К троллейбусным депо Горэлектротранспорта
4264
18
Доброго времени суток всем. Сегодня с утра - (по времени уже вчера :)) поехал троллейбусом до Речного. Доехал только до Писарева. Троллейбус встал и высадил пассажиров - в принципе знакомая картина для тех, кто перемещается трамваем/троллейбусом. Если это происходит на Красном, то вереница вставших троллейбусов измеряется километрами, и люди с утра быстрее опускаются в метро, чтобы доехать, и не смотрят на происходящее.

Тут же я посмотрел - обошёл со всех сторон и увидел во всех деталях происходящее: троллейбус - новый, зелёный Троллза-Оптима стоял посреди перекрёстка Писарева-Красного, его штанга, зацепившись башмаком за растяжку, натянула всю контактную сеть по ходу движения, порвав питающую подводку, тем самым парализовав движение как 13-го, так 5-ки и 36-го в южную сторону. Если бы сфотографировал - было бы непонятно с моим фотоаппаратом на мобилке - не хватает разрешения и пришлось бы ближе подходить, поэтому фотографировать не стал.

Так вот, я знаком с подобной проблемой с троллейбусов и в курсе, и даже знаю, как выглядит срыв штанги на линиях в каунасском троллпарке:
На Шкоде 14Тр приблизительно тех же годов выпуска, что и большинство 9-х ЗиУшек в Новосибе:

На новых - даже постарше "Оптим" - "Солярисах Троллино"

И - для сравнения - новосибирские кадры:


То есть, разницу заметили? В их распроклятущей прибалтике где русских ну уж очень не любят (сам побаивался по некоторым районом шастать ;)) есть на троллейбусах такие устройства - штангоуловители. Сзади висят тросики, с катушками. Более старая модель - механическая, когда тросик сзади просто наматывается под действием пружины, притягивая штангу к крыше и не давая оборвать растяжки и всю контактную сеть, на новых "Солярисах", как, впрочем, и на МАЗах и БКМах стоят на крыше гидравлические штангоуловители - я не вникал, может, и пневматические, это не столь важно в нашей теме. И даже старенькая Шкода 9Тр - ей скоро 30 лет стукнет - в Вильнюсе всегда выходила и выходит на линию с работающими штангоуловителями со всегда взведёнными пружинами:

Заметьтя, что и каунасским, и вильнюсским троллейбусникам тоже порой не сладко живётся: у них прошлой зимой из-за экономии электроэнергии захотели печку у водителя снять и ещё зарплату снизить, пришлось бастовать. И в Риге тоже, не получая самую высокую в городе зарплату, с гордостью снимают такие вот клипы про скоростной режим своих троллейбусов:


Почему я так подробно всё растолковываю? Потому что на просьбу обратить внимание, как это делается, может быть на мой взгляд, более цивилизованно и более экономично - а ведь такие частые ремонты контактной сети - это всё-таки спускания денег, моих платимых в виде налогов и талончиков денег в ничто - в ветер, в такие вот утренние "сюрпризы", без надежды на улучшение скоростных режимов троллейбусов - как обычно раздадутся призывы комедиклабщиков "ты чё лох на троллейбусе кататься - купи машину, животное!" и в подтверждение правильности своих выводов приведут какую-нибудь матерную шутку из репертуара их телеэкранного божества Мартирасяна. Или скажут: мол, приехал, так и уезжай в свою поганую прибалтику, оттуда тебя выперли - чё к нам суёшься? А ветераны ещё припомнят: мол, при Сталине никаких ваших шмалянгоуловителей не было - а справлялись! И таких сопляков, как ты, на месте стреляли!

При Сталине троллейбусы не бегали с такой частотой, с такими загрузками пассажиров, с такой скоростью, с какой требуется сейчас. Не бегали они и по таким дорогам - всё-таки прогресс движется, и большие ямы - я в курсе, что от попадания колеса в яму штангоуловители срабатывают - на том же Красном всё-таки годами не лежат. Почему люди давятся в пробках на личном транспорте? Да потому что добраться без подобных "сюрпризов" с остановкой десятков троллейбусов с утра сразу невозможно! Может, всё-таки штангоуловители необходимы, чтобы срыв штанги - а ведь это достаточно частый случай - заканчивались временной остановкой одного троллейбуса, а не полной большого числа? Может, нужно маленько вкладываться не только в такие вот экстренные ремонты контактных сетей и гламурное опускание линий стёкол у модернизируемых троллейбусов для "современного вида"?

Так вот, я не случайно обратил внимание: была бы старая раздолбанная в хлам девятка - а то новый! Ещё заднее стекло грязью толщиной с палец не покрылось! С такой помпой купленного и показанного по всем новосибирским СМИ! И без штангоуловителей! Гробит контактную сеть и наше с вами время! Не водитель, нет, хватит с одних водителей и монтёров спрашивать, их нагрузка с расширением города с каждым днём возрастает - а высоколобые дипломированные по нескольку раз инженеры и руководители ГЭТ и мэрии, получающие немалые средства каждый месяц - наших налоговых средств! Мы какого века транспорт закупаем - XXI-го или только похожий на него, чтобы "люди оценили"? Почему снимаются штангоуловители с тех вагонов, на которых они предусмотрены на заводе? Их достаточное количество бегает таких среди 9-ток и ленинградских - присмотритесь к "пуговицам" под задними окнами, из которых по идее должны идти тросики к штангам.

Это - не какие-то недосмотры, потому что аварии в троллейбусных КС происходят часто, это - система. Система, которая работает, не думая о людях, а думая об отчётах, которые они передадут начальству, получив свои очередные премиальные.

Тут у нас 14 марта выборы в совет депутатов. Стоят ли наши голоса того, чтобы мы их отдали за тех, кто вкладывает деньги в развитие Новосибирска формально, "для галочки"? Стоит ли верить, что только лишь правящая партия - наше всё, её решения - лучшие и без неё весь мир крахом пойдёт? Стоит ли бежать за красивыми мегапатриотическими железобетонными лозунгами со скупой мужской слезой? Или будем взвешивать КАЖДОЕ сказанное слово и сделанное дело, вот спускаясь даже до таких вот мелочей, анализировать - а на каком основании ты раздаёшь обещания, каким путём ты собираешься нашу жизнь сделать лучше? Анализировать его по принципу "а как эти колоссальные вещи скажутся на мне как одном человеке, живущим рядом с таким же человеком, работающим и отдыхающим тоже с такими же людьми, из которых весь наш большой Новосибирск состоит"? Просто думать, а не бежать делать "как все"?
Гастер
Позвольте немного поофтопить. Почему решили переехать к нам из Литвы?
Гастер
Что примечательно, как раз во времена сталина на ЯТБ штангоуловители были. И на ЗиУ-9 и почти всех их многочисленных клонах тоже. Но заметил такую особенность - почему-то именно начиная с ЗиУ-9 они стали массово во почти во всех городах отключаться. То есть, возможно, имеется конструктивный недостаток, который завод за 30 лет выпуска так и не исправил.
Так что в этом деле не всё так однозначно, всё валить на ГЭТ не нужно.

З.Ы. Спрошу у работников ГЭТ, почему у нас со штангоуловителями не ездят, самому интересно стало.
ambient
Позвольте немного поофтопить. Почему решили переехать к нам из Литвы
Ожидал, даже написал сверху. Отдельная тема - хотите - заведём. Но не в этой теме, пожалуйста.
Mitya_K
Чаще всего причиной, опять же по ссылкам на форумах, авлялись ложные срабатывания на плохих дорогах: принцип их работы заключается в отщёлкивании собачки взведённой пружины при резком выдёргивании тросика. для предотвращения этого первые троллейбусы, кстати, и делались с огромными колёсами, что видно на фотографиях первых Шкод и МАНов и ещё каких-то британских - сейчас не упомню их названия. Потом появились пневмоподвески, да и дороги улучшились. Но, штангоуловители продолжали не использоваться. И ещё один момент: со Шкод ни на Украине, ни в прибалтике они не снимаются, хотя по логике вещей, механика - штука более капризная, чем электромоторчик.

Кстати, ещё один момент: на ЗиУшках, в отличие от 14-х шкод они не механические, а электрические, следовательно, легко отключаемые - только не знаю, заложено ли отключение в конструкцию. Плюс, блокировку срабатывания можно сделать автоматической: существуют и датчики раскачивания корпуса, и логическая схема опускания при пропадании напряжения в КС, в общем - применяя мозги, возможно всё.

