Дизайнерам: работа с "трудными" клиентами
5760
36
fisha
experienced
Дорогие дизайнеры-фрилансеры, менеджеры по работе с дизайнерами и прочие, кто принимает участие в изготовлении рекламной/полиграфической продукции. Вопрос к вам.
Время от времени появляются сложные клиенты, которые "не-пойми-что-хотят". Вместо предложенных 3-х вариантов ужа нарисовали 18. И опять все не то. Что вы делаете в такой ситуации? Я понимаю, что все оооочень индивидуально, но все же. Откуда идет у клиента это - "мне не нравится" То, что предлагаемая картинка не соответствует тому, что у него четко складывается голове? Уровень подготовки дизайнера ниже, чем нужно клиенту? (но приходят всякие шиномонтажки, которые в рекламе вообще не в зуб ногой - и хотят что то не пойми что) Что вы делаете в этой ситуации?
Время от времени появляются сложные клиенты, которые "не-пойми-что-хотят". Вместо предложенных 3-х вариантов ужа нарисовали 18. И опять все не то. Что вы делаете в такой ситуации? Я понимаю, что все оооочень индивидуально, но все же. Откуда идет у клиента это - "мне не нравится" То, что предлагаемая картинка не соответствует тому, что у него четко складывается голове? Уровень подготовки дизайнера ниже, чем нужно клиенту? (но приходят всякие шиномонтажки, которые в рекламе вообще не в зуб ногой - и хотят что то не пойми что) Что вы делаете в этой ситуации?
Что вы делаете в этой ситуации?отпускаем с миром
пусть другим идут голову морочат, а мы сделали все что могли
Бывает. Страемся четко обсуждать задачу, и ответ получить от клиента, что не нравится, и показать примеры - что хорошо. И один раз в год бывает, что вообще ничто не действует, но как нистранно через месяц клиент приходит назадС фразой - у других еще хуже Но это редко на моей памяти 2 случая всего.
А так если на 3-й раз не получилось, то сами мучасем клиента жестко, чтобы понять его, и что реально надо.
А так если на 3-й раз не получилось, то сами мучасем клиента жестко, чтобы понять его, и что реально надо.
Лично я таких клиентов выслушиваю. Потому как после 18 вариантов одной визитки можно все же понять какой ему нужен цвет, текст, фон... Выслушиваю и делаю в точности что он говорит. Даже если это смотрится убого.
Прям совсем чтоб не знал чего хотел клиент, у меня такого не было.
У меня еще многие были "У нас есть шиномонтажка, поэтому надо бы колесо где-нибудь вставить и машинку какую-нибудь". Собственно если есть Машинка и Колесе, то это уже получается То что просили. Как бы не придерешься.
Может быть мне просто еще не попадались за 3 года Слишком уж сложные клиенты.
Хотя помнится случай был. Женщина захотела сделать себе визитку. Оставила данные которые надо написать, указала примерные цвета и все. Должность "специалист по энергетической обстановке" меня не сильно насторожила, а зря.
Когда она пришла смотреть мои варианты, она пришла в дикую ярость за "Незакрытые круги, острые углы, несиммитричное расположение относительно энергетического центра"... В итоге я при ней сидел и переделывал этот макет.
И проблема была исчерпана.
Прям совсем чтоб не знал чего хотел клиент, у меня такого не было.
У меня еще многие были "У нас есть шиномонтажка, поэтому надо бы колесо где-нибудь вставить и машинку какую-нибудь". Собственно если есть Машинка и Колесе, то это уже получается То что просили. Как бы не придерешься.
Может быть мне просто еще не попадались за 3 года Слишком уж сложные клиенты.
Хотя помнится случай был. Женщина захотела сделать себе визитку. Оставила данные которые надо написать, указала примерные цвета и все. Должность "специалист по энергетической обстановке" меня не сильно насторожила, а зря.
Когда она пришла смотреть мои варианты, она пришла в дикую ярость за "Незакрытые круги, острые углы, несиммитричное расположение относительно энергетического центра"... В итоге я при ней сидел и переделывал этот макет.
И проблема была исчерпана.
Проводить с миром не хотелось бы, все таки столько времени уже потрачено на него...
Вариант садить рядом с собой и рисовать - такой да, такой иногда действует.
Просто понять хочется "самуё суть" таких клиентов: мы просто на разных языках говорим или там клиника просто?
Вариант садить рядом с собой и рисовать - такой да, такой иногда действует.
Просто понять хочется "самуё суть" таких клиентов: мы просто на разных языках говорим или там клиника просто?
Кот_Леопольд
guru
Скорее всего вы не выявили в самом начале всех потребностей клиента и не выслушалиПроще конечно думать, что клиника
Большой Змей
activist
Выявлять потребности клиента нужно вовсе не дизайнеру. Это задача продавца услуги, а в идеале креативного директора. Именно с ним надо контактировать дизайнеру и уж во всяком случае не допускать клиента тыкать пальцами в монитор.
Впрочем, толково составленное техзадание снимает на раз головную боль у всех участников процесса и значительно облегчает процесс получения качественного продукта. Вот только сформулировать его далеко не всем под силу.
Проблема эта стара как мир. Лучше всего тема взаимодействия заказчика, исполнителя и посредника проиллюстрирована в эпизоде фильма "Иван Васильевич меняет профессию", где Жорж Милославский в исполнении Куравлева блестяще справляется с ролью креативного директора придворного оркестра.
"Батюшка, ты только скажи КАК, мы переймем!"
Мастер-класс можно восстановить в памяти здесь
Впрочем, толково составленное техзадание снимает на раз головную боль у всех участников процесса и значительно облегчает процесс получения качественного продукта. Вот только сформулировать его далеко не всем под силу.
Проблема эта стара как мир. Лучше всего тема взаимодействия заказчика, исполнителя и посредника проиллюстрирована в эпизоде фильма "Иван Васильевич меняет профессию", где Жорж Милославский в исполнении Куравлева блестяще справляется с ролью креативного директора придворного оркестра.
"Батюшка, ты только скажи КАК, мы переймем!"
Мастер-класс можно восстановить в памяти здесь
Сейчас читают
Крайний дозор 2024
4235
117
Ситуация в России. (часть 23)
268224
1000
Стоимость ремонта. Уточняем. (часть 3)
364119
874
Большой Змей
activist
Ладно когда работа просто не нравится клиенту. С этим можно научиться справляться.
Хуже, когда клиент свои нереализованные творческие наклонности ставит выше реальных потребностей дела. Вот тут точно - туши свет!
Хуже, когда клиент свои нереализованные творческие наклонности ставит выше реальных потребностей дела. Вот тут точно - туши свет!
fisha
experienced
Да, это конечно катастрофа. Но тут то понимаешь, что надо просто сделать гумно по инструкции и заказчик будет счастлив, а тут вообще не понимаешь. Хотя, последние пару лет гумно уже не делаешь, находишь как то эстетику даже в самых безумных фантазиях заказчика
И я ж ведь, главное, глупенькая, знала, что заказчик с изюмом, но все равно взялась за него зачем то! Он пришел ко мне "по знакомству" с возгласами, что у нас в городе нет нормальных дизайнеров. Предупредил, что платить будет только за результат. Делали-делали с ним макеты реально было оплачено где то процентов 30 моего времени. Ну ладно, не страшно. Можт сама дура, не обговорила сразу ценник как следует. Потом у них там менеджер сменился, я затаилась в надежде что забудут про меня. Ан! нет! пришли и стали мучать дальше! Заказали этикетку, товарный знак вроде есть, но щас понимаю, что рисуем мы с ним как раз этот знак, по стоимости этикетки, разумеется.
Стоит ли добовлять что я сама себе и менеджер, и дизайнер, и креативный директор?
Стоит ли добовлять что я сама себе и менеджер, и дизайнер, и креативный директор?
Большой Змей
activist
Стоит ли добовлять что я сама себе и менеджер, и дизайнер, и креативный директор?Сочувствую, если так. В одиночку работать архисложно.
И дело даже не в том, что голова постоянно забита далекими от креатива вещами, сколько в отсутствии той поддержки, которую дает нормально организованный коллектив. Плюс ко всему в коллективе быстрее осваиваются новые приемы в работе, техника, софт, идет взаимообмен всякими фишками, до которых сам добраться не успел. С теми же клиентами легче работать. Взаимовыручка - великая сила!
К немногим плюсам самостоятельной работы относится, пожалуй, отсутствие необходимости делиться с кем-либо кровно заработанными. Но если все посчитать хорошо, то выигрыш от фриланса не кажется таким уж впечатляющим.
Хотя, кому как. Есть люди, для которых такой формат работы - единственная возможность заниматься любимым делом.
fisha
experienced
Польза коллективной работы очевидна, и в первую очередь это сказывается на качестве результата. Фраза что "я сама себе все" была сказана с оттенком легкой грусти.
Со временем, будет и команда.
Со временем, будет и команда.
как вариант,
это клиенту давать заполнять или самому заполнять по рез-там общения с ним некий опросник, позволяющий Вам более точно понять желания клиента.
ну и если есть договор уже с ним, то подобного рода ньюанс оговаривать) что разработали 15ть,а уже из них пусть выбирает. если не хочет, то пусть платит еще)
это клиенту давать заполнять или самому заполнять по рез-там общения с ним некий опросник, позволяющий Вам более точно понять желания клиента.
ну и если есть договор уже с ним, то подобного рода ньюанс оговаривать) что разработали 15ть,а уже из них пусть выбирает. если не хочет, то пусть платит еще)
Про опросник я уже думала, хорошая идея! (даже, каюсь, скачала нечто подобное с сайта одной очень талантливой команды). Только вот вопрос - как заставить клиента его заполнить? Обычно такой ответ - "оооо! Сколько писать! А давайте я вам так скажу!" И думаешь тут, ну фиг с ним, сама запишу на листочке.
Разбаловала я клиента, я сейчас сижу и плачу
Сама виновата
Разбаловала я клиента, я сейчас сижу и плачу
Сама виновата
Лично я таких клиентов выслушиваю. Потому как после 18 вариантов одной визитки можно все же понять какой ему нужен цвет, текст, фон ...если бы дело заканчивалось исключительно макетом визитки или буклетиком мы не работаем с бумагой, мы работаем с металлом, пластиком и светом
И проблема была исчерпана.
и тут пожелания клиента ограничивает не только его кошелек,
но и техническая возможность исполнения
Если вы профессиональный фрилансер (именно профессиональный, а не занимающийся фрилансом в свободное от основной работы время), и хотите, чтобы ваши идеи находили душевный отклик со стороны заказчика, то вам как воздух необходимо две вещи:
1. уметь чувствовать то, что хочет заказчик
2. быть технически подкованным
3. уметь переключаться с утончённости дизайна каталога женского белья к грубому лобовому дизайну вывесок для шиномонтажек (и главное не перепутать при разработке дизайна одно с другим, иначе как раз и могут возникнуть те самые непонятки со стороны заказчика!:))
4. необходимо обладать некоторыми менеджерскими качествами (в частности, умением убеждать заказчика в том, что ВСЕ ваши дизайны достойны воплощения в жизнь, "но вот эээтот особенно хорош!" Разумеется если вам вообще есть что-либо показать и в чём-либо убедить:).
Лично я стараюсь предоставлять своим заказчикам 3-4 совершенно разных вариантов идеи, из которых, как правило, один вариант обязательно "выстрелит". Разумеется всё индивидуально, и если мне поступает серьёзный заказ за который заказчик платит хорошие деньги, да ещё и делает предоплату (без предоплаты вообще не работайте:), то я готов сделать ещё парочку-тройку вариантов.
А 18 вариантов, которые вы предоставили своему заказчику, а он всё нос воротит, наводят на мысль о том, что в вашей работе с заказчиком отсутствует один, либо несколько из пунктов о которых я говорил выше:)
1. уметь чувствовать то, что хочет заказчик
2. быть технически подкованным
3. уметь переключаться с утончённости дизайна каталога женского белья к грубому лобовому дизайну вывесок для шиномонтажек (и главное не перепутать при разработке дизайна одно с другим, иначе как раз и могут возникнуть те самые непонятки со стороны заказчика!:))
4. необходимо обладать некоторыми менеджерскими качествами (в частности, умением убеждать заказчика в том, что ВСЕ ваши дизайны достойны воплощения в жизнь, "но вот эээтот особенно хорош!" Разумеется если вам вообще есть что-либо показать и в чём-либо убедить:).
Лично я стараюсь предоставлять своим заказчикам 3-4 совершенно разных вариантов идеи, из которых, как правило, один вариант обязательно "выстрелит". Разумеется всё индивидуально, и если мне поступает серьёзный заказ за который заказчик платит хорошие деньги, да ещё и делает предоплату (без предоплаты вообще не работайте:), то я готов сделать ещё парочку-тройку вариантов.
А 18 вариантов, которые вы предоставили своему заказчику, а он всё нос воротит, наводят на мысль о том, что в вашей работе с заказчиком отсутствует один, либо несколько из пунктов о которых я говорил выше:)
Читаю ваш ответ и думаю, а вы как раз "профессиональный дизайнер" или нет? Или, может быть, у вас просто не очень большой опыт работы с заказчиком?
Если у вас всегда, без исключения, выстреливали ваши 2-3 варианта, то может, быть вы просто еще не сталкавались с исключениями? Вам, конечно же хочется думать, что вы гуру... а все остальные просто не умеют работать.
Те 2 вещи (а на самом деле 4) очень попахивают теорией, уж простите. Это элементарные вещи, которые как 2+2 являются основой не только для дизайнера, но и, с небольшими поправками, для любой другой профессии.
Я профессиональный дизайнер, который долгое время получала опыт, работая как наемник в коллективе (беря заказы на дом иногда), а потом, когда поняла что уже накоплен опыт и создана клиентская база стала работать самостоятельно. Моего клиента, вдохновившего меня на этот топик, отдала другому дизайнеру.
18 вариантов, конечно не было. Это было в шутку написано.
Если у вас всегда, без исключения, выстреливали ваши 2-3 варианта, то может, быть вы просто еще не сталкавались с исключениями? Вам, конечно же хочется думать, что вы гуру... а все остальные просто не умеют работать.
Те 2 вещи (а на самом деле 4) очень попахивают теорией, уж простите. Это элементарные вещи, которые как 2+2 являются основой не только для дизайнера, но и, с небольшими поправками, для любой другой профессии.
Я профессиональный дизайнер, который долгое время получала опыт, работая как наемник в коллективе (беря заказы на дом иногда), а потом, когда поняла что уже накоплен опыт и создана клиентская база стала работать самостоятельно. Моего клиента, вдохновившего меня на этот топик, отдала другому дизайнеру.
18 вариантов, конечно не было. Это было в шутку написано.
Отдали врагу? Грамотное решение
Когда работала свободным дизайнером, одного такого клиента хватило для того, чтобы разработать договор, который заключается перед началом работ.
Когда работала свободным дизайнером, одного такого клиента хватило для того, чтобы разработать договор, который заключается перед началом работ.
Подписаный перед началом работы договор - тоже очень хороший вариант! Но мне же так лень со всеми этими официальными бумажками возиться))) Тем более обычно и без договора находим общий язык с клиентом. Но думаю, пока брать себя за это место и заниматься договором.
Пы. Сы. А зайка Вася очень милый!
Пы. Сы. А зайка Вася очень милый!
Игорь_Борисов
guru
отдала другому дизайнеру.кстати,тоже вариант, но отдавать не другому дизайнеру (для заказчика они ведь на одной ступени фрианса)...а скажем, маркетингово-ориентированным рекламистам ..которые имея больше ресурсов, в том числе и продакшена уже продадут и дезигн и все остальные коммуникации...готов по такому варианту даже посотрудничать с желающими...мы и продадим дороже и вы соответственно заработаете на агентском вознаграждении больше, чем сами бы это делали
.
Читаю ваш ответ и думаю, а вы как раз "профессиональный дизайнер" или нет? Или, может быть, у вас просто не очень большой опыт работы с заказчиком?Я просто попытался дать вам совет. Извините, если я задел ваши профессиональные чувства, но когда я увидел ваш вопрос о том "как работать с трудными клиентами?", то я так понял, что у вас небольшой опыт работы, ибо у профессионала, как правило, такие вопросы не возникают. По всей видимости я ошибся, в таком случае выражаю свой повторный пардон и желаю вам более грамотных советов, нежели мой:)
Если у вас всегда, без исключения, выстреливали ваши 2-3 варианта, то может, быть вы просто еще не сталкавались с исключениями? Вам, конечно же хочется думать, что вы гуру... а все остальные просто не умеют работать.
Спасибо вам от моего имени и всех тех, кто работатет в дизайне уже несколько лет и так же как и я сталкивался с подобными ситуациями. Отдельное спасибо за совет "умение переключаться...."
fisha
experienced
Игорь, спасибо. Приму к сведению
Билли Холидей
veteran
Простите, если повторюсь...
1. Договор с четко оговоренным количеством предоставляемых вариантов и количеством переделок-доработок
2. Бриф, который ОБЯЗАТЕЛЬНО заполняет заказчик
Все остальное в ваших руках. Удачи
1. Договор с четко оговоренным количеством предоставляемых вариантов и количеством переделок-доработок
2. Бриф, который ОБЯЗАТЕЛЬНО заполняет заказчик
Все остальное в ваших руках. Удачи
Grishakof
member
Простите, если повторюсь...А я считаю, что заставлять КЛИЕНТА заполнять бриф - это неправильно! разбираться в 2-5 страницах брифа, где половина надписей даже непонятно - это бред.
1. Договор с четко оговоренным количеством предоставляемых вариантов и количеством переделок-доработок
2. Бриф, который ОБЯЗАТЕЛЬНО заполняет заказчик
Все остальное в ваших руках. Удачи
Я всегда в пристствии, ну или в крайнем случае, по телефону обсуждаю все детали по брифу (сам задаю вопросы из брифа и записываю ответ).
Получается, что для клиента это нормальный разговор и он не напрягается, а вы получаете заполненный бриф со всей информацией.
Билли Холидей
veteran
При всем уважении, Вы просто не видели грамотно составленный бриф.
Он вовсе не занимает много страниц. А без брифа получается то, что описала ТС.
Он вовсе не занимает много страниц. А без брифа получается то, что описала ТС.
Grishakof
member
Ну так вы же внимательно прочитайте, что я написал
Я и говорю, что лучше составить небольшой бриф и сразу задать все вопросы клиенту по телефону или при встрече.
А посылать его "в одного" заполнять бриф, это не профессионально.
Я и говорю, что лучше составить небольшой бриф и сразу задать все вопросы клиенту по телефону или при встрече.
А посылать его "в одного" заполнять бриф, это не профессионально.
Билли Холидей
veteran
Но окончательно заполненный бриф лучше бы пришел по почте от клиента, а не Вы со слов его заполняли
Добавлю - очень важно вместе с клиентом поточнее определиться с целями разработки (и постоянно ориентироваться на них во время работы). Это поможет систематизировать весь процесс и в дальнейшем более конструктивно и аргументированно общаться по вариантам.
Большой Змей
activist
Эх, святая простота!
Да если бы наши клиенты только для пользы дела старались! Все было бы в разы проще.
Для некоторых из них (не всех но многих!), находящихся в самом низу служебной иерархии, работа с дизайнером - один из способов оттянуться по полной, реализуя с одной стороны свои творческие фантазии, с другой - хоть ненадолго побыть в роли начальства, покапризничать.
А Вы им кайф ломаете систематизацией , работой по брифу и прочей ерундой
Да если бы наши клиенты только для пользы дела старались! Все было бы в разы проще.
Для некоторых из них (не всех но многих!), находящихся в самом низу служебной иерархии, работа с дизайнером - один из способов оттянуться по полной, реализуя с одной стороны свои творческие фантазии, с другой - хоть ненадолго побыть в роли начальства, покапризничать.
А Вы им кайф ломаете систематизацией , работой по брифу и прочей ерундой
Большой Змей
activist
Для иллюстрации того, что приходится слышать от клиентов предлагаю забавную подборку.
Думаю, будет любопытно всем.
Думаю, будет любопытно всем.
"Мы" (т.е. лично я и моя начальница ОМ) были недавно такими трудными клиентами
Так как опыта заказа нужного нам материала не было, просили действительно сделать так как мы это сами представляем. НО в отличие от совсем трудных клиентов, мы РЕАЛЬНО были готовы к диалогу с исполнителем.
Диалог был на протяжении практически месяца работы. В результате получилось, что от первоначального нашего представления осталось около половины реализованного в готовом продукте. На именения остальной половины нас переубедили дизайнеры. И были правы!
Так как опыта заказа нужного нам материала не было, просили действительно сделать так как мы это сами представляем. НО в отличие от совсем трудных клиентов, мы РЕАЛЬНО были готовы к диалогу с исполнителем.
Диалог был на протяжении практически месяца работы. В результате получилось, что от первоначального нашего представления осталось около половины реализованного в готовом продукте. На именения остальной половины нас переубедили дизайнеры. И были правы!
Garganega
junior
Заметьте, я писала не про то как ИМЕННО обсуждать с заказчиком цели или общаться по брифу ))) удовольствие от работы надо получать всем участникам процесса, дабы не утомляться и не впадать в уныние.
А подборка актуальная ага
А подборка актуальная ага
Большой Змей
activist
Соглашусь целиком и полностью , только добавлю, что для достижения наилучшего результата необходимым условием является присутствие адекватности с обеих сторон (это, кстати, не только дизайна касается). Ведь что греха таить, среди нашего брата тоже shiт happens.
ТОП 5
1
2
3
4