На информационном ресурсе применяются cookie-файлы. Оставаясь на сайте, вы подтверждаете свое согласие на их использование.
.....а в эти дни 100 лет назад в нашем городе:
114529
1009
Советская Сибирь, 30 октября 1922, в понедельник филонила и новостей не напечатала(((
31 октября 1922, вторник
Советская Сибирь, №246, 31.10.1922, вторник
Польша подавляет восстания украинцев
ГАННОВЕР, 26 окт. Для подавления восстания украинцев в Восточной Галиции польское правительство послало пехотные и кавалерийские отряды.
Галицское предмостное укрепление на Днестре горит.
В Казове идет настоящее сражение.
Борьба галичан-Украинцев.
Противопанское восстание в Восточной Галиции—Характер движения и "большевистские агенты" — Пробный камень —Брешь в польском "великодержавии".
Восточная Галиция—закабаленная панской Польшей украинская территория пылает в огне восстаний.
Идут настоящие сражения между повстанцами и польскими пехотно-кавалерийскими частями, высланными для усмирения восставших „украинцев".
Так гласят телеграммы.
Но прежде всего» нужно отдать себе отчет в том, каков характер этих галицийских восстаний и что представляют собою „украинцы"— объекты восстаний в провинции, опекаемой и угнетаемой поляками.
Украинцы — это прежде всего галицейские крестьяне, страдающие от двойного ига—политического и хозяйсгвенно-административного, а а целом—нагаечно-помещичьего режима Польши.
Восточная Галиция являет собою в системе польский буржуазной государственности не автономную область с вытекающим из нее кое-каким—в буржуазной практике—национальным самоопределением украинцев в „Малую Польшу",—кусок «единой, великой, неделимой.—державы Польши.
Отсюда, из такого характера „автономии" будет ясен и тот свирепый режим, какой установлен а Восточной Галиции.
Всякое хотя бы малейшее проявление национальных требований против«чистопольского» нагаечного режима, всякие протесты против притеснения крестьян польскими помещиками—беспощадно караются ставленниками губернатора.
(Восточная Галиция—обычная польская губерния).
Вот почему крестьянское повстанческое движение в Галиции носит прежде всего национальный характер и используется украинскими националистами, мечтающими об учреждении «Галицийской украинской республики», как козырь против режима неприкрытого и «наидержавнейшего» польского национализма.
Польский помещик не только враг крестьянства, но и враг „украинской самостоятельности" в Галиции.
Польскаянагайка—это прежде всего—нагайки против «украинских требований» и т. д.
Но так или иначе налицо развёрнутый фронт борьбы против польских властей, тратящих немало сил и средств для предотвращения „новой опасности, новой угрозы с Востока".
Этот „Восток"—на языке панской Польши означает „новые козни большевиков».
Большевистское правительство виновно а том взрыве негодования против Польши, какой вызван-де благодаря стараниям тех же „большевистских агентов"...
Есть, пожалуй, отчего беспокоиться.
Ведь военный, партизанский фронт, развернувшийся по соседству с Советской, революционной Украиной, что ни будь да значит. Вдруг, и галицийские крестьяне, стонущие под игом панов, заявят претензию—с оружием в руках!—на объединение с Советской Украиной?!
Мы можем, однако, успокоить правительство Польши.
Украинское движение в Вост. Галиции еще далеко от таких „претензий".
Оно ограничивается пока национальными требованиями и ни в какой зависимости от Харькова и Москвы по одному этому не находится.
Мы говорим „пока", ибо, не уверены в том, что это движение может не принять настоящий классовый лик борьбы не только против данного режима панов, но и против всякого буржуазно-помещичьего строя вообще.
Ведь все данные говорят за то, что движение захватывает беднейшие, наиболее угнетаемые круги галицийского крестьянства.
И никто не гарантирован от того, что движение развернется во всю, как гражданская война...
Но панское правительство Польши делает вид что оно здесь не при чем.
А между тем— восстания Восточной Галиции направлены прежде всего против его политики террора и разбоя.
Мы не знаем, достигнет ли успеха беспримерная борьба галицийского украинского крестьянства.
Ведь такие мастера по усмирению «бунтов», какими являются польские жандармы,—могут движение утопить в крови, не оставив камень на камне и с без того раззоренной и задавленной Восточной Галиции.
Но даже и неблагополучный исход—на этот раз борьбы галицийских украинцев, волею капризов истории временно оторванных от рабоче-крестьянской Украины, не способен разрешить один из бесконечно больных вопросов „великодержавной" Польши
Советская Сибирь, №246, 31.10.1922, вторник
Польша подавляет восстания украинцев
ГАННОВЕР, 26 окт. Для подавления восстания украинцев в Восточной Галиции польское правительство послало пехотные и кавалерийские отряды.
Галицское предмостное укрепление на Днестре горит.
В Казове идет настоящее сражение.
Борьба галичан-Украинцев.
Противопанское восстание в Восточной Галиции—Характер движения и "большевистские агенты" — Пробный камень —Брешь в польском "великодержавии".
Восточная Галиция—закабаленная панской Польшей украинская территория пылает в огне восстаний.
Идут настоящие сражения между повстанцами и польскими пехотно-кавалерийскими частями, высланными для усмирения восставших „украинцев".
Так гласят телеграммы.
Но прежде всего» нужно отдать себе отчет в том, каков характер этих галицийских восстаний и что представляют собою „украинцы"— объекты восстаний в провинции, опекаемой и угнетаемой поляками.
Украинцы — это прежде всего галицейские крестьяне, страдающие от двойного ига—политического и хозяйсгвенно-административного, а а целом—нагаечно-помещичьего режима Польши.
Восточная Галиция являет собою в системе польский буржуазной государственности не автономную область с вытекающим из нее кое-каким—в буржуазной практике—национальным самоопределением украинцев в „Малую Польшу",—кусок «единой, великой, неделимой.—державы Польши.
Отсюда, из такого характера „автономии" будет ясен и тот свирепый режим, какой установлен а Восточной Галиции.
Всякое хотя бы малейшее проявление национальных требований против«чистопольского» нагаечного режима, всякие протесты против притеснения крестьян польскими помещиками—беспощадно караются ставленниками губернатора.
(Восточная Галиция—обычная польская губерния).
Вот почему крестьянское повстанческое движение в Галиции носит прежде всего национальный характер и используется украинскими националистами, мечтающими об учреждении «Галицийской украинской республики», как козырь против режима неприкрытого и «наидержавнейшего» польского национализма.
Польский помещик не только враг крестьянства, но и враг „украинской самостоятельности" в Галиции.
Польскаянагайка—это прежде всего—нагайки против «украинских требований» и т. д.
Но так или иначе налицо развёрнутый фронт борьбы против польских властей, тратящих немало сил и средств для предотвращения „новой опасности, новой угрозы с Востока".
Этот „Восток"—на языке панской Польши означает „новые козни большевиков».
Большевистское правительство виновно а том взрыве негодования против Польши, какой вызван-де благодаря стараниям тех же „большевистских агентов"...
Есть, пожалуй, отчего беспокоиться.
Ведь военный, партизанский фронт, развернувшийся по соседству с Советской, революционной Украиной, что ни будь да значит. Вдруг, и галицийские крестьяне, стонущие под игом панов, заявят претензию—с оружием в руках!—на объединение с Советской Украиной?!
Мы можем, однако, успокоить правительство Польши.
Украинское движение в Вост. Галиции еще далеко от таких „претензий".
Оно ограничивается пока национальными требованиями и ни в какой зависимости от Харькова и Москвы по одному этому не находится.
Мы говорим „пока", ибо, не уверены в том, что это движение может не принять настоящий классовый лик борьбы не только против данного режима панов, но и против всякого буржуазно-помещичьего строя вообще.
Ведь все данные говорят за то, что движение захватывает беднейшие, наиболее угнетаемые круги галицийского крестьянства.
И никто не гарантирован от того, что движение развернется во всю, как гражданская война...
Но панское правительство Польши делает вид что оно здесь не при чем.
А между тем— восстания Восточной Галиции направлены прежде всего против его политики террора и разбоя.
Мы не знаем, достигнет ли успеха беспримерная борьба галицийского украинского крестьянства.
Ведь такие мастера по усмирению «бунтов», какими являются польские жандармы,—могут движение утопить в крови, не оставив камень на камне и с без того раззоренной и задавленной Восточной Галиции.
Но даже и неблагополучный исход—на этот раз борьбы галицийских украинцев, волею капризов истории временно оторванных от рабоче-крестьянской Украины, не способен разрешить один из бесконечно больных вопросов „великодержавной" Польши
Советская Сибирь,№246, 31.10.1922, вторник
По Сибири
План проведения октябрьских торжеств 1922 г. в г. Новониколаевске
5-го ноября 1922 г. утром в 12 ч. для детей.
1) Детское утро по школам с привлечением самих детей к участию в декламации, пении, постановка инсценировок.
2) Концерты для детей и выдача им букварей и книг в следующих пунктах.
а) Клуб военного городка.
б) Клуб фабричного района.
в) Клуб Закаменского района.
г) Клуб М. Горького (Вокзальный район).
6-го ноября 1922 г. вечером. Концерты, вечера воспоминаний, доклады.
а) Клуб М. Горького (Вокзальный район)— доклад о коминтерне и октябре, затем вечер воспоминаний.
б) Клуб Фабрично-заводского района—вечер воспоминаний, литературно-музыкальная часть.
в) Клуб М. Горького (Закаменск.) вечар воспоминаний, литературно-музыкальная часть.
г) Местный госпиталь—вечер воспоминаний инсценировка.
д) Концлагерь—доклад об октябрьской революции. Литературные вечер.
е) Союз грузчиков—вечер воспоминаний.
ж) Рота свмэм—вечер воспоминаний. Концерт.
з) Губсоюз—вечер воспоминаний.
и) 62 полк—инсценировка. Чтение воспоминаний.
к) Закаменский районный клуб—Суд над Р. К. П (б).
л) Интимный—вечер воспоминаний. Концерт.
м) Городской корпус—революционная пьеса.
н) Клуб марксистов—вечер воспоминаний. Концерт.
o) Электро-театр—картины для детей.
п) Сапожная мастерская—вечер воспоминаний.
p) Усовпартшкола—вечер воспоминаний, литературная часть.
с) Цирк—митинг и вечер революционной сатиры.
7-го ноября 1922 г. открытие памятника.
Парад. Демонстрация.
l) К 11 час. утра на площадь стягиваются воинские части и располагаются по указанию командующего парадом.
2) К этому же времени на площадь собираются рабочие, партийные и советские организации и занимают места по указаниям командубщего парадом.
Примечание 1: Члены профсоюзов собираются предварительно к 10 часам утра по месту постоянной работы и оттуда во главе с месткомом и фабзавкомом в строгом порядке по 4 ч. в ряд подходят к месту парада и строятся под общим знаменем своего союза такой же порядок устанавливается и для всех других организаций.
Примечание 2: Коммунисты, состоящие в частях ОН участвуют в параде, как воинская часть, под общим командованием начонгуба. Остальные коммунисты собираются к 10 час утра в Марксистком клубе под знаменем губкома РКП за исключением членов правлений союзов, губисполкома, губкома молодёжи и т. п. которые идут со своими организациями.
Примечание 3: Каждая гражданская организация (профсоюз, партии, союз молодежи, работницы и т.д.) имеют своего распорядителя, отличительный знак, которого повязка на левой руке, выше локтя шириною в ладонь, обязанность распорядителя: соблюдение порядка и передача распоряжений командующего парадом и руководителя манифестации (будет одни лицо) своим организациям.
3) После парада происходит торжество открытия памятника. Воинские части занимают места вокруг памятника, за ними располагаются гражданские организации.
4) После открытия памятника по Красному проспекту в порядке проходят воинские партийные, советские и профессиональные организации; с пением революционных песен демонстранты доходят до сибревкома, затем по Советской улице до здания Сиббюро ЦК РКП а отсюда расходятся по домам и казармам.
В 5 часов вечера 7 ноября 1922 г. Торжественное заседание горсовета.
В торжественном заседании участвуют:
1) горсовет,
2) губисполком,
3) губком РКП и РКСМ,
4) райкомы РКП и РКСМ,
5) правления профсоюзов,
6) месткомы и фабзавкомы,
7) представители воинских организаций,
8) Сиббюро ЦКРКП и Сибревком,
9) делегатки-работницы,
10) гости крестьяне и крестьяне.,
Перед заседанием происходит открытие рабочего дворца.
7-го ноября 1922 г. с 8 часов вечера.
а) Клуб М. Горького (Вокзальный)—концерт-спектакль.
б) Клуб красных казарм — "Коммунар"—пьеса.
в) Клуб 24 полка—„Окт. революция"—пьеса,
г) Закаменский райклуб—"Минувшее"— пьеса.
д) Фабричный райклуб—"С улицы"—пьеса.
е) Концлагерь—пьеса „Октябрь".
ж) Губсоюз—пьеса "Вечерние лучи".
з) Местный госпиталь—"Октябрь"—пьеса
и) 62 полк—„Труд и капитал" — пьеса.
к) Интимный—"Новообращённый" — пьеса,
л) Рота связи—"Старый мир"—пьеса.
Перед всеми спектаклями короткие выступления ораторов.
Губернская комиссия по проведении октябрьских торжеств
По Сибири
План проведения октябрьских торжеств 1922 г. в г. Новониколаевске
5-го ноября 1922 г. утром в 12 ч. для детей.
1) Детское утро по школам с привлечением самих детей к участию в декламации, пении, постановка инсценировок.
2) Концерты для детей и выдача им букварей и книг в следующих пунктах.
а) Клуб военного городка.
б) Клуб фабричного района.
в) Клуб Закаменского района.
г) Клуб М. Горького (Вокзальный район).
6-го ноября 1922 г. вечером. Концерты, вечера воспоминаний, доклады.
а) Клуб М. Горького (Вокзальный район)— доклад о коминтерне и октябре, затем вечер воспоминаний.
б) Клуб Фабрично-заводского района—вечер воспоминаний, литературно-музыкальная часть.
в) Клуб М. Горького (Закаменск.) вечар воспоминаний, литературно-музыкальная часть.
г) Местный госпиталь—вечер воспоминаний инсценировка.
д) Концлагерь—доклад об октябрьской революции. Литературные вечер.
е) Союз грузчиков—вечер воспоминаний.
ж) Рота свмэм—вечер воспоминаний. Концерт.
з) Губсоюз—вечер воспоминаний.
и) 62 полк—инсценировка. Чтение воспоминаний.
к) Закаменский районный клуб—Суд над Р. К. П (б).
л) Интимный—вечер воспоминаний. Концерт.
м) Городской корпус—революционная пьеса.
н) Клуб марксистов—вечер воспоминаний. Концерт.
o) Электро-театр—картины для детей.
п) Сапожная мастерская—вечер воспоминаний.
p) Усовпартшкола—вечер воспоминаний, литературная часть.
с) Цирк—митинг и вечер революционной сатиры.
7-го ноября 1922 г. открытие памятника.
Парад. Демонстрация.
l) К 11 час. утра на площадь стягиваются воинские части и располагаются по указанию командующего парадом.
2) К этому же времени на площадь собираются рабочие, партийные и советские организации и занимают места по указаниям командубщего парадом.
Примечание 1: Члены профсоюзов собираются предварительно к 10 часам утра по месту постоянной работы и оттуда во главе с месткомом и фабзавкомом в строгом порядке по 4 ч. в ряд подходят к месту парада и строятся под общим знаменем своего союза такой же порядок устанавливается и для всех других организаций.
Примечание 2: Коммунисты, состоящие в частях ОН участвуют в параде, как воинская часть, под общим командованием начонгуба. Остальные коммунисты собираются к 10 час утра в Марксистком клубе под знаменем губкома РКП за исключением членов правлений союзов, губисполкома, губкома молодёжи и т. п. которые идут со своими организациями.
Примечание 3: Каждая гражданская организация (профсоюз, партии, союз молодежи, работницы и т.д.) имеют своего распорядителя, отличительный знак, которого повязка на левой руке, выше локтя шириною в ладонь, обязанность распорядителя: соблюдение порядка и передача распоряжений командующего парадом и руководителя манифестации (будет одни лицо) своим организациям.
3) После парада происходит торжество открытия памятника. Воинские части занимают места вокруг памятника, за ними располагаются гражданские организации.
4) После открытия памятника по Красному проспекту в порядке проходят воинские партийные, советские и профессиональные организации; с пением революционных песен демонстранты доходят до сибревкома, затем по Советской улице до здания Сиббюро ЦК РКП а отсюда расходятся по домам и казармам.
В 5 часов вечера 7 ноября 1922 г. Торжественное заседание горсовета.
В торжественном заседании участвуют:
1) горсовет,
2) губисполком,
3) губком РКП и РКСМ,
4) райкомы РКП и РКСМ,
5) правления профсоюзов,
6) месткомы и фабзавкомы,
7) представители воинских организаций,
8) Сиббюро ЦКРКП и Сибревком,
9) делегатки-работницы,
10) гости крестьяне и крестьяне.,
Перед заседанием происходит открытие рабочего дворца.
7-го ноября 1922 г. с 8 часов вечера.
а) Клуб М. Горького (Вокзальный)—концерт-спектакль.
б) Клуб красных казарм — "Коммунар"—пьеса.
в) Клуб 24 полка—„Окт. революция"—пьеса,
г) Закаменский райклуб—"Минувшее"— пьеса.
д) Фабричный райклуб—"С улицы"—пьеса.
е) Концлагерь—пьеса „Октябрь".
ж) Губсоюз—пьеса "Вечерние лучи".
з) Местный госпиталь—"Октябрь"—пьеса
и) 62 полк—„Труд и капитал" — пьеса.
к) Интимный—"Новообращённый" — пьеса,
л) Рота связи—"Старый мир"—пьеса.
Перед всеми спектаклями короткие выступления ораторов.
Губернская комиссия по проведении октябрьских торжеств
Советская Сибирь, №246, 31.10.1922, вторник
К судьбе Бийского музея.
Бийский музей представляет из себя большую ценность не только для Бийска, но и для Сибири. Музей долго находился в ящиках и однажды даже возникал вапрос об отправке его в Новониколаевск.
Сейчас с возникновением „общества материального содействии культурно-просветительногоразвитая" с отремонтированием „Рабоче-крестьянского Дворца'', помещение для музея нашлось во Дворце, куда он и начал уже переезжать, музей откроется в 20-х числах ноября и в развернутом виде явится большим культурным учреждением для Бийска.
Свой.
К судьбе Бийского музея.
Бийский музей представляет из себя большую ценность не только для Бийска, но и для Сибири. Музей долго находился в ящиках и однажды даже возникал вапрос об отправке его в Новониколаевск.
Сейчас с возникновением „общества материального содействии культурно-просветительногоразвитая" с отремонтированием „Рабоче-крестьянского Дворца'', помещение для музея нашлось во Дворце, куда он и начал уже переезжать, музей откроется в 20-х числах ноября и в развернутом виде явится большим культурным учреждением для Бийска.
Свой.
Советская Сибирь,№246, 31.10.1922, вторник
"Подсобный промысел".
Село Красный Яр—Выгонской волости, Новониколаевского уезда.
Ширится и растет самогоночный промысел не по дням, а по часам.
Перебегает незаметно из деревни в деревню и трудно теперь сказать, где не гонят самогонку.
После непродолжительного воздержания поднимает голову старое пьянство все больше и больше.
Растут фабрики ширятся и уж не ради собственного употребления и украшения христианского праздника по русскому обычаю.
Растет техническое усовершенствование и фабриканты самогоночной промышленности красноярцев расходятся далеко за пределы местности.
Опять начинают люди горе свое топить в пьянстве и еще больше страдать от этого.
И страшно как-то выходит.
Женщины, которые, больше всего страдали от пьянства мужей, теперь в большинстве случаев являются Евами, соблазнительницами—подсовывающими Адаму запретное яблоко в образе—самогонки.
Что же предпринимается, чтобы остановить это зло?
Что делает милиция данного села, чтобы отвлечь людей от этого зла, а также члены ячейки, чтобы отвлечь и дать что либо для души?
Ничего и ничего!
И хорошо бы еще, ничего, а то сами поддерживают этот „промысел" потреблением...
А „промысел" ширится и растет.
Мимоход.
"Подсобный промысел".
Село Красный Яр—Выгонской волости, Новониколаевского уезда.
Ширится и растет самогоночный промысел не по дням, а по часам.
Перебегает незаметно из деревни в деревню и трудно теперь сказать, где не гонят самогонку.
После непродолжительного воздержания поднимает голову старое пьянство все больше и больше.
Растут фабрики ширятся и уж не ради собственного употребления и украшения христианского праздника по русскому обычаю.
Растет техническое усовершенствование и фабриканты самогоночной промышленности красноярцев расходятся далеко за пределы местности.
Опять начинают люди горе свое топить в пьянстве и еще больше страдать от этого.
И страшно как-то выходит.
Женщины, которые, больше всего страдали от пьянства мужей, теперь в большинстве случаев являются Евами, соблазнительницами—подсовывающими Адаму запретное яблоко в образе—самогонки.
Что же предпринимается, чтобы остановить это зло?
Что делает милиция данного села, чтобы отвлечь людей от этого зла, а также члены ячейки, чтобы отвлечь и дать что либо для души?
Ничего и ничего!
И хорошо бы еще, ничего, а то сами поддерживают этот „промысел" потреблением...
А „промысел" ширится и растет.
Мимоход.
ТОП 5
1
2
4