Русские – УКРОТИТЕЛИ ОГНЯ
13724
52
В своих размышлениях о наших национальных особенностях давно задумывался о том, какие стихийные бедствия формировали русский характер. Пришёл к мысли, что в первую очередь это – пожары, огонь. Русские выживали в холодном климате, и не только выживали, но вполне на высоком культурном уровне жили (в банях каждую неделю мылись) за счёт леса, деревьев, древесины. Жили в деревянных домах, топили дровами. Понятно, что это более гигиенично, чем жить к примеру в юртах из шерсти или чумах из шкур животных. Это, если сравнить нас а азиатами, а если сравнить нас с Европой, то во-первых, каменные и кирпичные дома хуже держат тепло, и во-вторых, не так много камня на территории Русской равнины (если с Европой сравнивать), хорошо, что на строительство печей хватало.
Так что люди жили в чистоте и сравнительном комфорте, но плата за это была – пожары, которые неизбежно случались в русских селеньях.
И, пожалуй, крайней редкостью были на Руси случаи, чтобы человек прожил жизнь, не увидев ни одного пожара, не поучаствовав в его тушении.

Можно сказать, что мы, русские – потомственные пожарники.

Можно сказать и более пафосно: потомственные укротители огня. И не случайно, я думаю, именно русская ракета впервые подняла человека на орбиту, и этот человек не случайно – русский.

Вернусь к пожарникам. В 1990-х, когда в стране был полный бардак, я слышал, что наши пожарники в мире считались самыми лучшими. И я этому легко верю.

Известный тезис:
«Россия – жандарм Европы»
Воспринимается мной последнее время несколько по-новому. Во-первых: само по себе слово «жандарм» вовсе не обязательно наполнять отрицательным смыслом, а во-вторых, более верен тезис:
«Россия – жандарм и ПОЖАРНИК Европы»

И видимо не случайно министром обороны у нас стал тот самый С.К.Шойгу, который был главным пожарником в пресловутые 90-е?
барнаулец
угу хрен бы вы чего укрощали если бы не титан и царь скифов Прометей
Alippa
Если взять за рабочую гипотезу миф о Прометее, то надо сказать, что без Прометеева наследия люди бы вообще на Русской равнине не выжили.

Кстати о скифах, кто-нибудь может сказать, мы – их потомки, или нет?
Данные генной науки что-нибудь пролили на этот вопрос?
барнаулец
а про самогон почему ничего не сказано ?
Badger211
Кстати, давно уже обратил внимание, что только 2 народа имеют (имели и сохранили) банную традицию: русские и финны. Только у этих двух народов у каждой семьи была своя баня.
Объяснение этому у меня было слабоватым: природные условия, изобилие дров. Самого меня это объяснение не очень-то удовлетворяло.
барнаулец
Дв, наверное всё-таки недостаточно изучена роль освоения и эксплуатации огня.

Я тоже перу строк на эту тему черкнул.

http://bokhonov.livejournal.com/37568.html

Из стратегических направлений есть два лути - аква-культуры (Дальний Восток) - это рис, и культура огня - белый европец, ведущий свои технологии в частности от подсечно-огневого земледелия.

Сохранились даже огнепоклонники. Вот недаром же зажигают по старинным ритуалам - олимпийский огонь.
барнаулец
концептуально мыслишь, чувак!

респект
барнаулец
Кстати, давно уже обратил внимание, что только 2 народа имеют (имели и сохранили) банную традицию: русские и финны.
т.е. остальных северян Европы мы вычеркиваем, а также турок с их хаммами и япошек с сэнто
Alippa
Барнаулец наверное имел в виду - сухой пар.

Баня - соединений стихий огня и воды.
Но они разнятся - инициативой, так сказать.

Северные бани - приоритет огня.
Восточные - приоритет воды.
Турецкие - переходный тип.

:улыб:
Spirit
а у славян в банях сухой пар?
тем более охлос ваапче чаше в русской печи мылся а не в бане
Alippa
У русских - сухой.

Более того, некоторые предпочитают париться - "по-чёрному", чтобы с огоньком и дымком.

Хот и "по-белому" - накаляют камни.

Я вот когда был на Украине, то - там пар сырой. Отсюда - разногласия.

:улыб:
Spirit
а как же квасом или отваром травки да на камушки?
Alippa
А финны не поддают пару что ли?
Ещё как поддают.

Без воды, как поётся в известной песне, и не туды и не сюды!
Диалектика в действии. Нигде так диалектика не прчувствуется, как в бане.
Главное, чтобы не конденсировалась вода. Это и есть инициатива огня и сухость пара.

А инградиенты...
Это уже - симфонизм! Я ыот люблю эвкалиптику немного добавить.
Некоторые сочетают разные добавки.

Но для начала - только вода и огонь, раскаляющий камни...
барнаулец
пожарники - это тек то поджигает, а пожарные - кто тушат. Вы кого именно имели в виду в первом посте?
Spirit
а я, лузер, просто сижу и нюхаю осину разогретую(((
тьХу и думаю типа финнннн)))))
надо хоть кваску хлебного на камни плескать
TDI5
Цитата из толкового словаря Ожегова:
пожарник, -а, м. (разг.). то же, что пожарный (в 3 знач.)

Но кое-какой интересный смысл в Ваших словах есть! Вспоминается смутно какой-то голливудский фильм про пожарника-пиромана, который поджогами занимался. Мне в этом персонаже видится некоторая аналогия с той ролью, которую играла наша страна после 1917-го года в мире:
Мы на горе всем буржуям мировой пожар раздуем!

Кстати, наша, так сильно проявившаяся в 20-м веке, русская привычка кидаться «спасать», не спрашивая «спасаемого», нужно ли ему это – ведь это совершенно нормальное поведение на пожаре (и в ряде других очень чрезвычайных ситуаций).
барнаулец
поэтому наши журналисты не обремененные Далями и Ожеговыми - налегают на "огнеборцы"

а еще мне нравятся топорник, брандмейстер, брандмайор... есть в дойче необходимая твердость термина

Показать спойлер
« - Это вы погнали машину, прежде, чем я успел сесть? - спросил командор грозно.
- Ей-богу... - начал Паниковский.
- Нет, нет, не отпирайтесь. Это ваши штуки. Значит, вы еще и трус к тому же? Я попал в одну компанию с вором и трусом? Хорошо! Я вас разжалую. До сих пор вы в моих глазах были брандмейстером. Отныне вы - простой топорник.
И Остап торжественно содрал с красных петличек Паниковского золотые насосы. »
Показать спойлер
Alippa
Квас надо растворять, причём существенно. Иначе будет плохое качество запаха.
Лучше - эвкалиптик добавить в водичку.
барнаулец
Насколько мне известно, пожарные очень не любят, когда их называют "пожарниками".
Alippa
«Бранд» в немецком – огонь, пожар.
Интересно, а не родственно ли немецкое слово «бранд» русскому «брань»? Вообще, в немецком языке с огнём интересно поразбираться, знаю, что есть ещё слова «фоер» и «игнис». Хотя вообще-то языка не знаю почти совсем.
Spirit
Квас надо растворять, причём существенно. Иначе будет плохое качество запаха.
Лучше - эвкалиптик добавить в водичку.
пасипки, попробую
барнаулец
Обратите внимание на свою же цитату:

1. После слова «пожарник» стоит помета разг. Это означает, что в обыденной, непринужденной речи употребление пожарник возможно и допускается, а в письменной (официальной, печатной и т. п.), нормативной речи — нет.

2. Проверять нормативность написания, произношения и употребления по толковым словарям не рекомендуется. Такие словари толкуют значение слова, и только.

Напомню, просто сообщу или предостерегу (кому что угодно): со времен Ожегова, Даля и даже Розенталя многое в русском правописании изменилось.
Varuna
Интересно, мне одному показалось, что Вы сейчас ко мне придираетесь?
В своих размышлениях о наших национальных особенностях давно задумывался о том, какие стихийные бедствия формировали русский характер. Пришёл к мысли, что в первую очередь это – пожары, огонь. Русские выживали в холодном климате, и не только выживали, но вполне на высоком культурном уровне жили (в банях каждую неделю мылись) за счёт леса, деревьев, древесины.
Слишком поверхностно :not_i: Наоборот,особенно в 17-м веке были жесточайшие запретительные нормы в отношения пользования огнем в частных дома. Воеводы предписывали когда(весной) прекращать топить и варить на огне - народ мёрз в домах и готовил в подклетях. Осведомители стучали...
Многие запретительные потенции сегодняшнего нормотворчества оттуда корнями.
С пожарами в Средневековой Руси боролись плохо - подозреваемым зачинщикам бошки хорошо секли,это было...
С банями тоже было по разному,не верьте сказочнику Медынскому. Вы количество дров хорошо представляете,чтобы холодную баню в 25 градусов мороза натопить? Дворяне,купцы,торговцы.. Крепостному не под силу.
Кузбассец
Крепостные разные были.
Да и дрова дефицитом в России не были, особенно в деревне. Кругом же - леса.
Аргумент о запретах в отношении пользования огнём как раз подтверждает существование проблемы пожаров и осознание её на высоком властном уровне.

(Если я правильно понимаю, в Европе подобных запретов не было?)

Получается, что по меньшей мере проблема пожаров остро стояла в России до 17-го века. Моё ИМХО: русский национальный характер к 17-му веку можно считать вполне сформировавшимся. Именно с этого времени началось строительство «здания» Российской Империи.
До этого – «нулевой цикл».
А национальный характер – он как арматура, заложенная в фундамент здания.
Перечитал, то что написал только что:

Национальный характер – арматура в фундаменте империи.

Диалектика, однако!
А вообще-то заинтересовало, может быть ссылочку дадите?:
Воеводы предписывали когда(весной) прекращать топить и варить на огне - народ мёрз в домах и готовил в подклетях.
Интересно, ведь этот регламент должен был быть как-то увязан с религиозными праздниками и постами и с календарём сельхозработ?
Spirit
Из стратегических направлений есть два лути - аква-культуры (Дальний Восток) - это рис, и культура огня - белый европец, ведущий свои технологии в частности от подсечно-огневого земледелия.
Как укладывается в эту классификацию тот факт, что порох изобрели китайцы?
Сохранились даже огнепоклонники. Вот недаром же зажигают по старинным ритуалам - олимпийский огонь.
У православных свечи зажигают и лампады, у католиков вроде бы тоже.
Индуисты хаваны проводят, там вообще костёр горит. Китайцы и прочие буддисты вроде бы обходятся без пламени, тлеющими палочками.

«Физическо-метафизический» смысл свечи, лампады, костра – аналогичен созданию ложной цели, которая принимает на себя удар самонаводящейся ракеты. Злые сущности (по крайней мере самые тупые из них, коих, естественно, большинство) нацеливаются не на молящегося-медитирующего человека, а на более интенсивный источник энергии – пламя, летят на пламя и сгорают, (как мотыльки).
«Физическо-метафизический» смысл благовоний, в том числе дымящей палочки – совсем другой.
барнаулец
Как укладывается в эту классификацию тот факт, что порох изобрели китайцы?
в истории очень мало достоверных фактов...
например, есть мнение, что на территорию нынешнего китая спустилась с севера достаточная продвинутая раса (не помню ее названия)... так что кто изобрел порох не ясно, ясно только где его впервые стали использовать, да и то не абсолютно ясно
Spirit
Да и дрова дефицитом в России не были, особенно в деревне. Кругом же - леса.
да и натопить баню не было проблемы, сам при -40 градусах топил: час, полтора часа от силы - и можно париться... :улыб:
А вообще-то заинтересовало, может быть ссылочку дадите?:
Алексей,ссылку лень искать,у историка Соловьёва есть,подробно. Работа называется "Россия перед эпохой преобразований"(ну или очень похоже назвывется:улыб:) В самом начале стр.10-20 примерно.
viktor_venskiy
.
например, есть мнение, что на территорию нынешнего китая спустилась с севера достаточная продвинутая раса
мнение тех кто и сейчас живет севернее)))) верю легко
у самих ханьцев как-то другие версии в ходУ
[п.9]
Почему,и в Европе наверняка запреты были, (надо посмотреть)что там,деревянных строений чтоли не было?

Вы как-то всё в кучу валите.
Нельзя говорить о национальном характере,без учёта времени формирования самой русской нации. Это судя по всему 19 век(середина),до 19 века правильнее говорить о русском архетипе сознания.
** Архетип — способ связи образов, переходящих из поколения в поколение.
И потом,Смутное Время - это начало 17-го века,тогда -то и был достигнут колоссальный прорыв в закладывании основ характера,менталитата или как там всё это можно обозвать... Смутное Время :1: 1604-1618.
viktor_venskiy
"Продвинутые" - это кто? Хунны, уйгуры, кидани?
Alippa
ну откуда на севере в те времена продвинутые мозгами - там выживать надо кроме всех напастей - тебе еще и зимы холодные

мозгами шевелить начали когда созрели условия, расслабились, обросли слугами и рабами, научились не пускать на корм тех кто шевелит мозгами лучше, а бегает не всегда быстрее, дали возможность тем солидаризириваться и забуреть кое-где не подецццки

а в холодильнике сюжет простой: титька\корешки\костер\копье\олень\женщина\враг тебе пограбили или ты пограбил\конец серии с твоим участием
Spirit
Да и дрова дефицитом в России не были, особенно в деревне. Кругом же - леса.
За дрова без позволения легко забивали на смерть. Сухой кустарник можно было брать без спроса...
Жизнь того времени от современной России мало чем отличается, не секут только. Но зато того кто сегодня хочет топить дом и баню в доволь, подводят под уголовную статью, а тот кто делянами ворует легко отделывается статьёй административного кодекса и штрафом в 4500 руб.
p.s. Беспокоиться о лесных ресурсах на государственном уровне начали ещё при Екатерине 1, это несколько послужило благом направив взор на другие энергоресурсы...
Беспокоиться о лесных ресурсах на государственном уровне начали ещё при Екатерине 1,
А можно сказать так: «Беспокоиться о лесных ресурсах на государственном уровне начали лишь при Екатерине 1»
Если сравнивать Россию с Европой, то именно так надо расставлять акценты. ИМХО.
русская привычка кидаться «спасать», не спрашивая «спасаемого», нужно ли ему это – ведь это совершенно нормальное поведение на пожаре
Это – только одна «сторона медали».
Вторая сторона – на пожаре не принято оговаривать цену, которую спасённый должен будет заплатить за спасение: своё, своих близких, своего имущества.
барнаулец
«Беспокоиться о лесных ресурсах на государственном уровне начали лишь при Екатерине 1»
Если сравнивать Россию с Европой, то именно так надо расставлять акценты. ИМХО.
Неа.. Петр-1, впервые в России учинил корпус лесничих и издал целый ряд строжайших указов, направленных против самовольных порубщиков. Особым покровительством петровских указов пользовался дуб, в древесине которого нуждалось начавшееся кораблестроение. Обособлялись, отходили в казну и под строжайшую охрану лесные дачи, называемые «корабельными» – опять же для удовлетворения государственных нужд в древесине особого качества.
Машиях
Ну и что?
Пётр-I правил не намного раньше Екатерины-I по историческим меркам, и ко времени его правления русский национальный характер уже был вполне сформирован.
Так что суть моего замечания сохраняется: в Вашем сообщении акценты следует расставить вот так:
«Петр-1, впервые в России учинил корпус лесничих и издал…»

В том, что в Европе законодательно регулировать рубку лесов начали намного раньше, чем в России, кто-нибудь сомневается?

Конечно, спасибо всем, кто выкладывает здесь исторические факты
Показать спойлер
Лучше бы, конечно, со ссылками, подобная форма вежливости сильно экономит время. Сегодня Вы выложили ссылку и тем самым сэкономили мне и ещё десятку человек несколько минут, завтра – кто-нибудь другой сэкономит Ваше время аналогичным действием.
Показать спойлер

я же проявлять собственную инициативу в деле детального углубления в историю фактов по этой теме не считаю нужным, потому что +/- полсотни лет туда-сюда нисколько не уменьшат силу моих аргументов
А вот в такие переломные этапы в истории, как Смутное Время, время надо мерить более точно, точность +/- полсотни лет явно не подходит.
Так что спасибо Вам за замечание:
...Смутное Время - это начало 17-го века,тогда -то и был достигнут колоссальный прорыв в закладывании основ характера,менталитата или как там всё это можно обозвать... Смутное Время :1: 1604-1618.
Принимаю, делаю поправку в написанном мной:
К окончанию Смутного Времени а не к 17-му веку можно считать сформировавшимся русский национальный характер.

«Россия перед эпохой преобразования» С.М.Соловьёва пока не читал, только проглядел по-быстрому, искал слово [пожар]. Пока не разобрался, к какому времени относятся упомянутые выше запреты на пользование огнём в жилищах.
барнаулец
Я вас жизни не в коем разе не учу,но раз вы замахнулись на такую тему - где определение нац.характера?
У Соловьёва относится - к 17-му,т.к "Эпоха преобразований", это время царствования Петра.

Тут скорее другой момент,постояннаая угроза пожаров(+неурожаев) сделала нас фаталистами,убавила тщательности,продуманности в труде - всё равно сгорит! Элемент покорности перед стихией огня перенёсся в общественные отношения как покорность вышестоящим и т.д и т.п..
Много чего можно написать,но пост-то ваш,вы и пишите :1:
Машиях
На самом деле всё относительно. Как говорится, каждый смотрит со своей колокольни
Машиях
раз вы замахнулись на такую тему - где определение нац.характера?
Мне сейчас достаточно моего интуитивного понимания.
Если кто-то из моих собеседников решит, что надо дать это определение, то он это сделает, а я с интересом почитаю.
Я же не диссертацию пишу! Форум для того и существует, чтобы человек мог обнародовать мысли, может быть не до конца продуманные, может быть даже ошибочные, но в данный момент представляющиеся человеку убедительными.
барнаулец
..но в данный момент представляющиеся человеку убедительными.
Глубину проработки темы ничто не отменял :1: ! Ловите. О Нац.Х.

Показать спойлер
Эмиль Дюркгейм:
"В нас есть два сознания: одно содержит только состояния, свойственные лично каждому из нас и характеризующие нас, между тем как состояния, обнимаемые вторым, общи всей группе. Первое представляет и устанавливает только нашу индивидуальную личность, второе представляет коллективный тип и, следовательно, общество, без которого он не существовал бы...
Но эти два сознания, хотя и различные, связаны друг с другом, имея для обоих себя только один-единственный субстрат. Они, следовательно, солидарны. Отсюда возникает своеобразная солидарность, которая, возникнув из сходств, связывает индивида прямо с обществом".

Это "общество внутри нас", существующее в виде однотипных для людей одной и той же культуры реакций на привычные ситуации в форме чувств и состояний, и есть наш национальный характер. Он есть часть нашей личности.
Показать спойлер
Машиях
постояннаая угроза пожаров(+неурожаев) сделала нас фаталистами,убавила тщательности,продуманности в труде - всё равно сгорит! Элемент покорности перед стихией огня перенёсся в общественные отношения как покорность вышестоящим и т.д и т.п..
Однако, поспорю: фатализм, порождённый постоянной и неизбежной угрозой пожара и «покорность перед стихией огня» это – совершенно разные вещи.
Фаталист, как Вы верно написали, как правило менее тщателен в ежедневной созидательной работе, потому что постоянно помнит, что всё это «всё равно сгорит». Но, в ситуации, когда пожар – вот он, горит, уничтожает всё, что может гореть и угрожает жизни людей, фаталист не будет «покорно» сидеть, сложа руки. Скорее даже наоборот: ведь такая (или такого уровня экстремальности) ситуация для фаталиста – редкий шанс проявить в полную силу свои способности, и этого шанса он не упустит.
Машиях
Глубину проработки темы ничто не отменял :1:
Если кто-то и отменял, то уж точно – не я:улыб:. Я – только приветствую, особенно в темах, поднятых мной!:улыб: