Психологическая литература по воспитанию детей
4186
22
Darya
experienced
Были мы сегодня у невролога. Получили совет начинать читать психологическую литературу по воспитанию детей. Сказала, что характер у ребенка не из легких: очень упрямый и непослушный в сочетании с высокой подвижностью. Чего еще там говорила. не запомнила яНо короче, сказала, что воспитывать будет тяжко. Диагнозов неврологических нет.
В связи с чем хочется получить советы по поводу подобной литературы. А то у нас нынче психологов - как собак нерезаных.
В связи с чем хочется получить советы по поводу подобной литературы. А то у нас нынче психологов - как собак нерезаных.
Лет 10 назад видела выдержки из книги, описывающей как обращаться с детьми разных знаков зодиака. Сейчас я не могу найти даже упоминание этого источника. Может кому-то это покажется бредом, но я исхожу из собственного наблюдения: доча у меня Стрелец (повышенная двигательная и познавательная активность в сочетании с отсутствием настороженности и страха к новому и чужому, как следствие самый травматицный знак). Воспитывать нужно по особому, интуитивно понимаю как, но хотелось бы изучить взгляд со стороны. А по психологии: важно определить конечный результат и подбирать литературу в этом ключе.
У меня тоже Стрелец. Только я вашу последнюю фразу не поняла? Конечный желаемый итог воспитания я примерно представляю, конечно. Но как определить по этому признаку, какая мне нужна литература, и какого автора (вобщем-то, именно это я и хотела спросить :)) - я слабо представляю
Стандартная литература по воспитания: Спок, никитины, японец как его там с книгой "после трех уже поздно". Интересные мысли есть у Комаровского, Козлова. Очень много сейчас литературы как вырастить творческую раскрепощенную личность (хотя, я и этому отношусь предвзято).
Спок - немного не для нас - надо учитывать культуру и жизнь, немного. IMXO - Комаровский - российский "Спок" - просто, доступно, рассчитан на местную(российскую) аудиторию.
японец - Macару Ибука - взять можно, например, Здесь.
И ещё много интересных подборок.
Эда Ле Шан. Когда ваш ребенок сводит вас с ума. И на этом же сайте спарава ещё куча интересных вещей.
На первое время Вам хватит, а потом идею поймете и сами уже разберетесь. Было бы желаное
А вообще-то, разговоры психологов о якобы трудном характере маленьких детей меня умиляют - я ещё понимаю, когда обыватели так говорят, но чтобы профессионалы . Особенно, когда про патологию разговора нет. Всегда хочется задать вопрос, а что тогда делать с детьми, у кого есть реальные причины быть "трудными" - те, что с патологиями. Подход нужен правильный, тогда и детей трудных не будет. В песне-то правильно поется "собака бывает кусачей...." Кстати, надо помнить, что харакер формируется лет до 21, поэтому диагнозы ставить детям - последнее дело. Они настолько пластичны, что при правильном подходе меняются очень быстро, даже удивительно.
"Трудными" обычно называют детей активных - ну, так радоваться надо, что у ребенка энергия прет - если так по жизни будет, то он столько дел сможет переделать, а дело родителей пока направить энергию ребенка в позитивное русло;
тех, кто постоянно спорит, делает всё по-своему и просто не слушается - опять же, хорошо, что ребенок не боится отстаивать своё мнение, даже если пока не научился это делать правильно/корректно и т.д., а мы должны помочь ребенку научится, дать ему возможность пробовать и ошибаться, поступать по-своему и сталкиваться с трудностями (конечно там, где это не опасно для жизни), признавать мнение ребенка как одно из возможных (а то спорят РОДИТЕЛИ до посиниия, типа, так и не иначе... а почему - никто не думает и не объясняет), давать возможность выбора чаще и т.д.
японец - Macару Ибука - взять можно, например, Здесь.
И ещё много интересных подборок.
Эда Ле Шан. Когда ваш ребенок сводит вас с ума. И на этом же сайте спарава ещё куча интересных вещей.
На первое время Вам хватит, а потом идею поймете и сами уже разберетесь. Было бы желаное
А вообще-то, разговоры психологов о якобы трудном характере маленьких детей меня умиляют - я ещё понимаю, когда обыватели так говорят, но чтобы профессионалы . Особенно, когда про патологию разговора нет. Всегда хочется задать вопрос, а что тогда делать с детьми, у кого есть реальные причины быть "трудными" - те, что с патологиями. Подход нужен правильный, тогда и детей трудных не будет. В песне-то правильно поется "собака бывает кусачей...." Кстати, надо помнить, что харакер формируется лет до 21, поэтому диагнозы ставить детям - последнее дело. Они настолько пластичны, что при правильном подходе меняются очень быстро, даже удивительно.
"Трудными" обычно называют детей активных - ну, так радоваться надо, что у ребенка энергия прет - если так по жизни будет, то он столько дел сможет переделать, а дело родителей пока направить энергию ребенка в позитивное русло;
тех, кто постоянно спорит, делает всё по-своему и просто не слушается - опять же, хорошо, что ребенок не боится отстаивать своё мнение, даже если пока не научился это делать правильно/корректно и т.д., а мы должны помочь ребенку научится, дать ему возможность пробовать и ошибаться, поступать по-своему и сталкиваться с трудностями (конечно там, где это не опасно для жизни), признавать мнение ребенка как одно из возможных (а то спорят РОДИТЕЛИ до посиниия, типа, так и не иначе... а почему - никто не думает и не объясняет), давать возможность выбора чаще и т.д.
повышенная двигательная и познавательная активность в сочетании с отсутствием настороженности и страха к новому и чужому, как следствие самый травматицный знак
Повышенная в сравнении с чем, простите? Где норма и кто её установил?
Отсутствие настороженности - ну, так есть дети, кто более настороженно относятся к новому (особо впечатлительные и эмоциональные), есть те, кто менее (особенно те, кого жизнь "не бъет" особо (родителям есть повод гордится), они и не особо привыкли защищаться). Видела много детей, подходящих под описание, вне зависимости от знака зодиака. За уши притянуто ИМХО.
Повышенная в сравнении с чем, простите? Где норма и кто её установил?
Отсутствие настороженности - ну, так есть дети, кто более настороженно относятся к новому (особо впечатлительные и эмоциональные), есть те, кто менее (особенно те, кого жизнь "не бъет" особо (родителям есть повод гордится), они и не особо привыкли защищаться). Видела много детей, подходящих под описание, вне зависимости от знака зодиака. За уши притянуто ИМХО.
Подход нужен правильный, тогда и детей трудных не будет. Дети настолько пластичны, что при правильном подходе меняются очень быстро, даже удивительно.Да...вот что такое правильный подход и где его искать . А особенно где бы еще и терпению поучится с сосбтвенным взрывным и нетерпимым характером
Спасибо, Isha, обязательно проштудирую ссылки.
А Комаровского я и так могу уже наизусть рассказывать, хорошо пишет товарисчОтветов на свои вопросы я там не нашла...эта книга больше на уход ориентирована, чем на воспитание.
Сейчас читают
Манипуляции после развода
319169
1000
Зверьё моё
150912
284
Аренда квартир (часть 21)
279854
1000
где бы еще и терпению поучится с сосбтвенным взрывным и нетерпимым характером
Не думаю, что дело только в характере. Скорее всего, Вы, как и многие другие просто не понимаете истинных причин поведения, которое раздражает. Причем, я лично вижу (хотя могу и ошибаться, конечно) у нас это в русских традициях детей больше дрессировать, чем просто любить. Иногда послушаешь мамаш и волосы шевелятся на голове (не ходи туда, не стой так, не шуми, ешь сейчас, ешь всё, что положили, делай так, как я показала и т.д. - никак не могу убедить, например, подругу, что её 11летняя дочь вполне может сама решить, что, сколько и в каком порядке она хочет съесть за ужином - нет, мама считает, что ей лучше знать, как ребенку питаться- а потом удивяется, что дочь бунтует по поводу и без повода)...
Причем, родители обычно верят, что именно так они воспитают хорошего человека, что ребенок ничего не соображает и без подсказки никогда не разберется, что родители всё знают лучше детей и т.д. Я обычно таким родителям говорю, что если бы я слушалась родителей всегда (я была жутко упрямым и своенравным ребенком), то СТОЛЬКО бы всего не сделала в своей жизни. Так что... основной рецепт - надо искренне верить, что Ваш ребенок- самый лучший ребенок на Земле, все трудности - переходящие, что ребенок имеет право на своё мнение, на плохое настроение, на пробы и ошибки... А ещё надо верить, что если ребенку не мешать, то он сам найдет свою дорогу в жизни (при этом дорога будет 100% отличная от дороги родителей) и разберется в том, что есть что.
Помогает не сильно раздражаться на ребенка, когда "плохое" поведение оправдывать тем, что ребенок голодный или уставший (а зачатую так оно и есть), и чаще жалеть ребенка, чем злится на него.
Вы сами представьте, какого это - быть ребенком. Когда много, что не получается, когда много неизвестного и когда вокруг столько взрослых, которые что-то заставляют делать, не верят в то, что что-то произошло случайно, а верят в то, что сделано нарочно... Я вот это всегда держу в голове, что не хотела бы я быть ребенком опять, и мне так жаль их становится...
И это помогает или не злиться совсем, или быстро отходить (все мы люди )... А ещё я лично верю, что упрямый-трудный-непослушный (как хотите назовите) - это ребенок, который ДУМАЕТ! а не просто делает тупо то, что ему сказано! И это надо уважать.
Ещё есть замечательная книжка Адель ФАБЕР, Элен МАЗЛИШ "Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили" - здесь можно взять выдержки. Потрясающая книга со многими проблемными ситуациями (которые, самое смешное (или грустное) банальны и повторяются почти в каждой семье со многими детьми (вне зависимости от знака зодиака) и путями их решения. Если найдете, прочитайте обязательно. Я, правда, не встречала полного перевода ни в интернете, ни в печатном варианте :(, но надеюсь, что скоро будет. Очень просто написано и полезно для родителей.
Удачи Вам!
Не думаю, что дело только в характере. Скорее всего, Вы, как и многие другие просто не понимаете истинных причин поведения, которое раздражает. Причем, я лично вижу (хотя могу и ошибаться, конечно) у нас это в русских традициях детей больше дрессировать, чем просто любить. Иногда послушаешь мамаш и волосы шевелятся на голове (не ходи туда, не стой так, не шуми, ешь сейчас, ешь всё, что положили, делай так, как я показала и т.д. - никак не могу убедить, например, подругу, что её 11летняя дочь вполне может сама решить, что, сколько и в каком порядке она хочет съесть за ужином - нет, мама считает, что ей лучше знать, как ребенку питаться- а потом удивяется, что дочь бунтует по поводу и без повода)...
Причем, родители обычно верят, что именно так они воспитают хорошего человека, что ребенок ничего не соображает и без подсказки никогда не разберется, что родители всё знают лучше детей и т.д. Я обычно таким родителям говорю, что если бы я слушалась родителей всегда (я была жутко упрямым и своенравным ребенком), то СТОЛЬКО бы всего не сделала в своей жизни. Так что... основной рецепт - надо искренне верить, что Ваш ребенок- самый лучший ребенок на Земле, все трудности - переходящие, что ребенок имеет право на своё мнение, на плохое настроение, на пробы и ошибки... А ещё надо верить, что если ребенку не мешать, то он сам найдет свою дорогу в жизни (при этом дорога будет 100% отличная от дороги родителей) и разберется в том, что есть что.
Помогает не сильно раздражаться на ребенка, когда "плохое" поведение оправдывать тем, что ребенок голодный или уставший (а зачатую так оно и есть), и чаще жалеть ребенка, чем злится на него.
Вы сами представьте, какого это - быть ребенком. Когда много, что не получается, когда много неизвестного и когда вокруг столько взрослых, которые что-то заставляют делать, не верят в то, что что-то произошло случайно, а верят в то, что сделано нарочно... Я вот это всегда держу в голове, что не хотела бы я быть ребенком опять, и мне так жаль их становится...
И это помогает или не злиться совсем, или быстро отходить (все мы люди )... А ещё я лично верю, что упрямый-трудный-непослушный (как хотите назовите) - это ребенок, который ДУМАЕТ! а не просто делает тупо то, что ему сказано! И это надо уважать.
Ещё есть замечательная книжка Адель ФАБЕР, Элен МАЗЛИШ "Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили" - здесь можно взять выдержки. Потрясающая книга со многими проблемными ситуациями (которые, самое смешное (или грустное) банальны и повторяются почти в каждой семье со многими детьми (вне зависимости от знака зодиака) и путями их решения. Если найдете, прочитайте обязательно. Я, правда, не встречала полного перевода ни в интернете, ни в печатном варианте :(, но надеюсь, что скоро будет. Очень просто написано и полезно для родителей.
Удачи Вам!
Да, согласна с Вами. Но я давно уже читала на эту тему, что ребенку нужно запрещать как можно меньше. По этому принципу и живу. Удобно, говорю нельзя - только когда действительно нельзя (типа лезть к раскаленной плите или дергать за провод), а в остальном - пусть сам все познает. Я вчера как раз оставила его с тетушкой на час..пришла, стала готовить обед - так за 15 минут, что я была на кухне....она ему каждые 2 минуты говорила нельзя...туда не лезь, упадешь....из комнаты не выходи - в коридоре в ботинках приходят - грязно...ручку не бери - глаз выколешь.....и все в таком духе...бедный ребенок
Ю.Б. Гиппенрейтер "Общаться с ребенком. Как?" Замечательная книга.
Забей болт или начни потихонечку знакомиться с соционикой.
Вещь технологическая.
Вещь технологическая.
В.Л. Леви "Нестандартный ребенок" (или "новый нестандартный ребенок"). Иногда публикует статьи о воспитании на своем сайтеwww.levi.ru
Найдите время почиать книгу Ю.Б. Гиппенрейтер "Общаться с ребенком:как?"
ведь большинство проблем у нас от неумения случать и СЛЫШАТЬ своего ребенка.
Замечательная книга "Воспитание без наказания" а автор по моему Норбеков?? но это не точно...
Сколько лет вашему ребенку?
ведь большинство проблем у нас от неумения случать и СЛЫШАТЬ своего ребенка.
Замечательная книга "Воспитание без наказания" а автор по моему Норбеков?? но это не точно...
Сколько лет вашему ребенку?
н-да... так что мой опыт с двойками за домашку вам очень пригодится...
И ваш личный школьный вы просто будете вспоминать с недоумением.
Кстати, мне очень помогли в понимании мальчишеского нутра книги Альберта Лиханова. Худ. литература.
Недалее как вчера по ТВ Олег Мишин (пожилой такой дядька, психолог-педагог) дельность сказал, про ты-высказывания и я-высказывания. Беседовали с ним про подростков трудновоспитуемых.
Хочу обратиться к его литературе.
И ваш личный школьный вы просто будете вспоминать с недоумением.
Кстати, мне очень помогли в понимании мальчишеского нутра книги Альберта Лиханова. Худ. литература.
Недалее как вчера по ТВ Олег Мишин (пожилой такой дядька, психолог-педагог) дельность сказал, про ты-высказывания и я-высказывания. Беседовали с ним про подростков трудновоспитуемых.
Хочу обратиться к его литературе.
Про двойки - может быть :)..но мне б еще дожить до них
Авторов поищу, сэнкс..))
Авторов поищу, сэнкс..))
я поспешила выложить информацию, прошла некоторая неточность.
Я нашла то, что мне вчера понравилось:
видела этот сюжет, часть его
выдержка из беседы про убегающих из дома детей:
*Ведущий: "А всегда ли виноваты родители?"
Олег Лишин: "Я бы сказал, не столько виноваты родители, то есть, они сознательно виноваты. Но, как правило, виновата та семейная атмосфера, которую они, сами того не сознавая, создали. Я имею в виду, непонимания взрослыми подростка. Мы, взрослые, в принципе склонны расценивать любого ребенка, как маленького взрослого. И что нам очевидно, должно быть очевидно ему. Но это неверный подход. Каждый возраст живет в своем мире. Что-то он берет от нас, иногда самое хорошее, иногда не самое хорошее. Но у него свои проблемы, свой мир, свои задачи. И ему нужно понимания с нашей стороны, чтобы вместе с ними справляться.
Ведущий: "Ну можно назвать какие-то самые распространенные причины из-за чего это случается?"
Олег Лишин: "Самая распространенная причина - ребенку неуютно в семье, его не понимают. И, я бы сказал, ему там холодно. Холодно. Вот от того, что человека не понимают и не уважают. А родителям трудно переключиться. Они привыкли манипулировать маленьким. И не понимают, что, начиная с одиннадцати, самое большее, двенадцати лет, ну, как правило, даже с 11-10 лет, уважение к личности ребенка - это самое важное в системе отношений в семье.
Есть такой даже термин - "я-высказывание", и "ты-высказывание". Вот ты хороший, ты плохой, ты делай, ты не делай. А "я-высказывание", это когда я говорю, что, мне известно, что ты, допустим, не всегда готовишь уроки. В школе у тебя неприятности. Меня это беспокоит. Но я не могу проверять каждый твой шаг. Решать тебе. Но, имей в виду, что я предвижу серьезные неприятности у тебя с окончанием школы, если ты будешь так относиться к заданиям. Вот это "я-высказывания". Но решает и действует он. Поэтому, я уважаю, его это право. Но мое дело сказать, что я думаю, и что я чувствую по поводу его ситуации".
Ведущий: "А какие-то поступки в раннем детстве могут указать на то, что сын или дочка на такое вообще способны?"
Олег Лишин: "Ну, я бы сказал так. Что это зависит, в первую очередь, от того, насколько ребенок склонен к решительным поступкам в принципе. Потому что, если он просто, так сказать, послушен и достаточно робок, то, скорее всего, он на это не пойдет". *
Пока что-то более дельного не нашла. Найду выложу.
Я нашла то, что мне вчера понравилось:
видела этот сюжет, часть его
выдержка из беседы про убегающих из дома детей:
*Ведущий: "А всегда ли виноваты родители?"
Олег Лишин: "Я бы сказал, не столько виноваты родители, то есть, они сознательно виноваты. Но, как правило, виновата та семейная атмосфера, которую они, сами того не сознавая, создали. Я имею в виду, непонимания взрослыми подростка. Мы, взрослые, в принципе склонны расценивать любого ребенка, как маленького взрослого. И что нам очевидно, должно быть очевидно ему. Но это неверный подход. Каждый возраст живет в своем мире. Что-то он берет от нас, иногда самое хорошее, иногда не самое хорошее. Но у него свои проблемы, свой мир, свои задачи. И ему нужно понимания с нашей стороны, чтобы вместе с ними справляться.
Ведущий: "Ну можно назвать какие-то самые распространенные причины из-за чего это случается?"
Олег Лишин: "Самая распространенная причина - ребенку неуютно в семье, его не понимают. И, я бы сказал, ему там холодно. Холодно. Вот от того, что человека не понимают и не уважают. А родителям трудно переключиться. Они привыкли манипулировать маленьким. И не понимают, что, начиная с одиннадцати, самое большее, двенадцати лет, ну, как правило, даже с 11-10 лет, уважение к личности ребенка - это самое важное в системе отношений в семье.
Есть такой даже термин - "я-высказывание", и "ты-высказывание". Вот ты хороший, ты плохой, ты делай, ты не делай. А "я-высказывание", это когда я говорю, что, мне известно, что ты, допустим, не всегда готовишь уроки. В школе у тебя неприятности. Меня это беспокоит. Но я не могу проверять каждый твой шаг. Решать тебе. Но, имей в виду, что я предвижу серьезные неприятности у тебя с окончанием школы, если ты будешь так относиться к заданиям. Вот это "я-высказывания". Но решает и действует он. Поэтому, я уважаю, его это право. Но мое дело сказать, что я думаю, и что я чувствую по поводу его ситуации".
Ведущий: "А какие-то поступки в раннем детстве могут указать на то, что сын или дочка на такое вообще способны?"
Олег Лишин: "Ну, я бы сказал так. Что это зависит, в первую очередь, от того, насколько ребенок склонен к решительным поступкам в принципе. Потому что, если он просто, так сказать, послушен и достаточно робок, то, скорее всего, он на это не пойдет". *
Пока что-то более дельного не нашла. Найду выложу.
Хорошая книга Жан Ледлофф "Как вырастить ребенка счастливым. Принцип приемственности" Книга о том, как важно, воспитывая ребенка, прислушиваться к собственной интуиции, а не к советам "экспертов" в области ухода за детьми.
Действительно, нужен правильный подход. Сейчас вышла книга Игоря Поперечного "Проблемы детской сексуальности", где подробно проведен анализ патологических действий родителей в воспитании детей. Рекомендую. По-моему ее можно приобрести у самого автора.
ТОП 5
1
2
3
4