Кстати, просматривая интернет, заметил "Тролзу" с разобранным ШУ.
ТролЗа-5275.06 Оптима № 3309
Может, быстро ломаются? Ну тогда пневматику надо ставить, всё равно дешевле выйдет - ну если, конечно, думать о постоянном доходе от постоянных пассажиров.

Спасибо за фотку. Я тоже заметил, что новенький троллик, который был на видео показан при последней поставке, был со штангоуловителями. Но вот на том, который зацепился, их я не заметил. Если в следующий раз его поймаю - скажу на каком.

Кстати, среди фоток сохранившихся ЯТБ-1 я не заметил ни одной со штангоуловителями - у них вместо них была простая рама, на которую закидывалась верёвка - в отличие от пятёрки и девятки верёвки были не на кольцах, а закреплены на концах штанг постоянно.
Гастер
Ребятки, о чем Вы, уловители-шмуловители, я намедни 10 минут простоял на пл. Станиславского, по причине того, что водитель троллейбуса - урод редкостный. Слетели у него эти самые штанги, а он стоит как раз поперек дороги, он выскочил, схватил веревки которые у троллейбуса сзади болтаются, и давай обе штанги одновременно на провода насаживать, минуты 3 маялся бедняга, кое-как насадил. Вроде залез тронулся, но тут оказалось что нужно ему направо, а провода на которые он штанги посадил едут налево по кольцу :шок:, опять выскочил как ужаленный, мечется снова схватил обе штанги разом, вот и смех и грех:хммм:а Вы про какие-то уловители, ониж мозгов водителям не добавят!
elephant
Почему сразу урод. Может, просто новичок, может у него штанги первый раз слетели.

Судя по описанию, он излишне засуетился и, стараясь всё сделать как можно быстрее, наоборот, наделал глупости.
Отсюда можно сделать вывод, что он человек излишне "суетной", неопытный, но никак не урод.

А вот те, кто видя, как неопытный водитель не может или не решается сделать какой-либо маневр, начинают ему истерично пищать - уроды ИМХО. Этим самым они провоцируют его на необдуманные, в т.ч. и аварийно опасные действия. А ведь можно хотя бы просто подождать, а то и помочь.

З.Ы. Вы, надеюсь, не пищали? :зло:
Гастер
Вот ответ от человека, ответственного за эксплуатацию ГЭТ:

В планах - восстановление. К сожалению, переломить костность сознания пока трудно ,но будет день, когда все Оптимы с ШУ будут работать.
Убирают ШУ (речь про ЗиУ-682*) только при замене обшивы ж... Иначе зачем выламываться? Кроме того, на ЗиУ-682 всех модификаций установлены ШУ с электроприводом (в 2000 и 2002 годах приходили вовсе без ШУ). Сейчас - инерционные, механические (автолюбители есть? то же самое, что ремни безопасности).
Судя по всему, электрические штангоуловители на ЗиУ-9 оказались менее надёжными, чем механические. Ибо действительно чётко прослеживается тенденция: "Шкода" - штангоуловители как правило работают, ЗиУ-9 - как правило нет. Да и на механические, видимо, не просто так перешли.

Про ЯТБ, похоже, действительно ошибся. Прохоже, штангоуловители впервые в СССР появились на "Сварзах" и ЗиУ-5.
elephant
Вы про какие-то уловители, ониж мозгов водителям не добавят!
ИМХО, добавят - по крайней мере сразу за две штанги не ухватишься - верёвочки-то разные!

