Боковой ветер
95887
510
Wild_Koshka
логично. да и усилия слабоватые выходят. да и крен кузова вовсе не жёстко связан с креном колеса. но в списке принципиальных эффектов такой занятный механизм не перечислен: кайне орднунг
Эукариот
да и крен кузова вовсе не жёстко связан с креном колеса.
Ошибаетесь.
Vs
А чтоб меня в очередной раз не назвали бредоносом, ознакомьтесь с видео.
Ход подвески образуется в результате крена. Что образуется в результате хода подвески, видно на видео.
Vs
А вот здесь - многорычажка.
Камера закреплена на нижнем рычаге.
Смотрим и наблюдаем за креном колеса.
Wild_Koshka
это Вы про колеса? Пока Эукариот не написал, я гадала про что Вы говорите: про водителя с 4 ушами или про модную теорию о суставах :ха-ха!:
да конечно про колеса. заскочил, прочитал Ваш вопрос, улыбнулся, пошутил и убежал. :biggrin:

Но теперь вот прочел неожиданно сурьезные возражения оппонентов и задумался. и хочу у них спросить:

- а у мотоциклов колеса разве не подрессорены?

- а в том , что их(мотоциклы) стойко удерживает в вертикальном положении именно гироскопический эффект, есть сомнения?

- а что собственно мешает принять к рассмотрению условную модель автомобиля как пары мотоциклов в жесткой сцепке?

:biggrin:
Nobble
А, о главном забыл. спасибо за топик. а то чото совсем "заскорузли мы тут, опрыщавели". скукотень одна.:улыб:
Nobble
А, о главном забыл. спасибо за топик. а то чото совсем "заскорузли мы тут, опрыщавели". скукотень одна.:улыб:
Комрад, привет! :agree:
Когда уже начнём обсуждать "взлёт-посадку при боковом ветре"? :улыб:
Я б рассказал, какую педальку надо давать, чтоб удержаться на полосе. :biggrin:
Дядя Ваsя
Дядя Вася, а что ты сможешь добавить к книгам Василия Ершова цикл книг "Про ездового пса"?
Я бы вам скопипастил как оправляются естественные надобности на кукурузнике в -50, да это уж совсем жесткий офтоп.
А если по теме, то интересует следующее: как борятся с "действием ветра" разного рода умные системы стабилизации и курсовой устойчивости"? Алгоритм их работы кто-то ведь писал, значит можно опять сделать мат. модель... А действие ветра для электроники всегда внезапно и не может быть "предугадано" компьютером на основании данных от датчико и электронных систем автомобиля.
Vitamin
Дядя Вася, а что ты сможешь добавить к книгам Василия Ершова цикл книг "Про ездового пса"?
Не читал Ершова.:смущ:
А если по теме, то интересует следующее: как борятся с "действием ветра" разного рода умные системы стабилизации и курсовой устойчивости"?
Вообще не в теме про умные системы. :улыб:
А про боковой ветер скажу просто: боковой ветер должен давать крен автомобилю сдвигать его с дороги. . Ибо действует аэродинамическая сила.
И точкой приложения этой силы есть фокус. Но в это лучше не вникать, ибо запутаешься. :1:
Могу нарисовать :смущ:
Дядя Ваsя
привет.:улыб:

Витамину - ненене. рановато про системы стабилизации. еще даже до конструкций шасси толком не добрались.
Nobble
рановато про системы стабилизации.
Педаль по ветру, ручку на ветер - вот и вся стабилизация. Вручную :улыб:или вножную? :безум:
Nobble
Я знал, я знал....
Смысл вот в чем: если по положению дросселя, скорости и углу поворота руля электроника может чего-то вычислить и выдать коррекцию, то ветер она никак не просчитает и будет компенсировать уже само возникшее возмущение. Т.е. не предотвратит... Ветер, цуко, непредсказуем.
Впрочем молчу, молчу...
- а в том , что их(мотоциклы) стойко удерживает в вертикальном положении именно гироскопический эффект, есть сомнения?
есть, причём значительные. по крайней мере для велосипеда заведомо не эффект гироскопа является определяющим в устойчивости движения.
Ошибаетесь.
я лишь имел в виду, что крен кузова не тождественен наклону колеса. связь, конечно, есть, но небанальная, и для разных типов подвески, как я понял, разная. впрочем, тут я не не готов обсуждать детали, имею весьма поверхностные познания
!ыцрош отэ
так не томите уже. развейте по ветру мое заблуждение.

пс. никакого подвоха. мне на самом интересны Ваши соображения.
Vs
Очень интересное видео. То есть при крене получается как будто изменился развал. Тогда действительно должно уводить в сторону, только не соображу в какую.

На моей машине на одном из колес пару раз изменялся самопроизвольно угол установки (точно не помню какой из углов), что выражалось в том, что для езды прямо руль надо было держать под углом и спина уставала. То есть для моей машины была замечена прямая корреляция - устала спина - значит пора проверить развал-схождение.



Вчера попробовала высунуть руку из машины на скорости 80 мк/ч - ну не такой уж и сильный ветер. Книжку высовывать не стала, побоялась, что остальные водители неадекватно воспримут....


Не дает мне покоя вопрос про телегу. Если у кого дома есть пластмассовая машинка, может подуете на нее феном и расскажите меняется ли ее траектория движения?
Nobble
- а в том , что их(мотоциклы) стойко удерживает в вертикальном положении именно гироскопический эффект, есть сомнения?


Нет сомнений.., что данный эффмект иногда выпрямляет мотоцикл в тот момент, когда это меньше всего нужно!((( к примеру при входе в поворот на большой скорости, пилот смещается в сторону поворота, пересаживаясь то левее то правее, вися на мотто, задней частью бедра. Бывает, складывается ощущение, что висишь на мотоцикле, к этому надо привыкать. Мото на большой скорости подобен неволяшке))) Когда я ездил на мото весом 235кг бывало казалось моих 85 кг мало, после "спротбайкеры" научили рулить "от поворота",т.е. давить руль при повороте в лево, в правую сторону и наоборот, таким хитрым способом взаимодействуя с гироскопическим эффектом.., такие дела)))
Wild_Koshka
Не дает мне покоя вопрос про телегу
Вот ты дотошная :1:
Смотри на рисунки.
Из-за бокового ветра возникает сила F. Эта сила дает момент на вращение (крен)

А так как колёса у авто резиновые, а не чугунные, то авто будет смещаться. Сию причину нарисовал, как мог. :улыб:
не-не-не! про авто мне все уже понятно:)

телега - это телега: колеса деревянные и ресор нету. То есть такая как пластмассовая игрушечная машинка.
Wild_Koshka
телега - это телега: колеса деревянные и ресор нету.
Физика то та же...
Ну разве что при крене не будет сжиматься и разжиматься амортизаторы.
И смещение при движении будет мало. Но всё-равно будет, ибо есть всякие люфты
Nobble
Шорцы выше прикидывал гироскопический момент колеса - маловат он получается для удерживания мотоцикла.
Велосипед удерживает в вертикальном положении специально изогнутая передняя вилка. Когда велосипед наклоняется - вилка (вместе с колесом) поворачивается в сторону наклона - велосипед начинает двигаться по дуге - возникает центробежная сила, которая и выпрямляет велосипед. Если поставить вилку с обратным изгибом или нормальную, но жестко закрепленную - велосипед далеко не уедет, т.к. через несколько метров после начала движения велосипедист с него навернется.
В мотоциклах особо не разбираюсь, но, думаю, эффект должен быт таким же.
Tech
а катящееся по дороге одиночное колесо какая вилка удерживает?
Артём
Невидимая) При завале колесо точно так же бежит по дуге. Далее - по схеме. Ну и гироскопический момент будет более выражен - поддерживать приходится только само колесо.
Nobble
так не томите уже. развейте по ветру мое заблуждение.
пс. никакого подвоха. мне на самом интересны Ваши соображения.
прошу прощения, но поскольку мои соображения в данном вопросе не блещут оригинальностью, я просто дам вам ссылку на нужный параграф в википедии, и вы сможете развеяться самостоятельно (:

если коротко, то гироскопический эффект играет не решающую роль для велосипеда.
у мотоцикла скорости повыше, колёса потяжельше...
Wild_Koshka
Очень интересное видео. То есть при крене получается как будто изменился развал. Тогда действительно должно уводить в сторону, только не соображу в какую.
почему?

Не дает мне покоя вопрос про телегу. Если у кого дома есть пластмассовая машинка, может подуете на нее феном и расскажите меняется ли ее траектория движения?
я предпочитаю эксперименты на живых людях (: катал коляску, прилагая боковое усилие. видимого эффекта не обнаружил.
Tech
Если поставить вилку с обратным изгибом или нормальную, но жестко закрепленную - велосипед далеко не уедет, т.к. через несколько метров после начала движения велосипедист с него навернется.
В мотоциклах особо не разбираюсь, но, думаю, эффект должен быт таким же.
А в детстве мы с пацанами ездили на велосипедах переворачивая вилку (так мы развлекались, ведь интернета еще не было) на 180 градусов - т.е. с обратным изгибом, несколько не привычно, но никто не падал!
Видимо вы не только в мотоциклах, но и в велосипедах не разбираетесь. :улыб:
Интересная логика: "велосипед далеко не уедет, т.к. через несколько метров после начала движения велосипедист с него навернется!"
Типа пациент умер, потому что скончался!
Если вилку сделать с обратным изгибом, то поворот ее также приведет к движению велосипеда по кругу с возникновением центробежной силы и принципиально ничего не изменится!
Артём
а катящееся по дороге одиночное колесо какая вилка удерживает?
Юла или волчок - еще тривиальнее.
Лазло
рулить "от поворота",т.е. давить руль при повороте в лево, в правую сторону и наоборот, таким хитрым способом взаимодействуя с гироскопическим эффектом..
есть в этом логика (см. рис.): у вращающегося колеса момент импульса vec{L}=I*vec{omega}, т.е. вектора угловой скорости и момента импульса направлены влево. чтобы наклонить колесо, т.е. повернуть вектор L слегка вниз надо приложить момент силы vec{M}=d/dt(vec{L}), т.е. нужен вектор момента силы, направленный вниз. сам вектор момента силы получается векторным произведением рычага на силу vec{M}=[vec{r} x vec{f}], т.е. прилагая усилие, разворачивающее колесо направо вы добьётесь левого крена колеса

вот чего я вдруг перестал понимать, так это совсем простой вещи: почему одиночно катящееся колесо, когда наклоняется - катится в сторону наклона. вроде как, оно понятно, что так должно быть, но не совсем.
тут мы возвращаемся к вопросу о крене, который создаёт увод.
  • направления векторов

Вот тут http://dek20.ru/wheel-alignment/ написано:

"Неравномерный развал на левой и правой стороне приводит к тому, что автомобиль начинает тащить в ту сторону, где угол развала больше."
Vs
Юла или волчок - еще тривиальнее.
что именно тривиально в юле?
из примеров с юлой, касающихся данного топика можно привести такой: если закрутить юлу и поставить её на наклонную поверхность, то она будет ползти не вниз по склону, а вдоль склона
Wild_Koshka
"Неравномерный развал на левой и правой стороне приводит к тому, что автомобиль начинает тащить в ту сторону, где угол развала больше."
Вот!
А отчего меняется развал колес? :улыб:
Артём
а катящееся по дороге одиночное колесо какая вилка удерживает?
да, вот с одиночным колесом никаких вопросов нет, его держит только сохранение момента импульса.
Vs
ну наверное засчет неравномерного хода подвески при крене... вообще то я раньше не задумывалась о том, что колесо к рычагу крепится как в видео показано, думала оно на оси крутится, надо будет глянуть что там под машиной делается....
Wild_Koshka
ну наверное засчет неравномерного хода подвески при крене...
Девушка, которая не знает как крепится колесо, делает выводы, до которых никто не додумался!
И ни одной формулы.
Браво! :роза:
Vs
а у грузовиков развал не меняется...
Артём
а у грузовиков развал не меняется...
Тём, насчет грузовиков и прочих рамных рессорных - обрати внимание на конструкцию рессор и их подвеса.
Если к примеру левая рессора сожмется, то куда отклонится мост (вперед или назад)? :хехе:
А если разожмется (подветренная сторона), то наиборот. :хехе:
Vs
Да ладно Вам, это на видео было видно, чего тут гадать то...
Я вот чувствую, что зря мы в автошколе не проходили устройство авто...
Артём
у них и колеса не меняются на зиму, недавно в пробке видела на грузовике абсолютно лысое колесо, вообще без следов протектора....
Vs
***обрати внимание на конструкцию рессор и их подвеса.
Если к примеру левая рессора сожмется, то куда отклонится мост (вперед или назад)?***

Лучше ты мне прямо скажи, куда (вперёд или назад).
Артём
Лучше ты мне прямо скажи, куда (вперёд или назад).
По логике вещей, мост отклоняется при нагрузке в сторону серьги, что не совсем стыкуется с моей теорией, да... :umnik:
Так, ушел думать дальше.

Получается и передний и задний мосты при нагрузке на левый борт, поворачивают налево (поворачивают против часовой стрелки, если смотреть на авто сверху)!
ВОТ!
Всё стреляет! :улыб:
Vs
вот-вот,
и с пружинами точно так же. Сжатие - уход вперёд.
Артём
вот-вот,
и с пружинами точно так же. Сжатие - уход вперёд.
На рессоре - сжатие - уход в сторону серьги.
А серьги опять же бывают как спереди, так и сзади... :dry:
Чёрт.
Но ведет то все равно в сторону нахождения нагрузки.
Wild_Koshka
Вчера попробовала высунуть руку из машины на скорости 80 мк/ч - ну не такой уж и сильный ветер. Книжку высовывать не стала, побоялась, что остальные водители неадекватно воспримут....
во фронт к такому ветру на своих ногах попробуйте на месте устоять.
Эукариот
вот чего я вдруг перестал понимать, так это совсем простой вещи: почему одиночно катящееся колесо, когда наклоняется - катится в сторону наклона. вроде как, оно понятно, что так должно быть, но не совсем.
тут мы возвращаемся к вопросу о крене, который создаёт увод.
Когда одиночное катящееся колесо наклоняется, создается момент от пары сил - силы тяжести, приложенной к центру масс колеса и силы нормальной реакции дороги, этот момент при правом крене направлен вдоль движения, при левом крене - обратно направлению движения колеса, откуда из векторного уравнения: dL/dt = M и следует, что при правом крене колеса оно затем поворачивает вправо (вектор L поворачивает вправо), а при левом крене колеса - соответственно наоборот. Поэтому одиночно катящееся колесо, когда наклоняется - катится в сторону наклона. :улыб:
Лазло
"спротбайкеры" научили рулить "от поворота",т.е. давить руль при повороте в лево, в правую сторону и наоборот, таким хитрым способом взаимодействуя с гироскопическим эффектом.., такие дела)))
эффект такой рулежки, по-моему, вызывается отрицательным углом Аккермана. при нем возрастает реактивное усилие на руле. известное дело в настройках шасси гоночных автомобилей.
figar0
Когда одиночное катящееся колесо наклоняется, создается момент от пары сил - силы тяжести, приложенной к центру масс колеса и силы нормальной реакции дороги, этот момент при правом крене направлен вдоль движения, при левом крене - обратно направлению движения колеса, откуда из векторного уравнения: dL/dt = M и следует, что при правом крене колеса оно затем поворачивает вправо (вектор L поворачивает вправо), а при левом крене колеса - соответственно наоборот.
да, верно. с колесом всё ясно.
к сожалению, это не имеет ничего общего с уводом авто
Vs
Девушка, которая не знает как крепится колесо, делает выводы, до которых никто не додумался!
И ни одной формулы.
Браво! :роза:
девушка молодец, спору нет. но только выводы эти давно озвучены, и ничего не объясняют. объясните как крен (и вызываемое им изменение развала) приводят к уводу? мне непонятно
Эукариот
Изменяются углы в подвеске. Что именно оказывает влияние я до конца не разобрался, но практически всегда готов продемонстрировать влияние крена на курс.
Гдето в начале топика писал об этом.
Vs
может тут трение замешано..?
Эукариот
бъясните как крен (и вызываемое им изменение развала) приводят к уводу? мне непонятно
Ребята, я уж уже объяснял.
Эластичная резина колеса.
Потолкайте стоящую машину сбоку. Машина же немного сместится вбок!
А если прилагать силу в движении, то машинка будет смещать ибо резина колеса будет идти как бы по спирали.
Откуда берётся боковая сила: от ветра, или это составляющая веса при движении по наклонной дороге - не важно :1: