Колея в ... асфальте
2504
40
Повсеместно в последнее время (года два-три точно) стал наблюдать в Новосибирске такой "феномен". Особенно впечатляет, когда этакое недоразумение в центре города, скажем, на Димитрова недалеко от перекрестка с Вокзальной магистралью. Как-то раньше не замечал подобного.

Это что, какое-то ноу-хау в плане производства особо гнущегося асфальта? Или полное технологическое невежество наших южных гостей-асфальтоукладчиков? Но ведь кто-то всё это дело принимает, и это уже явно не южные гости) Но как мне кажется, не стоило бы так гнусно прогибаться под изменчивый мир - всё ж таки даже до центральных улиц дело дошло, это ж кромешная стыдобища :bad:
yxx
этому "фЭномЭну" годочков уже овердофига. Городские власти утверждают, что во всем виноваты шипованые шины. Но это не точно. Вообще, сдается мне, если щебенку для производства асфальта промывать от пыли и брать более тугоплавкий битум, то пластичность его летом будет ощутимо ниже. Если соблюдать технологию укладки асфальта не только по бумагам, но и, так сказать, IRL, то он, опять таки, не так сильно будет расползаться. Но это все не у нас. У нас Линевское ДРСУ с ручными талибами.
yxx
по молодости, работая дорожным мастером, всю технологию укладки асфальта изучил и отработал.
потом, в США когда был в командировке, видел как там строят дороги и аэродромы, какие используют машины
у нас в Сочи года 2 назад затопило полностью аэропорт и ВПП.
а в Нью-Йорке аэропорт "Кеннеди" и "Ла Гвардия" построены на болотах и не топятся, почему?

про Новосибирск:
в Новосибирске существует "азербажданская мафия" (таджики и узбеки тут не причем).
Плюс: нужно смотреть, кто у нас является собственниками щебня и песка?
Собственники асфальтовых заводов себя не афишируют, в 2ГИС вы не найдете раздел или название "Асфальтный завод" (с чем это связано?)
Именно заводы "экономят", и на проезжую часть готовят асфальтную смесь, предназначенную для тротураров.
Итог: банально продавливается асфальт летом по весом машин (зато зимой не трескается!!!).
В некоторых штатах США запрещено использовать шипы, т.к. действительно шипы портят покрытие. Но в той же Канаде и в США в машине у не полноприводных машин ОБЯЗАТЕЛЬНО по ПДД должны быть цепи на колеса, которые одеваются при езде зимой, в снег через горные перевалы.
Сейчас повсеместно в США дороги строят бетонные с покрытием сверху бетона асфальтом. Срок службы таких дорог до 40 лет.
У нас в России решили построить "Байкалом".
Сколько там воровали !!!!!
Во-первых зарплаты там были бешенные!!! Значит блат при приеме на работу. Никакого конкурса среди рабочих ии инженеров на знание технологий.
Во-вторых, все рассматривали это место как блатную кормушку. Специально нарушали технологию строительства, чтобы сэкономить (и сэкономленное украсть!).
В России нужно ввести отдельную уголовную статью: "Нарушение технологии производства с целю кражи".
т.к. это нарушение в будущем создает многомиллионные траты у эксплуатантов.

Чтобы асфальт не трескался и не ломался - кладут много битума и мало щебня определенной фракции. У гудрона есть свойство хорошее: он от удара трескается, а потом сам склеивается. Зимой дорогу вода разломала, а летом гудрон дорогу по новойсклеил.
А почему асфальт трескается?
Потому, что изначально, когда делают дорогу НЕ ДЕЛАЮТ отвод воды от дороги. Итог: температура промезания грунта глубже воды. Вода размерзается и ломает дорогу.
Например, в США, на косогоре, чтобы вода не текла на дорогу и под дорожное покрытие, со стороны горы у дороги делают ограждение и трубы под дорогой, по которой вода уходит вниз.
Ливневки постоянно чистятся.
вот это что? и есть ли такое в России?
Sky
стандарт американский по строительству съездов
обязательно наличие пластиковой дренажной трубы

или вот: министерство транспорта США

из-за специфики русского менталитета (никто никому не указ, кроме "царя"), нужно на уровне "цраского указа" принять более высокие требования (СНиПы, ГОСТы, требования к материалам и т.д.) к строительству дорог, с инструкцией проведения всех этапов работ (кто что и когда делает, при каких условиях это нельзя делать и т.д.), их проверки и приемки и указания на физических лиц, которые отвечают за всё это.

как вариант: разрешить финам, шведам, канадцам участвовать в торгах на ремонт и строительство дорог.
тогда наши "автодоры" будут вынуждену у них учиться и перенимать опыт, работников.

пока что, с т.з. гос.политики: Россия идет по пути того. что строит плохие дороги, которые в будущем будут требовать больше затрат на их содержание, чем если построить сейчас хорошие дороги.
Злыдь
этому "фЭномЭну" годочков уже овердофига. Городские власти утверждают, что во всем виноваты шипованые шины. Но это не точно.
как едешь по Ипподромской в сторону Сухого лога, по левой полосе за перекрестком с ул. Военной была сильная колея (сейчас тас колею фрезой срезали и залили ровно асфальтом).
Вопрос: если все на шипах тормозят, то почему колея появилась не перед светофором, где тормозят, а за светофором?
Чтобы лишнюю тему не заводить.
А никого не поражают ямы вокруг колодцев, которые посреди дороги?
Это, когда дорожники уложили новый асфальт, приехала бригада ухарей, вырезала вокруг люка кружочек и заново закидала его непойми чем, что впоследствии (очень скоро) и разваливается, создавая колдобины.
Причём асфальт снаружи (вокруг этого кружочка), который дорожники укладывал, и не думает ломаться.
Вот это точно вредительство. Лучше бы никак не делали, чем так.
Sky
если все на шипах тормозят, то почему колея появилась не перед светофором, где тормозят, а за светофором?
видимо гонщики всех "рвут" со светофора))))
а вообще колея от шипов сильно отличается от продавленной колеи.
yxx
я заметил что колея стала появляться когда начали фрезеровать асфальт и повторно его применять.
yxx
Уже ж было сказано. Денег нет, а вы там держитесь. А я жил в Москве и видел что там весь асфальт каждый год перекладывается. Так что закон сохранения энергии. Где-то денег нет, а где-то есть.
Sky
ещё вариант, обязать дорожников давать гарантию, например лет пять, если испортилось - переделывают за свой счёт.
yxx
Не удивительно, съездите на Димитровский мост, то что сейчас укладывают сверху - это гомеопатический слой асфальта по другому это назвать сложно. А на большой так и вовсе яму заделали землей обычной.. которая естественно вздулась и встала горбом и теперь там постоянный затык.
Sky
нужно на уровне "цраского указа" принять более высокие требования (СНиПы, ГОСТы, требования к материалам и т.д.) к строительству дорог, с инструкцией проведения всех этапов работ..
СНиП и ГОСТ необходимо во всех сферах деятельности поднимать в качестве, в том числе по продуктам питания, чтобы российские и западные буржуи - российский народ не травили.
Но здесь есть одно но, бизнес засел во власти, и координально изменить что-либо представляется очень и очень сложной задачей, считай, почти невозможной.
Sky
У тебя какой то не правильный 2гис.все есть. Кстати называются они асфальтобетонными
АВСД
:mafia: и сколько заводов в 2ГИС показано (на весь нск)?
//те заводы, с которых мы получали асфальт, их по сей день нет в 2ГИС
Anioto
Но здесь есть одно но, бизнес засел во власти, и координально изменить что-либо представляется очень и очень сложной задачей, считай, почти невозможной.
как раз наоборот: бизнес не засел во власти!!!
это власть засела в бизнесе!!!
с точки зрения истории: буржуазия так и не пришла к власти в феврале 1917 года, потом были коммунисты у власти, а сейчас у власти: спецслужбы.
кто законы у нас пишет? бывшие спортсмены-олимпийцы! генералы-пенсионеры! МВД (в части ПДД и дорог)! бывшие прокуроры!
т.е. принимают законы люди, которые со школьной скамьи были "бюджетными работниками", которые за всю свою трудовую жизни НЕ СОЗДАЛИ ни одного рабочего места, ни одного прибавочного рубля!!! Все их "экономические" законы принимаются не с точки зрения развития экономики, а с точки зрения упрощения администрирования этого закона. А для этого вводится избыточная отчетность.
Sky
Но здесь есть одно но, бизнес засел во власти, и координально изменить что-либо представляется очень и очень сложной задачей, считай, почти невозможной.
как раз наоборот: бизнес не засел во власти!!!
это власть засела в бизнесе!!!
с точки зрения истории: буржуазия так и не пришла к власти в феврале 1917 года, потом были коммунисты у власти, а сейчас у власти: спецслужбы.
кто законы у нас пишет? бывшие спортсмены-олимпийцы! генералы-пенсионеры! МВД (в части ПДД и дорог)! бывшие прокуроры!
Не согласен. Как раз власть таки смешанная.

Исследование РБК: чем богаты депутаты новой Госдумы

Например, на региональном уровне от нашего Октябрьского района города Новосибирска в депутатах сидят - бизнесмены Алексей Джулай (Группа Компаний ДИСКУС) и Сергей Конько (ООО "Компания Соболь").
А до Сергея Конько активным представителем интересов Алексея Джулая была погибшая депутат Оксана Бобровская. Таких примеров не мало на российской площадке.

Какой смысл ужесточать ГОСТ (улучшать качество) бизнесменам и гибридам? Какая им выгода с этого?
Бизнесмены, думают лишь об выбивании льгот, и увеличении прибыли своих компаний или обогащении своего личного кошелька.
Это выражает то, что российские буржуи об интересах народа и национальной безопасности РФ, как не помышляли, так и не помышляют.

А почему у губернаторов и чиновников находят в квартирах миллиарды, и кучу золота, и от кого они конкретно берут взятки - поле предположений таки обширная. Это у тех чиновников, у кого копнули, а у тех, у кого ещё не трогали, сколько скопища золотых гор? На мой взгляд, кашу и щи с ними по СНиП и ГОСТу не сваришь, - интересы слишком разные (не народные и не патриотичные), поэтому писал, что очень сложно что-либо в сложившихся обстоятельствах поменять.
Единственное, что волнует руководство и партию, это экспорт природных ресурсов за рубеж, и привлечение иностранных инвесторов в РФ. А что будут делать следующие поколения в России после них, их почему-то не сильно трогает.

Кто-нибудь в российском высшем руководстве думал о современной тайге и лесе, который сегодня вырубают иностранцы, и все кому не лень? И чем уничтожение леса грозит?

Даже Иосиф Сталин в СССР об этом стратегически думал:


Ста́линский план преобразова́ния приро́ды, или Великий план преобразования природы, или Великое преобразование природы — комплексная программа научного регулирования природы в СССР, осуществлявшаяся в конце 1940-х — начале 1950-х годов. Проект, рассчитанный на период 1949—1965 гг., предусматривал создание 8 крупных лесных государственных полос в степных и лесостепных районах СССР, общей протяженностью свыше 5300 километров. Принятию проекта предшествовали засуха и голод 1946—1947 годов.
Лесовосстановление — выращивание лесов на территориях, подвергшихся вырубкам, пожарам и т. д. Лесовосстановление применяется для создания новых лесов или улучшения состава древесных пород в уже существующих.

Лесовосстановление в России и СССР.

В 1853 году Карл Тюрмер принимает предложение графа С.Уварова переехать в Россию, где позже возглавляет лесное хозяйство, создав искусственные леса на территории около 3000 гектаров. В 1862 году Тюрмер принимает предложение В. С. Храповицкого и соглашается занять должность управляющего лесным хозяйством в имении «Муромцево». Всего в течение 16 лет им были посажены леса на площади 6052 гектар[5], состоящие из высокопродуктивных культур смешанных по составу хвойных пород.

В 1948 году в СССР по инициативе И. В. Сталина[6] был принят так называемый «Сталинский план преобразования природы», согласно которому началось грандиозное наступление на засуху путём, наряду с другими мероприятиями, посадки лесозащитных насаждений (например, Государственная защитная лесополоса Белая Калитва (Каменск-Шахтинский) — Пенза). В течение 15 лет (1950—1965 гг.) намечалось заложить леса на площади, превышающей 4 млн га[7]. Впервые в истории создавались крупные государственные полезащитные полосы, общая протяжённость которых превышала 5 300 км[8].

Реально было посажено 2 280 тысяч га защитных растений[9]. Эффект воздействия только посадки лесных полос на урожайность охраняемых ими полей достигал следующих размеров: по зерновым культурам урожайность увеличивалась на 25—30 %, по овощным — на 50—75 % и по травам — на 100—200 %[6]. Большую практическую отдачу имели и другие составляющие плана преобразования природы.

Однако после смерти Сталина выполнение плана было свёрнуто. Тем не менее, даже того, что удалось осуществить, хватило нашей стране вплоть до 1970-х годов, были замедлены процессы эрозии почвы, приостановлено выведение её из полезного хозяйственного оборота.

Сегодня звенья разрабатывавшегося в СССР плана реализуются в США, Китае, странах Африки, Западной Европе. Только называют это не планом преобразования природы, а созданием зелёных экологических каркасов[10].
Ну, а в более приземленных вещах - проблем, целый вагон и тележка.
Нынче очень удивился тому, что на Плющихинском жилмассиве (это в новом районе!?) новая дорога от МЖК до Т.Снежиной совершенно убитая, - яма на яме.
yxx
ТЕМ ВРЕМЕНЕМ Заходите ВК на страницу локтя, где он хвалится победами над ямами, рассказываете про ямы которые он не победил, ваши сообщения удаляют, а вас банят))))))
Anioto
Насколько я помню, дорогу на Плющихе в своё время построил не город (и уж тем более не Локоть, которого в мэрии ещё и близко не было), а сам Джулай. Какими мотивами при этом он руководствовался, можно только гадать. Неоднократно её сам же и ремонтировал, не дожидаясь помощи города (наверху, ближе к Ленте и ГБШ, где были сильные проседания грунта на паре участков).
Компенсации от города за эту дорогу Джулай так и не дождался. А вот когда мэрия вздумала судиться с ним за его долги по аренде участков земли, на которых ведётся строительство, он выдвинул встречные претензии по долгам мэрии за построенную им дорогу. Если я ничего не путаю, в результате они тогда разошлись практически по нулям.
Другое дело, как он строил эту дорогу (я имею в виду соблюдение технологии), рассчитывал ли, что она простоит века или нет и т.п. Есть некоторые сомнения на этот счет. Но уж роли города тут никакой нет, и спросить, получается, теперь не с кого. Формально мэрия, как ЮЛ, осталась на месте, а спроси, кто виноват, "команда" Локтя будет невинно хлопать глазками и кивать на предшественников.
ad_infinitum
опять локоть не при чем? какая разница кто строил и как? дорога на балансе города и если там ямы город в лице на данный момент локтя (надеюсь не на долго) обязаны отремонтировать! а не катать ежегодно одни и те же улицы.
Sky
как вариант: разрешить финам, шведам, канадцам участвовать в торгах на ремонт и строительство дорог.
тогда наши "автодоры" будут вынуждену у них учиться и перенимать опыт, работников
Ну опять, русские дураки, а немцы бы все сделали.. вы внимание то обратите, где дорогу делали начиная от насыпи и заканчивая асфальтом, за последний десяток лет, все содержится в идеале, а там где просто снимают слой старого и укладывают новый, там проблемы, вечные, и не только в Новосибирске, везде так!
Что делать, наверное сами догадались, сдирать все до глины, уплотнять, делать дренаж, щебень, бетон или нет, по необходимости, и потом уже асфальт. Хватит ли тех денег что имеется на все это удовольствия, ответ известен, пока страна живет на милостыню от олигархов, даже мечтать не стоит.. но вы САМИ выбрали этот путь 18-го, чего теперь ныть.
Zastabilov
ждём-с автоВАЗ "Компрессор" или носатый тягач "Камаз-Вольво"?

где наши ПТУ, готовящие высококвалифицированных рабочих?
где наши высококлассные инженеры, которых с руками и ногами готовы к себя трудоустроить Тойота Моторс или Баварский автоконцерн?
у нас, извините, даже законы свои придумать не могут!!! всё заимствовано у Запада!!!
(гуманитарные науки в России отстали на много больше, чем технические)
Zastabilov
отвечу...
вот строили один объект, приезжаю я на "открытый склад", а там 95 бетонных колец лежит, а по учету должно быть только 3 шт., каждое кольцо стоит по 18 т.р.
я тут же "излишки" оприходовал и в подотчет кладовщику поставил.
еду к себе в бухгалтерию, мне звонит гл.инженер и спрашивает где я сейчас, и просит "не заметить" излишки на складе.
потом гл.инженер заходит ко мне и говорит: это не наши кольца, это кольца заказчика!!!
я: как это?
он: ну мы, вместо того, чтобы "ревизии" (смотровые колодцы) делать через каждые 300 метров, сделали их через 2000 м.
я: экономия?!
он: какая экономия! заказчик нам подписал акт выполненных работ, но он же не слепой! попросит или вернуть ему "его кольца" или попросит эти кольца на каком-нибудь коттеджном поселке нам же и вкопать.
//что и произошло через месяц.
объект построен. мы, со своей стороны, выполнили договорные обязательства досрочно! вкопали по бумагам все кольца ))) все работники ("планктом тоже") получили премию. предприятие получило прибыль, а государство налоги. всем хорошо.
это есть "трудовая кульура"!!! у каждого народа она разная. но она развивается (или не развивается, если ее изолировать), если контактирует с другими культурами.
awww
брать дороги, сделанные с нарушением технологии, на баланс города - это экономически не разумно, а иногда и преступно (если дорога идет в зачет встречных обязательств)
т.к. потом город просто будет вынужден миллионы тратить на ее ремонт.
Sky
это есть "трудовая кульура"!!! у каждого народа она разная. но она развивается (или не развивается, если ее изолировать), если контактирует с другими культурами.
Если рабочий получает только на еду и одежду, сколько ты с него не требуй, развиваться он не захочет, а еще и приворовывать будет в отместку.
AKIRO2
где наши высококлассные инженеры, которых с руками и ногами готовы к себя трудоустроить Тойота Моторс или Баварский автоконцерн?
Знаю лично нескольких россиян, которые трудятся на ихних автозаводах, не инженерами правда, своих хватает, а на конвеере, и работают не хуже немцев
у нас, извините, даже законы свои придумать не могут!!! всё заимствовано у Запада!!!
Ну так если хозяевами России стоит задача встроиться в западную экономику, хотя бы на правах сырьевой колонии, почему должно быть по другому
гуманитарные науки в России отстали на много больше, чем технические
Кому то здесь они все это время были нужны, кто то финансировал их, ставил задачи? А по техническим, просто задел хороший был..
Zastabilov
В "западной экономике" вас никто не ждет. Ни на правах сырьевой колонии, ни на других правах.
Sky
Если у вас есть информация что данная дорога построена с нарушениями расскажите. Но опять же кто её принял тот и должен отвечать. Не локоть случайно?
yxx
Рассказывал я несколько лет назад, как общался с одним своим дальним родственником, который в ремонте дорог работал. Почитал я, все пишут про асфальт, но никто ни слова не говорит про подушку. А колея то бывает больше толщины асфальта. Все дело в щебне, который используют для подушки. Есть колотый щебень, а есть речной, намытый земснарядом. Речной, конечно, дешевле. А по технологии необходимо подушку делать из колотого щебня. Речной с округлыми краями, при нагрузке расползается в разные стороны, поэтому и получается колея. А колотый упирается друг в друга краями.
Upjohn
все пишут про асфальт, но никто ни слова не говорит про подушку.
Так а я про что говорил, дорогу хотя бы раз за 50 лет надо переделать от основания, загнать в трубы все водные потоки, уплотнять начиная с насыпи, не то, хоть карьерный, хоть какой, щебень утонет в глине, и в этом никакого секрета то нет, все понимают, кроме тех кто занимается в Кремле финансами, а может делают вид что не понимают, народ то все равно правильно выбирает, зачем делать лучше.
Думаете только в строительстве так, это же везде, иллюзия достаточности, а кушаете вы что, если вернуть советский гост на колбасу, выяснится, что она оказывается стоит от 1000р за кг и не будет того изобилия за которое тут некоторые бабушки нынешний строй расцеловать готовы.
Sky
Если все так, как вы пишите везде в строительстве дорог, то я начинаю понимать тов. Сталина
Zastabilov
Ямочный ремонт так и должен быть. Как выше писали, вынимается все до земляного полотна, оценивается состояние земляного полотна, т.к. проблемы могут быть и в нем, а затем восстанавливается все слой за слоем.
Если поменять только асфальт, то причину это не устраняет и все разрушается вновь. Каждый, кто годами ездит по одному и тому-же маршруту уже заучил такие места и обруливает даже в лужах, на автопилоте))))

по колейности основных причин три:
- нарушения в строительстве дорожной одежды
- перегрев покрытия - как ни подбирай асфальтобетон, в жару все одно становится пластичным...
- превышение нагрузки перед расчетной и по весу и по интенсивности движения
Sky
как вариант: разрешить финам, шведам, канадцам участвовать в торгах на ремонт и строительство дорог.
тогда наши "автодоры" будут вынуждену у них учиться и перенимать опыт, работников.
У нас же тендерная система. Как они пробьются к нам на рынок, если нормальные технологии стоят нормальных денег. А договор заключают с тем кто дешевле сделает.
Zastabilov
если вернуть советский гост на колбасу, выяснится, что она оказывается стоит от 1000р за кг и не будет того изобилия за которое тут некоторые бабушки нынешний строй расцеловать готовы.
В Алтайском крае, езды от Бийска 130 км, покупал 1 кг нормальной колбасы за 350 рублей. А в Новосибирске колбаса от местных мастеров - умельцев стоит примерно около 600 рублей.
Белорусская колбаса на белорусской ярмарке в Новосибирске стоит 1 кг примерно 1000 рублей, но продаётся колбаса у батьки Лукашенко в Белоруссии почему - то 1 кг по цене 300 - 350 рублей.
Белорусы 1000 рублями окупают не только транспортировку, но и приносят себе и батьке хорошую прибыль.

Всё таки в первую очередь необходимо заботится о здоровье российской нации, и чтобы по современному СНиПУ и ГОСТу - аэропорт "Толмачево" в Новосибирске (пожар вспыхнул мгновенно) и ТЦ "Зимняя вишня" в Кемерово - никогда не горели, учитывая из каких низкокачественных строительных материалов построено, и принято к сдаче объектов.
ad_infinitum
Джулай и мэрия (мэр) всегда и везде находят взаимовыгодный компромисс. Также нужно не забывать, что бизнесмен Джулай не первый год является депутатом от партии «Единая Россия», и что проектировка и приёмка осуществляется мэрией и госструктурами.
Anioto
что проектировка и приёмка осуществляется мэрией и госструктурами.
В смысле одобряется.
yxx
Повсеместно в последнее время (года два-три точно) стал наблюдать в Новосибирске такой "феномен". Особенно впечатляет, когда этакое недоразумение в центре города, скажем, на Димитрова недалеко от перекрестка с Вокзальной магистралью. Как-то раньше не замечал подобного.

Это что, какое-то ноу-хау в плане производства особо гнущегося асфальта?
Мое глубокое имхо- поголовное применение шипованной резины.
Обратите внимание, где она в основном проявляется.
В левых рядах в основном, там, где шипованные легковушки ездят.
В правых рядах, где большегрузы нешипованные перемещаются ее как правило нет.
Странный какой то асфальт у нас получается.
Прогибается под легковыми, а большегрузы выдерживает.
aglow
- перегрев покрытия - как ни подбирай асфальтобетон, в жару все одно становится пластичным...
в калифорнии не расползается а у нас да. как так получается?
- превышение нагрузки перед расчетной и по весу и по интенсивности движения
это кто насчитал так, что под легковушкой проваливается?
Technic
Мое глубокое имхо- поголовное применение шипованной резины.
сколько раз в день шипы переобуваешь? а то пол улицы в колее, а половина нет....
awww
В Калифорнии зима несколько более мягкая, поэтому битум используют совсем другой марки... Да и дороги там в основном из цементобетона)))

кто насчитал? СНиПы. Наши дороги в основном построены во времена когда не было такой интенсивности движения.

Колейность можно встретить даже на автобанах Европы. Но не в таким масштабах. Там и зимы мягкие и контроль пожесче.

Яж написал, первым пунктом:
нарушения в строительстве дорожной одежды
awww
асфальт кладется частями...
завод утром выдаст хороший асфальт, а в обед "грязь битумную" )))
сейчас все заводы автоматизированные, на пульте асфальтового завода видно, ЧТО они грузят в кузов камаза и какая смесь готовится
aglow
Здесь уже все возможные причины и все возможные последствия у кучу смешали, нет смысла в таком формате причины искать, еще раз повторю, что закажите, то и получите, одну шапку, или семь.
Выход есть, вернуть награбленное народу, и брать столько битума, столько щебня и цемента, сколько нужно для строительства, а бывшие олигархи, если они такие умные, пусть берут кредит в сбербанке, и строят любые заводы, и производят все что им вздумается, никто не возражает.. если смогут конечно, в этих условиях, в которых они нам, работать, а не ныть предлагают.