Христианство и женщина.
4936
55
Боюсь заводить этот топик, но со вчерашнего дня мучаюсь несколькими вопросами - надеюсь. что меня здесь просветят, и при этом топик не выйдет за рамки "цивилизованного".

Вчера на подфоруме с поздравлениями прочитала про Богородицу, и там несколько раз было словосочетание "её пречистое тело".
Вопрос:
1. У матери Христа был муж . Он к ней вообще никогда не прикасался (как мужчина к женщине)? Какая была его функция находиться рядом с Богородицей?

2. Кем являются те женщины с точки зрения Христианства, которым не довелось умереть девственницами? Из Христианства ли выражение "женщина - сосуд греха"?

3. Действительно ли сразу после рождения ребёнка женщине нельзя входить в церковь, а должен быть некий обряд очищения? Если да - от чего женщина должна очистится?

4. Почему в церкви женщина должна быть в платке?

5. Почему женщине с месячными нельзя входить в церковь? Что символизирует данный процесс с точки зрения Христианства?

6. Женщины, про которых слышала в связи с Христианством - это Богородица и Мария Магдалина -две противоположности. Там ещё какие-то женщины "среднего поведения" упоминаются?

P.s. С религией не сталкивалась никаким образом кроме того, что три раза заходила внутрь церкви, книг по данной теме не читала (вот такая вот "тёмная", как выразился бы мой отец)...
Галинка
Вопрос:
1. У матери Христа был муж . Он к ней вообще никогда не прикасался (как мужчина к женщине)? Какая была его функция находиться рядом с Богородицей?
такое же как и у других мужей, .. после смерти Иисуса его учение продолжил его Брат (не помню имя, Иаков кажись),.. тока впоследствии это все практически стерли из "христианской" истории,... главная причина была (наверное), что евреи христиани, евреями быть перестали, а "полноценными" (такие как все) христианами так и не стали.

по оастальным вопросам, пусть ответы "книжники" дают :спок:
Micha_Burmistrov
после смерти Иисуса его учение продолжил его Брат
________________________
Честное слово - первый раз слышу, что был брат и Иисуса...
Интересно будет послушать и другие ответы.
Галинка
Честное слово - первый раз слышу, что был брат и Иисуса...
"Откуда у Него такая премудрость и силы? Не плотников ли Он Сын? Не Его ли Мать называется Мария, и братья Его, Иаков и Иосий, и Симон и Иуда . И сестры Его не все ли между нами? Откуда же у Него все это?" (Матф. 13, 54-56).
В Евангелии есть еще упоминания о бартьев и сестрах... правда , "книжники" пытаются доказать что это всё не родные, так как родных не могло быть, потому, что не могло.
Micha_Burmistrov
"книжники" пытаются доказать что это всё не родные, так как родных не могло быть, потому, что не могло
________________
Так, я обратно запуталась... Какие у них основания для подобного доказательства?
Галинка
"книжники" пытаются доказать что это всё не родные, так как родных не могло быть, потому, что не могло
________________
Так, я обратно запуталась... Какие у них основания для подобного доказательства?
Если У Девы Марии были ещё дети, то она уже не может быть "пречистой", а так как она "пречистая", то это не её дети:улыб:
Micha_Burmistrov
Вот поэтому у меня вопрос и возник - что я тоже подобные логические умозаключения произвела...
Уточняю:
"Пречистая" - так как не было "отношений" с земным мужчиной? Но при этом обычная девственница "пречистой" не является, соответственно - "пречистая" женщина - единственная во всём мире за всё время его существования? Остальное множество - какие тогда?
Галинка
к вероисоведанию не имею никакого отношения . (100% атеист). все мы взрослые люди и каждый из нас знает как и откуда появляются дети отсюда вопрос мать иисуса христа непорочная дева мария (непорочная ) а кто ОТЕЦ . несколько раз мне на этот вопрос говорили что отец господь бог опять вопрос а кто иисус христос .извините но про женщин в христианстве ничего расказать не могу (про платок и месячные и про мужа )
Самогруз
а кто ОТЕЦ
_________________
Про это я знаю немного - слова в голове "голубь, Благовещение". Ещё знаю, что на мужа Иосифа там пришлось "надавить", т.к. сначала он не очень поверил - по-моему его лишили возможности разговаривать на некоторое время... Ещё знаю устойчивые выражения "дары волхвов", "Вифлеемская звезда", "хлев".
(Когда я училась - в почёте была "История КПСС", поэтому в вопросах религии у меня пробел. Не думаю, что хочу подробно изучать, но вот вопросы возникают...)
Галинка
Был у Иисуса младший брат.
А чтоб не лезли в голову разные мысли, в которых немудрено и запутаться - почитайте Кристофера Мура "Евангелие от Шмяка...", можно Здесь
Может быть, прояснится...
Галинка
Есть разные мнения насчет того, родные братья были у Иисуса или двоюродные. Католики и некоторые течения Православной церкви склоняются к тому, что Мария оставалась девственницей за все время своей земной жизни. Моя православная подруга, с благословения батюшки обучавшаяся в богословском колледже, склоняется к мнению, что все-таки Мария жила обычной жизнью праведной жены, то есть имела детей помимо Иисуса.
На спасении и духовной жизни верующего, вопрос сохранения невинности Марии после рождения Мессии, думаю, никак не отражается. Важно то, что она была послушна Богу и рискуя своей жизнью и репутацией, забеременела до замужества.
По остальным вопросам попробую сформулировать ответы завтра.
Галинка
4. Почему в церкви женщина должна быть в платке?
Ну начнем с того, в какой церкви?

