Десять фильмов года.
2506
21
Прочитал заметку в Известие о лучших фильмах 2003 года. Привожу ниже:
10. "Нашествие варваров"
Канада, режиссер Дени Аркан

Про что. Про смертельную болезнь университетского профессора и его согласие на эвтаназию - добровольную смерть. Но фактически "Нашествие" - картина о последних днях класса западных интеллектуалов-идеалистов, близких тем, кого у нас называли интеллигентами. Несмотря на мрачность выводов, почти до финала это комедия.
Плюсы. Российских интеллигентов в "Нашествии" поразит уже то, что их сегодняшние проблемы и метания весьма близки проблемам далеких, казалось бы, заокеанских собратьев. И там, оказывается, дети социалистов стали капиталистами. И там, оказывается, без взятки будешь лежать в больнице в продуваемом коридоре.
Общественная реакция. Призы за сценарий и женскую роль в Канне. Лучшая неевропейская картина 2003-го по мнению киноакадемии Старого Света. Номинация на "Золотой глобус".

9. "Сумрачный самурай"
Япония, Ёдзи Ямада

Про что. Про самурая - стоика и скромника, который никогда не обнажает меч, поскольку слишком искусен в бою (о его умениях никто и не подозревает), и не хочет жениться на любимой и любящей его женщине, поскольку не соответствует ей по материальному статусу и боится испортить нищетой ее жизнь.
Плюсы. "Самурай" потрясает уже одной своей кинематографической культурой. Достаточно посмотреть, как там воссоздан XIX век и как - полувзглядами - передана любовь. Именно после "Самурая" по-настоящему оцениваешь уровень японского кино. Ёдзи Ямада, конечно, мэтр и патриарх, но не Куросава и не Имамура, а снимает словно классик первой величины. Как всякий хороший японский фильм, "Самурай" наполнен и забавными эпизодами. Сцена дуэли, когда главный герой выходит против вооруженного мечом противника с короткой палкой и вырубает его расчетливым ударом по башке, - одна из смешнейших в этом году.
Общественная реакция. Двенадцать наград японской киноакадемии. Фильм выдвинут от Японии на "Оскара". Вместе с тем у нас он прошел скромновато.
8. "Герой"
Китай, Чжан Имоу
Про что. Про императора, который некогда объединил Древний Китай, и человека, который хотел убить его как тирана. На ту же тему - "Император и убийца" другого мэтра Чен Кайге.
Плюсы. В сюжет лучше не вдаваться. На имена - Летящий Снег, Сломанный Меч - внимания не обращать: запутаешься. Надо просто смотреть. "Герой" - это как "Крадущийся тигр, невидимый дракон", но еще эффектнее. Персонажи опять обладают такой внутренней силой, что способны отрываться в поединке от земли и даже биться над гладью озера. При этом Джет Ли и прочие звезды летали и дрались всамделишно - на специальных веревках, что требует физического совершенства, а вот веревки потом стерли на компьютере. Кто-то скажет: "Кич!" Но когда одна из главных красавиц гонконгского кино Мегги Чеюн и новая, после Гун Ли, красавица кино китайского Чжан Дзийи бьются в воздухе на мечах в развевающихся красных одеждах и вихре желтых осенних листьев - это здорово. Интересно, что в боевой жанр ринулись лучшие китайские режиссеры. "Тигра-дракона" снял самый известный из китайских голливудцев Энг Ли. "Героя" - самый титулованный из "материковых" китайских режиссеров Чжан Имоу.
Общественная реакция. Фильм претендовал на "Оскара" за 2002 год. В России же установил кассовый рекорд для азиатских картин (более $350 тысяч), оказавшись, впрочем, по итогам 2003-го лишь в девятой прокатной десятке.

7. "Возвращение"
Россия, Андрей Звягинцев
Про что. Про отца, который заявился к двум давно брошенным сыновьям-подросткам и взял их с собой в загадочное путешествие, пытаясь за считанные дни сделать из них настоящих мужчин. С одной стороны, фильм можно понимать как реалистический: с идеей о том, что оставленных детей вернуть нельзя, а если можно, то лишь ценой максимальной жертвы. С другой - как мистический. Папа, который неизвестно откуда берется и куда в финале девается (исчезая даже с фотографий), - это, возможно, фантазия, а то и вовсе призрак.
Плюсы. Подкупает уже то, что в России тоже наконец-то снят очень культурный фильм, в котором можно углядеть и библейские мотивы, и отсылки к древнегреческим мифам, и Тарковского, и Джармуша с его "Мертвецом", и даже чуточку Хичкока.
Общественная реакция. Небывалый для нашего кино успех: прокат по всему миру (шестьдесят копий только во Франции), два приза Венеции, включая главный, евро-"оскар" за "европейское открытие года", теперь - номинация на "Золотой глобус". Ждем и номинации на "Оскара". У любого другого режиссера-дебютанта от подобного поехала бы крыша. У Звягинцева, надеемся, не поедет: он редкий в кино режиссер-синефил, хорошо знающий, что бывали и другие киновысоты.

6. "Трудности перевода"
США, София Коппола
Про что. Трагикомедия про двух американцев, встретившихся и затерявшихся в чужом-диковинном ночном Токио. Ему - под пятьдесят, ей - едва за двадцать. Оба одиноки, переживают внутренние кризисы и быстро становятся необходимы друг другу.
Плюсы. Герои словно бы выпали из мира реального и оказались в ситуации безвременья, что для их внутренних кризисов очень кстати. Сквозь юмор фильма пробивается печаль. Ведь ясно, что этим двоим скоро возвращаться в обыденность, в Америку, домой. София Коппола сделала один из самых обаятельных фильмов последних лет, построенный на полутонах и приятной недосказанности. "Девственницы-самоубийцы" (дебют Копполы-младшей) плюс "Трудности перевода": в кинорежиссуре появилась новая сильная фигура.
Общественная реакция. По количеству номинаций на "Золотые глобусы" (пять) фильм делит второе-третье места с "Таинственной рекой" Клинта Иствуда, уступая только "Холодной горе" Энтони Мингеллы (восемь).

5. "Ной - белая ворона"
Исландия, Дагур Кари
Про что. Про скуку провинциальной жизни, во всех смыслах уморительную (и потому, что безумно смешная, и потому, что от нее дуба дать можно).
Плюсы. Исландия, где даже обои и торшеры в домах - как в СССР, явно ощущает себя обочиной Европы, что порождает специфическую рефлексию тамошних режиссеров. Эта рефлексия им явно на пользу: в маленькой стране, где фильмов раз-два и обчелся, работают уже три знаменитости: Фридрик Тор Фридрикссон, Бальтазар Кормакур и вот, пожалуйста, Дагур Кари. Главное желание исландца - убежать в большой мир. В "Ное" носителем желания является аутсайдер маленького городка - парень лет 17-ти, совершающий забавные и странные поступки, считающийся "деревенским дурачком", но отнюдь не дурак. Редкий фильм, хорошее послевкусие по окончании которого гарантировано дня на три, даже несмотря на смерти под занавес (финал ударный, нежданно-негаданный). Сценарий, кстати, один из самых остроумных за последние годы.
Общественная реакция. На модном большом фестивале в Роттердаме именно "Ноя" зрители признали фильмом № 1.

4. "Властелин колец: две крепости"
США - Новая Зеландия, Питер Джексон

Про что. Про решающие предпоследние битвы Добра со Злом.
Плюсы. При всем скепсисе отдельных зрителей старшего возраста многочасовую экранизацию романа Толкиена нельзя не признать, во-первых, явлением уникальным (более грандиозного зрелища кинематограф еще не порождал), а во-вторых, фактом искусства. Мегабюджетный проект не угробил индивидуальность Питера Джексона - ирониста и конструктора монстров (см. его "Живую мертвечину", "Небесные создания" и "Забытые негативы").
Общественная реакция. Самый коммерчески успешный проект в истории кинематографа (а "Властелин" по сумме игр уже сейчас побил достижения "Титаника": на этой неделе его сборы в мировом прокате превысят $2 млрд) пока не оценен "оскаровскими" академиками. У него шесть статуэток, но второстепенных. Вместе с тем на главном киноманском сайте imdb.com "Две крепости" занимают 4-е место в списке лучших фильмов всех времен, а первая серия "Братство кольца" - 8-е.

3. "Убить Билла. Фильм 1"
США, Квентин Тарантино
Про что. Об экс-киллерше, чью свадьбу расстреляли бывшие коллеги по отряду убийц "Смертоносные гадюки". Четыре года провалявшись в коме, она приходит в себя и отправляется мстить. В результате только в первой части "Билла" людей гибнет столько, сколько в кино еще не бывало. Орудие мести - самурайский меч.
Плюсы. Конечно, это не столь революционный фильм, как "Криминальное чтиво". И все-таки "Убить Билла" - энциклопедия обожаемых Тарантино боевых киножанров и его любимой киномузыки - не может не восхитить синефила. Главное достоинство фильма - даже не филигранные постановки боев. Не отважная актерская работа Умы Тёрмен. Не нарушения идеологических правил, которые в кино приятны всегда. Главное достоинство: любовная выверенность каждого кадра. Радость делать фильм по-прежнему выгодно отличает Тарантино от подавляющего большинства т.н. Серьезных Режиссеров, относящихся к своей профессии как к муке.
Общественная реакция. Диапазон от восторгов ("лучший фильм десятилетия!") до равнодушия.

2. "Затойчи"
Япония, Такеси Китано
Про что. Про слепого самурая по имени Затойчи, виртуоза популярного в этом сезоне самурайского меча, который сражается с закрытыми глазами и способен одновременно биться хоть с десятью противниками. Этот Затойчи был героем многочисленных кино- и телесериалов. Теперь его изобразил самый модный в мире японский актер/режиссер Такеси Китано, неожиданно перекрасившийся для роли в блондина.
Плюсы. "Затойчи" никакой не самурайский боевик (как о том говорят). Китано сделал картину про свою обожаемую якудзу, просто поместил действие в воображаемый XIX век. Такой, каким он представляется массовой культуре. Если понимать "Затойчи" как фильм про якудзу, то это наводит на концептуальную мысль: корни якудзы - в жесткой иерархии самурайских организаций. Кроме того, Китано явно делал еще и вестерн. "Телохранитель" и "Семь самураев" Куросавы стали основой таких легендарных вестернов, как "За пригоршню долларов" и "Великолепная семерка". "Затойчи" же - фильм про самураев, который отталкивается от чего-то типа "Пригоршни долларов". Это Куросава, пропущенный через западную культуру и перенесенный обратно на японскую почву. Добавим, что "Затойчи" - это Китано в кубе: тут все очень кроваво, очень балетно и невероятно смешно. От комических вставок и обаяния Китано-актера, которое не исчезает даже при закрытых глазах, публика непрерывно гогочет.
Общественная реакция. "Серебряный лев" за режиссуру в Венеции плюс масса других наград, в том числе - что особенно важно - главный Приз зрительских симпатий на крупнейшем североамериканском фестивале в Торонто. Обладатели этого приза обычно удостаиваются потом и "Оскаров", но японский "оскаровский" комитет предпочел выдвинуть "Сумрачного самурая" (см. в нашем топ-листе позицию № 9).

1. "Догвилль"
Дания, Ларс фон Триер
Про что. Первый фильм очередной (после "европейской" и "женской") трилогии фон Триера - "американской". Странная девушка, которую сыграла Николь Кидман, в условные 1930-е прячется от мафии и полиции в городке Догвилль. Добрейшие на первый взгляд жители соглашаются ее приютить. Но когда в полицейских объявлениях по ее поводу слово missing (пропала) меняется на wanted (разыскивается преступница), горожане, оправдывая себя тем, что скрывать преступницу рискованно, превращают ее в рабыню: что на плантациях, что в сексе. Финал у фон Триера по традиции таков, что переворачивает ситуацию с ног на голову.
Плюсы. Фон Триер отказался от норм придуманного им сверхреалистического манифеста "Догма-95" и вновь изобрел новый стиль: смесь театра и кино. Городок Догвилль замкнут в павильоне-ангаре и почти целиком нарисован мелом. Дома без стен, вероятно, являются символом американской демократической честности и людской прозрачности, которые на деле окажутся ложными. Считается, что это самый антиамериканский фильм в истории кино. На самом-то деле фильм не столько антиамериканский, сколько человекоскептический (это самое мягкое из определений). Судя по всему, следующая часть трилогии, где будет действовать та же героиня (только сыграет ее уже не Кидман), окажется такой же.
Общественная реакция. Восторг киноманов и сдержанность киносообщества, которое успехи фон Триера начали раздражать. Вопреки ожиданиям, фильм остался без призов Канна, а в споре за евро-"оскары" уступил гораздо более простенькой немецкой политсатире "Гуд бай, Ленин!"

А на ваш взгляд, какая должна быть 10 лучших фильмов 2003 г. ?
Ech_Aleks
да уж... Догвиль, Убить Билла, Башни, Герой...
Ech_Aleks
не имея возможности посмотреть хотя бы 20 фильмов текущего года на большом экране (а из тех которые шли в новосибирске не хотелось смотреть даже 10) - разве можно назвать 10 лучших. нечестно. потом поймем, по прошествии времени.
Ech_Aleks
Ну, вот уж "Героя" я бы точно из этого списка выкинула... И где мой нежно любимый "Бумер"? Или в этот список только номинанты на западные премии попадают?
devon rex
А я с "Героем" согласен. Очень красиво снят. Жаль, что далеко не все фильмы из списка видеть довелось. А из отечественных мне "Кукушка" понравилась. Вот только год выпуска не помню. Может, и 2002й.
Что касается "Бумера"... молчу-молчу-молчу:улыб:
Синицын
угу. кукушка позапрошлого (2002) года.
yanch
Между прочим, "Герой" тоже.

Hero
2002 - China / Hong Kong - 93 min. - Feature, Color
AKA Ying Hung (Cantonese title)
Ying Xiong (Mandarin title)
devon rex
да ладно, что "Бумер", если уж "Убить Билла" в этот список включили :)))
что Бумер, что Билл - достойны друг - друга:улыб:
lifffe
искренне не понимаю, если честно, но... хотя...
на правах "ИМХИ" только...
но все - равно :-/
Синицын
"Герой" - отличное кино. И как снят, конечно, и сама идея - все эти три сюжета с вариациями на тему свободы выбора. Элегантно.
gameover
Если перенести сюжет "Героя" в нашу историческую действительность, то это выглядело бы так.

Чтобы убить товарища Сталина герой картины ликвидирует троцкистско-зиновьевских террористов и белогвардейских агентов. И допущен для награждения лично к Иосифу Виссарионовичу! А дольше можно копировать все сюжетные ходы. Фильм то об этом!!! ТО есть император, хоть и тиран, но объединив Китай, он умиротворил его, и тем самым принёс благо...

Фильм несколько декоративен, чувствуется а-ля Чина, но лично я посмотрел его с удовольствием

:улыб:
Spirit
Не перенесется нифига. Менталитет не тот.
gameover
Всё можно перенести. То есть, я же не предлагаю это делать, как серьёзную драму. Именно стилизация под сталинский кинематограф с учётом шаблонов нынешнего восприятия той реальности.

В общем то "Герой" и есть такая стилизация. Фильм снят для запада несколько западизированными китайцами, представляюшими, что будет интересно западному зрителю. С учётом шаблонных представлений о Китае.

В общем - неплохо получилось.

Так, что и у нас можно было бы снять стилизацию с элементами стеба...
Spirit
На последнего
Купил и просмотрел по видику еще один фильм из списка "Сумрачный самурай" Япония, Ёдзи Ямада . Великолепный фильм, хорошо снятый, отличная игра актеров и Япония в нем - настоящая Япония середины 19 века ;). Не зря он списке 10 :live:.
Ech_Aleks
а разве "Затоичи" уже был в прокате в Н-ске??
может кто видел его в продаже?
я его уже пол года дождаться не могу!
Ech_Aleks
Убить Била??? Это случайно не "Позорная десятка"?? Тогда почему не на первом месте:хехе::спок:?
Настенька
Кажется нет, да и на лотках "Затоичи" ни в виде касет, ни DVD тоже пока не появлялся. Ведь это заметка из "Известия", ведь фильмы из Москвы до Новосибирска иногда идут очень долго :ухмылка:
Сибиряк
Это было мнение журналиста "Известия", каждый может с ним не соглашаться. Хотя большинство фильмом действительно стоящие ;). Убедился в этом посмотрев на видео еще один фильм из списка "Трудности перевода". Достойный фильм, пусть несколько и затянутый.
Ech_Aleks
На последнего.
По прежнему продолжаю идти по десятке фильмов ;). Дошла очередь до "Затойчи" Такеси Китано (или правильней Такеши :а\?:). Наконец он появился на ДКЧ. Фильм супер! На мой взгляд, он не зря попал в десятку. Каждая из историй заставляет задуматься. Даже обилие крови не делает этот фильм жестоким, хотя и любителям постановочных боев на мечах есть на что посмотреть ;).
Ech_Aleks
"Затоичи" вообще фильм в себе. Тому, кто его оценит правильно - мой истинный респект. А с его появлением в продаже вообще прикол был. Это же римейк на самом деле. Так вот. Одни пираты не разобрались и напечатали огромную партию ДВД с Китано на обложке. А внутри у них оказался оригинал 10-летней давности. Народ брал, а потом прибегал ругаться, типа, чо за байда, где Китано? Обложка у такого диска была лилового цвета. если что...
PN
одна поправка - это не ремейк, это новая история от которой остался только главный герой :миг:а изначально это японский сериал был
yanch
Ну ладно-ладно, не ремейк... Ремикс, вот...:улыб: