Н-ские потребители набрали кредитов на 8 миллиардо
1189
1
AA
…мой пиар-менеджер, Карл Маркс.
http://newsib.cis.ru/2004/design/2004_45/econm_5.htm
Новосибирские потребители набрали кредитов на 8 миллиардов рублей
Потребление на опережение
ОЦЕНИВАЯ развитие рынка потребительского кредитования в Новосибирской области за последние девять месяцев, ГУ ЦБ в своем отчете употребило термин «опережающие темпы роста». Темпы действительно опережающие — с начала года задолженность по кредитам, выданным физическим лицам, возросла на 3,5 миллиарда рублей, что составило 77 процентов роста. В принципе, с тех пор как года три назад население начало понимать выгоды покупок способом «утром стулья — вечером деньги», портфели потребительских кредитов банков вырастают ежегодно чуть ли не в два раза.
На развитие потребительского кредитования, как отмечают в ГУ ЦБ, не повлиял даже летний банковский кризис. «Работу по выдаче кредитов населению банки не прекращали и в июле. Задолженность по потребительским кредитам в этот период возросла на 647 миллионов рублей, или на 9 процентов» — говорится в отчете банковского регулятора. Однако нестабильность на рынке межбанковского кредитования, безусловно, повлияла на кредитование потребительское. «В июле мы не прекращали выдавать потребительские кредиты, — рассказала специалист отдела продаж банка «Сибирское О.В.К.» Оксана Пирожкова. — Но мы на время сократили максимальную сумму кредита со 150 до 30 тысяч рублей». Впрочем, как только треволнения, связанные с так называемым «кризисом, которого не было», улеглись, банки вновь активизировались в этом секторе, и рынок потребительских кредитов снова начал расти.
Как считают операторы рынка, тенденция ежегодного двукратного роста сохранится еще в течение двух-трех лет. «В ближайшие годы, — рассказала «Новой Сибири» замдиректора департамента розничного кредитования населения ОАО «Сибакадембанк» Татьяна Белозерцева, — услуги потребительского кредитования будут активно развиваться в связи с определенной нехваткой у населения свободных денежных средств для единовременных покупок. На данный момент рынок потребительского кредитования в Новосибирске огромен, но еще далеко не насыщен. Между тем в секторе потребительского кредитования уже наблюдается конкуренция между банками».
Сейчас на новосибирском рынке потребительского кредитования работает большая часть как местных, так и филиалов московских банков. Среди них несомненными лидерами, по мнению экспертов, являются пришедший в Новосибирск в прошлом году филиал банка «Home Credit», «Русский стандарт», «Сибирское О.В.К.», «Сибакадембанк» и, конечно, пионер этого рынка — Сбербанк.
Последний еще на заре формирования у российских потребителей западного образа «жизни в кредит» уже выдавал займы на приобретение различных товаров. При этом формулировка цели кредитования выглядела, да и сейчас выглядит, как «кредит на неотложные нужды». Условия получения таких займов достаточно сложны: сроки рассмотрения заявок составляют не менее 3—5 дней, требуется немалое количество документов, подтверждающих кредитоспособность клиента, а также как минимум двое поручителей. Но это, пожалуй, компенсируется тем, что Сбербанк выдает крупные суммы на долгие сроки и не спрашивает, на что нужны деньги: на пылесос, ремонт квартиры, образование или лечение. В то же время другие операторы рынка, как правило, предлагают связанное кредитование, то есть кредиты на покупку товаров в компаниях, с которыми у банка существуют договорные отношения.
Тем не менее коммерческие банки вполне успешно конкурируют со Сбербанком, да и между собой, в секторе потребкредитования. Факторами конкурентной борьбы, во-первых, становится величина ставки процента. Если три года назад немногочисленные банки, которые уже начали выходить в ритейл, давали кредиты под 50 процентов годовых, то уже в 2003 году, по данным Центробанка, ставка была в среднем 30,9 процента. А в отчете ГУ ЦБ за девять месяцев текущего года эта цифра составляет уже 26,8 процента. Конечно, если сравнивать со стоимостью займа для юридических лиц, разница налицо — более десяти процентов. Однако, как объясняют сами банкиры, она обусловлена разной себестоимостью таких сделок. А именно, операционные затраты на выдачу кредита крупной компании и кредита гражданину на покупку монитора, по их словам, «сопоставимы».