В православной, да, в католической/протестантской нет:улыб:В мечети в платке, и то в отдельную кабинку:) Как у иудеев честно говоря не знаю:) Все эти условности никакого отношение к ВЕРЕ не имеют, придуманные людьми комплексы:улыб:
kazik
да у людей и помимо веры комплексов хватает, "культурные рамки", "дресс-код"... тут думаю то же найдётся какое-то "объяснение" почему надо в платке заходить в церковь...
Галинка
Про Пречистую Деву Марию - будучи Девой до Рождества Христова, она осталась ей в Рождестве и после Рождества Божественного Младенца.

Про братьев - были, от первого брака Иосифа с Саломией. У Марии больше не было детей.

Про месячные - в Библии такого нет.

Про покрытие головы - 1 Коринфянам:
5 И всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову, ибо это то же, как если бы она была обритая.
(Девственницы могут не покрывать головы)
Галинка
когда я училась в универе, наш преподаватель по древнегреческому и прочим старинным языкам говорил, что изначально в Библии было сказано, что ребенок был зачат очень даже с участием мужчины (НЕ Иосифа!), но позже в 13-14 веках данный пункт изменился в пользу непорочного зачатия.
Кстати, факт нормального зачатия не уменьшал Божественную суть Христа
Zhena
И всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову, ибо это то же, как если бы она была обритая.
_________________________
Видимо, обритой быть считалось позором? Т.е. объяснения - без платка молишься - считай себя лысой? Очень запутано всё...

________________________
Про Пречистую Деву Марию - будучи Девой до Рождества Христова, она осталась ей в Рождестве и после Рождества Божественного Младенца.
________________________
Т.е. таки между Марией и Иосифом ничего не было? (какой у него тогда статус вообще? То ли муж, то ли нет - зачем его ввели в "историю"...).
Получается по христиански для женщины лучше замуж не выходить и мужчину до себя не допускать? А то сразу "не чистая"? (Причём у меня подозрение, что придумывали всё это мужчины - но зачем им это было надо - так "принижать" женщин? Смысл в этом какой?)

Про рождение детей и обряд очищения кто-нибудь объяснит? Причём - ладно бы после родов женщине дозволялось лежать, но ведь нет - надо было вставать и заниматься делами, но в церковь при этом заходить - нельзя (в яндексе выяснила, что этот срок - 40 дней, но объяснения его не нашла)?
Галинка
Иосиф был, хоть и не родным, но хорошим отцом -почему бы не ввести его в историю?:улыб:
Нам уже неважно, вести ли девственную жизнь - мы нечисты априори, родились во грехе.

Про то, что в церковь заходить нельзя - какие-то местечковые правила, видимо. Ничего общего с Библией.
Zhena
"постыжает свою голову, ибо это то же, как если бы она была обритая" - не задавались вопросом почему такое сравнение "как если бы она была обритая"? А девственницы не "постыжают" голову "как если бы она была обритая" . - Узнайте, что творилось при храме в том месте, кому адресовано послание.
"Про месячные - в Библии такого нет".
Ветхий завет не рассматривается как Библия?
___ В данный момент нет времени цитировать готовые ответы.
Zhena
Про месячные - в Библии такого нет.
«… если женщина зачнет и родит [младенца] мужеского пола, то она нечиста будет семь дней; как во дни страдания ее очищением, она будет нечиста;»
(Лев.12:2)
«Если женщина имеет истечение крови, текущей из тела ее, то она должна сидеть семь дней во время очищения своего, и всякий, кто прикоснется к ней, нечист будет до вечера;»
(Лев.15:19)
Это так, навскидку. :смущ:
По ветхозаветным законам женщина в этот период считалась "нечистой", ну и соответственно, не могла войти в храм.
Галинка
"По обычаю Греции и восточных городов, женщины не показывались публично с непокрытыми головами, за исключением женщин низкого поведения. Коринф был переполнен проститутками... Некоторые женщины-христианки, пользуясь преимуществами их новообретенной свободы во Христе, являлись на церковные собрания с непокрытой головой, что ужасало более скромных христианок." (Библейский справочник)

По иудейскому закону женщина стояла намного ниже мужчины. В 10-ом стихе есть любопытная фраза о том, что женщины должны носить покрывало "для ангелов". О значении этой фразы нет ясных толкований.
Покрывало имело два значения: а) Оно выражало подчиненность, б) Оно обеспечивало женщине прочную защиту. Стих 10 очень трудно перевести. В Синодальном издании Библии этот стих приведен так: "Посему жена и должна иметь на голове своей знак власти над нею..." Но греческий текст буквально означает, что женщина должна иметь "свою власть на голове". ...то есть "покрывало является властью, честью и достоинством женщины". (с)
Быть обритой или остриженной для женщины тех времен было унижением. И наконец, в 15 стихе говорится :"если женщина растит волосы, для нее это честь, так как волосы даны ей вместо покрывала " (1 Кор. 11:15)
мама Яси
наш преподаватель по древнегреческому и прочим старинным языкам говорил, что изначально в Библии было сказано, что ребенок был зачат очень даже с участием мужчины (НЕ Иосифа!), но позже в 13-14 веках данный пункт изменился в пользу непорочного зачатия
Ваш преподаватель - полнейший невежда (или умышленный лжец).

"Символ веры" был принят в 4 веке, и в нем уже говорится про Непорочное Зачатие - вот соответствующее место:
"и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася".
(греческий алфавит форум не передает, оригинал см.здесь).
Mod
Ветхий завет не рассматривается как Библия?
Мной - нет:улыб:
Zhena
Ветхий Завет - часть библейского канона христиан
http://en.wikipedia.org/wiki/Bible
Мной - нет
И после этого Вы еще кого-то обвиняете в "местечковых правилах". :ухмылка:
Docent
И после этого Вы еще кого-то обвиняете в "местечковых правилах". :ухмылка:
Вообще по жизни никого ни в чем не обвиняю :спок:
Zhena
хорошо, что не в 10-м веке живем :knix:
Docent
Может быть, раз зашел такой разговор, знающие древние языки подскажут, есть ли отличие в написании слов "братья" и "двоюродные братья" в текстах первоисточников? :umnik: Тогда одним разногласием среди христиан стало бы меньше... :wub1.gif:
Хотя, повторюсь, статус Марии в ее браке глобально на ВЕРЕ отражаться не должен, ИМХО.
Анжелина12
Братья могли быть и не двоюродные, а (для окружающих) единокровные. Ведь Иосиф до обручения с Марией был в браке (у евреев вообще холостячество не было принято), имел сыновей и овдовел.

Естественно, что о чуде Благовещенья во времена земной жизни Христа окружающим не сообщали, поэтому сыновья Иосифа от первого брака считались братьями Иисуса.

Кстати, отсутствие у Марии других детей подтверждается словами Спасителя на кресте (Ин.19, 26-27):
"Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе".

Будь братья Иисуса сыновьями Девы Марии, вряд ли имело смысл поручать Ее заботам Иоанна.
Uka
хорошо, что не в 10-м веке живем
___________________
Ага, я уже подумала, что, если б жила в то время, наверное, стописят раз бы пожалела, что женщиной родилась...
Галинка
Мужчинам тогда тоже было не легче: они зарабатывали не за компьютером или за баранкой, а за сохой или с копьем в руках.

И еще тогда не было сотовых телефонов, теплых туалетов и шоколада.

А если серьезно, то в 10-м веке Вы бы могли жить не менее счастливо, чем сейчас, поскольку Вы бы не знали о теплых туалетах и феминизме.
Docent
такая модель у арабов сохранилась - женщина, особенно иностранки, как домашнее животное и прислуга.
egornsk
Мне проще стало воспринимать религию после прочтения вышеуказанного "Евангелие от Шмяка..." и фильма "Догма" Кевина Смита. В том плане, что библию писали люди, да еще и мужики, что сначала была жизнь, потом легенда, а потом и анекдотов насочиняли. Я к тому, что множество конфессий имеют общие истоки с вкраплениями своих особенностей, обусловленных местностью, нацией, историческими событиями, климатом и т.д.
В фильме "Дух времени" в первой части тоже довольно интересно проводятся параллели между религией и языческими поклонениями солнцу.
Галинка
к п.4
для справки: в Греции в православных церквях женщины голову не покрывают.

также для справки сообщу причину: для греческой женщины покрытая голова – это мусульманский платок турчанки, т.е. совершенно неприемлемая вещь (учитывая действия турецких завоевателей в Греции).
Галинка
Однако более всего Марию поразило известие о том, что у нее родится малыш.

На это она сказала прекрасному юноше следующее (цитирую слова евангелиста Луки, глава 1, стих 34): «Как будет это, когда я мужа не знаю?»

Такое наивное простодушие привело юношу в неописуемый восторг.

— Об этом, прелестная Мария, пожалуйста, не беспокойся, — ответил он. — Это сущий пустяк! Меня зовут Гавриил и по профессии я ангел, поэтому можешь вполне на меня положиться. Сила всевышнего осенит тебя, а там увидим! Поверь мне, голубушка: у тебя родится ребенок, ты назовешь его Иисусом, а все остальные нарекут его сыном божьим.

С этой минуты все сомнения Марии рассеялись.

— Я ваша послушная раба, — промолвила она, — пусть будет так, как вы сказали.

Что же произошло в доме Иоакима в Назарете? На этот вопрос некий святой епископ отвечает: «В это мгновение Слово стало плотью».

Ну что ж, плотью так плотью!

Выполнив свою миссию, архангел Гавриил взмахнул крыльями и упорхнул сквозь отверстие в потолке.

Пресвятая дева была оплодотворена; вмешательство святого духа увенчалось блистательным успехом.

В этой связи я позволю себе задать один простой вопрос моему старому приятелю, нашему святейшему папе: почему Иисуса Христа называют в евангелии то «сыном божьим», то «сыном человеческим»? Ведь это, черт побери, не одно и то же! Тем более, что слово «Гавриил» по-еврейски значит «человек божий». С вашей стороны, святой отец, было бы очень любезно, если бы вы разъяснили нам это на ближайшем соборе. Ибо если верующие вообразят, будто евангелисты, называя Иисуса то сыном человеческим, то сыном божьим, хотели тем самым сказать, что означенный Иисус является сыном «человека божьего», то это угрожает нам новой ересью.

Советую прочитать Забавное Евангелие . :хехе:Ну если хватит сил то и
Забавная Библия
Священый Вертеп
Trakt
"..почему Иисуса Христа называют в евангелии то «сыном божьим», то «сыном человеческим»? Ведь это, черт побери, не одно и то же! "
Монета - это орел или решка? Люди - это родители, пешеходы или покупатели?
Mod
У некоторых, возможно, в головенке не укладываются и более простые ситуации, когда одновременно можно быть отцом и сыном. А Вы такие сложные примеры приводите. :ухмылка:
Mod
Ты это решил спросить у умершего в 1907 году?:улыб::) цитата то из книжки. На следующем спиритическом сеансе вызывай Лео Таксиля он тебе ответит:улыб:
vert
Что то не видно что бы оппонент сам на вопрос ответил. Видно в головенке у самого не уложилось. Или вы из тех кто вопросом на вопрос ?
холодняк
Ты это решил спросить у умершего ...
Да, знаете, была уверенность, что это не он на форуме цитаты приводит.
___
Так что Вы там говорили о христианстве?
холодняк
Или вы из тех кто вопросом на вопрос ?
Это категорически плохо? Заданный вопрос может наводить на нужную мысль, которая будет ответом на поставленный вопрос, что может оказаться куда более четким и кратким ответом нежели пространные объяснения. Правда годится это в диалоге с человеком ищущим ответ. Раз уж мы в топике, касающегося христианства - можно посмотреть в Новом завете как и с кем вел диалог Иисус Христос.
Mod
А для вас это новость что цитаты обычно приводят не сами авторы?
Ну а если вас интересует лично моё мнение о христианстве то сделаю вам ещё одно открытие - христианство это бред возведенный в религию.
Mod
Лично я считаю что не только плохо но и невежливо не отвечая на вопрос задавсь свой. Тем более что гораздо более часто этот прием используют не для наведния на мысль а ухода от ответа.
Ну а прежде чем толковать новый завет и диалоги то неплохо бы для начала изучить ветхий завет. Там тоже бог много чего говорил и делал. Или всё что говорилось там это туфта и к богу отношения не имеет?
холодняк
Внимательно перечитайте мой пост, на который отвечаете, и найдите в нём вопрос.
И постарайтесь в спорах не передёргивать.
холодняк
Ну а если вас интересует лично моё мнение о христианстве то сделаю вам ещё одно открытие - христианство это бред возведенный в религию.
- "Бог умер" (с) Ницше
- " ицше умер" (с) Бог
Галинка
Из Христианства ли выражение "женщина - сосуд греха"?
Часто приходится слышать, что «церковники» якобы утверждают: женщина - «сосуд греха». Через нее, мол, грех в человека вошел. И что первый и настоящий, полноценный человек - Адам, мужчина. А Ева - из ребра, значит «второй сорт»... «Женщина - сосуд греховный» - это слова гностиков (а они всего лишь старая философствовавшая секта). Чаще это соображение встречается в католичестве, в православии же так вопрос вообще не ставится. У католиков святой отец принимает целибат - обет безбрачия. В православии - батюшкой не станешь и приход не получишь, пока не женишься. Какой уж тут «сосуд греха». У гностиков тело вообще (и мужское в том числе) считалось вместилищем греха. Впрочем, гностиков так из стороны в сторону шатало, из крайности в крайность водило, что наряду с теми же словами о «женщине как сосуде греха» у них было даже особое «Евангелие от Евы». Вот здесь об этом.
P.S. Библия женщину не называет "сосудом греха": единственный фрагмент Писания, где женщина названа «сосудом», находится во Втором послании апостола Петра и выглядит так: Также и вы, мужья, обращайтесь благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни, дабы не было вам препятствия в молитвах (1 Пет 3:7)
IrMa22
Спасибо за разъяснение!
Галинка
Рано Вы успокоились.:улыб:
Добавлю немного.

"Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу глава Христос, жене глава — муж, а Христу глава — Бог. 4 Всякий муж, молящийся или пророчествующий с покрытою головою, постыжает свою голову. 5 И всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову, ибо [это] то же, как если бы она была обритая. 6 Ибо если жена не хочет покрываться, то пусть и стрижется; а если жене стыдно быть остриженной или обритой, пусть покрывается. 7 Итак муж не должен покрывать голову, потому что он есть образ и слава Божия; а жена есть слава мужа. 8 Ибо не муж от жены, но жена от мужа; 9 и не муж создан для жены, но жена для мужа. 10 Посему жена и должна иметь на голове своей [знак] власти [над] [нею], для Ангелов. 11 Впрочем ни муж без жены, ни жена без мужа, в Господе. 12 Ибо как жена от мужа, так и муж через жену; все же — от Бога. 13 Рассудите сами, прилично ли жене молиться Богу с непокрытою [головою]? 14 Не сама ли природа учит вас, что если муж растит волосы, то это бесчестье для него, 15 но если жена растит волосы, для нее это честь, так как волосы даны ей вместо покрывала? 16 А если бы кто захотел спорить, то мы не имеем такого обычая, ни церкви Божии." (1-е Коринф., гл. 11)

" Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, 23 потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела. 24 Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем." (Ефес., гл. 5)

"...если женщина зачнет и родит [младенца] мужеского пола, то она нечиста будет семь дней; ...Если же она родит [младенца] женского пола, то во время очищения своего она будет нечиста две недели, и шестьдесят шесть дней должна сидеть, очищаясь от кровей своих. 6 По окончании дней очищения своего за сына или за дочь она должна принести однолетнего агнца во всесожжение и молодого голубя или горлицу в жертву за грех..." (Левит, гл. 12)

"...Жена да учится в безмолвии, со всякою покорностью; 12 а учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии. 13 Ибо прежде создан Адам, а потом Ева; 14 и не Адам прельщен; но жена, прельстившись, впала в преступление;..." (1 Тим., гл. 2)

"... кто женится на разведенной, тот прелюбодействует." (Матф., 5:32)

и т. п.
:улыб:
vert
"...Жена да учится в безмолвии, со всякою покорностью; 12 а учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии.
Я заметила, Вам особо нравятся эти цитаты. :миг:
"Павел сознавал духовную уязвимость женщин, ... и необходимость для них находиться под защитой мужского авторитета. Вот чем объясняется его распоряжение в 1 послании Тимофею 2,12-14, которое иначе могло бы смутить, показаться странным: "А учить жене не позволяю...".
Намерение Бога состоит в том, чтобы муж стоял между своей женой и внешним миром, принимая на себя значительную часть того физического, эмоционального и духовного давления, которое иначе обрушилось бы на нее. Поэтому именно муж, а не жена в первую очередь несет ответственность за то, что происходит в доме.
При всем том важно, однако, отличать покорность от рабского подчинения. Жена, которая видит, что суждения ее мужа - неверны или неразумны, должна сказать ему об этом - со всем уважением, но смело и честно. Мнение любящей жены, ее здравый смысл и мудрость - одно из величайших достояний мужчины. Они спасают его от множества ошибок; уметь принять мудрый совет жены составляет его привилегию, входит в его ответственность. Жена, которая равнодушно говорит: "Делай то, что считаешь нужным", не пытаясь высказать своего суждения даже тогда, когда видит, что муж навлекает несчастье на семью, не покорной является, а неразумной рабыней.
Женская эмансипация дала обществу много необходимых реформ, но имела и крайне неприятный побочный результат: она лишила женщину безопасности и защиты, которые являются ее правом. Женщина сегодня поставлена перед необходимостью решать финансовые проблемы семьи, заниматься общественной работой, воспитывать детей, быть представителем семьи...
Покорность - это нечто гораздо большее, чем внешнее проявление; это - внутренняя установка. Это больше, чем голова, окутанная покрывалом; это сердце, "окутанное" уважительным отношением к мужу." (с)
vert
Рано Вы успокоились.:улыб:
Добавлю немного.

"Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу глава Христос,
все прикольно, кроме одного, это новый завет, который большинство не признают. То есть как минимум иудеи (малочисленные) и мусульмане (многочисленные) его не признают. То есть они Христа как историческую личность то признают, но ни как сына божьего.


ПЫСЫ и вообще с точки зрения "правильности веры, христианство попадает под сектантство... ну по соотношению численному например... китайы и индийцы вроде вообще вообще к нашей (иудаизм, христианство, мусульманство) отношения не имеют... однако их больше, и вероятно они боле правы...
Анжелина12
"Павел сознавал духовную уязвимость женщин, ... "

А кто это такой умный за Павла решил, что он "сознавал"? А может, не "сознавал"? Почему за кого-то кто-то решает, а? В таком случае, я, как разумная личность, тоже могу слова и поступки Павла (а равно и Христа) интерпретировать так, как это мне мниться. Не находите?