Образование.. образование! образование??
11699
82
Чем дальше общаюсь с новоиспеченными специалистами, тем больше задаюсь вопросом, вынесенным в заголовок.

1. Молодые люди, закончившие ВУЗ (уже практически не важно какой) приходят со странным набором знаний, который похоже и называется теперь "вышка":
1.1. бОльшая часть знаний - просто навыки действий в определенных ситуациях по принципу "это делают так". Причем в подавляющем большинстве случаев, набор является слабо связанным незамкнутым множеством.
1.2. Знания по предмету, в частности программирование, отрывочны и в большинстве случаев - это тоже слабо связанный набор фактов, которые можно легко почерпнуть из инета.
1.3. При попытках "копнуть глубже" часто выясняется "а нас так учили"...

Вот и возникает вопрос, почему и на каком этапе обучения ребенок, который в детстве растет с огромным набором своих "почему" и "а как"... получение навыков начинает считать вполне достаточным ответом на свои естесственные "почемучки"? Как лучшая в мире система образования бывшая в СССР выродилась в "навыкодавание" вместо обучения единой и связной системе канонических знаний?

П.С. Иногда просто элементарно стыдно за такое гореобучение. При трудоустройстве, тесты на наличие именно знаний (т.е. связной системы якорей и понятий) не проходит ни один соискатель. При этом, молодой человек, вполне грамотно может знать тот набор действий, который приводит к результату в штатных ситуациях - т.е. имеет навык.
tolstopuz
родственники - заслуженные учителя РФ говорят, что сейчас в школах учатся поколения детей - поглотителей рекламы. Эти дети не могут в отличие от детей 80-х гг. держать внимание.
Т.е. учитель физики им пытается что-то рассказать-показать... а они хлоп! и потеряли "нить".
Вот эти дети уже пошли в вузы и окончили их.

Про штатные ситуации... когда ввели егэ... это и есть штатные ситуации, то учить стали чтобы натаскать и сдать егэ, а не дать знания....
правильно или нет - уже не важно, важно что так написано в егэ, как правильно.
tolstopuz
собственно, те моменты, на которые я обратил внимание, оказавшись после 16-летнего перерыва в вуз'е:

1. в вуз'ы поступают практически ВСЕ, в то время. как раньше поступало 15-20% выпускников школ ... обучить тех, кто не способен да и не желает учиться, невозможно ... а караван, как известно, идет со скоростью самого медленного верблюда ...
2. зарплата препода такова, что в вуз'е работают либо те, кто может себе позволить тратить немного личного времени на деятельность, доходов не приносящую (такие есть, но их очень немного), либо те, кто более ни на какую деятельность не способен (основная масса преподов) ... последние "ведут нагрузку" в нескольких вуз'ах, усугубляя ситуацию ...

справка: доц., к.т.н. получал в ссср за нагрузку 8-10 академических часов в неделю 320 рублей в месяц плюс коэфф. что было значительно выше среднего заработка, а сейчас 12 тыр., прожить на которые просто невозможно) ...
appraiser
В моём университете старший преподаватель на юр.факультете зарабатывала 18 тыс. весной 2009 г. Плюс работала ведущим юристом в одной из фирм города.
Нагрузку не знаю, но появлялась она в универе раза 3 в неделю на пару-тройку пар.

В "железке" преподы маловато харабатывают, может Вы про доцента из СГУПСА?
Рэя
В "железке" преподы маловато харабатывают, может Вы про доцента из СГУПСА?
я работаю в гос.вуз'е ...
за 0,25 ставки доцента мне перечисляют ежемесячно 2716 рублей:улыб:
appraiser
также на 0,25 и знаний студентам даете? :миг:

есть 3 типа преподавателей:

1. при ВУЗе (ходят в протертых пиджаках, пытаются организовать при ВУЗе свои "конторки")
2. "фанаты" (работают "за идею", кто по приколу: нравится студентов на сессии "гнобить") - работают по основному месту работы за бОльшие деньги, а тут дают знания, связанные с действительностью.
3. преподы, которые везде работают на 0,25 ставки: пришел, в аудиторию прочитал... и бегом часы начитытвать в другой ВУЗ на другом берегу... - цель: не дать знания, а получить побольше "ставко-часы".

Вы себя к какому типу отнесете? :миг:
appraiser
Всё-таки, в разных вузах по-разному получается. В другом гос. вузе за те же 0,25 около 3600 получается (точную цифру сейчас не воспроизведу - лето, отпуск, с цифрами плохо :улыб:). И ещё есть немаловажный момент. Мне показалось, что на эти четверть ставки Вы работаете совместителем. Так вот, в некоторых вузах у штатников зарплата получается больше, чем у совместителей за то же количество часов.
алех
работаете совместителем.
да.
tolstopuz
Интереснее было бы, что-то обсуждать на конкретных примерах. Какие тесты вы даете, что считаете якорями и существенными понятиями.

Как лучшая в мире система образования бывшая в СССР выродилась
Тут все просто, нет СССР - нет образования. А перенести западные методики у нынешнего правительства нет ни средств ни желания.
tolstopuz
Хм.. Какая категоричность. Молодежь тупая, а мы умные. :ха-ха!:
Раб божий
Хм.. Какая категоричность. Молодежь тупая, а мы умные. :ха-ха!:
извините, но тс писал не о тупости, а об отсутствии у молодых выпускников учебных заведений как профессиональной подготовки, так и образования вообще ...
appraiser
а разве у вас не по-часовая оплата
Uka
а разве у вас не по-часовая оплата
не-а ...
мне перечисляют каждый месяц одну и ту же сумму, вряд ли такое было бы возможно на условиях почасовой оплаты ...
appraiser
значит вы в выигрыше только
Uka
а в чём состоит выигрыш?
Proktor
Proktor пишет:
Интереснее было бы, что-то обсуждать на конкретных примерах. Какие тесты вы даете, что считаете якорями и существенными понятиями.