Между тем сейчас наметилась четкая тенденция снижения процентных ставок по потребительским кредитам. В частности, банки добиваются этого за счет того, что перекладывают часть операционных затрат на плечи магазинов-партнеров. Например, предлагают заниматься оформлением кредитных заявок персоналу того или иного магазина, вместо того чтобы создавать там рабочее место для своего кредитного комиссара. «У нас около 200 магазинов-партнеров, — говорит Оксана Пирожкова. — Из них только в шестидесяти банк создавал удаленные рабочие места».
Наряду с понижением процентной ставки факторами конкурентной борьбы становятся простота оформления и скорость предоставления кредита. В большинстве случаев, когда речь идет о небольших заимствованиях, как то на приобретение бытовой техники, компьютера или пластикового окна, вопрос предоставления кредита решается весьма оперативно. Но на этом этапе возникает проблема удержания баланса между желанием банка предоставить клиенту ссуду оперативно и без лишней волокиты — и необходимостью адекватно оценить кредитоспособность клиента. В принципе, как утверждают банкиры, россияне показывают себя достаточно добросовестными заемщиками: просрочивает оплату кредитов не более 1 процента клиентов. В то время как в мировой практике в процентную ставку обычно закладываются риски в 3 процента невозврата кредитов. Такую разницу банкиры объясняют менталитетом российских граждан: «Кредит — это плохо. Поэтому его надо скорее гасить».
Впрочем, случаев, когда кредит попросту не возвращают, тоже достаточно. Как рассказали «Новой Сибири» в одном из новосибирских банков, у них каждая двадцатая сделка дефолтная. Бороться с этим можно двумя способами. Во-первых, более тщательно изучать платежеспособность соискателя кредита. Для этого банки начали внедрять у себя так называемые системы скоринга, которые представляют из себя достаточно сложный алгоритм анализа статистических данных о будущем клиенте: возраста, семейного положения, размера «белой» и «черной» зарплаты, количества иждивенцев, стажа работы и пр. Балльная оценка и сопоставление различных критериев в итоге дают представление о том, будут ли проблемы у этого человека с возвратом ссуды.
Однако скоринговые системы, которые сейчас эксплуатируются во всем мире, по мнению экспертов, мало подходят для России. Поэтому российские банки сейчас начали создание собственных: разрабатывают анкетные формы, выдают кредиты и уже на основе собранной информации о заемщиках и о дефолтных кредитах создают скоринговую модель. Но на создание более или менее адекватной системы оценки российского заемщика может уйти несколько лет.
Второй путь защиты от кредитных рисков — создание общего для банковской системы кредитного бюро, где бы аккумулировалась информация обо всех кредитных историях. «Во всем мире существует отработанная практика, — говорит Татьяна Белозерцева из «Сибакадембанка», — когда каждый заемщик формирует собственную кредитную историю. Все эти истории собраны в кредитных бюро. Мы тоже очень скоро придем к необходимости работать с помощью кредитных агентств. Пока же приходится снижать риски за счет диверсификации кредитного портфеля».
Между тем, в Новосибирске уже появилось первое кредитное бюро. Эта организация, которую основали 23 банка и банковских филиала в форме некоммерческого партнерства, действует сейчас согласно проекту закона «О кредитных историях», рассматриваемому Государственной Думой. Так что пока законодательной базы под ее работой нет. Тем не менее «Кредитное бюро» уже начало сбор информации о гражданах с негативной кредитной историей, которая впоследствии будет предоставляться банкам по запросу. В идеале, после вступления в силу закона «Кредитное бюро» станет хранилищем информации обо всех заемщиках, в том числе и о добросовестных.
Но возвращаясь к конкуренции между банками. Как признают банкиры, в этом сегменте рынка она не всегда бывает добросовестной. Речь идет об использовании не очень честных маркетинговых технологий, особенно такой, как нераскрытие эффективной ставки кредита. В частности, некоторые магазины, предлагая покупателям кредит на товары, внушают им, что стоимость кредита ничтожна — ноль, а то и минус 1-2 процента. Очевидно, что бесплатных ресурсов не бывает — и любой банкир должен зарабатывать на хлеб себе и акционерам. Но как показывает практика, очевидно это не для всех. Немало людей, которым «на берегу» предлагали бесплатный заем, после подписания документов обнаруживали, что им необходимо еще оплатить страховку, отдать банку комиссию за рассмотрение кредитной заявки, заплатить за открытие ссудного счета и за его обслуживание. Кто-то натыкался даже на такие комиссии, как за срочность рассмотрения заявки и за досрочное погашение счета или его части. «Да, действительно, — говорит Оксана Пирожкова, — на рынке существует ряд игроков, которые, используя психологические эффекты, делают для клиента незаметным на первом этапе реальный размер ставки кредитования. Они в открытую дают неправомерную информацию и идут на все ради конкуренции».
За рубежом такой практики фактически не существует, поскольку к таким кредиторам применяются достаточно жесткие санкции, прописанные законодательно. У нас это законодательно не регулируется. Соответствующие нормы права сейчас находятся на стадии подготовки. Ожидается, что новый закон вступит в силу не раньше 2005 года.
Впрочем, некоторые аналитики полагают, что разрабатываемый закон не сможет в полной мере решить проблему не совсем честного отношения кредитора к заемщику — здесь нужно менять и законодательство о рекламе. Ну а потребителям пока остается просто вспоминать народную мудрость о реальном местонахождении бесплатного сыра.
Ирина ЗВЕРЕВА, «Новая Сибирь»
Фото Павла КОМАРОВА
В номере | Назад | Главная страница
Новосибирские потребители набрали кредитов на 8 миллиардов рублей
Потребление на опережение
ОЦЕНИВАЯ развитие рынка потребительского кредитования в Новосибирской области за последние девять месяцев, ГУ ЦБ в своем отчете употребило термин «опережающие темпы роста». Темпы действительно опережающие — с начала года задолженность по кредитам, выданным физическим лицам, возросла на 3,5 миллиарда рублей, что составило 77 процентов роста. В принципе, с тех пор как года три назад население начало понимать выгоды покупок способом «утром стулья — вечером деньги», портфели потребительских кредитов банков вырастают ежегодно чуть ли не в два раза.
На развитие потребительского кредитования, как отмечают в ГУ ЦБ, не повлиял даже летний банковский кризис. «Работу по выдаче кредитов населению банки не прекращали и в июле. Задолженность по потребительским кредитам в этот период возросла на 647 миллионов рублей, или на 9 процентов» — говорится в отчете банковского регулятора. Однако нестабильность на рынке межбанковского кредитования, безусловно, повлияла на кредитование потребительское. «В июле мы не прекращали выдавать потребительские кредиты, — рассказала специалист отдела продаж банка «Сибирское О.В.К.» Оксана Пирожкова. — Но мы на время сократили максимальную сумму кредита со 150 до 30 тысяч рублей». Впрочем, как только треволнения, связанные с так называемым «кризисом, которого не было», улеглись, банки вновь активизировались в этом секторе, и рынок потребительских кредитов снова начал расти.
Как считают операторы рынка, тенденция ежегодного двукратного роста сохранится еще в течение двух-трех лет. «В ближайшие годы, — рассказала «Новой Сибири» замдиректора департамента розничного кредитования населения ОАО «Сибакадембанк» Татьяна Белозерцева, — услуги потребительского кредитования будут активно развиваться в связи с определенной нехваткой у населения свободных денежных средств для единовременных покупок. На данный момент рынок потребительского кредитования в Новосибирске огромен, но еще далеко не насыщен. Между тем в секторе потребительского кредитования уже наблюдается конкуренция между банками».
Сейчас на новосибирском рынке потребительского кредитования работает большая часть как местных, так и филиалов московских банков. Среди них несомненными лидерами, по мнению экспертов, являются пришедший в Новосибирск в прошлом году филиал банка «Home Credit», «Русский стандарт», «Сибирское О.В.К.», «Сибакадембанк» и, конечно, пионер этого рынка — Сбербанк.
Последний еще на заре формирования у российских потребителей западного образа «жизни в кредит» уже выдавал займы на приобретение различных товаров. При этом формулировка цели кредитования выглядела, да и сейчас выглядит, как «кредит на неотложные нужды». Условия получения таких займов достаточно сложны: сроки рассмотрения заявок составляют не менее 3—5 дней, требуется немалое количество документов, подтверждающих кредитоспособность клиента, а также как минимум двое поручителей. Но это, пожалуй, компенсируется тем, что Сбербанк выдает крупные суммы на долгие сроки и не спрашивает, на что нужны деньги: на пылесос, ремонт квартиры, образование или лечение. В то же время другие операторы рынка, как правило, предлагают связанное кредитование, то есть кредиты на покупку товаров в компаниях, с которыми у банка существуют договорные отношения.
Тем не менее коммерческие банки вполне успешно конкурируют со Сбербанком, да и между собой, в секторе потребкредитования. Факторами конкурентной борьбы, во-первых, становится величина ставки процента. Если три года назад немногочисленные банки, которые уже начали выходить в ритейл, давали кредиты под 50 процентов годовых, то уже в 2003 году, по данным Центробанка, ставка была в среднем 30,9 процента. А в отчете ГУ ЦБ за девять месяцев текущего года эта цифра составляет уже 26,8 процента. Конечно, если сравнивать со стоимостью займа для юридических лиц, разница налицо — более десяти процентов. Однако, как объясняют сами банкиры, она обусловлена разной себестоимостью таких сделок. А именно, операционные затраты на выдачу кредита крупной компании и кредита гражданину на покупку монитора, по их словам, «сопоставимы».
Между тем сейчас наметилась четкая тенденция снижения процентных ставок по потребительским кредитам. В частности, банки добиваются этого за счет того, что перекладывают часть операционных затрат на плечи магазинов-партнеров. Например, предлагают заниматься оформлением кредитных заявок персоналу того или иного магазина, вместо того чтобы создавать там рабочее место для своего кредитного комиссара. «У нас около 200 магазинов-партнеров, — говорит Оксана Пирожкова. — Из них только в шестидесяти банк создавал удаленные рабочие места».
Наряду с понижением процентной ставки факторами конкурентной борьбы становятся простота оформления и скорость предоставления кредита. В большинстве случаев, когда речь идет о небольших заимствованиях, как то на приобретение бытовой техники, компьютера или пластикового окна, вопрос предоставления кредита решается весьма оперативно. Но на этом этапе возникает проблема удержания баланса между желанием банка предоставить клиенту ссуду оперативно и без лишней волокиты — и необходимостью адекватно оценить кредитоспособность клиента. В принципе, как утверждают банкиры, россияне показывают себя достаточно добросовестными заемщиками: просрочивает оплату кредитов не более 1 процента клиентов. В то время как в мировой практике в процентную ставку обычно закладываются риски в 3 процента невозврата кредитов. Такую разницу банкиры объясняют менталитетом российских граждан: «Кредит — это плохо. Поэтому его надо скорее гасить».
Впрочем, случаев, когда кредит попросту не возвращают, тоже достаточно. Как рассказали «Новой Сибири» в одном из новосибирских банков, у них каждая двадцатая сделка дефолтная. Бороться с этим можно двумя способами. Во-первых, более тщательно изучать платежеспособность соискателя кредита. Для этого банки начали внедрять у себя так называемые системы скоринга, которые представляют из себя достаточно сложный алгоритм анализа статистических данных о будущем клиенте: возраста, семейного положения, размера «белой» и «черной» зарплаты, количества иждивенцев, стажа работы и пр. Балльная оценка и сопоставление различных критериев в итоге дают представление о том, будут ли проблемы у этого человека с возвратом ссуды.
Однако скоринговые системы, которые сейчас эксплуатируются во всем мире, по мнению экспертов, мало подходят для России. Поэтому российские банки сейчас начали создание собственных: разрабатывают анкетные формы, выдают кредиты и уже на основе собранной информации о заемщиках и о дефолтных кредитах создают скоринговую модель. Но на создание более или менее адекватной системы оценки российского заемщика может уйти несколько лет.
Второй путь защиты от кредитных рисков — создание общего для банковской системы кредитного бюро, где бы аккумулировалась информация обо всех кредитных историях. «Во всем мире существует отработанная практика, — говорит Татьяна Белозерцева из «Сибакадембанка», — когда каждый заемщик формирует собственную кредитную историю. Все эти истории собраны в кредитных бюро. Мы тоже очень скоро придем к необходимости работать с помощью кредитных агентств. Пока же приходится снижать риски за счет диверсификации кредитного портфеля».
Между тем, в Новосибирске уже появилось первое кредитное бюро. Эта организация, которую основали 23 банка и банковских филиала в форме некоммерческого партнерства, действует сейчас согласно проекту закона «О кредитных историях», рассматриваемому Государственной Думой. Так что пока законодательной базы под ее работой нет. Тем не менее «Кредитное бюро» уже начало сбор информации о гражданах с негативной кредитной историей, которая впоследствии будет предоставляться банкам по запросу. В идеале, после вступления в силу закона «Кредитное бюро» станет хранилищем информации обо всех заемщиках, в том числе и о добросовестных.
Но возвращаясь к конкуренции между банками. Как признают банкиры, в этом сегменте рынка она не всегда бывает добросовестной. Речь идет об использовании не очень честных маркетинговых технологий, особенно такой, как нераскрытие эффективной ставки кредита. В частности, некоторые магазины, предлагая покупателям кредит на товары, внушают им, что стоимость кредита ничтожна — ноль, а то и минус 1-2 процента. Очевидно, что бесплатных ресурсов не бывает — и любой банкир должен зарабатывать на хлеб себе и акционерам. Но как показывает практика, очевидно это не для всех. Немало людей, которым «на берегу» предлагали бесплатный заем, после подписания документов обнаруживали, что им необходимо еще оплатить страховку, отдать банку комиссию за рассмотрение кредитной заявки, заплатить за открытие ссудного счета и за его обслуживание. Кто-то натыкался даже на такие комиссии, как за срочность рассмотрения заявки и за досрочное погашение счета или его части. «Да, действительно, — говорит Оксана Пирожкова, — на рынке существует ряд игроков, которые, используя психологические эффекты, делают для клиента незаметным на первом этапе реальный размер ставки кредитования. Они в открытую дают неправомерную информацию и идут на все ради конкуренции».
За рубежом такой практики фактически не существует, поскольку к таким кредиторам применяются достаточно жесткие санкции, прописанные законодательно. У нас это законодательно не регулируется. Соответствующие нормы права сейчас находятся на стадии подготовки. Ожидается, что новый закон вступит в силу не раньше 2005 года.
Впрочем, некоторые аналитики полагают, что разрабатываемый закон не сможет в полной мере решить проблему не совсем честного отношения кредитора к заемщику — здесь нужно менять и законодательство о рекламе. Ну а потребителям пока остается просто вспоминать народную мудрость о реальном местонахождении бесплатного сыра.
Ирина ЗВЕРЕВА, «Новая Сибирь»
Фото Павла КОМАРОВА
В номере | Назад | Главная страница
Но возвращаясь к конкуренции между банками. Как признают банкиры, в этом сегменте рынка она не всегда бывает добросовестной. Речь идет об использовании не очень честных маркетинговых технологий, особенно такой, как нераскрытие эффективной ставки кредита. В частности, некоторые магазины, предлагая покупателям кредит на товары, внушают им, что стоимость кредита ничтожна — ноль, а то и минус 1-2 процента. Очевидно, что бесплатных ресурсов не бывает — и любой банкир должен зарабатывать на хлеб себе и акционерам. Но как показывает практика, очевидно это не для всех. Немало людей, которым «на берегу» предлагали бесплатный заем, после подписания документов обнаруживали, что им необходимо еще оплатить страховку, отдать банку комиссию за рассмотрение кредитной заявки, заплатить за открытие ссудного счета и за его обслуживание. Кто-то натыкался даже на такие комиссии, как за срочность рассмотрения заявки и за досрочное погашение счета или его части. «Да, действительно, — говорит Оксана Пирожкова, — на рынке существует ряд игроков, которые, используя психологические эффекты, делают для клиента незаметным на первом этапе реальный размер ставки кредитования. Они в открытую дают неправомерную информацию и идут на все ради конкуренции».Да вся реклама потребительских кредитов страдает подобным видом обмана. Причем часто людям еще и не докажешь, что эффективная ставка оп потребительским кредитам, выдаваемым на покупку в магазине, не бывает ниже 27% сейчас - не верят! Сбер берет 19% за кредит на неотложные нужды плюс 3% разовый плптеж за ведение ссудного счета. Итого более 22% (т.к. кредит обычно на год и берут). Но по времени и бумагам - это прилично получается. А для потребительских кредитов, выдаваемых на конкретную покупку, процент ниже и не может быть - за оперативность надо платить.
За рубежом такой практики фактически не существует, поскольку к таким кредиторам применяются достаточно жесткие санкции, прописанные законодательно. У нас это законодательно не регулируется. Соответствующие нормы права сейчас находятся на стадии подготовки. Ожидается, что новый закон вступит в силу не раньше 2005 года.
ТОП 5
1
4