На информационном ресурсе применяются cookie-файлы. Оставаясь на сайте, вы подтверждаете свое согласие на их использование.
.....а в эти дни 100 лет назад в нашем городе:
114656
1009
21 октября 1922, суббота
Советская Сибирь,№238, 21.10.1922, суббота
Тов. Троцкий о воспитании молодёжи
(Из доклада на Всероссийском съезде РКСМ).
Вопрос жизни и смерти республики,— Люди третьего призыва.— «Грызите молодыми зубами гранит науки»
Это вопрос очень простой, но вместе с тем, он крайне сложен, ещё немало об него придется обломать молодых зубов в борьбе, и борьба будет длительная, затяжная.
Первоначальное капиталистическое накопление много рубцов оставит на спине и вообще на теле рабочего класса, его молодежи.
И вот почему воспитание этой молодёжи, воспитание ее наиболее сознательных элементов, воспитание теоретическое, а под влиянием авангарда —воспитание масс молодежи является для нас вопросом жизни и смерти.
История пяти лет революции должна дать основной материал для этого воспитания.
Нужно разбираться в пространстве и времени.
Ибо что такое образование, обучение воспитание?
Это—навыки, развитая способность ориентироваться в условиях времени и пространства.
Нужно знать страну, в которой мы живем, страны, которые нас окружают, и нужно знать историю нашей страны, хотя бы за последние 10—15 лет, нужно знать вчерашний день, период накануне октября, период коалиции, Керенщины, 4 основных момента истории наших мелко буржуазных партий.
Это должно быть достоянием каждого сознательного молодого рабочего, ибо еще много будет боёв, потому что развитие революции на Западе идет планомерно, но медленнее, чем мы ожидали.
Смотрите, сколько колебаний, сомнений в рядах самого рабочего класса.
В Италии после подъема упадок, измена, потом раздел социалистических партий.
В Германии раздел на три части: социал-демократы, независимые, коммунисты.
Затем объединение независимых с социал-демократами, как будто укрепление вражеского лагеря.
Что это такое?
Это отдельные ступеньки в курсе революционного развития рабочего класса, и ступеньки эти идут сплошь и рядом вкривь да вкось.
Так постепенно рабочий класс 3апада подвигается вперед, укрепляя свою революционную партию.
Революция подготовляется в Европе, как и в Америке, систематически, шаг за шагом, упорно, с зубовным скрежетом обоих лагерей.
Она будет длительной, затяжной, жестокой и кровавой.
Поддержать, укрепить и разбить в рабочей молодежи это сознание вчера угнетенного, сегодня еще страдающего, но господствующего рабочего класса—это наша первая и основная задаче вчера еще угнетённого, сегодня еще страдающего полуголодного, но держащего политическую власть в своих руках.
Нам, товарищи, пуще всего надо учиться, пуще всего учиться, и так как борьба будет затяжной до победы мирового рабочего класса, то учиться нам надо не наспех, а всерьез и надолго.
Наука—не простая вещь, и общественная наука в том числе, это—гранит, и его надо грызть молодыми зубами, ибо если обстановка сейчас внутри страны тяжка, и если переходный период затрудняет понимание классовой природы государства, то на помощь должна придти обобщающая наука, и не слёта нахватанная, а перешедшая в сознание, в плоть и кровь, и ближайший год, и ближайшие годы будут годами учения и должны стать годами напряженной работы рабочей молодежи, как авангарда рабочего класса по воспитанию и самовоспитанию.
Та борьба, которая предстоит, чрезвычайно тяжела, она пожирает силы старшего поколения без конца. Мы все стареем, люди первого призыва.
Люди второго призыва—они поднялись в годы бурной гражданской войны, они учились кое как и научились малому.
Люди третьего призыва рабочего класса, вашего поколения, вы входите в сознательную жизнь в более благоустроенной Советской республике и ни в такой лихорадочной атмосфере, и вам учиться нужно, чтобы придти на смену старшего поколения, часть которого постепенно выйдет в тираж.
Вот почему товарищи, вопрос о союзе молодежи есть вопрос жизни и смерти нашей страны, есть вопрос жизни и смерти нашей революции, есть вопрос судьбы всего революционного движения.
Я обращаюсь к вам и через вас ко всем наиболее чутким, наиболее честным, наиболее сознательным слоям пролетариата и передового крестьянства с призывом: учитесь, грызите молодыми зубами гранит науки. закаляйтесь и готовьтесь на смену.
Советская Сибирь,№238, 21.10.1922, суббота
Тов. Троцкий о воспитании молодёжи
(Из доклада на Всероссийском съезде РКСМ).
Вопрос жизни и смерти республики,— Люди третьего призыва.— «Грызите молодыми зубами гранит науки»
Это вопрос очень простой, но вместе с тем, он крайне сложен, ещё немало об него придется обломать молодых зубов в борьбе, и борьба будет длительная, затяжная.
Первоначальное капиталистическое накопление много рубцов оставит на спине и вообще на теле рабочего класса, его молодежи.
И вот почему воспитание этой молодёжи, воспитание ее наиболее сознательных элементов, воспитание теоретическое, а под влиянием авангарда —воспитание масс молодежи является для нас вопросом жизни и смерти.
История пяти лет революции должна дать основной материал для этого воспитания.
Нужно разбираться в пространстве и времени.
Ибо что такое образование, обучение воспитание?
Это—навыки, развитая способность ориентироваться в условиях времени и пространства.
Нужно знать страну, в которой мы живем, страны, которые нас окружают, и нужно знать историю нашей страны, хотя бы за последние 10—15 лет, нужно знать вчерашний день, период накануне октября, период коалиции, Керенщины, 4 основных момента истории наших мелко буржуазных партий.
Это должно быть достоянием каждого сознательного молодого рабочего, ибо еще много будет боёв, потому что развитие революции на Западе идет планомерно, но медленнее, чем мы ожидали.
Смотрите, сколько колебаний, сомнений в рядах самого рабочего класса.
В Италии после подъема упадок, измена, потом раздел социалистических партий.
В Германии раздел на три части: социал-демократы, независимые, коммунисты.
Затем объединение независимых с социал-демократами, как будто укрепление вражеского лагеря.
Что это такое?
Это отдельные ступеньки в курсе революционного развития рабочего класса, и ступеньки эти идут сплошь и рядом вкривь да вкось.
Так постепенно рабочий класс 3апада подвигается вперед, укрепляя свою революционную партию.
Революция подготовляется в Европе, как и в Америке, систематически, шаг за шагом, упорно, с зубовным скрежетом обоих лагерей.
Она будет длительной, затяжной, жестокой и кровавой.
Поддержать, укрепить и разбить в рабочей молодежи это сознание вчера угнетенного, сегодня еще страдающего, но господствующего рабочего класса—это наша первая и основная задаче вчера еще угнетённого, сегодня еще страдающего полуголодного, но держащего политическую власть в своих руках.
Нам, товарищи, пуще всего надо учиться, пуще всего учиться, и так как борьба будет затяжной до победы мирового рабочего класса, то учиться нам надо не наспех, а всерьез и надолго.
Наука—не простая вещь, и общественная наука в том числе, это—гранит, и его надо грызть молодыми зубами, ибо если обстановка сейчас внутри страны тяжка, и если переходный период затрудняет понимание классовой природы государства, то на помощь должна придти обобщающая наука, и не слёта нахватанная, а перешедшая в сознание, в плоть и кровь, и ближайший год, и ближайшие годы будут годами учения и должны стать годами напряженной работы рабочей молодежи, как авангарда рабочего класса по воспитанию и самовоспитанию.
Та борьба, которая предстоит, чрезвычайно тяжела, она пожирает силы старшего поколения без конца. Мы все стареем, люди первого призыва.
Люди второго призыва—они поднялись в годы бурной гражданской войны, они учились кое как и научились малому.
Люди третьего призыва рабочего класса, вашего поколения, вы входите в сознательную жизнь в более благоустроенной Советской республике и ни в такой лихорадочной атмосфере, и вам учиться нужно, чтобы придти на смену старшего поколения, часть которого постепенно выйдет в тираж.
Вот почему товарищи, вопрос о союзе молодежи есть вопрос жизни и смерти нашей страны, есть вопрос жизни и смерти нашей революции, есть вопрос судьбы всего революционного движения.
Я обращаюсь к вам и через вас ко всем наиболее чутким, наиболее честным, наиболее сознательным слоям пролетариата и передового крестьянства с призывом: учитесь, грызите молодыми зубами гранит науки. закаляйтесь и готовьтесь на смену.
Советская Сибирь, №238, 21.10.1922, суббота
Эстония
Франция требует уплаты за перевозку белогвардейцев.
РИГА, 16 октября 1922 г. МинИнДелом Эстонии внесено правительству предложение уплатить Франции 8 миллионов франков за содержание и два миллиона за перевозку из Сибири латвийский белогвардейских частей.
Правительство постановило выяснить вопрос совместно с Польшей, Чехословакией, Югославией, которой Франция предъявила подобные же требования.
Эстония
Франция требует уплаты за перевозку белогвардейцев.
РИГА, 16 октября 1922 г. МинИнДелом Эстонии внесено правительству предложение уплатить Франции 8 миллионов франков за содержание и два миллиона за перевозку из Сибири латвийский белогвардейских частей.
Правительство постановило выяснить вопрос совместно с Польшей, Чехословакией, Югославией, которой Франция предъявила подобные же требования.
Советская Сибирь, №238, 21.10.1922, суббота
Красная армия.
Шефы помогают.
Шефом 62 полка — Сибпромбюро пожертвовано для ремонта казарм
- 50 пудов гвоздей и
- 100 пудов извести.
Известь полком еще не получена.
— Шеф 9-й роты 62-го полка, Сиббюро РКП за за первую половину октября выдал для нужд роты и красноармейцев
- 20 пар ботинок,
- 40 арш. красной материи,
- 15 ф. турецкого табаку и
- 120 кор. спичек.
В клубе 62-го полка.
В воскресенье 15 октября ставилась пьеса „Сокровище" — Киреева-Гатчинского, которая прошла с большим успехом.
Особенно хорошо провел свою роль Ратомский (Игорь).
Роль Варвары исполнила Никитина, которая сумела передать всю затхлость взглядов аристократического общества, влиявшего на мужика и на деревню в целом.
Удачно исполнили свои роли
- Баранов—старика Жана,
- Штуде—Бориса,
- Далина—Евдокии Калистратовны.
Слабее провела свою роль Свободина (Лидия), но ей, как начинающей артистке приходится сделать снисхождение.
В общем, как видно, труппа 62-го полка начинает серьёзно относиться к постановкам.
Очередной репертуар:
- „В старые годы“,
- „Ночи безумные" и
- "Чужая".
Революционный репертуар:
- „Весна без солнышка",
- "Солнечные лучи",
- "Великий коммунар",
- „Трилогия" и
- "Дети Дафтара".
В. К.
Красная армия.
Шефы помогают.
Шефом 62 полка — Сибпромбюро пожертвовано для ремонта казарм
- 50 пудов гвоздей и
- 100 пудов извести.
Известь полком еще не получена.
— Шеф 9-й роты 62-го полка, Сиббюро РКП за за первую половину октября выдал для нужд роты и красноармейцев
- 20 пар ботинок,
- 40 арш. красной материи,
- 15 ф. турецкого табаку и
- 120 кор. спичек.
В клубе 62-го полка.
В воскресенье 15 октября ставилась пьеса „Сокровище" — Киреева-Гатчинского, которая прошла с большим успехом.
Особенно хорошо провел свою роль Ратомский (Игорь).
Роль Варвары исполнила Никитина, которая сумела передать всю затхлость взглядов аристократического общества, влиявшего на мужика и на деревню в целом.
Удачно исполнили свои роли
- Баранов—старика Жана,
- Штуде—Бориса,
- Далина—Евдокии Калистратовны.
Слабее провела свою роль Свободина (Лидия), но ей, как начинающей артистке приходится сделать снисхождение.
В общем, как видно, труппа 62-го полка начинает серьёзно относиться к постановкам.
Очередной репертуар:
- „В старые годы“,
- „Ночи безумные" и
- "Чужая".
Революционный репертуар:
- „Весна без солнышка",
- "Солнечные лучи",
- "Великий коммунар",
- „Трилогия" и
- "Дети Дафтара".
В. К.
Советская Сибирь, №238, 21.10.1922, суббота
На мельнице.
(Госмельница № 3.)
В конторе мельницы, когда я пришёл была суета.
Зловеще щелкали счеты, перелистовались листы какой-то большой книги.
Заведывающий был не в духе.
Он бегал, кричал и почти через каждую минуту ударял себя по лбу, при этом тяжело вздыхал...
Тихо стоят рабочие в конторе мельницы и переглядываются друг на друга....
В углу за столом сидит какой то молодой человек и задает вопросы:
—Сколько рабочих?
—53.
—Как обстоит квартирный вопрос?
—Квартиры хорошие.
—Как санитарное дело?
—Есть амбулатория и лазарет.
— А кассы взаимопомощи есть?
—Есть, только взносов не поступает,
—Почему?
—Недавно организована.
—Ведется ли культурно-просветительная работа?
—Ведется. Есть клуб для рабочих, рядом с мельницей.
—Учатся ли дети работах?
—Учатся, при клубе есть школа для детей рабочих.
—Отношение администрации к рабочим?
—Среднее.
—То есть, как среднее?
—Да, среднее.— Громко повторил предзавкома.
Среди рабочих началось перешёптывание.
У них был какой то вопрос.
И они хотели его разрешить, да языки прилипли.
—Спросите у рабочих—вдруг проговорил предзавкома.
Из толпы, робкими шагами вышел молодой парень и так же робко подошёл к столу.
—Я, — дрожащим голосом заговорил он—я на днях уволен с мельницы.
—За что?
—Дело было так: 14 октября наш заведывающий Макаозев напившись до „чёртиков", каким то судьбами забрался в машинное отделение и там учинил драку с помощью машиниста Борисовым. Я в это время проходил мимо.
—„Лапин! — вдруг крикнул мне старый машинист, — иди разними!
Я вошел в машинное отделение.
Макаозев сидел верхом на Борисове и долбил его своей пятернёй в затылок.
Я начал разнимать.
Но Макаозев чувствуя себя „богом и царем" ударил меня по лицу, ну, а я — дал сдачи, вот из-за этого меня и уволили.
—И без постановления заводского комитета—подтвердили рабочие.
—А где же Макаозев?—спросил сидящий в углу молодой человек.
—В Камень перевели. За такие бы штуки надо проучить, а его только перевели, — говорят рабочие, — в святом месте устроил скандал...
И действительно машинное отделение свято.
Но почему же об этом умалчивает тот, кому это нужно знать?
На каланче уж ударило четыре когда я вышел заводской конторы.
Я шёл и думал:
Неужели заводской комитет не может обуздать заведывающего?
Почему он, призванный на защиту интересов рабочих является пешкой в руках господ Макаозевых?
Этого быть должно!
Всякое увольнение рабочих должно происходить с ведома завкома.
Рабочий должен быть хозяином в госпредприятии, а заведывающий—его старший товарищ, не более.
*) Мельница СКС № 3—Фабричная ул.—110 рабочих (Справочник блокнот Весь Новосибирск в кармане 1928)
В. Трудовой.
На мельнице.
(Госмельница № 3.)
В конторе мельницы, когда я пришёл была суета.
Зловеще щелкали счеты, перелистовались листы какой-то большой книги.
Заведывающий был не в духе.
Он бегал, кричал и почти через каждую минуту ударял себя по лбу, при этом тяжело вздыхал...
Тихо стоят рабочие в конторе мельницы и переглядываются друг на друга....
В углу за столом сидит какой то молодой человек и задает вопросы:
—Сколько рабочих?
—53.
—Как обстоит квартирный вопрос?
—Квартиры хорошие.
—Как санитарное дело?
—Есть амбулатория и лазарет.
— А кассы взаимопомощи есть?
—Есть, только взносов не поступает,
—Почему?
—Недавно организована.
—Ведется ли культурно-просветительная работа?
—Ведется. Есть клуб для рабочих, рядом с мельницей.
—Учатся ли дети работах?
—Учатся, при клубе есть школа для детей рабочих.
—Отношение администрации к рабочим?
—Среднее.
—То есть, как среднее?
—Да, среднее.— Громко повторил предзавкома.
Среди рабочих началось перешёптывание.
У них был какой то вопрос.
И они хотели его разрешить, да языки прилипли.
—Спросите у рабочих—вдруг проговорил предзавкома.
Из толпы, робкими шагами вышел молодой парень и так же робко подошёл к столу.
—Я, — дрожащим голосом заговорил он—я на днях уволен с мельницы.
—За что?
—Дело было так: 14 октября наш заведывающий Макаозев напившись до „чёртиков", каким то судьбами забрался в машинное отделение и там учинил драку с помощью машиниста Борисовым. Я в это время проходил мимо.
—„Лапин! — вдруг крикнул мне старый машинист, — иди разними!
Я вошел в машинное отделение.
Макаозев сидел верхом на Борисове и долбил его своей пятернёй в затылок.
Я начал разнимать.
Но Макаозев чувствуя себя „богом и царем" ударил меня по лицу, ну, а я — дал сдачи, вот из-за этого меня и уволили.
—И без постановления заводского комитета—подтвердили рабочие.
—А где же Макаозев?—спросил сидящий в углу молодой человек.
—В Камень перевели. За такие бы штуки надо проучить, а его только перевели, — говорят рабочие, — в святом месте устроил скандал...
И действительно машинное отделение свято.
Но почему же об этом умалчивает тот, кому это нужно знать?
На каланче уж ударило четыре когда я вышел заводской конторы.
Я шёл и думал:
Неужели заводской комитет не может обуздать заведывающего?
Почему он, призванный на защиту интересов рабочих является пешкой в руках господ Макаозевых?
Этого быть должно!
Всякое увольнение рабочих должно происходить с ведома завкома.
Рабочий должен быть хозяином в госпредприятии, а заведывающий—его старший товарищ, не более.
*) Мельница СКС № 3—Фабричная ул.—110 рабочих (Справочник блокнот Весь Новосибирск в кармане 1928)
В. Трудовой.
Советская Сибирь,№238, 21.10.1922, суббота
Происшествия.
Ограбление склада Губторга.
В ночь с 17-го на 18-ое октября неизвестными злоумышленниками посредством взлома замков, ограблен склад Губторга №3 по Кузнецкой ул. №31.
Из склада похищено товаров на сумму около 6 миллиардов рублей.
Происшествия.
Ограбление склада Губторга.
В ночь с 17-го на 18-ое октября неизвестными злоумышленниками посредством взлома замков, ограблен склад Губторга №3 по Кузнецкой ул. №31.
Из склада похищено товаров на сумму около 6 миллиардов рублей.
ТОП 5
1
2
3