Якорями и существенными понятиями, наверное, надо считать некую систему аксиоматики в той или иной предметной области, отвечающей на основной набор "почемучек"... а та проблема, с которой постоянно и по нарастающей сталкиваюсь не первый год, как раз и связана с образованием, которое дается в виде навыков на "конкретных примерах" без их привязки к аксиоматике...
алех
На последний. Спасибо всем, кто откликнулся... судя по сообщениям, основная прблема в зарплате и полставочниках... хотя, конечно, ожидалось почитать не о зарплатных проблемах преподавателей. Как известно, денег всегда мало. Ну и насколько мне известно (достаточно знакомых в системе образования) зарплаты там сейчас отнюдь не 12800, как тут пишут, а в разы больше... разве что это "официальная часть".
tolstopuz
Да нет, конечно, разговор о зарплатах был отступлением от темы. Я уверена, что дело не в них (кстати, "неофициальной" зарплаты в вузе быть не может). У преподавателей, а особенно "остепенённых", вполне нормальные доходы.
На самом деле сейчас очень много проблем в образовании. Причём, на всех уровнях. И так сразу сказать, какая из них становится определяющей в деле подготовки супер-выпускников, даже и не получается. Вот сейчас набор идёт...на некоторые специальности возьмут всех, кто принёс документы. Что потом с ними в аудитории делать...Оказывается, например, что некоторые из них не могут элементарно текст прочитать и основную мысль уловить...Вот, учимся читать... А ещё учимся своими словами пересказывать... Потому как в школе научили читать доклады по бумажке, а стоит её отобрать... Не этим мы должны со студентами заниматься! А приходится...
Ещё один момент интересный. В самом начале прозвучала фраза "нас так учили". Не особенно верьте! Это они и на экзаменах-зачётах любят выдавать: "Вы нам так рассказывали, Вы нам так объясняли". Или ещё лучше: "У меня так в тетради написано". И так уверенно, что начинаешь сама в себе сомневаться. Может и правда, затмение на твой разум находило, и ты в аудитории такую чушь несла...
Хотя, не буду отрицать, что и преподаватели всякие бывают. Встречалась с ситуациями, когда хорошие студенты возмущались, что на нужной, важной для них дисциплине преподаватель анекдоты рассказывает.
алех
У преподавателей, а особенно "остепенённых", вполне нормальные доходы.
я, кстати, остепененный:улыб:что не мешает мне получать на карточку ежемесячно 2716 рублей за 0.25 ставки :улыб:
в эту же сумму входит доплата за ученую степень 3000/4=750 руп. :улыб:
абсолютно такие же ставки, как в университете, в котором я работаю, установлены еще по крайней мере в двух гос.вуз'ах - в одном университете и в одной академии - общался с преподами этих вуз'ов ...
алех
Хотя, не буду отрицать, что и преподаватели всякие бывают.
как-то на этом же форуме приводил забавный эпизод ...
он, как мне показалось, отражает отношение преподов (если угодно, части преподов) к своей работе:
http://rabota.ngs.ru/forum/board/study/tree/1875852182?startpage=0&Searchpage2=0&archive=0&table=0&page=0&view=collapsed&sb=5&o=&vc=1
appraiser
Если общаетесь с преподавателями разных вузов, то наверняка всё понимаете:улыб:Практически невозможно сказать, сколько в среднем зарабатывает, например, доцент...Наверное, вывести цифру можно, но она, как та средняя температура по больнице, ничего не будет стоить...Всё зависит от того, в каком вузе работает тот доцент (разница, действительно, может быть весьма существенной), работает он в штате или совместителем, трудится на кафедре выпускающей или нет....
Впрочем, мы совсем отклонились от темы, обсуждая зарплату преподавателей :миг:
tolstopuz
На первый - желание задавать педагогам вопрос "почему?" отбивают чаще всего еще в школе. Там не учат думать - там учат зубрить.
Хорошо, что есть на свете талантливые педагоги, и что несколько из них мне на пути встретились... но лучше бы их было побольше.
алех
а в чём состоит выигрыш?
не работает например летом, а денежки капают.
алех
На первый - желание задавать педагогам вопрос "почему?" отбивают чаще всего еще в школе. Там не учат думать - там учат зубрить.
потому что среднее образование - обязательно, высшее не для всех. да и умных вопросов бывает крайне мало - есть у меня на курсе балбес 25+ любит задавать вопросы ради вопросов (ответ ему не важен, ибо оценить его в силу ограниченной эрудиции он все равно не может, но обижается, когда его отсылаешь к конкретной книжке). что надо читать книги, что интернете дофига выложено специальной литературы - это ерунда. уже даже списывать нормально не умеют.
nikky
есть у меня на курсе балбес
В российских высших учебных заведениях (вуз) сегодня "по-настоящему" учатся 15-20% студентов. Такую точку зрения высказал в интервью радиостанции "Эхо Москвы" министр образования и науки Андрей Фурсенко.
http://top.rbc.ru/society/03/01/2010/359179.shtml#top_static

Многие вузы и их филиалы снизили требования к качеству абитуриентов и превратились из места получения знаний и компетенций в конторы по выдаче отсрочек от армии и корочек.

http://www.vedomosti.ru/newspaper/article/2010/05/20/234905
appraiser
Фурсенко - это конечно авторитет :ха-ха!:

не понятно только... учат (дают знания) только в 15-20% ВУЗах
или во всех ВУЗах учаться 15-20%? Так кто у нас программы учебные утверждает и приезжает побухать с проверками как организован учебный процесс?
Sky
Фурсенко - это конечно авторитет :ха-ха!:
г-г Фурсенко - д.ф.-м.н. ...
а Вы, уважаемый ?
appraiser
по моей профессии доХтуров не дают, заслуженных не присваивают :хммм:
nikky
nikky писал(а): ... есть у меня на курсе балбес 25 любит задавать вопросы ради вопросов (ответ ему не важен, ибо оценить его в силу ограниченной эрудиции он все равно не может, но обижается, когда его отсылаешь к конкретной книжке

Позвольте полюбопытствовать: Вы не пробовали вместо посылов в книжки дать ответ самостоятельно? Может его не ответ "не интересует", а "посыл"?:улыб:
Опять же, если "списывать нормально не умеет"... так может и не пытается, а как раз наиборот - пытается "сам дойти"...

Я, конечно, всю ситуацию не знаю, по по прочтению складывается именно такое мнение... когда-то сам был таким же "балбесом" и очень не нравились "мегазвезды", которые вместо объяснения отправляли в "дальнее эротическое путешествие в литературу"... туда я и сам дорогу знал.

Так интересно, доказательство теоремы Пифагора до сих пор дают через подобие треугольников или наглядно через площади квадратов: "Пифагоровы штаны - во все стороны равны". Как мне это преподавали еще в школе?

Может быть и для его "низкой эрудиции" есть похожие простые ответы?
tolstopuz
ну давай примерчик: вот у тебя ребенок выучил 3 буквы и уверенно читает и пишет "папа" и "мама". вдруг он решает, что может прочитать что угодно и спотыкается на первом же слове, ну например "абеляция". можно ему прочитать его, даже попятаться объяснить его значение, но... через пять минут он это слово не прочитать, ни написать не сможет. пусть хотя бы остальные 33 буквы выучит для начала.
здесь то же самое. ну раз вы такой из себя просвященные - излагайте книжки перед каждым встречным. мне моего времени жалко. вобще, откуда такая фобия перед книжками? и вообще перед трудом? боятся стать умнее - вруг возьмут на нормальныю работу? и в качалках то же идиотов полно - "не хочу случайно накачаться". на то, что стоящая(не выдающаяся) мускулатура строится годами регуляной тяжелой работу как-то в расчет не принимается.
когда-то сам был таким же "балбесом" и очень не нравились "мегазвезды", которые вместо объяснения отправляли в "дальнее эротическое путешествие в литературу"... туда я и сам дорогу знал.
сразу надо было писать, что было лень читать книжку, поэтому режил все сразу раскажут и внезапно в голове наступит прояснение. но чудес не случается.
Sky
по моей профессии доХтуров не дают, заслуженных не присваивают :хммм:
судя по Вашему присутствию на образовательном форуме, Вы считаете себя причастным к образованию ...
оценки, опять же, чиновникам от образования даете ...
и при этом, представителям Вашей "профессии доХтуров не дают, заслуженных не присваивают" ...
Вы не дворник, случаем ?
nikky
Прикольно. Но, уж лучше увести тему в эту сторону, чем в обсуждение зряплат типа преподавателей...

И так. Как обычно, с конца. Вы пишете:

... мне моего времени жалко. вобще ... что было лень читать книжку, поэтому режил все сразу раскажут и внезапно в голове наступит прояснение. но чудес не случается.

На эту тираду Вам любой, даже средней руки псих-олух скажет:
Всё что Вы хотели сказать звучит так:
1. "Мне лениво напрягаться и рассказывать тебе тонкости того, что ты спрашиваешь. Собственно я их сам не знаю. Это трудится надо было."
2. "Поймешь ты чего или нет, научишься чему или как - меня НЕ интересует. Пи..уй туда хде книжек многа... там и копай."
3. Видишь я тут делом занят. В луже лежу, бока грею!".

по-крайней мере, я прочитал именно так. и это - ВАШИ слова, просто сдобренные сентенцией о мнимой тяжести абстрактного труда...

Далее: ну давай примерчик: ...и спотыкается на первом же слове, ну например "абеляция".

А давайте попробуем. Для взрослого в этом слове ничего трудного нет. Я так понимаю имеется в виду русскоязычный жаргон от англицкого "ablation"? Что-то типа русского "обдирка" - снятие тонкого слоя с чего либо... Или Вы имели другое слово ввиду? Слово многозначное - стало быть наверняка применяется в самых разных отраслях...

Применяем в какой области?
appraiser
"Вы не дворник, случаем ?"
- блин.... Вы взрослый человек вроде... а вопросы задаете... Вы что, хотите чтобы я Вам ответил: нет..., случаем я не дворник. ?

Не серьезно... вообщем, не айс :death:
appraiser
точку зрения эхо Москвы и Фурсенко Вы выложили..., сами к ней не присоединились, и не высказали свое мнение или против.

т.е. можно сказать, что у Вас, у препода, нет своего мнения? :eek:
Sky
т.е. можно сказать, что у Вас, у препода, нет своего мнения? :eek:
я только четверть препода ...
вот и мнение только на четверть сформировал:улыб:а если серьезно, то основные причины (точнее, те, которые мне показались основными) я называл - контингент не тот ... как стьюдентов, так и преподов ...
Sky
Вы что, хотите чтобы я Вам ответил: нет..., случаем я не дворник. ?
в одном бородатом анекдоте была концовка, которая, как мне показалось, очень сюда подходит :
герой анекдота, изумленно восклицает: "а ктООО !?"
appraiser
На эту тираду Вам любой, даже средней руки псих-олух скажет:
Всё что Вы хотели сказать звучит так:
1. "Мне лениво напрягаться и рассказывать тебе тонкости того, что ты спрашиваешь. Собственно я их сам не знаю. Это трудится надо было."
2. "Поймешь ты чего или нет, научишься чему или как - меня НЕ интересует. Пи..уй туда хде книжек многа... там и копай."
3. Видишь я тут делом занят. В луже лежу, бока грею!".

по-крайней мере, я прочитал именно так. и это - ВАШИ слова, просто сдобренные сентенцией о мнимой тяжести абстрактного труда...
т.е. "книжки читают только лохи, чоткие пацаны и так все по жизни знают".
....ну а если еще студент на консультацию пришел с нерешенным типовым расчетом, я ему тут же его решить должен?
tolstopuz
На эту тираду Вам любой, даже средней руки псих-олух скажет: <...>
tolstopuz, Вы не правы. За 15 лет пребывания в ВУЗе сначала в качестве студента, потом - преподавателя я могу на вскидку вспомнить четверых студентов либо с последствиями ЧМТ, либо с шизофренией, либо просто фриков, которые демонстрировали детскую непосредственность сопряжённую с детским же интеллектом. Для них ничего не стоило прервать лектора на полуслове фразой "А скажите пожалуйста..." и задать вопрос, слабо связанный с обсуждаемым материалом, но требующий поднятия огромного куска из пройденного на предыдущих курсах или вообще в школе... Желания тратить 15-20 минут лекции на 101-е доказательство каких-нибудь тригонометрических тождеств, используемых в промежуточных преобразованиях, как правило, нет ни у лектора, ни у аудитории...

Как попадают такие люди в ВУЗы, мне тяжело объяснить, но, как правило, они их заканчивают... :хммм:
SteveR
Как попадают такие люди в ВУЗы, мне тяжело объяснить, но, как правило, они их заканчивают... :хммм:
за годы преподавания (1976-1993 и вот теперь - с 2009) я таких не встретил ни разу ... а через меня прошла, особливо в давние времена, хренова туча стьюдентов ...
SteveR
За 15 лет пребывания в ВУЗе ... я могу на вскидку вспомнить четверых студентов либо с

Наш поток был 120 студентов... думаю он в среднем везде такой... 15 лет пребывания в Вузе это около 2000 студентов (только на одном потоке!)... четверо из 2000 да еще и "либо с.." - мне так кажется нормальный процент отклонений... чего их "вспоминать"?!?
Когда я учился, то с нашего 1-го курса НГУ (поток тоже около 120 чел) после первой сесси на Владимировскую попало двое, а после второй - еще двое...:миг:

Как там Квантовцы позже писали:
"... сессии были по восемь экзаменов,
каждый экзамен - отнюдь не простой.
Выдержать может едва только камень,
можно свихнуться от жизни такой!
...":улыб:
nikky
Нет не "то есть". Из указанных пунктов следует один простой вывод, который и в наше время работал на все 100: уважением среди студентов обладает только вполне конкретный тип преподавателей, а именно тот, который способен объяснять на нужном уровне знаний... но для этого, самому "ой как трудится надо"...
И уж если об этом, то то самое доказательство теоремы Пифагора, мне давал еще в школе Виктор Федорович Серов. Мне в жизни - жутко повезло. В школе было по меньшей мере 4 преподавателя, у которых никогда не было кличек. Он - из них.

П.С. И еще добавлю. Как правило, такие преподаватели не стесняются сказать в ответ на дурацкий вопрос студьезуса "я этого не знаю"... Позже, когда учился в Вузе с иронией вспоминал его же ответ на свой такой же дурацкий вопрос в 9-м классе: "... а нафига они нужны, эти вымышленные, комплексные числа?"... на что получил вполне честный ответ: "не знаю, я - всего лишь математик... используются где то в расчетах..."
SteveR
И?...
а что, собственно, не так ?

портреты можно рисовать разные, например:

бледность и лысость - черты драматичные,
щеки запали, нервишки шалят,
из-под сверхсильных очков безразлично,
тупо глаза на природу глядят.

но то, что Вы пишете - не соответствует виденному мной ...
tolstopuz
Я говорил про Ваш наезд на Никки - Вы почему-то ставите ему в вину совершенно корректную реакцию преподавателя на, гм, студента-инвалида умственного труда. :dnknow:

ЗЫ Упомянутые мною четверо были таковыми ещё до первой сессии (за исключением, возможно, одного, который разбился уже учась в институте).
appraiser
но то, что Вы пишете - не соответствует виденному мной ...
Вам повезло, а меня от упоминания имени "Вася" до сих пор передёргивает (учился с нами такой, выкинутый в советской армии с четвёртого этажа)... :хммм:
tolstopuz
проблема не только в том, что преподавателям мало платят, проблема еще в минобрнауки - учебные планы меняются каждый год.

и еще раз, "Учебные планы меняются каждый год." - о каких системных знаниях может идти речь, когда учебные планы меняются каждый год?
SteveR
Я, всего лишь, перевел его же слова глазами "психолуха средней руки", оставив суть и слив оттуда воду. Если это воспринимается как "наезд", то это всяко - "самонаезд". Все претензии к автору.:улыб:

Флаг и Вашим четверым " в руки"... Каждый вспоминает только то, что задержалось в его мозгах. Кто-то своих отличников, кто-то двоечников, кто-то... таких "четверых"... но, в любом случае, согласитесь, что эти "четверо" - никак не среднее из всего "любопытсвующего" контингента... а результат - повальный...:хммм:
IEEE
"Планы меняются каждый год"... ?!?

Я конечно не знаю как оно "сейчас"... да и собственный опыт преподавания мал (1.5года+год)... возможно еще причина в том, что это были лихие 90-е... но сам к этим "планам" относился "пофигистически"... только как общее направление действия... может сейчас, конечно преподаватель зачат в рамки и почасовые планы занятий тоже спускаются сверху расписанные поминутно... но когда-то их приходилось составлять самостоятельно, да еще и примеряясь к текущему уровню подготовки "до тебя"... до сих пор вспоминаю случай на занятии по знакомству с компьютером в ВКИ:

"... а теперь читаем сообщение об ошибке команды MS-DOS и жмем соответствующую этому самому any key клавишу... ну? чего сидим? Перевела? Молодец. нажимай! -что совсем совсем любую? -Ага! ... и я глазом моргнуть не успел как девочка нажала reset на блоке компьютера...":улыб:Приходилось и это учитывать: кто-то уже вовсю писал проги на ассемблере, а кто-то комп видел впервые...

П.С. хуже было с ФПК... когда приходил преподаватель, задачей которого было повышение квалификации преподавателей информатики, с круглыми глазами (работал админом): "... Вы мне сорвали урок потому что не правильно работает программа! ... ?!? в чем дело-то? Ну вот, смотрите: я нажимаю F4 (петя нортон), а ничего не происходит! ... а если сначала нажать Ctrl-O, теперь переходит?" ... и что может дать такой препод и как он будет отвечать на разные "почему?"...:хммм:
tolstopuz
Я, всего лишь, перевел его же слова глазами "психолуха средней руки", оставив суть и слив оттуда воду.
Если оставить суть и слить воду, то остануться три русских слова: глагол, предлог и существительное. :улыб:Но условности не позволяют так отвечать (если, конечно, речь не идёт о военной кафедре), поэтому правильный вариант ответа - отослать студента к литературе или конспектам.:улыб: