Господа кандидаты - а вам слабо?
1986
1
Количество государственных чиновников в нашей стране на сегодняшний момент составляет порядка одного процента населения. Эту цифру можно смело увеличить на десять умножив официальное число служащих на государственной службе на примерное число обслуживающего персонала – специалистов, клерков, водителей, секретарей и т.п., которые хотя и финансируются за счет государственного бюджета, но не включаются в статистические данные. Таким образом на каждые десять рядовых жителей России приходится один сотрудник бюрократического аппарата, который живет исключительно за счет налогов и сборов, уплачиваемых нами.
Насколько эффективна система управления? Нет смысла повторять бесконечно звучащие со времен допетровских времен претензии высказываемые к гос. аппарату. Достаточно просто открыть произведения классиков, любую газету, прослушать любую теле или радиопередачу – бюрократия, проволочки, взятки.
Я не ставлю своей целью убедительно доказать, что у нас в стране все плохо, в этой заметке я лишь высказываю предположение о том, что можно управление сделать чуть-чуть лучше. Вы скажете, что это не возможно, ведь столетиями реформаторы преследовали именно эту цель?
В основу государственного управления должен быть заложен один единственный принцип – любые государственные органы это ЧАСТЬ ЕДИНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОРГАНИЗМА, часть системы управления, и как любая система подразумевает ВНУТРЕННЮЮ и четкую взаимосвязь между элементами.
Объясню принцип на некоторых примерах – для получения субсидии на жилье гражданин обязан собрать и предоставить в администрацию множество справок – о прописке, о заработной плате, о занимаемой жилой площади, о размерах коммунальных платежей уплаченных им и т.п. Но позвольте! Все эти сведения уже предоставлены Государству – министерству внутренних дел прекрасно известно, о том где я проживаю, органы министерства по налогам и сборам прекрасно осведомлены о размерах моего заработка, размеры коммунальных платежей установлены не мной, а мэрией города. То есть моя обязанность прийти в администрацию и сказать «Я хочу получить субсидию», после чего клерки-бюрократы должны оторваться от своих стульев и самостоятельно запросить необходимые им сведения у себя самих – у Государства.
Следующий пример – я приобретаю квартиру и хочу зарегистрировать законно принадлежащее мне право собственности. Сколько государственных присутственных мест я должен обойти и сколько справок предоставить? БТИ, кадастр, технический паспорт и т.п. И все, я подчеркиваю все необходимые сведения я прошу у Государства. Следовательно учреждение юстиции как составляющая часть государственного аппарата в состоянии их получить САМОСТОЯТЕЛЬНО.
Еще пример из области предпринимательской деятельности – зарегистрировав юридическое лицо, я обязан встать на учет в налоговые органы – написать заявления, предоставить копии устава, учредительного договора, и т.п. Извините, это должна делать регистрационная палата самостоятельно – сообщить в налоговый орган о том, что лицо зарегистрировано и попросить его поставить на учет. А мне должно прийти по почте вежливое письмо с уведомлением о постановке на налоговый учет и указанием данных о налоговом инспекторе.
Вы подаете налоговую декларацию о доходах? Государство рекламирует эту деятельность как исполнение обязанности человека и гражданина перед обществом, но почему тогда в рамках этой почетной обязанности я, как упомянутый гражданин теряю свое рабочее производительное время на: сбор справок о начисленной заработной плате на всех предприятиях в которых я трудился в течение года, различные справки органов опеки и попечительства, справки из учебных заведений – если все эти данные уже есть у государства?!
Следует так же упомянуть об абсолютно бесполезном, но очень актуальным сейчас сектором экономики – «посредниках». Эта категория субъектов зарабатывающих деньги на представительстве граждан перед государственными структурами (учреждением юстиции, регистрационной палатой, и т.п.). Таким образом мы платим трижды – налоги государству, пошлину за совершение конкретного действия и еще посреднику, за то, что бы государство все таки соизволило пошевелиться. Посредник получает плату за то, что он помогает устранить неэффективность, сложность и запутанность государственной системы.
Таким образом, вся суть реформы государственного управления должна заключаться в том, что вводится ПРЯМОЙ запрет государственным органам требовать предоставления справок и любых иных документов от других государственных органов под страхом УГОЛОВНОЙ ответственности, например за бюрократизацию. При этом вводятся жесткие контрольные сроки на выполнение действий. Кроме того должен быть введен запрет на предоставление гражданами или юридическими лицами каких либо справок вообще – информация должна предоставляться по запросу заинтересованного лица в полном объеме и в кратчайшие сроки.
Мне могут возразить, что такая реформа представляет собой введение тотального контроля за жизнью граждан. На это необходимо заметить, что реформа НЕ ПРЕДПОЛАГАЕТ введения сбора каких-либо новых сведений, данных, информации – она лишь ПЕРЕКЛАДЫВАЕТ ОБЯЗАННОСТЬ ПО ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ С ГОСУДАРСТВОМ С ГРАЖДАН НА САМО ГОСУДАРСТВО. Государство, в лице его конкретного бюрократа обязано самостоятельно совершить все необходимые действия по получению сведений от другого клерка из другой структуры.
К чему мы придем в итоге? Списки необходимых документов, справок значительно «усохнут», порядок упростится, ведь чиновник всегда найдет общий язык с чиновником из другой структуры. Система станет эффективной и гибкой, а у простого гражданина появится намного больше времени на то, чтобы работать, получать доходы, с которых уплачивать налоги из которых финансируется Система.
Чем хорош предлагаемый вариант реформ – тем, что он может быть осуществлен не только в масштабах всей страны, но и в рамках отдельного региона или города, хотя бы на рекомендательном уровне, затраты на проведение реформы стремятся к нулю, системе нужно просто дать необходимы толчок и она, со временем конечно, сама придет к определенному равновесию.
lonly
Написали много, мысль понятна, но расчитывать на добрую волю бюрократов - глупо. О сокращении административного аппарата говорит ВСЕГДА вечная оппозиция (вроде Явлинского и Зюганова), и перед выборами наиболее хитрые кандидаты (вроде Ельцина и Ко). Однако вступив в то болото куда они так рвутся об этом уже не говорит НИКТО. Вот проблема. Что с ней делать?

Как привести к руководству настоящих уПРАВленцев, а не "опытных хозяйственников"?