"Каренина" режиссёра Шахназарова.
7893
55
Фильм будут критиковать вообще и по игре актёров в частности.

Но это,фильм то есть, по-моему, довольно интересная игра, напоминающая компьютерную, по мотивам книг Толстого и Вересаева.

По игре актёров - почему-бы и нет. В смысле - вполне приемлемо.
Всё очень субъективно.
К примеру, я терпеть не могу Анну с исполнении актрисы Самойловой. Но чисто субъективно. Объективно и и там сделано всё технично.

Анны, кстати, нигде не соответствуют толстовскому описанию - изящной, ухватистой, живой с "довольно полным телом" (термин Толстого) женщиной.

Но к Шахназаровскому фильму вполне в качестве эпиграфа подошла бы строчка из школьного сочинения на тему "о романе" - машинист паровоза сам не понял, как оказался на Анне Карениной!

:ха-ха!:

Главное в сериале - не быть занудным и с уважением относиться к первоисточнику.
Ну что-ж, это выполнено...
Spirit
А мне неожиданно понравилось) Хотя я Каренину с Самойловой посмотрела даже раньше, чем прочла книгу, и потому для меня ее образ - это и есть настоящая Каренина, и я далеко не фанат Боярской, но на удивление она по-моему довольно неплохо вошла в образ. К ее голосу-басу только привыкнуть непросто мне) И Матвеев тоже не вызывает отторжения. А Кищенко-Каренин так вообще какое-то новое прочтение его героя для меня представил, на меня он производит впечатление довольно страстного человека, хоть и сдерживающего свои страсти)... Пожалуй, только Стива не понравился - как рыба мороженая, а должен быть человек-праздник, то ли дело был Яковлев!)

Нравится задумка показать отдельно историю Вронского и Анны, без отвлечения на других персонажей типа Левина с его философскими метаниями о смысле жизни и тд, и нравится задумка с русско-японской в госпитале - неожиданный ход и придает своего особого колорита, только странно, что на роль сына взяли актера на 10 лет старше Матвеева-Вронского...

Нравятся наряды у женщин: платья, шляпки, мельчайшие детали на них, особенно в синих тонах у Анны - под глаза Боярской очень подходит глубокий синий. Нравятся интерьеры помещений, декорации специально выстроенных улиц, нравится, что кареты едут по неровной светлой брусчатке с выбоинами и лужицами, но зато без слоя черной грязи, как в "Дуэлянте". Отдельно хочется упомятнуть сцену скачек - сами скачки очень эффектно вышли, на мой взгляд, и Боярская сыграла правдоподобно для меня, не сравнить с истерикой Киры Найтли в одноименном фильме.

И особенно нравится музыкальное оформление - прямо начиная с заглавных титров очень красивая музыка идет, и дальше везде все акценты музыкально оформлены очень удачно, на мой взгляд, заканчивая финальными титрами каждой серии - мне лично не хочется выключать, пока музыка не закончится.
Хелен
И мне понравился. Главное, ничего меня не раздражает )
Прямо жду следующих серий.
Хелен
Мне тоже фильм нравится.

Однако я отношусь к нему как к некоторому эксперименту интеллектуала-режиссёра.
Так сказать - эта Каренина от имени режиссёра Карен.

Хотя актёры играют всерьёз, и это придаёт фильму большое своеобразие.
Боярская хоть и не копия внешнего образа толстовской Анны, но меня она убедила в своей трактовке.
Несколько зануден Вронский, которого играет муж актрисы Боярской.

Но жизнь устроена так, что часто поражаешься страстной любви двух человек, которые со стороны, кажется, не имеют ничего общего.

Впрочем, в сценах в Маньчжурии и он достаточно убедителен.

Каренин - действительно одно из достижений фильма. Впечатлял и Гриценко, совпадающий внешне с описанием от Толстого, но он был изначально - списанный материал. А нынешний Каренин - интересный тип весьма идейного функционера высшего ранга.

Что касается Стивы, то действительно - образ созданный Яковлевым давлеет до сих пор, наверное нынешний исполнитель даже немного принимал его в расчёт. И он не портит общего впечатления.

Фильм поставлен очень аккуратно.

Отдельное достоинство, что переданы классовые отношения в быту. Ну, возможно потому, что по происхождению Шахназаров вроде сам относится к армянской аристократии.
Во других фильмах на эту тему это как-то отходило на второй план и служило фоном.
Но тогда непонятно, почему было возмущено так общество.
А общество реально это один из главных персонажей романа.

Ведь вся энергетика романа в том, что система перестаёт соответствовать реальным чувствам людей. Люди ведь в тупике - не могут решить свои вопросы. А стресс нарастает.

В этой связи немного жаль, что исчез такой персонаж как Левин. Это ведь сам Лев Толстой (в идеале).

В общем, я думаю, что фильм стоит посмотреть.
Spirit
Однако я отношусь к нему как к некоторому эксперименту интеллектуала-режиссёра.
Так сказать - эта Каренина от имени режиссёра Карен.
Да, но это ее не портит, имхо) вот "Каренина от имени режиссера Соловьева" была ужасна на мой взгляд.
Хотя актёры играют всерьёз, и это придаёт фильму большое своеобразие.
Боярская хоть и не копия внешнего образа толстовской Анны, но меня она убедила в своей трактовке.
Несколько зануден Вронский, которого играет муж актрисы Боярской.
Да, актеры молодцы! На Боярскую я вообще другими глазами теперь смотрю - кардинально поменяла о ней мнение свое! Она играла не Боярскую, как ее часто упрекают, а Каренину, и так играла, что я лично даже забывала о своих сомнениях в ее внешности) ее игра меня отвлекала от ее черт лица - настолько хорошо и улекательно она играла... молодец такая, мне оч.понравилась!
Мне и Матвеев-Вронский понравился, хотя по началу тоже было сомнение, что слишком спокоен, но после стало ясно, что такой вот темперамент играет, уравновешенного и спокойного человека - по себе знаю, насколько это может бесить и выводить из себя, если ты сам не такой и вспыхиваешь от малейшего спорного слова или взгляда)

