Учимся строит иглу из снега.
27790
72
Urmann
Да, если сугробы высокие и снег не рыхлый, наверное проще всего выкопать снежную траншею, чем-нибудь устлать дно и чем-нибудь перекрыть сверху.
Возле Барнаула в степях с подветренной стороны от лесополос как раз такие сугробы за зиму образуются.
Надо будет проделать такой эксперимент с хронометражём. А перекрытие ямы сделать из снежных кирпичей – как у иглу (самое интересное в её строительстве).
барнаулец
Вместо того, чтобы рыть траншею с последующим перекрытием, гораздо практичнее рыть сразу пещеру. Хорошие надувы, сугробы всегда можно найти в лощинах, овражках и других местах. На группу в 6 человек пещера отрывается минут за 40 - 60. Вместо обычной ножовки лучше сделать самодельную снеговую. Для этого берется лист дюраля, размером чуть больше формата А4 ( по форме и размеру примерно экран 17" монитора). На двух смежных сторонах вырубаются зубья размером размером 2 - 3 сантиметра, на оставшихся двух сторонах вырезаются продолговатые отверстия - получаются рукоятки. Технология рытья простая - один режет блоки, остальные цепочкой выносят наружу. Свод пещеры закругляют, чтобы образующаяся вода от таяния во время ночевки стекала к краям, а не капала посредине. Место для спальников немного делается выше остального пола, застилается полиэтиленом, потом что есть подручное - веревки, пустые рюкзаки, потом коврики и спальники. В хорошо вырытой пещере, при любом морозе и ветре снаружи, температуру внутри можно поднять до +5 - +10 градусов, при помощи примуса или газовой горелки.
Использовали такой метод ночевок много раз в зимних походах. Например траверс Зубьев (Кузнецкий Алатау) в марте месяце, палатку вообще не брали, в лесу ночевали в избушках, на гребне 5 ночевок в пещерах. Два похода в районе Белухи в январе-феврале, тоже палатки не брали.
Silvia
Спасибо. :live:

Дело же ещё в том, что способы есть разные, и ТЕОРЕТИЧЕСКИ мы все их знаем.

У меня интерес к этой теме по новой возродился после того, как я услышал об одном случае. Помните аномальные морозы до –50? В 2001-м году, ЕМНИП. После один человек рассказывал, что тогда где-то на трассе в Кузбассе замёрзла семья. Ещё он рассказывал, что в то время гаишникам было дано задание проезжать по трассе то ли каждые полтора часа, то ли два. И вот на одном из участков один раз гаишники не поехали. Толи завести машину не смогли, то ли поленились…

Спустя какое-то время я был в гостях у своего однокурсника и почти что одноклассника, и мы обсуждали эту тему. Что бы ты делал, если бы в мороз –50 у тебя заглохла машина вдалеке от населённых пунктов? А товарищ мой – человек цивильный. Он и попутешествовать любит на своей машине, но к примеру, мне удивительно, когда он, остановившись на берегу Катуни, берёт для чая воду, купленную в магазине в пятилитровой бутыли. С техникой он дружит. Разобрать до винтика какой-нибудь механизм, потом собрать, и чтобы всё заработало – это он может. Так вот, он ответил: «Зажгу газовую горелку и буду сидеть в машине.»
Я такую тактику поведения категорически не одобрил. ПАССИВНО ждать помощи – это путь к гибели, так я думаю. По моему, пока есть свежие силы, надо делать убежище от холода, которое будет сохранять тепло в несколько раз лучше, чем железный корпус автомобиля. И я смог предложить такую идею: Во-первых, зимой надо обязательно иметь в машине валенки, и что-то вроде тулупа. Теперь, что делать, чтобы создать себе убежище от холода: сначала делаешь кучу. Кучу из всякого барахла, которое есть в машине. Накрываешь её полиэтиленом (надо иметь в машине вместе с валенками и тулупом). И потом поверх этого полиэтилена насыпаешь кучу снега… Дальше вы уже догадались.
А несколько дней назад у меня ещё интересная идея родилась: Иметь с собой надувные шарики. В таком количестве, чтобы их суммарный объём (в надутом виде:улыб:) был достаточен для заполнения внутреннего объёма иглу… Шарики + полиэтилен, в сумме их вес не более 0.5 кг. Причём это – не расходные материалы, по крайней мере – не одноразовые. Вот эту идею точно надо проверить в эту зиму в эксперименте с хронометражём.

Ну, а навыки по сведению свода из снежных кирпичей лишними не будут ни при каком раскладе. Да и просто – это увлекательнейшее занятие! :live:
барнаулец
ваш товарищ, хоть и не заядлый бывалый турист, отморозивший 19 пальцев из 20 на к2 и прочих страшных вершинах, но по крайней мере человек практический. чего о вас сказать нельзя (:
барнаулец
На мой взгляд, проще закидать снегом саму машину, не вынимая барахла:улыб:
Andy_P
проще-то оно, может и проще, но поможет ли это выжить? забрались вы в забросанную машину, и сидите, слушаете стук своего остывающего сердца. а мимо в это время проезжают спасительные попутки (по условиям контракта, у нас машина на трассе заглохла в -50).
реально, разумное поведение очень сильно зависит от конкретной ситуации. если это оживлённая трасса (хотя бы днём) имеет смысл ждать в машине, тем более если, как у товарища барнаульца, есть горелка. если -50 и ветер-пурга, а вокруг степь да степь, то атас, высовываться из машины просто смертельный номер, а машина хоть и железяка, но квази-герметичная. если движение на трассе совсем вялое, до жилья 70км, а на улице безветренно и в двух шагах гнилой осинник - надо не тупить, а бегом к лесу, развести костёр и спокойно греться, ожидая попутки. если трассу завалило обвалами, и ждать нечего как минимум 2-е суток, а до жилья 10-30км, и на улице -50, но тихо - напяливать на себя тот самый ватник и валенки из багажника и топ-топ ножками до деревни. дальше чё-то не фантазируется...
кроме того, не забываем, что живём в 21-й век мобильной связи.
ынырга
ваш товарищ, хоть и не заядлый бывалый турист...., но по крайней мере человек практический. чего о вас сказать нельзя (:
Ты – шаман, однако! Откуда всё знаешь!!?
:улыб:
Теперь – чуть более серьёзно:
Очень хорошо, что Вы тут оперативно покритиковали мои идеи. А то сам я иногда забываю это сделать.:улыб:

Технология строительства убежища от холода и ветра «сначала – куча барахла, сверху – полиэтилен, сверху – куча снега» – это всего лишь непопробованная идея. А из моих оригинальных идей жизнеспособными оказывались до сих пор не больше половины. (Точной статистики не вёл:улыб:, может быть – ещё меньшая доля.)
Со всем, что Вы написали, в бОльшей, или в мЕньшей мере согласен. А вот с этим
разумное поведение очень сильно зависит от конкретной ситуации
согласен на все 100%
барнаулец
сегодня опять выбрался поработать на своём объекте. Чуть больше двух часов неторопливой работы, и вот, можете посмотреть. Думаю, завтра буду заканчивать. Подробности о том, как идёт работа – не сегодня.
барнаулец
Так пока и не выбрался доделать иглу.

Хотя, о том, что уже сделано, ещё не всё рассказал.

несколько снимков, сделанных 12 февраля.
Возле строящейся иглу появился новый след снегохода, это хорошо, а то из старого следа уже далековато кирпичи таскать.
барнаулец
Сначала вырезаю кирпичи с той стороны, где след снегохода немного потоптан.
барнаулец
Нетоптанную сторону оставляю про запас, кирпичи из этого снега пойдут на самую крутую часть свода.
барнаулец
Сделал ряд – делаю снимок.
Крайний кирпич – слева от тени моего локтя, расклинен снежным клинышком временно.
барнаулец
Кирпич держится на честном слове! Вылез наружу, заодно – сфотографировал.
барнаулец
А вот так этот кирпич выглядит изнутри.
барнаулец
Закат 12 февраля.
Всё-таки решил сфотографировать, больше того – выкладываю.
барнаулец
Трудовых подвигов совершать не собирался, закончил работать в сумерках, так, чтобы успеть на электричку на 18-15.
Как выглядела иглу к этому моменту – уже выкладывал фото. А вот так это выглядело изнутри.
барнаулец
Оставалось ещё 5 минут. Новыми кирпичами уже не занимался, позаделывал дыры снаружи.

Кстати, будет ли стоять недостроенная иглу, не повалятся ли верхние кирпичи, – тоже эксперимент интересный.
барнаулец
Вчера был там с напарником, закончили.

Снег – мечта! Бери , вырезай в любом месте плиты какого хочешь размера. Лишь бы сам её поднять смог, а уж она-то не сломается в руках. По свойствам верхние 10-15 см. снега – как пенопласт, ниже – мягче.

Остальные подробности – позже.
барнаулец
А как горелка себя показала? И что за баллончик использовался?
AlexandrOne
Обычная четырёхлапая горелка, самая маленькая и самая дешёвая из тех, что есть в продаже. Совсем обычный баллончик примерно на 400 мл. Сейчас они от меня далеко, сфотографировать не могу.

Лежали в рюкзаке. На свежем воздухе рюкзак пролежал пару часов до испытания горелки. Горела нормально. Ровно. Легко регулировалась сила пламени.
барнаулец
Обычные китайские балоны при +5 уже плохо горят. Ваш случай далёк от +5 был ))) А горело и нормально. Вот меня и заинтересовало что за газ такой:улыб:
AlexandrOne
Думаю, просто остыть не успел. В рюкзаке был коврик трубой, рядом с баллоном – 2 л. бутылка с водой. Ещё – всякие тёплые запасные вещи.

Вход в иглу, в которой было «новоселье», закрыл краем коврика, так что внутри было заметно теплее, чем на улице. Опять же, когда горелка горит, она свой баллончик немного греет.
барнаулец
Да, наверное греется от огня. У меня со шлангом горелка, обычно руками грею баллон:улыб: