Дизайнерам: работа с "трудными" клиентами
5695
36
Дорогие дизайнеры-фрилансеры, менеджеры по работе с дизайнерами и прочие, кто принимает участие в изготовлении рекламной/полиграфической продукции. Вопрос к вам.
Время от времени появляются сложные клиенты, которые "не-пойми-что-хотят". Вместо предложенных 3-х вариантов ужа нарисовали 18. И опять все не то. Что вы делаете в такой ситуации? Я понимаю, что все оооочень индивидуально, но все же. Откуда идет у клиента это - "мне не нравится" То, что предлагаемая картинка не соответствует тому, что у него четко складывается голове? Уровень подготовки дизайнера ниже, чем нужно клиенту? (но приходят всякие шиномонтажки, которые в рекламе вообще не в зуб ногой - и хотят что то не пойми что) Что вы делаете в этой ситуации?
fisha
Что вы делаете в этой ситуации?
отпускаем с миром
пусть другим идут голову морочат, а мы сделали все что могли
:dnknow:
fisha
Бывает. Страемся четко обсуждать задачу, и ответ получить от клиента, что не нравится, и показать примеры - что хорошо. И один раз в год бывает, что вообще ничто не действует, но как нистранно через месяц клиент приходит назад:улыб:С фразой - у других еще хуже :ха-ха!: Но это редко на моей памяти 2 случая всего.

А так если на 3-й раз не получилось, то сами мучасем клиента жестко, чтобы понять его, и что реально надо.
Adeli
Лично я таких клиентов выслушиваю. Потому как после 18 вариантов одной визитки можно все же понять какой ему нужен цвет, текст, фон... Выслушиваю и делаю в точности что он говорит. Даже если это смотрится убого.
Прям совсем чтоб не знал чего хотел клиент, у меня такого не было.

У меня еще многие были "У нас есть шиномонтажка, поэтому надо бы колесо где-нибудь вставить и машинку какую-нибудь". Собственно если есть Машинка и Колесе, то это уже получается То что просили. Как бы не придерешься.
Может быть мне просто еще не попадались за 3 года Слишком уж сложные клиенты.
Хотя помнится случай был. Женщина захотела сделать себе визитку. Оставила данные которые надо написать, указала примерные цвета и все. Должность "специалист по энергетической обстановке" меня не сильно насторожила, а зря.
Когда она пришла смотреть мои варианты, она пришла в дикую ярость за "Незакрытые круги, острые углы, несиммитричное расположение относительно энергетического центра"... В итоге я при ней сидел и переделывал этот макет.
И проблема была исчерпана.
fisha
Проводить с миром не хотелось бы, все таки столько времени уже потрачено на него...
Вариант садить рядом с собой и рисовать - такой да, такой иногда действует.
Просто понять хочется "самуё суть" таких клиентов: мы просто на разных языках говорим или там клиника просто?
fisha
Скорее всего вы не выявили в самом начале всех потребностей клиента и не выслушали:улыб:Проще конечно думать, что клиника
Выявлять потребности клиента нужно вовсе не дизайнеру. Это задача продавца услуги, а в идеале креативного директора. Именно с ним надо контактировать дизайнеру и уж во всяком случае не допускать клиента тыкать пальцами в монитор.
Впрочем, толково составленное техзадание снимает на раз головную боль у всех участников процесса и значительно облегчает процесс получения качественного продукта. Вот только сформулировать его далеко не всем под силу.

Проблема эта стара как мир. Лучше всего тема взаимодействия заказчика, исполнителя и посредника проиллюстрирована в эпизоде фильма "Иван Васильевич меняет профессию", где Жорж Милославский в исполнении Куравлева блестяще справляется с ролью креативного директора придворного оркестра.

"Батюшка, ты только скажи КАК, мы переймем!"
:миг:
Мастер-класс можно восстановить в памяти здесь
fisha
Ладно когда работа просто не нравится клиенту. С этим можно научиться справляться.
Хуже, когда клиент свои нереализованные творческие наклонности ставит выше реальных потребностей дела. Вот тут точно - туши свет!
Большой Змей
Да, это конечно катастрофа. Но тут то понимаешь, что надо просто сделать гумно по инструкции и заказчик будет счастлив, а тут вообще не понимаешь. Хотя, последние пару лет гумно уже не делаешь, находишь как то эстетику даже в самых безумных фантазиях заказчика
fisha
И я ж ведь, главное, глупенькая, знала, что заказчик с изюмом, но все равно взялась за него зачем то! Он пришел ко мне "по знакомству" с возгласами, что у нас в городе нет нормальных дизайнеров. Предупредил, что платить будет только за результат. Делали-делали с ним макеты реально было оплачено где то процентов 30 моего времени. Ну ладно, не страшно. Можт сама дура, не обговорила сразу ценник как следует. Потом у них там менеджер сменился, я затаилась в надежде что забудут про меня. Ан! нет! пришли и стали мучать дальше! Заказали этикетку, товарный знак вроде есть, но щас понимаю, что рисуем мы с ним как раз этот знак, по стоимости этикетки, разумеется.
Стоит ли добовлять что я сама себе и менеджер, и дизайнер, и креативный директор?
fisha
Стоит ли добовлять что я сама себе и менеджер, и дизайнер, и креативный директор?
Сочувствую, если так. В одиночку работать архисложно.
И дело даже не в том, что голова постоянно забита далекими от креатива вещами, сколько в отсутствии той поддержки, которую дает нормально организованный коллектив. Плюс ко всему в коллективе быстрее осваиваются новые приемы в работе, техника, софт, идет взаимообмен всякими фишками, до которых сам добраться не успел. С теми же клиентами легче работать. Взаимовыручка - великая сила! :live:
К немногим плюсам самостоятельной работы относится, пожалуй, отсутствие необходимости делиться с кем-либо кровно заработанными. Но если все посчитать хорошо, то выигрыш от фриланса не кажется таким уж впечатляющим.
Хотя, кому как. Есть люди, для которых такой формат работы - единственная возможность заниматься любимым делом.
Большой Змей
Польза коллективной работы очевидна, и в первую очередь это сказывается на качестве результата. Фраза что "я сама себе все" была сказана с оттенком легкой грусти. :хммм:
Со временем, будет и команда.
fisha
как вариант,
это клиенту давать заполнять или самому заполнять по рез-там общения с ним некий опросник, позволяющий Вам более точно понять желания клиента.
ну и если есть договор уже с ним, то подобного рода ньюанс оговаривать) что разработали 15ть,а уже из них пусть выбирает. если не хочет, то пусть платит еще)
Vitalik
Про опросник я уже думала, хорошая идея! (даже, каюсь, скачала нечто подобное с сайта одной очень талантливой команды). Только вот вопрос - как заставить клиента его заполнить? Обычно такой ответ - "оооо! Сколько писать! А давайте я вам так скажу!" И думаешь тут, ну фиг с ним, сама запишу на листочке.
Разбаловала я клиента, я сейчас сижу и плачу :смущ:
Сама виновата :зло:
gluber
Лично я таких клиентов выслушиваю. Потому как после 18 вариантов одной визитки можно все же понять какой ему нужен цвет, текст, фон ...
И проблема была исчерпана.
если бы дело заканчивалось исключительно макетом визитки или буклетиком :хехе:мы не работаем с бумагой, мы работаем с металлом, пластиком и светом
и тут пожелания клиента ограничивает не только его кошелек,
но и техническая возможность исполнения
fisha
Если вы профессиональный фрилансер (именно профессиональный, а не занимающийся фрилансом в свободное от основной работы время), и хотите, чтобы ваши идеи находили душевный отклик со стороны заказчика, то вам как воздух необходимо две вещи:

1. уметь чувствовать то, что хочет заказчик

2. быть технически подкованным

3. уметь переключаться с утончённости дизайна каталога женского белья к грубому лобовому дизайну вывесок для шиномонтажек (и главное не перепутать при разработке дизайна одно с другим, иначе как раз и могут возникнуть те самые непонятки со стороны заказчика!:))

4. необходимо обладать некоторыми менеджерскими качествами (в частности, умением убеждать заказчика в том, что ВСЕ ваши дизайны достойны воплощения в жизнь, "но вот эээтот особенно хорош!" Разумеется если вам вообще есть что-либо показать и в чём-либо убедить:).

Лично я стараюсь предоставлять своим заказчикам 3-4 совершенно разных вариантов идеи, из которых, как правило, один вариант обязательно "выстрелит". Разумеется всё индивидуально, и если мне поступает серьёзный заказ за который заказчик платит хорошие деньги, да ещё и делает предоплату (без предоплаты вообще не работайте:), то я готов сделать ещё парочку-тройку вариантов.

А 18 вариантов, которые вы предоставили своему заказчику, а он всё нос воротит, наводят на мысль о том, что в вашей работе с заказчиком отсутствует один, либо несколько из пунктов о которых я говорил выше:)
jefler
Читаю ваш ответ и думаю, а вы как раз "профессиональный дизайнер" или нет? Или, может быть, у вас просто не очень большой опыт работы с заказчиком?
Если у вас всегда, без исключения, выстреливали ваши 2-3 варианта, то может, быть вы просто еще не сталкавались с исключениями? Вам, конечно же хочется думать, что вы гуру... а все остальные просто не умеют работать.
Те 2 вещи (а на самом деле 4) очень попахивают теорией, уж простите. Это элементарные вещи, которые как 2+2 являются основой не только для дизайнера, но и, с небольшими поправками, для любой другой профессии.
Я профессиональный дизайнер, который долгое время получала опыт, работая как наемник в коллективе (беря заказы на дом иногда), а потом, когда поняла что уже накоплен опыт и создана клиентская база стала работать самостоятельно. Моего клиента, вдохновившего меня на этот топик, отдала другому дизайнеру.
18 вариантов, конечно не было. Это было в шутку написано.
fisha
Отдали врагу? Грамотное решение:улыб:

Когда работала свободным дизайнером, одного такого клиента хватило для того, чтобы разработать договор, который заключается перед началом работ.
Safran
Подписаный перед началом работы договор - тоже очень хороший вариант! Но мне же так лень со всеми этими официальными бумажками возиться))) Тем более обычно и без договора находим общий язык с клиентом. Но думаю, пока брать себя за это место и заниматься договором.
Пы. Сы. А зайка Вася очень милый! :live:
fisha
отдала другому дизайнеру.
.
:secret:кстати,тоже вариант, но отдавать не другому дизайнеру (для заказчика они ведь на одной ступени фрианса)...а скажем, маркетингово-ориентированным рекламистам ..которые имея больше ресурсов, в том числе и продакшена уже продадут и дезигн и все остальные коммуникации...готов по такому варианту даже посотрудничать с желающими...мы и продадим дороже и вы соответственно заработаете на агентском вознаграждении больше, чем сами бы это делали :yes.gif:
fisha
Читаю ваш ответ и думаю, а вы как раз "профессиональный дизайнер" или нет? Или, может быть, у вас просто не очень большой опыт работы с заказчиком?
Если у вас всегда, без исключения, выстреливали ваши 2-3 варианта, то может, быть вы просто еще не сталкавались с исключениями? Вам, конечно же хочется думать, что вы гуру... а все остальные просто не умеют работать.
Я просто попытался дать вам совет. Извините, если я задел ваши профессиональные чувства, но когда я увидел ваш вопрос о том "как работать с трудными клиентами?", то я так понял, что у вас небольшой опыт работы, ибо у профессионала, как правило, такие вопросы не возникают. По всей видимости я ошибся, в таком случае выражаю свой повторный пардон и желаю вам более грамотных советов, нежели мой:)
jefler
Спасибо вам от моего имени и всех тех, кто работатет в дизайне уже несколько лет и так же как и я сталкивался с подобными ситуациями. Отдельное спасибо за совет "умение переключаться...."
Игорь_Борисов
Игорь, спасибо. Приму к сведению
fisha
Простите, если повторюсь...
1. Договор с четко оговоренным количеством предоставляемых вариантов и количеством переделок-доработок
2. Бриф, который ОБЯЗАТЕЛЬНО заполняет заказчик
Все остальное в ваших руках. Удачи :роза:
Билли Холидей
Простите, если повторюсь...
1. Договор с четко оговоренным количеством предоставляемых вариантов и количеством переделок-доработок
2. Бриф, который ОБЯЗАТЕЛЬНО заполняет заказчик
Все остальное в ваших руках. Удачи :роза:
А я считаю, что заставлять КЛИЕНТА заполнять бриф - это неправильно! разбираться в 2-5 страницах брифа, где половина надписей даже непонятно - это бред.

Я всегда в пристствии, ну или в крайнем случае, по телефону обсуждаю все детали по брифу (сам задаю вопросы из брифа и записываю ответ).

Получается, что для клиента это нормальный разговор и он не напрягается, а вы получаете заполненный бриф со всей информацией.
Grishakof
При всем уважении, Вы просто не видели грамотно составленный бриф.
Он вовсе не занимает много страниц. А без брифа получается то, что описала ТС.
Билли Холидей
Ну так вы же внимательно прочитайте, что я написал :улыб:

Я и говорю, что лучше составить небольшой бриф и сразу задать все вопросы клиенту по телефону или при встрече.

А посылать его "в одного" заполнять бриф, это не профессионально.
Grishakof
Но окончательно заполненный бриф лучше бы пришел по почте от клиента, а не Вы со слов его заполняли:улыб:
fisha
Добавлю - очень важно вместе с клиентом поточнее определиться с целями разработки (и постоянно ориентироваться на них во время работы). Это поможет систематизировать весь процесс и в дальнейшем более конструктивно и аргументированно общаться по вариантам.
Garganega
Эх, святая простота!
Да если бы наши клиенты только для пользы дела старались! Все было бы в разы проще.
Для некоторых из них (не всех но многих!), находящихся в самом низу служебной иерархии, работа с дизайнером - один из способов оттянуться по полной, реализуя с одной стороны свои творческие фантазии, с другой - хоть ненадолго побыть в роли начальства, покапризничать.
А Вы им кайф ломаете систематизацией , работой по брифу и прочей ерундой :biggrin:
Для иллюстрации того, что приходится слышать от клиентов предлагаю забавную подборку.
Думаю, будет любопытно всем.:миг:
fisha
"Мы" (т.е. лично я и моя начальница ОМ) были недавно такими трудными клиентами :шок:
Так как опыта заказа нужного нам материала не было, просили действительно сделать так как мы это сами представляем. НО в отличие от совсем трудных клиентов, мы РЕАЛЬНО были готовы к диалогу с исполнителем.
Диалог был на протяжении практически месяца работы. В результате получилось, что от первоначального нашего представления осталось около половины реализованного в готовом продукте. На именения остальной половины нас переубедили дизайнеры. И были правы!
Большой Змей
Заметьте, я писала не про то как ИМЕННО обсуждать с заказчиком цели или общаться по брифу ))) удовольствие от работы надо получать всем участникам процесса, дабы не утомляться и не впадать в уныние.
А подборка актуальная ага :biggrin:
Garganega
Соглашусь целиком и полностью :agree:, только добавлю, что для достижения наилучшего результата необходимым условием является присутствие адекватности с обеих сторон (это, кстати, не только дизайна касается). Ведь что греха таить, среди нашего брата тоже shiт happens.