А вообще, опять же на мой взгляд, на хорошей, логично сделанной, адекватно ведущей себя технике лучше и быстрее учиться. Причём это касается самых разных областей - от горной техники до игры на музыкальных инструментах.
Mitya_K
Почему сразу урод.
Да собственно это я цитировал водителя следующего троллейбуса :улыб:
Mitya_K
Судя по всему, электрические штангоуловители на ЗиУ-9 оказались менее надёжными, чем механические. Ибо действительно чётко прослеживается тенденция: "Шкода" - штангоуловители как правило работают, ЗиУ-9 - как правило нет. Да и на механические, видимо, не просто так перешли.
Ага, сегодня выкопал одно обсуждение на форуме четырёхлетней давности, почему именно на Шкодах поддерживают их в порядке: по видимому, в Европе, а в конкуренции с троллейбусными производителями как раз и находилась Шкода, около 30 лет назад задумались о том, как бы это водителю троллейбуса не лазить на крышу для ловли этих самых штанг и их последующей установки. Поэтому для этого на Шкоде были вынуждены сделать хорошие, качественные и надёжные штангоуловители, с которыми было возможно работать с земли без проблем, а затем они убрали с задней стенки лестницу. И поэтому в тех парках, где были Шкоды, относились к штангоуловителям с должным вниманием: хочешь-не хочешь - а содержи их всегда чистыми, смазанными, отрегулированными и взведёнными, иначе - ищи палку с крюком или вызывай техпомощь. Кстати, где-то слышал, что в каких-то городах "удочки" - главный инструмент для установки штанг. Говорят, что удобнее.

Энгельские ребята же решили пойти по пути наименьшего сопротивления, в результате чего водителей ЗиУ не очень заботят штангоуловители - всё равно то на отклонении верёвка выскочит, в нужный момент не сработает, и придётся на крышу лезть за верёвкой.

Так вот: о том, что, я полагаю, было бы полезно:
Некто Ganz Transelectro Vehicle Devices, известный, как я понимаю, в СССР главным образом по венгерским дизель-поездам Д и Д1 - ну а в Будапеште он трамваи делал, выложил демку штанг с пневматическим управлением специально разработанных для Будапештских ЗиУ и Икарусов. Также ещё слышал, что МАЗы в Питере бегают с подобными девайсами питерского производства. В любом случае, по скорости срабатывания они значительно безопаснее механического и электрического на катушке, а также исключена возможность замерзания механизма в холод - тормоза же ведь, получающие воздух от того же компрессора, не отказывают. И если вместо применяемого на Оптимах родного РКСУ ГЭТ приобрело асинхроники, в чём нельзя его не поддержать, то почему бы не заказать и подобные штанги.

Передайте знакомому, что он делает правильное дело переламыванием косности сознания и улучшению безопасности движения троллейбусов. Успехов ему в этом.
Гастер
Гастер, своим постом вы заставили вспомнить как работает троллейбус в Вильнюсе. Я там очень часто бывал в позднесоветское время. Каждый раз туда приезжал как в заграницу. А эти чешские троллейбусы Шкода и более старые двухдверные и более новые трехдверки - прямо сказка! И все чистенько, уютно и без грязи. И водители в них такие тетки-литовки - кровь с молоком - ух!!!
Всегда поражался по-европейски организованному там движению. А интервалы - троллейбусы идут один за одним. Вот куда бы я отправил Сан Саныча Штумпфа (нашего руководителя Горэлектротрнаспорта) так это в Литву - опыт перенимать. Уже тогда троллейбусы были оборудованы звуковыми информаторами - причем объявлялись остановки на двух языках. Даже сейчас в ушах - "республикине библиотекА-республиканская библиотека" с таким приятным прибалтийским акцентом дикторша объявляла. Ну что поделать - Европа, нам тут в нашей холодной Сибири только мечтать об этом.
Кстати, и уж не разу не видел, чтобы водитель троллейбуса выскакивал и что-то там натягивал на провода!!!
hungar
Ну вы всё-таки приезжали как турист туда и раз от разу все же проблемы увидеть невозможно. Так же и в отношении всего остального, что есть там.

Ну вот Шкоды, которые вы там видели - они до сих пор бегают. Крупное обновление транспорта было эдак в 95-м - такими же Шкодами и вот приблизительно параллельно с Новосибом идёт сейчас - только уже Солярисами Троллино. Вот их делают:

и отсылают (правда на видео Урбину собирают) Вот от них Энгельс, Ликино-Дулёво и Нефтекамск должны реально прятаться за большими ввозными пошлинами, ибо достаточно одному Солярису проникнуть в Новосиб, чтобы рынок Новосиба для них закрылся. Как и для столь нахваливаемых новосибирскими СМИ китайцев, кстати - только МАЗ способен держать с ними конкуренцию на уровне, и то выигрывая, чаще всего, ценой.

Но с кризисом притормозилось, видимо. Так вот, те советские Шкоды, что ещё бегают - всё-таки не хило изношены, всё-таки в потрёпанном состоянии. Не всё так гладко, как кажется - и срыв штанг, и многие другие нелицеприятные вещи там происходят. Например - в памяти всплывает - на женщину штанга упала, покалечило её. Компенсацию отсудила около 300 000 литов (умножаем на 10 - получаем в рублях). Вот только не помню - при каком мэре это было, но то, что больше такого я не слыхал - это точно. Видимо, выгоднее всё-таки содержать подвижной состав в исправности.

А Штумпфа, ИМХО, лучше в Ригу направить на обмен опытом - там, видимо, энтузиастов побольше, много разных финтов умеют выполнять - как, например, поворот с отрывом штанг почти без остановки движения. Там, кстати, вовсю используются троллики с автономным ходом - и не просто для резерва, а некоторые маршруты проложены с участками без электрификации. И трамваи новые Шкодовские там бегают - специально под них контактку переделывали - теперь по некоторым участкам могут бегать трамы как со штангой, так и с пантографом. В общем, как организовывать хозяйство у рижан поучиться большему можно, чем у вильнюсцев.

А вообще, должность мэра Вильнюса - это совсем незавидная должность - критикуют со всех сторон. Зуокаса за то, что он себе приобрёл служебный сигвей, сожрали с потрохами в прессе, хотя в Паланге рядовые полицейские на них разъезжают. Его там, кстати, грызли ещё за многое, и по делу. И так со всеми - с одними получше, с другими похуже, но критики не избегал ни один. И ни один не стал таким "крепким хозяйственником", как Лужков. Думаете, мэры слабоваты? Ну-ну. Был, правда, в Клайпеде один мэр, о котором до сих пор отзываются клайпедчане по большей части хорошо - Это Эугениюс Гентвилас. Но он сам отказался баллотироваться.

Я к чему веду разговор? А не связано ли количество и качество предметной, объективной и стратегически верной критики в адрес руководителя с качеством последующей жизни граждан?

Ну и напоследок, персонально для hungar:

Не кажется ли вам, что тембр голоса диктора не изменился?

Кстати, сибирячки ничуть не хуже литовок :wub1.gif: С весной вас всех! :flowers:
Гастер
Гастер, спасибо, очень порадовали развитием польского автобусостроения. Ну а после голоса дикторши в вильнюсском троллейбусе нахлынули приятные воспоминания.
hungar
после начала топика, специально стал обращать внимание на тролейбусы...
все новые тролзы, которые я видел, оборудованы штангоулавливателями (сзади, от штанг идут 2 троса к бабинам).....
замечено на 10ке, 8ке, 23м...
Skipper
Дык пора что-то улучшать в конструкции троллейбусов не оставаться же на пятидесятилетнем уровне технического прогресса вечно.
В мэрии должны уже озаботиться закупкой низкопольных машин, хватит только уповать на дешевизну. Как известно, скупой платит дважды. На дворе 21 век!
Skipper
Во, на днях попался, который кусался - в 7:03 на плехановском. №3304. Качество не очень - всё-таки камера у Siemens CX65, да ещё пылящаяся по карманам, не идеально снимает.

Как я понимаю, Тролзы с первыми номерами 33xx обладают поломанными ШУ. У более новых всё в порядке.
hungar
В мэрии должны уже озаботиться закупкой низкопольных машин, хватит только уповать на дешевизну. Как известно, скупой платит дважды. На дворе 21 век!
И не только низкопольных, нужны 18-метровые "гармошки" По центральным улицам они должны бегать, так как эксплуатация 2 "гармошек" - дешевле, чем 3 обычных. Просто потому что требуются 2 экипажа вместо 3-х. Период следования 23-го, к примеру, и так можно в 1,5 раза увеличить - безболезненно. Чтобы они не стали холодильниками, они должны быть утеплёнными - заодно и энергии будет расходоваться зимой меньше. А на вырученные деньги, довести, наконец, троллейбус до Родников, ТЭЦ-5, Плющихинского или барахолки - да хоть, мазафака, до Первомайки - и зарабатывать, наконец-то деньги, а не плакаться мэрии в нерентабельности.