Расчет допустимой отсрочки платежей в работе с контрагентом
10756
40
Уважаемые директора и хозяева бизнесов. У меня, как у наемного работника, который старется учиться-учиться и еще раз, возник в ходе работы вопрос: как вы расчитываете эффективность работы с тем или иным контрантом в следующем ключе: вы оказываете некую услугу, хотите заполучить себе клиента на эту услугу, рынок высококонкурентый, клиент вам говорит, какую цену он бы хотел видеть, и плюс отсрочка платежа до 40 дней. Для того, чтобы дать подобную цену вам, от вашего прайс-листа нужно предоставить скидку на работы (без учета стоимости материалов) порядка 30%, если же считать прямые затраты на оказание услуги данному клиенту, то маржа с одного заказа будет порядка 30 тысяч рублей, при общей сумме одного заказа 168 тысяч рублей. В расчет прямых затрат я включил стоимость материалов и небольшую цифру амортизации оборудования. без учета зарплаты испольнителям. так как по факту, ввиду того что они окладники зп они получатс других заказов, то есть по факту прибыль с заказа будет реально ниже 30 тысяч маржи. Периодичность заказа 1 раз в месяц + отсрочка платежа до 40 дней. Можете ли вы показать, как бы вы рассуждали, желательно с более менее простыми форумалами. Ответ: да нах такой заказ не принимаются ))). Напишите. если нужны еще какие-то вводные данные
ddelta
Ну так навесить надо все затраты - сотрудников окладную часть поделить на общее количество часов непосредственно там отработанных, бэк офис фиг с ним, можно считать и так что работает, но все прочие накладные на них отнести надо. Отсрочка если реально 40 дней, то 3%, если по факту до 2 месяцев, то 4% посчитай на обслуживание дебиторки исходя из банковского % 24 годовых.
А дальше реально сортируешь весь этот разврат с точки зрения АБЦ, и оценить перспективы дальнейших взаимоотношений. Может, у вас 168 оборота и 30 валовой результат обалденный и они в группе А, тогда работай, если рисков невозврата нет. Если перспектива есть развития отношений или клиент имиджевый - тоже повод есть.
Если же это просто головная боль из группы Ц - то ну их рубль, как ты там сказал да на. такой заказ :biggrin:
ddelta
...а, да, и вопрос поставлен не совсем корректно - если понять надо ли связываться с точки зрения прибыли - то абц и иксигрекзет в помощь, но с точки зрения постановки вопроса - если материалов полон склад с отсрочкой и там всё равно кз перед поставщиками и если монтажники недогружены - то всё равно, можно грузить, если же всё по предоплате, а оборотки не хватает - то может и не надо связываться... ))) тут уже с точки зрения чисто финансовой можно смотреть, не заваливают ли такие потребители отдачу на чистые активы.
Алексий
Спасибо за ответ... А более простого способа не существует акромя АБС и XYZ анализа? Его никто никогда не делал. и боюсь что я не осилю сортировку всех контрагентов по этому анализу, у нас не просто чипсы какие или там ассортимент магазина...
Алексий
...а, да, и вопрос поставлен не совсем корректно - если понять надо ли связываться с точки зрения прибыли - то абц и иксигрекзет в помощь, но с точки зрения постановки вопроса - если материалов полон склад с отсрочкой и там всё равно кз перед поставщиками и если монтажники недогружены - то всё равно, можно грузить, если же всё по предоплате, а оборотки не хватает - то может и не надо связываться... ))) тут уже с точки зрения чисто финансовой можно смотреть, не заваливают ли такие потребители отдачу на чистые активы.
с обороткой и материалами все хорошо. все покупается за реальные деньги без каких либо кредитов на заводах
ddelta
Да это как раз таки плохо с точки зрения финансов.:улыб:У тебя активы уменьшаются на кредиторскую задолженность перед поставщиками и перед покупателями, а если у первых берёшь всё по предоплате, а вторым грузишь с отсрочкой в 40 дней - это плохо. Тебе поставщики должны грузить с отсрочкой в 3 месяца, а ты отгружать по предоплате. :biggrin: И логистика так должна быть выстроена, чтобы оплаченные твоим поставщикам складские запасы материалов были минимальны. Понятно, что это "мечты, мечты", и такое бывает редко, но это не значит, что к этому не надо стремиться.
ddelta
Тебе не надо его по ассортименту делать, тебе его надо сделать по покупателям. Ну даже не разнося все затраты, тупо - по обороту и валовой прибыли. Ограничься АБЦ, на самом деле ХЙЗ и не нужен, если ты сделал например АБЦ помесячно, за 1квартал, за 2й, за полугодие - итак всё видно будет.
Сделать выгрузку из 1с по товарообороту с контрагентом и отсортировать результат по убыванию оборота / валовой прибыли - ну разве ж это сложно? :dnknow: И там сразу увидишь, когда совместишь, что если по обороту клиент в группе А, а по валовой прибыли в группе Ц, что что-то с ним не так, и как-то лучше уверенные ББ в А стремящиеся развивать, чем таких плодить. Если, тем более, сами всё берёте по предоплате...
Алексий
Учитывая периодичность заказа (1 раз в месяц), соответственно не большую выручку 168 000 руб, отсрочку платежа до 40 дней, а так же низкий % рентабельности с этого заказа, к сожалению вынужден согласится со своим финдиром ((( Тут даже не группа Ц, а ближе к Я )))). Спасибо Алексей. И все же мне было интересно узнать инструмент, с помощью которого можно посчитать в натуральном выражении (дни) допустимый срок отсрочки платежа. Поиск в сети дал множество вариантов, причем спорных... Может вы поделитесь именно практической формулой? Еще было бы интересно узнать формулу расчета % скидки, которую можно (имеет смысл) давать клиенту плюс к привязке к отсрочке платежа. Вот например есть такая формула:
Стоимость отсрочки = дни отсрочки (в днях) / 360 * стоимость кредита (% годовых) * стоимость контракта (в валюте сделки)

Еще такая есть:
етод определения оптимального срока кредита (the economic time of credit) дает представление об эффективности коммерческой сделки, отвечая на вопрос о допустимых условиях предоставления коммерческого кредита.

Расчет оптимальной политики по срокам кредитов сводится к сравнению дополнительных доходов, полученных в результате роста продаж и затрат, связанных с финансированием возросшей дебиторской задолженности

При расчете оптимального срока предоставления кредита необходимо скорректировать вклад на покрытие (торговую наценку) на затраты, связанные с предоставлением кредита, которые рассчитываются по следующей формуле:СC = VC + IR*T
Встречал формулу СС=VC*IR*T
где CC - затраты, связанные с предоставлением кредита (credit cost), которые складываются из:

VC – возможных переменных затрат, связанных с осуществлением сделки и контролем расчетов с клиентом (variable cost),
IR - стоимости привлеченного капитала (interest rate) в день,
T - период предоставления кредита (time) в днях.
Предельный срок предоставления кредита (Т) может быть в первом приближении рассчитан на основании уравнения:



TM – СС (=VC+IR*T) ³ 0, где TM (trade margin) – торговая наценка

по формуле: T£ (TM-VC) / IR

Но это вообще капец. Люди. вы используете эти инструменты в своей работе или так на вскидку?
ddelta
Закладывайте минимум ставку рефинансирования... а вообще лучше от ставки кредита плясать увеличенной на коэффициент оборачиваемости (можно без оборачиваемости если заморачиваться неохота)...
ddelta
Алексий его уже предлагал, я маленько расшифрую.

Делаешь плановый баланс на конец месяца. Точно все статьи и подстатьи высчитывать не нужно, общие суммы по группам, пока без поставщиков и покупателей. Нам важно оставшееся сальдо.

Пример:

Активы: На складе будет примерно на 5 млн товара, оборудования на 1 млн, денег на счету будет болтаться примерно 300 тыс. Итого: 6,3 млн.

Пассивы: Кредит банку 1,5 млн, вложения учредителей 4 млн, операционные долги (зарплата, налоги, прочие начисления) 1 млн, накопившаяся прибыль 2 млн. Итого: 8,5 млн.

Получили оборотное сальдо: 8,5 - 6,3 = 2,2 млн которые можно крутить.

Теперь надо подкорректировать на поставщиков. Берем среднюю задолженность поставщикам для данного периода, пусть это будет 2,3 млн. Таким образом, Ваша организация может дать покупателям в долг всего на 5,5 млн рублей.

Отнимаете отсюда среднюю (или прогнозную) дебиторку по ключевым клиентам, пусть это 4 млн.

Получаем, что на всякий шмурдяк Ваш лимит отгрузок в долг где-то 1,5 млн. С этой цифрой в уме и начинаем месяц.

ПыСы: главное со знаками не напутать. Если поставщики идут по предоплате, то задолженность поставщиков будет уменьшать оборотное сальдо.
kir_sf
Судя по вашему ответу рдяовой руководитель отдела продаж никогда не сможет самостоятельно произвести расчет. Только с помощью финдира или главбуха....
ddelta
Руководитель отдела продаж должен действовать в рамках выставленных ему планок по обороту, валовой прибыли, ДЗ/КЗ, затрат в части, в которой он ими управляет и т.п. Финансовый директор же пусть ест свой хлеб, точно так же, как он не будет лезть в тонкости взаимоотношений с клиентами А и Б, не нужно лезть в тонкости финансов, которыми он управляет.:улыб:
Универсальных формул нет, применяется всё по ситуации в рамках принятых в компании бизнес-процессов.
ddelta
Лимит дебиторки - это, фактически, финансовые возможности организации (по сути, Вы деньги учредителя даете в долг клиентам). Поэтому - да, Вы правы, тут без финдира не обойтись.

Я вот даю свою коммерческому на начало каждого месяца цифру лимита и он дальше сам в рамках ее крутится и распределяет дебиторку.

ПыСы: По факту, в сезон он всегда за лимит выскакивает, поэтому крутиться приходится мне ))))))))))
kir_sf
:biggrin: вот кстати я не прав в чём в предыдущем сообщении
- ты у фиников запрашиваешь ресурсы и под них подписываешься под определённые обороты и валовую прибыль
- они с тобой соглашаются, бюджет утверждают, но в итоге ресурсов не дают
Вот в этой части НОП на самом деле должен орать при защите бюджета ОП, что если опять активы завалите грузить будет нечего или некому :biggrin:
Алексий
Ну так его задача занять рынок с необходимой маржой, а моя задача найти под обеспечение этого рынка ресурсы.

А вот это:

- они с тобой соглашаются, бюджет утверждают, но в итоге ресурсов не дают
Это не финдир, а в лучшем случае финконтролер
kir_sf
:biggrin: Да не, именно финдир, просто в холдинговых структурах с развитием некоторых проектов бюджет превращается в тришкин кафтан.
Алексий
Останемся при своих :agree: .

Никогда я не соглашусь назвать финдиром человека, у которого бюджет превратился в тришкин кафтан :спок:
kir_sf
:biggrin: ну, хорошо, контролёр :agree:
Нюанс какой - если в структуре, где несколько тысяч человек, ты будешь игнорить новые придумки собственника, то ты и контролёром там уже работать не будешь...
Алексий
уточнил: есть у нас отсрочка платежей за материалы. полмесяца с момента отгрузки
ddelta
:улыб:ну это уже хорошо
На самом деле очень помогает чистую прибыль отнести к (основные средства + складские запасы + дебиторская задолженность покупателей + дебиторская задолженность поставщиков - кредиторская задолженность перед покупателями - кредиторская задолженность перед поставщиками) * 100%, и просто посмотреть - как соотношение резко падает в момент, когда дебиторка растёт, а кредиторка падает... Сразу желание брать комплектующие по предоплате и грузить больше в дебиторку отпадёт.:улыб:
Алексий
:улыб:ну это уже хорошо
На самом деле очень помогает чистую прибыль отнести к (основные средства + складские запасы + дебиторская задолженность покупателей + дебиторская задолженность поставщиков - кредиторская задолженность перед покупателями - кредиторская задолженность перед поставщиками) * 100%, и просто посмотреть - как соотношение резко падает в момент, когда дебиторка растёт, а кредиторка падает... Сразу желание брать комплектующие по предоплате и грузить больше в дебиторку отпадёт.:улыб:
к сожалению у меня нет доступа к таким цифрам...
Какой итог я могу подвести, опираясь на комментарии: нефиг лезть в работу финдира, сиди занимайся клиентами ))) Только вот мне чтобы ими заниматься. нужна более оперативная информация.
ddelta
:biggrin: ну значит так и поступай - сиди занимайся клиентами в рамках выставленных граничных условий
ddelta
Ну знаете ли, батенька ))) в продажах скучно не бывает.
Если же уже перегорел и надоело это - ну да, ищи куда расти.
ddelta
У меня, как у наемного работника, который старется учиться-учиться и еще раз, возник в ходе работы вопрос: как вы расчитываете эффективность работы с тем или иным контрантом в следующем ключе
странный вопрос для наемника.
не находите?

p.s. пользуйтесь той мотивацией, что есть...
МоеБудущее
Евгений, вы что то полезное производить можете? Или только вопросы задавать о странности вопросов, а закономерности каких то одному вам известных процессов, о уже и не вспомню о чем...
Давайте как то ближе к делу, а то у меня для вас п. 4 припасен.
Naaatta
разве я высказался не по теме?

Показать спойлер
повидал уже достаточно таких
"умных" манагеров заглядывающих в "карман" собственника.
Показать спойлер
МоеБудущее
Евгений, вы мне очень сильно стали напоминать одного человека, приходившего недавно ко мне на собеседование.

Пришёл мужик на собеседование. Сперва мы с ним по телефону общались минут 40, я решил встретиться - человек вроде знал тему и рынок, казался достаточно подкованным и образованным. Собственно, почему бы такого и не взять рулить направлением, раз у него опыта больше, чем у меня. Пришёл мужик лет 45-48. В какой-то кофте, кроссовках. Упал в кресло и начал вещать. К слову сказать, вещал весьма красиво. В итоге 2 часа не мог от него избавиться, реально устал слушать. В конце концов оказалось, что человек хоть и кичится двумя высшими образованиями, но ни в одном, ни в другом толком не соображает. Зато было сказано много красивых слов и кинут правильный понт в сторону знания рынка, что особенно подчёркивалось фамильярностью, с которой человек говорил о тех или иных участниках рынка, клиентах.

Потом оказалось, что за последние 14 лет он сменил 14 месть работы, везде побыв некоторое время на должности среднего или высшего персонала. Вот вы прям один к одному с ним. Таких людей гнать надо из компаний, ибо ничего толкового и реального за словами не стоит, а им верят и выделяют бюджет на развитие, надеясь на их опыт и знания, которые в дальнейшем оказываются копеечными. Так что очень вас прошу - меньше бестолковых слов. Вас и так долбят постоянно, а вы всё напрашиваетесь и напрашиваетесь.

P.S. Тот товарищ ещё начал пытаться поддеть и обижаться, когда я позвонил и попытался мягко сказать "я всё взвесил и решил, что мы с вами не сработаемся".

P.P.S. Вот кто мне может объяснить, какого дьявола пришедший на собеседование чувак начинает учить жизни своего потенциального работодателя? Я, конечно, понимаю, что для него потенциальный работодатель оказался пацаном, который вдвое его младше, но какого дьявола народ себе такое позволяет, метя на топовые должности? Не вышло - мягко пожелай удачи и положи трубку. Но нет, надо обязательно попытаться соревноваться. Причём пытается соревноваться наёмный работник с тем, кто его вдвое младше, но может взять или не взять его на работу).
МоеБудущее
А мы разве обсуждаем умных манагеров, заглядывающих в карман собственников?
Если мне не изменяет зрение, мы обсуждаем как посчитать допустимую отсрочку платежей. Или вы хотите сказать, что я плохо вижу?
Naaatta
каждый должен заниматься своим делом. об этом речь.
МоеБудущее
Вот и следуйте своему совету.
Не имеете предложений по расчету отсрочки - просто пройдите мимо. Метить каждую тему не обязательно.
Это все.
AlexPav
либо пример неудачный. либо говорим о разном.

1. воду не лью.
2. не буду 2 часа терять своего времени, зная что человек не подходит.
скажу это сразу, прямо в глаза.

p.s. почему то лезет в голову "мысля", что при помощи этого человека вы хотели
махом/чудом решить все свои проблемы. а он начал "петь" про банальные истины и учить уму разуму...
буду рад если не прав :agree:
Naaatta
в каждую тему не лезу.
совет намотал на ус :agree:
МоеБудущее
Вопрос. с которым я обратился к уважаемым людям здесь на форуме у меня возник не просто так ))).
Во-первых, с той задачей, на которуб меня кинули в филиал я справился, проект, на который я был направлен к концу года должен выйти на прибыль, с опережением на пару лет. Теперь, когда я реально стал пинать балду на работе, я решил пересмотреть некоторые процессы в организации. тем более что я и сам непосредственно в них участвую, и вижу, что они далеко не совершенны. Плюс ко всему. существует вероятность, что мене переведут на другой аналогичный проект в другой регион, хотя это совсем не точно. И мне нужно будет оставить своих менеджеров одних, без руководителя. И я не хочу. чтобы они звонили мне по каждому расчету, можно ли дать такую скидки или не можно, чтобы они были самостоятельные, в определенных рамках. А сейчас я сам не знаю как только посчитать отсрочку, какую скидку можно дать или не можно. У меня есть потолок например "не более 20%", при расчете затрат. который я сделал вижу, что реально можно дать и больше, так как прибыль с заказа все равно будет, хоть и минимальная, но взяз этот нулевой по рентабльности заказа это ударит по конкуренту. который и так в течение несколькоих лет несет миллинные убытки по итогам года.
П.С. Разные бывают наемники, с разным функционалом и лояльностью к компании. Плюс ко всему, у меня в должностой иснтрукции написано. что я имею прав обращаться за любыми пояснениями к руководству ))). Мой продукцт сложный. это не купи/продай, тут производство...
ddelta
Ты сейчас с уровня НОПа лезешь в область стратегии. У вас банально может не стоять цель гнобить конкурента, но стоять цель по рентабельности не ниже х, отсюда и потолок в 20%, причём я бы этот потолок ещё бы и так жёстко ограничил бы в применении. Лучшая скидка с точки зрения продажника = 0% или наценка. :biggrin:
Алексий
в иделае все верно. к сожалению сложившаяся конъюктура диктует другие правила игры. у нас в новосибирске есть один сильный конкурент, в соседнем регионе, где я сейчас 2 конкурента. Пусть вас не смущает количство ))) Еще раз повторюсь, у нас производство, которые продается как конечная услуга. Процесс сложный, технически в том числе, но конкуренты в силу некоторых особенностей демпингуют, так как объемы рынка постепенно сокращаются из года в года, конкуренция так же каждый год обостряется. Поэтому вопрос обычно довольно прост: либо мы теряем заказчика либо теряем часть прибыли сохранив клиента. То что я лезу в область стратегии... если буду сидеть тихо и ровно, то объемы будут падать, поэтому и приходится стучаться в генеральному ))) Вполне возможно, что в ваших компаниях НОП даже и думать не будет чтобы проявлять подобную инциативу, может я сам по себе по характеру такой, но как говорил герой "Пролетая над гнездом кукушки" - "Я хотя бы попробовал". За спрос по рукам не бьют, а я для себе буду знать, что сделал ВСЕ возможное, чтобы клиента удержать/привлечь. Как-то так
ddelta
Вопрос. с которым я обратился к уважаемым людям здесь на форуме у меня возник не просто так ))).
Во-первых, с той задачей, на которуб меня кинули в филиал я справился, проект, на который я был направлен к концу года должен выйти на прибыль, с опережением на пару лет. Теперь, когда я реально стал пинать балду на работе, я решил пересмотреть некоторые процессы в организации.
лучше взять новый проект
манагер заточенный под изменения - на стадии заморозки начинает под любыми предлогами продолжать шевелить проводками и совершенствовать, а лучшее враг хорошего

поэтому я бы делегировал тому, кто по социотипу и призванию "доводчик" и либо на Бали, либо новый хомут
ИМХО
Alippa
новый проект в перспективе, но это рутинная работа по увеличениею выручки и в идеале прибыли ))) и к тому же при работе над новым проектом возникнут теже проблемы.
П.С. При предполагаемой выручке в месяц 15 млн руб какую запросить зарплату? А то я с текущм проектом малость продешевил, был мотивирован на процент с прибыли, а прибыли то нарастающим итогом пока до сих пор и нет )))
ddelta
не отвечу
не работал за процент из вредности характера))))
только твердая сумма
Alippa
то есть назависимо от фин результата вы всегда получали одну и ту же сумму?
ddelta
почему-то заказчиков не всегда интересовал именно финрезультат, хотя они и правы если проект правильно сбалансирован, то филки будут - никуда не денутся


на этом офтопить закончим))))