Крыска
В Русском несколько раз смотрела. Сложно настраиваться, но можно.
В нашем музее с удовольствием смотрю.
Иконы - вообще отдельная тема.
aglow
человек творит, потому, что его прет.
----------------
Смотря чем прет)
Некоторых прет оочень сильно, а результат этого все-таки сложно назвать искусством, хотя энергетики там может быть море)
Крыска
Модно и социальный заказ не всегда одно и то же.
Можно создать моду на что-то искусственно, но если за этим ничего не стоит - долго мода не продержится.
Искусство тем и уникально, что мода на настоящее искусство не проходит. Произведение искусства может потяряться или где-то хранится в углах, но если оно выходит на глаза - то уже не задвигается взад.
Где сейчас супер модный в одно время Глазунов??? Никогда мне не нравился... исниный конъюнктурщик и выполнитель соц заказа. Поэтому так и канет он в лету, несмотря на бешеную моду на него
SkwоT
Вот какая разница, что кому-то это нравиться и он Это покупает?
Тебя же никто не заставляет Это любить?

Гораздо гораздо пошлее навязывание кем-то своего мнения по Художественному творчеству.
Да и просто пошлее, а просто страшно...
aglow
Свое мнение не только в худ. творчестве, а вообще никогда нельзя навязывать, хотя высказывать его никто не запрещает.
И я всегда могу сказать, почему я считаю, что эта картина - искусство, а эта - не искусство. А что будет дальше - меня не интересует. Я куплю и повешу дома то, что мне нравится, а другой - что ему нравится.
А вырастет цена картины через 20 лет или нет - это уж кто как умеет видеть)
Кстати - был у нас в генконсульстве такой Тиц, у него еще жена вела какую-то кулинарную программу на нашем ТВ. Так вот, он закупал картины новосибирских художников. И, в частности, купил три картины, которые мне понравились на выставке - мы с ним вместе ходили на выставку молодых художников... А я бы и сама их купила, а теперь фиг их достанешь... лучше бы я ему сказала, что хорошие другие - ему вообще было все равно.
А теперь, через 6 лет выяснилось, что, по мнению искуствоведов, он увез таки самые шедевральные картины...:хммм:
SkwоT
Ну, массовое теперича все коммерческое. На Западе давно. Хоты вывернись на холст, если тебя не выставят и не спродъюсируют - так и помрешь, сожрав ухо...
но я все равно верю, что художник пишет от того, что его прет. Вот на заказ, тут уже наверное квалификация...
aglow
Художника всегда прет... Беда в том, что часто прет и не художников)) Да и это не беда, если из того, что выперло, не начнут делать моду.
А художник, мне кажется, даже если вынужден писать соцзаказ, все равно умудрится написать свое, если, конечно, нет угрозы жизни...
Читала я у Мандельштама серию стихов, восхваляющих Сталина... Вполне хорошо зарифмованные стихи. Но искусство там и не ночевало, хотя весь арсенал мастерства налицо.

Неужели никто никогда не оставит в покое этот миф про ухо? Никто его не отрезал. Ни он себе, ни его ему.
SkwоT
А судьи кто?
Про заказ согласен, талант должен быть свободен от бытия, но жизнь издревле такова, что не покушаешь, не проживешь... Потому все переплелось...
А про ухо это к слову... Да за реальное искусство не грех не тока ухо. а и ухх-а сожрать...
Но последний. думаеца, не готов пострадать. Даже за ради искусства...
aglow
SkwоT
Угу. Иконы - отдельная тема.
Просто очень показательная. Никто и никогда не относился к ним как к искусству. В лучшем случае - как к ремеслу.

Кстати, о Глазунове. Попробуй его забудь, когда храм Христа Спасителя - его работа :-)
Крыска
Относились к искусству только тогда, когда авторы отходили от жесткого религиозного канона. Но такие произведения часто уже нельзя было назвать иконами
Ech_Aleks
Сходила по ссылке Татуси - такая прелесть вот это: "Известно, что мужчины хотят женщин, женщины хотят детей, а дети хотят хомячков."
:улыб:
SkwоT
а мне чего-то про хомячков не по глазам :смущ:
ссылка была на статью севы новгородцева в жж "почем нынче современное искусство"
(про то, что спрос как всегда определяет предложение)
SkwоT
прости дорогая Сквотушка не верю. Если тебе предоставить два черных квадрата и оба будут за подлинной подписью Малевича ты будешь чувствовать энергетику, даже если это подделка. Это власть бренда.
Очень хорошо это было показано в "Следствии ведут знатоки" Когда они разоблачали банду искуствоведов ( :biggrin: )которая стырила подлинную печать Фаберже. Ну вот мастер делал подели и они штамповали их. А однажды он принес два своих изделия - одно проштампованное а другое нет. И показал искуствоведу который не в курсе . Она очень красиво говорила чем отличаются эти два изделия :biggrin:
SkwоT
Сходила по ссылке Татуси - такая прелесть вот это: "Известно, что мужчины хотят женщин, женщины хотят детей, а дети хотят хомячков."
:улыб:
если все сложить получтся дикость: "Мужчины хотят... хомячков"
fensterbau
Через женщин и детей - жутковатая картинка, да.
Zlork
я в детсве всегда хотел ружье. чтобы стрелять.
fensterbau
вы все не ту статью читаете
http://seva-bbc.livejournal.com/118627.html#comments
статья от 3 апреля "Почем нынче современное искусство" - о поточном производстве копий

Показать спойлер
Есть такая душевная песня про плавленый сырок. «Сделана отметка на стакане, и укромный найден уголок, и давно разломленный в кармане, засыхает плавленый сырок»... Припев – «А где ты друг, наш третий друг, засыхает плавленый сырок». Зачем же нужен третий друг?

Вот объяснение – «трое появились не случайно, троица придумана не зря, ведь не даром чуть не в каждой чайной, есть картина «Три Богатыря» и припев «а где ты друг, наш третий друг» и так далее.

Отвлечемся на минуту от плавленого сырка и проблемы третьего в русской культуре. Обратим внимание на картину «Три Богатыря», которая действительно, висела чуть не в каждой чайной. Во первых, патриотично, а главное, красиво. Душа требует искусства.

Довелось мне быть в доме у известного английского миллионера лет этак двадцать назад. Большой добротный дом, без излишеств. На стенах скромно висели знакомые по репродукциям картины импрессионистов. Я уж совсем было собрался похвалить качество копий, как мне дали понять (конечно не хозяева) что передо мной не копии а оригиналы.

Ясное дело, я был под впечатлением, но потом задумался. А какая, собственно, разница? Конечно, приятно стоять перед холстом, по которому кисточкой водил, скажем, Моне, но если бы в раму вставили копию, ничем не отличимую от оригинала, как бы это отразилось на восприятии самой картины? Тем более, что оригинал стоит 25 миллионов, а копия просто 25. Или даже меньше. Нет, я серьезно.

В китайском городе Шэньчжэнь вовсю работает масляная промышленность. Маслом промышляет, только художественным. В художественном квартале Дафен трудится больше 8-ми тысяч художников, все с академическим образованием, все они специализируются на конкретном художнике, иногда на конкретной картине.

Например Джан Ли Бин нарисовал «ван-гогов» больше чем сам Ван Гог. В свои молодые годы он подарил человечеству более двадцати тысяч картин. Понятно, что и руку набил так, что картины получаются идеальные. Может даже лучше чем в оригинале. Производительность – примерно восемь полотен в день.

Но это он такой импрессионист по жизни (и труду), а есть немало копировщиков Каналетто, Леонардо Да Винчи, вообще кого хотите, могут вам в квартире воссоздать потолок Систинской Капеллы по частям, если площадь позволяет.

В Англию идет больше Джошуа Рейнольдз или Джон Сарджент, уверен, если надо то и отличного Тернера сляпают. Тем более, что у него краска тоньше размазана, не то, что у этого Ван Гога, по полтюбика зараз выдавливать приходится.

Модного у нас Дэймиена Херста я в списке не нашел. Хекель, Эрих — есть, Ходлер, Фердинанд — имеется. Даже Хокусай, Катсушика со своей знаменитой волной и Фудзиямой — значится в каталоге. А Херста нет. Видимо, до него мир еще не созрел.

А может быть дело в том, что покупатель за свои 185 долларов хочет приобрести такое полотно, чтобы оно украсило квартиру после евроремонта, произвело бы впечатление на гостей.

А Херста повесишь — головы не повернут. Еще подумают, что на известного художника денег не хватило.
Показать спойлер

и чего так на хомячков-то растащило?
fensterbau
А я велосипед, чтобы ездить. (вот и поговорили) :biggrin:
Ech_Aleks
http://www.religare.ru/2_64354.html

Про иконы - беседа с современным иконописцем арх. Зиноном.
Крыска
"Известны случаи, когда во время молитвы перед иконой человек видел живым изображен ного на ней. Например, преподобный Силуан Афонский увидел живого Христа на месте его иконы..." при такой постановки вопроса конечно икона не картина.
Ech_Aleks
Хорошие травки там используют в ладанницах.
Ech_Aleks
Нет, конечно... визуализация скорее.
Крыска
неизвестно почему сразу же вспомнился Пелевинский сон Сердюка)))
Показать спойлер
Кавабата налил Сердюку и себе.
– Здесь я позволю себе не вполне согласиться с вами, – сказал он. – И вот почему. Недавно я приобрел для нашей коллекции русского религиозного искусства…
– Вы собираете? – спросил Сердюк.
– Да, – сказал Кавабата, вставая с пола и подходя к одному из стеллажей. – Это тоже один из принципов нашей фирмы. Мы всегда стараемся проникнуть глубоко в душу того народа, с которым ведем дела. Дело здесь не в том, что мы хотим извлечь благодаря этому какую-то дополнительную прибыль, поняв… Как это по-русски? Ментальность, да?
Сердюк кивнул.
– Нет, – продолжал Кавабата, открывая какую-то большую папку. – Дело здесь скорее в желании возвысить до искусства даже самую далекую от него деятельность. Понимаете ли, если вы продаете партию пулеметов, так сказать, в пустоту, из которой вам на счет поступают неизвестно как заработанные деньги, то вы мало чем отличаетесь от кассового аппарата. Но если вы продаете ту же партию пулеметов людям, про которых вам известно, что каждый раз, когда они убивают других, они должны каяться перед тремя ипостасями создателя этого мира, то простой акт продажи возвышается до искусства и приобретает совсем другое качество. Не для них, конечно, – для вас. Вы в гармонии, вы в единстве со вселенной, в которой вы действуете, и ваша подпись под контрактом приобретает такой же экзистенциальный статус… Я правильно говорю это по-русски?
Сердюк кивнул.
– Такой же экзистенциальный статус, какой имеют восход солнца, морской прилив или колебание травинки под ветром… О чем это я говорил вначале?
– О вашей коллекции.
– А, ну да. Вот, не угодно ли взглянуть?
Он протянул Сердюку большой лист, покрытый тонким слоем защитной кальки.
– Только прошу вас, осторожнее.
Сердюк взял лист в руки. Это был кусок пыльного сероватого картона, судя по всему, довольно старого. На нем черной краской сквозь грубый трафарет было косо отпечатано слово «Бог».
– Что это?
– Это русская концептуальная икона начала века, – сказал Кавабата. – Работа Давида Бурлюка. Слышали про такого?
– Что-то слышал.
– Он, как ни странно, не очень известен в России, – сказал Кавабата. – Но это не важно. Вы только вглядитесь!
Сердюк еще раз посмотрел на лист. Буквы были рассечены белыми линиями, оставшимися, видимо, от скреплявших трафарет полосок бумаги. Слово было напечатано грубо, и вокруг него застыли пятна краски – все вместе странно напоминало след сапога.
Сердюк поймал взгляд Кавабаты и протянул что-то вроде «Да-ааа».
– Сколько здесь смыслов, – продолжал Кавабата. – Подождите, молчите – я попробую сказать о том, что вижу сам, а если упущу что-нибудь, вы добавите. Хорошо?
Сердюк кивнул.
– Во-первых, – сказал Кавабата, – сам факт того, что слово «Бог» напечатано сквозь трафарет. Именно так оно и проникает в сознание человека в детстве – как трафаретный отпечаток, такой же, как и в мириадах других умов. Причем здесь многое зависит от поверхности, на которую оно ложится, – если бумага неровная и шероховатая, то отпечаток на ней будет нечетким, а если там уже есть какие-то другие слова, то даже не ясно, что именно останется на бумаге в итоге. Поэтому и говорят, что Бог у каждого свой. Кроме того, поглядите на великолепную грубость этих букв – их углы просто царапают взгляд. Трудно поверить, что кому-то может прийти в голову, будто это трехбуквенное слово и есть источник вечной любви и милости, отблеск которых делает жизнь в этом мире отчасти возможной. Но, с другой стороны, этот отпечаток, больше всего похожий на тавро, которым метят скот, и есть то единственное, на что остается уповать человеку в жизни. Согласны?
– Да, – сказал Сердюк.
– Но если бы все ограничивалось только этим, то в работе, которую вы держите в руках, не было бы ничего особенно выдающегося – весь спектр этих идей можно встретить на любой атеистической лекции в сельском клубе. Но здесь есть одна маленькая деталь, которая делает эту икону действительно гениальной, которая ставит ее – я не боюсь этих слов – выше «Троицы» Рублева. Вы, конечно, понимаете, о чем я говорю, но, прошу вас, дайте мне высказать это самому.
Кавабата сделал торжественную паузу.
– Я, конечно, имею в виду полоски пустоты, оставшиеся от трафарета. Их не составило бы труда закрасить, но тогда эта работа не была бы тем, чем она является сейчас. Именно так. Человек начинает глядеть на это слово, от видимости смысла переходит к видимой форме и вдруг замечает пустоты, которые не заполнены ничем, – и там-то, в этом нигде, единственно и можно встретить то, на что тщатся указать эти огромные уродливые буквы, потому что слово «Бог» указывает на то, на что указать нельзя. Это почти по Экхарту, или… Впрочем, не важно. Много кто пытался сказать об этом словами. Хотя бы Лао-цзы. Помните – про колесо и спицы? Или про сосуд, ценность которого определяется только его внутренней пустотой? А если я скажу, что любое слово – такой же сосуд и все зависит от того, сколько пустоты оно может вместить? Неужели вы станете спорить?
– Нет, – сказал Сердюк.
Кавабата утер со лба капли благородного пота.
– Теперь поглядите еще раз на эту гравюру на стене, – сказал он.
– Да, – сказал Сердюк.
– Видите, как она построена? Сегмент реальности, где помещаются «он» и «гири», расположен в самом центре, а вокруг него – пустота, из которой он возникает и в которую он уходит. Мы в Японии не беспокоим Вселенную ненужными мыслями по поводу причины ее возникновения. Мы не обременяем Бога понятием «Бог». Но, несмотря на это, пустота на гравюре – та же самая, которую вы видите на иконе Бурлюка. Не правда ли, значимое совпадение?
– Конечно, – протягивая пустой стаканчик Кавабате, сказал Сердюк.
– Но вы не найдете этой пустоты в западной религиозной живописи, – наливая, сказал Кавабата. – Там все заполнено материальными объектами – какими-то портьерами, складками, тазиками с кровью и еще Бог знает чем. Уникальное виденье реальности, отраженное в этих двух произведениях искусства, объединяет только нас с вами. Поэтому я считаю, что то, что необходимо России на самом деле, – это алхимический брак с Востоком.
– Честное слово, – сказал Сердюк, – вчера вечером как раз об этом…
– Именно с Востоком, – перебил Кавабата, – а не с Западом. Понимаете? В глубине российской души зияет та же пустота, что и в глубине японской. И именно из этой пустоты и возникает мир, возникает каждую секунду. Ваше здоровье.
Показать спойлер
Крыска
я помню, когда меня бабушка в несознательном дошкольном возрасте водила в церковь, ощущения там были особенные, иконы старинные в золотых окладах, атмосфера таинства присутствовала, а сейчас такое даже в храме Александра Невского не получается ощутить - новодел, что с него взять, а подлинные фрески не стали реставрировать - раскрасили по новой...
nfnecz
Зинон об этом и говорит... что когда слишком много искусственного, то... хм. Получается искусство :-)

Вещь, как известно, бесполезная :-)
Крыска
производное от "искушение", "искушать"...
nfnecz
статья от 3 апреля "Почем нынче современное искусство" - о поточном производстве копий
----------------------------------------------
Хорошие копии это гуд. Да еще и недорого.
Но... ничего не могу с собой сделать - люблю оригиналы) Или уж фотки оригиналов - репродукции, то есть.
SkwоT
вопрос как раз вроде и свелся к тому, как все же отличить хорошо сделанную копию от оригинала
или чем ремесло отличается от творчества?как оно распознается?

Показать спойлер
Быть знаменитым некрасиво.
Не это подымает ввысь.
Не надо заводить архива,
Над рукописями трястись.

Цель творчества - самоотдача,
А не шумиха, не успех.
Позорно, ничего не знача,
Быть притчей на устах у всех.

Но надо жить без самозванства,
Так жить, чтобы в конце концов
Привлечь к себе любовь пространства,
Услышать будущего зов.

И надо оставлять пробелы
В судьбе, а не среди бумаг,
Места и главы жизни целой
Отчеркивая на полях.

И окунаться в неизвестность,
И прятать в ней свои шаги,
Как прячется в тумане местность,
Когда в ней не видать ни зги.

Другие по живому следу
Пройдут твой путь за пядью пядь,
Но пораженья от победы
Ты сам не должен отличать.

И должен ни единой долькой
Не отступаться от лица,
Но быть живым, живым и только,
Живым и только до конца.
Показать спойлер
nfnecz
Ресмесло от творчества можно отличить.
А оригинал от подделки качественной бывает трудно отличить.
Наверное, умение делать настоящую хорошую копию - это тоже дар или высочайший уровень пофессионализма))
см. об этом фильм "Модернисты" - чудо, какой прекрасный фильм)
SkwоT
Чет хрень какую-то обсуждаете. Творчество по определению процесс творческий. А копирование ни хрена творческого не предполагает. Разве что первый раз, в процессе освоения методик воспроизведения. И то в весьма ограниченном составе.
SkwоT
ну вроде как творец создает шедевры, не думая ни о деньгах, ни о славе, ему просто необходимо воплотить, материализовать замысел, творчество - ипостась Творца, Бога то есть и когда это таковым образом происходит - через произведение как бы Бог говорит и это подразумевает полное бескорыстие...
ремесленник может быть и неплохие, качественные вещи делает, но цель у них - утилитарная, функциональная - удовлетворение потребности (какой-нибудь), ну и еще обмен происходит - на вещи/деньги других...
получается состоянием творец от ремесленника отличается, в котором находится в момент творения...
где эта грань? и как по конечному продукту определить - пройдена они или нет...
но это видимо только через свои ощущения, кто как настроен, то и ловит...
nfnecz
ну вроде как творец создает шедевры, не думая ни о деньгах, ни о славе, ему просто необходимо воплотить, материализовать замысел, творчество - ипостась Творца, Бога то есть и когда это таковым образом происходит - через произведение как бы Бог говорит и это подразумевает полное бескорыстие...
--------------------------------------------
Парадокс в том, что если даже творец думает о деньгах или славе, то у него все равно получается творческое создание - Особый Стул!) А ремесленник как ни бьется, как ни выдумывает, как ни оттачивает - все равно получится стул и только стул. Очень хорошего качества красивый стул. Даже эксклюзивный стул. Но не Стул)))

Наверное, секрет в том, чтоб создать нечто из самого себя, родить нечто новое и живое, а не скопировать нечто, уже созданное кем-то. Даже если это нечто скомпилировано и сконструировано так, что вещь получается эксклюзивная.
Zlork
Хорошие травки там используют в ладанницах.
не травки - грибочки.

травки не используются
SkwоT
иной раз безапелляционность прям-таки убивает мухобойкой..

мей би посмотреть хотяб за раз, _что_ делают иные ремесленники.. совершенно терпеливо , кропотливо , скурупулёзно, использовав -пользуя многовековой опыт, обучаясь каторжно.. посмотреть, и замереть от восторга..? волшебные венецианские зеркала до сих пор так и делают : древним, грубым, тяжким , токсичным образом, без каких-либо модернизаций..делают и продают..потом живут на это и выдумывают ещё более виртуозные формы и поверхности..

разве это не искусство?..

а годами учиться игре на скрипке , а потом покорять залы, обнимая скрипку , сотворённую , как принято считать, искуснейшим из ремесленников.. где на этом отрезке мы расшарим ремесло от искусства, поставив одно над другим ? простите, *ля, но мне на это смелости не хватит..

может всё же попробовать отгрести ремесленное от индустриального, и первое всё же отнести к искусствам?
Brat
".. Объявить выговор музейному смотрителю Иванову И.И. из-за чьей халатности картина К. Малевича "Черный квардат" целую неделю экспонировалась вверх ногами".

ну не удержалась :biggrin:
Сифон
иной раз безапелляционность прям-таки убивает мухобойкой..
-----------------------------
Сколько раз я должна написать в ходе моего текста фразу "по моему мнению", чтобы оставить Вас в живых?
Или подскажите мне смайлик, который бы передавал мои мягкие интонации или жадно ожидаемую мной от собеседника апелляцию?
Кажется мне, что желание перейти на личность или навесить ярлычок в иные моменты у некоторых пользователей непреодолимо)))

По теме.

Как всегда, нужно, ПО МОЕМУ МНЕНИЮ, точно определить значение слова "искусство" и отделить его от слова "творчество", котороя я и использую чаще всего (не говорю "всегда", поскольку не в силах перелопатить все свои тексты), когда говорю о картинах в отличие от ремесленных изделий. Что касается авторской мебели, Я СЧИТАЮ, что это как раз подходит под определение "творчество".
Что касается зеркал, то, КАК Я ПОЛАГАЮ, это все-таки ремесло искусных мастеров, где слово "искусный" равно слову "мастер" - человек, в совершенстве овладевший техникой изготовления каких-либо копируемых предметов. Если искусная кружевница придумала свой узор - то она тут же переходит в ранг создателей в отличие от тех, кто искусно копирует то, что было создано до них.

Думаю, что сам язык, в котором понятие "искусный мастер" отличается от понятия "автор-создатель" говорит об этом.
Красоу и очарование мастерски изготовленных в соответствии с технологиями вещей это никак не умаляет.
SkwоT
Энциклопедии говорят:
Использование мастерства или воображения для создания эстетических объектов, обстановки или действия, которые могут быть разделены с окружающими
Таким макаром, в широком смысле и моя мазня и сколоченный мной табурет представляют предмет искусства, если они доставляют каким-то окружающим меня людям эстетическое удовольствие...
Дока , ежели хозяева ахают, однозначно создает произведение искусства...
aglow
Конечно. Потому что она это сама придумывает... дизайн - это искусство, а качественное исполнение замысла художника - ремесло. Дока, наверное, и творец, и мастер))
SkwоT
а если не сама, а сделает как я хочу и скажу?

внимательно прочитай, что пишут в энциклопедии. если копия кому-то нравится, то это тоже искусство.
SkwоT
да всё нормально, если убавить пафоса, начитки и подозрений на агрессию.. имх.
Сифон
Я тока что за пять сек нашел ошибку у буха, ей понравилось. Однако я то еще творило. *сияет пятаком*
Сифон
Из песни слов не выкинешь.:миг:
Zlork
. *сияет пятаком*
а ктож тебе тогда "пятака начистил"? :biggrin:
Zlork
_____сияет пятаком________


бланшем?.. искусно сотворённым бухшей на твоём всезорком глАзе?
aglow
Мне нужно знать, что это за энциклопедия)
Искусство - слово многозначное. БСЭ давала очень хорошую статью определение искусства... щаз поищу.

Вот:
Показать спойлер
Определение Искусства



Искусство, одна из форм общественного сознания, составная часть духовной культуры человечества, специфический род практически-духовного освоения мира. В этом плане к Искусству относят группу разновидностей человеческой деятельности - живопись, музыку, театр, художественную литературу (которую иногда выделяют особо - сравни выражение "литература и искусство") и т. п., объединяемых потому, что они являются специфическими - художественно-образными - формами воспроизведения действительности. В более широком значении слово "Искусство" относят к любой форме практической деятельности, когда она совершается умело, мастерски, искусно не только в технологическом, но и в эстетическом смысле.
Определение отличительных признаков Искусства и его роли в жизни людей вызывало острые разногласия на протяжении всей истории культуры. Искусство объявлялось "подражанием природе" - и "свободным формотворчеством"; "воспроизведением действительности" - и "самопознанием Абсолюта", "самовыражением художника" - и "языком чувств"; особого рода игрой - и особого рода молитвой. Такие разногласия объясняются многими причинами: различием философских позиций теоретиков (материалистических или идеалистических), их идеологических установок, опорой на различные виды Искусств и творческие методы (например, на литературу или на архитектуру, на классицизм или реализм), наконец, объективной сложностью строения самого Искусства. Эта сложность, многогранность структуры Искусства не осознаётся и некоторыми теоретиками, которые определяют сущность Искусства то как гносеологическую, то как идеологическую, то как эстетическую, то как творчески-созидательную и т. д. Неудовлетворённость такими однолинейными определениями приводила некоторых искусствоведов к утверждению, что в Искусстве органически взаимосвязаны разные моменты - познание и оценка реальности, или отражение и созидание, или модель и знак. Но и такие двухмерные истолкования сущности Искусства не воссоздают с должной полнотой сложную его структуру. В изучении природы Искусства наука стала обращаться к методам системного анализа, позволяющим подойти с некоторых других сторон к раскрытию сущности Искусства, в частности: а) выявить те качества и функции Искусства, которые необходимы и достаточны для описания его внутренней структуры; б) показать, что соединение этих качеств и функций - не простая их "сумма", не механический конгломерат, а органически-целостное единство, которое и порождает специфический для Искусства эффект художественности; в) раскрыть способность структуры Искусства модифицироваться, образуя, с одной стороны, виды, разновидности, роды и жанры Искусства, а с другой - различные исторические типы Искусства (творческие методы, стили, течения, школы). Хотя эстетика далека ещё от окончательного решения этой задачи, некоторые её аспекты могут быть освещены с достаточной определённостью.

Процесс исторического развития общественного разделения труда привёл к тому, что из первоначальной слитной, синкретической человеческой жизнедеятельности выделились и получили самостоятельное существование многообразные отрасли материального и духовного производства, а также различные формы общения людей. В отличие от науки, языка и других форм специализированной общественной деятельности, призванных удовлетворять различные потребности людей, Искусство оказалось нужным человечеству как способ целостного общественного воспитания индивида, его эмоционального и интеллектуального развития, его приобщения к накопленному человечеством коллективному опыту, к вековой мудрости, к конкретным общественно-историческим интересам, устремлениям, идеалам. Но для того чтобы играть эту роль могущественного инструмента социализации индивидуума, Искусство должно быть подобно реальной человеческой жизни, т. е. должно воссоздавать (моделировать) жизнь в её реальной целостности и структурной сложности. Искусство должно "удваивать" реальную жизнедеятельность человека, быть её воображаемым продолжением и дополнением и тем самым расширять жизненный опыт личности, позволяя ей "прожить" много иллюзорных "жизней" в "мирах", созданных писателями, музыкантами, живописцами и т. д.

Вместе с тем (таков важнейший аспект диалектики Искусства) оно выступает одновременно и как подобное реальной жизни, и как отличное от неё - выдуманное, иллюзорное, как игра воображения, как творение человеческих рук (этим сознанием "рукотворности" отношение человека к Искусству, по замечанию Л. Фейербаха, принципиально отличается от его отношения к религии. ...



Таким образом, Искусство как специфическое общественное явление представляет собой сложную систему качеств, структура которой характеризуется сопряжением познавательной, оценочной, созидательной (духовно и материально) и знаково-коммуникативной граней (или подсистем). Благодаря этому Искусство выступает и как средство общения людей, и как орудие их просвещения, обогащения их знаний о мире и о самих себе, и как способ воспитания человека на основе той или иной системы ценностей, и как источник высоких эстетических радостей. Хотя все эти функции Искусства, слитые воедино, являются лишь разными сторонами одного целого - художественного воздействия Искусства на человека, их соотношение бывает весьма различным и иногда одна из функций выходит на первый план и приобретает главенствующее значение.

Художественно-творческая деятельность человека развёртывается в многообразных формах, которые называют видами Искусства, родами Искусства, жанрами Искусства. Обилие и разнообразие этих форм могут показаться хаотическим нагромождением, в действительности же они являются закономерно организованной (вернее - закономерно исторически самоорганизовавшейся) системой видовых, родовых, жанровых форм. Так, эстетическая теория установила, что в зависимости от материальных средств, с помощью которых конструируются художественные произведения, объективно возникают три группы видов Искусства: 1) пространственные, или пластические (живопись, скульптура, графика, художественная фотография, архитектура, декоративно-прикладное Искусство и дизайн), т. е. такие, которые развёртывают свои образы в пространстве; 2) временные (словесные и музыкальные), т. е. такие, где образы строятся во времени, а не в реальном пространстве; 3) пространственно-временные (танец; актёрское Искусство и все базирующиеся на нём синтетическое Искусство - театр, киноискусство, телеискусство, эстрадно-цирковое Искусство и т. д.), т. е. такие, образы которых обладают одновременно протяжённостью и длительностью, телесностью и динамизмом. С другой стороны, в каждой из этих трёх групп Искусства художественно-творческая деятельность может пользоваться: 1) знаками изобразительного типа, т. е. предполагающими сходство образов с чувственно воспринимаемой реальностью (живопись, скульптура, графика - так называемые изобразительные Искусства; литература, актёрское Искусство); 2) знаками неизобразительного типа, т. е. не допускающими узнавания в образах каких бы то ни было реальных предметов, явлений, действий и обращенных непосредственно к ассоциативным механизмам восприятия (архитектурно-прикладные Искусства, музыка и танец); 3) знаками смешанного, изобразительно-неизобразительного характера, свойственными синтетическим формам творчества (синтезу архитектуры или декоративно-прикладного Искусства с Искусством изобразительными; словесно-музыкальному - песенному и актёрско-танцевальному - пантомимическому синтезу). Каждый вид Искусства непосредственно характеризуется способом материального бытия его произведений и применяемым типом образных знаков. В этих пределах все виды Искусства имеют разновидности, определяющиеся особенностями того или иного материала и вытекающим отсюда своеобразием художественного языка. Так, разновидностями словесного Искусства являются устное творчество и письменная литература; разновидностями музыки - вокальная и разные типы инструментальной музыки; разновидностями сценического Искусства - драматический, музыкальный, кукольный, теневой театр, а также эстрада и цирк; разновидностями танца - бытовой танец, классический, акробатический, гимнастический, танец на льду и т. д. С другой стороны, каждый вид Искусства имеет родовое и жанровое деления. Критерии этих делений определяются в науке об Искусстве по-разному, но очевидно само наличие таких родов литературы, как эпос, лирика, драма, таких родов изобразительного Искусства, как станковый, монументально-декоративный, миниатюрный, таких жанров живописи, как портрет, пейзаж, натюрморт и т. д., или же таких жанров сценического Искусства, как трагедия, драма, комедия, водевиль и др. Таким образом, Искусство, взятое в целом, есть исторически сложившаяся система различных конкретных способов художественного освоения мира, каждый из которых обладает чертами, общими для всех и индивидуально-своеобразными.

Искусство зародилось в глубокой древности, в каменном веке. Для первобытного человека первоначальные формы художественной деятельности - создание мифов, песен, танцев, изображение зверей на стенах пещер, украшение орудий труда, оружия, одежды, самого человеческого тела - имели огромное значение, так как способствовали сплочению коллективов людей, развивали их духовно, помогали им осознавать их социальную природу, их отличие от животных, т. е. служили великому историческому делу очеловечения человека. На этой исходной фазе развития Искусства не было ещё самостоятельной формой деятельности, так как всё духовное производство было здесь "непосредственно вплетено" в производство материальное (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, там же, т. 3, с. 24), а различные сферы духовной культуры ещё не отделились друг от друга. Соответственно в эту эпоху Искусства неотделимо от практической деятельности, от религии, от игры и других форм общения людей, оно всё имеет "прикладной" характер. С дальнейшим развитием культуры Искусства постепенно обособлялось в специфическую область деятельности - в "...художественное производство как таковое" (Маркс К., там же, т. 12, с. 736), однако целый ряд отраслей художественной деятельности долгое время оставался в подчинении у религии, а некоторые сохраняют и поныне свою неразрывную связь с различными видами утилитарной деятельности - технической (архитектура, декоративно-прикладное Искусство, дизайн), журналистско-коммуникативной (художественный очерк, публицистика), агитационно-пропагандистской (ораторское Искусство, плакат, Искусство рекламы, оформительское Искусство), спортивной (художественная гимнастика, фигурное катание на коньках) и т. д. Во всех этих случаях Искусство придаёт практической деятельности, с которой оно слито воедино, способность оказывать на человека эмоционально-психологическое воздействие. Однако и в тех своих формах, которые возникли при обособлении Искусства в самостоятельную сферу деятельности, оно оставалось общественным явлением по содержанию, по функционированию, по законам своего развития.

Реальная жизнь Искусство протекает всегда в той или иной системе художественной культуры. Историческое развитие Искусства отражает воздействие сложного сочетания внешних импульсов - от эволюции материального производства, экономии, строя общества и техники до эволюции общественного сознания - в его идеологических и самых тонких социально-психологических проявлениях. Вместе с тем художественное развитие человечества обладает и относительной самостоятельностью, противоречиво взаимодействующей с его социальной детерминированностью. Результатом этого взаимодействия является подчинение историко-художественного процесса смене и борьбе различных творческих методов, каждый из которых выражает особый поворот многогранной структуры Искусства, выдвигающей на первый план то одну, то другую грань. Так, все реалистические методы стремились прежде всего к постижению реальности, тогда как классицизм, например, главную роль Искусства видел в изображении идеального мира, который непосредственно представлял бы утверждаемую систему ценностей. Как бы, однако, ни сопрягались в творческом методе основные грани художественной структуры, он всегда характеризует прежде всего содержательную сторону творчества, преломление жизненной реальности через призму миросозерцания художника, а затем способ воплощения этого содержания в форме, т. е. особенности стиля. Процесс художественного развития человечества развёртывается, таким образом, в "двухмерном пространстве", одна из координат которого обозначается понятием метода, а другая - понятием стиля.
(список литературы из более чем 30 источников)
Показать спойлер