Православный календарь. Новости приходов православных.
910375
657
Алексий
15 февраля - праздник Сретения Господня

Сретение. В Сретении Господа окружают, с одной стороны, праведность, чающая спасение не в себе, - Симеон, и строгая в посте и молитвах жизнь, оживляемая верою, - Анна; с другой - чистота существенная, всесторонняя и непоколебимая - Дева Богоматерь, и смиренная, молчаливая покорность и преданность воле Божией - Иосиф Обручник. Перенеси все эти духовные настроения в сердце свое и встретишь Господа не приносимого, а Самого грядущего к тебе, восприимешь Его в объятия сердца, и воспоешь песнь, которая пройдет небеса и возвеселит всех ангелов и святых.
Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года
Свт. Феофан (Говоров), Затворник Вышенский
Алексий
15 февраля - праздник Сретения Господня
ПЯТНИЦА (Старый стиль 2 февраля/Новый стиль 15 февраля) :agree:

Седмица 38-я по Пятидесятнице
Постный день. Глас 4-й

Сретение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.

МЫСЛИ СВТ. ФЕОФАНА ЗАТВОРНИКА

Сретение. (Иуд.1:1–10; Лк.22:39–42, 45, 23:1)
В сретении Господа окружают, с одной стороны, праведность, чающая спасение не в себе, – Симеон, и строгая в посте и молитвах жизнь, оживляемая верою, – Анна; с другой – чистота существенная, всесторонняя и непоколебимая – Дева Богоматерь, и смиренная, молчаливая покорность и преданность воле Божией – Иосиф Обручник. Перенеси все эти духовные настроения в сердце свое и сретишь Господа не приносимого, а Самого грядущего к тебе, восприимешь Его в объятия сердца, и воспоешь песнь, которая пройдет небеса и возвеселит всех ангелов и святых.

ПРИТЧА ДНЯ

«Где эта надежда, которую ты хранил?»

Рассказывали об одном садовнике, что он трудился и весь свой труд употреблял на милостыню, а себе оставлял только необходимое. Но помысл внушил ему: собери себе несколько денег, дабы, когда состаришься или впадешь в болезнь, не потерпеть тебе крайней нужды. И, собирая, он наполнил горшок деньгами. Случилось ему заболеть – у него стала гнить нога, и он истратил деньги на врачей, не получив никакой пользы. Наконец, приходит один опытный врач и говорит ему: «Если не отсечь ногу тебе, то сгниет все тело твое», – и он решился отсечь свою ногу. Ночью же, придя в себя и раскаявшись в том, что сделал, он сказал с воздыханием: «Помяни, Господи, дела мои прежние, которые совершил я, трудясь в саду своем и доставляя потребное братиям!» Когда он произнес это, предстал ему ангел Господень и сказал:

– Где деньги, которые собрал ты, и где эта надежда, которую ты хранил?

Он сказал:

- Согрешил, Господи, прости мне! Отныне я ничего подобного не буду делать.

Тогда ангел коснулся ноги его, и он тотчас исцелел, и, встав утром, пошел в поле работать.

Врач, по условию, приходит с орудием, чтобы отсечь ему ногу, а ему говорят: «Он утром ушел в поле работать». Тогда врач, изумившись, пошел на поле, где работал он, и, увидев его, копающего землю, прославил Бога, даровавшего садовнику исцеление.

Древний Патерик, 6, 25
Алексий
В Кургане открылся новый церковный приют для женщин в кризисной ситуации:

В Кургане Русская Православная Церковь открыла кризисный центр для беременных женщин, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, а также молодых мам с детьми. Центр стал 59-м по счету приютом для женщин в России, отрытым Церковью. Чин освящения совершил митрополит Курганский и Белозерский Иосиф. Епархиальный проект по созданию приюта стал победителем грантового конкурса Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению. В приюте уже живет одна семья.

«Церковный приют пришлось открыть раньше, чем мы планировали. После пожара семья с двумя детьми и мама на шестом месяце беременности оказались на улице, — рассказала руководитель епархиального центра защиты семьи, материнства и детства "Обитель милосердия" Наталья Ульянова. — Они обратились к нам за помощью, и мы их сразу же разместили в приюте. Семья будет жить до восстановления дома. Но в приют уже могут обратиться за помощью беременные женщины и мамы с детьми».

По данным Минздрава, в 2017 году в России было совершенно 627 тысяч абортов. По данным Росстата, в 2017 году в Курганской области на каждые 100 успешных родов приходилось 70 абортов. До открытия церковного приюта в городе Кургане действовал один государственный приют для женщин, который рассчитан на одновременное пребывание пяти женщин с детьми.

В церковном приюте женщины в трудной ситуации смогут получить не только временное жилье. За время их пребывания в приюте социальные работники и юристы помогут с документами, жильем и работой. С женщинами также будут работать психологи и православные священники.
Показать спойлер
При приюте также действует круглосуточный телефон, по которому беременные женщины в трудной ситуации могут получить помощь психолога и юриста. Обратиться за помощью в центр можно по телефону +7 (963) 010-33-57.
Показать спойлер


Кроме того, при церковном приюте работает центр гуманитарной помощи, открытый в 2016 году также на средства грантового конкурса Синодального отдела по благотворительности. Гуманитарный центр обеспечивает кризисных беременных, матерей в трудной жизненной ситуации и многодетные семьи продуктами питания, одеждой, обувью, колясками, кроватками, средствами гигиены и предметами быта. За 2018 год гуманитарный центр оказал помощь более 350 семьям, выдал 840 продуктовых и 782 гигиенических набора, более 50 000 единиц одежды и другой гуманитарной помощи.

Сегодня в Русской Православной Церкви действует 59 приютов для женщин с детьми, они расположены по всей стране от Калининграда до Петропавловска-Камчатского. 58 из них были созданы за последние 8 лет. Предыдущий, 58-й церковный приют для мам, открылся в городе Ливны Орловской области. Также в России работают более 160 церковных центров гуманитарной помощи.

http://www.patriarchia.ru/db/text/5371602.html
Алексий
Телеканал «Спас» и издательство «Никея» представят совместный проект:

18 февраля 2019 года в книжном магазине «Библио-Глобус» в Москве состоится презентация книги «Не верю! Дискуссии о Боге». Организаторы мероприятия — издательство «Никея» и телеканал «Спас».

Спикерами встречи станут телеведущий, генеральный директор телеканала «Спас» Борис Корчевников, генеральный директор издательства «Никея» Николай Бреев, журналисты Анатолий Вассерман и Отар Кушанашвили, священник Павел Островский. Модератор — ведущий программы «Не верю! Разговор с атеистом» Константин Мацан.

Осенью 2017 года на телеканале «Спас» вышла программа «Не верю! Разговор с атеистом», за короткое время ставшая одной из самых рейтинговых программ канала. В беседах между атеистом и верующим участвуют известные священнослужители, журналисты, телеведущие, актеры, общественные деятели и, несмотря на резко различные взгляды и мнения, участники дискуссии ведут острый, но уважительный и глубокий разговор, пытаясь услышать и понять друг друга.

Показать спойлер
В книге «Не верю! Дискуссии о Боге» собраны 15 бесед из первого сезона одноименной программы. Книга дает читателю возможность участия в разговоре верующих и атеистов, одинаково умных и честных, а также возможность заглянуть внутрь своей веры, услышать самого себя в своей обращенности к Богу и испытать на прочность собственное мировоззрение.

Среди авторов сборника — председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви, настоятель храма преподобного Серафима Саровского при выставочном центре «Экспоцентр» города Москвы протоиерей Максим Козлов, клирик храма святителя Василия Великого в селе Зайцево (Одинцовский район Московской области) протоиерей Андрей Ткачев, председатель Комиссии по миссионерству и катехизации при Епархиальном совете города Москвы, настоятель храма святого благоверного великого князя Александра Невского при Московском государственном институте международных отношений (университете) МИД РФ протоиерей Игорь Фомин, член Комиссии по миссионерству и катехизации при Епархиальном совете города Москвы, клирик Патриаршего подворья в Крутицах города Москвы иеромонах Димитрий (Першин), участник международного проекта «Батюшка онлайн», блогер, настоятель храма святителя Николая Мирликийского города Красногорска (Московская область) священник Павел Островский, президент международного Сретенского кинофестиваля «Встреча» монахиня София (Ищенко), тележурналист Владимир Познер, музыкант Алексей Кортнев, режиссер Владимир Бортко, теле- и радиоведущий Виктор Набутов, футуролог Данила Медведев, координатор «Общества скептиков» Екатерина Зверева и другие.

Начало в 19.00.

Адрес: г. Москва, ул. Мясницкая, д. 6/3, стр. 1 (ст. м. «Лубянка»).
Показать спойлер


http://www.patriarchia.ru/db/text/5371595.html
Алексий
СУББОТА (Старый стиль 3 февраля/Новый стиль 16 февраля)

Седмица 38-я по Пятидесятнице
Поста нет. Глас 4-й

Попразднство Сретения Господня. Правв. Симео́на Богоприимца и Анны Пророчицы; равноап. Николая (Касаткина), архиепископа Японского (1912).
Блгв. кн. Романа Угличского (1285); свт. Симео́на, епископа Полоцкого и Тверского (1289); свт. Игна́тия Мариупольского, митрополита (1786); прор. Аза́рии (X в. до Р. Х.); мчч. Па́пия, Диодо́ра и Клавдиа́на (250); мчч. Адриа́на и Евву́ла (ок. 308–309); мч. Вла́сия (Вуко́ла) Кесарийского (Каппадокийского) (III).
Сщмчч. Иоа́нна Томилова, Тимофе́я Изотова, Адриа́на Троицкого, Васи́лия Залесского, пресвитеров, прмч. Влади́мира (Загребы), иеромонаха и мч. Михаила Агаева (1938).

Икона Божией Матери: «Умягчение злых сердец» («Симеоново проречение»).


МЫСЛИ СВТ. ФЕОФАНА ЗАТВОРНИКА

(2Тим.2:11–19; Лк.18:2–8)
Чтобы сделать более впечатленною ту истину, «что должно всегда молиться и не унывать» (Лк.18:1), если не скоро услышится молитва, но все продолжать молиться, Господь сказал притчу, как судья, Бога не боявшийся и людей не стыдившийся, удовлетворил наконец прошение вдовицы, не потому чтоб Бога убоялся и людей постыдился, а потому одному, что вдова та не давала ему покоя.
Так если такой человек загрубелый не устоял против неотступности прошения, Бог ли человеколюбивый и многомилостивый не исполнит прошения, неотступно со слезами и сокрушением к Нему возносимого?! И вот ответ на то, почему молитвы наши часто не слышатся. Потому что воссылаем прошения наши к Богу не усердно, будто мимоходом, и притом так, что помолившись однажды ныне, завтра ждем исполнения своей молитвы, не думая попотеть и преутрудить себя в молитве. Вот и не слышится и не исполняется молитва наша, потому что сами не исполняем, как следует, положенного для молитвы закона уповательной и усердной неотступности.

ПРИТЧА ДНЯ

Капитал благодати Духа Святого

Стяжайте благодать Духа Святого и всеми другими Христа ради добродетелями, торгуйте ими духовно, торгуйте теми из них, которые вам больший прибыток дают. Собирайте капитал благодатных избытков благодати Божией, кладите их в ломбард вечный Божий из процентов невещественных... Примерно: дает вам более благодати Божией молитва и бдение, бдите и молитесь; много дает Духа Божиего пост, поститесь, более дает милостыня, милостыню творите, и таким образом о всякой добродетели, делаемой Христа ради, рассуждайте. Вот я вам расскажу про себя, убогого Серафима. Родом я из курских купцов. Так, когда не был я еще в монастыре, мы, бывало, торговали товарами, который нам больше барыша дает. Так и вы, батюшка, поступайте, и, как в торговом деле, не в том сила, чтобы больше торговать, а в том, чтобы больше барыша получить, так и в деле жизни христианской не в том сила, чтобы только молиться или другое какое-либо доброе дело делать. Если рассудить правильно о заповедях Христовых и апостольских, так дело наше христианское состоит не в увеличении счета добрых дел, служащих к цели нашей христианской жизни только средствами, но в извлечении из них большей выгоды, то есть вящем приобретении обильнейших даров Духа Святого.

Преподобный Серафим Саровский. Беседа о цели христианской жизни.
Алексий
ВОСКРЕСЕНЬЕ (Старый стиль 4 февраля/Новый стиль 17 февраля)

Неделя о мытаре и фарисее
Поста нет. Глас 5-й

Прп. Иси́дора Пелусиотского (ок. 436–440); блгв. кн. Гео́ргия (Ю́рия) Всеволодовича Владимирского (1238); прп. Кирилла Новоезерского (Новгородского) (1532).
Прпп. Авраа́мия и Ко́прия Печенгских, Вологодских (XV); мч. Иадо́ра (III); сщмч. Авраа́мия, епископа Арвильского (ок. 344–347); прписп. Николая, игумена Студийского (868); Собор святых Пермской митрополии (переходящее празднование в 1-е воскресенье после 11 февраля).

Сщмч. Мефо́дия (Красноперова), епископа Петропавловского (1921); сщмчч. Евста́фия Сокольского, Иоа́нна Артоболевского, Алекса́ндра Минервина, Се́ргия Соловьева, Иоа́нна Алешковского, Алекса́ндра Соколова, Николая Кандаурова, Алекси́я Княжеского, Николая Голышева, Алекси́я Шарова, Алекса́ндра Покровского, Арка́дия Лобцова, Бори́са Назарова, Михаила Рыбина, Николая Поспелова, Алекси́я Лебедева, Андре́я Беднова, Дими́трия Кедроливанского, Иоа́нна Тихомирова, Петра Соколова, пресвитеров, прмчч. Серафи́ма (Вавилова), архидиакона, Феодо́сия (Бобкова), иеромонаха, прмцц. Рафаи́лы (Вишняковой), схимонахини, Анны Ефремовой, Марии Виноградовой, Екатерины Декалиной, послушниц и мчч. Иоа́нна Шувалова, Васи́лия Иванова, Дими́трия Ильинского, Фео́дора Пальшкова и Дими́трия Казамацкого (1938).


Первая приуготовительная седмица к Великому посту:

Показать спойлер
Перед Великим постом Устав назначает три подготовительные недели, или седмицы, Неделя о мытаре и фарисее – первая из них. Богослужение воскресного дня пока еще не очень сильно отличается от обычного.
Для пробуждения чувств покаяния и сокрушения о грехах Церковь в подготовительные седмицы поет на воскресных утренях, начиная с Недели (воскресения) о мытаре и фарисее и кончая пятым воскресеньем Поста, пред каноном умилительные стихиры (тропари) «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче», «На спасения стези настави мя, Богородице», «Множество содеянных мною лютых». В подговительные седмицы, на воскресной всенощной после полиелея, Церковь оплакивает духовный плен христиан пением 136-го псалма: «На реках Вавилонских».

В основу первой стихиры – «Покаяния отверзи ми двери» - положена притча о мытаре: из нее взяты сравнения для изображения покаянного чувства. В основе второй песни – «На спасения стези» - лежит притча о блудном сыне. В основе третьей - «Множество содеянных мною лютых» - предсказание Спасителя о Страшном Суде.


Слава Отцу и Сыну и Святому Духу: Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче, утренюет бо дух мой ко храму святому Твоему, храм носяй телесный весь осквернен; но яко Щедр очисти благоутробною Твоею милостию.


И ныне и присно и во веки веков, аминь: На спасения стези настави мя, Богородице, студными бо окалях душу грехми и в лености все житие мое иждих; но Твоими молитвами избави мя от всякия нечистоты.


Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое!


Множества содеянных мною лютых помышляя окаянный, трепещу страшнаго дне суднаго, но надеяся на милость благоутробия Твоего, яко Давид вопию Ти: помилуй мя, Боже, по велицей Твоей милости.


Перевод: Жизнодавец! открой мне двери покаяния, ибо душа моя с раннего утра стремится к Твоему святому храму, так как ее храм телесный весь осквернен; но Ты, как щедрый, очисти его по Твоей безмерной милости.


Богородица! наставь меня на путь спасения, ибо я осквернил душу свою постыдными грехами и всю жизнь свою провел в лености; но Ты Своими молитвами избавь меня от всякой нечистоты.


Я, несчастный, помышляя о множестве совершенных мною беззаконий, трепещу страшного дня суда; но, надеясь на Твою безмерную милость, как Давид, взываю к Тебе: помилуй меня, Боже, по великой Твоей милости.

Это единственное песнопение, которое объединяет период подготовки к Великому посту и сам Пост. Оно появляется с началом пения Постной Триоди в Неделю о мытаре и фарисее. Мы слышим его на каждой воскресной всенощной (вечернее богослужение в субботу вечером) вплоть до пятого Воскресения Великого поста, или Недели о преподобной Марии Египетской. Евангельское чтение этого дня предлагает для поучения притчу Христа о мытаре и фарисее (Лк. 18:10-14), от названия этой притчи получила название и первая подготовительная неделя. Эта притча задает тон на весь Пост.

Церковь примером мытаря и фарисея напоминает о смирении как истинном начале и основании покаяния и всякой добродетели и о гордыне как главном источнике грехов, который оскверняет человека, отдаляет его от людей, делает богоотступником, заточающим себя в греховную самостную оболочку. Смирение как путь к духовному возвышению показал Сам Бог, смирившийся до немощнейшего состояния человеческой природы, «приняв образ раба» (Флп. 2:7).

Чтобы посрамить гордыню фарисея, который придавал значение своему посту, Церковь отменяет пост в среду и пятницу (поэтому она называется «сплошной седмицей»), показывая, что не пост или какое-либо другое дело спасает человека, а Бог, ищущий смиренное сердце. Так постепенно ужесточается воздержание: после сплошной седмицы восстанавливаются посты среды и пятницы; затем следует высшая степень приготовления – запрещение вкушать мясную пищу.
Показать спойлер



МЫСЛИ СВТ. ФЕОФАНА ЗАТВОРНИКА

Неделя о мытаре и фарисее

(2Тим.3:10–15; Лк.18:10–14)
Вчера учило нас Евангелие неотступности в молитве, а ныне учит смирению или чувству бесправности на услышание. Не присвояй себе права на услышание, но приступай к молитве, как никакого внимания недостойный, и дающий себе дерзновение отверзть уста и вознести молитву к Богу по одному беспредельному к нам бедным снисхождению Господа. И на мысль да не приходит тебе: я то и то сделал; подай же мне то-то. Все, что бы ты ни делал, почитай должным; ты должен был все то сделать. Если б не сделал, подвергся бы наказанию, а что сделал, тут не за что награждать, ничего особенного не явил ты. Вон фарисей перечислил свои права на услышание и вышел из церкви ни с чем. Худо не то, что он так делал, как говорил; так и следовало ему поступать, а худо то, что он выставил то, как особенное нечто, тогда как сделавши то и думать о том не следовало. – Избави нас, Господи, от этого фарисейского греха! Словами редко кто так говорит, но в чувстве сердца редко кто не бывает таким. Ибо отчего плохо молятся? Оттого, что чувствуют себя и без того в порядке находящимся пред Богом.

ПРИТЧА ДНЯ

Два подаяния

Когда о. Амвросию исповедовались, что скупость нападает, он поучал:

– Давай что можно, елико душа возможет. Один странник просил милостыню; одна была скупая и дала ему худой платок, а другая добрая, и что просил у нее странник, все ему давала. Только что ушел он от них, как сделался у них пожар, и все у них сгорело. Странник воротился и все им отдал: той, которая много подавала, много отдал, а скупой сказал: «На тебе твой платок!»

«Милостыня»
Алексий
Протоиерей Владимир Головин лишен священного сана:

Штатного клирика Чистопольской епархии из города Болгар Республики Татарстан протоиерея Владимира Головина лишили священного сана. Решение принял Епархиальный суд, а утвердил его епископ Чистопольский и Нижнекамский Пармен.
На своем заседании по делу протоиерея Владимира Головина 14 февраля 2019 года Епархиальный суд признал вину священника «в создании сообщества, противопоставившего себя Церкви, ведении деятельности, носящей смущение в среду верующих, в искажении учения Церкви о молитве, упорном непослушании правящему архиерею, клевете на священноначалие и досаждении словом ряда архипастырей доказанной», сообщает сайт Чистопольской епархии.

Суд епархии также констатировал, что «не смотря на неоднократные предупреждения и призывы к покаянию, таковой (со стороны указанного священника – ред.) проявлено не было».
В связи с указанными фактами и на основе канонических правил, Епархиальный суд Чистопольской епархии принял решение «извергнуть протоиерея Владимира Валентиновича Головина из священного сана».

Решение суда епархии утвердил епископ Чистопольский и Нижнекамский Пармен.

«Определением моим решение Епархиального суда Чистопольской епархии РПЦ МП от 14 февраля 2019 года по делу № 01-OI- 2019 об извержении из сана протоиерея Владимира Валентиновича Головина утверждаю», – сказано в указе управляющего Чистопольской епархией.
Также священного сана лишен сын священника – протоиерей Анастасий Головин, который, согласно установлению епархиального суда, «принял идеологическую сторону протоиерея Владимира Головина», а также нарушил ряд канонических правил. Это решение также утверждено владыкой Парменом.

Напомним, что ранее Чистопольская епархия выразила «пастырскую обеспокоенность» в связи с публичной деятельностью протоиерея Владимира Головина, в частности распространением практики так называемой «соборной молитвы по соглашению с Болгаром», которая, согласно заявлению Чистопольской епархии отличается «от традиционной частной благочестивой практики». В сентябре 2018 года протоиерей Владимир Головин был запрещен в служении на 3 месяца, а в декабре того же года еще на 2 месяца.

http://chistopol-eparhia.ru/reshenie-zasedaniya-eparhialnogo-suda-chistopolskoy-eparhii-rpc-moskovskogo-patriarhata
https://foma.ru/protoiereya-vladimira-golovina-lishili-svyashhennogo-sana.html?nonamp=1&utm_referrer=https%3A%2F%2Fzen.yandex.com
Алексий
Митрополит Иларион: Все больше общин русской традиции, находящихся под юрисдикцией Константинополя, переходит в Русскую Церковь:

В Западной Европе набирает обороты процесс перехода общин русской традиции, находящихся под юрисдикцией Константинопольского Патриархата, в Русскую Православную Церковь. Об этом сказал глава Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион в эфире программы «Церковь и мир».
Архипастырь, комментируя новость о том, что православный приход в Лигурии (Италия) разорвал общение с Константинополем и выразил желание перейти под юрисдикцию Русской Православной Церкви Заграницей, отметил, что этот случай не является единичным, сообщает сайт журнала «Фома».

Глава Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата заметил, что просьба общины, входившей в состав Архиепископии русских приходов Константинопольского Патриархата, удовлетворена.
Иерарх подчеркнул, что «эта структура является частью Русской Церкви: под юрисдикцией Константинопольского Патриархата она находилась временно — из-за сложных отношений Церкви Заграницей с Церковью в Отечестве, подвергавшейся в 30-е годы жесточайшим гонениям».

«Не так давно Константинопольский Патриархат упразднил эту структуру, предложив русским приходам влиться в местные общины, находящиеся под его юрисдикцией. Для многих приходов это предложение является неприемлемым, поэтому они переходят под юрисдикцию Русской Церкви», — сказал глава ОВЦС.

https://tatmitropolia.ru/newses/church_news/?id=69357&utm_referrer=https%3A%2F%2Fzen.yandex.com
Алексий
СУББОТА (Старый стиль 10 февраля/Новый стиль 23 февраля)

1-я приуготовительная седмица к Великому посту. Седмица сплошная
Поста нет. Глас 5-й

Сщмч. Харала́мпия, епископа Магнезийского, и с ним мчч. Порфи́рия, Вапто́са и трех мучениц (202).

Блгв. кн. А́нны Новгородской (XI); прп. Про́хора Печерского, в Ближних пещерах (1107); прп. Ло́нгина Коряжемского, иеромонаха (1540); прав. Гали́ны (III); мцц. дев Енна́фы, Валенти́ны и Па́влы (308).
Сщмчч. Петра́ Грудинского и Валериа́на Новицкого, пресвитеров (1930).

Икона Божией Матери: «Огневидная».


МЫСЛИ СВТ. ФЕОФАНА ЗАТВОРНИКА

(2Тим.3:1–9; Лк.20:45–21:4)
Кто такие «имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся» (2Тим.3:5)? И кто другие, «всегда учащиеся и никогда не могущие дойти до познания истины»? Первые – те, которые держат все внешние порядки, в которых выражается благочестная жизнь; но не имеют столько крепкой воли, чтоб и внутренние свои расположения держать так, как требует истинное благочестие. Идут в храм охотно и там стоят охотно. Но не делают напряжения, чтоб и умом своим стоять пред Богом неотходно и благоговейно припадать к Нему, а помолившись немного, выпускают бразды правления ума, и он парит, обтекая весь мир. И выходит, что, тогда как по внешнему их положению они в храме, по внутреннему состоянию их нет там: остался у них один образ благочестия, а силы его нет. Так и о всем другом разумевай.

Вторые – это те, которые, вступив в область веры, только и делают, что вопросы изобретают: что то, что это, почему так, почему этак. Люди, страждущие пустой пытливостью. За истиною не гонятся, а лишь бы пытать и пытать. И решение нашедши вопросам, недолго останавливаются на нем, а скоро чувствуют нужду приискивать другое решение. И так кружатся день и ночь, пытая и пытая, и никогда вполне не удовлетворяясь допытанным. Иной за удовольствиями гоняется, а они – за удовлетворением пытливости своей.

ПРИТЧА ДНЯ

Пощечина и милостыня

Я знал одного монаха, который просил милостыню для сирот. Оказался он как-то у некоего господина и попросил помощи «для сирот Христа ради». Господин ответил ему пощечиной, но монах, нисколько не смутившись, сказал: «Это для меня, а теперь подайте для сирот Христа ради!» Постыдился человек и дал ему милостыню.

Святитель Николай Сербский. Миссионерские письма, письмо 241, паломнику Савватию Н., о новых и старых ревнителях
Алексий
ВОСКРЕСЕНЬЕ (Старый стиль 11 февраля/Новый стиль 24 февраля)

Неделя о блудном сыне
Поста нет. Глас 6-й

Сщмч. Вла́сия Севастийского, епископа (ок. 316); блгв. кн. Все́волода, во Святом Крещении Гаврии́ла, Новгородского, Псковского чудотворца (1138); прп. Дими́трия Прилуцкого, игумена Вологодского (1392); прп. Кассиа́на Босого, Волоколамского (1532).
Прав. Феодо́ры, царицы Греческой, восстановившей почитание святых икон (ок. 867).


МЫСЛИ СВТ. ФЕОФАНА ЗАТВОРНИКА

(1Кор.6:12–20; Лк.15:11–32)
О чем ни говорит нам неделя блуднаго! Говорит и о нашем покое и довольстве в доме Отца Небесного, и о безумном нашем порыве из-под блюстительства Отчего на свободу необузданную, и о богатстве наследия, присвоенного нам, несмотря на непокорность, и о безрассудной растрате его на всякие непотребства, и о крайнем, вследствие того, обеднении нашем. Но говорит затем и о том, как кто опомнивается и в себя пришед, замышляет и решается возвратиться к Отцу многомилостивому, как возвращается, как любовно приемлется и восстановляется в первое состояние. И кто здесь ни найдет благопотребного для себя урока?

В доме ли отчем пребываешь, не рвись вон на свободу. Видишь, чем кончился подобный опыт! Убежал ли и проматываешься, остановись поскорей. Промотал ли все и бедствуешь, решайся поскорей возвратиться и возвратись. Там ждет тебя всякая снисходительность, прежняя любовь и довольство. Последний шаг – самый нужный. Но распространяться насчет его нечего. Все сказано коротко и ясно. Опомнись, решись возвратиться, встань и спеши ко Отцу. Объятия Его отверсты и готовы принять тебя.

ПРИТЧА ДНЯ

Пришел как-то человек к священнику и спрашивает:
— Никак не могу понять, зачем наш Господь дал две заповеди: любить Бога и любить ближних? Неужели любить Бога — недостаточно?
— Достаточно, вполне достаточно, — ответил священник. — Только вот чем ты можешь измерить свою любовь к Богу?
Задумался человек и отвечает:
— Ничем не могу измерить...
— Вот для того-то и дал Господь вторую заповедь, — ответил священник. — Она — мера первой!