Каренин - действительно одно из достижений фильма. Впечатлял и Гриценко, совпадающий внешне с описанием от Толстого, но он был изначально - списанный материал. А нынешний Каренин - интересный тип весьма идейного функционера высшего ранга.
Лично для меня сам актер Кищенко имеет определенную сильную харизму, а герой Каренина в классическом понимании моем - это человек сухой и безэмоциональный, потому в Каренине-Кищенко я вижу совсем другое - вижу бурю страстей, которую он сдерживает в себе, но их все равно видно - что для меня лично абсолютно новое в данном образе) новаторское даже)

Что касается Стивы, то действительно - образ созданный Яковлевым давлеет до сих пор, наверное нынешний исполнитель даже немного принимал его в расчёт. И он не портит общего впечатления.
А мне слегка портит) и даже дело не в Яковлеве, тот же Макфейден у Райта мне тоже понравился очень, потому что он подходил на роль, а тут я вижу просто милого добряка с большимии печальными глазами, а ведь Стива был балагур и человек-праздник с кучей романов на стороне, а кто на эту рыбу мороженую позарится - мне не понять)))
Отдельное достоинство, что переданы классовые отношения в быту.
Тоже обратила внимание - даже рукава застегивает другу Вронского его слуга, и вообще прислуга в каждом доме даже при выяснении отношений стоит в качестве мебели - настолько это не люди, не равные...

Вообще все время передано очень тщательно и с такой любовью к мелочам, эти узорные колокольчики на столах, хрустальные рюмки, бокалы, тарелки с синим узором, всё убранство стола за обедом - чувствуется, с каким вниманием и любовью создавались все эти детали, что добавляет достоверности и красоты происходящему вслед за игрой актеров...
В этой связи немного жаль, что исчез такой персонаж как Левин. Это ведь сам Лев Толстой (в идеале).
А мне не жаль) мне как раз понравилось, что нет этих всех Толстовских философствований о смысле жизни, мироустройстве, и как сделать так, чтоб всем хорошо и тд, и тп. Мне именно понравилось, что взята одна линия отношений Карениной с Вронским без отвлечений на другое - я и книгу когда читала, то особенно меня впечатлило именно это, насколько точно переданы подобные отношения, насколько точно переданы все переживания и метания, накручивания себе лишнего у женщины подобного склада, как будто кто-то залез ей в голову - читаешь и словно в зеркало смотришь - я даже уверена, что эту линию писала женщина, возможно жена Толстого, но имхо мужчина такого знать просто не мог)
В общем, я думаю, что фильм стоит посмотреть.
Согласна - однозначно стоит! :agree:
Особенно хочется отметить то, что Шахназаров в отличие от остальных не стал привлекать любителей зрелищности и не показал сцену с поездом финальную! не дал того мяса, на которое клюют) НО что ценно - и без этой кульминационной сцены и, не показав по сути саму смерть Вронского, он все равно довел меня до таких слез, что я долго не могла успокоиться... Просто эти слова Вронского сыну Анны о том, что она не умерла, а кажется, что просто уехала куда-то и не хочет возвращаться все эти годы - это настолько точная передача ощущений от потери близкого человека, что если ты сам испытывал такие же ощущения - ты не сможешь остаться безучастным...
Единственно, чего не было, но чего хотелось:
Показать спойлер
Я ждала, что в финальной сцене в тумане на вокзале он ее увидит, как она его ждет...
Показать спойлер
Хелен
Досмотрела. Для меня однозначно - лучшая экранизация.
Я считаю, идеальное попадание всех героев - и Анна, и Вронский, и уж тем более Каренин. И так я рада, что не одной мне понравился. А то после разгромной критики в интернетах начала думать, что со мной не так.
BelKa
(мрачно) "Анна Каренина" без Левина - это не "Анна Каренина". Это не экранизация, а какая-то "по мотивам романа".
Нафиг, лучше книгу перечитать.
BelKa
Досмотрела. Для меня однозначно - лучшая экранизация.
Я считаю, идеальное попадание всех героев - и Анна, и Вронский, и уж тем более Каренин. И так я рада, что не одной мне понравился. А то после разгромной критики в интернетах начала думать, что со мной не так.
А кто громит-то? критики или простые буряты, как мы с Вами?) среди простых обывателей такое неудивительно, предвзятых всегда много людей, тяжело свои устоявшиеся представления менять, но особенно умиляют отзывы в духе "не смотрел, но осуждаю", нельзя Боярскую в Каренины и тд и тп - так и хочется тоже зарегиться и написать - ну не смотрел, так и молчи сиди, кто тебя спрашивает-то)) особенная печаль на кинопоиске - так-то у Соловьева вообще просто ужас был, а не Каренина, но на него даже есть зелененькие положительные отзывы, а тут что-то прям с людьми такое... странное :dnknow: ну ладно еще, когда субъективная нелюбовь к актрисе, актеру, но кто-то даже умудрился написать, что эпоху не передали - ну это совсем слепой что ли человек смотрел или белье гладил параллельно или что)))
Хелен
здесь действует субъективная нелюбовь к актрисе Боярской, у меня например. Но я не смотрел, и молчу...
prorabb
Но я не смотрел, и молчу...
:biggrin: Да ладно, сказать, что Боярская не нравится, все имеют право, я ж про другое написала)) Я тоже не люблю Боярскую) ни как играет, ни внешне, особенно внешне - но я признаю, что в данном случае Каренину она сыграла отлично просто, на мой вкус, мне оч.понравилось. Умеет она играть не только себя саму - теперь я это знаю)
Хелен
Там в фильме символизм, граничащий с мистикой.
Само "кидание" под поезд было бы лишнее. Достаточна сцена несущейся инфернальной чёрной-чёрной кареты, запряжённой вороными лошадьми и управляемой Мефистофелем, в которой сидит накручивающая себя самоубийца, откровенничающая со служанкой на пределе эмоций...

А девочка-китаянка это и есть реинкарнация Анны - вместе сведены три ключевых персонажа.

Кстати, в некотором смысле судьбу Анны повторил никто иной, как сам Лев Толстой. Это ведь он тоже на пределе эмоций ушёл из дома и умер на станции Остапово.
А до этого годами доводил жену и домашних в стиле "поздней" Анны.
Которая после тяжёлых родов фактически перешла в другое состояние - в её сне еёй предрекали смерть при родах, и она отнеслась к этому крайне серьёзно.

Хотя дама она была не глупая, даже давала дельные советы профессионалам архитекторам после прочтения соответствующих книг.

Ни Толстому, ни Анне не было места в той системе.
BelKa
Обращают внимание на рецензии в так называемых топах, в которые отбирают специально.

К тому же есть куча людей, которым не нравится принципиально всё, типа - окружающие не доросли...
Spirit
Ох, вот эта сцена с каретой меня потрясла.

И у меня такое впечатление, что кроме меня Боярская никому не нравится. А мне она уже давно интересна. Есть еще кто-то, кому она нравится? )
Spirit
Само "кидание" под поезд было бы лишнее. Достаточна сцена несущейся инфернальной чёрной-чёрной кареты,
Да, и за это мое отдельное спасибо Шахназарову, я боялась, что сцена с поездом мне не понравится, а он нашел иной способ показать кульминацию.

А девочка-китаянка это и есть реинкарнация Анны
Думаете?.. я в таком ключе не думала, честно сказать. у Анны день рождения весной?

доводил жену и домашних в стиле "поздней" Анны.
Для меня стили все же разные) У нее скорее стиль жены Толстого все-таки.

Которая после тяжёлых родов фактически перешла в другое состояние - в её сне еёй предрекали смерть при родах, и она отнеслась к этому крайне серьёзно.

Хотя дама она была не глупая,
А истерический тип личности никак от ума не зависит же, можно и умной быть, и глупой, психотип от этого не изменится же. Я не думаю, что во главе ее метаний стоит предсказание смерти при родах, все же она была склонна к такого рода эмоциональным проявлениям, как человек сам по себе, такой тип женщины, хотя конечно определенные обстоятельства, особенно неудовлетворенность какими-то обстоятельствами своей жизни всегда помогает таким чертам проявляться сильнее, это да.
BelKa
Прочла, кто хаит – про Лозу вообще молчу, и товарищ Садальский, который сам-то уже забыл, наверное, когда в чем-то приличном играл. Сам халтурит по третьесортным антрепризам, и еще туда же - кого-то осуждать пытается, ну смешно же.

А про то, что Анна без Левина - не Анна – это прямо сексизм/шовинизм какой-то))) Фильм называется «Анна Каренина.История Вронского», а история отношений Анны с Вронским ключевая и самодостаточная вполне и без Левина с его размышлениями о том, как надо любить мужика-крестьянина.

Меньшова отлично сказала, я лучше не скажу:
«Это авторский взгляд на узко-выделенную мелодраматическую линию романа Толстого. Пристальный анализ человека. Отношений. И просто фантастическое исследование женского характера. Причем, трактовка не совсем вольная, а совершенно в ключе самого Льва Николаевича.
Эдакая "Крейцерова соната" - наоборот. От женского лица. Образ далеко не комплиментарный. Впитавший в себя оттенки истеричности конкретной женщины, Софьи Андреевны Берс (неизменной музы женских образов Толстого), и нарождающийся дух феминизма, и тупик религиозности, подменивший содержание внешней формой приличий. Именно такую Анну, мощную натуру, одержимую гордыней, и всеми, рожденными этим душевным недугом страстями, и воплотила Елизавета Боярская. Блестяще. С беспощадной правдой. И безупречной мотивацией последнего шага - под поезд».
Хелен
А про то, что Анна без Левина - не Анна – это прямо сексизм/шовинизм какой-то)))
:eek:
Мда... столь причудливого прочтения значения слов "сексизм" и "шовинизм" я пока еще не встречала.
Впрочем вот эта фраза "ключевая и самодостаточная вполне и без Левина с его размышлениями о том, как надо любить мужика-крестьянина" наталкивает на мысль, что с содержанием романа "Анна Каренина" все знакомство ограничилось книжкой "Все произведения школьной литературы в кратком пересказе".
С другой стороны, стоит порадоваться за Шахназарова, что он нашел свою ЦА и так метко в нее попал. :ухмылка:
Thierry
Оля, ты как всегда добра и мила)
Хелен
Как хорошо заметил немецкий психолог Леонгард, автор теории акцентуированных личностей, Лев Толстой описывал не индивидуумов, а типажей.
В этом смысле - романы Толстого скорее социологические энциклопедии.

Это, кстати, даёт отличные возможности для актёров - привлечь социологический материал для формирование образа.
При этом хороший актёр всегда может конкретизировать и углубить психологически образ. Кстати, это и произошло.

Но думаю, что Анна это персонаж вовсе не с истерической акцентуацией (не путать акцентуацию с психопатией). У неё скорее маниакально-депрессивная акцентуация.
Вот у неё есть своя концептуальная система "про любовь". Она отвечает Вронскому не припадками, а формирует весьма продуманные идейные ответы.
Она способна самостоятельно прочитать технические книги и даже освоить материал. Для истерической натуры это непосильная задача.

Не исключено, что стресс от тяжёлых родов усилил депрессивные тенденции.

К тому же истерички обычно пытаются демонстративно имитировать самоубийство, причём в присутствии того, кого считают виновником несчастий. А Анна совершает самоубийство целенаправленно.
Разумеется, в связи с повышенной эмоциональностью депрессивные состояния у женщин протекают более "художественно" и тяжело.
Что, кстати, удалось показать актрисе.

Кстати, экранный Вронский тоже уверен в целенаправленности самоубийства подруги. В ответ на вопрос её сына о том, что это самоубийство можно было при определённых стечениях обстоятельств предотвратить , от отвечает - в ТОТ раз да.

Что касается , так сказать, оккультной стороны фильма, то мне показалось, что режиссёр подводит именно к такому выводу - китаянка это перевоплощение Анны. Шахназаров интеллектуал и очень расчётливый человек - ну, руководит студией с прибылью.
Поэтому иначе художественно оправдать введение этого образа нельзя.
Ну зачем тогда какая-то девочка в той ситуации? Она ни в каких сюжетных ходах иначе не задействована.

К тому же Вронский выразился так - меня сейчас влечёт Пекин, как раньше влекла Флоренция.

Очень, кстати, идейно. Флоренция центр Эпохи Возрождения.
А в Пекине его интересовали буддийские храмы.
Spirit
Но думаю, что Анна это персонаж вовсе не с истерической акцентуацией (не путать акцентуацию с психопатией). У неё скорее маниакально-депрессивная акцентуация.
Не исключено, что стресс от тяжёлых родов усилил депрессивные тенденции
Я не сильна в психологических терминах, потому тут спорить не могу) поведение истерического типа мне видятся впрочем тоже, ну и депрессия конечно на лицо. И что она усилилась от тяжелых родов - тоже факт :agree:
Кстати, экранный Вронский тоже уверен в целенаправленности самоубийства подруги. В ответ на вопрос её сына о том, что это самоубийство можно было при определённых стечениях обстоятельств предотвратить , от отвечает - в ТОТ раз да.
Я и не отрицаю, что оно было целенаправленное, конечно, как и не думаю, что истерического типа женщина не способна на такое. Могу ошибаться, ибо мы можем разные смыслы вкладывать тут просто, ибо опять же я не знаток терминологии.
Поэтому иначе художественно оправдать введение этого образа нельзя.
Ну зачем тогда какая-то девочка?
Я для себя думала, что это, возможно, такой своеобразный отсыл к образу его дочери, шанс проявления утраченных понапрасну отцовских чувств, возможно... надо будет посмотреть, в какое время года Анна родила дочь)
Хелен
Истерический тип - демонстративный. Стремящийся произвести впечатление непосредственно - здесь и сейчас. По любому поводу. Даже если это повредит перспективам.
Хороший пример - Жириновский, не уступит любой женщине.
:улыб:

А маниакально-депрессивный тип живёт циклически. Фаза энтузиазма сменятся фазой депрессии.
Вот и роман с Вронским перешёл в прикладной аспект на волне энтузиазма.
Многие творческие личности - такие циклические личности. Особенно интеллектуалы.


Кстати, актёр, играющий Каренина, отлично передаёт эпилептоидную акцентуацию. То есть напор, склонность перебирать каждую мелочь, аккуратность, склонность к общению в стиле доминирование - подчинение. Повышенная религиозность тоже часто связана с эпилептоидными чертами.

Ну и вот - нестыковка акцентуаций, идейность обеих натур, мужа и жены, плюс 20-летняя разница в возрасте создавали все условия для конфликта интересов.

Нет, не подумайте, что я воспринял фильм как иллюстрацию к учебнику психологии.
Артисты и режиссёр отлично сумели внести в такую схему жизнь.
Но совпадение с психологической реальность придало фильму достоверность.

---

Всё-таки вероятнее всего в образе китаянки режиссёр намекает на более далекоидущие феномены, чем неудовлетворённость родительских чувств.
Например, он принимает подарок от неё в виде курительной трубки. Вряд ли это подарок дочери папе.

К тому же актриса скорее не китаянка, а кореянка, судя по внешности. Но это уж я не знаю как интерпретировать! Наверно - просто не нашли китаянку.

:ха-ха!:
Spirit
Хороший пример - Жириновский, не уступит любой женщине.
Ну я точно другое, значит, в это влкадывала))) для меня это скорее синоним нервомотательности другим и себе по-простому)))
Например, он принимает подарок от неё в виде курительной трубки. Вряд ли это подарок дочери папе.
Так это и не подарок же был - она их продавала, и он купил, монетку ей дал. Но я порылась в книге - нет, дочь не весной родилась, значит, не она)
К тому же актриса скорее не китаянка, а кореянка, судя по внешности. Но это уж я не знаю как интерпретировать! Наверно - просто не нашли китаянку.

:ха-ха!:
:biggrin: ну это уже мелочи жизни, не будем придираться)))
Хелен
В 19 веке и ранее тяжёлые истерические припадки были нормой жизни во всех слоях населения. У простолюдинов их называли кликуши.
А в средних и высших классах обычно падали в обморок, чему, кстати, способствовало ношение корсета - женщина среднего и высшего класса обязана была носить корсет, иначе это была баба или купчиха.
Истерики лежали днями в истерической дуге или неделями сжимали кулаки.

У Анны нет ничего подобного. Вот она взяла, нарядилась и поехала в театр, оставив Вронского дома. И там царственно сидела в ложе, не обращая внимание на скандал. Истеричка бы устроила Вронскому такую сцену, что он бы поплёлся с ней в полной прострации.
А так он что-то вычислял за и против, а потом приехал к антракту, но так и не решился войти в ложу.

Между прочим, Ломброзо (вроде-бы), побывав у Толстого предположил и у писателя сочетание истероидности с некоторыми чертами, свойственными паранойе.
Но он ведь мог и обидеться, на все подходы Толстой предложил ему пойти купаться.

Вроде и Чехов, приехав к Толстому, тоже - купался с ним.

А жена Толстого Софья вроде даже переписала "Войну и мир" начисто от руки несколько раз, так как муж всё время что-то переписывал. И звала мужа Лёвочкой.
Spirit
У Анны нет ничего подобного. Вот она взяла, нарядилась и поехала в театр, оставив Вронского дома. И там царственно сидела в ложе, не обращая внимание на скандал. Истеричка бы устроила Вронскому такую сцену, что он бы поплёлся с ней в полной прострации.
Ну подобного перечисленного не было - в дуге не лежала, конечно)) но не про театр, а по другим поводам же устраивала скандалы, придиралась к словам, к взгляду, изводила себя и его и тд, он даже говорил, что уже сходит с ума от них и так не может продолжаться - это для меня и есть истерики.
Между прочим, Ломброзо (вроде-бы), побывав у Толстого предположил и у писателя сочетание истероидности с некоторыми чертами, свойственными паранойе.
Но он ведь мог и обидеться, на все подходы Толстой предложил ему пойти купаться.
Я читала, что всем творческим личностям свойственны те или иные психические отклонения, писателям одни, художникам другие, музыкантам третьи, поэтому не удивлюсь, что и у Толстого было что-то)
А жена Толстого Софья вроде даже переписала "Войну и мир" начисто от руки несколько раз,
Я тоже читала об этом, потому и говорю, что раз она принимала участие, переписывала его работы, то вполне могла и поучаствовать в работе над содержанием, почему нет) когда я читаю размышления Анны, то невольно возникает стойкая мысль, что это писала женщина, ну или диктовала) имхо, только женщина могла знать этот ход мыслей)
Хелен
В мировой литературе самые культовые женские персонажи созданы мужчинами.

Вот Флобер "Мадам Бовари". Даже сюжет соприкасается с Толстовским. Только персонаж - буржуазный и провинция. И тоже - кончает жизнь самоубийством.
А Флобер говорил - мадам Бовария это я!

У Толстого культовых женских персонажа штуки три - Анна, Наташа Ростова и Катюша Маслова, простолюдинка из "Воскресения".

У Лескова - "Леди Макбет Мценского уезда".

А у Чехова вообще - "Три сестры", "Чайка", да и в "Вишнёвом саде" и "Дяде Ване" впечатлющие женские персонажи.

Горький - "Васса Железнова".

Это интересный феномен в русской литературе того времени - появление женских персонажейс большой концептуальной активностью. В смысле - концептуально самостоятельных по сюжету.
Spirit
У Толстого культовых женских персонажа штуки три - Анна, Наташа Ростова и Катюша Маслова, простолюдинка из "Воскресения".
Нет, я не отрицаю культовости и величия всех перечисленных персонажей, как и у других авторов-мужчин) но я немного о другом говорю все-таки. Наташа Ростова не вызвала во мне такого же стойкого ощущения при прочтении, и все героини Чехова тоже и тд, а вот именно все те внутренние накручивания себя Анны Карениной - они для меня прям истинно женские, и я прям чувствую сердцем, что это взято именно из женской головы, как бы кто со мной не соглашался)
Хелен
Ну, не исключено, что Лев Николаевич каким-то образом консультировался с дамами по этому вопросу.
С женой, например.
Обсуждал, прислушивался к мнению.

Психологии как таковой в европейской культуре тогда ещё не было. Как ни странно. Вообще.
В конце 19 века появился журнал в России с названием "Вопросы философии и психологии".
То есть - считалось, что самостоятельного подхода нет.
Вся психология стала развиваться как наука с начала 20 века.

Вот как раз под влиянием Достоевского и Толстого.
Достоевский и ввёл понятие бессознательного.
И повлиял на Ницше и Фрейда, кстати.
И роман "Анна Каренина" тоже оказал мощное влияние на этот процесс.

Кстати, попытки объяснить психическую жизнь рефлексами предпринял Сеченов. Даже написал монографию - "Рефлексы головного мозга". Её тут же запретили и изъяли из продажи по требованию православной общественности и церкви.
А в романе "Анна Каренина" это словосочетание - рефлексы головного мозга - вспоминает Стива Облонский, когда приходит в очередное замешательство.
Spirit
Ну, не исключено, что Лев Николаевич каким-то образом консультировался с дамами по этому вопросу.
С женой, например.
Да-да, жена однозначно внесла свою лепту в этот образ, я думаю :yes.gif:

Вот как раз под влиянием Достоевского и Толстого.
Достоевский и ввёл понятие бессознательного.
Читала, что героям Достоевского тоже кучу псих.диагнозов медики приписывают, и ему самому тоже) мне лично нравится, что у него много героинь-женщин тоже непростых)
Хелен
Способность интегрировать впечатления и трансформировать их в образы и сюжет - признак хорошего писателя.
Поэтому и советуют брать в качестве прообразов живых людей, а не конструировать марионеток чисто ментально.
Искусственные персонажи - безжизненны.
Так что - много кто вносит свой вклад в художественные произведения.

Вот про Толстого самого вспоминают, что реально он всегда оставался - офицером, как бы не наряжался и самовыражался. Таким - Вронским.
Ну и , разумеется, в Анне много чего от Софьи Берс.

Ну, а Булгаков почти всё свою Маргариту списал со второй жены, хотя "Маргарита это я" утверждала - третья, которая и сохранила текст книги.

.....

Самое интересное, что, судя по всему, у Достоевского не было никакой эпилепсии. Как бы он это не утверждал.
А что было? Кто его знает.

Он писал, что называется, на злобу дня. Сюжеты часто брал из газет. И считался немного неприличным писателем.
Spirit
Способность интегрировать впечатления и трансформировать их в образы и сюжет - признак хорошего писателя.
С этим, думаю, вряд ли кому придет в голову поспорить.
Так что - много кто вносит свой вклад в художественные произведения.
Это тоже, думаю, всем известно. :agree:

Ну и , разумеется, в Анне много чего от Софьи Берс.
Разумеется) в выше приведенной цитате Меньшовой говорится об этом же.
Хелен
Э-хе-хе...
Действительно, получается, что писать романы - проще простого!
Но почему-то хорошо выходит только у гениев....
:ха-ха!:

Зато горе-критиков - навалом!
В кои-то веки в РФ получился фильм, и самые шустрые сразу поспешили облить грязью.
Но - не получилось!
Это значит - фильм действительно хороший!
Spirit
Действительно, получается, что писать романы - проще простого!
Не смейтесь, я такого не говорила :1:

Зато горе-критиков - навалом!
В кои-то веки в РФ получился фильм, и самые шустрые сразу поспешили облить грязью.
А вот это реально грустно очень:(( и неожиданно, что столько много зашоренности, закостенелости какой-то... читаешь и диву даёшься - как будто разные фильмы смотрела с ними... По-моему, даже с Карениной Джо Райта не было таких гадких излияний в комментариях, какие текут сейчас в инете... о предвзятости вообще уже не говорю, да и обозвать Шахназарова дураком - это ж святое для нашей так называемой либеральной части общества :dry:
Хелен
Ну, в экранизации русской классики иностранцами есть свои интересные особенности, а именно - преломление образов в другой ментальности и культуре.
Что-то среднее между фильм-балетом и драмой.

А иногда многое даже нравится.

Например в экранизации англичанами "Войны и мира" персонажей играли актёры одного с ними возраста.
Ведь в романе это - молодые люди.
А у нас почему-то часто роли исполняют артисты явно лет на 10-15-20 старше.

Или вот однажды видел спектакль Питера Штайна "Дядя Ваня" с итальянскими актёрами. Спектакль по любым критериям - выше среднего значительно.

.....

Что касается Шахназарова, то ему многие завидуют.
Плюс ненавидят за его умеренную политическую позицию. Хотя апологетом власти его назвать нельзя.
Ко многому он относитится критически.
Что, кстати, ассоциативно отразил в фильме.
Spirit
Ну, в экранизации русской классики иностранцами есть свои интересные особенности, а именно - преломление образов в другой ментальности и культуре.
Что-то среднее между фильм-балетом и драмой.

А иногда многое даже нравится.
Согласна, про фильм-балет в точку!) :agree: И мне кстати тоже, бывает, нравится - та же Каренина Джо Райта с Кирой Найтли мне понравилась, хотя это и не совсем Каренина, и Найтли в общем и не Каренину играла, а скорее себя, как обычно, но все равно сам фильм неплохой, необычный и интересный по стилю с этой нарочитой театральностью, в том числе в декорациях, с игрушечными паровозиками и тд. - своеобразная находка, имхо.
Что касается Шахназарова, то ему многие завидуют.
Плюс ненавидят за его умеренную политическую позицию. Хотя апологетом власти его назвать нельзя.
Ко многому он относитится критически.
Как и любой адекватный человек относится критически ко многому. :yes.gif: А Шахназаров адекватный, хоть и патриотически настроенный, и даже больше критически настроен он к нашим либералам из 90-х и их деятельности, за что конечно ни они, ни их почитатели не могут его любить, ибо для них он - "ватник и поцреот" (с) Поэтому, думается, снял бы он не Боярскую, а другую актрису, всеми любимую даже - все равно бы они его поливали))

Кстати, когда читала про все эти скандалы на счет Боярской, прочла, что, оказывается, и Каренину с Самойловой после выхода сразу ругали и критиковали в том же духе - что мол, какая это Каренина, сравнивали с театральной актрисой тех лет из театральной постановки про Каренину)) зато теперь для нынешних критиканов Самойлова - эталон, а какая Каренина из Боярской)) так что, думаю, в итоге и это перемелится, и все встанет на свои места так же, как и раньше) критиканов забудут, а замечательное произведение с замечательной актерской игрой останется!)
Хелен
Постановки , отражающие жизнь в другой культуре, цивилизации, предопределённо формальны.
Воспринимается только первый план. Второй, третий планы - неизвестны. То есть - больше половины деталей заменяются штампами и предположениями.
Поэтому они, постановки, в общем формальны до степени сравнения с балетом.

Англичане тоже смотрят с юмором русские фильмы "про Англию".

Наверное - всерьёз поставить такой фильм невозможно. В лучшем случае ограничиться именно дображелательным формализмом. Тогда и смотреть будет интересно.

Это даже касается классовых различий и профессиональных.
Многие фильмы "про учёных" смотрятся учёными с сарказмом - нелепые ситуации, типажи, мотивации.

В общем-то и неприятие фильма Шахназарова интеллигенцией это тоже классовая ненависть. Что и было заметно по стилю.
Увы, но интеллигенция и интеллектуалы это разные социальные классы.


Несомненно Шахназаров - интеллектуал.
И фильм по стилю - своеобразный интеллектуальный экшн. В этом смысле, действительно, появление такого персонажа как Левин было бы тормозом для развития всего действия.

А фильм с Самойловой это мелодрама.
Я против Самойловой ничего не имею. Но фильм с её участием так никогда досмотреть полность не смог. Так она мне антипатична в этой роли.

Хотя, повторюсь, формально фильм, включая игру Самойловой, безупречен.
Чисто мой субъективизм.
Кому-то вполне может понравиться.
Вот в "Летят журавли" Самойлова - самое то.

Но "Анна Каренина" Толстого это не мелодрама.
Фактически это пара манифестов.
Один из которых - сексуальный. В том смысле, что сексуальные роли перестают соответствовать системным установкам и реалиям. И это становится проблемой жизни и смерти. То есть - один из факторов напряжённости в обществе.

В этом контексте у Чехова есть тоже сексуальный манифест - "Дама с собачкой", но его тоже ставят как мелодраму.

А Самойлова в одном из последних в жизни интервью вспоминала даже, что роль Анны играла со своим первым мужем Лановым в роли Вронского, и что они, когда познакомились поближе, лишили друг друга девственности. Таким предельно романтическим тоном. Мне почему-то стало немного жалко старушку.
:улыб:
Spirit
Англичане тоже смотрят с юмором русские фильмы "про Англию".

Наверное - всерьёз поставить такой фильм невозможно. В лучшем случае ограничиться именно дображелательным формализмом. Тогда и смотреть будет интересно.
Согласна, но все же англичане выразили свое признание менно нашему Шерлоку Холмсу, за которого Ливанова наградили Орденом Британской империи - значит, удалось нашим передать что-то большее, видимо...

В общем-то и неприятие фильма Шахназарова интеллигенцией это тоже классовая ненависть.
Ну вообще же есть и представители творческой интеллигенции, кому понравилось и кто хвалит его работу, а всех критикующих записывать скопом в интеллигенцию я бы не стала, ибо даже судя по тону и лексикону некоторых из них, там и близко ничего от интеллигенции нет, как бы им самим не чудилось иначе))
А фильм с Самойловой это мелодрама.
Я против Самойловой ничего не имею. Но фильм с её участием так никогда досмотреть полность не смог. Так она мне антипатична в этой роли.

Хотя, повторюсь, формально фильм, включая игру Самойловой, безупречен.
Чисто мой субъективизм.
Кому-то вполне может понравиться.
Мне:улыб:Мне нравится с ней) я в детстве еще смотрела и потому когда уже во взрослом возрасте читала книгу, то все герои уже имели свои четкие образы в моей голове) И для меня лично это вместе с обозначенными Вами манифестами, все-таки и мелодрама, для меня там есть даже не одна мелодраматическая линия, а как минимум две или три, в том числе линия отношений Китти с Левиным ставится в противовес Анне с Вронским - они как бы идеальны, правильны что ли, такие, какими должны быть в идеале, на мой взгляд, в отличие от несчастных отношений Анны, которые конечно опередили свое время и свои общественные устои.
Хелен
Ну, Левин (или Лёвин) - это тот ещё персонаж.
Толстой несмотря на весь свой христианский пафос и маскарад с переодеванием (причуда аристократа) в практическом плане был самый реакционный помещик.
Не написал абсолютно ничего против крепостного права, и, судя по всему, был его сторонником.
А когда крестьяне подумали, что их барин-писатель либерал и предложили поделить землю, он тут же нанял охранников из кавказцев.

И вот Лёвин действует именно по таким схемам. Христианство христианством, но вв вопросах собственности на землю - он полный реакционер. Но по мысли Толстого - очень эффективный. Крестьяне других помещиков просят их купить.
Ну, наверное - купить землю, на которой расположена община. Психологически земельные отношения в России были довольно вычурными.

Ленин называл противоречия Толстого - кричащими. И называл его - зеркалом русской революции.

Ведь Толстой вполне мог стать реформатором русского христианства - что-то вроде русского Лютера. И что-то вроде русского протестантизма.
Он довольно складно создал концепцию соответствующую.
И даже за ним пошли часть общественности - толстовцы. Но психологические особенности гения были таковы, что он и тут всё испортил. Толстовцев он не любил.

Забавно, что есть действующая модель и сегодня - это кибуцы в Израиле.

Ну - Анна Каренина в штанах, так сказать.
Кстати, в то время женщин-модниц выходивших в брюках тут же забирали в полицию.
Spirit
Но психологические особенности гения были таковы, что он и тут всё испортил. Толстовцев он не любил.
:biggrin: Ну сложный был человек, да) на то и гений жеж)
Кстати, в то время женщин-модниц выходивших в брюках тут же забирали в полицию.
Как хорошо, что я не в то время родилась - не представляю жизни без брюк)))
Хелен
Тем не менее - роман "Анна Каренина" один из самых влиятельных в мире.

Он экранизировался в разных странах несколько десятков раз.

И влиял на всё - от быта до политики.

Хотя скорее вызывал больше вопросов, чем ответов. Но в этом и заключён эффект влиятельности.
Вопросы часто более эффективны, чем всякие призывы, агитки и наставления.
Они глубже проникают в подсознание и проделывают там более фундаментальную работу.
Особенно - те вопросы, на которые нет ответа.
Но результат действия - есть.

Вот в дзен-буддизмы умело заданные вопросы (коаны) в итоге приводят к просветлению.

Это , вероятно, почувствовал и Шахназаров.
Ведь фильм поставил много вопросов - и все без ответа.
Spirit
Тем не менее - роман "Анна Каренина" один из самых влиятельных в мире.

Он экранизировался в разных странах несколько десятков раз.
Бесспорно :yes.gif: А какие звезды мирового кинематографа только не играли Анну! К слову, с трудом представляю холодную красавицу Гарбо в этой роли, а пишут, что одна из лучших ее ролей...
Интересно, что в совсем старой еще немой экранизации американцы даже два варианта финала предусмотрели - один альтернативный счастливый для своей американской аудитории)
Хотя скорее вызывал больше вопросов, чем ответов. Но в этом и заключён эффект влиятельности.
Вопросы часто более эффективны, чем всякие призывы, агитки и наставления.
Согласна. Художник должен в первую очередь ставить вопросы, а ответы читатель/зритель может искать и сам... К слову, отделение церкви от государства и развитие светского общества с развитием гражданских прав и свобод предоставило некоторые свои ответы - как возможность официального брака без венчания, разводов и повторных браков, совместной опеки над общими детьми и тд и тп - в современных реалиях Анна могла бы жить долго и счастливо с Вронским, ну или как минимум не шагнуть под поезд...
Хелен
Да, в фильмах Анну играли самые культовые актрисы.

Но ситуация оказалась более глубокой.
Содержащей системные отношения.

Ну вот история с принцессой Дианой показывает, как личные отношения такого рода влияют на реакцию политической системы.

Структурообразующая часть системы живёт по очень жёстким законам. Если в обществе есть либерализм, то он предназначен для среднего и низшего классов.
Spirit
и здесь в политику полезли, прямо спасу нет!
prorabb
"Анна Каренина" предельно политический роман. Но без суеты.
О кризисе высшего класса.

А фильм Шахназарова ещё больше увеличил политичность первоисточника.
И тоже - без суеты.

Кстати, что и является его одним из секретов популярности.

Толстой писал не агитку, а насоящее исследование.
А заодно создал - что-то вроде архетипа.
А это на все времена.
Spirit
политичность не есть причина попопулярности, скорее наоборот. Во всяком случае для массового потребителя. А для других тоже скорее нет.
Spirit
Структурообразующая часть системы живёт по очень жёстким законам. Если в обществе есть либерализм, то он предназначен для среднего и низшего классов.
А у нас даже президент развелся - вот какой у нас либерализм :knix: :biggrin:
Хелен
Развод был даже в царской России.
Это, кстати, отражено в романе и в фильме.
Но церковь расторгала браки только по одной причине - супружеская неверность и по требованию пострадавшей стороны.
При этом тот, кто был уличён в супружеской неверности лишался права вступать в брак в течении семи лет после развода.

Например - так развёлся великий химик, мастер изготовления чемоданов и ценитель секса Дмитрий Иванович Менделеев. Причём по его вине.
Но значительно ранее гений решил жениться. И уговорил одного священника обвенчать их, что и было сделано. История стала известна.
Священника лишили сана.

Или наоборот. Философ Василий Розанов сначала женился на бывшей любовнице Достоевского, которая была старше его на полтора десятка лет.
Совместное существование не задалось.
Он ушёл к другой женщине, у них родились дети, но жениться и дать свою фамилию детям он не мог, пока законная жена не померла - она до конца не давала развод.

Кстати, фильм хороший есть - "Развод по-итальянски" - там механизм такого феномена отлично представлен.
Или другой итальянский фильм - "Дамы и господа". Там полиция хочет застать любовников на, так сказать, месте преступления. Один другому говорит:
- Пора врываться?
- Нет - отвечает второй - пусть разденутся. Когда мужчина без штанов, закон неумолим!

Ну так Каренин поэтому и не мог решиться на развод. Обвинять жену - позор для сына. Принять на себя - скандал и обман.

Что касается президента, то он как демонстративно православный должен был столкнуться с такой проблемой тоже. Но история об этом умалчивает.

Забавнее с Аллой Пугачёвой. Она по церковному обряду венчалась с Киркоровым. А потом развелась по гражданским законам и вышла замуж за Галкина.
Так что, если церковный брак не ликвидирован, то она может быть двоемужницей!
Впрочем - ей было бы к лицу!

:ха-ха!:
prorabb
Писатели и поэты конца 19 и начала 20 века в России - это главные революционеры.
Уже в начале 20 века образованный класс в России не думал и не чувствовалв рамках официальной идеологии.

Пути русской культуры и византизма разошлись окончательно...

Всё держалось на тонкой нити.

Чехов Бунину так и заявил - вот умрёт Толстой, и всё пойдёт к чёрту.
Spirit
Развод был даже в царской России.
Это, кстати, отражено в романе и в фильме.
Так я в курсе) потому и пишу, что с отделением церкви от государства и развитием прочих прав и свобод гражданского общества процесс развода стал гораздо проще и "доступнее", и Анне с Вронским в наше время жилось бы проще, если вон даже президенты разводятся и ничего)) а некоторые президенты даже живут годами вместе официально, а в официальный брак не вступают, как во Франции например))
Хелен
Это - публичные политики.
Их поведение должно быть примером для публики, то есть для среднего и низшего классов.

Непубличная часть системообразующего класса продолжает жить по своим принципам.
Вот там брак это обычно соглашение между кланами, семьями. Там просто так знаковые союзы не разрушишь.

Интрижки - да, до определённой степени. Но чтобы ломать структуру - это наказуемо.
Вот и в СССР в компартии и на военной и специальных службах развод крайне не поощрялся. Как и сексуальные излишества на стороне.
Это называлось - аморалка.
Обвинения в аморалке считались серьёзным системным нарушением. Ну, справедливо. Что это за системный кадр, который не контролирует сексуальный инстинкт.
И разрушает семью. Типа - предаёшь семью, предашь и всё остальное.

Вот Каренин и не был публичным политиком.
Если проводить аналогии, то на Вронского надавили бы по партийной линии, если бы подобное произошло в СССР.

:улыб:

А публичная политика всё больше становится шоу-бизнесом. А в шоу-бизне распущенность как раз - системное поведение.
Spirit
Вот Каренин и не был публичным политиком.
Если проводить аналогии, то на Вронского надавили бы по партийной линии, если бы подобное произошло в СССР.
А по-моему, вполне публичный он был, что и любой наш министр правительства, и зато Анна политиком не была) Не знаю, как бы было в советское время, а в наше Анна сама бы на развод подала и плевала бы на все кланы и их ханжеские нравы и устои , подменяющие содержание формой, внешней видимостью, ведь для неё главным была любовь:улыб: