Стоимость абонентской базы
3219
28
Как корректно посчитать стоимость предприятия, главным активом которого является его абонентская база .
Количество абонентов - от несколько сотен до нескольких тысяч
Каждый ежемесячно приносит некую прибыль (небольшую). Именно прибыль, а не выручку.
Есть как дебиторы, так и абоненты с внесенной предоплатой (авансом)
Есть некоторый отток абонентов (при примерно постоянном количестве активных абонентов). Есть, разумеется, и приход. Но, если приход по тем или иным причинам прекратиться, то убыль абонентской базы будет на уровне 20% в год (цифра от балды, но мне кажется, этот показатель должен влиять на стоимость)
Административные затраты почти не зависят от к-ва абонентов
ОС есть, но учитывать их в расчете не надо.
Дублер
это случаем не исследование для ценообразования спама?:хехе:
Лис
спам????
нет, конечно!!!
Неважно какая сфера деятельности, поскольку методика расчета должна быть одинаковой.
Дублер
В оценке бизнеса, есть такое понятие как "клиентелла". Если хотите вникнуть глубже то прочтите вот эту книжку.
За ссылку, конечно, спасибо.
Жаль только в электронном виде книжки нет. :хммм:

Ну а вкратце - как можно посчитать эту стоимость?
Пусть, для примера, это будет домовая сеть.
Дублер
В бизнесе что важно? Правильно, прибыль. Поэтому и оценщики чаще всего при оценке бизнеса используют доходный метод. Если прибыль стабильна, а активами можно пренебречь, то бизнес стоит столько, сколько денег необходимо вложить альтернативно с такой же прибылью (например, в банк) с поправками на риск (-), труд (-) и подвержение актива инфляции (+). А вообще есть такое понятие как дисконтирование - вычисление современной стоимости будущих доходов. По формуле можно вычислить стоимость даже при нерегулярных доходах.
rulezzz
Дисконтирование применяется в случае если прибыль нестабильна или предприятие только развивается. В случае если прибыль стабильна, то применяется капитализация.

Хотя в практике, берется чистая прибыль и умножается на желаемый срок окупаемости. Главное, чтобы этот срок не был больше срока аммортизации имущества.
rulezzz
Надо еще поправку на ликвидность бизнеса делать, поскольку из банка деньги можно в любой момент забрать, а от бизнеса порой не так то и просто избавиться.
В итоге к банковской ставке добавится столько поправок, что сама по себе ставка будет играть совсем небольшую роль в оценке.
На мой взгляд правильней исходить из того, сколько чистой прибыли бизнес может принести, скажем, за год. И уже из этой цифры вычитать банковскую ставку, труд, риск и т.п.
Бизнес-Аптека
Хотя в практике, берется чистая прибыль и умножается на желаемый срок окупаемости. Главное, чтобы этот срок не был больше срока аммортизации имущества.
Неплохо, если желаемый срок окупаемости соотносится с рыночными реалиями (альтернативными возможностями). А банковскую ставку можно использовать в качестве отправной точки (хотя правильнее использовать доходность гос. облигаций).
Одно из направлений, которыми я занимаюсь, как раз является подобным бизнесом - имущества немного, но доход и прибыль стабильны. Пробовал продать (другие интересы), но, почему-то "покупатели" удивлялись цене (доходность получалась 40-50%). Наверно, они хотели за полгода вернуть вложения. Играет роль то, что я знаю свой бизнес и не хочу отдавать даром (такая корова нужна самому), а потенциальные покупатели делают поправки на риск (и на халяву, похоже), поскольку они не уверены в его будущем. Таким образом, на данный бизнес рыночной цены не существует. Как и на большинство предприятий малого бизнеса. Вывод: никакие методики оценки бизнеса не повлияют на фактическую оценку бизнеса заинтересованными лицами.
rulezzz
Хорошо.
Корректен ли будет следующий расчет:

Считаем сколько грязной прибыли дают абоненты в месяц. N абонентов* X прибыли = M
В год, с учетом оттока абонентов Y % в год, прибыли будет G=12*M*(1-Y/2). То есть, если отток составляет 26% в год, то мы из прибыли убираем 13%.
Далее, из годовой "грязной" прибыли G вычитаем годовые административные расходы (аренда, зарплата, налоги и т.п.).
Получаем чистую прибыль предприятия за год.

Учтем, что у предприятия есть кредиторы (в частности, абоненты, внесшие предоплату) и должники.
Из годовой прибыли вычитаем суммы кретиторской задолженности и прибавляем сумму дебиторской задолженности первоклассных должников (тех, кто расчитается 100%). Предполагается, что большинство должников не расчитается никогда. (В самом деле, почему покупатель фирмы должен покупать непонятные долги?)

Иначе говоря, мы предполагаем, что предприятие проработает еще 1 год, получит прибыль, закроет все свои долги, с небольшой части должников долги получит и закроется. Оставшаяся сумма денег и будет стоимостью предприятия.
+ Из этой цифры еще надо вычесть банковскую ставку по кредиту (порядка 10-12%)

Единственно, если предприятие убыточно, то этот расчет даст отрицательный результат
Дублер
Если само по себе предприятие убыточно.
Его абонентская база может принести прибыль предприятию-конкуренту за счет экономии на административных расходах.
В этом случае, расчет аналогичен предыдущему.
За исключением учета административных расходов, которые напрямую не зависят от количества абонентов (то есть, если покупатель вынужден будет увеличить свой штат для обслуживания покупаемых абонентов, то ФОТ надо будет учитывать. А арендную плату - нет, если не будет необходимости ее увеличивать).
Кроме того, возможно учитывать в расчете не годовую прибыль, а прибыль за меньшее количество месяцев.
Учет дебиторов/кредиторов тот же.
Дублер
Почему Вы считаете, что предприятие закроется через год? Это уже не бизнес, а непонятно что. Бизнес предполагает бесконечный денежный поток (с поправкой на риски, конечно). Другое дело, что более далекие по времени деньги сегодня стоят меньше. На этом основано дисконтирование. Найдите в учебнике по экономике или в яндексе формулу приведения стоимости к текущему моменту (Net Present Value - NPV).
rulezzz
Разумеется, предприятие через год не закроется.
Но предполагается, что за год вложенные средства полностью отобьются.
А за какой срок должны окупаться инвестиции в малый бизнес?
Дублер
В зависимости от ситуации. На срок окупаемости предъявляемый инвестором может повлият несколько факторов: собственное помещение или аренда, срок "жизни" продукции", степень разивития предприятия, инновационность продукции, наличие барьеров на вход в рынок, степень монополизации или конкуренции на рынке. Да и много чего ещё.
Дублер
Разумеется, предприятие через год не закроется.
Но предполагается, что за год вложенные средства полностью отобьются.
А за какой срок должны окупаться инвестиции в малый бизнес?
Выше я приводил свой пример. Мне кажется, что если владелец бизнеса продает его за цену, которая окупается за год, значит, это предприятие не протянет этот год (по крайней мере не принесет предполагаемый доход)
Похоже Вы немного не о том.
Разумеется, разные проекты окупаются с разной скоростью.
Но инвестор скорее вложится в проект, окупаемый за 1 год, чем за 5 лет. Верно?
Разумеется, если мы не учитываем возможные косвенные выгоды от долгих проектов.

Так вот, должна быть среднее по всей экономике время окупаемости проектов малого бизнеса. Обычного, рядового малого бизнеса. Без всяких там нанотехнологий и прочего.
Дублер
Так вот, должна быть среднее по всей экономике время окупаемости проектов малого бизнеса. Обычного, рядового малого бизнеса. Без всяких там нанотехнологий и прочего.
Окупаемость созданного бизнеса зависит помимо прочего от сферы - услуги окупаются обычно быстрее, чем производство из-за разницы в размере инвестиций. Но срок окупаемости нового бизнеса просчитать невозможно - может, он никогда не окупится.
Готовый отлаженный бизнес с перспективами развития не может стоить дешево. Окупаемость 3-5 лет, нормально, ИМХО
rulezzz
3-5 лет???
во первых разбег безумный, а во вторых для нового и малого это слишком долгий срок, даже 3 года.
Мелкий "бизнес-ангел" рассматривает варианты окупаемость (возврат инвестиций)1,5-2 года и плюс увеличение стоимости бизнеса как такового в 2-3 раза. Енто для примера.
rulezzz
Ключевое слово - перспективы развития.
Скажем, отдельчик сотовой связи на 1 этаже ГУМа в 2002 году давал на порядок больше прибыли, чем в 2006.
Если бы его в самом начале оценивали исходя из прибыльности 2002 года и окупаемости в 3-5 лет, то к 2006 инвестиции только-только отбились бы. После чего, отдел можно было смело закрывать из за невозможности конкурировать с крупными игроками рынка.
Кроме того, 3-5 лет окупаемости - это 20-30% годовых. Это уровень реального роста цен.
Про производство мне говорить сложно (там, мне кажется, на стоимость сильно влияют мат.активы), а по торговле/услугам - 1-2 года. Причем 2 года - на растущем рынке с хорошими перспективами.
Capone
+1
поддерживаю
:respect:
энергичный
Мелкий "бизнес-ангел" рассматривает варианты окупаемость (возврат инвестиций)1,5-2 года и плюс увеличение стоимости бизнеса как такового в 2-3 раза. Енто для примера.
Полностью согласен., но есть варианты:

1) Но это при продаже мелкого бизнеса НЕ конкурентам.
В этом случае покупатель (как правило это "Бизнес-ангелы") рассчитывает поднять капитализацию бизнес и потом "слить" выгодно конкурентам (более крупным игрокам)

2) При продаже мелкого бизнеса конкуренту на ВЫСОКОконкурентном рынке стоимость рассчитывается совсем по-другим правилам. Здесь важно также УВЕЛИЧЕНИЕ ДОЛИ на рынке.
То есть покупается доля рынка, в %.
Очень и очень важное значение в этом случае имет лояльность клиенсткой базы.
Стоимость в этом случае в РАЗЫ выше чем в первом случае.

3) Если к тому же рынок Ненасыщенный, БЫСТРОразвивающийся и перспективный, то правила расчета опять другие.
Тогда покупается по сути "место" в гонке до финиша.
Кто первый, у того больше шансов прийти первым.

4) На спадающем рынке цена абонента: 3-4 месячная прибыль.

Свои суждения с основываю на собственном опыте покупки-продажи компаний на всех этих рынках.
Был даже случай покупки компании на спадающем рынке (вариант №4) и через несколько месяцев продажа её по варианту №2 по цене в несколько раз выше. При продаже покупателя даже не интересовала доходность, прибыль и пр.
Главное было - увеличить свою долю и стать крупнее основных конкурентов, плюс покупался брэнд и высокая лояльность абонентов.
В результате на том рынке покупатель и сейчас - лидер, и заметно обгоняет остальных.

Трудно продать первую компанию, потом привыкаешь.
Особенно "жалко" продавать по варианту №3. Хотя если понимаешь, что по дороге на финиш твою компанию могут обойти, то лучше продать, чтобы на финиш она пришла все же первой.
Так было с моей первой компанией.
Зато сейчас рад за неё :-)
Как никак лидер. :live:
энергичный
3-5 лет???
во первых разбег безумный, а во вторых для нового и малого это слишком долгий срок, даже 3 года.
Мелкий "бизнес-ангел" рассматривает варианты окупаемость (возврат инвестиций)1,5-2 года и плюс увеличение стоимости бизнеса как такового в 2-3 раза. Енто для примера.
Во-первых, малый бизнес - это не только лоток с пирожками, но и вполне приличное предприятие с годовым оборотом в 10 млн. баков, ИМХО. Во-вторых, покупатели бывают разные - те, кто планирует перепродать через год-другой, конечно, не купят за нормальную цену, а стратегический инвестор заинтересован в том, чтобы работали его деньги, а не он сам, поэтому его интересует бизнес с налаженными бизнес-процессами с соотношением доходность/риск выше, чем иные инструменты на рынке, например, ценные бумаги или недвижимость. В этом случае окупаемость может быть года три, а то и более (насчет пяти лет, Вы правы, может я и загнул :))
Andy-G
Конечно же вариантов масса...
На моей памяти есть пример, когда был куплен ресторан с переплатой в 3 (!) раза. Мотив покупки был очень субъективный, в этом заведении плохо обслужили "подругу" оч. богатого и не совсем адекватного чела.:улыб:
Оценка любого "продукта" вещь сложная, тем более действующего бизнеса и имеет массу вводных, в т.ч. и указанных Вами.
своим же предидущим сообщением я "призываю" к расчетам исходя из "пессимистичной" реальности, не более того.
rulezzz
Во-первых, малый бизнес - это не только лоток с пирожками, но и вполне приличное предприятие с годовым оборотом в 10 млн. баков, ИМХО. Во-вторых, пстокупатели бывают разные - те, кто планирует перепродать через год-другой, конечно, не купят за нормальную цену, а стратегический инвестор заинтересован в том, чтобы работали его деньги, а не он сам, поэтому его интересует бизнес с налаженными бизнес-процессами с соотношением доходность/риск выше, чем иные инструменты на рынке, например, ценные бумаги или недвижимость. В этом случае окупаемость может быть года три, а то и более (насчет пяти лет, Вы правы, может я и загнул :))
Топик-стартер и не писал про лоток.
Его бизнес - услуги и Постоянные клинты (абоненты).
Стратегический инвестор будет вкладывать деньги в развитие и я согласен, что помимо просто абонентской базы нужны еще и работающие бизнес-процессы, сотрудники команда.
Но насколько я понял, у автора речь идет не об этом, а о чисто абонентской базе, которую можно достаточно легко "слить" конкурентам или похожему бизнесу.
Andy-G
чисто абонентской базе, которую можно достаточно легко "слить" конкурентам или похожему бизнесу.
--------------------------
Совершенно верно! Только речь идет не о продаже, а о покупке....
Andy-G
4) На спадающем рынке цена абонента: 3-4 месячная прибыль.
--------------------
Речь и идет как раз о стагнирующем рынке с весьма туманными перспективами. Скажем, еще год назад были опасения, что этот рынок к 2008 году тихо умрет. Не умер....
3-4 месяца - имеется в виду прибыль с абонента без учета постоянных затрат?
Дублер
Речь и идет как раз о стагнирующем рынке с весьма туманными перспективами. Скажем, еще год назад были опасения, что этот рынок к 2008 году тихо умрет. Не умер....
На таком рынке Месячная выручка - красная цена.
Могу дать в личку примеры с других рынков.

По опыту: если сейчас на данном рынке работает несколько мелких игроков, и вы покупаете.
одного из них, то можете быть уверенным, что покупка каждого последующего будет дешевле.
Если продаете: знайте- последнего (последних) игроков не покупают.
Они Бесплатно отдают своих клиентов,томукто скупил их у других.
Иногда еше и часть ТМЦ в качестве "приданного", чтобы только взяли абонентов
Причина: когда бизнес становится убыточным из-за масштаба (управлеченские расходы превышают доходы), то его закрывают.
Но не всегда получается "выгнать" всех клиентов.
Скажем есть среди клиентов что-то типа "силовиков", органов власти и т.п.
Вот тогда-то и проще их отдать даром.

Я недавно ради получения практического опыта провел "свертывание" одного из рынков (похожего на ваш) и проведение антикризисных мероприятий.
Поэтому излагаю это все на собственном опыте.
Andy-G
За примеры буду весьма признателен.... :pivo: :bottle: