Россия и США образуют в Армении стратегический...
1049
2
Тигран УРИХАНЯН, лидер Прогрессивной партии Армении
Плацдарм преткновения
Россия и США образуют в Армении стратегический тандем-невидимку
События последнего времени, так или иначе связанные с небольшой страной на юге Кавказа, свидетельствуют о том, что двусторонние отношения между сверхдержавами на постсоветском пространстве далеко не ограничиваются однобоким соперничеством за сферы влияния. Более того, при сопоставлении некоторых фактов можно говорить о совместных геополитических планах.
В тот момент, когда российско-грузинская винно-политическая полемика достигла критической точки, президент Михаил Саакашвили особо не утруждал себя при выборе выражений, «спинным мозгом» ощущая протекцию Вашингтона. Даже заместитель госсекретаря США Дэниел Фрид, прибыв в октябре в Тбилиси, первым делом заказал себе грузинского вина. Тогда президент Саакашвили предложил российским военнослужащим в Грузии принять грузинское гражданство. Казалось бы, ничего не предвещало охлаждения его пыла в противостоянии с Россией.
Сверхдержавы пересматривают свои приоритеты
В этот самый период Армения, отрезанная от России территорией своего северного соседа, Грузии, оказалась, мягко говоря, в затруднительном положении. Мог бы сработать принцип плеча: Россия блокирует Грузию, а последняя в свою очередь блокирует Армению – единственного стратегического союзника России в регионе. Депутат Госдумы РФ, директор Института стран СНГ Константин Затулин в Ереване заявил, что «политика, проводимая сегодня Грузией, противоречит интересам Армении». Получается, если России очень захочется, чтобы Грузия не препятствовала транзиту грузов через свою территорию, придется поспешить в той или иной форме урегулировать отношения с опальным соседом. В конце концов, если Грузия решит вовсе пресечь грузоперевозки в Армению, та «повиснет» в воздухе и вынужденно начнет поиск новых партнеров, чего, кстати, давно дожидается Запад. А это уже из высказываний политолога Сакварелидзе.
Однако на повестку дня вышел неожиданно созревший северокорейский вопрос. Каким-то чудесным образом почти одновременно Россия соглашается на принятие резолюции Совбеза ООН по Северной Корее, а США – по Грузии. При этом не совсем понятно, что конкретно означает требование Совбеза о необходимости официальному Тбилиси воздерживаться от провокационных действий. Между тем Россия, в отличие от США, пошла на серьезную уступку, согласившись на введение жестких экономических санкций в отношении Северной Кореи. При этом постоянный представитель США при ООН Джон Болтон привел Северную Корею в пример для Ирана, которому «грозят те же санкции и ограничения» в случае, если тот будет продолжать разработку ядерного оружия. Что касается южного соседа Армении (Ирана – «ПЖ»), то скорее всего возможное влияние на Армению иранской проблемы еще не раз будет упоминаться в качестве серьезного фактора со стороны представителей международного экспертного сообщества.
Теперь ожидается, что накал российско-грузинских отношений пойдет на спад за счет ослабления американского покровительства, которое, видимо, временно приносится в жертву корейской резолюции, внесенной США. Несомненно, заявление Саакашвили о своем желании идти на переговоры с Россией в любом формате и на любом уровне свидетельствует о том, что грузинский президент стал догадываться, о чем договариваются Райс и Лавров. Дополнительным шагом к консенсусу явилось также и заявление начальника Генштаба ВС РФ Балуевского и других российских чиновников о том, что Россия не собирается воевать с Грузией. На этот дипломатический сигнал официальный Ереван отреагировал сообщением об экономических убытках в 7–10% в виде дополнительных расходов на грузоперевозки, что в сущности не является глобальной проблемой для страны. Как говорится, в Армении отнеслись к сложившейся ситуации с пониманием и не стали встревать со своими проблемами.
Однако в случае дальнейшего обострения ситуации (а следующим шагом вполне могут стать так называемые спецоперации с обеих сторон, плавно переходящие в военные действия) положение Армении окажется крайне неблагоприятным. Речь идет о полной наземной блокаде с перекрытием коммуникаций, энергоснабжения и т.д. Это заметно ослабит позицию Армении, чем, естественно, не преминет воспользоваться грозящий военными действиями против Армении Азербайджан. Накануне Алиев уже заявил: «Армения стала транспортным тупиком, а мы ее сделаем и энергетическим тупиком после завершения строительства трубопровода в обход Армении».
В свою очередь дестабилизация ситуации на Северном Кавказе и Закавказье теоретически может подтолкнуть Иран на резкие шаги. Дальновидный Ахмадинежад, фактически возглавивший волнения мусульман по поводу карикатур на пророка Мохаммеда, не может не понимать, что временный тайм-аут по иранскому вопросу завершится сразу же после того, как США расправятся с Северной Кореей. С другой стороны, Пхеньян посредством ряда стран – участников ШОС пытается вести переговоры с Ираном, а также с Сирией, Ливаном и другими арабскими странами по принципу «враг моего врага – мой друг». Одним словом, ухудшение ситуации на Кавказе чревато последствиями мирового масштаба, если учитывать перманентные договоренности США и России в сфере совместной экспансии на восток, которые прослеживаются со времени провала Конституции Евросоюза, приостановления процесса «цветных» революций на постсоветском пространстве, новой газовой политики России и нынешнего политического кризиса на Украине.
И вот достигнута наконец долгожданная договоренность с США о вступлении России в ВТО! Саакашвили сразу же заявляет о своей готовности вести переговоры с Россией на ту же тему, но при одном условии: чтобы на КПП границ с Абхазией и Южной Осетией стояли грузинские таможенники. В то же время в Сухуми из Тбилиси прибывает помощник госсекретаря США Мэттью Брайза и заявляет, что у грузинского руководства появился новый подход к урегулированию и что грузинская сторона «глубже понимает недопустимость использования силы для решения территориальных конфликтов».
Совместное армянское предприятие
Между тем странным образом именно в Ереване совсем недавно был построен новый комплекс посольства США. Беспрецедентный по своей мощи, неприступности и оснащенности, который многие эксперты оценили как филиал Пентагона. Только охрана составляет порядка 800 человек (у посольства РФ – 40). Автостоянка помещает более тысячи машин (рядом с посольством Франции размещается до 50 автомобилей). Отметим, именно в Армении, а не в Грузии или другой стране.
Соединенные Штаты по целому ряду направлений не скупятся на финансирование Армении. В частности, лишь в рамках программы «Вызовы тысячелетия» в течение пяти лет Америка выделит 235 млн долл. для развития сельских районов республики.
Российское присутствие в Армении тоже продолжает расширяться. В начале ноября российская компания «Вымпелком» («Билайн») приобрела 90% акций «АрменТел», компании телефонной связи за 341,9 млн евро. «Вымпелком» принял на себя задолженность и обязательства прежнего оператора на сумму около 40 млн евро. Российская компания фактически стала монополистом в сфере предоставления доступа в Интернет провайдерам и конечным пользователям, одним из двух сотовых операторов страны с базой в 400 тыс. сотовых абонентов. Она планирует в 2007 г. инвестировать порядка 100 млн долл. в развитие телекоммуникационных сетей в Армении.
Во время разного рода дипломатических консультаций с участием российских представителей регулярно затрагивается вопрос о возобновлении движения поездов через территорию непризнанной Абхазии и Грузии. В случае успеха Россия получит дешевое транспортное сообщение с Арменией и соответственно «приблизится» к Ирану. Кроме того, Россия не просто заинтересована, но и не скрывает своего намерения завладеть железнодорожной сетью республики.
Кстати, недавно стало известно, что Россия будет контролировать армянский участок газопровода Иран – Армения, строительство которого практически завершено. Таким образом, ощутимо пополнится ее «контрольный пакет» в энергетике (и не только) стратегического союзника. Это позволит сохранить позиции монополиста, поставляющего в Армению газ. Подорожание же российского газа вдвое для стран СНГ в принципе не наносит значимого ущерба Армении, так как Россия компенсирует его поставками вооружения в республику.
С другой стороны, не надо забывать о том, что все еще не заработали предприятия-гиганты, которые были переданы России Арменией в счет государственного долга. Почему российская сторона до сих пор не предпринимает практических шагов по реанимированию крайне перспективных высокотехнологичных мощностей?
Возможно, произошло удивительное совпадение, но скорее проявилась тонкая армянская дипломатия в том, что российские военные базы были передислоцированы из Грузии в Армению одновременно с открытием официального представительства офицера НАТО в Республике Армения. Эти события, а также возможность открытия абхазской железной дороги обсуждались во время встреч премьер-министра Индии и президента США, президентов Китая и РФ, госсекретаря США и уже бывшего премьера Японии. И наконец, Запад странным образом яростно противится строительству железной дороги Карс – Ахалкалаки – Тбилиси в обход Армении. Неужели благополучие Армении стоит на первом плане в расчетах сверхдержав? Тогда почему вместо долгосрочных инвестиционных проектов предпочтение отдается отраслям, необходимым для развития военно-стратегической деятельности на территории РА? Логично предположить, что армяно-российские отношения вошли в совершенно новую фазу максимально тесного стратегического партнерства в связи с конкретной, не совсем долгосрочной перспективой.
За последние два-три месяца со стороны Москвы почти вдвое возросли расходы на представительства российских телерадиовещательных компаний, посольство РФ стало заметно чаще организовывать приемы для политической элиты Армении, практически по любому незначительному поводу. Усилилась информационно-пропагандистская деятельность соответствующих служб России в Закавказье в целом и в Армении в частности.
Примерно в то же время проходили совместные учения антитеррористических подразделений Армении и НАТО. Событие само по себе беспрецедентное. А если учесть формат и масштаб происходящего, то напрашивается вопрос: почему именно в дни учений президент Армении Роберт Кочарян встречался с президентом России Путиным, премьером Фрадковым и другими российскими чиновниками?
Ниже описанные события, на наш взгляд, в свою очередь дополняют картину возможного будущего, точнее, отсутствующее звено в цепи, а именно – европейское участие в регионе.
Поводом для недавнего визита Жака Ширака в Ереван стало открытие Года Франции в Армении. Ни много ни мало, одна из центральных площадей столицы республики была переименована в площадь Франции. Если учесть также, что французский парламент принял закон об уголовной ответственности за отрицание факта геноцида армян 1915 г. в османской Турции, то можно смело утверждать, что одно из крупнейших европейских государств достигло пика своей благосклонности по отношению к Армении. Кроме того, одна из обсуждаемых тем на встрече Ширака с немецким канцлером Ангелой Меркель также касалась армянского вопроса в контексте основных проблем региона. Вероятно, интерес Европы объясняется предвидением развития ситуации, при которой Армении может перепасть особая роль.
Российско-натовские командно-штабные учения по противоракетной обороне, проходившие с 16 по 25 октября, ставили целью отработку и совершенствование совместных процедур планирования и координации действий командных структур противовоздушной и противоракетной обороны России и НАТО. Не дополнительное ли это доказательство того, что данный формат объединенных ВС когда-либо может быть задействован? Ведь ничего подобного не происходило, когда свои ядерные устройства взорвали Пакистан и Индия. Быть может, в данном случае ситуацию подталкивает наличие иранского ядерного досье. В действительности западные державы, и не только они, в состоянии подвергнуть ту или иную стремящуюся к ядерному статусу страну жестким санкциям в рамках двусторонних дипломатических и экономических рычагов. Однако ни по какой реальной или вымышленной причине невозможно обойти Совет Безопасности ООН для применения военной силы одного государства против другого. Так что главный вопрос: почему во время предварительного обсуждения вопроса о северокорейском ядерном испытании Совбезом ООН были затронуты проблемы северокавказского региона и Закавказья не только с позиций российско-грузинских, но и армяно-азербайджанских и даже армяно-турецких отношений? Нетрудно предположить, что соперничество сверхдержав, наблюдаемое на той или иной небольшой площадке, может быть маскировкой для весьма реального или перспективного сотрудничества.
Между тем цена на авиабилет Москва – Ереван в один конец достигла небывалого рубежа – 12 тыс. рублей! При этом наблюдаются попытки некоторых жителей Грузии получить новое гражданство. Нет, не российское. Армянское…
ДОСЬЕ
Тигран УРИХАНЯН
Родился в Ереване, в 2000 г. окончил Государственный лингвистический институт им. В.Я Брюсова, с 2001 г. лидер Прогрессивной партии Армении, в 2004 г. основал общественное движение «Стабильность».
Плацдарм преткновения
Россия и США образуют в Армении стратегический тандем-невидимку
События последнего времени, так или иначе связанные с небольшой страной на юге Кавказа, свидетельствуют о том, что двусторонние отношения между сверхдержавами на постсоветском пространстве далеко не ограничиваются однобоким соперничеством за сферы влияния. Более того, при сопоставлении некоторых фактов можно говорить о совместных геополитических планах.
В тот момент, когда российско-грузинская винно-политическая полемика достигла критической точки, президент Михаил Саакашвили особо не утруждал себя при выборе выражений, «спинным мозгом» ощущая протекцию Вашингтона. Даже заместитель госсекретаря США Дэниел Фрид, прибыв в октябре в Тбилиси, первым делом заказал себе грузинского вина. Тогда президент Саакашвили предложил российским военнослужащим в Грузии принять грузинское гражданство. Казалось бы, ничего не предвещало охлаждения его пыла в противостоянии с Россией.
Сверхдержавы пересматривают свои приоритеты
В этот самый период Армения, отрезанная от России территорией своего северного соседа, Грузии, оказалась, мягко говоря, в затруднительном положении. Мог бы сработать принцип плеча: Россия блокирует Грузию, а последняя в свою очередь блокирует Армению – единственного стратегического союзника России в регионе. Депутат Госдумы РФ, директор Института стран СНГ Константин Затулин в Ереване заявил, что «политика, проводимая сегодня Грузией, противоречит интересам Армении». Получается, если России очень захочется, чтобы Грузия не препятствовала транзиту грузов через свою территорию, придется поспешить в той или иной форме урегулировать отношения с опальным соседом. В конце концов, если Грузия решит вовсе пресечь грузоперевозки в Армению, та «повиснет» в воздухе и вынужденно начнет поиск новых партнеров, чего, кстати, давно дожидается Запад. А это уже из высказываний политолога Сакварелидзе.
Однако на повестку дня вышел неожиданно созревший северокорейский вопрос. Каким-то чудесным образом почти одновременно Россия соглашается на принятие резолюции Совбеза ООН по Северной Корее, а США – по Грузии. При этом не совсем понятно, что конкретно означает требование Совбеза о необходимости официальному Тбилиси воздерживаться от провокационных действий. Между тем Россия, в отличие от США, пошла на серьезную уступку, согласившись на введение жестких экономических санкций в отношении Северной Кореи. При этом постоянный представитель США при ООН Джон Болтон привел Северную Корею в пример для Ирана, которому «грозят те же санкции и ограничения» в случае, если тот будет продолжать разработку ядерного оружия. Что касается южного соседа Армении (Ирана – «ПЖ»), то скорее всего возможное влияние на Армению иранской проблемы еще не раз будет упоминаться в качестве серьезного фактора со стороны представителей международного экспертного сообщества.
Теперь ожидается, что накал российско-грузинских отношений пойдет на спад за счет ослабления американского покровительства, которое, видимо, временно приносится в жертву корейской резолюции, внесенной США. Несомненно, заявление Саакашвили о своем желании идти на переговоры с Россией в любом формате и на любом уровне свидетельствует о том, что грузинский президент стал догадываться, о чем договариваются Райс и Лавров. Дополнительным шагом к консенсусу явилось также и заявление начальника Генштаба ВС РФ Балуевского и других российских чиновников о том, что Россия не собирается воевать с Грузией. На этот дипломатический сигнал официальный Ереван отреагировал сообщением об экономических убытках в 7–10% в виде дополнительных расходов на грузоперевозки, что в сущности не является глобальной проблемой для страны. Как говорится, в Армении отнеслись к сложившейся ситуации с пониманием и не стали встревать со своими проблемами.
Однако в случае дальнейшего обострения ситуации (а следующим шагом вполне могут стать так называемые спецоперации с обеих сторон, плавно переходящие в военные действия) положение Армении окажется крайне неблагоприятным. Речь идет о полной наземной блокаде с перекрытием коммуникаций, энергоснабжения и т.д. Это заметно ослабит позицию Армении, чем, естественно, не преминет воспользоваться грозящий военными действиями против Армении Азербайджан. Накануне Алиев уже заявил: «Армения стала транспортным тупиком, а мы ее сделаем и энергетическим тупиком после завершения строительства трубопровода в обход Армении».
В свою очередь дестабилизация ситуации на Северном Кавказе и Закавказье теоретически может подтолкнуть Иран на резкие шаги. Дальновидный Ахмадинежад, фактически возглавивший волнения мусульман по поводу карикатур на пророка Мохаммеда, не может не понимать, что временный тайм-аут по иранскому вопросу завершится сразу же после того, как США расправятся с Северной Кореей. С другой стороны, Пхеньян посредством ряда стран – участников ШОС пытается вести переговоры с Ираном, а также с Сирией, Ливаном и другими арабскими странами по принципу «враг моего врага – мой друг». Одним словом, ухудшение ситуации на Кавказе чревато последствиями мирового масштаба, если учитывать перманентные договоренности США и России в сфере совместной экспансии на восток, которые прослеживаются со времени провала Конституции Евросоюза, приостановления процесса «цветных» революций на постсоветском пространстве, новой газовой политики России и нынешнего политического кризиса на Украине.
И вот достигнута наконец долгожданная договоренность с США о вступлении России в ВТО! Саакашвили сразу же заявляет о своей готовности вести переговоры с Россией на ту же тему, но при одном условии: чтобы на КПП границ с Абхазией и Южной Осетией стояли грузинские таможенники. В то же время в Сухуми из Тбилиси прибывает помощник госсекретаря США Мэттью Брайза и заявляет, что у грузинского руководства появился новый подход к урегулированию и что грузинская сторона «глубже понимает недопустимость использования силы для решения территориальных конфликтов».
Совместное армянское предприятие
Между тем странным образом именно в Ереване совсем недавно был построен новый комплекс посольства США. Беспрецедентный по своей мощи, неприступности и оснащенности, который многие эксперты оценили как филиал Пентагона. Только охрана составляет порядка 800 человек (у посольства РФ – 40). Автостоянка помещает более тысячи машин (рядом с посольством Франции размещается до 50 автомобилей). Отметим, именно в Армении, а не в Грузии или другой стране.
Соединенные Штаты по целому ряду направлений не скупятся на финансирование Армении. В частности, лишь в рамках программы «Вызовы тысячелетия» в течение пяти лет Америка выделит 235 млн долл. для развития сельских районов республики.
Российское присутствие в Армении тоже продолжает расширяться. В начале ноября российская компания «Вымпелком» («Билайн») приобрела 90% акций «АрменТел», компании телефонной связи за 341,9 млн евро. «Вымпелком» принял на себя задолженность и обязательства прежнего оператора на сумму около 40 млн евро. Российская компания фактически стала монополистом в сфере предоставления доступа в Интернет провайдерам и конечным пользователям, одним из двух сотовых операторов страны с базой в 400 тыс. сотовых абонентов. Она планирует в 2007 г. инвестировать порядка 100 млн долл. в развитие телекоммуникационных сетей в Армении.
Во время разного рода дипломатических консультаций с участием российских представителей регулярно затрагивается вопрос о возобновлении движения поездов через территорию непризнанной Абхазии и Грузии. В случае успеха Россия получит дешевое транспортное сообщение с Арменией и соответственно «приблизится» к Ирану. Кроме того, Россия не просто заинтересована, но и не скрывает своего намерения завладеть железнодорожной сетью республики.
Кстати, недавно стало известно, что Россия будет контролировать армянский участок газопровода Иран – Армения, строительство которого практически завершено. Таким образом, ощутимо пополнится ее «контрольный пакет» в энергетике (и не только) стратегического союзника. Это позволит сохранить позиции монополиста, поставляющего в Армению газ. Подорожание же российского газа вдвое для стран СНГ в принципе не наносит значимого ущерба Армении, так как Россия компенсирует его поставками вооружения в республику.
С другой стороны, не надо забывать о том, что все еще не заработали предприятия-гиганты, которые были переданы России Арменией в счет государственного долга. Почему российская сторона до сих пор не предпринимает практических шагов по реанимированию крайне перспективных высокотехнологичных мощностей?
Возможно, произошло удивительное совпадение, но скорее проявилась тонкая армянская дипломатия в том, что российские военные базы были передислоцированы из Грузии в Армению одновременно с открытием официального представительства офицера НАТО в Республике Армения. Эти события, а также возможность открытия абхазской железной дороги обсуждались во время встреч премьер-министра Индии и президента США, президентов Китая и РФ, госсекретаря США и уже бывшего премьера Японии. И наконец, Запад странным образом яростно противится строительству железной дороги Карс – Ахалкалаки – Тбилиси в обход Армении. Неужели благополучие Армении стоит на первом плане в расчетах сверхдержав? Тогда почему вместо долгосрочных инвестиционных проектов предпочтение отдается отраслям, необходимым для развития военно-стратегической деятельности на территории РА? Логично предположить, что армяно-российские отношения вошли в совершенно новую фазу максимально тесного стратегического партнерства в связи с конкретной, не совсем долгосрочной перспективой.
За последние два-три месяца со стороны Москвы почти вдвое возросли расходы на представительства российских телерадиовещательных компаний, посольство РФ стало заметно чаще организовывать приемы для политической элиты Армении, практически по любому незначительному поводу. Усилилась информационно-пропагандистская деятельность соответствующих служб России в Закавказье в целом и в Армении в частности.
Примерно в то же время проходили совместные учения антитеррористических подразделений Армении и НАТО. Событие само по себе беспрецедентное. А если учесть формат и масштаб происходящего, то напрашивается вопрос: почему именно в дни учений президент Армении Роберт Кочарян встречался с президентом России Путиным, премьером Фрадковым и другими российскими чиновниками?
Ниже описанные события, на наш взгляд, в свою очередь дополняют картину возможного будущего, точнее, отсутствующее звено в цепи, а именно – европейское участие в регионе.
Поводом для недавнего визита Жака Ширака в Ереван стало открытие Года Франции в Армении. Ни много ни мало, одна из центральных площадей столицы республики была переименована в площадь Франции. Если учесть также, что французский парламент принял закон об уголовной ответственности за отрицание факта геноцида армян 1915 г. в османской Турции, то можно смело утверждать, что одно из крупнейших европейских государств достигло пика своей благосклонности по отношению к Армении. Кроме того, одна из обсуждаемых тем на встрече Ширака с немецким канцлером Ангелой Меркель также касалась армянского вопроса в контексте основных проблем региона. Вероятно, интерес Европы объясняется предвидением развития ситуации, при которой Армении может перепасть особая роль.
Российско-натовские командно-штабные учения по противоракетной обороне, проходившие с 16 по 25 октября, ставили целью отработку и совершенствование совместных процедур планирования и координации действий командных структур противовоздушной и противоракетной обороны России и НАТО. Не дополнительное ли это доказательство того, что данный формат объединенных ВС когда-либо может быть задействован? Ведь ничего подобного не происходило, когда свои ядерные устройства взорвали Пакистан и Индия. Быть может, в данном случае ситуацию подталкивает наличие иранского ядерного досье. В действительности западные державы, и не только они, в состоянии подвергнуть ту или иную стремящуюся к ядерному статусу страну жестким санкциям в рамках двусторонних дипломатических и экономических рычагов. Однако ни по какой реальной или вымышленной причине невозможно обойти Совет Безопасности ООН для применения военной силы одного государства против другого. Так что главный вопрос: почему во время предварительного обсуждения вопроса о северокорейском ядерном испытании Совбезом ООН были затронуты проблемы северокавказского региона и Закавказья не только с позиций российско-грузинских, но и армяно-азербайджанских и даже армяно-турецких отношений? Нетрудно предположить, что соперничество сверхдержав, наблюдаемое на той или иной небольшой площадке, может быть маскировкой для весьма реального или перспективного сотрудничества.
Между тем цена на авиабилет Москва – Ереван в один конец достигла небывалого рубежа – 12 тыс. рублей! При этом наблюдаются попытки некоторых жителей Грузии получить новое гражданство. Нет, не российское. Армянское…
ДОСЬЕ
Тигран УРИХАНЯН
Родился в Ереване, в 2000 г. окончил Государственный лингвистический институт им. В.Я Брюсова, с 2001 г. лидер Прогрессивной партии Армении, в 2004 г. основал общественное движение «Стабильность».
" - Что-то мнея в последнее время Гондурас беспокоит...
- Ты, главное, не чеши его."
- Ты, главное, не чеши его."
ТОП 5
1
2
3
4