Интересно. Дата. Запарожец.
7669
42
22 ноября 1960 г. 50 лет назад - Выпущена первая партия автомобилей "Запорожец".

22 ноября 1960 года с конвейера Запорожского завода "Коммунар" на Украине (который позже был переименован в "Запорожский автомобилестроительный завод"), сошла первая промышленная партия автомобилей "Запорожец" – ЗАЗ-965.

Образцом для этого "народного автомобиля" послужил итальянский "FIAT 600", разработанный талантливым конструктором Данте Джакозой. Перекроенный и "доведенный до ума" конструкторами Московского завода малолитражных автомобилей (будущий АЗЛК), "горбатый", как его называли в народе, получился в целом прочным и экономичным, обладал хорошей проходимостью при гладком днище, приличной загрузке ведущих колес и небольшой собственной массе.

Стоил первый "Запорожец" в то время 1 200 рублей, и первая партия машин в миг разошлась по заждавшимся "очередникам", готовым простить все его недостатки.

Довольно быстро советский "народный" автомобиль снискал славу неприхотливого и ремонтопригодного автомобиля. Кстати, известна машина была не только в СССР, но и за границей, где она продавалась под брендом "Yalta". На этой же базе Завод стал выпускать и так называемые "инвалидки" — модификацию ЗАЗ с измененными механизмами управления.

"Горбатый Запорожец" выпускался в первоначальном виде вплоть до 1962 года, а дальше эта машина была модифицирована в другие модельные ряды. 19 сентября 2008 года Запорожский автозавод завершил выпуск автомобиля ЗАЗ-1103 "Славута" – последнего потомка "горбатого" ЗАЗ-965. Прекратить производство "запорожца" вынудили автопроизводителя экологические требования Евросоюза, в который стремится попасть Украина.

И все-таки это был наш автомобиль!

Информация получена на сайте calend.ru
NKS
Удивило, "горбатый" - итальянский "FIAT 600"..
ВАЗ-2101 - Fiat 124..
Никогда не знал и не думал, что "запор" тоже клон Фиата..
NKS
ЗАЗ-1103 "Славута" – последнего потомка "горбатого" ЗАЗ-965
:ха-ха!:
NKS
Никогда не знал и не думал, что "запор" тоже клон Фиата..
кхе кхе. а унас вообще много своего то было? начиная с ГАЗ-А - клона ФОРДа... :ухмылка:
NKS
А чо, машина, как машина была...

Когда то владел такой, все хотел в красный цвет с черными точками перекрасить :ха-ха!: , но друзья дурдомом напугали... :хммм:
Ефген
кхе кхе. а унас вообще много своего то было? начиная с ГАЗ-А - клона ФОРДа... :ухмылка:
только Руссо-Балт на ум и приходит
Ефген
А "нива"? Типа, первый в мире лехковой авто повышенной проходимости с полным приводом с межосевым дифференциалом и несущим кузовом? А ЛуАЗ? Где передок ведущий, а задок отключается. Тоже не припомню раньше у кого авто такой концепции...
Ф-1
ну да, три-четыре пальца можно загнуть :ха-ха!: еще ЛиАЗ 677 добавить. Как самосотоятельную, но к сожалению, самую неудачную разработку
Ф-1
С несущим кузовом вроде уже были до нивы то ли лендроверы, то ли рейнджроверы.
А уж легковушек повышенной проходимости к тому году было пруд-пруди. Начиная с полноприводных Побед и Москвичей. Не было в Ниве ничего нового, кроме довольно удачной комбинации всякого старого.:улыб:
Луаз из ТПК сделали. А откуда родом все армейские джипы наверное не надо рассказывать?:миг:
Sceneo
С таким подходом, с первого авто немного что изменилось...всего лишь эволюция 4-х колес с мотором.
А новизна Нивы-это создание нового класса комфортабельных (на тот момент) легковых автомобилей повышенной проходимости, не специализированных "проходимцев" и приспособленных легковушек, а именно специально спроектированных так изначально. ЛУАЗ хоть и модифицированный ТПК, но всё равно цельная советская разработка, а не "копированный джип". Кстати "Победа" тоже первый серийный авто с "понтонным" кузовом.
Ефген
ну да, три-четыре пальца можно загнуть :ха-ха!: еще ЛиАЗ 677 добавить
Неделю ходил в шоке после того, как проехался за рулём этого монстра. Ни руля, ни тормозов :eek:
Ф-1
***А ЛуАЗ? Где передок ведущий, а задок отключается. Тоже не припомню раньше у кого авто такой концепции...***

http://www.passatplus.de/dateien/VW-Iltis-2.jpg

Знакомый профиль?:улыб:

*Раздаточная коробка, традиционная для всех внедорожников, у Iltis отсутствовала, а понижающая передача была в самой КПП. Постоянный привод осуществлялся на передний мост, задний же был подключаемым, при этом дифференциал сделали блокируемым.* - ничё не напоминает?:улыб:
prosto tak
Победа = Opel Capitan. Сходство не только внешнее. Например, там очень-очень-очень похожая подвеска.:улыб:

Нива - не переделанная легковушка? Может, тогда предложите версию, почему руль стоит криво и не по центру водительского кресла? Многие считают, что это потому, что в "копеечный" кузов воткнули раздатку - кресла водителя и пассажира пришлось сдвигать к дверям, а рулевую колонку сдвинуть не получилось. Так и сидим сикось-накось. А у Вас какая версия?

Передний мост Нивы - почему-то перевёрнутый задний. Довольно безумное решение, особенно странное для специально спроектированной машины...:улыб:Бытует мнение, что "революционная" схема фулл-тайм и раздатка появились именно благодаря этому решению: работающая в обратном направлении гипоидная передача переднего моста не выдерживала нагрузок, если отключать задний привод.

Да и вообще, есть некоторое сходство в кузовах копейки и Нивы, Вы не находите?:миг:
Sceneo
почему руль стоит криво и не по центру водительского кресла?
у ЛЮБОЙ классики руль смещен, даже на новых :зло:
Артём
Эээ... подвеска тоже независимая и редуктора наличиствуют?
Артём
"...Многоцелевой внедорожник Iltis (нем. "хорек") был создан в 1979 году по заказу командования немецкой армии. Техническим заданием, составленным в ноябре 1975 года, был оговорен ряд параметров:..."

Сравним, ну, допустим, с :

"После освоения мелитопольским моторным заводом производства более мощного двигателя МеМЗ-969А с 1975 года эта модель сменила на конвейере 969-й и выпускалась до 1979 года. В 1977 году была выпущена партия этих машин с цельнометаллическими кузовами, но их заводской индекс мне выяснить не удалось"....

Учитывая что ТПК ваще с 60х.... Так чта, кто у кого слизал :tease:

"История гражданских автомобилей ЛуАЗ начинается с грузопассажирского ЗаЗ 969В с колёсной формулой 4х2 и приводом на передние колёса. В отличие от военного предшественника, гражданский вариант плавать не мог, водитель и пассажиры располагались традиционно, форма кузова и брезентового тента была другая. В 1965 году изготовленны опытные образцы, а в 1966 - опытно - промышленная партия из 50 штук. ЗаЗ 969В был первым отечественным переднеприводным серийным автомобилем." :tease:
Ф-1
ну если наоборот, то это просто здорово )
Sceneo
Нива - заново спроектированный автомобиль, но по советской бедности, а так же для унификации, почему бы не применить легковые узлы, на легком проходимце? Почему светильники от Логана есть на Х-Трейле, почему полныйпривод на теане, такой же как на Рено Калеос, Кашкай, Х-трейл и еще много чего? они все приспособленные? Так что не вижу противоречия ставить легковые узлы в рамках унификации на одном заводе. А вот переделанная легковушка - это серийный легковойна раме, наподобие Москвича 410 или Победы М-72.
Победа не равно Опель, вот Москвич 401, да.
prosto tak
Боюсь, что Вы сильно заблуждаетесь про "серийный легковой на раме, наподобие Москвича 410 или Победы М-72". Рамы ни в том ни в другом случае не было, ни "до полного привода", ни "после".

"Внедорожник, получивший название ГАЗ-М72, был создан на базе кузова «Победы» и агрегатов армейского вездехода ГАЗ-69. От ГАЗ-М20 «Победа» для этого автомобиля были взяты лишь наружные кузовные панели и несущий каркас кузова, который был видоизменен и дополнительно усилен."

Как-то так. Можно сказать, что и для нивы были вязты "лишь наружные кузовные панели..."

Я Вам привожу конкретные примеры, где Нива явно "переделана" с копейки. Так приведите и Вы мне конкретные примеры, которые говорили бы о том, что проектирование началось с чистого листа! Главная передача, да ещё задом на перёд поставленная - это блин не плафончик в салоне, знаете ли. Или Вы правда считаете, что это равноценные примеры?
Примеров странных, обусловленных "переделкой" решений в Ниве полно - взять опять же дурацкий резиновый бублик между раздаткой и КПП "патамушта КПП уже была, а раздатку как-то ж надо к ней присобачить".

Бросьте, в Ниве столько же нового относительно копейки сколько в полноприводной победе от легковой. Вас просто смутила упаковка:улыб:т.е. чуть более переделанный от оригинала кузов. Лёгкий рестайлинг не делает машину "спроектированной с нуля", верно ведь?

Победа слизана с чертежей опеля капитана. Москвич, насколько я знаю, выпускался на вывезенном целиком с германии конвейере.
Sceneo
Опель кадет
На самом деле это понятно. После войны заниматься разработкой легковых машин было некогда, да и некому.
Артём
ННП
Есть хоть один человек, который посмотрел видео по приведенной мной выше ссылке?
Vitamin
ну кто не работает - тот наверняка посмотрел твой получасовой фильм:улыб:
Артём
Артем, я вот его на прошлой неделе посмотрел, когда в отпуске был. Мне вот "за державу обидно".... есть у нас достижения, которыми мы можем гордиться.... даже в автопроме.
Sceneo
Полностью новый кузов, новая компановка, это не всего лишь упаковка, и передние привода впервые примененные и разработанные для этой модели и раздатка, хоть и не пристыкованная, развернуть главную передачу можно в чем тут "криминал"?
Признаю прокол с рамой на ранних авто память подвела.....
Задачу - поставил конструкторам ВАЗа Косыгин, ПредСоветаМина СССР. Он «попросил» сделать полно-приводной вариант «Жигулей», способный ездить в условиях бездорожья. Сначала конструкторы предполагали лишь увеличить у «Жигулей» дорожный просвет и оснастить машину полным приводом, но затем решили сделать принципиально новый автомобиль.Почти все выпускаемые тогда джипы имели отключаемый передний привод, зависимую подвеску, рамную конструкцию, мягкий тентованный верх. Сделали же наоборот: постоянный полный привод, независимая подвеска, несущий кузов и комфортабельный салон.
Обязательным условием постановки автомобиля на конвейер было использование агрегатов от легковых ВАЗов - для удешевления производства.(с)
Sceneo
Победа - первая полностью самостоятельная, а не скопирована с зарубежных аналогов. С Опелем общего не более чем с любым другим авто. Разработка шла с 1943 года,в ноябре 44-го уже был опытный образец.
Вообще если коротко,смысл спора, как тут уже высказались: За державу обидно(с)
Sceneo
То что Вы имеете ввиду, это не переделка, а унификация. Ведь это-же логично и экономически оправдано, что разные автомобили имеют унифицированные запчасти и узлы. Это всё равно, что сравнивать крузак с короллой и говорить что это одно и тоже, так как и там и там используются однинаковые подшипники и сальники, а то и целые узлы.
prosto tak
Ну как бы обидно-то обидно, всем обидно и мне тоже. Но что ж делать-то. Врать? Мне больше обидно, когда я с детства знаю что Волга ГАЗ-21 это Советская машина, супер-пупер, кучу призов где-то-там завоевала и всё такое - а потом лет в 20 я вижу в американском фильме американскую же машину, похожую на 21ю волгу вплоть до характерного козырька спидометра из зелёного плексигласа . :ха-ха!:

Нам долго и отчаянно врали про огромные достижения советского автопрома, сейчас приходит осознание:улыб:К кому-то уже пришло, а кто-то ещё считает, что новые привода и раздатка - это значит, что машина спроектированна с чистого листа. Про компоновку я как бы промолчу, ибо убрать багажник седана, уменьшить базу и засунуть бензобак под сиденье... в общем, в телепередаче "Тачка на прокачку" я, бывает, вижу более значительные "изменения компоновки". :ха-ха!: Кстати, почему в 2121 высокий порог багажника, как думаете? Не знали, что неудобно грузить? Вряд ли, уже выпускалась вторая модель классики, там порог низкий. Всё проще: при переделке из седана им удобней было хотя бы частично сохранить поперечные элементы жёсткости, которые располагались в седане за задними сиденьями.

Победа слизана с Опеля Капитана. Шукайте в сети, подтверждений тому немало. Не слухов, а чертежей, эскизов. Я находил эскизы подвесок этих машин и другие узлы, указывающие на подозрительное родство.:улыб:Даже на Википедии есть фотка, где Победа проходит испытания вместе с Капитаном. Скажете, случайно оказался на заводе Опель Капитан, и его отправили на испытания вместе с Победой??

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%90%D0%97-%D0%9C20

Разворот переднего моста плох тем, что гипоидная передача вращается в обратную сторону. Нива может бегать на заднем приводе (плохо, из-за короткой базы - но может) а на переднем - нет. Не выдерживает передний мост.:улыб:Отсюда, говорят, и раздатка появилась Криминала собственно никакого нет. Надо было сделать внедорожник на базе жигулей - и сделали. И неплохо, кстати, задумано было. Просто зачем говорить про какую-то разработку с чистого листа, когда в машине 2 новых узла - раздатка да привода. Привода, кстати, я слышал, слабые а раздатка - уже по личным впечатлениям - невероятно громкая и вибрируящая.

Впрочем, мои личные впечатления содержат и такой замечательный случай, когда раздатка нивы на нормальном асфальте вывалилась на дорогу - срезало с одной стороны металлический штырь в палец толщиной, на котором она подвешена. Но это так, юмор, к разработке имеет очень косвенное отношение.:миг:
Артём
Дык оно и понятно, а кто ж осудит. Отняли у супостатов завод, перевезли к себе да и поехали штамповать Опеля. И нечего тут стесняться. А Победу и вовсе во время войны разрабатывали, сейчас трудно представить каких усилий это стоило.
Просто не люблю, когда вопреки всем фактам продолжают убеждать, что нет, это мы сами разработали, сами всё сделали. Нафига? Что, мало действительно сделали?

Интересно, в Японии кто-нибудь так же гордится какой-нибудь Хондой ЦР-В, что это, допустим, первая в своём роде полноприводная машина, с невероятно прогрессивной схемой автоматического подключения полного привода, разработанная с чистого листа и всё такое... :ха-ха!:
Ф-1
В крузаке и королле много одинаковых узлов? Не подшипников, а узлов, конструктивных решений? Посчитали? А теперь посчитайте РАЗНЫЕ узлы в копейке и Ниве. По-крупному мы покамест обнаружили только раздатку и привода.

В Раф-4 и короне, сдаётся мне, много одинаковых узлов. Меньше, чем у нивы с копейкой, но немало. Так что-то никто и не кричит, что раф-4 это уникальная с чистого листа разработка, не имеющая к короне никакого отношения.:улыб:А у наших Нива - уникальная. С чистого листа.
Sceneo
Да поймите Вы, что никакая машина не уникальна в Вашем понимании - все так или иначе набор железок. А "Нива" на тот момент содержала в себе ряд концептуальных решений, которые ВПЕРВЫЕ собрали вместе в той или иной степени. Что наделяло её качествами, которые не были присущи тогда ни одному авто в мире. Вот в этом её уникальность.
Ф-1
Ну дык! Я про то и говорил, ещё много постов тому назад: "Не было в Ниве ничего нового, кроме довольно удачной комбинации всякого старого. "

А новых в моём понимании машин много, на самом деле. Какие-то - совсем оригинальные, какие-то - с большими новшествами. Грузовик Татра, американский Виллис, Форд-Т, Мерседес Смарт, первый Хаммер, Фольксваген Гольф, Туарег, Тойота Мегакруизер...
Sceneo
Уникальность в сочетаемости узлов, Татра уникальна? Хребтовую раму чехи выдумали? нет, тогда по вашему выходит просто очередная компиляция технических решений. Хаммер тоже военная разработка, как и ТПК...но ЛуАзу отказано в уникальности, а Хаммеру нет -двойной стандарт. Гольф уникален? чем? Туарег еще меньше. Из всего списка уникален только Виллис, Форд-Т уникален только массовостью. Победу испытывали вместе с Опелем, ну и что? а как еще сравнить, проверить технические решения. Сейчас у большей части легковушек Мак-Ферсон и передний привод, тоже у кого-то слизано? Дело в том что на определенном этапе развития техники применяются схожие конструктивные решения, вещь очевидная. Революционные решения приходят редко и внедряются долго, успешная машина, та которая удачно применила, не только последние разработки, но и уже выпускаемые агрегаты. Если бы у Тойтоы не хватало времени, мощностей, технологических возможностей и денег(как это было на ВАЗе), РАФ-4 не далеко бы ушел от Короллы.
В принципе мы спорим о терминах, чо считать модернизацией, рестайлингом, а что заново спроектированным авто. Если считать что Нива произошла от Жигулей, а Жигули от ФИАТа, то вообще можно приписать создание оной итальянцам....а мы в Союзе слизали и агрегаты местами поменяли.
prosto tak
Мне батя (Ц.Е.Н.) рассказывал, как в 50-60х годах начали борьбу с "импортными" названиями технических устройств. Запомнил, про коробку подачу Нортона, а было ещё много всего чего.
И цель этой "акции" было скрыть "заимствования", а дальше недалеко и до "приоритетства", что благополучно и имеем. Техническую историю переписали....

Технические новинки ой как трудно пробивались в СССР, если не было аналога за рубежом.
Фото понтонного кузова "Победы" (ну очень, похоже) я видел в одном местном автожурнале, маленькая неизвестная немецкая выпустила несколько образцов к концу войны, дальше понятно)

Да, а "характерный" капот кто у кого подглядел? В качестве подсказки слово - необычный)))
prosto tak
Татра - конструкция мостов, разборный коленвал, дизель воздушного охлаждения, и другие безумные конструкторские решения дали в результате феноменальную ремонтопригодность.
У ТПК прародителя нашли несколько постов назад, а Вы не укажете прародителя первого Хаммера?:улыб:С похожим соотношением клиренс/высота/десантирование с парашютом?:хехе:Не было такого.
Гольф - родоначальник гольф-класса. Уже немало, с моей точки зрения.
Туарег - большое количество удачно сочетающихся высокотехнологичных решений в машине повышенной проходимости. Можно спорить хорошо это или плохо (я, например, считаю, скорее, плохо) -но до сих пор, как я понимаю, аналогов нет.
Массовости Форда Т, насколько я знаю, способствовали в первую очередь оригинальные технические решения. Массовость - она, знаете ли, сама собой не приходит, а объясняется, в первую очередь, высоким спросом на машину. Я не слышал об аналогах этой машины на тот момент времени.

Макферсон используется много где, но Форд как был первым, кто использовал этот тип подвески в серии, так и останется. Так же как электрические дворники. А что придумал АВТОВАЗ за полста лет? Ниву.

Вообще для меня большой сюрприз, что на ВАЗе оказывается все эти годы "не хватало времени, мощностей, технологических возможностей и денег". По моим представлениям, за годы своего существования ВАЗ поставил на конвейер очень малое количество моделей, обладал очень серьезными производственными мощностями и постоянно получал сильную поддержку от государства - в сравнении с автозаводами других развитых стран. Возможно, я ошибался...

Да, я тоже вижу что мы слегка соскальзываем в полемику. Вообще, наверное, неправильно говорить - вот это новая машина, а эта переделанная. Нет же какого-то порогового значения, верно? Я просто привёл некоторые машины которые в моём представлении являются очевидными примерами глубокой конструкторской работы.

Нива в моём представлении - весьма неглубокая переделка копейки. Да, конечно, это другая машина. Да, конечно, переделка более глубокая, чем, скажем от 01 к 02 модели, или от "девятки" к "десятому" семейству.

Но ничего уникального в ней нет. Мне так никто и не объяснил, покамест, в чём отличие великих переделок Нивы из копейки от переделок легковой победы в 72-ю или легкового москвича в полноприводную модель. Кстати, и победа не была пионером в этом процессе. "Эмка" тоже имела модификацию повышенной проходимости, ещё до войны - правда, по-моему, только опытные образцы.

За границей таких "легковых джипов" тоже всегда хватало. Тот же Гольф имел модификацию гольф-кантри.

А в союзе автопром действительно в основном копировал чужое. В общем-то, не самый убогий путь - такой дорогой сейчас идёт Китай:улыб:Что-то копирует, что-то делает по аналогии, что-то покупает целыми заводами... Качество, как и в Союзе, тоже получается хуже ..:улыб:

Ксати, для особых патриотов, предлагаю оставить в покое Ниву, с ней всё ясно, а присмотреться к УАЗику. Этот, по-моему, был сделан если не самостоятельно, то хотя бы с чистого листа.
Sceneo
Массовости Форда Т, насколько я знаю, способствовали в первую очередь оригинальные технические решения. Массовость - она, знаете ли, сама собой не приходит, а объясняется, в первую очередь, высоким спросом на машину. Я не слышал об аналогах этой машины на тот момент времени.
Ничего интересного и уж тем более нового в модели Т у форда не было. массовости способствовала исключительно низкая цена машины. А это заслуга не столько конструкции, сколько способа производства.
А в союзе автопром действительно в основном копировал чужое. В общем-то, не самый убогий путь - такой дорогой сейчас идёт Китай
Такой дорогой всегда шли все азиаты. Япония в частности. Без слез смотреть на изделия японской "промышленности" 50-х годов было невозможно. Нынешний китай по сравнению с тем - образец качества и надежности... И ЧО? :biggrin:
Таксист
Ничего интересного и уж тем более нового в модели Т у форда не было.
Ох как категорично. Может, возьмётесь представить модель, с которой был слизан Форд-Т? :ха-ха!:

Ванадиевый сплав в раме и деталях подвески; единая, съёмная головка блока цилиндров; вся совокупность решений по упрощению машины (бак выше двигателя, фары от магнето, поперечные рессоры и прочее).

Про японию согласен, хотя почему без слёз?:миг:Очень даже забавно. А вообще, япония 50х годов - это страна, только что проигравшая грандиозную войну, на своей шкуре испытавшая ядерное оружие. Я полагаю, им есть чем гордиться в плане возрождения промышленности.
Sceneo
***Туарег - большое количество удачно сочетающихся высокотехнологичных решений в машине повышенной проходимости.***

Высота технологий - дело временнОе, сегодня высоко а завтра оно уже низко. Туагер ИМХО туда же, куда и Нива.

***У ТПК прародителя нашли несколько постов назад***

Вы внимательно читали? Оказалось, что ТПК был прародителем Илтиса, а не наоборот :хехе:

***Ксати, для особых патриотов, предлагаю оставить в покое Ниву, с ней всё ясно, а присмотреться к УАЗику. Этот, по-моему, был сделан если не самостоятельно, то хотя бы с чистого листа. ***

Ну вы даёте... Забыть про Виллис - Газ67 - Газ69.... :biggrin:
Sceneo
Про японию согласен, хотя почему без слёз? Очень даже забавно.
Я "со слезами" смотрел на конденсатор турбины Мицубиси, что стояла на ТЭЦ-3, он был живой - трубки не меняны, трубная доска из меди как новая, а его демонтировали. Это была корабельная турбина 50МВт. 1939 г.в. "Забавно" было ремонтировать конденсаторы наших турбин - по советскому регламенту полная замена латунных трубок через 8-10 лет.

Может поэтому то, я и выбрал Мицу
Артём
Вы внимательно читали? Оказалось, что ТПК был прародителем Илтиса, а не наоборот
Чойта я сильно сомневаюсь, web-страница
Volunteer
Эмм.. и что? Или уже все амфибии будем тоже считать незначительными переделками той самой, образца 1805 года? :+)
Артём
Опель кадет
На самом деле это понятно. После войны заниматься разработкой легковых машин было некогда, да и некому.
эммм... в побежденной германии в 52 году (7 лет после разгрома) была выпущена "гоночная" модификация Mercedes-Benz 300SL, а через два года, в 54 уже гражданский вариант той же модели.