Это всё уже было...было...было и не только с нами
222206
529
RUSLAND
Хорошо, еще немножко про Щапова и путь этот топик отдохнет
Alippa
В дополнение. к ранее опубликованному:
Иллюстрированное приложения к газете "Сибирская Жизнь" №277
за Воскресенье, 21-го декабря 1903 года.

Нашел у Гугл-книги интересный документ - рассказ о служебной командировке правительственного наблюдателя Матвѣея Пантелеевича Карягина, бывшего жандармского офицера, сопровождавшего въ 1861 году Щапова изъ Казани въ С.-Петербургъ.

"...До Нижняго я ѣхалъ съ Аѳанасіемъ Прокофьевичемъ секретно.
Онъ не зналъ, что я посланъ слѣдить за нимъ всю дорогу, наблюдать за всѣми разговорами и дѣйствіями его. Мнѣ приказано было помѣститься въ той-же каютѣ, въ которой расположится Щаповъ, и зорко смотрѣть за всякимъ шагомъ этого человѣка, не открывая передъ нимъ моей миссіи; но вступать въ разговоръ, какъ съ нимъ, такъ и съ собесѣдниками его, запрещено не было ..."

ДѢЙСТВІЯ НИЖЕГОРОДСКОЙ ГУБЕРНСКОЙ УЧЕНОЙ АРХИВНОЙ КОМИССІИ.
статей сообщеній, описей, дѣлъ и документовъ.

Томъ II.
ВЫПУСКЪ 15-.й
Нижній Новгородъ.
Типографія Губернскаго Правленія.
Показать спойлер
....
2. Н. Я. Агафонова. Въ дополненіе статьи А. И. Звѣздина о Щаповѣ____39

Въ дополненіе статьи г. Звѣздина о Щаповѣ *).
(Члена Архивной комиссіи Н. Агафонова).
I

Въ одиннадцатомъ выпускѣ „Дѣйствій нижегородской губернской ученой Архивной комиссіи“ напечатаны любопытныя свѣдѣнія (стр. 536) объ извѣстномъ А. П. Щаповѣ, сообщенныя членомъ этой комиссіи А. И. Звѣздинымъ. **) Прочитавъ немногія, но очень интересныя строки г. Звѣздина о Щаповѣ, я вспомнилъ личную бесѣду мою съ покойнымъ Матвѣемъ Пантелеевичемъ Карягинымъ, бывшимъ жандармскимъ офицеромъ, сопровождавшимъ въ 1861 году Щапова изъ Казани въ С.-Петербургъ.
М. П. Карягинъ, умершій въ отставкѣ, въ чинѣ маіора, 10 января 1887 года въ Казани (имѣя 80 лѣтъ отъ роду), разсказалъ мнѣ нѣкоторыя, нелишенныя интереса подробности о служебной командировкѣ своей, въ качествѣ правительственнаго наблюдателя за личностію казанскаго профессора исторіи, препровождавшагося въ С.-Петербургъ, послѣ рѣчи, произнесенной имъ па панихидѣ (16 апрѣля 1861 года, въ Вербное воскресенье) по убіеннымъ крестьянамъ въ селѣ Безднѣ, спасскаго уѣзда, казанской губерніи, въ имѣніи Мусина-Пушкина. Это глубоко-прискорбное событіе въ селѣ Безднѣ описано въ „Сѣверной Пчелѣ“ 1861 года № 107; по справедливость требуетъ замѣтить, что многіе сообщенные этою газетою факты, къ сожалѣнію, не совсѣмъ соотвѣтствуютъ дѣйствительности. Сообщенныя г. Карягинымъ свѣдѣнія я тогда-же записалъ, съ намѣреніемъ передать ихъ въ печать, когда наступитъ подходящій для того случай. Случай теперь представляется вполнѣ удобный: статья А. И. Звѣздина побуждаетъ меня вызвать изъ забвенія залежавшійся матеріалъ о лицѣ, которое сдѣлалось историческимъ, и о томъ времени, въ которое происходили бурные эпизоды кипучей дѣятельности знаменитаго бакалавра казанской духовной академіи.
М. П Карягинъ передалъ мнѣ 26 іюня 1880 года слѣдующее:
...... До Нижняго я ѣхалъ съ Аѳанасіемъ Прокофьевичемъ секретно.
Онъ не зналъ, что я посланъ слѣдить за нимъ всю дорогу, наблюдать за всѣми разговорами и дѣйствіями его. Мнѣ приказано было помѣститься въ той-же каютѣ, въ которой расположится Щаповъ, и зорко смотрѣть за всякимъ шагомъ этого человѣка, не открывая передъ нимъ моей миссіи; но вступать въ разговоръ, какъ съ нимъ, такъ и съ собесѣдниками его, запрещено не было Отъ Казани провожали Щапова какіе-то молодые люди и казанскій книгопродавецъ И. В. Дубровинъ, староста академической церкви, какъ онъ самъ рекомендовалъ себя въ пароходномъ буфетѣ, куда очень часто дѣлалъ визиты съ Афанасіемъ Прокофьевичемъ ***).
О молодежи, сопровождавшей Щапова до Нижняго мною было сообщено въ Казань по телеграфу, лишь только мы прибыли въ Нижній.
Въ этомъ городѣ я уже оффиціально приставленъ былъ къ „ввѣренному мнѣ путешественнику" и ѣхалъ съ нимъ вмѣстѣ до Москвы въ одномъ экипажѣ (желѣзная дорога еще не была открыта для движенія).... Славно было Ѣхать въ обществѣ такого человѣка: Афанасій Прокофьевичъ находился все время въ веселомъ расположеніи духа, шутилъ всю дорогу, заставлялъ ямщика пѣть народныя пѣсни, подносилъ ему водочки, когда встрѣчался на пути кабачокъ, и самъ пропускалъ при этомъ гдѣ стаканчикъ, а гдѣ два. Я не препятствовалъ, ибо въ данную мнѣ инструкцію это обстоятельство не входило. Стали мы переѣзжать Клязьму. Невдалекѣ отъ берега стояла кучка народу и пѣла пѣсню (день, кажется, былъ праздничный). Пѣсня до того понравилась Щапову, что онъ обратился ко мнѣ и умоляющимъ голосомъ произнесъ:
— Батюшка, Матвѣй Пантелеевичъ! Обниму, разцѣлую Васъ—остановимся здѣсь подольше: мнѣ хочется выслушать эту пѣсню.
Я согласился. Путникъ мой, давши мужикамъ рубль, записалъ пѣсню въ свою памятную книжку, даже съ нотами. Начало этой пѣсни я и теперь помню; вотъ оно:

Протекала рѣченька,
За рѣчкой—слободушка,
Не величка-маленька—
Три-четыре домика....
Первый домикъ—дядюшка,
Другой домикъ—тетушка,
Третій домикъ—вдовушка,
У вдовушки—доченька....
и проч.

Поѣхали дальше. Ямщики, по неотступной просьбѣ Щапова, продолжали услаждать его пѣснями, изъ которыхъ многія приводили его въ восторгъ и онъ торопливо заносилъ ихъ въ свою тетрадку: Проѣзжая вечеромъ черезъ какое-то поселеніе, мы встрѣтили многолюдный и шумный хороводъ. Крестьянскія дѣвушки и парни пѣли пѣсню, и пѣсня эта опять пришлась по сердцу моего ученаго спутника.
— Милый, дорогой, серебряный, золотой, Матвѣй Пантелеевичъ! Остановимся....
Нечего было дѣлать, уступилъ. Вышли изъ тарантаса, и Щаповъ, подавая дѣвушкамъ рублевку на орѣхи, просилъ повторить пѣсню съ начала, которую и записалъ всю и также съ нотами.
— Что за чудная пѣсня, восклицалъ Щаповъ, повторяя слова ея, сидя въ экипажѣ, и воспроизводя въ полголоса мотивъ. Какое богатство, какое необъятное море красотъ въ поэтическомъ творчествѣ русскаго народа....
И такъ тянулся почти весь путь нашъ—заключилъ свое повѣствованіе словоохотливый разсказчикъ, пожимая мою руку на прощаньи.
Далѣе, вслѣдъ за этой записью словъ Карягина, идутъ нѣсколько строкъ о томъ-же Щаповѣ, записанныхъ мною подъ диктовку одного изъ близкихъ ему людей въ Казани, каковыя строки я нахожу кстати присоединить къ сказанному выше. „А. П. Щаповъ прибылъ въ Казань въ августѣ 1852 года, въ качествѣ студента казанской духовной академіи. Онъ родился въ 1830 году въ Сибири. Отецъ его, дьячокъ, былъ сыномъ сосланнаго за старую вѣру раскольника; мать—природная бурятка. Родная сестра Щапова, Пелагея Прокофьевна, была замужемъ за крестьяниномъ Мальцевымъ, который подъ старость впалъ въ нищету и собиралъ милостыню по улицамъ Верхоленска, о чемъ было напечатано въ газетѣ „Сибирь" (№ 36, отъ 5 сентября 1876 г.). Въ иркутской семинаріи Щаповъ учился съ 1846 года, въ казанской духовной академіи кончилъ курсъ весною 1856 г., а въ сентябрѣ того-æe года утвержденъ бакалавромъ. Карьера улыбалась ему. Онъ обезпечилъ бы себѣ очень выгодное и видное служебное положеніе, если бы выразилъ хоть небольшую ласку къ благоволившимъ въ нему людямъ, имѣвшимъ вѣсъ. Но Щаповъ былъ холоденъ и даже суровъ съ такими лицами. Кромѣ этого, нисколько не скрывалъ онъ своихъ симпатій къ народу, сочувствовалъ его быту и скорбѣлъ о томъ великомъ изнеможеніи, какое вынесъ народъ изъ тяготѣвшаго надъ нимъ крѣпостного права, сломленнаго могучею рукою благороднѣйшаго изъ монарховъ. Свое народофильство Щаповъ выражалъ съ каждымъ годомъ все рѣзче и рѣзче. Сказавши рѣчь на панихидѣ по убіеннымъ въ селѣ Безднѣ крестьянамъ, Щаповъ поплатился своею свободою. Его сослали, правда, не въ Сибирь, а въ Петербургъ, но столица была для него тяжелѣе Сибири, которая произвела его на свѣтъ. Какая-то особенная любезность, чуждая простоты и искренности, сразу окружила его: одни разверзли ему свои объятія, приглашая дѣйствовать за-одно, другіе тянули его въ сторону противоположную. Онъ жаловался на такую обстановку пріятелямъ въ Казань и, пародируя Гейне, писалъ въ одномъ изъ писемъ:

Они меня злили и мучили такъ,
Что даже блѣднѣлъ и краснѣлъ я порою:
Одни—безотвязной любовью своей,
Другіе—своей клеветою.
Они отравляли насущный мой хлѣбъ
И яду вливали въ стаканъ мой съ водою:
Одни—безотвязной любовью своей,
Другіе—своей клеветою....

Впрочемъ, побились, побились и оставили Щапова въ покоѣ, какъ волчонка, котораго сколько пи корми, а онъ все въ лѣсъ смотритъ.... Литературнымъ занятіямъ его не мѣшали, щадя талантъ, хотя доносы на вредное вліяніе его сочиненій не замедлили появиться. Извѣстный Андрей Николаевичъ Муравьевъ, этотъ второй въ русской литературѣ Стурдза, про котораго Пушкинъ сказалъ:

Я вкругъ Стурдзы хожу,
Вкругъ библическаго и т. д.,

писалъ къ одному высокопоставленному лицу письмо (въ декабрѣ 1862 года), въ которомъ уподоблялъ духъ сочиненія Щапова съ духомъ Стеньки Разина и мятежныхъ стрѣльцовъ. Письмо это, какъ документъ, рисующій эпоху, напечатано въ шестой книгѣ „Русскаго Архива" за 1882 годъ (стр. 210), куда и рекомендуемъ обратиться любителямъ, занимающимся изученіемъ минувшихъ дней русской жизни.
Разумѣется, обладай Щаповъ нѣкоторымъ практическимъ тактомъ и уживчивостію, онъ свыкся бы въ концѣ-концовъ съ петербургскими условіями. Но онъ сталъ прежде всего усиленно пить водку, и во хмѣлю былъ зѣло не воздерженъ на языкъ. Народныя или, какъ любилъ онъ выражаться, земскія тенденціи высказывались имъ и въ печати, и устно во всеуслышаніе, чуть не на улицѣ. Понятно, терпѣть его въ Петербургѣ не сочли болѣе возможнымъ, и его отправили въ Восточную Сибирь, водворивъ въ мѣстахъ родины и колыбели, въ нѣдрахъ дорогой его сердцу природы....
Въ Сибири Щаповъ еще болѣе запилъ, хотя на долю его выпалъ весьма рѣдкій случай въ жизни—пріобрѣсти замѣчательно преданнаго ему человѣка въ лицѣ подруги-жены. Ольга Ивановна Жемчужникова употребляла сильное нравственное воздѣйствіе на убѣжденія мужа; но онъ уже былъ на очень низкой ступени паденія и ей поднять его на высоту разумнаго пониманія жизни не удалось; здоровье его разрушилось въ конецъ, мысли спутались и отупѣли, и онъ умеръ 27 февраля 1876 года, переживъ неизмѣннаго своего друга жену, потратившую столько любви и стойкости къ возвращенію милаго ей человѣка на нормальный жизненный путь....
Письма Щапова, его бумаги и всѣ конченныя и неконченныя литературныя работы послѣднихъ годовъ попали въ залогъ къ иркутскому чиновнику Крониду Лаврову, которому покойный остался долженъ нѣкоторую сумму. С.-Петербургское общество литературнаго фонда собиралось выкупить у Лаврова всѣ щаповскія бумаги; но.... приведено ли это справедливое побужденіе въ исполненіе, неизвѣстно."
О Казани осталось у Щапова навсегда самое безотрадное воспоминаніе. Здѣсь очень долго ходило въ рукописи стихотвореніе, приписываемое Аѳанасію Прокофьевичу, которое пишущій эти строки передалъ потомъ покойному М. И. Семевскому, для напечатанія въ его „Русской Старинѣ".
Вотъ это стихотвореніе:
Казань.
Городъ сплетенъ, городъ пыли,
Городъ разныхъ лихорадокъ,
Городъ, гдѣ меня судили,
Какъ змѣя ты сталъ мнѣ гадокъ!..
Восемь лѣтъ въ твоихъ объятьяхъ,
Городъ, ты меня душилъ.
То въ мученьяхъ, то въ проклятьяхъ
Дни въ тебѣ я проводилъ.
Много слезъ въ тебѣ я пролилъ
За страданья мужичка;
Ты широкихъ думъ не понялъ
Сына бѣднаго дьячка.
Жалкій городъ! Ты потѣхи
Ждалъ съ каѳёдры отъ меня;
Думалъ ты, что я- для смѣха
Выступаю предъ тебя?
Нѣтъ! Не въ томъ мое призванье,
Чтобъ потѣхою служить:
Не хочу святое званье
Я учителя срамить.
Я открыто, прямо, ясно
Все сказалъ тебѣ, что могъ,
А теперь въ тебѣ я гласно
Отрясаю прахъ отъ ногъ.
Спи-же, городъ, сномъ глубокимъ
До возстанья мужичка.
Ты не внялъ рѣчамъ широкимъ
Сына бѣднаго дьячка.

Вступительная лекція А. П. Щапова, которою онъ открылъ въ казанскомъ университетѣ чтеніе русской исторіи и которая произвела небывалую сенсацію въ городѣ, такъ и не появлялась въ печати до настоящаго времени въ цѣломъ своемъ видѣ. Только начало ея напечатано было въ изданномъ въ 1876 году въ Казани литературномъ сборникѣ: „Первый Шагъ" (стр. 408) однимъ изъ бывшихъ слушателей Щапова въ казанскомъ университетѣ, K. В. Лаврскимъ, славнымъ нижегородскимъ уроженцемъ, имя котораго занимаетъ теперь въ нашей провинціальной литературѣ очень почетную и вполнѣ достойную извѣстность.
Н.Агафоновъ.
Казань. 29 ноября 1892 г.
________________________________
*) Доложено въ засѣданіи 2 января 1894 г.
**) Сообщеніе А. И. Звѣздина доложено въ засѣданіи 22 октября 1891 г. подъ заглавіемъ „А. П. Щаповъ въ Нижнимъ".
***) Иванъ Васильевичъ Дубровинъ, теперь уже умершій, былъ издателемъ сочиненій Щапова и постояннымъ его собутыльникомъ въ Казани Онъ былъ нижегородецъ, родомъ изъ села Павлова, и въ послѣднее время такъ усердно погрузился въ служеніе Бахусу, что умеръ пьянымъ въ торговой банѣ.

Двухслойный pdf (текст под картинками)
https://yadi.sk/i/Q3nJxGOjrP8Rf
pdf без маски (текст и картинки)
https://yadi.sk/i/oniFTGjrrP8c6
Двухслойный pdf (текст поверх картинок)
https://yadi.sk/i/hFFg-MPhrP8Sx
Показать спойлер
Alippa
В дополнение к ранее опубликованному:
Иллюстрированному приложению к газете "Сибирская Жизнь" №277
за Воскресенье, 21-го декабря 1903 года.


пронзительный рассказ Щапова о жене Ольге Ивановне

Показать спойлер
*) Завѣщеваю это воспоминаніе, написанное мною вскорѣ послѣ смерти Ольги Ивановны Щаповой, именно съ 25 по 30 марта 1874 года, завѣщеваю непремѣнно напечатать его, какъ только будетъ возможно. Антрополого-соціологическая лѣтопись или исторія должна отмѣчать многознаменательное антропологическое существованіе (особенно въ наше трудное, тяжелое, многострадальное и многоскорбное соціальное время) каждой личности, будетъ ли то мужикъ, мѣщанинъ или крестьянка, мѣщанка и т. п., будетъ ли то извѣстная, или почти вовсе неизвѣстная, но соціально-нравственно замѣчательная личность. Ольга Ивановна Щапова умерла съ 12 на 13 число марта 1874 года, послѣ тяжкой и сложной болѣзни, продолжавшейся 35 сутокъ. Она умерла въ полномъ сознаніи, въ высшей степени спокойно За полчаса до послѣдняго вздоха, когда члены ея стали уже мертвѣть, она сначала сказала: „трите, трите, хоть немного продлите мое существованіе"; потомъ, спустя нѣсколько минутъ, съ особеннымъ умиленіемъ сказала: „я одного желаю — природы", и, наконецъ, послѣднія прощальныя слова мнѣ: „прости, Шоня" (такъ меня звала мать, и такъ она звала меня). Въ настоящемъ очеркѣ изъ біографіи Ольги Ивановны представлена только общая антрополого-соціологическая или соціально-нравственная характеристика ея. Ея многострадальная борьба съ моимъ грубымъ порокомъ—пьянствомъ, которымъ я страдалъ въ первые годы сожительства съ нею и отъ котораго, только благодаря ея энергическимъ усиліямъ, избавился, ея соучастіе со мной въ трудной туруханской экспедиціи (въ 1866 г.), въ которую она перенесла много лишеній и страданій во время нашего тридцатидневнаго плаванія по Енисею на лодкѣ отъ Туруханска до села Ворогова (65° —62° с. ш ), и многіе другіе факты изъ ея скромной, неизвѣстной, но многознаменательной жизни, будутъ описаны въ особой запискѣ.

Ольга Ивановна Щапова
Характеристика ея умственныхъ и соціально-нравственныхъ качествъ
1)Ольга Ивановна Жемчужникова (Щапова),— родившаяся въ Псковѣ отъ бѣднаго учителя семинаріи, двухъ мѣсяцевъ жизни оставшаяся сиротой и воспитанная въ доброй семьѣ дяди—петербургскаго протоіерея Меліоранскаго, подъ благотворнымъ, умственно и нравственно-возбудительнымъ вліяніемъ университетской молодежи,— отличалась замѣчательными умственными и соціально-нравственными качествами. Это была женщина, одаренная отъ природы высокими умственными талантами, рѣзко выдававшимися изъ уровня обыкновенныхъ умственныхъ способностей По силѣ и развитію ума, по глубинѣ и основательности мысли, по логичности сужденія она далеко не походила на огромное большинство нашихъ обыкновенныхъ образованныхъ женщинъ, а скорѣе походила на лучшаго студента университета или на высоко-развитаго, глубоко-серьезнаго, научно-мыслящаго молодого человѣка, кончившаго курсъ въ университетѣ. Въ первые годы моего сближенія и сожительства съ нею. она больше поражала и плѣняла меня своими высокими нравственными качествами — необыкновенною добротою, прямодушною, такъ сказать, истинно-демократическою простотою, естественностью и беззавирностью въ поступкахъ и разговорахъ, полнѣйшею честностью и справедливостью не только во всѣхъ дѣйствіяхъ и поступкахъ, но и въ мысляхъ и сужденіяхъ, полнѣйшею искренностью чувствъ и убѣжденій. Глубина, сила и основательность ея мысли тогда еще не выказывались особенно рельефно, многія понятія ея еще не совсѣмъ были выработаны. Это замѣтно отражалось тогда и въ общемъ выраженіи ея лица. Оно казалось менѣе задумчивымъ, серьезно и глубоко-мыслящимъ, болѣе добродушнымъ, теплосердечно-симпатичнымъ. Но живя въ Иркутскѣ, одинаково со мной, въ полнѣйшей отрѣшенности отъ общества, постоянно-сосредоточенною, самоуглубленною жизнью, постоянно читая серьезныя, научныя книги съ глубочайшимъ и живѣйшимъ интересомъ и вниманіемъ, потомъ года два съ половиной или болѣе съ внимательнѣйшею сосредоточенностью занимаясь самостоятельной разработкой и приготовленіемъ уроковъ для дѣтей женской гимназіи, постоянно серьезнѣйшимъ анализомъ и размышленіемъ перерабатывая въ своей головѣ каждый вопросъ науки или жизни, каждый общественный или житейскій фактъ, каждое новое впечатлѣніе, каждое новое наблюденіе, — даровитая Ольга Ивановна годъ отъ году все больше и больше развивалась. Ея широкій и высокій лобъ, съ рельефно-выдающимися бугорками въ передней части, все съ большею и большею выразительностью отпечатлѣвалъ на себѣ ея рѣдкія умственныя дарованія, ея глубоко-сосредоточенную работу мысли, думъ, ея самостоятельно-активную выработку глубокихъ и живыхъ убѣжденій, особенно соціально-нравственныхъ, словомъ—ея, рѣдкую или весьма не частую среди нашихъ женщинъ (да и наибольшей части мужчинъ). серьезнѣйшую мыслящую жизнь. Только весьма частые (почти постоянные) припадки тяжкой, мучительнѣйшей головной боли, которую она, какъ сама сказывала часто, начала чувствовать съ семи лѣтъ жизни, и потомъ постоянныя житейскія скорби наложили свой отпечатокъ на морщинкахъ оя возвышеннаго, серьезно-выразительнаго, мыслящаго чела. Разъ я замѣтилъ ей: «въ послѣдніе годы ты замѣтно стала гораздо развитѣе сравнительно съ тѣмъ временемъ, когда я впервые познакомился и сошелся съ тобой: съ полнѣйшею искренностью скажу тебѣ, что ты теперь стала высоко развитою, глубоко-мыслящею женщиной, особенно поразительно выработана твоя нравственная натура». На это она съ пріятнѣйшею шутливостью любезности отвѣтила мнѣ: «а ты, дуракъ мой, поди, думаешь, что я тебѣ, твоему вліянію обязана своимъ развитіемъ, если только я дѣйствительно развилась сколько-нибудь сравнительно съ прежнимъ». «Нѣтъ, — отвѣчалъ я ой съ искреннимъ и серьезнымъ убѣжденіемъ, — нѣтъ: ты достигла высокаго, серьезнѣйшаго умственнаго и нравственнаго развитія единственно вслѣдствіе многолѣтней сосредоточенной жизни въ Сибири, со мной, вслѣдствіе непрерывной, ежедневной самостоятельной работы твоей головы, твоей мысли, вслѣдствіе постояннаго серьезнаго чтенія и размышленія, вслѣдствіе постояннаго глубокаго анализа жизненныхъ и общественныхъ фактовъ и наблюденій и проч.»- И дѣйствительно, ея уединенное, самостоятельное развитіе и тихій, скромный умственный трудъ для общественнаго, для народнаго блага не отмѣтились громкою извѣстностью (которой она всегда избѣгала до самоотверженія), но были многознаменательны и достопримѣчательны въ антрополого-соціологическомъ, соціально — нравственномъ смыслѣ.
...Въ Иркутскѣ ей говорили (Вагинъ и другіе): «Здѣсь надо прокричать, протрубить о себѣ, чтобы найти учительское мѣсто». Съ строгимъ осужденіемъ и отвращеніемъ она всегда отрицала этотъ способъ достиженія какой бы то ни было общественной дѣятельности. И дѣйствительно, безъ всякаго крика о себѣ, тихо, неожиданно получила она мѣсто учительницы въ иркутской женской гимназіи. Единственно ея высокія, безъ всякаго грому, безъ всякихъ рекламъ замѣчательныя педагогическія способности, вовсе неизвѣстныя иркутскому обществу (особенно въ первые годы вашей иркутской жизни) сами собой проложили ей путь къ учительской дѣятельности въ иркутской женской гимназіи. Учитель классической гимназіи Н. И. Поповъ и В. А. Милютинъ, завѣдывавшій тогда (въ 1868 — 1869 г.) женской гимназіей,, зная педагогическія дарованія и знанія Ольги Ивановны Щаповой, помогли ей безпрепятственно занять мѣсто въ женской гимназіи, по классу ариѳметики. Это было въ августѣ 1869 года. Съ тѣхъ поръ до февраля 1872 года, до заболѣнія жестокимъ тифомъ, она непрерывно преподавала ариѳметику въ женской гимназіи и потомъ еще французскій языкъ. Съ рѣдкою, поистинѣ достопримѣчательною и примѣрною добросовѣстностью относилась она къ своему любимѣйшему педагогическому дѣлу. Всецѣло отдавшись ему, она объ немъ только и думала съ необыкновенною заботливостью. Каждый день, особенно утромъ и вечеромъ, она часовъ 6, 7 и 8 съ величайшимъ вниманіемъ, съ энтузіастическою любовью и увлеченіемъ занималась самостоятельною выработкой и приготовленіемъ уроковъ. Какъ только вставала утромъ, какъ только приходила изъ гимназіи, какъ только приходила или пріѣзжала съ базара (съ провизіей), какъ только возвращалась съ небольшой прогулки со мной, — сейчасъ садилась она за свой столикъ, обложенный педагогическими книгами, учебниками, руководствами.
....
Сама Ольга Ивановна была многострадальнымъ воплощеніемъ,—утвердительно могу сказать, — почти идеальной чистоты души, чувства, мысли, совѣсти, искреннѣйшей прямоты и рѣдкой твердости, самостоятельности и энергіи характера, доходившей, поистинѣ, до стоицизма въ лучшемъ его значеніи, была живымъ воплощеніемъ, олицетвореніемъ истинной демократичности, искреннѣйшаго добродушія, теплосердечности, высокой гуманности, — честности и справедливости идеально-выдержанной во всей ея жизни, не только въ каждомъ ея поступкѣ и дѣйствіи, не только во всѣхъ ея дѣлахъ, но п въ каждомъ потаенномъ, задушевномъ мотивѣ ея мысли, чувства и воли, во всѣхъ ея помыслахъ и стремленіяхъ. Даже самая заскорузлая буржуазная сибирская баба-скопидомка, сидѣлка при больныхъ, которая, по желанію Ольги Ивановны, въ течете цѣлыхъ мѣсяцевъ помогала мнѣ ухаживать за ною больною и во время ея тифа, и въ послѣднюю болѣзнь, даже и такая заскорузлая эгоистка-скопидомка удивлялась ея необыкновенной добротѣ, гуманности и справедливости, съ какою она, до самой своей смерти, сердобольно заботилась объ удовлетворительномъ обезпеченіи прислуги. — и восклицала: «ахъ, какая она, Ольга Ивановна, правильница-то, какая правильница-то была: я такихъ еще и не видывала!» Да, это была, дѣйствительно, святая, праведная женщина, въ высокомъ, истинно-антропологическомъ, соціально-нравственномъ значеніи этихъ словъ. Это была женщина не настоящаго, а будущаго времени. Въ теченіе десяти лѣтъ я её изучалъ изо дня въ день, изъ часу въ часъ, — и отъ всей глубины души вопію, взываю и завѣщеваю всѣмъ будущимъ, все лучшимъ и лучшимъ, истинно-антропологическимъ человѣческимъ генераціямъ отмѣтить въ будущей антрополого-соціологической исторіи, отмѣтить на знаменахъ грядущихъ, истинно человѣческихъ соціально-кооперативныхъ ассоціацій скромное, неизвѣстное въ настоящее время, но многознаменательное соціально-антропологическое имя этой рѣдкой еще въ современномъ нашемъ обществѣ женщины—Ольги Ивановны Щаповой (Жемчужниковой). Въ Сибири же такой женщины еще и не бывало и, вѣроятно, долго не будетъ. Знаю, что она, по величайшей своей скромности, велѣла бы мнѣ уничтожить эти строки и всю ея коротенькую біографію. Но уничтожьте всѣ мои сочиненія, отнимите мою жизнь, бросьте въ огонь или въ воду все, что я написалъ и напечаталъ въ русской литературѣ, только, — умоляю, заклинаю всѣхъ будущихъ людей, какіе будутъ жить за мѣстѣ нынѣшней Сибири и Россіи,—сохраните эти мои строчки о женщинѣ — Ольгѣ Ивановнѣ Щаповой. Если я пережилъ ее, то считаю теперь единственнымъ высшимъ утѣшеніемъ, единственнымъ счастіемъ своимъ, что сподобился отмѣтить для будущей антрополого-соціологической исторіи или лѣтописи ея скромное, неизвѣстное, но многознаменательное соціально-антропологическое существованіе, сподобился указать на одну изъ свѣтлыхъ звѣздочекъ великаго будущаго женщины и человѣчества

Двухслойный pdf (текст под картинками)
https://yadi.sk/i/kLfDgR8HrPBk5
pdf без маски (текст и картинки)
https://yadi.sk/i/huYLc50nrPBoW
Двухслойный pdf (текст поверх картинок)
https://yadi.sk/i/ukdszlAKrPBnR
Показать спойлер
Alippa
В дополнение к ранее опубликованному:
Иллюстрированному приложению к газете "Сибирская Жизнь" №277
за Воскресенье, 21-го декабря 1903 года.
по Щапову во всем "виноваты" женщины)))

"въ древне-греческой республикѣ на поворотѣ ея къ сознанію потребности созданія новаго, лучшаго общества, по идеаламъ политики Аристотеля и соціализма Платона,—женщина является выдающеюся ассоціирующею и возбуждающею силою въ кругу передовыхъ общественныхъ мыслителей и дѣятелей. Общественныя собранія женщинъ, ’Έχχλεσίαζoυσαι, хотя и осмѣивались Аристофаномъ, но все-таки были невольнымъ, открытымъ общественногражданскимъ, коллективнымъ заявленіемъ соціально-антропологической, общественно- возбудительной и общественно-образовательной силы женщинъ."

"Значеніе народной женщины въ антропологическомъ и соціальномъ развитіи русской народности"

Показать спойлер
Хотя извѣковѣчное историческое преобладаніе мужчинъ, вообще, всегда устраняло женщину изъ сферы общественной, исторической дѣятельности, замыкая ее въ гаремы, терема и замки домашне-семейнаго рабства,—но, все-таки, сквозь всѣ трущобы историко-традиціонной гегемоніи мужчинъ, женщина всегда болѣе или менѣе проторгалась на общечеловѣческій путь исторіи. Большею частью она была незамѣтнымъ, скрытымъ историко-антропологическимъ факторомъ физическаго, психическаго и соціальнаго развитія различныхъ племенъ человѣческаго рода. Но нерѣдко выступала она и явно на общечеловѣческій, всемірно-историческій видъ, въ качествѣ живой, дѣятельной силы въ историческихъ поворотахъ человѣчества къ новымъ путямъ гуманно-антропологическаго прогресса. Уже въ первобытномъ состояніи человѣка, физіологическая притягательная сила женщины, какъ доказано Дарвиномъ и Литре, была первымъ источникомъ въ человѣческой природѣ инстинктовъ соціальной симпатіи, альтруистическихъ чувствъ и, вслѣдствіе того, одною изъ главныхъ естественныхъ силъ зарожденія соціальности, созданія первобытныхъ общинъ. Нервно-мозговая система человѣческой природы, какъ сфера чувства, сознанія, мышленія и воли, была одной изъ могучихъ силъ прогрессивнаго видоизмѣненія общаго тѣлеснаго построенія и психическаго развитія человѣка, между прочимъ, именно въ силу постояннаго возбужденія ея половымъ, физіологическимъ и эстетическимъ вліяніемъ женщины, потому что въ сферѣ дѣйствія полового подбора женщина имѣла столько же активное участіе, сколько и мужчина. «Тотъ, кто но отрицаетъ принципа полового подбора,—говоритъ Дарвинъ,—долженъ непремѣнно придти къ замѣчательному выводу, что мозговая система не только регулируетъ большую часть отправленій нашего организма, но и оказываетъ также косвенное вліяніе на постепенное развитіе различныхъ физическихъ построеній и нѣкоторыхъ умственныхъ качествъ. Храбрость, воинственность, стойкость, сила и размѣры тѣла, оружіе всякаго рода, музыкальные органы, какъ вокальные, такъ и инструментальные, яркіе цвѣта, изящные или обаятельные жесты и манеры, красота — все это косвенно было пріобрѣтено тѣмъ или другимъ поломъ, подъ вліяніемъ любви и ревности, въ силу оцѣнки прекраснаго въ звукахъ, цвѣтѣ или формѣ и, наконецъ, при посредствѣ произвольнаго выбора; а ясно, что всѣ эти
умственныя отправленія зависятъ отъ развитія мозговой системы» 1). Вообще, прямое и косвенное естественно-историческое значеніе женщины въ прогрессѣ человѣческой природы давно уже было сознано Еще въ 1845 году, профессоръ парижскаго университета Серръ въ своихъ публичныхъ лекціяхъ сравнительной антропологіи высказалъ эту идею въ такихъ словахъ: «корни человѣческаго усовершенствованія дикихъ племенъ заключаются въ женскомъ организмѣ, такъ что причиной одичалости этихъ племенъ .есть униженное состояніе женщины. Если это открытіе распространится на другія племена, то окажется, что женщина—главный дѣятель въ процессѣ воспроизведенія — представляется намъ новою формою или силою человѣческаго прогресса» 2).
Въ настоящее время Дарвинъ подробно разъяснилъ естественно-историческое соучастіе женщины въ развитіи антропологическаго или этническаго, тѣлеснаго и душевнаго типа различныхъ племенъ. Затѣмъ, хотя женщина, какъ мы сказали, всегда была устраняема отъ прямого участія и содѣйствія въ антропологической общественной исторіи, но, все-таки, въ переходныя эпохи, въ періоды рѣзкаго поворота цѣлаго человѣчества или разныхъ отдѣльныхъ народовъ къ новымъ путямъ антрополого-соціальнаго прогресса, женщина почти всегда выступала многозначительною историческою дѣятельницею. Если, съ одной стороны, выходъ ея въ эти эпохи на свѣтъ исторіи вызывался силою историческаго развитія новыхъ гуманно- соціальныхъ идей, то. съ другой стороны, и самое выступленіе ея на поприще общечеловѣческой дѣятельности, въ переходныя эпохи, въ свою очередь, много содѣйствовало возбужденію въ новыхъ поколѣніяхъ новыхъ высшихъ антрополого-соціальныхъ идей и соціально-гуманныхъ чувствъ и стремленій, которыя, затѣмъ, съ новою силою прогрессивно дѣйствовали на усовершенствованіе общаго антропологическаго и, особенно, психическаго—умственнаго, нравственнаго и соціальнаго типа передовыхъ цивилизованныхъ народовъ. Такъ, въ древне-греческой республикѣ на поворотѣ ея къ сознанію потребности созданія новаго, лучшаго общества, по идеаламъ политики Аристотеля и соціализма Платона,—женщина является выдающеюся ассоціирующею и возбуждающею силою въ кругу передовыхъ общественныхъ мыслителей и дѣятелей. Общественныя собранія женщинъ, ’Έχχλεσίαζoυσαι, хотя и осмѣивались Аристофаномъ, но все-таки были невольнымъ, открытымъ общественногражданскимъ, коллективнымъ заявленіемъ соціально-антропологической, общественно- возбудительной и общественно-образовательной силы женщинъ. Въ исторіи западноевропейскихъ народовъ, въ эпоху такъ называемаго renaissance, или возрожденія наукъ и искусствъ, въ эпоху, сѣявшую первыя сѣмена будущихъ великихъ антрополого-соціальныхъ переворотовъ и реформъ,—опять выступаютъ женщины, какъ возбудительницы передовыхъ умовъ и новаго, высшаго, психическаго, гуманносоціальнаго прогресса человѣческой природы, въ передовыхъ цивилизованныхъ...
----------------------
1)О происхожд. человѣка, въ перев. Благоев. ч. III, стр. 609. Замѣтимъ мимоходомъ, что мозговая система, и помимо половыхъ чувствъ любви и ревности, могла оказывать и, вѣроятно, оказывала многозначительное вліяніе на развитіе тѣлесной организаціи человѣка. Такъ, страхъ вообще и, въ частности, многовѣковой фетишическій страхъ таинственныхъ силъ природы, въ связи съ чувствомъ изумленія и другими нервно-мозговыми волненіями или аффектами, вѣроятно, много содѣйствовалъ, между прочимъ, первобытному развитію органовъ зрѣнія и слуха, анатомическаго приспособленія ногъ къ быстрому бѣгству, физіологической наклонности волосъ взъерошиваться, подниматься щетиной въ сильномъ испугѣ или ожесточеніи противъ страшнаго врага.
2) „Отеч. Зап.“ 1845 г т. XLII



Двухслойный pdf (текст под картинками)
https://yadi.sk/i/VVXCJwjirPP3W
pdf без маски (текст и картинки)
https://yadi.sk/i/VNTDora1rPP5Y
Двухслойный pdf (текст поверх картинок)
https://yadi.sk/i/NnrwgEYvrPP6y
Показать спойлер
RUSLAND
Наши мертвые нас не оставят в беде
Владимир Семенович Высоцкий



В годы Первой мировой войны – в 1915 году во время обороны небольшой крепости Осовец, расположенной на территории нынешней Белоруссии. Маленькому русскому гарнизону требовалось продержаться лишь 48 часов. Он защищался более полугода – 190 дней.

Немцы применили против защитников крепости все новейшие оружейные достижения, включая авиацию. На каждого защитника пришлось несколько тысяч бомб и снарядов. Сброшенных с аэропланов и выпущенных из десятков орудий 17-ти батарей, включавших две знаменитых «Больших Берты» (которые русские ухитрились при этом подбить).

Немцы бомбили крепость день и ночь. Месяц за месяцем. Русские защищались среди урагана огня и железа до последнего. Их было крайне мало, но на предложения о сдаче всегда следовал один и тот же ответ. Тогда немцы развернули против крепости 30 газовых батарей. На русские позиции из тысяч баллонов ударила 12-метровая волна химической атаки. Противогазов не было.

Все живое на территории крепости было отравлено. Почернела и пожухла даже трава. Толстый ядовито-зеленый слой окиси хлора покрыл металлические части орудий и снарядов. Одновременно германцы начали массированный артобстрел. Вслед за ним на штурм русских позиций двинулись свыше 7000 пехотинцев.

Казалось, крепость обречена и уже взята. Густые, многочисленные немецкие цепи походили все ближе и ближе… И в этот момент из ядовито-зеленого хлорного тумана на них обрушилась… контратака! Русских было чуть больше шестидесяти. Остатки 13-й роты 226-го Землянского полка. На каждого контратакующего приходилось больше ста врагов!

Русские шли в полный рост. В штыковую. Сотрясаясь от кашля, выплевывая, сквозь тряпки обматывавшие лица, куски легких на окровавленные гимнастерки…

Эти воины повергли противника в такой ужас, что немцы, не приняв боя, ринулись назад. В панике топча друг друга, путаясь и повисая на собственных заграждениях из колючей проволоки. И тут по ним из клубов отравленного тумана ударила, казалось бы, уже мертвая русская артиллерия.

Это сражение войдет в историю как «атака мертвецов». В ходе ее несколько десятков полуживых русских воинов обратили в бегство 14 батальонов противника.

Русские защитники Осовца так и не сдали крепость. Она была оставлена позже по приказу командования. Все уцелевшее в крепости от немецкого огня и бомбежек было взорвано русскими.
Немцы решились занять руины только через несколько дней.
Alippa
Пасха 1916, всего 100 лет тому назад
Alippa
актуально....
"Самая распространённая у нас болезнь — политическое невежество.
Каждый докладчик считает своим долгом поднести слушателям порцию оздоровляющего напитка
Вот наиболее известный рецепт докладной микстуры:
Самокритики............................................5,0
Международного положения ................ 10
Воды..........................................................200
При употреблении усиленно взбалтывать языком не менее трех часов."
***
Прочитал заголовок и вздрогнул, но оказался просто донос агента "Жгучий"

Был в Крыму—попадет в тюрьму.

Стыда предправленцы иные не имут: колхозное дело меняют на климат.
Председатель правления колхоза «Красная Пресня». Аркадакского р-на Бухлов, забрав 500 руб. казенных денег... укатил на курорт.
Жгучий

По полученным нами слухам,
лежит он на солнышке кверху брюхом,
греет свои предправленские кости.
Хорошо бы к нему ревизора в гости!

Сатирический журнал "ЛАПОТЬ" №14 (138)
за июль 1930 года.
6-й год издания
Изд-вo "Крестьянская газета"
Тираж 245.000

в номере:
Показать спойлер
„Появилась у нас где-либо трудность, загвоздка, они уже в тревоге: как бы чего не вышло. Зашуршал где-либо таракан, не успел еще вылезть как следует из норы, а они уже шарахаются назад, приходят в ужас и начннают вопить о катастрофе, о гибели советской власти". (Общий смех).
(Из речи т.Сталина на 16-м партсъезде)

«Через год, когда всякому дураку становится ясно, что тараканья опасность не стоит и выеденного яйца, правые уклонисты начинают приходить в себя и расхрабрившись не прочь пуститься даже в хвастовство, заявляя, что они не боятся никаких тараканов».
(Из речи т.Сталина на 16-м партсъезде.)
*********

"И ещё кланяемся"

ПИСЬМО ПРЕДСЕДАТЕЛЮ ВОЛЬНОВСКОГО С. С.. ПОЛТАВСКОГО Р-НА. ОМСКОГО ОКР., А. Т. КОЛОМОЙЦУ

Здравствуйте, дорогой Александр Тимофеевич!
Простите, что я беспокою вас, но дошедшая до меня слава о ваших делах вынуждает меня обратиться к вам с настоящим письмом.
Не могу не отметить, глубокочтимый Александр Тимофеевич, ваше умение окружать себя исключительными работниками. Люди они не простые, а имеющие отличия от простых смертных.
Секретарь сельсовета — уважаемый И. Чепенко— сын офицера, делопроизводитель сельсовета — зять кулака. В колхозе «Новый мир», в делах которого вы принимаете горячее участие. тоже сидят выдающиеся специалисты.
Счетовод колхоза И. Ф. Рязанов — член молоканского церковного совета, табельщик колхоза — Матвей Черемисов — регент церковного хора.
Вообще вы, Александр Тимофеевич, питаете уважение к духовным особам и потому вероятно не лишили прав Колодина и Пачина, хотя первый cоcmoum в баптистских вождях, а второй — в молоканских духовниках.
Передайте мой поклон правленцам колхоза «Новый мир» Рязанову И. Ф. Михайлову И. Ф. и Фефелову А. Н. Сообщите, вернули ли они колхозу их обобществленный скот. отданный вами им в единоличное пользованue или нет?
И еще кланяйтесь вашей почтенной сторожихе. Как у нее идуm дела с торговлей водкой? Удовлетворяет ли она потребности ваши и ваших друзей, в частности П. И. Шмаева?
Напишите мне, высокочтимый Александр Тимофесвич, удалось ли вам выжить из села избача Заможского или же этот зловредный человек продолжает портить вам кровь, хотя вы и заключили договор с милиционером Кусковым на выживание избача и сторожихе своей дали наказ даже воды не носить в избу-читальню?
Интересно мне узнать, удалось ли приказчику потребиловки Колодину провести «легкую кавалерию» которая обследовала лавку, или кавалеристы все-таки обнаружили папиросы, спрятанные Колодиным в caрае? И сколько пачек вы получили от Колодина за то, что предупредили его о налете кавалеристов — 20 или больше?
Сообщите также, почему вы гражданину Ви- хляву выписали страховку за павшую лошадь в сумме 60 руб., вместо полагавшихся 15? Не потому ли, что он вам доводится шурином?
В порядке проверки выполнения ответьте мне дорогой Александр Тимофеевич, отдали ли вы 200 руб. зав. лавкой Центроспирта, взятые на пять часов и раздали ли грожданам облигаціи 2-го займа.
Ещё раз прошу простить меня за беспокойство и на все выше перечисленные вопросы датъ точные и полные ответы. -
С почтением
Лапоть
**************
М. Андриевская. "ВОЕННАЯ ХИТРОСТЬ"

Председатель и члены колхозного правления носились, как бешеные. То созывали специальные заседания, то отдельно бегали по всем избам:
— Товарищи! Граждане колхозники! Да что же это получается! Дни-то какие... Каждый день — год кормит! А вы!.. Сами же на общих собраниях единогласно постановили, чтобы никаких прогулов и отлынивания!
Постановить граждане постановили, но... приходилось удивляться обилию несчастий, которые могут приключиться с человеком. У кого захромала необобществленная лошадь, у кого слегла жена или растревожилась застарелая грыжа, кто заявлял, что надо везти в больницу захворавшую тещу, у кого обвалился колодец и требовал немедленного вмешательства хозяйских рук.
Страшно много было несчастий. Дети болели чуть не у всех женщин поголовно.
Ныряя в сторону глазами, как в омут, все граждане отговаривались по-одинаковому:
— Да без нас-то что же! Клином что ли колхоз сошелся. Ну у меня этакий случай, пусть другие идут!.. Общее же дело!
Поля зеленели, зрели, колосились, а на работу, вместо трехсот человек, намеченных по плану, выходило не больше сотни.
Вечером, когда хорошенько стемнело, к избе председателя колхоза «Красный сноп» стали стекаться некие люди.
Когда людей стеклось достаточное количество, председатель сказал жене:
— Ты вот что, Дашутка, сряжай сына и выметайся ночевать в тетке Маланье.
— Новости! — обиделась жена. — Словно при мне и разговаривать нельзя. Когда это через меня чего-нибудь наружу выходило!
— Ну, ну, ну!—примирительно сказал председатель.— Дело-то, вишь ты, очень серьезное... Военная хитрость... Ночуй сходи, для верности!
Когда Дарья обиженно и молча собрала парнишку и вышла, сердито хлопнув дверью, председатель поглядел на собравшихся и сказал:
— Ну, а теперя, товарищи, можно приступать к обсуждению нашего плана...
О чем говорилось в ту ночь в председателевой избе, навсегда осталось тайной. Но на другой же день уполномоченный колхоза «Красное зерно» шнырял
по избам колхозников «Красного снопа» и уговаривал:
— Требуются нам, граждане товарищи, рабочие руки. Нанимайтесь... Деньги верные. Харч хороший.
— Вот на!.. — изумлялись граждане колхозники. — От рабочих рук рабочие руки ищете! Неужели своих нет?
— Как не быть! Да вот как-то все... У кого жена, у кого свинья, кто сам занедужил... Идите, право слово, идите!
А уполномоченный «Красного снопа» одновременно орудовал среди колхозников «Красного зерна».
С этого дня несчастья пошли не так уж густо. Накинув платочки и надвинув картузы, чтобы не быть узнанными, колхозники задворками и околицами пробирались в поля другого колхоза.
Ребятишкам, остающимся дома, наказывали:
— Ежели придут дяденьки из правления, говорите, что папанька маманьку в больницу повез!
Если на пути следования встречались друг с другом, то досадливо крякали и делали вид, что друг друга не узнают.
На полях зашевелилась работа. Бригадиры и полеводы щурили глаза и прикрикивали:
— Приударь, приударь, ребятушки! По найму работаете! М-да-с!..
А когда в полях первая спешка миновала, председатель «Красного снопа» созвал снова общее собрание колхозников и, отчитываясь в проделанной работе, сказал:
— Хотя колхозу и пришлось прибегнуть к наемной силе, но обошлось это, граждане, без особого вреда. У нас шестьсот наемных человеко-дней, и у колхоза «Красное зерно» тоже шестьсот наемных человеко-дней. И плата одна и та же и харч одинаковый. Вот и выходит стало быть и им и нам так на так... Военная, так сказать, хитрость в предотвращение несчастий в рабочую пору. Лучше бы конечно, ежели бы в своем колхозе работали, ну да чего же с вами поделаешь!..
Ау, колхозы Новохоперского р-на, Борисоглебского окр., ЦЧО! Это у вас ведь от своих рабочих рук приходится искать рабочие руки среди единоличников и в других колхозах.
*********
Многие сельские советы но принимают никаких мер к расширению свиного стада, хотя у них имеются для этого все возможности.

Мих. Исаковский "Письмо сельсовету"

Что ж ты молча сидишь в окне,
Безразличнo глядишь на крыльцо?
Поверни поскорей к свинье
Молодое
Свое лицо.
Береги ответственный пост,
Не в бумагах себя хороня.
И свинью В ее полный рост
Ты поставь
На повестку дня.
Можешь речи о ней говорить.
Обсуждай со всех сторон.
Но свинья Должна покорить
Подчиненный тебе
Район.
Всех живущих в твоем краю
Безо всяких бумажных затей
Научи
И её беспокойных детей.
Пусть ей будет дорога дана
На селе,
На полях
На лугах.
Пусть
Торжественно ходит она
На своих
Четырех ногах.
Строй умелый и верный расчет,
Для свиньи ничего не жалей:
Знай.
Что каждый свиной пятачок
Стоит
Целую сотню рублей.
Знай,
Никто не хлестнет по рукам,
Не осудит работу твою,
Если даже и беднякам
Ты подложишь.
Большую свинью.
И сегодня мы все должны
Дело делать
Быстрей в честней...
Будет свинством с твоей стороны,
Если ты
Позабудешь свиней!
*********
О ЛЕКАРСТВАХ
Самая распространённая у нас болезнь — политическое невежество.
Каждый докладчик считает своим долгом поднести слушателям порцию оздоровляющего напитка
Вот наиболее известный рецепт докладной микстуры:
Самокритики............................................5,0
Международного положения ........... 10
Воды.......................................................200
При употреблении усиленно взбалтывать языком не менее трех часов.
** *
Разные опухоли быта, язвы бесхозяйственности требуют конечно самого энергичного лечения. Не плохо, если за дело берется бюрократ. Вот например изобретенная им посевная мазь:
Бумаги........................................................... 60
Чернил ...........................................................30
Тракторных частей.................................... 10
Затереть в волоките и смазывать больные места весной и осенью. ...
К счастью, бюрократическую аптеку во-время изрядно почистили, и посевом нс угрожает опасности.
** *
Правооппортунист наивно полагает, что наши успехи ого болезнь, что индустриализация — ревматизм, а колхозы — камни в печенке (действительно, для кулацкой печенки они—камни!). И чтобы вылечить «больной» СССР, правооппортунист назойливо предлагает свое снадобье. Рецепт его такой:
Липового цвета ........................................10
Куриной слепоты .....................................20
Воды из троцкистского болота ............70
Пить ежедневно, в течение всей пятилетки.
Нечего и доказывать, что ни один здравомыслящий гражданин СССР не станет пить этой бурды. Пусть глотают ее кулаки и их присные.
** *
Против лихорадки существует средство антифибрин. Против колхозов (которые для кулака — прямо мор) кулаки придумали антиколхозин:
1. Ядовитой слюны (возможно большее количество).
Примешать, вместо капель датского короля, капли римского папы.
Брызгать, где только возможно.
2. Керосину............................................99,5
Свинцу..................................................... 0,5
Припарка.
Средства однако мало действительные: колхозы растут, а кулак сохнет.
Батюшка по-старому опаивает грешных настойкой дурмана на святой воде и смазывает их елеем, присоединяя к этим средствам нередко более сильнодействующие из кулацкой аптеки.
Но по многих местах «больные» изготовляют шейный пластырь для самого «целителя».
И. Г.
****
СОР ИЗ ИЗБЫ

СПЛОШНОЕ НЕДОМЫСЛИЕ
В с. Олонках, Усольского р-на. Иркутского окр., в сельсовете на видном месте красуется интересный плакат:
«СПЛОШНАЯ КОЛЛЕКТИВИЗАЦИЯ УНИЧТОЖИТ КЛАСС БЕДНЯКОВ И СЕРЕДНЯКОВ ».
По-видимому сплошная коллективизация совсем уничтожила здравый смысл у сельсоветчиков и поэтову они заняли немного смысла у... кулаков.

В МЕДВЕЖЬЕМ УГЛУ
В станице Неберджаевской, Черномора, сгорела церковь. Жители приспособили под церковь одно из школьных зданий.
Вот образец медвежьих мест,
Раба поповских интересов:
На просвещеньи ставит крест Рука станичных мракобесов.

СБОРЩИК УТИЛЬСЫРЬЯ
Общее собрание коммуны «Коминтерн», Долматовского р-на, Ишимского окр., Уральской обл., продолжалось недолго. На трибуну вскочил неизвестный оратор и, махнув порожним портфеликом, произнес краткую, но очень внушительную речь.
— Я вас, товарищи, спрашиваю: нужны ли нам тракторы и другие машины? Нужны! А есть ли у нас деньги на покупку этих машин? Нету! Но не печальтесь, товарищи коммунары, собирайте утильсырье, за границей за него нам дадут тракторы н другие машины.
— Где ж утильсырьё валяется? Все пособирали под чистую давно...
— Но падайте духом, товарищи! На каждом из нас болтается достаточно утильсырья. Стоит только присмотреться.,..
Коммунары с изумлением глядели друг на друга, но никакого утильсырья не замечали. Оратор все продолжал—
— Волос за границей очень ценится Хвосты лошадям отрезали и хорошо. Сознательная лошадь и без хвоста обойдется. Товарищи, положим и мы свои волосы на алтарь индустриализации. Предлагаю всем женщинам отрезать волосы и немедленно сдать в утильсырье. Ваша коммунарская сознательность должна быть на высоком уровне.
После собрания всех коммунарок насильно стригли, как овец. Долго в коммуне раздавался тяжелый женский плач, как по покойнику.
Это дикое предложение внес уполномоченный окрКК т. Канюков. Честь ему и слава, как изумительному изобретателю.
Ив. С.

ДО БЕСЧУВСТВИЯ
В Прасковейском колхозе «Советская культура» (Северный Кавказ) непомерно раздуваются штаты канцелярии: где раньше сидел одни человек, теперь — чуть ли не двадцать.
Так как не в этом заключается советская культура, то по данному поводу можно сказать только одно: Осторожнее, ребята,
Разрешайте сей вопрос:
Коль раздуете вы штаты.—
Лопнет в скорости колхоз.

КООПЕРАТИВНЫЙ КАРАСЬ
— Вам конечно крючков, уважаемый?С ушками? Без ушков? Каких прикажите завернуть? Может позволите вам приложить ружейные капсюли? Товар такой, что пальцы обсосете. Завернуть?
— Хмм... А еще что есть?
— Вам этого мало? Да чего же вам, черт возьми, еще нужно! Мы, можно сказать, не щадя затрат... Берете капсюли или нет? Эх,народ!
Кооперативные капсюли разбивают терпение покупателя. Взрыв негодования, и он пулей вылетает из кооператива.
Говорят, что заготовитель кооператива д.Чуи, Смоленского окр., занимается охотой и рыбной ловлей. Говорят, что и крючки с капсюлями он закупал главным образом для себя.
Слухом земля полнится. Волей заготовителя пустует кооператив.

ПРЕДСКАЗАТЕЛИ
Сидят это предсказатели в Митрофановском с. с., Дивенского р-на,
Ставрольского окр., и угадывают будущее не хуже любой гадалки с той только разницей, что гадалки неграмомотны, а митрофановские предсказатели писать умеют.
Вот образец их «прозорливости».

„ДИВ. РИК АДМОТДЕЛУ на № 3487.
Митрофановский сельсовет сообщает, что доходности за регистрации загса за время с февраля по май нет и до конца бюджетного года никаких поступлений не предполагается. Пред. сельсовета Падалка.
Секретарь Фадеев.
Выходит, что с июня по декабрь ни смертей ни рождений во вверенном Падалке сельсовете не будет.
Уважаемые головотяпы! сообщите нам секрет вашей прозорливости для опубликования его в «Лапте».

ПО СТАРОМУ ПУТИ
В колхозе „Новый путь", Локтевского сельсовета, Илекского района, на собрании обсуждают, каких святителей праздновать.
Здесь новый путь в загоне, Коль правильно взглянуть. Колхозников к иконе Ведет поповский путь!

АКТИВНЫЕ ЛЮДИ
Каждое воскресенье колхозники имени Парижской коммуны, Азовского р-на. Донского окр., собираются с утра и начинают свою привычную работу. В воздухе черной тучей висят мат и другие восторженные крики.
— Ты что ж, лысая собака, рваные штаны на ком бросаешь?..
— Это не я.. Петька бросил...
— Какие же они рваные, дуралей, если я их по праздникам только надеваю.
— Матери своей отнеси...
— Новые он вчера проиграл. Теперь голиком шлындать будет...
У банкомета в руках мелькали карты.
— Двадцать одно!...
— Ваша...
— Гони валенки!
Проигравший молча снимал с себя валенки и, густо сплюнув, бросал их на кон. Потом незаметно ускользал домой опять за какой-либо вещью.

ШУТНИКИ
В с, Прислонихе, Ульяновского охр., предсельсовета и предколхоза, застав сторожей пожарного обоза спящими, побросали пожарный инвентарь в реку.
Весь инвентарь на дне реки. Вишь, сторожей поддели спящих! Ах, преды, вы —не шутники,
А двое дурней настоящих!

ГЛУПОСТЬ ИЛИ НАСМЕШКА?
На ст. Короноватке, Екаторинославской ж. д., Криворожского окр., висит доска с объявлением, предлагающим опускать в ящик заявлении на бюрократов и волокитчиков и предложения по улучшению быта рабочих.
Хорошее объявление.
Но дело в том. что под объявлением пустое место. Ящика нет. Вместо него внизу на земле стоит ящик... для мусора.
Мы предлагаем гражданам в данном случае поступать так: заявления на бюрократов и волокитчиков, а кстати и на головотяпов, устроивших такую штуку, посылать в «Лапоть» (Москва, 7, Воздвиженка. 9), а предложения по улучшению быта рабочих сдавать лично в местком.
Так будет вернее.

КЛАССИК
В Будогошенском р-не, Ленинградского окр., районный библиотекарь направил в архив... произведения классиков.
Без лишних слов, без фразы дальней На свалку классики летят:
Их заменил в избе-читальне Классический головотяп.
******

НАРОДНОЕ БЕДСТВИЕ
За Волгой горели леса. Горький противный дым стлался по воде, взбирался на берег, заползал в окна и двери.
В с. Медведицкое, Кимрского окр., прибежал лесной сторож.
— Граждане! Братцы!—бегал он от избы к избе. — Что же вы? Строевой ведь горит, тыщи гибнут! Лопаты берите, топоры. Тушить надо.
По селу запыхавшийся, мокрый, с заступом на плече пробежал учитель.
— Иван Митрич! Похор Кузьмич! Что же вы?—кричал он мужикам, собравшимся у пожарного сарая. — Идемте все скопом!
— Фоме Мосеичу, — степенно ответствовали бородачи. — Это за Волгу-то? Надо бы... Вот только голова что-то трещит... после вчерашнего.
Около перевоза собралась кучка человек в пятнадцать. Преимущественно молодежь.
Перевозчик копался с веслами.
— Что же ты, лысый чорт! — кричали ему с берега. — Рыбой што ли объелся?
— Не орите. Приказу еще не было, чтобы даром возить.
Наконец переехали.
На берег прибежал парнишка из соседней деревни.
— Ребята, бегите скорее! Страсть как полыхает!— кричал он, размахивая руками. — Лягушинские мужики с утра работают.
— Лягушинским нельзя не работать. У них деревня в лесу.
— А что, братцы, заплатят нам?—интересовался кто-то.
По лесу гуляло веселое пламя. С злобным шипением вились по траве оранжевые выси. Подползали
к деревьям и вдруг птицами взлетали на вершину.
— Здорово бедит! Как бы не обошло.
Кое-кто остервенело бил по траве заступами.
Некоторые хлестали огонь молодыми березками. Остальные толпились и перекрикивались:
— Канаву бы надо рыть. Одно спасенье.
— Рыли канаву. Без пользы. Он поверху идет.
— Да што же это в самом деле? Народ согнали, а делать нечего!
— Начальства-то никакого нет.
— Как нет? А сторож-то. Эй, ты, командуй! — Что вы, мужички, какой же я начальник.
— Выбрать бы што ли начальника?
— Да вот мы тебя и выберем.
— Што я один што ли здесь? Чево ты ко мне пристал!
— Березками надо, березками. Березки — они огонь глушат!
— Скажешь тоже — березками. Чай не мух со стола гонять.
— Эх, Миронова нет.
— Миронов не за это жалованье получает.
В стороне собралась кучка пожарников.
— Дай-ка закурить, Кузьмич.
— И мне на заверточку.
Кисет пошел по рукам. Хозяин следил за ним жалобными глазами и норовил спрятать в карман.
— Эх, братцы! Раньше таких пожаров не бывало.
— Курили стало быть меньше.
— Лесу-то теперь горелого сколько останется. Дрова дешевые будут.
Н. Кубеев.
Село Медведицкое. Кимрского окр.
****
ВО ВСЕОРУЖИИ

Петр Васильевич с бешеной энергией собирался в деревню. Спешно заказал длинные непромокаемые сапоги, накупил кучу всяких книжек, обзавелся разными вещицами.
Много времени заняло соскабливание ржавчины со старой двухстволки.
— В последний раз из этого ружья стрелял мой отец, лет сорок назад.
Марья Никитична опасливо поглядела на ружье.
— За сорок лет ружье может и стрелять разучилось... как бы не разорвалось?
— Что ты, милая, ведь ружье-то заграничное!
— А почему же тогда на нем написано «Тульский завод».
— Гм... А черт его знает!
Дочь Петра Васильевича Варенька все это время бегала по аптекам, закупая для отца аспирин, скипидар, горчичники и прочие пластыри.
— После охоты хорошо растирать ноги скипидаром и пить потогонное, — говорил Петр Васильевич. — А достала ли иод, Варенька? Без иоду никак нельзя! Предположим, что меня ранит медведь...
— Да что ты, что ты! — испугалась Марья Никитична. — Это в Воронежском округе медведь?
— Ну волк, не все ли равно.
— Нет уж, оставь думать про такие страсти. Ты зайцев собирался стрелять и уток, а теперь говоришь о медведях и волках!
— Вообще я буду добывать всякую пушнину, какая подвернется. Это для государства прямая выгода.
С большим трудом Петр Васильевич раздобыл альбом с рисунками старинных монет.
— Это необходимое пособие, — объяснял он жене. — В том районе, где я буду работать, мужики здорово ищут клады. Около одного села вся земля изрыта.
— И много нашли кладов?
— Пока еще ни одного, но кто знает, что случится завтра?
— А если мужики найдут клад, ты думаешь, они отдадут его тебе? Скорее всего они опять его зароют.
— Я буду агитировать, чтобы население сознательно относилось к скрытым в земле сокровищам.
— Ты еще хотел собрать образцы каких-то трав...
— Да, я займусь поисками каучуконосов. Это— растения, которые содержат каучук. Из каучука делают резину.
— Ну, кажется все готово, — сказал он жене на десятый день сборов и побежал на городскую станцию брать билет.
— Ничего не позабыл? — спросила его Марья Никитична в день отъезда, утирая обильно струившиеся слезы.
— Кажется ничего.
— А по хлебозаготовительной части? Ведь твоя главная задача — хлебозаготовки.
Петр Васильевич хмуро почесал лоб.
— Почему ты раньше не напомнила? — с досадой накинулся он на жену.—Теперь уж некогда... Ну да ладно... Я напишу тебе с места. Ты сходи за меня в Союзхлеб. Ну, не скучайте без меня!
Петр Васильевич нежно расцеловал жену и дочь, помогавших ему усаживаться на извозчика.
Лука Дятел.
***
ЛАПТЕМ ПО ШЕЕ

Эх, пора беречь трактора.

И трактор может хворать и болеть, если к нему уважение не иметь.
В тракторной колонне Пилкинского р-на, Псковского окр., по вине разгильдяев — трактористов из строя часто выбывают тракторы.
Воронов.

С нас, трактористов, взятки мол гладки: «это машина была не в порядке».
Эй, трактористы, умом пораскиньте-ка: не у вас ли самих не хватает винтика?
----------
Преда потешь — жеребят зарежь.

Странное что-то в колхозе «Победа»: у преда с колхозною массой беседа:
Председатель Рассыпянского колхоза «Победа», Калачевского р-на, Россошанского окр., П. Аксененко говорит колхозникам: «Порежем жеребят, они мешают лошадям пахать».
Заметивший

Труднее колхозу расстаться с жеребятами,
Чем с такими животноводами завзятыми.
---------
Завхоз-кулак—колхозный сорняк.

Плохие в Летовском колхозе шутки: пляшет завхоз о кулацкой дудке.
Завхоз Литовского колхоза. Беломутского р-на. Коломенского окр., Гуреев помогает кулакам семенами и тяговой силой. Майский

Почему завхоз и кулак дружны?
Потому что оба колхозу не нужны.
-----------
Бык племенной, а убыток сплошной

Иной сельсовет на решения рыток: охотно со всеми делит убыток.
Калистовский с. с. Волоколамского р-на Московской обл., купил племенного быка, который оказался негодным. Быка зарезали, продали на базаре, а убытки разложили на крестьян.
Мясник

Свалял сельсовет большого дурака: купил бычьи мощи вместо быка.
Пусть же покупкой своей не гордится: он, как бык. никуда не годится.
------------------
Полный ход, а адрес не тот.

Пред и секретарь ошибаются шибко: вечно у них с адресами ошибка.
Председатель Пасурманского с. с., Джанкойского р-на, Носов и секретарь Воинов запрягают лошадей с серьезным видом людей, едущих проводить собрание, едут... на свидание.
Москалев.

Перепутали правленцы все на свете; неизвестно, зачем сидят в сельсовете.
------------------
Тяжелый труд —устройство запруд.

Таких председателей с огнем не найдешь: любит на дело выдвигать молодежь.
Председатель коммуны «Искра», Серебрянского с. с., Мещовского, р-на, Гайдуков вырубил молодняк елей для устройства запруды.
Таежный.

Не скроешь, председатель, видно отсюда: у тебя у самого в мозгах запруда.
-----------------------
Ну и дела! в колхозе мулла!

Прячется волк под шкурой овечьей, а вид и язык у него человечий
Членом колхоза "Авангард" деревни Н. Маскарь, Белокитайской волости состоит... мулла
Исаев

Под сенью колхозной без всякого страха славит мулла своего Аллаха:
"Сделай с другими колхозами, боже, чтобы были они на этот похожи».
--------------------------
Был в Крыму—попадет в тюрьму.

Стыда предправленцы иные не имут:
колхозное дело меняют на климат.
Председатель правления колхоза «Красная Пресня». Аркадакского р-на Бухлов, забрав 500 руб. казенных денег... укатил на курорт.
Жгучий

По полученным нами слухам, лежит он на солнышке кверху брюхом,
греет свои предправленские кости.
Хорошо бы к нему ревизора в гости!
-----------------
Вредитель и вор — один разговор.

Напали крестьяне на секретаря: жалоб пишут, и видно не зря.
В с. Альменеве, Турнарского р-на, Чувреспублики, секретарь комсомольской ячейка агитировал против колхоза: На него была подана в райком жалоба, но он ее утащил.
Kacaтик.

Товарищ секретарь, не извольте беспокоиться:
жалоба все же сумела пристроиться.
Мы эту жалобу тиснули в «Лапте»,
сделайте милость, нас хоть не грабьте.
---------------------
Есть грехи — пьет духи.
Есть в колхозе: натуры, склонные нить настойки одеколонные. Бухгалтер колхоза имени Марченко Солонского с. с.,
Нехаевско р-на.Хоперского окр.,Муратов, вместо работы, пьянствует.
Ему не хватило в коопе водки, и он выпил весь имеющийся там запас одеколона.
Шило.

Запах хороший —плохая отрыжка:
будет за это бухгалтеру крышка.
***
А. Сафонов "КОЛХОЗНЫЙ ТИТ"

— Тит! Иди молотить!
— Брюхо болит.
Некий Тит
В колхозе сидит.
У колхозников
Кипит работа.
Титу работать
Совсем не охота.
Ловкий Тит.
Брюхом заболев.
Проспал на печке
Дружно колхоз —
Тит от работы
Воротит нос.
Выдумывает
Тит Новые штуки:
— Собирать урожай —
Коротки руки!
Но только дело
Дошло до дележки -
У Тита в руках
Большущие ложки.
Тит впереди
Остального народа,
Требует себе
Половину дохода.



Двухслойный pdf (текст под картинками)
https://yadi.sk/i/XA5UEPrarUBMv
pdf без маски (текст и картинки)
https://yadi.sk/i/CanpAnhxrUBRz
Двухслойный pdf (текст поверх картинок)
https://yadi.sk/i/Lfoi1Pq8rUBTc
Показать спойлер
Alippa
Сатирический журнал "ЛАПОТЬ" №14 (138)
Alippa
Сатирический журнал "ЛАПОТЬ" №14 (138)
3