компа. Обнаружил в нём интересного червяка с моторчиком (на 5 или 12 В (?)). Который двигает каретку с оптикой. Может такой вариант подойдёт? :а\?:
autodealer
Нет. Пробовал уже гонять и от СД и от Флоппиков. Во-первых, они маломощные савсем, а во вторых, еще и шаговые зачастую...
tolstopuz
Да что же делать с этой планетаркой! :зло:
Может правда, взять цилиндр подходящий по диаметру, обмотать алюминиевой проволокой (чтобы диаметр проволоки приблизительно соответствовал шагу шестерёнок) и треугольным надфилем пройтись по стыкам, чтобы придать зубьям более-менее подходящую форму. А чтобы заполнить пустоты со стороны цилиндра, можно перед намоткой обмазать эпоксидкой. В конце выровнять уровень зубьев (самый внутренний диаметр детали) большим круглым напильником. Кажись, я гений! :смущ:
autodealer
Ну вот, после недели мучений разными способами с воском и пластилином:

1. Пластилин - лучше. Но, все равно забивает зубья профилирующей шестеренки. В замороженном состоянии - значительно меньше, но все равно забивает. Причина проста: в процессе прикатывания диаметр обхода уменьшается постепенно, что приводит к изменению числа создаваемых зубьев и банальному сдвигу... вместо замятия и перерисовки зубьев - они отрываются и забивают шестеренку... Надо делать сразу заготовку на рабочий диаметр... но тогда не все зубья прорисовываются целиком.

Блин, ювелирная работа... пока сделать "как надо" - не получилось. Похоже "руки кривые"...
tolstopuz
Не перевелись еще самоделкины на Руси! Респект вам и уважуха!:миг: :respect: :appl:
aonmaster
Да ладно Вам...:миг:Таких - полно.

Я тут кстати, понял в чем "собака порылась". Прокатывая мелкую шестерню вокруг большой получается, что наибольший диаметр мелкой шестерни едет по ограничивающей шайбе, а должен ехать средний по высоте зуба! То есть при соприкосновении рабочей шестерни и модели, точкой неподвижного контакта должна быть середина зуба рабочей шестерни, а не её самая дальняя часть. Во как. Надо делать "кондуктор" или станок, который будет одновременно вращать инструмент и заготовку... иначе - никак.
tolstopuz
Если я правильно помню, то такое зацепление шестерёнок называется эвольвентным.., но это актуально для больших диаметров, а для "малюсеньких " может поискать вообще другой вариант: Вы упоминали шаговые движки, а может их посадить на прямую на каждый элемент привода? Да, могу "подогнать" прилиный воск или парафин, надо ещё? Можно поискать маленькие зубчатые ремни или приводные ремни круглого сечения - типа пассиков от магнитофона :agree:
кок
Согласен, насчёт шаговых-червячных, тем более, как я понял речь идёт о перемещении рычага, где вращение как таковое не нужно для конечного потребителя энергии. Другое дело, если "мы не ищем лёгких путей". :хехе:
Ну и для запуска яхты, как я понимаю ещё полгода есть, в крытом бассейне же нет достаточного потока воздуха.
кок
Спасибки, но воск уже нашел приличный. Самовытопленный из сот - фуфло. Зацепление - эвольвентное, верно. Сами шестеренки - есть в достаточном количестве. Щас заканчиваю делать кондуктор, на выходных буду пробовать "очередную попытку".:улыб:

Шаговики мне "как таковые" не нужны. Во-первых, из всяческих FDD,CD,DVD,HD - они маломощны и не смогут тянуть с усилием под килограмм. А во вторых, р/у - типовое и не дискретное. В третьих, тянуть "быстро" - не требуется. Нормально 5-10 см/сек. Полная длина хода шкота паруса около 25см.

Можно из имеющихся (если не получится, то так и сделаю) сделать простой редуктор, а не планетарку. Но он получится большим, чего не хочется.
tolstopuz
Наконец-то, "свершилось"! Получилось методом прокатки профилирующей (меньшей) шестерни по заготовке сделать большую шестерню чисто и качественно. "Ларчик" открылся просто: "детская пластика". При определенной "густоте" материала он:
а) не прилипает к профилирующей шестеренке,
б) ещё достаточно пластичен, чтобы профиль прорабатывался "постепенно"
в) достаточно тверд, чтобы не искажался "общий диаметр" при профилировании.
Дык! Теперича можна и редуктор собирать "какой угодно"...:миг: